УДК 332.025
Соболь Татьяна Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,
ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,
г. Москва, Российская Федерация.
Чебыкина Юлия Владимировна,
аспирант,
ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», г. Москва, Российская Федерация.
Sobol Tatyana Sergeevna,
PhD, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economy of Municipal Economy and Services Industry, S.U. Vitte Moscow University, Moscow, Russian Federation. Chebykina Julia Vladimirovna,
Postgraduate student,
S.U. Vitte Moscow University,
Moscow, Russian Federation.
ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FEATURES OF TERRITORIAL PLANNING OF THE RUSSIAN FEDERATION
BASED ON URBAN PLANNING
В статье представлены результаты анализа системы территориального планирования в Российской Федерации, установлена роль территориального планирования в системе стратегического планирования, даны определения территориального планирования, более подробно рассмотрены виды документации территориального планирования Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, процесс подготовки и разработки документов территориального планирования, выполняемый на основе программ социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, проведен краткий обзор внесенных изменений в градостроительное и земельное законодательство РФ, предложены обобщенные направления совершенствования системы территориального планирования, требующие совместного взаимодействия органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях для обеспечения более полной интеграции документов территориального планирования в систему документов стратегического и планирования, и предусматривающие необходимость подготовки органами государственной власти в области градостроительной деятельности РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, поселений и городских округов программ комплексного развития коммунальной, транспортной социальной инфраструктур, для реализации генеральных планов поселения или городского округа, рассмотрены понятия федеральной государственной информационной системы территориального планирования и государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Ключевые слова: градостроительная деятельность, территориальное планирование, документы территориального планирования, стратегическое планирование, информационно-аналитическая система.
The article presents the results of the analysis of the territorial planning system in the Russian Federation, establishes the role of spatial planning in the strategic planning system, defines territorial planning, describes in more detail the types of spatial planning documentation of the Russian Federation, two or more constituent entities of the Russian Federation, the constituent entity of the Russian Federation and municipalities, the process of preparation and development of territorial planning documents, carried out on the basis of programs of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities, for the placement of objects of federal, regional, local significance, a brief review of the amendments to the urban planning and land legislation of the Russian Federation generalized directions for improving the system of territorial planning are proposed, requiring the joint interaction of federal, regional and local authorities to ensure a more complete integration of territorial planning documents into the system of strategic and planning documents, and providing for the need for state bodies to prepare in the field of urban development of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation and local municipalities, settlements and urban districts of programs for the integrated development of communal, transport social infrastructures, for the implementation of the master plan of the settlement, the master plan of the urban district, the concepts
95
of the federal state information system of territorial planning and the state information system for ensuring urban development are considered.
Keywords: urban development activities, territorial planning, territorial planning documents, strategic planning, information and analytical system.
