Научная статья на тему 'Особенности толерантности в управленческой деятельности'

Особенности толерантности в управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1384
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ / СВОЙСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаньшерова Татьяна Владимировна

Показывается место и роль толерантности в управленческой деятельности. Характеризуются ряд аспектов толерантных отношений в управлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности толерантности в управленческой деятельности»

ББК Ю 959.18

Т.В. Шаньшерова

Особенности толерантности в управленческой деятельности

Управление относится к сферам деятельности, где взаимодействие носит рациональный характер: эффективность организации описывается понятиями максимизации прибыли (достижение максимальной прибыли при минимальных издержках). Однако понимание рационального действия не всегда одинаково у разных социальных акторов. Для разработки рационального действия необходима эффективная коммуникация, основным условием которой является такой социальный институт, как толерантность, куда можно включить и требования соблюдения этических норм в общении, и развитие социальной ответственности бизнеса перед обществом, и средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Проблема толерантного взаимодействия актуализируется в современной деловой этике. С позиций прагматизма, максимизация прибыли осуществляется любыми средствами: с развитием рыночных отношений, особенно в кризисный период экономики, в организационном поведении начинает абсолютизироваться идея конфликта, постоянной борьбы, применение жестких, единоначальных методов управления, распространение взглядов на человека в организации только как на рабочую силу, которая покупается и продается за заработную плату. «Съесть или быть съеденным», «офисные войны» - взаимодействие, основанное на обретении личной власти и влияния. Возможно ли толерантное поведение в ситуации «офисных войн»?

Возрастание конкуренции переходит и на уровень организаций, так как стремление к достижению личной выгоды, построение индивидуальной карьеры наталкивается на конкуренцию со стороны других сотрудников, и личная выгода может вступить в противоречие с целями организации. Деятельность по гармонизации личных интересов и интересов организации, приводящая к стабильности организации и дающая все возможности для дальнейшего развития, может быть признана толерантной.

Само понятие «толерантность» (от лат. 1о1егап1;1а - терпение) в психологическом словаре определяется как «отсутствие или ослабление реаги-

рования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

Поставим вопрос о сути профессиональной толерантности, которая может стать объектом управления, в том числе в политической сфере, что особенно актуально в период обострения всех социальных отношений, в связи с общемировым экономическим кризисом, что не может не выдвинуть государственную активность по урегулированию социальных отношений на первый план.

Причины, по которым государство обращается к идее толерантности, на первый взгляд, чисто прагматические - необходимость снижения социальной напряженности в обществе. Однако формирование подлинно толерантных отношений требует от государства развертывания более широких демократических преобразований, в том числе и повышения роли институтов гражданского общества.

Если обратиться к истории проблемы, то в условиях тоталитарного общества при взаимодействии между людьми взамен толерантности реализовывалась идея регламентации отношений между людьми, что достаточно эффективно осуществляло определенную стабильность и предсказуемость, уверенность как для человека, так и для чиновника-управленца в завтрашнем дне, создавало устойчивую видимость согласия, лояльности граждан существующему строю, что можно было интерпретировать в терминах толерантности в различных идеологических построениях, документах партии, правительства, статьях и монографиях ученых и общественных деятелей.

Включение толерантности в международный процесс цивилизационного развития требует от современного государства проведения соответствующей социальной политики, повышения статуса социальных институтов, способствующих формированию толерантного сознания внутри страны и поддержанию социальной терпимости (толерантности) внутри страны и в межгосударственных отношениях.

Развитие мирового сообщества характеризуется возрастанием фактора неопределенности, в нашей стране этот процесс совпал с переходом к рыночным отношениям и во многом способствовал повышению проявлений интолерантности в обществе.

Снизить значение этого фактора (неопределенности) можно либо стабилизировав развитие (вариант тоталитарного общества, с его стагниро-ванием противоречий, дававшим видимость стабильности), либо действительно развивая всевозможные варианты толерантного взаимодействия

различных субъектов в обществе, формируя соответствующее мировоззрение (толерантность к неопределенности) как у административно-руководящих сфер общества, так и у исполнителей управленческих решений, как со стороны работодателей, так и со стороны наемных работников.

