Научная статья УДК 338.45:622
doi: 10.34822/2312-3419-2022-1-17-25
ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Татьяна Александровна Брагина113, Любовь Витальевна Зубарева2
12Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 1 TAN1589@mail.ruhttp://orcid.org/0000-0002-8449-2502 2zlv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-9548-0657
Аннотация. В статье рассмотрены особенности тарифной политики предприятий топливно-энергетического комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее основные цели. Приведен перечень электростанций промышленных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделены их главные характеристики. Размер одноставочного тарифа на электроэнергию для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сопоставлен с одноставоч-ными тарифами на электроэнергию в иных субъектах Российской Федерации. Проанализированы плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии, учтенные в тарифах на теплоснабжение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 г. Выявлены преимущества от внедрения автоматизизированной системы управления на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Определены условия эффективной тарифной политики в отношении региональных предприятий топливно-энергетического комплекса и основные задачи Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, тариф, тарифная политика региональных предприятий, энергоресурсы
Для цитирования: Брагина Т. А., Зубарева Л. В. Особенности тарифной политики региональных предприятий топливно-энергетического комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 1 (35). С. 17-25. DOI 10.34822/2312-3419-2022-1-17-25.
Original article
REGIONAL ENTERPRISES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - UGRA: FEATURES OF THE TARIFF POLICY
Tatyana A. BraginaLyubov V. Zubareva2
12Surgut State University, Surgut, Russia 1 TAN1589@mail.ruhttp://orcid.org/0000-0002-8449-2502 2zlv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-9548-0657
Abstract. The article discusses tariff policy features of enterprises of the fuel and energy complex of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, and its main goals. Power generation plants of industrial enterprises in the Khanty-Mansi Autonomous Okug - Ugra are listed in the article. Their main features are emphasized. The amount of the straight-line rate for electricity for cizitens of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra is compared with that of other subjects of the Russian Federation. Considered in the heat supply tariffs in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra in 2021, routine balance indicators for heat energy production and supply are analyzed. The advantages of implementing an automated management system at the fuel and energy complex enterpises are detected. The conditions for effective tariff policy in relation to
the regional enterprises of the fuel and energy complex, as well as the main objectives of the Regional Tariff Service of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra are determined.
Keywords: fuel and energy complex, tariff, tariff policy of regional enterprises, energy resources
For citation: Bragina T. A., Zubareva L. V. Regional Enterprises of the Fuel and Energy Complex in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra: Features of the Tariff Policy // Surgut State University Journal. 2022. No. 1 (35). P. 17-25. DOI 10.34822/2312-3419-2022-1-17-25.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) напрямую влияет на национальную безопасность и социально-экономическое развитие регионов. В настоящее время ТЭК переживает технический, финансовый и организационный кризис. Все это обуславливает необходимость реформирования не только структуры управления на предприятиях ТЭК, но и сферы тарифного регулирования.
Цель исследования - определить особенности тарифной политики региональных предприятий ТЭК.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: изучить состав энергосистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО-Югры), определить принципы реализаций тарифной политики в отношении предприятий ТЭК, оценить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов ХМАО-Югры, определить приоритетные направления развития энергетики региона.
Вопросы тарифного регулирования предприятий ТЭК широко обсуждаются в научных трудах российских и зарубежных ученых. Принципы тарифного регулирования естественных монополий отразили такие отечественные авторы, как В. В. Дегтярева, Е. Ю. Камчатова [1], И. И. Мельничук [2], А. О. Кутузова [3] и др. Проблемные аспекты регулирования энергетического комплекса исследовали также следующие зарубежные ученые: Э. Отт, К. М. Эйзенхардт, С. Бингхэм [4].
Высоко оценивая результаты научных исследований указанных авторов, следует отметить, что данные работы не предусматривают внедрения новых методов тарифного регулирования энергетического комплекса, ориентированных на учет региональных особенностей функционирования предприя-
тий ТЭК, что определяет актуальность рассматриваемой темы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объект исследования - теоретические и методические подходы к формированию тарифной политики хозяйствующих субъектов. Предмет исследования - тарифная политика региональных предприятий ТЭК ХМАО-Югры.
