Особенности
технологии
изготовления
эксклюзивных
изданий
И.В. Черная,
к.т.н., доцент кафедры технологии печатных и послепечатных процессов
Н.А. Полякова,
студентка МГУП
Полиграфическое производство эксклюзивной книжной продукции начинается с проектирования всего технологического процесса. Каждое издание имеет специфические особенности, поэтому после знакомства с оригиналом определяются принципиальные особенности технологического процесса, а также перечень и последовательность основных операций. Затем детально разрабатывается весь технологический процесс, включая выбор необходимых материалов и оборудования.
Организация производственного процесса на каждом предприятии во многом зависит от его производственной структуры. Она включает взаимосвязанные производственные подразделения (участки) предприятия, где осуществляется процесс производства продукции.
Важнейшими факторами, определяющими производственную структуру, являются:
- характер выпускаемой продукции;
- тип и масштаб производства;
- уровень специализации и кооперирования;
- состав и сложность применяемых технологических процессов и оборудования.
Из анализа этих факторов вытекает вывод о целесообразности такой структуры предприятия, которая характеризуется выделением производственных участков и отделений внутри предприятия.
Современное предприятие, специализирующееся по выпуску эксклюзивной книжной продукции, осуществляет производственную кооперацию с предприятием по изготовлению печатных форм и печата-
нию продукции с последующей фальцовкой отпечатанных листов, предприятием по переработке отходов, а также с поставщиками сырья и материалов (бумаги, картона, клея, покровных переплетных материалов и т. д.). Схема кооперирования связей отражена на рис. 1.
Бумага Переплетный материал Клей Картон Фольга полиграфическая Прочие материалы
Рис. 1. Схема кооперативных связей
Однако несмотря на тесное сотрудничество с полиграфическими предприятиями, такие производства имеют много проблем. Культура переплета в советские времена была утрачена, поэтому хороших специалистов немного. Продукция такого уровня востребована у библиофилов, знатоков и коллекционеров. Важно понимать, что эксклюзив в правильном смысле этого слова несовместим с массовым производством. Большинство изделий выполнены либо в единичном экземпляре, либо очень маленькими тиражами. Естественно, чем сложнее и искуснее изделие, тем сложнее его повторить.
Каждый проект - это творческий процесс, и оформление книги - это не набор стандартных действий. Для некоторых заказов, которые сложно выполнить без специфических операций, разрабатывается специальное оборудование.
Сроки изготовления эксклюзивных изделий достаточно длительны. Но все это оправдано, когда заказчик сознательно стремится к такому уровню. В этом случае предъявляемые им требования будут очень высоки: как к качеству материалов. Поскольку заказчику всегда интересно что-то новое, особенное, то, чего еще никогда не было, каждый новый проект - это поиск. Работа начинается еще на этапе разработки дизайна.
Эксклюзивные издания довольно часто выпускаются для частных коллекционных библиотек или в подарок.
Для библиотеки книги должны быть оформлены в едином стиле. Нужно добиться соответствия содержания и оформления, поэтому проводится большая подготовительная работа: дизайнер должен знать особенности культуры того периода, когда книга писалась или который она отражает. Подбирается вид кожи, создаются эскизы для орнамента и штампов. Это не тот случай, когда можно удовлетвориться каким-то типовым оформлением. Отделка в каждом случае своя, тщательно продуманная и безупречно исполненная. Единой схемы не существует, дизайнер всякий раз должен найти свой вариант.
Одним из основных способов оформления кожаного переплета является тиснение, которое выполняется вручную.
Для того чтобы нанести узор в виде орнамента на обрезы, корешки или переплетные крышки, нужен не обычный штамп, а колесо, которое вручную изготавливает гравер высокой квалификации. Обрезы гравируются в состоянии, когда они уже имеют вогнутую форму. Это усложняет работу, зато и результат получается впечатляющим.