Первым шагом в этом направлении является умение власти, субъектов социальных взаимодействий ненасильственно разрешать социальные конфликты, что позволяет сторонам принять особенности друг друга как равные и легитимные, независимо от того, насколько нежелательными могут казаться другой стороне некоторые особенности партнеров, акторов. Толерантность, таким образом, может выступать основой профессионализма института чиновников.

Идея толерантности возникла в религиозной сфере, однако значительная роль в ее становлении принадлежит государству. Политика толерантности в нашей стране начинается с отделения церкви от государства.

Органы федеральной и муниципальной власти при этом играют двойственную роль: с одной стороны, выполняют функцию принуждения при проведении политики по урегулированию конфликтных интересов, с другой - выступают носителями толерантного взаимодействия. Следовательно, содержание понятия «толерантность государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и служащих таможни» будет иметь свою специфику, связанную с функцией конкретного социального института.

Прежде всего к специфическим функциям можно отнести формирование толерантного сознания, создание условий для диалога представителей разных конфессий, урегулирование межнациональных отношений, создание условий для повышения уровня жизни как базы снижения общей национальной (социальной) напряженности, создание и внедрение реальной возможности нормативного регулирования конфликтных интересов, а также функции регулирования социальных конфликтов на международном уровне с помощью дипломатических методов и с помощью легитимного применения силы как одного из способов разрешения социальных (международных) конфликтов.

Выполнение каждой функции детерминирует своеобразие проявления толерантности, так как в идеальном понимании ни один социальный институт не может выполнить всех требований толерантного взаимодействия. Соответственно, мера толерантности для каждого системного элемента государственного управления будет своя.

Толерантность на государственном уровне предполагает выделение особых субъектов (профессиональных групп, институтов), которым делегируется реализация данной функции, путем осуществления определенной деятельности.

Профессиональную толерантность различных профессиональных групп следует рассматривать, учитывая функциональные особенности самого социального института, его место в системе социального управления, методы социального управления, применяемые данным институтом, функции по формированию толерантных отношений в обществе, а также методы, способствующие формированию толерантных отношений в обществе.

Социальные институты, проводящие политику по формированию толерантных отношений в обществе, можно классифицировать следующим образом: собственно сами органы государственного и муниципального управления (законодательные и исполнительные: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которым вменяется в обязанность управление формированием толерантных отношений на их территориях; государственные институты, призванные защищать государственные интересы, функционирование которых связано с разрешением социальных противоречий на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Функционирование этих институтов связано с применением принуждения, а зачастую и вооруженной силы как легитимного средства достижения государственных целей (социально значимых целей). К таким институтам можно отнести дипломатию, армию и, прежде всего, все низовые элементы бюрократического аппарата власти как первый необходимый вариант действия по разрешению конфликтных ситуаций по отношению к гражданскому обществу. Профессиональная толерантность представителей этих профессиональных групп детерминируется функциями социальных институтов по формированию толерантных отношений. Особенностью данных органов является достаточно жесткая нормативно закрепленная иерархия взаимодействия. Поэтому в институтах, связанных с легитимным применением силы, качество социальной терпимости не может прямо и непосредственно войти в систему норм и ценностей представителей конкретной профессионально-чиновничьей социальной группы в конкретных социальных условиях.

Второй группой институтов являются институты, не относящиеся напрямую к органам государственной власти, но призванные выполнять

государственный заказ по формированию толерантного сознания и формированию толерантных отношений, - институт образования и СМИ.

К третьей группе будут относиться все остальные институты, функционирование которых невозможно без согласия действий их представителей. Профессиональная толерантность определяется общими требованиями эффективного функционирования организации и специфическими особенностями организации. В первом случае толерантность можно рассматривать как необходимую составляющую профессионального взаимодействия на всех уровнях, во втором - требуется определить специфичность проявления толерантности в каждой конкретной профессии. Во многом специфика проявления толерантности зависит от функций социального института, в который входит учреждение или организация, и от норм взаимодействия в системе иерархии, принятой в социальном институте.

