Научная статья на тему 'Особенности технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электросетевом комплексе'

Особенности технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электросетевом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЙ / ТАРИФЫ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ / BACKBONE AND DISTRIBUTION ELECTRIC GRIDS / FEASIBILITY STUDY / TARIFFS FOR ELECTRIC POWER TRANSMISSION / INVESTMENT PROGRAMS IN THE POWER SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усов Илья Юрьевич, Драчев Павел Сергеевич, Киндрачук Наталия Михайловна

ЦЕЛЬ. В статье осуществляется обзор задач технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электроэнергетике, принимаемых на различных стадиях территориально-временной иерархии решений, обеспечивающих процесс управления развитием электроэнергетики. РЕЗУЛЬТАТЫ. Приведена краткая характеристика задач, решений и методов их обоснования в процессе управления развитием системообразующих и распределительных электрических сетей. Проанализирована существующая нормативно-правовая база, рассмотрены критерии и механизмы принятия и реализации инвестиционных программ для сетевых компаний ВЫВОДЫ. В соответствии с проведенным анализом задач и решений определены направления совершенствования нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усов Илья Юрьевич, Драчев Павел Сергеевич, Киндрачук Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTMENT DECISION FEASIBILITY STUDY FOR POWER GRID COMPANIES

PURPOSE. The article reviews the tasks of the feasibility study of investment decisions in the electric power industry adopted at various stages of the territory and temporal hierarchy of decisions ensuring management of electric power engineering development. RESULTS. A brief description is given to the tasks, decisions and methods used for their justification under the management of backbone and distribution electric grid development. Analysis is given to the existing regulatory and legal framework. The criteria and mechanisms of adoption and implementation of investment programs for electric grid companies are considered. CONCLUSIONS. The performed analysis of tasks and solutions allowed to identify the directions for improving the regulatory and legal framework.

Текст научной работы на тему «Особенности технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электросетевом комплексе»

m Энергетика

Ses Power Engineering

Оригинальная статья / Original article

УДК 621.311.1.003.13

DOI: 10.21285/1814-3520-2017-6-92-102

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ КОМПЛЕКСЕ

© И.Ю. Усов1, П.С. Драчев2, Н.М. Киндрачук3

1,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

2Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук, Российская Федерация, 664033, Иркутск, ул. Лермонтова, 130.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В статье осуществляется обзор задач технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электроэнергетике, принимаемых на различных стадиях территориально-временной иерархии решений, обеспечивающих процесс управления развитием электроэнергетики. РЕЗУЛЬТАТЫ. Приведена краткая характеристика задач, решений и методов их обоснования в процессе управления развитием системообразующих и распределительных электрических сетей. Проанализирована существующая нормативно-правовая база, рассмотрены критерии и механизмы принятия и реализации инвестиционных программ для сетевых компаний ВЫВОДЫ. В соответствии с проведенным анализом задач и решений определены направления совершенствования нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: системообразующие и распределительные электрические сети, технико-экономические обоснования решений, тарифы на передачу электроэнергии, инвестиционные программы в электроэнергетике.

Формат цитирования: Усов И.Ю., Драчев П.С., Киндрачук Н.М. Особенности технико-экономического обоснования инвестиционных решений в электросетевом комплексе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 6. С. 92-102. DOI: 10.21285/1814-3520-2017-6-92-102

FEATURES OF INVESTMENT DECISION FEASIBILITY STUDY FOR POWER GRID COMPANIES I.Yu. Usov, P.S. Drachev, N.M. Kindrachuk

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Melentiev Institute of Power Systems SB RAS,

130, Lermontov St., Irkutsk, 664033, Russian Federation.

ABSTRACT. PURPOSE. The article reviews the tasks of the feasibility study of investment decisions in the electric power industry adopted at various stages of the territory and temporal hierarchy of decisions ensuring management of electric power engineering development. RESULTS. A brief description is given to the tasks, decisions and methods used for their justification under the management of backbone and distribution electric grid development. Analysis is given to the existing regulatory and legal framework. The criteria and mechanisms of adoption and implementation of investment programs for electric grid companies are considered. CONCLUSIONS. The performed analysis of tasks and solutions allowed to identify the directions for improving the regulatory and legal framework.