Книга может быть декорирована аппликациями из кожи другого вида. Уникальный способ украсить книгу - иллюстрировать кожаную переплетную крышку специальными красками. Роспись выполняет художник на заказ для каждой отдельной книги. Стилистика всего издания при этом сохраняется.
Для оформления обрезов книги выполняется торшировка, которая имитирует обрезы старинных книг. Помимо этого возможно окрашивание или золочение. Окрашивание может быть неоднотонным. В сочетании с торшировкой это создает впечатление каменной поверхности.
Золотые обрезы, которые делают книгу похожей на слиток золота в переплете, создаются по специальной технологии нанесением золота 22/24 карата (современный аналог сусальному золоту). Это же золото мы используем для тиснения на переплетных крышках и корешках. Для наших изделий не подходит фольга, и дело даже не в том, что у золота особый оттенок. Сейчас подбор цвета не самая большая проблема, ассортимент фольги достаточно широк. Некоторые производители предлагают специальную фольгу, но она рассчитана на обычную гладкую кожу. Мы же работаем с огромным ассортиментом самых разных видов кожи, среди которых немало текстурных, со сложной поверхностью. У золота мелкая структура, и оно лучше всего подходит для изделий нашего уровня. Дополнительно закупается специальный грунт, который кладется на «слепой» оттиск, а на него уже наносится золото.
В качестве покровного материала для изготовления переплетной крышки используется специальная натуральная кожа. Выбор кожи для переплетной крышки зависит от следующих факторов:
- возраст животного;
- вид животного;
- выделка (внутренняя или внешняя сторона).
При работе с кожей возникают такие трудности, как утолщение кожи в корешковой части при загибке материала и при заправке углов. Чтобы этого избежать, кожу подвергают шерфованию - уменьшению толщины кожи. Для этого заготовку располагают на мраморной плите и ножом односторонней заточки под углом 45° аккуратно снимают слой за слоем. С первого раза эту операцию проделать очень трудно, поэтому процесс шерфования требует приобретения навыков, внимательности и терпения [5].
Кроме указанного способа, операцию по шерфовке кожи можно выполнить с помощью специального приспособления «Шурфикс -2000».
Раскрой кожи для кожаного переплета производится с учетом загибки 10 мм.
Также особое внимание уделяется конструкции и оформлению форзацев. Они могут быть выполнены не только из бумажных материалов, но и быть тканевыми или кожаными.
Особые проблемы возникают при работе с форзацами из шелка. Для удобства в применении этот материал обрабатывают специальным акриловым красителем и подбирают клей для вставки блока в переплетную крышку.
Возможен другой способ отделки переплетной крышки такой, как кожаная аппликация, которая выполняется путем удаления лицевой части основной кожи с последующим наклеиванием тонкого лицевого слоя кожи другой фактуры или цвета. Этот способ достаточно дорогой и трудоемкий.
Производство эксклюзивной продукции в настоящее время продолжает оставаться востребованной продукцией т. к. в таких изданиях изысканное и непривычное оформление, идущее подчас вразрез с традиционными представлениями о технологии и материалах, гармонично сочетается с содержанием книги. В итоге такая книга не только содержательна и интересна, но и является уникальным изданием.
Библиографический список
1. Воробьев Д.В. Технология послепечатных процессов : учебник для вузов / Воробьев Д.В. - М. : МГУП, 2000.
2. КаммарериМ. Переплет: шаг за шагом / М. Каммарери. -М. : Олимпия, 2005.
3. Киппхан Г Энциклопедия по печатным средствам информации / Г. Киппхан. - М. : МГУП, 2003.
4. Трубникова Г.Г. Технология брошюровочно-переплетных процессов : учебник для вузов / Г.Г. Трубникова. - М. : Книга, 1987.
5. Хведчин Ю.И. Послепечатное оборудование : учебник для вузов / Ю.И. Хведчин. - М. : МГУП, 2003.
6. Бобров В.И. Послепечатное оборудование: брошюровоч-но-переплетное оборудование : учеб. пособие / В.И. Бобров. - М. : МГУП, 2000.