ВВЕДЕНИЕ
Территориальное планирование, лежащее в основе градостроительной деятельности, является важным инструментом в развитии территорий городов и сельских поселений, в определении их границ и межселенных территорий (т.е. территорий, расположенных между населенными пунктами), определении зон различного назначения: функциональных зон (зон с определенным функциональным назначением), зон с особыми условиями использования (например, санитарно-защит-ных, охраны объектов культурного наследия, водоохранных, приаэродромных и т.д.), зон планируемого размещения объектов капитального строительства (т.е. зон для определения где, что и как можно разместить). За последние почти 20 лет вектор направления и задачи территориального планирования, преимущественно в субъектах Российской Федерации, претерпели значительные изменения как в теории, так и в практике. Ведь длительное время планирование, основываясь на принципах плановой экономики, осуществлялось на основании генеральной схемы размещения производственных мощностей с указанием перспективных направлений территориальной локализации объектов и генеральной схемы расселения, служивших основой для дальнейшего территориального планирования и районной комплексной планировки. В состав данных документов входили: анализ территории с зонированием, оценка земельных участков для строительства объектов гражданского, промышленного и др. назначения, объектов транспорта, инженерной инфраструктуры, строительство или реконструкция которых осуществлялась за счет бюджетных средств. Современное территориальное планирование, отличное от территориального планирования, основанного на принципах плановой экономики, адаптируется к новым экономическим условиям в стране, ведь в процессе социального и экономического развития выявилась важность и необходимость разработки документов стратегического и территориального планирования, в т.ч., для обеспечения условий осуществления долгосрочных планов частным инвесторам, особенно касаемо вопросов формирования транспортной инфраструктуры региона, а также осуществления иных проектов, в т.ч. реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Актуальность темы исследования вопросов территориального планирования и совершенствования системы территориального планирования обусловлена тем, что в последние два десятка лет, а особенно очень плотно в последние 3 года, в градостроительное и земельное законодательство вносятся многочисленные изменения, в т.ч. и в отношении градостроительной документации. Совершенствуются процессы разработки, согласования и утверждения документов территориального планирования, являющихся одним из превалирующих направлений совершенствования территориального планирования в целом [4]. Вообще тема исследований вопросов территориального планирования возникла с момента введения в действие в 2004 году новой редакции Градостроительного Кодекса [1] и в 2001 году Земельного Кодекса [2], и расширилась с введением в действие в 2014 году закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1, кроме того, установлено, что для обеспечения эффективного управления территорией, являющимся одним из приоритетных направлений государственной политики, необходимо принятие рациональных и обоснованных решений по развитию территорий с использованием информационно-аналитических систем, элементами которых являются нормативно-правовые базы, административные и информационно-технологические ресурсы [5]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В настоящее время стратегическое и территориальное планирование играют важную роль в градостроительной деятельности, поэтому целью исследования является рассмотрение вопросов территориального планирования как особого направления регулирования стратегического планирования, в т. ч. анализ видов и назначения документов территориального планирования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее МО), рассмотрение вопросов направлений государственной политики в области территориального планирования и его совершенствования. Методы исследования основаны на анализе имеющейся
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019).
96
нормативно-правовой базы и исследований по вопросам стратегического и территориального планирования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В основе градостроительной деятельности лежат две основные составляющие, это территориальное планирование и градостроительное регулирование, организационно и технологически связанные между собой, и нацеленные на: обеспечение устойчивого развития территорий для создания комфортных условий проживания и деятельности населения, охрану природных ресурсов и их разумное потребление, уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду от хозяйственной, промышленной и т.д. видов деятельности человека, защита и сбережение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Ведь территориальное планирование это, так сказать, ориентир на будущее, который планируется в зависимости от намеченных целей и решаемых задач на разные сроки, и может быть, как краткосрочным, так и средне- и долгосрочным. Территориальное планирование по сути, это не планирование обустройства территории как фактический процесс, а планирование деятельности как градостроительной, так и социально-экономической, естественно, с учетом ее фактического местоположения, рельефа местности, природных особенностей, традиций, численности и деятельности населения, наличия объектов культурного наследия, например, объектов археологического наследия и т. д.
Территориальные вопросы в РФ всегда являлись предметом обсуждения, т. к. при решении земельно-имущественных вопросов, возникающих, например, при рассмотрении вопросов планирования территорий, затрагиваются и другие аспекты от экономическо-социального до политико-юридического [5]. Основные федеральные законодательные акты, регламентирующие деятельность в сфере градостроительства и земельных отношений это Градостроительный Кодекс РФ [1] и Земельный Кодекс РФ [2].
Как определено ст. 1 Градостроительного Кодекса «градостроительная деятельность -деятельность по развитию территорий, в т. ч. городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капительного ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий»; а «территориальное планирование -планирование развития территорий, в т.ч. для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» [1].
Согласно ст. 11 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» схемы территориального планирования Российской Федерации (далее СТП РФ), двух и более субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации отнесены к документам стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ соответственно.