Keywords: backbone and distribution electric grids, feasibility study, tariffs for electric power transmission, investment programs in the power sector

For citation: Usov I.Yu., Drachev P.S., Kindrachuk N.M. Features of investment decision feasibility study for power grid companies. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2017, vol. 21, no. 6, pp. 92-102. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2017-6-92-102

1Усов Илья Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и электротехники, e-mail: uiy@pr-energo.ru

Ilya Yu. Usov, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Power Supply and Electrical Engineering, e-mail: uiy@pr-energo.ru

2Драчев Павел Сергеевич, младший научный сотрудник, e-mail: drachev@isem.sei.irk.ru Pavel S. Drachev, Junior Researcher, e-mail: drachev@isem.sei.irk.ru

3Киндрачук Наталия Михайловна, магистрант кафедры электроснабжения и электротехники, e-mail: kindrachuk_nm@ves.irkutskenergo.ru

Natalia M. Kindrachuk, Master's Degree Student of the Department Power Supply and Electrical Engineering, e-mail: kinrachuk_nm@ves.irkutskenergo.ru

Введение

Системообразующие и распределительные электрические сети являются основным элементом инфраструктуры оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)4, обеспечивают устойчивое развитие производственного сектора, комфортные условия жизни людей, что определяет ключевую роль государственных институтов в управлении развитием электросетевого хозяйства страны. Это управление осуществляется посредством разработки и принятия системы инвестиционных решений, которые утверждаются в виде схем и программ развития страны и ее регионов (СиПР), а также инвестиционных программ (ИП) электросетевых компаний в соответствии с действующим законодательством5,6

Структура и состав инвестиционных решений в электроэнергетике

Структура решений по развитию объектов электроэнергетического комплекса построена иерархически в территориальном и временном аспекте, исходя из принципов преобладания решений о развитии более высокого уровня и значения для работы энергосистем (а значит, и более капиталоемких и требующих большего времени реализации) над решениями более низкого уровня. В частности, решения о развитии генерирующих мощностей для обеспечения балансов мощности являются первоочередными по отношению к развитию электрических сетей. Решения о развитии единой энергосистемы (ЕЭС) превалируют над решениями по развитию объединенных (ОЭС) и региональных энергосистем (РЭС), решения о развитии Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) принимаются с большей заблаговременно-стью, чем решения о развитии распределительных сетей и т.д. Увязка решений на разных уровнях иерархии (рисунок) осуществляется в процессе ежегодной разработки СиПР, а также при корректировке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики (генсхема), которая должна осуществляться 1 раз в 3 года5. Мероприятия по развитию электросетевого комплекса, предусмотренные СиПР, должны стать основой для разработки ИП субъектов электроэнергетики6, включая электросетевые компании.

В административно-территориальном аспекте документы, определяющие перспективное развитие электрической сети, могут быть отнесены к двум уровням: уровню ЕЭС и урове-ню РЭС, включающему технологически изолированные (от ЕЭС) территориальные энергосистемы7.

4Об электроэнергетике: федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36 - Ф3 [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/185652/ (26.05 2017) / On Electric Power Industry: Federal Law of 26 March 2003 no. 36 - Ф3 [Electronic resource]. URL: base.garant.ru/185652/ (26 May 2017)

5О схемах и программах развития электроэнергетики: постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 823 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93016/ (26.05 2017) / On schemes and programs of power industry development: Decree of the Government of the Russian Federation of 17 October 2009 no. 823 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_93016/ (26 May 2017)

6Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики: постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_94518/ (26.05 2017) / On investment programs of the subjects of the electric power industry: Decree of the Government of the Russian Federation of 1 December 2009 no. 977 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94518/ (26 May 2017)

7Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике: постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51028/(26.05 2017) / On the approval of the rules of operational dispatch control in the electric power industry: Decree of the Government of the Russian Federation of 27 December 2004 no. 854 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51028/ (26 May 2017)

Энергостратегия РФ /

Energy strategy of the Russian Federation

СИПР ЕЭС / Schemes and programs for the development of the country and its regions (SPDCR) of the Unified Energy System (LIES)

v

ИП ФСК ЕЭС, Руснидро, Росэнергоатом / Investment programs (IP) of the LIES Federal Grid Company (FGC)

СИПР субъекта РФ / SPDCR of the RF territorial entity

v

ИП сетевых компаний / Grid company IP

Подготовка предложений по корректировке стратегии социально-экономического развития РФ / Preparation of proposals

adjustment of the socio-economic development strategy of the Russian Federation.

