Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ПРИКАСПИЙ / ЕАЭС / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СВЯЗАННОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВАЯ СФЕРА / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пылин Артём Геннадьевич

В статье рассматриваются особенности взаимных торгово-экономических связей прикаспийских государств в контексте формирования Каспийского региона. Анализируются основные факторы развития внутрирегиональной торговли стран Прикаспия с учетом меняющейся конъюнктуры на мировых топливно-сырьевых рынках. На основе анализа связанности прикаспийских государств установлено, что формирование Каспийского региона находится на начальной стадии. Рассматриваются перспективные направления торгово-экономического сотрудничества прикаспийских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пылин Артём Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRADE AND ECONOMIC INTERACTION BETWEEN THE CASPIAN REGION COUNTRIES IN THE NEW GEO-ECONOMIC REALITY

The paper discusses the structural features of mutual trade and economic relations of the Caspian states in the context of the formation of the Caspian region. The main factors of the development of intra-regional trade of the countries of the Caspian Sea are analyzed, taking into account the changing situation in the world fuel and raw materials markets. Based on the analysis of the connectivity of the Caspian states, it has been established that the formation of the Caspian region is at an early stage. Perspective directions of trade and economic cooperation between the countries of the region are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

DOI: 10.48137/26870703_2023_22_2_60

Артём ПЫЛИН

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Дата поступления в редакцию: 20.06.2023.

Для цитирования: Пылин А. Г., 2023. Особенности торгово-экономического взаимодействия стран Каспийского региона в новой геоэкономической реальности. - Геоэкономика энергетики. № 2 (22). С. 60-71. DOI: 10.48137/26870703_2023_2_2_60

В статье рассматриваются особенности взаимных торгово-экономических связей прикаспийских государств в контексте формирования Каспийского региона. Анализируются основные факторы развития внутрирегиональной торговли стран Прикаспия с учетом меняющейся конъюнктуры на мировых топливно-сырьевых рынках. На основе анализа связанности прикаспийских государств установлено, что формирование Каспийского региона находится на начальной стадии. Рассматриваются перспективные направления торгово-экономического сотрудничества прикаспийских государств.

Текущие процессы геоэкономической фрагментации и неустойчивость роста глобальной экономики, торговые и санкционные войны стимулируют развитие регионального сотрудничества. В последние годы существенно активизировалось взаимодействие прикаспийских государств (ПКГ): Азер-

ПЫЛИН Артём Геннадьевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117218, Нахимовский просп., д. 32. E-mail: artem-pylin@yandex.ru. SPIN-код: 3160-8023. ORCID: 0000-0002-1979-3624.

Ключевые слова: Каспийский регион, Прикаспий, ЕАЭС, торгово-экономическое сотрудничество, связанность, нефтегазовая сфера, кооперация.

байджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на V Каспийском саммите в 2018 г. стало драйвером усиления взаимодействия в регионе. С 2019 г. вопросы торгово-экономического сотрудничества ПКГ стали обсуждаться в рамках Каспийского экономического форума (КЭФ). При этом имеющийся потенциал Каспийского региона (КР) пока не в полной мере используется для развития торгового взаимодействия ПКГ.

Взаимные торговые связи стран Прикаспия

За период 2012—2021 гг. взаимная торговля* товарами прикаспийских государств увеличилась в стоимостном выражении на 9,3 % и составила 35,2 млрд долл. При этом товарооборот ПКГ с третьими странами снизился на 13,6 % и составил 1022,3 млрд долл. В результате доля взаимной торговли ПКГ в общем товарообороте стран Прикаспия выросла с 2,6 до 3,3 % (рис. 1), что свидетельствует об усилении значимости прикаспийских государств друг для друга как торговых партнеров.

Рис. 1. Динамика взаимной торговли товарами прикаспийских государств в 2012-2021 гг.

Источник: составлено автором на основе данных ITC Trade Map.

Однако в страновом разрезе динамика взаимной торговли КР существенно различалась. За 2012—2021 гг. наибольший и единственный прирост

* Под взаимной торговлей ПКГ подразумевается экспорт стран Прикаспия на рынки ПКГ. В соответствии с методологией ЕЭК объем взаимной торговли товарами ЕАЭС рассчитывается как объем экспортных операций во взаимной торговле, т. е. оценивается аналогичным образом.