Если провести небольшой сравнительный анализ федеральных законодательных актов Градостроительного Кодекса РФ (от 29.12.2004, а первый Градостроительный Кодекс № 73-Ф3 был введен 07.05.1998, позже отменен с введением нового кодекса от 29.12.2004) и Земельного Кодекса РФ (от 25.10.2001) в первоначальной редакции и в редакции на сегодняшний день, данные акты претерпели многочисленные изменения. Ранее не была урегулирована значительная часть вопросов как в самих актах, так и не было крепкой взаимосвязи актов между собой и между другими федеральными актами и подзаконными актами, так, например:
• глава 3 Градостроительного Кодекса о территориальном планировании, по сравнению с первоначальной редакцией, практически полностью переработана, внесены многочисленные изменения в части требований к документам территориального планирования (изменены форма и содержание документов, приведены перечни, что должны содержать в себе текстовые и графические материалы схем территориального планирования и т.д.), в части областей разработки документов территориального планирования РФ, двух и более субъектов РФ, субъекта РФ, МО с разделением на объекты федерального, регионального и местного значений, в части полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, в части требований подготовки схем территориального планирования, внесения в них изменений, их согласования и утверждения и т. д.;
97
• в Градостроительный Кодекс включена новая глава 3.1 о нормативах градостроительного проектирования, систематизацию которых по видам объектов на уровне региона и местного значения выполняют органы исполнительной власти субъектов РФ в установленном законами порядке;
• в статьи 7-10, 23, 27, 39.1-39.50 Земельного Кодекса, по сравнению с первоначальной редакцией, внесены многочисленные изменения и дополнения в части видов разрешенного использования земельных участков, в части передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов РФ и распределения полномочий между органами власти на местном уровне и субъекта РФ, в части перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, в части ограничений на пользование земельным участком, принадлежащему иному правообладателю (сервитут, публичный сервитут), в части процедуры передачи заинтересованному лицу земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности и установления ограничений в их обороте и т.д., что играет определяющую роль в территориальном планировании и дальнейших этапов планировки территории, градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки.
На основании территориального планирования в документации о планировании устанавливается назначение территорий с учетом социальных, экологических, экономических и других факторов для гарантирования развития территорий для возможности размещения различных объектов (жилого, общественно-делового, рекреационного, производственного и др. назначения) с обеспечением необходимой инфраструктурой на основании архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции данных объектов, развития инженерной, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, с обязательным соблюдением интересов граждан РФ.
Подготовка и разработка документов территориального планирования выполняется на основе программ социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, национальных проектов, инвестиционных программ с учетом программ, реализуемых за счет бюджетов РФ, субъектов РФ, местных, для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, отображаемых в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (fgis.economy.gov.ru) [5].