• Разработка федеральных целевых програллм / Development of federal target programs

• Разработка программ развития промышленного производства и жилищного строительства / Elaboration of development programs of industrial production and housing construction

• Разработка и формирование субъектами электроэнергетики инвестиционных программ / Development and formation of investment programs by electric power industry subjects

• Формирование среднесрочных планов развития организаций инфраструктуры железнодорожного транспорта и Единой системы газоснабжения / Formation of medium-term development plans for the railways and Unified Gas Supply System infrastructure.

i • Подготовка исходных данных, учитываемых при проведении КОМ и отборе резервов мощности / Preparation of initial data to be considered in COM and capacity reserves selection.

• Разработка технических требований при присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям / Development of technical requirements for power receiver (power plants) connection to electrical networks

Разработка схем выдачи мощности электрических станций / ^Development of power output schemes of power plants.

Формирование предложений по определению зон свободного перетока электроэнергии и мощности / Forming proposals on the determination of free flow zones of electrical energy and power

Принимаемые решения / Adopted decisions

Уточнение и корректировка / Amendment and adjustment

Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию / Design, construction and commissioning

Схема увязки инвестиционных решений различного уровня в электроэнергетике Diagram of various level investment decision coordination in electric power industry

Генсхема является рекомендательным документом, формируемым на основе разделов Энергетической стратегии России, а также предложений генерирующих компаний, крупнейших потребителей (мощностью более 50 МВт), организаций инфраструктуры (ПАО «ФСК», АО «СО ЕЭС» и др.), органов исполнительной власти субъектов РФ, в качестве ориентира для последующей разработки СиПР, ИП субъектов электроэнергетики, а также иных отраслевых и государственных программ. В ее состав по результатам прогноза спроса на электроэнергию и формирования балансов энергии (мощности) включаются все существующие, реконструируе-

мые и новые тепловые электростанции (ТЭС) установленной мощностью 500 МВт и выше, атомные (АЭС) и гидроэлектростанции (ГЭС) мощностью 100 МВт и более. Кроме этого, в состав генсхемы включаются все существующие и новые воздушные линии (ВЛ) и подстанции (ПС) классом напряжения 330 кВ и выше, а также ВЛ 220 кВ, по которым осуществляется выдача мощности крупных электростанций (500 МВт и выше). Относимые к межсистемным, межгосударственным ВЛ и ПС объекты электросетевого хозяйства, предназначенные для ликвидации узких мест, а также ВЛ, отходящие от электростанций мощностью 1000 МВт и выше, включаются в генсхему независимо от класса напряжения. В генсхеме также дается оценка общего состояния внешних связей электроэнергетики (объемов экспорта/импорта, потребностей в топливе, влияния на окружающую среду, мероприятий по повышению надежности, автоматизации процессов, внедрению новых технологий и др.) и потребности в инвестициях в электроэнергетику.

СиПР ЕЭС8 разрабатывается научно-отраслевыми институтами ПАО «ФСК ЕЭС» совместно с проектными организациями и АО «СО ЕЭС» ежегодно на семилетний период и утверждается Министерством энергетики РФ. Этот документ уточняет решения, принятые в генсхеме, и формируется на основе предложений указанных организаций. Мероприятия СиПР ЕЭС обосновываются, исходя из среднесрочного прогноза спроса на электрическую энергию и мощность, результатов расчета электрических режимов, а также результатов реализации мероприятий ИП субъектов электроэнергетики, с целью их корректировки и включения в них новых мероприятий.

СиПР ЕЭС, помимо существующих, включает новые, реконструируемые (демонтируемые) электростанции мощностью 25 МВт и выше, объекты электросетевого хозяйства напряжением 220 кВ и выше, а также объекты напряжением 110 кВ, обеспечивающие межгосударственные перетоки и выдачу мощности электростанций 25 МВт и выше. В СиПР ЕЭС также производится анализ общего состояния внешних связей электроэнергетики, а также перспектив развития распределительных электрических сетей 110 кВ.

