Научная статья на тему 'Особенности традиционной иранской архитектуры исламского периода'

Особенности традиционной иранской архитектуры исламского периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
856
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзаи Реза

Стиль и характер того или иного архитектурного проекта определяются, как полагают некоторые ученые, например, американский профессор Вильбер, тремя социальными факторами: потребностями общества, нуждающегося в этом проекте; запросами социальных групп, финансово заинтересованных в реализации проекта; возможностями архитекторов и строителей, выполняющих заказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Traditional Iranian Architecture of the Islamic Period

In the article a classification of hidden and open types of dwellings as well as architectural structures of the Islamic period are presented. There are shown advantages of organization of externally-internal space of dwelling, which help to enrich the contemporary architecture of Islam. Examples of architectural elements for comfort conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности традиционной иранской архитектуры исламского периода»

Особенности традиционной иранской архитектуры исламского периода. Реза Мирзаи

Стиль и характер того или иного архитектурного проекта определяются, как полагают некоторые ученые, например, американский профессор Вильбер, тремя социальными факторами: потребностями общества, нуждающегося в этом проекте; запросами социальных групп, финансово заинтересованных в реализации проекта; возможностями архитекторов и строителей, выполняющих заказ.

Изучение традиционной иранской архитектуры показывает, как эти три фактора оказывали влияние друг на друга, в результате чего реализовывались проекты. Ученым удается проследить, каким образом в разные периоды истории оказывались востребованными те или иные проекты, отвечающие запросам общества в разных географических зонах страны: пустынных, равнинных, гористых местностях, в районах, прилегающих к морскому побережью. Для более глубокого понимания особенностей иранской традиционной архитектуры необходимо четко представлять себе категоризацию и классификацию архитектурных сооружений разных периодов. Все сооружения могут быть разделены на две основные группы: культовые, которые включают в себя мечети, надгробные памятники, медресе (исламские школы), хосейние, такайа, мосалла (религиозные мусульманские сооружения в маленьком масштабе с меньшей детализацей); гражданские постройки, к которым относятся мосты, дворцы, хамам, базары, крепости, караван-сараи и жилые здания.

Мечеть является основным знаковым градообразующим сооружением, определяющим в той или иной мере облик города. Мечети обычно располагаются в его центре. Здание служит не только местом для молитвы, но и центром образования, местом общения людей и принятия общественных решений. Во времена принятия Ираном ислама мечеть представляла собой довольно простое в плане сооружение. Впоследствии иранские архитекторы вносили изменения и добавления в план в соответствии с традиционными представлениями о культовых сооружениях. Самый древний вариант

-■у

Рис. 1. План мечети с четырьмя входами

мечети имеет только один вход, ориентированный на Мекку, позднее был добавлен еще один вход, противоположный, последним по времени появления является план мечети с четырьмя входами. Этот тип мечети оказал сильное влияние на проектирование других городских сооружений, которые в разной мере стремились приблизиться к образу мечети (рис. 1).

Одной из важнейших характеристик мечети, согласно которой классифицируются эти постройки, являются орнаментальные украшения. Например, в период владычества турок-сельджуков большинство орнаментальных деталей было выполнено из кирпича. Во время правления Иль-ханидов мечети декорировались росписями по влажной штукатурке, а при Тимуридах и Сефевидах основным способом украшения становится художественная кладка изразцовой плитки. В конце этого периода наблюдается комбинирование различных техник - одновременное использование в качестве декорирования кирпича, росписей и изразцов.

Над могилами известных государственных и религиозных деятелей возводились надгробия. К ним относятся мавзолеи. По мнению иранских архитекторов, слово «мавзолей» происходит от словосочетания «имам-задех» (потомок Пророка). Мавзолеи являются важнейшими религиозными постройками после мечети. В плане мавзолеи могут быть круглыми, прямоугольными (чаще всего квадратными) или окта-гольными. В основе плана лежит идея о понимании симметрии как воплощения божественной гармонии. Сооружения, как правило, декорировались так же, как и мечети, но дополнительно применялись зеркала. Среди наиболее известных гробниц и мавзолеев можно назвать мавзолей Мир Хайдара Амоли в Амоле.

Хосейние,такайа,мосалла представляют собой приблизительно одинаковые по назначению культовые сооруже-

А"ч 1

Рис. 2. Один из примеров расположения внутреннего двора (миансара) и окружающих его помещений

ния, которые возводились без определенного плана за городом и служили временным местом молений. Как правило, они не украшались никакими орнаментальными декоративными деталями. С развитием городской цивилизации в Иране наблюдается их перемещение внутрь города на площади, перекрестки или вблизи базара. В качестве примера можно привести хосейние «Амир-чахмах» и «Пахне».