Выделяют следующие виды документов территориального планирования (согласно ст. 9-11 Градостроительного Кодекса РФ) [1]:
1) документы территориального планирования Российской Федерации — это схемы территориального планирования, в которых отражены положения о территориальном планировании в виде текстовых материалов по обоснованию схем и карт планируемого размещения объектов федерального уровня, утверждаемые Правительством Российской Федерации, за исключением схем в сфере обороны и безопасности страны, которые утверждаются Президентом РФ, в следующих областях (проекты схем до утверждения согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ): федеральный транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, трубопроводный); оборона и безопасность государства; здравоохранение; высшее образование; энергетика;
2) документы территориального планирования субъекта РФ — это схемы территориального планирования на территории субъекта РФ, в которых отражены положения о территориальном планировании в виде текстовых материалов по обоснованию схем и карт планируемого размещения объектов регионального значения, утверждаемые высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, в следующих областях регионального или межмуниципального уровня (проекты схем до утверждения согласовываются с высшими исполнительными органами власти субъектов РФ, которые имеют смежную границу с субъектом РФ, подготовившим проект данной схемы, для обеспечения соблюдения интересов всех заинтересованных субъектов, и органами местного самоуправления муниципальных образований, непосредственно на территориях которых предусмотрены к размещению планируемые объекты): транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный); здравоохранение; образование; физическая культура и спорт; предотвращение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; энергетика и др.;
3) документы территориального планирования двух и более субъектов РФ — это схемы территориального планирования, в которых отражены положения о территориальном планировании в
98
виде текстовых материалов по обоснованию схем и карт планируемого размещения относящихся к объектам регионального значения, указанным в документах субъектов РФ: линейные объекты, планируемые к размещению на территориях двух и более субъектов; объекты различного назначения, размещение которых планируется на территории одного из субъектов, и для реализации договоров, заключенных между органами власти данных субъектов;
4) документы территориального планирования муниципальных образований — это:
• схемы территориального планирования муниципальных районов, в которых отражены положения о территориальном планировании в виде текстовых материалов по обоснованию схем и карт с указанием: мест размещения планируемых объектов местного значения, границ существующих и образуемых населенных пунктов, границ функциональных зон на межселенных территориях (в случае, если предусмотрены к размещению объекты, за исключением линейных, федерального, регионального, местного значения). Данные схемы в последующем подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления муниципального района, а до момента утверждения согласовываются с органами исполнительной власти: федерального уровня, субъекта РФ (в границах которого расположен муниципальный район), местного самоуправления поселений (входящих в состав муниципального района), местного самоуправления городских округов (которые имеют смежную границу с муниципальным районом);
• генеральные планы поселений и городских округов, утверждаемые представительными органами местного самоуправления поселения и городского округа соответственно (до утверждения генеральные планы согласовываются с уполномоченными органами исполнительной власти: федерального уровня, субъекта РФ (в границах которого расположены поселение или городской округ), местного самоуправления МО (которые имеют смежную границу с поселением или городским округом), местного самоуправления муниципального района (в границах которого расположено поселение при подготовке проекта генерального плана поселения). Генеральные планы поселения или городского округа включают положения о территориальном планировании в виде текстовых материалов и карт с отображением: границ действующих и образуемых населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа, и границ функциональных зон с указанием местоположений существующих линейных объектов федерального, регионального и местного значения, и мест для размещения планируемых объектов, за исключением линейных, федерального, регионального и местного значения, включая автодороги и объекты образования, охраны здоровья, физкультуры и спорта, размещения твердых коммунальных отходов, а в случае подготовки генерального плана городского округа еще и объектов обезвреживания и утилизации данных видов отходов; объектов, относящихся к сферам обеспечения тепло-, газо-, -водо-, электроснабжением, водоотведением.
Далее, на основе документации по планировке территории, выполняется градостроительное зонирование территории и разрабатываются правила землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, далее выполняется документация по планировке территории, в составе которой разрабатываются проект планировки территории и проект межевания территории для размещения линейных объектов (в случае, если на определенной территории не предусмотрены мероприятия по комплексному развитию территории и не предусмотрено размещение линейных объектов, возможна разработка проекта межевания без предварительной подготовки проекта планировки территории), а для размещения объектов капительного строительства разрабатывается градостроительный план земельного участка (все указанные сведения применяются при проектировании объектов различного назначения с выполнением проектной документации, с получением в последующие три года разрешения на строительство со дня выдачи град, плана).
При принятии и реализации решений о резервировании земель, об отчуждении земель для государственных или муниципальных нужд, об изменении категории земельных участков с одной категории на другую для возможности строительства объектов федерального, регионального, местного значения и о предоставлении земельных участков для размещения указанных объектов, органы государственной власти или местного самоуправления обязаны учитывать размещение объектов федерального, регионального, местного значения, отображенные в документах территориального планирования РФ, двух и более субъектов РФ, субъекта РФ, МО. В случае, если в
99
документах территориального планирования двух и более субъектов РФ, субъекта РФ и МО имеются противоречия с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования РФ, то такие документы не подлежат применению, до момента устранения несоответствий, и дальнейших действий по согласованию и утверждению данных документов.