Управление толерантными отношениями включает в себя несколько аспектов деятельности руководителя (государственных и муниципальных органов власти).

1. Прежде всего, к таким аспектам относится пространственная характеристика толерантности аппарата управления: аспект влияния на общественные отношения, складывающиеся на определенной территории. В области толерантности это могут быть межнациональные и меж-культурные отношения, межконфессиональные отношения, профилактика экстремизма и ксенофобии и т.д. В основе своей эти направления деятельности государственных и муниципальных органов власти закрепляются в различных решениях правительства (или иных органов власти) или принятых ими же программ. (К примеру, цель программы развития толерантных отношений - толерантность как основа деятельности региональных и муниципальных служб, гарантирующих формирование толерантных установок социального сознания, создание условий для межэтнического диалога, развитие поликультурного образования.)

Управление построением толерантных отношений требует прежде всего усвоения субъектом управления (чиновниками) ценности толерантных отношений как на уровне общественных отношений, так и на уровне личности чиновника (толерантность должна быть включена в структуру личностных ценностей).

2. Второй аспект - характеризует способ бытия толерантности, усвоение методов принятия управленческих решений для построения программы развития толерантных отношений, проектирования управленче-

ских решений, способствующих формированию толерантных отношений, изменения технологии организации управленческой деятельности по формированию толерантных отношений. От представителей органов власти требуется также налаживание отношений с общественными организациями, которые могут помочь сформировать толерантные отношения.

3. Третий аспект - временной, создание развивающей среды, от которой зависит устойчивое будущее толерантности в обществе, и этот аспект связан с работой на базе гражданских институтов, таких как институты среднего и высшего образования.

4. Четвертый аспект - личностный: эффективное управление коммуникациями, т.е. сведение к минимуму возникновения конфликтных ситуаций из-за низкой культуры делового общения, умение урегулировать возникшие конфликтные отношения (как умение урегулировать возникшие конфликты, так и овладение практикой ведения переговоров по урегулированию конфликта, споров, дискуссий).

Факторами, определяющими профессиональную толерантность, будут: функции социального института; цели организации (деятельность члена организации подчинена достижению ее целей, это накладывает отпечаток на проявление личной толерантности); функциональные обязанности (требования должностной инструкции); место в формальной иерархической структуре организации (занимаемая должность); место (социальная роль) в неформальной структуре организации; направленность личности (на дело, на взаимодействие и т. д.); система личностных ценностей, установок, уровня притязаний, мотивации, личного восприятия успешности или неуспешности своей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших институтов, способным объединить все четыре аспекта проведения государственной политики по формированию толерантного сознания (фактически организовать исполнение государственного заказа), выступает образование. Образование является институтом, проводящим государственную политику формирования мировоззрения подрастающего поколения и на личностном уровне, и на территориальном, временном, бытийно-функциональном уровнях, включающих традиционно-бытовые и культурные особенности способов воплощения толерантности.

В качестве вывода по данному теоретическому исследованию особенностей профессиональной толерантности предлагаем следующую формулировку системы профессиональной толерантности. Ядром профессиональной толерантности выступает личностная толерантность,

которая может служить и важным профессионально-личностным свойством (включая толерантность к себе): толерантность-установка, основа, условие толерантного взаимодействия, толерантность-возможность; далее - толерантность-функция, способ бытия любой толерантности, толерантность как социальное качество - основа социального взаимодействия (коммуникативная толерантность, конкретное ситуативное проявление толерантности, т.е. толерантность-взаимодействие). Личностная толерантность во взаимодействии с профессиональной компетентностью и коммуникативной компетентностью (коммуникативной толерантностью) дают основу для трех уровней проявления толерантности: стресс-толерантности (позволяющей исключать спонтанные (ситуативные) проявления интолерантности, толерантности как психологической защиты и подлинной, активной толерантности, направленной на формирование действительного творческого сотрудничества.

Получено 14.05.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.