стоимостного объема экспорта в ПКГ отметился лишь в России — 18,0 % (до 24,6 млрд долл.). При этом в Казахстане экспорт в страны Прикаспия практически не изменился (7,8—7,9 млрд долл.), а в Азербайджане (1,0 млрд долл.), Иране (1,5 млрд долл.) и Туркменистане (288 млн долл.) отмечался спад внутрирегионального экспорта на 10,4, 20,4 и 34,6 % соответственно*. В то же время наиболее существенный прирост стоимостного импорта из ПКГ произошел лишь в Азербайджане и составил 36,8 % (до 2,6 млрд долл.). В Казахстане и Иране объем внутрирегионального импорта практически не изменился, составив 17,4—17,9 млрд и 1,8—1,9 млрд долл. соответственно. Россия и Туркменистан, наоборот, заметно сократили импорт из ПКГ — на 12,4 % (до 9,3 млрд долл.) и 40,2 % (до 1,3 млрд долл.) соответственно. Отметим, что Туркменистан сильно снизил стоимостные объемы внутрирегиональной торговли как по экспорту, так и по импорту.

Ведущее место во внутрикаспийской торговле занимает РФ. В 2022 г. наиболее крупный взаимный товарооборот был у Казахстана и России — 26,1 млрд долл., на втором месте был товарооборот России и Ирана — 4,9 млрд долл., на третьем — России и Азербайджана — 3,7 млрд долл. Обороты между другими парами каспийских партнеров колебались в пределах 0,5—1 млрд долл.

Зависимость ПКГ от внутрирегионального экспорта товаров относительно низка (2—13 %), поскольку для них основные рынки сбыта находятся за пределами Прикаспия — в ЕС и КНР, которые являются ключевыми потребителями углеводородов. Для Азербайджана, Казахстана и России основным экспортным рынком выступает Евросоюз, на долю которого в 2021 г. приходилось 38—59 % общего экспорта этих стран. В то же время для Туркменистана основной рынок сбыта находится в Китае, хотя в последние годы отмечалось значительное падение стоимостных объемов туркменского экспорта в КНР. Географическая структура поставок с выраженной тенденцией монополизации в пользу экспорта в Китай вынуждает Туркменистан искать новые рынки сбыта газа и наращивать добычу и переработку нефти [Мигранян, 2021]. Для Ирана географию сбыта определить сложнее, поскольку в 2021 г. для 28,0 % его экспорта страны назначения не были определены, что во многом объясняется использованием серых схем в поставках сырой нефти.

Ориентация ПКГ на взаимный импорт весьма значительна (23—43 %) для Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, что во многом определяется крупными поставками товаров из России и отчасти из Ирана. Для стран региона важными партнерами по импорту выступают также ЕС и КНР, а для Туркменистана, Азербайджана и Ирана — еще и Турция. Причем в импорте всех стран региона (кроме Туркменистана) отмечается снижение доли Евросоюза и заметный рост доли Китая (табл. 1).

* Здесь и далее (если не указано иное) — расчеты авторов на основе данных ITC Trade Map.

Иран имеет самые низкие доли внутрирегионального экспорта и импорта во многом из-за отсутствия полноценной зоны свободной торговли1 с другими странами КР*, трансграничных транспортно-логистических ограничений (незавершенность участка ж/д Решт — Астара) и определенной международной изолированности ввиду западных санкций. Но в последние годы в связи с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, запуском временного соглашения с ЕАЭС, урегулированием отношений с Туркменистаном ситуация постепенно меняется.

Таблица 1

Географическая структура внешней торговли товарами стран Прикаспия, %

Страны ПКГ ЕС Турция Китай

2012 2017 2021 2012 2017 2021 2012 2017 2021 2012 2017 2021

Россия Экспорт 4,0 4,5 5,0 44,4 42,3 38,2 3,1 5,1 5,4 6,8 10,9 14,0

Импорт 3,3 2,7 3,2 39,4 36,5 32,0 2,2 1,5 2,2 16,4 21,2 24,8

Казахстан Экспорт 8,5 10,7 12,9 48,5 48,3 38,6 3,5 2,4 4,9 17,9 12,0 16,2

Импорт 39,0 39,6 43,1 15,5 18,4 13,7 1,8 2,5 2,8 16,8 16,0 19,9

Туркменистан Экспорт 3,9 3,0 8,5 6,6 3,2 16,7 2,7 4,8 21,0 77,1 78,3 15,0

Импорт 23,2 19,8 28,5 14,0 21,4 21,5 15,8 23,6 21,5 18,1 8,4 11,2

Иран Экспорт 1,4 1,3 2,0 0,8 1,6 1,2 1,1 4,3 8,1 4,2 9,9 26,6

Импорт 3,7 1,6 3,4 18,8 20,3 10,1 7,4 6,2 10,0 15,9 25,4 24,1

Азербайджан Экспорт 4,9 4,5 4,7 47,0 56,8 58,8 2,5 9,1 12,7 0,8 2,9 0,6

Импорт 20,0 22,9 22,5 22,6 19,4 18,3 15,8 14,5 15,8 6,6 9,7 14,0

Источник: составлено и рассчитано автором на основе данных ITC Trade Map.