Одной из форм, повлиявших на формирование архитектуры Ирана исламского периода, является базар. Архитектура базара с течением времени усложнялась, появлялись перпендикулярные коридоры, выходящие на близлежащие улицы, длина основных галерей могла достигать километра при ширине прохода от 3 до 5 метров. Столбы и стены возводились из камня и кирпича, балки перекрытий были деревянными, иногда встречались кирпичные своды. Пол базара не мостился, так как грунт утрамбовывался шагами посетителей до каменной твердости.

Архитектурные элементы, формирующие пространство иранских культовых и гражданских зданий, различаются в зависимости от эпохи возведения здания и от наполняющих их значений. Рассмотрим в качестве примера минареты, входящие в комплекс медресе или мечети. Минареты в разные времена обладали различными формами и другими особенностями.

Основным элементом, влияющим на организацию городского пространства, является миансара (рис. 2) - внутренний двор, иногда атриум. Миансара является «душой пространства», главной характерной чертой как культовых построек (мечеть и медресе), так и общественных комплексов типа караван-сарая и даже частных жилых домов. Внутренний двор призван выполнять три главные функции: места отдыха, омовений и разгрузки.

В соответствии с исламской традицией и культурой жилые помещения должны быть изолированы от посторонних

Рис. 3. Типы жилищ:

1. Замкнутый тип жилища

2. Открытый тип жилища

глаз таким образом, чтобы взгляд одного человека не мог проникнуть в частное, личное пространство другого. Внутренний двор обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, в некоторых случаях встречаются восьмиугольные или круглые миансара. Главной характеристикой двора является его симметричность относительно двух перпендикулярных осей, так как по канонам исламской философии симметрия является воплощением Божественной гармонии.

Что касается декора внутренних дворов, то прежде всего внимание привлекает фонтан. Фонтан и бассейн всегда отделывались голубой изразцовой плиткой, цвет которой символизировал цвет неба, то есть являлся воплощением идеи чистоты. Фонтаны соединяются между собой протоком, имеющим ступенчатое дно, за счет чего создается звук струящейся воды, который олицетворяет райские звуки. Дно протока выложено также голубой изразцовой плиткой, имеющей неровную фактуру, так что поверхность воды колеблется и при течении создаются небольшие волны.

Обратимся к рассмотрению особенностей иранских жилых домов, построенных в традиционном стиле. Традиционное городское жилище Ирана представлено несколькими типами, каждый из которых в определенной степени связан с географией своего местоположения. Фундаментальные труды Мемориан Колам Хосейна, работы других авторов и изданные в Иране альбомы с фотографиями Язема Хазбанпо послужили основой для нашего исследования в этой области.

Анализ планировочных решений позволил предложить следующую классификацию схем традиционного городского жилища Ирана: замкнутый тип жилища, организованного вокруг двора, с окнами, выходящими только во двор; группа замкнутых типов жилища включает и варианты, когда дом занимает часть двора и окна выходят только во двор, окруженный глухими стенами; открытый тип жилища с окнами, выходящими наружу (на улицы, переулки) или во двор открытого типа (без глухих стен) или, наконец, дом с двором и окнами, выходящими и наружу, и во двор (рис. 3).

В качестве строительных материалов для замкнутого и открытого типов жилища используется камень и дерево (балки, балконы). Крыши - плоские. Пластическая разработка двора двухъярусными галереями несравненно богаче наружных стен здания, прорезанных двумя рядами окон. Только один главный фасад дома отмечен входом и легким балконом на консолях, идущим по второму этажу. Как пример рассмотрим дом Бо-руджердиха в г. Кашан, который представляет собой замкнутый

тип жилища. Композиционным центром является большой парадный двор. Вход в жилой дом организован через глубокую нишу, имеющую полуциркульную форму в плане. Стены ниши сильно изрезаны маленькими нишами, богаты светотенью. Это согласуется с исторически известными фактами появления в XIV веке пышно украшенных порталов в мечетях Ирана. Дверь часто покрывалась резьбой, орнаментальными узорами; декоративные вставки включались в композицию портала, нередко на них приводились цитаты из Корана или имена Пророков, Апостолов. Использовалась и художественная обработка металла; дверь иногда обивалась медью, устанавливались чеканные ручки, накладки.

За входом в доме Боруджердиха следует весьма типичная для иранского жилища входная группа небольших по размерам помещений. Это передняя, хашти - центрально-купольное помещение, генетически связанное, по-видимому, с древними типами жилищ, перекрывавшихся положен-

План первого этажа

План второго этажа

Продольный разрез

Рис. 4. Фрагмент застройки дома Боруджердиха

ными друг на друга каменными плитами. Далее следуют вестибюль и коридор, значение которого подготовить гостя к восприятию главного зрительного эффекта - выхода в парадный двор. Перед гостем, входящим из темноты коридора, вдруг распахивается небосвод, обрамленный архитектурой двора и зеленью, и все это отражается в зеркале бассейна, который является и хранилищем драгоценной влаги, и средством смягчения жары, и служит художественным приемом привнесения в дом божественного света неба, отраженного в воде.