СиПР субъектов РФ разрабатываются на пятилетний период при участии региональных управлений АО «СО ЕЭС» и сетевых компаний и утверждаются высшим должностным лицом субъекта. Состав исходных данных и решений аналогичен СиПР ЕЭС с учетом технологических и экономических особенностей регионального уровня задач. К таким особенностям относятся: использование детализированного прогноза электропотребления региона согласно поданным заявкам на технологическое присоединение, включение в документ электростанций мощностью 5 МВт и выше и объектов электросетевого хозяйства классов напряжения от 110 кВ, детализация проектов по строительству генерации на базе возобновляемых источников энергии в регионе, обоснование решений для формирования ИП территориальных сетевых организаций.

ИП субъектов электроэнергетики относятся к трем основным категориям:

1. Программы субъектов энергетики, работающих в конкурентной сфере и самостоятельно принимающих решения о финансировании своих мероприятий по развитию.

2. Программы, утверждаемые Минэнерго РФ для инфраструктурных и стратегических организаций (ПАО «фСк ЕЭС», АО «СО ЕЭС», ПАО «Русгидро», АО «Росэнергоатом» и их дочерние структуры).

3. Программы, утверждаемые профильными органами государственной власти субъектов РФ для организаций, в которых государственная доля субъекта составляет более поло-

8Об утверждении схемы и программы развития ЕЭС России на 2016-2022 гг.: приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 1 марта 2016 г. № 147 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197351/ (26.05 2017) / On the approval of the scheme and development program of the Unified Energy System of the Russian Federation for the period from 2016 to 2022: The Order of the Ministry of Energy of the Russian Federation no. 147 of 1 March 2016 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197351/ (26 May 2017)_

m Энергетика

M Power Engineering

вины уставного капитала; организаций, для которых осуществляется тарифное регулирование (главным образом, сетевых компаний); организаций с участием доли субъекта РФ, планирующих ввод (реконструкцию) генерирующего объекта мощностью 25 МВт и более.

Указанные ИП разрабатываются на срок не менее 3 лет, а ИП, предполагающие строительство АЭС и ГЭС, на срок не менее 5 и 10 лет соответственно. Для объектов, утвержденных в инвестиционных программах, осуществляется выделение необходимого финансирования для разработки проектной документации9, организации строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

Критерии и методы выбора инвестиционных решений в электроэнергетике

Состав и структура критериев выбора оптимальных инвестиционных решений зависит от места решаемой задачи в территориально-временной иерархии (рисунок), степени государственного управления субъектом энергетики, его принадлежности к конкурентным (производство и сбыт) или монопольным (передача и управление режимами) видам деятельности в электроэнергетике.

Учитывая инфраструктурную роль электроэнергетики для других, связанных с ней отраслей экономики, наиболее целесообразным экономическим критерием выбора оптимальных решений формирования генсхемы, СиПР ЕЭС России и ее регионов следует считать минимум дисконтированных затрат (З), соответствующий минимальному значению удельной стоимости энергии в стране и ее регионах.

Минимум суммарных дисконтированных затрат, представляющий собой сумму капитальных затрат и эксплуатационных издержек за период планирования, имеет следующий общий вид:

3 = I к* + ) • т;-^—Т^Г \ — ^^^^^^ (1)

I г * ( 1 + Е„.п) J

где T - продолжительность расчетного периода; К^ - капиталовложения по объекту 5 в году ^ И^ - эксплуатационные издержки по объекту 5 в году ^ Енп - норма дисконтирования, отражающая стоимость финансовых средств для инвестора.

При решении сложных оптимизационных задач развития с множеством объектов указанный критерий дополняется комплексом ограничений в виде равенств (балансы мощности и электроэнергии) и неравенств (ограничения по объему инвестиций, потокам мощности по ветвям сети, напряжениям в узлах и др.), а также вероятностными характеристиками или сценариями при учете неопределенности исходных данных. Учитывая многовариантность и нелинейность указанной задачи, при поиске оптимального решения приходится сокращать количество рассматриваемых вариантов, не учитывать дискретный характер инвестиций, а также упрощенно учитывать ряд факторов [1].

