Научная статья на тему 'Особенности трактовки морали и политики в российской философской мысли допетровской эпохи'

Особенности трактовки морали и политики в российской философской мысли допетровской эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древняя Русь / христианство / православие / язычество / мораль / нравственность / политика / философия / этика / война / власть / Ancient Rus / Christianity / Orthodoxy / paganism / morality / politics / philosophy / ethics / war / power

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов Д. В.

В статье рассматривается развитие философских взглядов в допетровской России, перемены к вопросу взаимоотношения морали и политики, влияние христианства на формирование философии в России с конца X по конец XVII веков. Проводится краткий анализ взглядов философов-богословов на соотношение политики и морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the interpretation of morality and politics in the Russian philosophical thought of the Pre-Petrine era

The article discusses the development of philosophical views in pre-Petrine Russia, changes in the relationship between morality and politics, the influence of Christianity on the formation of philosophy in Russia from the end of the X to the end of the XVII centuries. A brief theoretical analysis of the views of philosophers-theologians on the relationship between politics and morality is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности трактовки морали и политики в российской философской мысли допетровской эпохи»

Некрасов Д.В.

Адъюнкт Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

Особенности трактовки морали и политики в российской философской мысли допетровской эпохи*

Аннотация. В статье рассматривается развитие философских взглядов в допетровской России, перемены к вопросу взаимоотношения морали и политики, влияние христианства на формирование философии в России с конца X по конец XVII веков. Проводится краткий анализ взглядов философов-богословов на соотношение политики и морали.

Ключевые слова: Древняя Русь, христианство, православие, язычество, мораль, нравственность, политика, философия, этика, война, власть.

Nekrasov D.V.

Adjunct of the Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow.

Features of the interpretation of morality and politics in the Russian philosophical thought of the Pre-Petrine era

Abstract. The article discusses the development of philosophical views in pre-Petrine Russia, changes in the relationship between morality and politics, the influence of Christianity on the formation of philosophy in Russia from the end of the X to the end of the XVII centuries. A brief theoretical analysis of the views of philosophers-theologians on the relationship between politics and morality is carried out.

Key words: Ancient Rus, Christianity, Orthodoxy, paganism, morality, politics, philosophy, ethics, war, power.

Проблема соотношения политики и морали была актуальна на протяжении всей истории России. Начиная с IX века, философия, начинает занимать умы религиозных и политических деятелей славян. Разумеется, в тот период, говорить о занятиях философией в том виде, в каком мы привыкли видеть

ее сейчас, не приходится. Мудрствование, стремление сформировать картину мира и дать объяснение процессам, происходящим в природе и обществе, именно то, что следует относить к философии на Руси в IX веке. Краткие обрывки письменных и культурных памятников, таких как былины, послови-

* © Некрасов Д.В., 2022.

Особенности трактовки морали и политики в российской философской мысли допетровской

эпохи

цы, поговорки, говорят нам о том, что стремление обладать мудростью было на Руси еще до принятия христианства.

К сожалению, интерес к Древнерусской философской мысли возникший в XIX веке не нашел развития в довоенном Советском Союзе, так как по ряду идеологических причин данный пласт философской науки не вписывался в марксистско-ленинское учение. Ситуация резко изменилась в послевоенные годы. Выпущенная в 1968 году «История философии СССР» авторским коллективом (М.Н. Тихомиров, К.В. Шохин, Я.С. Лурье, М.В. Соколов и др.) подробно рассматривает русскую философию с IX по XVIII века, большое внимание в работе уделено истокам «мудрствования» на Руси. Вместе с тем были и такие работы советских ученых, которые не уделяли должного внимания дохристианскому периоду и ранним этапам укрепления христианства на русской земле. К примеру, «Русская философия XI-XIX веков» изданная в 1970 году (А.А. Галактионов, П.ф. Ни-кандров и др.) уделяет незначительное внимание русской философии допетровских времен, называя этот период «предысторией русской философской мысли», что совершенно не корректно. Конечно, начиная с дохристианского периода Руси, говорить об оформленном философском учении не приходится, поэтому рассматривая философию этого периода, мы говорим о совокупности концепций и идей философского порядка, но вместе с тем его зачатки наблюдаются и в период язычества. Кроме того, моральные принципы славян, так или иначе, влияли на политические решения их лидеров (военные походы за славой и богатством Олега, с последующим заключением мира во избежание бессмысленного кровопролития, походы Игоря на древлян под давлени-

ем дружины и традиций, месть княгини Ольги за князя Игоря и др.). В дохристианской Руси нормы морали трактовались обычаями и системой табу, зародившейся в родо-племенных условиях, а также влиянием язычества, требующего определенной модели поведения. Под влиянием вышеперечисленного каждый субъект общества выполнял свою роль и не требовал, как такового теоретического обоснования, почему он должен поступать именно так как предписывают ему обычаи и религия.

