Научная статья на тему 'Особенности технической эксплуатации различных типов вертолетов в сибирском регионе'

Особенности технической эксплуатации различных типов вертолетов в сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
276
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВЕРТОЛЕТЫ / СРЕДНИЙ ГОДОВОЙ НАЛЕТ / СРОК СЛУЖБЫ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / MAINTENANCE / HELICOPTERS / AVERAGE ANNUAL FLYING TIME / SERVICE LIFE / OPERATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Талапова Е.Г., Бойко О.Г.

Рассмотрены географические особенности региона Красноярский край. Рассмотрены характеристики вертолетов российского производства: Ми-2, Ми-8Т, и характеристики вертолетов иностранного производства: Robinson R44, Eurocopter AS350B3, Agusta AW119. Проанализированы особенности технической эксплуатации различных типов вертолетов в сибирском регионе по данным Красноярского межрегионального территориального управления воздушным транспортом федерального агентства воздушного транспорта (КМТУ ВТ ФАВТ). Рассмотрены особенности подготовки к полетам вертолетов в Красноярском крае. Проведена оценка затрат на техническую эксплуатацию вертолетов в сибирском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Талапова Е.Г., Бойко О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TECHNICAL OPERATION OF VARIOUS TYPES OF HELICOPTERS IN THE SIBERIAN REGION

The geographical features of the region Krasnoyarsk Territory are considered. The characteristics of Russian-made helicopters: Mi-2, Mi-8T, and characteristics of foreign-made helicopters: Robinson R44, Eurocopter AS350B3, Agusta AW119 are considered. Features of technical operation of various types of helicopters in the Siberian region are analyzed according to the Krasnoyarsk interregional territorial management of air transport of the federal air transport agency (KITM AT FAAT). Features of helicopter preparation for flights in the Krasnoyarsk Territory are considered. The cost of technical operation of helicopters in the Siberian region was estimated.

Текст научной работы на тему «Особенности технической эксплуатации различных типов вертолетов в сибирском регионе»

УДК 629.735.017.1

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ВЕРТОЛЕТОВ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Е. Г. Талапова, О. Г. Бойко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lenusyat@mail.ru

Рассмотрены географические особенности региона Красноярский край. Рассмотрены характеристики вертолетов российского производства: Ми-2, Ми-8Т, и характеристики вертолетов иностранного производства: Robinson R44, Eurocopter AS350B3, Agusta AW119. Проанализированы особенности технической эксплуатации различных типов вертолетов в сибирском регионе по данным Красноярского межрегионального территориального управления воздушным транспортом федерального агентства воздушного транспорта (КМТУ ВТ ФАВТ). Рассмотрены особенности подготовки к полетам вертолетов в Красноярском крае. Проведена оценка затрат на техническую эксплуатацию вертолетов в сибирском регионе.

Ключевые слова: техническое обслуживание, вертолеты, средний годовой налет, срок службы, эксплуатация

FEATURES OF TECHNICAL OPERATION OF VARIOUS TYPES OF HELICOPTERS IN THE SIBERIAN REGION

E. G. Talapova, O. G.Boyko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: lenusyat@mail.ru

The geographical features of the region Krasnoyarsk Territory are considered. The characteristics of Russian-made helicopters: Mi-2, Mi-8T, and characteristics of foreign-made helicopters: Robinson R44, Eurocopter AS350B3, Agusta AW119 are considered. Features of technical operation of various types of helicopters in the Siberian region are analyzed according to the Krasnoyarsk interregional territorial management of air transport of the federal air transport agency (KITM AT FAAT). Features of helicopter preparation for flights in the Krasnoyarsk Territory are considered. The cost of technical operation of helicopters in the Siberian region was estimated.

Keywords: maintenance, helicopters, average annual flying time, service life, operation

Красноярский край является вторым регионом по площади. В связи с этим анализ особенностей технической эксплуатации является актуальной задачей для обеспечения безопасности полетов, экономической эффективности и совершенствования технического обслуживания.

Целью данной работы является выявление особенностей технической эксплуатации вертолетов в сибирском регионе для разработки предложений по повышению эффективности их использования [1].

Свыше 60% территории Красноярского края занимает крайний север, где расположено немалое количество промышленных центров, такие как: Ванкор, Норильский промышленный центр. Особенностью данного региона является непропорциональное распределение транспортных путей, на севере нет железных дорог, а автомобильный и водный транспорт являются сезонными. На северо-востоке нет водного пути и железных дорог, на юге горы, и в основном автодо-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

роги. Кроме того, Красноярский край - край с резко изменяющимися климатическими условиями: на севере суровый резко континентальный и умеренный на юге. Эти особенности приводят к тому, что единственным универсальным видом транспорта, способным добраться до населенных пунктов, расположенных на севере, северо-востоке и в горах региона, является воздушный транспорт. Однако из-за наличия вечной мерзлоты или гористой поверхности появляется сложность и затратность в строительстве взлетно-посадочных полос, поэтому для перевозки пассажиров, грузов и санавиации в качестве транспорта идеально подходят именно вертолеты.