После того, как в регионах начался процесс разработки региональных стратегий социально-экономического развития (т.к. до принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на федеральном уровне стратегическое планирование формально представлено двумя видами документов — стратегия пространственного развития и схемы территориального планирования, а на региональном только схемой территориального планирования), возник вопрос о взаимодействии этих стратегий со схемами территориального планирования Российской Федерации и субъектов, и о урегулировании взаимодействия посредством целевого разграничения их задач. На практике выяснилось, что принимаемые стратегии оказывают слабое влияние на схемы территориального планирования субъектов РФ и наоборот, что, естественно, снижало практическую значимость документов стратегического развития региона, препятствовало оптимальному и рациональному использованию территории региона для размещения объектов федерального, регионального и местного значения. На современном этапе, путем внесения изменений и дополнений в федеральные законодательные акты, подзаконные акты, начался процесс урегулирования взаимодействия между органами государственной власти всех уровней (вертикаль власти) в части документов территориального и стратегического планирования на единой правовой и методической основах, нацеленных на упорядочивание процедур разработки, согласований, внесения изменений и утверждение документов стратегического и территориального планирования [3].
Как гласят ст. 30, 38 № 172-ФЗ от 28.06.2014 СТП РФ, СТП двух и более субъектов РФ и субъекта РФ разрабатываются с целью обеспечения стабильного и устойчивого социально-экономического развития РФ и субъектов, основой которых являются положения стратегических планов развития страны в целом, субъектов и макрорегионов в социальном и экономических аспектах, пространственного развития Российской Федерации2, отраслевых документов стратегического планирования РФ (т.е. документов, в которых определены положения для развития какой-либо области экономики, и которые являются базой, на основе которой могут быть разработаны госпрограммы РФ и субъектов), с учетом требований, установленных федеральными законами (Градостроительный кодекс РФ) и иными нормативными правовыми актами, а в случае разработки схем территориального планирования двух и более субъектов РФ и субъекта РФ — с учетом схем территориального планирования РФ.
Основные направления деятельности Правительства РФ, в т.ч. и в части территориального планирования страны, на период до 2025 года, определены в Плане реализации основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2017 №1166-р (вред, от 17.12.2019), а именно: корректировка документов территориального планирования Российской Федерации, базирующаяся на концепциях документов, в которых определены положения для развития какой-либо области экономики, с учетом стратегий пространственного развития страны и макрорегионов в социальном и экономических аспектах, мониторинг корректировки документов территориального планирования субъектов РФ и МО (в части взаимосвязи с документами территориального планирования РФ), разработка аналитических программ территориального развития, обеспечивающих взаимосвязь государственных программ РФ, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, по территориальному принципу. Сформулированные Правительством РФ направления деятельности в области территориального планирования закреплены за Министерством экономического развития России представлены в таблице 1.
В направлении развития территориального планирования выделяют следующие аспекты:
• обеспечение комфортных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, как основная цель территориального планирования, требующая совместного взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти для обеспечения более полной интеграции до-
2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р.
100
Таблица!. Направления государственной политики в области территориального планирования *
Направления Характеристика
Структура подготовки документов территориального планирования • рассмотрение документов федерального, регионального, муниципального уровня и взаимоувязывание положений данных документов, учет в документах территориального планирования стратегических планов развития, национальных проектов, программ межгосударственного характера, программ в сфере инвестирования для субъектов естественных монополий (т.е. субъектов, которые заняты производством и (или) реализацией продукции в таких условиях рынка, когда в отсутствии конку ренции потребность в продукции удовлетворяется быстрее и результативней по причине специфики технологии при производстве).