Поскольку развитие системообразующей сети ЕЭС России и распределительных электрических сетей в регионах должно учитывать ограничения по росту тарифов, критерий минимума дисконтированных является в настоящее время основным при обосновании инвестиционных решений по развитию электрических сетей.

9О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75048/ (26.05 2017) / On the composition of the sections of the project documentation and requirements for their content: Resolution of the Government of the Russian Federation no. 87 of 16 February 2008 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75048/ (26 May 2017)

Один из новых подходов к оптимизации развития системообразующей сети ЕЭС и региональных энергосистем предполагает использование критерия максимума благосостояния (БС), соответствующий наибольшему уровню прибыли субъектов электроэнергетики [2]:

БС = {Эпотр + Эпост■ - ЗЛЭП } ^ максимум, (2)

где Э - экономические эффекты потребителей и поставщиков (индексы потр. и пост. соответственно) электроэнергии, обусловленные развитием системообразующей электрической сети (к ним могут относиться, в частности, снижение производственных затрат электростанций за счет более рационального распределения их загрузки, расширение спроса потребителей при минимизации территориальных ценовых диспропорций и снятии сетевых и прочих ограничений, другие положительные эффекты); З - сумма капитальных и операционных затрат новых объектов сети.

Для оценки конкретных инвестиционных проектов в конкурентной сфере электроэнергетики (генерация и сбытовая деятельность) используется критерий максимума чистого дисконтированного дохода (ЧДД), представляющий собой разность между текущей стоимостью потока будущих доходов (или выгод) и текущей стоимостью будущих затрат на осуществление, эксплуатацию и техническое обслуживание проекта на протяжении всего срока службы:

т ^ _ ^

ЧДД = X ^ ' - ^ максимум, (3)

/=0 ( 1 + Ен.п.)

где - суммарные результаты (выгоды или доходы), определяемые как произведение выработанной (проданной) на Nм этапе электрической энергии (мощности) на прогнозную цену электроэнергии (при обосновании электростанций) или на тариф на передачу электрической энергии (при обосновании сетевых объектов); З\ - затраты, осуществляемые на том же шаге; Т - горизонт расчета.

При фиксированном в рамках тарифного законодательства10 уровне доходности для электросетевых компаний выбираемые по критерию ЧДД инвестиционные решения будут совпадать с выбранными решениями по критерию (1).

Для обоснования и выбора локальных решений в рамках инвестиционных проектов может быть использован критерий минимума капиталовложений в объекты энергосистемы (К), определяемый по выражению

N

К = ^ К ^ минимум, (4)

^

где К5 - объем инвестиций в 5-й объект энергосистемы или электроустановки.

Указанный критерий может применяться в случае, если эксплуатационные затраты по рассматриваемым вариантам практически не отличаются (например, при выборе схемы электроснабжения на период строительства объектов в рамках одного уровня напряжения), доля эксплуатационных затрат составляет незначительную часть в общих затратах (например, при

10 О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46797/ (26.05 2017) / On pricing of electrical and heat energy in the Russian Federation": Resolution of the Government of the Russian Federation of 26 February 2004 no. 109 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46797/ (26 May 2017)

m Энергетика

M Power Engineering

сопоставлении резервного источника в виде новой ВЛ или ДЭС), когда не требуется повышенный уровень надежности и качества оборудования в условиях короткого жизненного цикла проекта (например, проекты освоения лицензионных участков в сфере золотодобычи), а также в процессе организации торгов для покупки оборудования с заданными свойствами (трансформаторов, проводов и др.) у нескольких производителей.

Учитывая широкий спектр предлагаемых производителями электротехнического оборудования решений и необходимость их детального обоснования, критерий (4) на практике будет использоваться все реже.

Практическая организация процесса обоснования инвестиционных решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по развитию электрической сети и предложения по ее совершенствованию

В последние годы в условиях отсутствия заметного экономического роста в стране и стабилизации спроса на электрическую энергию процесс развития электроэнергетики в стране проходит без существенных нарушений, которые бы могли стать причиной сдвигов и задержек в реализации инвестиционных проектов в смежных отраслях экономики.