Для анализа особенностей эксплуатации вертолётов в Сибирском регионе по данным КМТУ ВТ ФАВТ в работе рассмотрено 6 авиакомпаний, имеющих в своем парке не менее 10 вертолетов. А именно: авиакомпании КрасАвиа, СКОЛ, НорильскАвиа, НордАвиа, Тува Авиа, Кречет. Все шесть авиакомпаний имеют сложившуюся сеть маршрутов и обслуживают в основном тот регион Красноярского края, где они базируются. Общий парк вертолётов в Красноярском крае составляет: 125 единиц российского производства и 54 единицы зарубежного производства.

В работе, по статистическим данным КМТУ ВТ ФАВТ, анализировалась динамика среднего годового налета вертолетов российского и иностранного производства за период с 2011 по 2016г и построены распределения сроков службы по наработке для парка вертолетов (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика среднего годового налета вертолетов Ми-8Т (а) и Ешосор1ег Л8-350Б3 (б)

за период с 2011 по 2016 г. 1 - ООО «АэроГео»; 2 - ООО «Авиакомпания «Туруан»; 3 - ООО «Авиакомпания «СКОЛ»; 4 - ГП КК «КрасАвиа»; 5 - АО «НорильскАвиа» (Таймыр); 6 - ООО «Абакан Эир».

Анализ динамики среднего годового налета показывает, что вертолеты иностранного производства имеют много меньший средний годовой налет, чем отечественные, т.к. они летают лишь в ограниченном диапазоне температур. Анализ распределений показывает, что вертолеты иностранного производства имеют много меньшую наработку, чем отечественные, т.к. их эксплуатация началась гораздо позже и заключается в использовании для выполнения отдельных видов задач. В работе построены диаграммы распределений отказов и неисправностей вертолетов по различным причинам (рисунок 2). Анализ статистики показывает, что причиной основной массы нарушений являются конструктивно-производственные недостатки. Что является следствием тяжелых условий эксплуатации. Но небольшая доля неисправностей все же зависит от качества работы инженерно-авиационной службы [2], в основном причинами этого является человеческий фактор. Анализ особенностей технической эксплуатации в зависимости от района расположения на территории Красноярского края показал увеличение продолжительности и периодичности выполнения всех видов работ при приближении района к северу.

0,5%

0,5%

-КПН

Вина экипажа

- Неустановленные причины

Рис. 2. Классификация отказов и неисправностей вертолетов российского (а, Ми-8) и иностранного производства (б, Eurocopter AS350B3) по данным эксплуатационных предприятий, подчиненных Росавиации в период с 2010 по 2015 г

На основании выполненного анализа были предложены пути по увеличению эффективности использования парка вертолетов авиакомпаниями сибирского региона. Сделаны выводы о том, что вертолеты, эксплуатируемые на территории КМТУ ВТ ФАВТ, могут продолжать эксплуатироваться в течение ближайших 10-15 лет до выработки назначенного срока службы [3]. (До наступления предельного состояния). Так как являются наиболее приспособленным к сложным условиям. Кроме того, благодаря процедуре индивидуальной оценки технического состояния отдельных вертолетов, существует возможность продления их сроков службы, т.е. увеличения периода эксплуатации, (что характерно для вертолетов отечественного производства)

Что касается вертолетов иностранного производства, у которых эксплуатация началась с 2005г. и по сей день: их количество не изменяется в связи с тем, что их эксплуатация заключается в выполнении отдельных видов работ, для которых вполне хватает имеющихся единиц техники. Поэтому экономически не целесообразно дальнейшее увеличение парка вертолетов иностранного производства.

Библиографические ссылки

1. Вертолеты /Л. М. Володко, М. П. Верхозин, В. А. Горшков; Под ред. А. М. Володко, М.: Военнздат, 1992. —557 с: ил.

2. Electronic textbook StatSoft [электронный ресурс]. URL: http://www.gosniiga.ru/files/ Statya_KR_09_10_014_01.pdf

3. Техническая эксплуатация ЛА. [Текст]: учебник / под ред. Н. Н. Смирнова. - Москва: Транспорт, 1990. - 430 с.

© Талапова Е. Г., Бойко О. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.