Принятие Русью христианства при князе Владимире в качестве государственной религии повлекло привнесение нового, внешнего источника в русскую мысль. Этот закономерный процесс духовной модернизации привел к столкновению «внутреннего», языческого начала и начала «внешнего», византийского, проявившегося в известном двоеверии. Причем, если в язычестве духовное и материальное, мирское оказываются нераздельно связанными, то в христианском эти начала явно разделяются: духовное, несомненно, выше, значительнее мирского. Язычники не видели необходимости в существовании единого государства, полагаясь на родовую структуру, в то время как христиане, особенно впоследствии, после утверждения в умах и политике эсхатологической концепции Третьего Рима, наоборот - считали существование «православного царства» необходимым1.

Период становления христианства в Древнерусском государстве характеризуется постепенной адаптацией об-

1 Лядов В.В. Мораль и право в политико-правовой мысли древней Руси XI-XII вв. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований.

- Ростов-на-Дону: Развитие юридической науки в России: история и современность, 2014. С. 894-897.

щехристианской морали, но в тоже время и радикальными, насильственными методами вовлечения в новую религию, что в разрез шло с христианской нравственностью.

Одним из первых на Руси, кто стал сопоставлять мораль (в данном контексте - христианскую мораль) с политическими аспектами, был митрополит Киевский Иларион. Закон Божий он ставил выше закона политического, предписанные христианством требования - выше требований человека. В предисловии к «Слову о Законе и Благодати» изданном в 2011 году, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) пишет: В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу - истоки русской соборности, «собранности» вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия. «Благодать же и истина всю землю исполни, - возвещал митрополит, - и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского2.

Важно заметить, что «Слово о Законе и Благодати» не является литературным произведением под авторством митрополита, а представляет собой запись торжественной речи Иларио-на Киевского. Вместе с тем всемирно признанный философ Сократ тоже не издавал сочинений и трактатов. Все наследие философа заключается в упоминаниях последователями философа о его рассуждениях и диалогах.

2 Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати // Русская цивилизация. - Москва: Институт Русской цивилизации, 2011. С. 6.

К подобным методам прибегал современник митрополита Киевского Илариона Феодосий Печерский, который не занимался созданием философских сочинений, а самой своей жизнью выступал ориентиром практической морали. Все свое учение он передавал слушателям и собеседникам в виде вербальных поучений. Кроме того, Феодо-сий Печерский активно участвовал в политической жизни Киева, к примеру, решительно выступил против князя Святослава, свергнувшего своего брата Изяслава в 1073 году3.

Отчетливо видно влияние морального компонента на политических лидеров и политику в целом в дошедших до наших лет произведениях Владимира Мономаха. В первой части «Поучений» князь пишет своим потомкам, давая им указания жить по-христиански, поступать по-мужски и помнить о Боге. Кроме того, в этой части подробно расписаны требования к поведению, а именно молиться, помогать бедным, почитать старших и Церковь, не лгать, не блудить, не пьянствовать и т.п 4.

Все эти правила были направлены на формирование нравственного лидера, а о том, что они применимы даже в военных походах, князь повествует в следующей части «Поучений Мономаха». Рассказы о военных походах князя Владимира на половцев, полочан, поляков и вятичей, отлично иллюстрируют, что необязательно пренебрегать моралью, ведя войны.

3 Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря [Электронный ресурс] // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН // URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4683/ (Дата обращения: 27.06.2011).

4 Поучения Владимира Мономаха [Элек-

тронный ресурс] // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/default. aspx?tabid=4874/ (Дата обращения: 15.04.2011).

Князя Владимира Мономаха можно считать первым в Российской истории мыслителем, который поднял вопрос о соотношение морали и политики в войнах, и оставил после себя задокументированные тексты, посвященные этой проблеме.

С усилением роли христианства на Руси, вопросы морали переходят под полную монополию церкви. Определение понятий добра и зла, нормы и не нормы происходило через призму библейских законов. Кроме того, деятели церкви активно продвигали идею, что государственная власть дается Богом. Так, например, Игумен Иосиф (Волоц-кий) будучи талантливым церковным писателем, принимал участие в определении характера взаимоотношений церкви и государства. С.Е. Руженцев пишет по этому поводу: Очевидно, что идеологические споры во времена Московского царства могли происходить преимущественно на религиозной основе. Да и моральные оценки основывались на христианском понимании добра и зла. Такой подход истолковывает добро как выражение и результат воли Бога. Поэтому мессианское учение Иосифа Волоцкого на рубеже XV - XVI вв. отражало стремление морально-ценностного оправдания действий центральной власти по ее укреплению и утверждение царя как Вседержителя, ответственного только перед Богом5.

Особое влияние на развитие философии в допетровской Руси оказал монах греческого происхождения Михаил Триволис (Максим Грек), который до пострига в монахи изучал философию в Италии, главным образом в библиотеке Медичи во Флоренции.