В то же время при динамичном росте экономики выбор недостаточно обоснованных инвестиционных мероприятий, сложность увязки интересов на различных уровнях иерархии решений могут привести к увеличению общего уровня цен на электроэнергию в стране, уменьшению инвестиционной привлекательности российской экономики и снижению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

На каждом из уровней иерархии можно выделить ряд ключевых методических и нормативно-правовых проблем повышения эффективности принятия инвестиционных решений применительно к развитию электросетевого комплекса.

Несмотря на наличие методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем11, одной из существенных проблем при формировании генсхемы и СиПР ЕЭС России и ее регионов является отсутствие четко определенных критериев оптимизации вариантов развития электросетевого комплекса и генерации. На практике в процессе разработки указанных документов проверка экономической обоснованности и оценка тарифных, социально -экономических, бюджетных и иных последствий от реализации мероприятий схем и программ развития не осуществляется. При этом дается только общий прогноз потребности в инвестициях для заданного сценария электропотребления. В результате разработанные схемы и программы имеют статус формальных документов, без достаточного обоснования и определенных источников финансирования.

В частности, первая редакция генсхемы12, утвержденная Правительством РФ в 2008 году, была основана на существенно завышенных показателях развития экономики и спроса на электроэнергию и содержала значительное количество перспективных (новых) энергообъектов. При последующих корректировках генсхемы и прогнозного спроса на электроэнергию значительная часть этих объектов была исключена из документа. Официального утверждения корректировки генсхемы, одобренного Правительством России, до настоящего времени не получили.

11Методические рекомендации по проектированию развития энергосистем. М.: Минэнерго России, 2003. 39 с. / Methodical recommendations for designing the power system development. Moscow: Ministry of Energy of Russia, 2003. 39 p.

17

О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008 г. № 215-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107356/ (26.05 2017) / On the Master Plan for Placing Power Industry Facilities until 2020: Decree of the Government of the Russian Federation of 22 February 2008, no. 215-р. [Electronic resource]. URL: http://www. consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_107356/ (26 May 2017)

1 ^

В утвержденной СиПР ЕЭС'3 имеется ряд энергообъектов, по которым решения не принято (Уссурийская ТЭЦ, Ленская ТЭС и др.). В то же время названные объекты ежегодно включаются в указанный документ.

На региональном уровне методическое обеспечение принятия решений о включении СиПР субъектов РФ развито еще слабее. Типовые правила разработки указанного документа не утверждены. В результате в разных регионах СиПР имеют различную структуру документа, степень проработки и объем включаемых в нее мероприятий. Общими недостатками указанных документов, так же как и для СиПР ЕЭС, являются следующие факторы:

- значительное количество необоснованных мероприятий;

- отсутствие предложений по корректировке решений верхнего уровня иерархии (мероприятия СиПР ЕЭС и инвестиционных программ включаются в документ без проработки на уровне субъекта);

- отсутствие увязки с программами социально-экономического развития региона, а также отсутствие оценки тарифных последствий от реализации мероприятий программ.

Укрупненная оценка тарифных последствий осуществляется на этапе разработки и утверждения инвестиционных программ Минэнерго России и уполномоченными органами субъектов РФ. На этом этапе к согласованию документов привлекаются ФАС России и органы тарифного регулирования в регионах6. Указанные органы в процессе согласования руководствуются действующей нормативно-правовой базой14, основными недостатками которой являются наличие четко регламентированных ограничений на рост тарифов, необходимость учета перекрестного субсидирования и др.

В связи с длительной многоступенчатой процедурой согласования инвестиционных программ в их состав попадают объекты, не обеспеченные тарифными источниками, что приводит к разногласиям в процессе технологического присоединения потребителей, для которых наличие мероприятия в инвестиционной программе обеспечивает возможности технологиче-

15

ского присоединения'5.