Архитектура самого двора, имеющего, как правило, прямоугольную форму, и в данном доме сохраняет традиционное решение. Композиция симметричная, слегка нарушенная в трактовке боковых сторон, что вполне естественно, поскольку освещенная солнцем стена и стена затененная решены по-разному: первая - анфиладой лоджий, вторая -остекленными окнами.

Бассейн сильно удлиненной формы, но в перспективном сокращении приобретающий гармоничные пропорции, подводит взгляд к главному фасаду - веранде. Архитектура фасада проста и выразительна;трехмастная композиция общих крупных объемов сочетается с трехчастной структурой разработки каждого из объемов. Тема арок выражена в полную силу: арки имеют разные пропорции и размеры, но одинаково изящны. Рельефные украшения распределены согласно логике построения всего ансамбля: на боковых стенах помещены лишь неширокие резные фризы и накладки, над малыми арками боковых объемов главного фасада размещены более рельефно проработанные декоративные вставки с могарнасами и, наконец, на главном фронтоне веранды, контур которого тщательно прорисован, разыграна целая симфония рельефов, включающая круглые ажурные проемы.

За верандой следовал парадный зал, больший по размерам, чем зал при входной группе, и имеющий трех-частное деление. Зал перекрыт куполом, прорезанным световыми проемами, и увенчан фонарем. Этот купол вместе с бодгирами, украшенными богатой резьбой, придает всему зданию выразительный силуэт.

Интересен интерьер парадного зала. Богатство пластики стен наи-

более полно проявлялось при верхнем свете, причем этот свет имел и большое символическое значение: потолочное отверстие в форме круга олицетворяло связь пространства с Создателем, ведь Бог - это свет, а свет в доме - это Бог в доме. В подобных архитектурных приемах следует видеть тонкое понимание зодчими и хозяевами дома природы символических форм и проявление народом своих чувств и мыслей через философские и художественные образы. Поверхность сводов и парусов оформлялась традиционными для архитектуры страны декоративными элементами, подвешиваемыми к основной конструкции купола специальными тягами и образующими пластически богатую поверхность.

Часть дома Боруджердиха имеет помещения на втором этаже. На этом же уровне располагаются два дополнительных входа. Один ведет через переднюю в семейно-интимную часть дома и связывает ее с хозяйственной частью, другой, в боковой стене двора, ведет в соседний дом, где проживает родственная семья. Почти в каждом доме был большой, удобный, глубоко вырытый подвал, в который вела широкая открытая лестница прямо со двора под парадную веранду. Здесь находились большие помещения для отдыха в летнюю жару. Под сводами жили люди, а в боковых кладовых хранился

провиант, посуда, мебель, необходимые для приема «больших» гостей. При этом в доме было обязательным наличие специальных помещений (гардеробных) для хранения вещей, одежды, обуви, постельного белья. Предусматривались и помещения для прислуги.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что архитектуре Ирана было характерно соответствие масштаба человека и окружающей среды, под которой в данном случае понимается все - от города, улицы и переулка до двора, дома, комнаты, мебели. Высота 1-2-этажных зданий находилась в определенном гармоничном соотношении с двором, узкими улочками и переулками. Величина площади внутренних дворов - больше в богатых домах и меньше в домах семей со скромным достатком - также является своеобразным показателем соразмерности человека и среды, но во всех случаях архитектурный масштаб построек не подавлял человека, а, наоборот, даже его возвышал. Такое возвышенное ощущение прекрасного вызывает архитектура интерьеров и двора жилого дома Боруджердиха, а также многих других традиционных построек.

Литература

1. Иранский дом. Тегеран, Министерство жилищ и градостроительства. Т. 1 и 2, 2007, 224 с. (на перс. яз.)

2. Мемориан Колам Хосейн. Знакомство с архитектурой жилых ломов закрытого типа. 2-е издание. Тегеран, Издательство университета науки и технологии Ирана, 2004, с. 438 (на перс. яз.).

3. Основы философских и психологических понятий пространства. Тегеран, 2005 (на перс. яз.).

4. Первая специальная конференция по вопросам жилища. Тегеран, «Земля и дом», 1998 (на перс. яз.).

5. Толеб Мехди. Жилище и его функция в культуре // Специализированная конференция по жилищу. Тегеран, 2006, Национальная организация по вопросам земли и жилища.

6. Naghsh-E Ajab. Architectural drawing collection of Historical Monuments of IRAN. vol.1, 2007, p. 46, 112, 137, 156.

Peculiarities of the Traditional Iranian Architecture of the Islamic Period. By Reza Mirzaei

In the article a classification of hidden and open types of dwellings as well as architectural structures of the Islamic period are presented. There are shown advantages of organization of externally-internal space of dwelling, which help to enrich the contemporary architecture of Islam. Examples of architectural elements for comfort conditions.

Рис. 5. Декоративный орнамент, применяемый при оформлении жилья

62 2 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.