География поставок стран КР во многом определяется сложившейся инфраструктурой — международными транспортными коридорами [Вар-домский, Тураева, 2018], магистральными нефте- и газопроводами, которые обеспечивают не только внутреннюю связанность региона, но и его связи с соседними странами и регионами. В частности, действующие трубопроводы во многом обеспечивают связанность следующих групп стран:

1 Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ ЕАЭС — Иран, было подписано 17 мая 2018 г. и вступило в силу 27 октября 2019 г. // https://eec.eaeunion.org/comission/ department/dotp/torgovye-soglasheniya/iran.php.

* Помимо временного соглашения с ЕАЭС, Иран имеет еще одно соглашение с частичным охватом, выступая в качестве участника Организации экономического сотрудничества (ОЭС) вместе с Турцией и Пакистаном (соглашение вступило в силу 17 февраля 1992 г.). См. WTO Regional trade agreements Database.

Азербайджан — Грузия — Турция, Россия — Турция, Россия — Китай, Россия — Казахстан, Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай, Казахстан — Китай, Туркменистан — Иран. Железнодорожная магистраль Баку — Тбилиси — Карс выполняет важную функцию, связывая КР одновременно и с Европой, и с Азией.

Разнонаправленная динамика стоимостных объемов взаимной и внешней торговли ПКГ во многом была обусловлена меняющейся конъюнктурой на мировых топливно-сырьевых рынках, а также динамикой добычи углеводородов в рассматриваемых странах. За последнее десятилетие мировые цены на нефть и природный газ заметно снизились (рис. 2), что и повлияло на уменьшение стоимостных объемов внешней торговли рассматриваемых государств.

Рис. 2. Динамика мировых цен на нефть и природный газ в 2012-2021 гг.

Источник: составлено автором по данным BP Statistical Review of World Energy June 2022.

Все пять прикаспийских государств являются крупными чистыми экспортерами топливно-энергетических товаров, доля которых устойчиво превышает половину их общего экспорта. Так, в 2021 г. доля этих товаров колебалась от 53,4 % (Иран) до 88,4 % (Азербайджан).

Во взаимной торговле ПКГ отмечается более высокая доля неэнергетических товаров. Так, в казахстанском экспорте в Россию в 2021 г. доминировали черные металлы, руды и продукты неорганической химии, а во встречном импорте из РФ — ядерные реакторы, котлы и оборудование, черные металлы. В иранском экспорте в Россию преобладают фрукты и орехи, пластмассы, овощи, а во встречных поставках из РФ — злаки, жиры и масла, древесина. В азербайджанском экспорте в Россию доминируют фрукты и орехи, овощи, пластмассы, а во встречном импорте из РФ — зла-

ки, древесина, жиры и масла, черные металлы, ядерные реакторы, котлы и оборудование, а также средства наземного транспорта.

О торгово-экономической связанности Каспийского региона

Для оценки интенсивности торгового взаимодействия стран КР и их комплементарности воспользуемся коэффициентом торгово-экономической связанности (КТЭС)2. Для этого были выбраны все возможные десять комбинаций пар стран в рамках «прикаспийской пятерки» (табл. 2).

Проведенные расчеты показали, что за период 2012—2021 гг. торгово-экономическая связанность ПКГ возросла на 12,7 % и составила в среднем 0,231. Наибольший прирост связанности отмечался в парах Россия — Иран и Россия — Казахстан. В парах с участием Туркменистана (с Ираном, Казахстаном и Россией) произошло сильное снижение связанности. Отметим: несмотря на общий прирост связанности ПКГ, КТЭС данного региона почти в два раза уступает аналогичному показателю для ЕАЭС [Пылин, 2019].

Таблица 2

Динамика КТЭС ПКГ в 2012-2021 гг.