В процессе практической реализации инвестиционных решений (проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию) наиболее важной становится процедура технологического присоединения электроустановок новых потребителей, регламентируемая соответствующим постановлением15. Эта процедура определяет сроки и состав необходимых для подачи заявки в сетевую организацию документов, круг согласующих лиц, порядок расчета стоимости технологического присоединения в зависимости от запрашиваемой мощности, категории надежности, юридического статуса потребителя. Указанный документ неоднократно дорабатывался и совершенствовался в целях упрощения процедуры технологического присоединения и сокра-

13Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016-2022 годы: приказ Министерства энергетики РФ № 147 от 1 марта 2016 года [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197351/ (26.05 2017) / On the approval of the scheme and development program of the Unified Energy System of the Russian Federation for the period from 2016 to 2022: The Order of the Mi n-istry of Energy of the Russian Federation no. 147 of 1 March 2016 [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197351/ (26 May 2017)

14О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125116/ (26.05.2017) / On pricing in the field of regulated prices (tariffs) in the electric power industry: Decree of the Government of the Russian Federation of 29 December 2011 no. 1178 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125116/ (26 May 2017) 15Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51030/ (26.05 2017) / On the approval of the Rules for a non-discriminatory access to electric energy transmission services and provision of these services: The Decree of the Government of the Russian Federation No. 861 of 27 December 2004 [Electron resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51030/(26 May 2017)

щения административных барьеров. В то же время в качестве основных недостатков рассматриваемого правового документа следует выделить его излишнюю сложность; наличие возможностей у электросетевой компании для включения мероприятий по реконструкции сети, не связанных с технологическим подключением потребителя; отсутствие возможности для потребителя самостоятельной оплаты мероприятий по реконструкции электрической сети в случае необходимости осуществления технологического присоединения в сжатые сроки; лучшие условия с точки зрения сокращения объемов мероприятий по технологическому присоединению для ранее обратившихся и ранее подключенных потребителей.

В качестве основных направлений совершенствования методического обеспечения управления развитием электросетевого комплекса на уровне генсхемы и СиПР ЕЭС следует выделить:

- необходимость создания и поддержания в актуальном состоянии централизованной базы данных по объектам электросетевого хозяйства [3];

- целесообразность оптимизации развития электрической сети с использованием экономических критериев (1-2) и математического моделирования [1];

- необходимость оценки тарифных, социально-экономических, бюджетных и иных последствий от реализации мероприятий генсхемы и СиПР.

Задачами оптимизации процесса разработки региональных СиПР необходимо считать те же мероприятия, что и для документов верхнего уровня, но предусмотреть дополнительно доработку и утверждение методических рекомендаций по разработке указанных документов. Кроме того, необходимо четко формулировать требования к разработчикам указанных документов для обеспечения установленных сроков и высокого качества выполнения схем и программ развития региональных энергосистем.

Ключевыми задачами повышения качества принимаемых инвестиционных программ является также широкое использование математического моделирования при оптимизации состава мероприятий программы и обосновании конкретных инвестиционных решений; оценка тарифных, социально-экономических и бюджетных последствий при реализации программы; создание для сетевых компаний системы реальных стимулов для обеспечения развития электросетевого комплекса в целях подключения новых потребителей.

В качестве основных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правил технологического присоединения предлагается:

- разделение правил на несколько (не менее двух) документов, регламентирующих правила технологического присоединения в зависимости от мощности или (и) юридического статуса присоединяемых лиц;

- регламентирование выбора предлагаемых заявителю точек присоединения при подключении по индивидуальному проекту;

- включение положения о возможности заявителем самостоятельной оплаты мероприятий по усилению и реконструкции сети при его согласии;

- упрощение требований к юридическим лицам, реализующим крупные инвестиционные проекты, по предоставлению документов на земельные участки путем выдачи предварительных технических условий, технических условий на проектирование и других документов, необходимых для дальнейшей реализации инвестиционных проектов.

Выводы

1. В административно-территориальном аспекте документы, определяющие перспективное развитие электрической сети, могут быть отнесены к двум уровням: уровню ЕЭС и уровеню РЭС, включающему технологически изолированные территориальные энергосистемы. К документам верхнего уровня относится Генеральная схема размещения объектов энергетики, которая является рекомендательным документом, формируемым на основе разделов

Энергетической стратегии России, а также предложений генерирующих компаний, крупнейших потребителей, организаций инфраструктуры, органов исполнительной власти. Данный документ выступает в качестве ориентира для последующей разработки документов нижних иерархических уровней. К таковым относятся Схема и программа развития электроэнергетики и инвестиционные программы субъектов РФ.