Не в состоянии противиться своим

5 Руженцев С.Е. Проблема морали и политики в социокультурных процессах России: дис. ... д-ра философ. наук / С.Е. Руженцев. - Иваново, 2020.С. 133-134.

моральным идеалам, продиктованным христианством, видя социальную несправедливость на Руси, Максим Грек выступил с открытой критикой власти. В частности, монах отделял церковь от политики, противился тому, что духовенство поддерживает местные власти, получая за это мирские блага. Взгляды Максима Грека получили поддержку у многих духовных лиц, в частности у монашества. Но вместе с тем, конфронтация с митрополитом Даниилом, учеником Иосифа Волоцкого, да и с иосифлянами в целом, послужила причиной для его ареста6. Кроме того, на Поместном соборе 1525 года Максим Грек был официально обвинен в связях с турецким правительством, после чего, монаха отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный человеком, чьи взгляды претили богослову. Сыграло против Максима Грека и то, что он выступал против расторжения брака Василия III с Соломонией Сабуровой, чем накликал на себя неприязнь правителя.

Создаваемые в условиях христианства частые нравственные нормы находили место в проводимой в Древнерусском государстве политике. Между тем, религиозные постулаты не всегда оказывались приоритетными у политических элит Руси. Череда междоусобиц, кровопролитных войн, авторитарность правления никак не вписывались в нормы христианской нравственности. Но правители находили выход - возводили соборы, церкви, монастыри, тем самым оправдывали свои действия перед Богом и народом.

После появления в России обильного количества печатных источников философской направленности в

6 Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия // Исторические исследования. - Москва: Квадрига, 2017. С. 217.

XVI - XVII вв., начинается преподавание философии в школах и академиях. Это послужило толчком для развития отечественной философии как академической науки. Между тем, проникновение западных философских учений произвело деформацию привычных, начиная с X века, философских взглядов распространенных на Руси. Разумеется, переводы западных и южнославянских авторов появились в Древнерусском государстве значительно раньше XVI века. Такие сборники как «Пчела», «Шестоднев», «Измарагд», «Златая цепь» и др. пользовались популярностью на Руси. В первую очередь это связанно с тем, что все они затрагивали христианскую веру, доминирующую в то время, но говорить об их радикальном влиянии на мировоззрение общества не совсем корректно.

Православие на Руси ввело в общество конфронтацию между духовной и материальной сферами, где доминантное место отводилось нравственности, а с распространением западной философии на первый план начинает выходить борьба политических законов с законами морали.

С приходом на царствование Петра I, а вместе с ним западного мировоззрения, закончился многовековой этап формирования и развития отечественной философской мысли Древнерусского государства. Начались радикальные перемены в отношении субъектов общества к политике и морали. В русскую философскую мысль проникли характерные западной картине мира индивидуализм и динамизм, началось строгое разграничение политической и моральной сфер.

References

[1] Lyadov V.V. Morality and law in the political and

legal thought of ancient Rus' in the XI-XII cen-

turies. // Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference "New trends in education and science: the experience of interdisciplinary research. - Rostov-on-Don: The development of legal science in Russia: history and modernity, 2014. P. 894-897.

[2] Metropolitan Hilarion. Word about Law and Grace // Russian civilization. - Moscow: Institute of Russian Civilization, 2011. P. 6.

[3] Pliguzov A.I. Controversy in the Russian Church

in the first third of the 16th century // Historical Research. - Moscow: Quadriga, 2017. P. 217.

[4] Teachings of Vladimir Monomakh // Electronic publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) RAS // URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4874 (15.04.2011).

[5] Ruzhentsev S.E. The problem of morality and pol-

itics in the socio-cultural processes of Russia: dis. ... Dr. Philosopher. Sciences / S.E. Ruzhentsev. -Ivanovo, 2020. H. 133-134.

[6] Theodosius, Abbot of the Kiev Caves Monastery // Electronic Publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) RAS // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspxTta-bid=4683/ (27.06. 2011).

Список литературы

[1] Лядов В.В. Мораль и право в политико-право-

вой мысли древней Руси XI-XII вв. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований. - Ростов-на-Дону: Развитие юридической науки в России: история и современность, 2014. С. 894-897.

[2] Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати // Русская цивилизация. - Москва: Институт Русской цивилизации, 2011. С. 6.

[3] Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия // Исторические исследования. - Москва: Квадрига, 2017. С. 217.

[4] Поучения Владимира Мономаха // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН // URL: http:// lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4874 (Дата обращения: 15.04.2011).

[5] Руженцев С.Е. Проблема морали и политики в социокультурных процессах России: дис. ... д-ра философ. наук / С.Е. Руженцев. - Иваново, 2020. С. 133-134.

[6] Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/ default.aspx?tabid=4683/ (Дата обращения: 27.06.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.