Пары стран 2012 2017 2019 2020 2021 Изменение в 2021 г. по сравнению с 2012 г., %

Россия — Казахстан 1,013 0,990 1,045 1,152 1,260 24,4

Россия — Иран 0,089 0,083 0,082 0,132 0,190 113,5

Россия — Азербайджан 0,151 0,163 0,182 0,189 0,177 17,2

Казахстан — Азербайджан 0,141 0,066 0,076 0,050 0,132 -6,4

Иран — Азербайджан 0,109 0,066 0,127 0,161 0,127 16,5

Туркменистан — Иран 0,168 0,081 0,105 0,063 0,104 -38,1

Казахстан — Туркменистан 0,134 0,046 0,062 0,057 0,097 -27,6

Казахстан — Иран 0,108 0,085 0,090 0,065 0,091 -15,7

Туркменистан — Азербайджан 0,077 0,187 0,223 0,113 0,088 14,3

Россия — Туркменистан 0,062 0,026 0,040 0,063 0,046 -25,8

ПКГ (ср. арифм.) 0,205 0,179 0,203 0,205 0,231 12,7

Источники: составлено и рассчитано автором на основе данных ITC Trade Map, IMF World

Economic Outlook Database April 2023.

2 КТЭС исчисляется как отношение стоимостных объемов взаимного товарооборота к суммарному ВВП (в текущих ценах) взаимодействующих стран и умножения полученной величины на 100. Этот коэффициент позволяет соизмерить связь роста экономики и взаимной торговли стран-партнеров.

Формирование Каспийского региона находится на начальной стадии, о чем свидетельствуют не только его сравнительно низкие средние значения КТЭС, но и высокая дифференциация связанности между странами внутри данного региона.

В 2021 г. сравнительно высокий уровень торгово-экономической связанности (1,260) наблюдался лишь в паре Россия — Казахстан, которые традиционно выступают друг для друга важными торговыми партнерами, являясь государствами — участниками ЕАЭС.

Средний уровень связанности (0,104—0,190) продемонстрировали пять пар в составе Россия — Иран, Россия — Азербайджан, Казахстан — Азербайджан, Иран — Азербайджан и Туркменистан — Иран.

Низкий уровень торгово-экономической связанности (0,046 — 0,097) показали оставшиеся четыре пары в составе Казахстан — Туркменистан, Казахстан — Иран, Туркменистан — Азербайджан и Россия — Туркменистан, что отчасти обусловлено отсутствием сухопутной границы между соответствующими парами стран (за исключением Казахстана и Туркменистана).

В повышении связанности КР с другими соседними странами и регионами особую роль играют три страны — Грузия, Турция и Узбекистан. Так, Грузия выступает как связующее звено между Западом и Востоком, учитывая ее ЗСТ и с ЕС, и со странами СНГ, и с КНР. Через Турцию проходят важнейшие международные транспортные коридоры и магистральные трубопроводы, обеспечивающие транзит грузов между Европой и Азией. Узбекистан — одна из ключевых стран Центральной Азии, обеспечивающая транзит грузов между Ираном, Туркменистаном и Китаем.

Перспективы укрепления торгово-экономического сотрудничества стран

региона

В 2022 г. произошли существенные изменения в динамике взаимной торговли стран Прикаспия, что во многом было обусловлено введением масштабных антироссийских санкций и последующим ростом мировых цен на углеводороды из-за эффекта «ловушки большой страны» [Ушкало-ва, 2022], а также запуском Россией механизмов разрешенного параллельного импорта. По данным МВФ, в 2022 г. средняя цена нефти выросла на 39,2 % и составила 96,36 долл. за баррель*. В результате растущие доходы от экспорта углеводородов на мировых рынках позволили некоторым странам КР существенно нарастить поставки из России. Так, в Азербайджане импорт из РФ в 2022 г. увеличился на 31,8 % и достиг 2,7 млрд долл. Столь значительный прирост во многом определялся увеличением стоимостных объемов поставок российской пшеницы, нефтепродуктов, сырой нефти,

* Простое среднее значение цен на нефть сортов Brent, Dubai Fateh и West Texas Intermediate.

древесины, плоского проката из железа и удобрений. Наращивание Азербайджаном импорта нефти из РФ и других стран региона (Казахстана и Туркменистана) происходило на фоне снижения собственной нефтедобычи. В то же время товарооборот между Россией и Ираном вырос на 20 % и составил 4,9 млрд долл.