2. Для оценки инвестиционных решений используются два основных критерия:

- Минимум суммарных дисконтированных затрат, представляющий собой сумму капитальных затрат и эксплуатационных издержек. Данный критерий может использоваться при сопоставлении большого числа вариантов развития на стадии оптимизации электрической сети на уровне ЕЭС, при этом тарифы на передачу электроэнергии и величины выручки электросетевых компаний фиксированы.

- Максимум чистого дисконтированного дохода, представляющий собой разность между текущими стоимостями будущих доходов и затрат по проекту. Данный критерий может использоваться в процессе детального сопоставления небольшого числа инвестиционных проектов и расчета их экономической эффективности с учетом тарифно -балансовых и социально-экономических последствий, вызываемых реализацией проекта строительства объекта электроэнергетики.

3. В настоящее время методическая и нормативно-правовая база управления развитием электросетевого комплекса сформирована и постоянно обновляется. В качестве направлений дальнейшего совершенствования указанной нормативно-правовой базы следует выделить мероприятия как на уровне генсехмы и СиПР ЕЭС, так и на уровне региональных СиПР. На уровне генсехмы и СиПР ЕЭС - это необходимость создания и поддержания в актуальном состоянии централизованной базы данных по объектам электросетевого хозяйства, целесообразность оптимизации развития электрической сети с использованием экономических критериев и математического моделирования, необходимость оценки тарифных, социально -экономических, бюджетных и иных последствий от реализации мероприятий. На уровне региональных СиПР - дополнительно к рекомендациям уровня генсхемы и СиПР ЕЭС необходимо предусмотреть доработку и утверждение методических рекомендаций по разработке указанных документов.

На стадии разработки инвестиционных программ предлагаются следующие меры: широкое использование математического моделирования при оптимизации состава мероприятий программы и обосновании конкретных инвестиционных решений; оценка тарифных, социально-экономических и бюджетных последствий при реализации программы; создание для сетевых компаний системы стимулов для обеспечения развития электросетевого комплекса в целях подключения новых потребителей. На этапе реализации инвестиционных решений -разделение правил на несколько документов, регламентирование выбора предлагаемых заявителю точек присоединения по индивидуальному проекту, включение положения о возможности заявителем самостоятельной оплаты мероприятий по усилению и реконструкции сети, упрощение требований к юридическим лицам, реализующим крупные инвестиционные проекты.

Библиографический список

1. Усов И.Ю., Драчев П.С., Гущина А.С. Задачи и методы обоснования инвестиционных решений в электроэнергетике // Вестник ИрГТУ. 2014. № 7. С. 128-136.

2. Драчев П.С. Рыночная модель развития основной электрической сети // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1. С. 125-134.

3. Усов И.Ю., Попова О.М. Формирование базы данных для оптимизации структуры системообразующей электрической сети // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1. С. 139-144.

References

1. Usov I.Yu., Drachev P.S., Gushchina A.S. Zadachi i metody obosnovaniya investitsionnykh reshenii v elektroener-getike [Problems and methods to substantiate investment decision-making in power sector]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2014, no. 7, pp. 128-136. (In Russian)

2. Drachev P.S. Rynochnaya model' razvitiya osnovnoi elektricheskoi seti [Market-based transmission system development model]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2013, no 1, pp. 125-134. (In Russian)

3. Usov I.Yu., Popova O.M. Formirovanie bazy dannykh dlya optimizatsii struktury sistemoobrazuyushchei elektricheskoi seti [Database formation to optimize backbone electric network structure]. Vestnik IrGTU. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2013, no 1, pp. 139-144. (In Russian)

Критерии авторства

Усов И.Ю., Драчев П.С., Киндрачук Н.М. имеют равные авторские права и несут равную ответствен-

Authorship criteria

Usov I.Yu., Drachev P.S., Kindrachuk N.M. have equal author's rights and bear equal responsibility

ность за плагиат.

for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

Статья поступила 30.05.2017 г.

The article was received 30 May 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.