Модернизация законодательных основ • реформирование подзаконных актов ведомств и Правительства РФ для обеспечения ускорения и усовершенствования процедур взаимных согласований документов территориального планирования, • разработка проектов законов с дальнейшим сопровождением процессов го внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ в части упрощения процедуры внесения изменений в документы территориального планирования, подготовки схем территориального планирования двух и более субъектов РФ, приведение в соответствие с Земельным законодательством РФ и т. д.
Интеграция • координация синхронюсти процессов развития на всех уровнях: межмуниципальном, межрегиональном, межгосударственном, • обеспечение возможности для развития городских агломераций ит. д.
Формирование условий комплексного развития территорий • включение в Градостроительный кодекс главы о нормативах градостроительного проектирования, • программы комплексного развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктур как инструмент реализации генеральных планов и т. д.
Введение новых год-ходов в планировании • морское экваториальное (пространственное) планирование, • эколош-ландшафтное планирование, • стратегическое пространственное планирование и т. д.
* [5]
кументов территориального планирования в систему документов стратегического планирования, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: целеполагание для схем территориального планирования РФ, двух и белее субъектов РФ и субъекта РФ должно формироваться в Стратегии социально-экономического развития РФ, в Стратегии пространственного развития РФ, в стратегиях макрорегионов и стратегиях субъектов РФ и в отраслевых документах стратегического планирования РФ, с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом РФ;
• совершенствование системы разработки и подготовки документов территориального планирования в соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями и дополнениями, предусматривающими необходимость подготовки органами государственной власти в области градостроительной деятельности РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, поселений и городских округов программ комплексного развития коммунальной, транспортной социальной инфраструктур, целью которых является обеспечение урегулирования процесса развития данных инфраструктур для осуществления положений, определенных в генеральном плане поселения или городского округа путем выполнения предусмотренных программами мероприятий, реализуемых за счет средств местного бюджета;
101
• повышение эффективности территориального планирования путем внесения изменений в Градостроительный кодекс, которые направлены на облегчение и упрощение процесса по внесению каких-либо изменений и дополнений в действующие документы территориального планирования, сокращение сроков согласований после внесения изменений в действующие документы и сроков проведения процедуры публичных слушаний, совершенствование информационного обеспечения градостроительной деятельности с наделением муниципальных образований правами по созданию и ведению муниципальных государственных информационных систем территориального планирования, совершенствование федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), совершенствование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), совершенствование государственных ИСОГД в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе [4].
Вопросы ФГИС ТП регламентируются ст. 57.1 Градостроительного Кодекса, где определено понятие системы как информационно-аналитическая система, направленная на обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в информационных системах государственного и муниципального уровней, в т.ч. в ИСОГД. Система разработана для органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения деятельности в области территориального планирования.
Вопросы ИСОГД регламентируются ст. 56, 57 Градостроительного Кодекса, где определено понятие государственной ИСОГД, как информационной системы, в которой накапливаются и хранятся документы и материалы, содержащие данные о развитии территорий, включая данные о существующей и планируемой застройке, и иные документы и материалы, требуемые для осуществления градостроительной деятельности.
Вопросы ИСОГД в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регламентируются ст. 63 Градостроительного Кодекса. ВЫВОДЫ
Территориальное планирование на сегодняшний день является важнейшим аспектом для обеспечения жизнедеятельности населения в России, без которого невозможно рациональное использование потенциала территории и дальнейшее ее развитие. Оправдывая свою цель, планирование направлено на анализ территории для оптимального размещения всех необходимых объектов как на федеральном уровне, так и на муниципальном, для проживания, труда, отдыха населения, естественно с учетом имеющихся объектов федерального, регионального и местного значений, природных особенностей конкретной территории (т.к. для северной и южной климатических зон России нормативы градостроительного проектирования и нормы проектирования различны).