Казахстан в 2022 г. нарастил стоимостные объемы поставок товаров в РФ на 25,1 %, что во многом определялось механизмом разрешенного параллельного импорта в России. В частности, по данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, за январь — август 2022 г. экспорт смартфонов (код 8517130000) в Россию составил свыше 294 тыс. штук на сумму более 116 млн долл. при отсутствии данных по этому коду за аналогичный период прошлого года. Республика также поставляла в РФ такую высокотехнологичную продукцию, как процессоры, контроллеры, карты памяти и смарт-карты.

В ближайшие годы усиление торгово-экономического сотрудничества в КР может стать одним из драйверов накопительной интеграции [Хейфец, 2023] в Евразии, что отвечает национальным интересам России, особенно в контексте введенных масштабных антироссийских санкций со стороны Запада. В соответствии с новой Концепцией внешней политики РФ одним из региональных направлений внешней политики страны является укрепление сотрудничества в зоне Каспийского моря исходя из исключительной компетенции пяти прикаспийских государств в решении всех вопросов, касающихся этого региона [Указ Президента РФ № 229, 2023].

На состоявшемся 5—6 октября 2022 г. II КЭФ были обозначены приоритетные направления сотрудничества ПКГ, среди которых — транспорт, энергетика, промышленная кооперация и технологии, защита окружающей среды и экологии Каспия, туризм. Были также обозначены некоторые национальные инициативы по дальнейшему экономическому сотрудничеству стран региона3.

В среднесрочной перспективе динамика взаимной торговли стран Прикаспия во многом будет определяться развитием трансграничной транс-портно-логистической инфраструктуры по линии МТК «Север — Юг», в том числе за счет строительства железной дороги Решт — Астара4, а также укреплением преференциального сотрудничества в регионе на фоне запуска полноценной ЗСТ «ЕАЭС — Иран» [Мамедов, 2023]. Другим перспективным направлением взаимодействия стран региона является развитие

3 Второй Каспийский экономический форум: итоги, 2023 // https://www.vavt-imef.ru/wp-content/uploads/2022/10/Moшtormg_85.pdf, дата обращения 01.06.2023.

4 В мае 2023 г. было подписано межправсоглашение между Россией и Ираном о сотрудничестве по созданию железной дороги Решт — Астара // http://kremlin.ru/events/president/ news/71144, дата обращения 01.06.2023.

сотрудничества в нефтегазовой сфере. В частности, ожидается наращивание транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана5, а также строительство четвертой ветки газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай. В текущих условиях возрастает необходимость налаживания производственной кооперации между прибрежными районами ПКГ. Важную роль в этой кооперации начинают играть особые экономические зоны, создаваемые странами возле их главных портов.

В то же время ожидаемое усиление со стороны Запада контроля за соблюдением действующих антироссийских санкций и их негативное влияние на развитие российской экономики могут сдерживать поступательный рост взаимной торговли и взаимных инвестиций в регионе. В этой связи требуется более тщательный отбор приоритетных отраслевых совместных проектов с учетом потенциала импортозамещения товаров и услуг из недружественных государств.

Список литературы

Указ Президента Российской Федерации № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // http://static.kremlin.ru/media/ events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf, дата обращения 01.06.2023.

Вардомский Л. Б., Тураева М. О., 2018. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов: Науч. докл. // М.: Институт экономики РАН. 66 с.

Хейфец Б. А., 2023. Новая модель международной экономической интеграции. // М.: Институт экономики РАН. 48 с.

Мигранян А. А., 2021. Внешнеэкономическая политика Туркмении: итоги десятилетия // Геоэкономика энергетики. № 1 (13). С. 43—66. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43.

Ушкалова Д. И., 2022. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3 (55). С. 218—226. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14.

Пылин А, Г. 2019. Проблемы повышения связанности постсоветской евразийской интеграции // Общество и экономика. 2019. № 11. С. 57—69.

Мамедов А. В., 2023. Каспийский регион как экономический центр «Большой Евразии»: перспективы международного сотрудничества особых экономических

5 «КазМунайГаз» и SOCAR подписали меморандум по транзиту нефти // Forbes Kazakhstan, 22 июня 2023 // https://forbes.kz/economy/energy-subsoil/kazmunaygaz_i_socar_ podpisali_memorandum_po_tranzitu_nefti/, дата обращения 01.06.2023.

зон Прикаспия // Вестник дипломатический академии МИД России. Россия и мир. № 2 (36). С. 54-65.