В работе рассмотрены вопросы территориального планирования в части видов и назначения документов, определено какая документация подготавливается на основании документов территориального планирования, проведен анализ нормативно-правовой базы, выявлены несовершенства в системе подготовки документации территориального планирования, проанализированы пути совершенствования данной системы, из чего следует вывод, что на сегодняшний день законодательной властью проделана большая работа по разработке принципов стратегического планирования в стране, по организации структуры территориального планирования, иерархии подготовки документации территориального планирования на всех уровнях власти, дальнейшей подготовки градостроительной документации для проектирования.
Проанализированы направления развития территориального планирования, из чего следует вывод, что применение государственных информационных систем территориального планирования и обеспечения градостроительной деятельности оптимизируют как подготовку, так и получение документации территориального планирования с более полной картиной «что и где построено и обустроено» и «что и где можно построить, снести, улучшить, обустроить учитывая интересы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований».
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный доступ] // Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ соп5_с1ос_ЬА\¥_51040 (дата обращения: 14-16.09.2020).
2. Земельный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25.10.2001 № 136-ФЭ (ред. от 18.03.2020) [Электронный доступ] // Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773 (датаобращения: 14-16.09.2020).
102
3. Бухвальд Е.М. Правовое регулирование стратегического пространственного и территориального планирования I Е.М. Бухвальд [Электронный ресурс] II Журнал Российского права — 2019. №11. — С. 131-143. — Режим доступа: www.elibrary.ru/item.asp?id=41857023 (дата обращения: 14-16.09.2020).
4. Долматова Л.Г. Основные направления совершенствования территориального планирования макроре-гиональных структур I Л.Г. Долматова, Д.И. Судакова [Электронный ресурс] II Евразийское научное объединение. — 2019. — № 1-5(47). — С. 291-294. — Режим доступа: www.elibrary.ruIdownloadI elibrary_36993417_25997140.pdf (дата обращения: 14-16.09.2020).
5. Кузмич Н.П. Территориальное планирование в системе государственного планирования использования и охраны земель I Н.П. Кузмич, О.Р. Фролов [Электронный ресурс] II Научный журнал «Теория и практика общественного развития». — 2017. — № 6. — С. 58-60. — Режим доступа: www.elibrary.ruIdownloadI elibrary_29365125_25420358.pdf (дата обращения: 14-16.09.2020).
SPtSOKLTTERATURY
1. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 24.04.2020) [Elektronnyy dostup] II Konsul'tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (data obrashcheniya: 14-16.09.2020).
2. Zemel'nyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon RF ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 18.03.2020) [Elektronnyy dostup] II Konsul'tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (data obrashcheniya: 14-16.09.2020).
3. Bukhval'd Ye.M. Pravovoye regulirovaniye strategicheskogo prostranstvennogo i territorial'nogo planirovaniya I Ye.M. Bukhval'd [Elektronnyy resurs] II Zhurnal Rossiyskogo prava — 2019. №11. — S. 131-143. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ruIitem.asp?id=41857023 (data obrashcheniya: 14-16.09.2020).
4. Dolmatova L.G. Osnovnyye napravleniya sovershenstvovaniya territorial'nogo planirovaniya makroregional'nykh struktur I L.G. Dolmatova, D.I. Sudakova [Elektronnyy resurs] II Yevraziyskoye nauchnoye ob"yedineniye. — 2019. — № 1-5(47). — S. 291-294. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ruIdownloadI elibrary_36993417_25997140.pdf (data obrashcheniya: 14-16.09.2020).
5. Kuzmich N.P. Territorial'noye planirovaniye v sisteme gosudarstvennogo planirovaniya ispol'zovaniya i okhrany zemel' I N.P. Kuzmich, O.R. Frolov [Elektronnyy resurs] II Nauchnyy zhurnal «Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya». — 2017. — № 6. — S. 58-60. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ruIdownloadIelibrary_ 29365125_25420358.pdf (data obrashcheniya: 14-16.09.2020).
Статья поступила в редакцию 30 сентября 2020 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2020 года
103