В мае 2023 г. было подписано межправсоглашение между Россией и Ираном о сотрудничестве по созданию железной дороги Решт — Астара // http://kremlin. ru/events/president/news/71144, дата обращения 01.06.2023.

Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ ЕАЭС — Иран было подписано 17 мая 2018 г. и вступило в силу 27 октября 2019 г. // https://eec.eaeunion. org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/iran.php, дата обращения 01.06.2023.

Второй Каспийский экономический форум: итоги, 2023 // https://www. vavt-imef.ru/wp-content/uploads/2022/10/Monitoring_85.pdf, дата обращения 01.06.2023.

«КазМунайГаз» и SOCAR подписали меморандум по транзиту нефти // Forbes Kazakhstan, 22 июня 2023 // https://forbes.kz/economy/energy-subsoil/ kazmunaygaz_i_socar_podpisali_memorandum_po_tranzitu_nefti/, дата обращения 01.06.2023.

PYLIN Artem G., Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Economics Russian Academy of Sciences.

Address: 32, Nakhimov Ave., Moscow, 117218, Russian Federation.

E-mail: artem-pylin@yandex.ru

SPIN-code: 3160-8023

ORCID: 0000-0002-1979-3624

FEATURES OF TRADE AND ECONOMIC INTERACTION BETWEEN THE CASPIAN REGION COUNTRIES IN THE NEW GEO-ECONOMIC

REALITY

DOI: 10.48137/26870703_2023_22_2_60 Received: 20.06.2023

For citation: Pylin A. G., 2023 Features of trade and economic interaction between the Caspian region countries in the new geo-economic reality. - Geoeconom-ics of Energetics. № 2 (22). P. 60-71. DOI: 10.48137/26870703_2023_22_2_60 Key words: Caspian region, EAEU, trade and economic cooperation, connectivity, oil

and gas sector, cooperation. Abstract

The paper discusses the structural features of mutual trade and economic relations of the Caspian states in the context of the formation of the Caspian region. The main factors of the development of intra-regional trade of the countries of the Caspian Sea are analyzed, taking into account the changing situation in the world fuel and raw materials markets. Based on the analysis of the connectivity of the Caspian states, it has been established that the formation of the Caspian region is at an early stage. Perspective directions of trade and economic cooperation between the countries of the region are considered.

References

Decree of the President of the Russian Federation No. 229 «On approval of the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation» // http://static.kremlin.ru/ media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf, accessed 01.06.2023. (In Russ.)

Vardomsky L. B., Turaeva M. O., 2018. Development of transport corridors of the post-Soviet space in the context of modern geopolitical and economic challenges

(scientific report). // M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 66 p. (In Russ.)

Heifetz B. A., 2023. A new model of international economic integration. // M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2023. 48 p. (In Russ.)

Migranyan A. A., 2021. Turkmenistan's Foreign Economic policy: results of the decade // Geoeconomics of Energetics. No. 1 (13). Pp. 43-66. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43. (In Russ.)

Ushkalova D. I., 2022. Russia's Foreign trade under sanctions pressure // Journal of the New Economic Association. No. 3 (55). Pp. 218-226. DOI: 10.31737/2221-22642022-55-3-14. (In Russ.)

Pylin A. G, 2019. Problems of increasing the connectivity of post-Soviet Eurasian integration // Society and Economics. 2019. No. 11. Pp. 57-69. (In Russ.)

Mammadov A. V, 2023.The Caspian region as the economic center of «Greater Eurasia»: prospects for international cooperation of special economic zones of the Caspian // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world. No. 2 (36). Pp. 54-65. (In Russ.)

In May 2023, an intergovernmental agreement was signed between Russia and Iran on cooperation on the creation of the Rasht - Astara railway // http://kremlin.ru/events/ president/news/71144. (In Russ.)

The Interim Agreement leading to the formation of the EAEU-Iran FTA was signed on May 17, 2018 and entered into force on October 27, 2019 // https://eec.eaeunion. org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/iran.php, accessed 01.06.2023. (In Russ.)

The Second Caspian Economic Forum: results, 2023 // https://www.vavt-imef. ru/wp-content/uploads/2022/10/Monitoring_85.pdf, accessed 01.06.2023. (In Russ.)

KazMunayGas and SOCAR signed a memorandum on oil transit // Forbes Kazakhstan, June 22, 2023 // https://forbes.kz/economy/energy-subsoil/kazmunaygaz_i_socar_ podpisali_memorandum_po_tranzitu_nefti/, accessed 01.06.2023. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.