Методология исследования: анализ (изучение положительных и отрицательных аспектов современных подходов тарифного регулирования предприятий ТЭК), синтез (обобщение данных по итогам анализа), сравнение (определение объектов сравнения, сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов ХМАО-Югры напрямую зависит от тарифной политики в сфере энергетического комплекса. Как отмечено в [5, с. 12], энергетическая безопасность регионов Российской Федерации определяется уровнем запасов топливно-энергетических ресурсов.
Тарифное регулирование энергетической системы предусматривает:
- определение и утверждение процедуры установления тарифов на услуги энергетических предприятий;
- утверждение на государственном уровне минимальной и максимальной стоимости оказываемых услуг в сфере энергетики;
- определение состава потребителей услуг, подлежащих обязательному обслуживанию;
- документальное оформление порядка оплаты услуг, оказываемых предприятиями ТЭК;
- мониторинг обоснованности расхода денежных средств, получаемых предприятиями ТЭК от потребителей услуг.
Энергетический комплекс предполагает наличие тарифного регулирования. Принципы тарифного регулирования энергосистемы предусматривают:
- надзор за проведением официальных торгов поставщиками энергетического оборудования;
- экономический анализ результатов деятельности энергетических предприятий за отчетный период и за несколько отчетных периодов;
- контроль за оказанием услуг потребителям по строго утвержденным тарифам;
- включение в перечень затрат предприятий ТЭК только экономически обоснованных расходов;
- открытость информации по утверждению тарифов для внутренних и внешних пользователей;
- ответственность за нарушение предпри-ятими ТЭК условий тарифных соглашений.
Энергетика ХМАО-Югры - это особая сфера экономического сектора, связанная с производством, транспортировкой, сбытом электроэнергии и тепловой энергии. На территории ХМАО-Югры функционируют 56 электростанций общей мощностью 14 120,7 МВт, которые подключены к единой системе Российской Федерации. К наиболее крупным тепловым электростанциям (мощностью более 100 МВт) относятся: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС, Няганская
Экономически обоснованные тарифы предполагают, что сумма произведенных фактических расходов не превышает сумму затрат, заложенных при утверждении тарифов (затраты должны быть сбалансированными). Федеральной энергетической комиссией отрицательно оценивается наличие экономически необоснованной прибыли по итогам мониторинга финансовых результатов деятельности предприятий ТЭК. Как отмечает И. М. Ляльков, при утвержении тарифов в сфере энергетики не всегда учитываются региональные особенности функционирования предприятий энергетического комплекса. Это может привести к убыточной деятельности предприятий или к получению экономически необоснованной прибыли [6, с. 93].
Рассмотрим основные цели тарифной политики предприятий ТЭК (табл. 1).
ГРЭС, Приобская ГТЭС. Также функционируют более 30 дизельных и газотурбинных электростанций, общая мощность которых составляет 59,6 МВт. Они не подкючены к единой электросистеме и обеспечивают энергоснабжение небольших изолированных населенных пунктов и предприятий.
В табл. 2 представлены наиболее крупные электростанции промышленных предприятий ХМАО-Югры.
Таблица 1
Основные цели тарифной политики
Цели стратегической направленности (государственный сектор) Цели экономической направленности (сфера бизнеса) Цели социальной направленности (общественные интересы) Цели юридической направленности
- перспективы развития отраслевого сектора; - мониторинг экологической обстановки; - защита окружающей среды; - энергетическая безопасность - экономическая обоснованность и финансовая эффективность деятельности энергетических предприятий; - привлечение инвестиционных потоков; - удовлетворение потребностей потребителей услуг; - рентабельность производственной деятельности - снижение цен на услуги; - стабильность энергоснабжения; - развитие инфраструктуры субъекта Российской Федерации - защита прав и интересов потребителей; - защита прав и интересов постащиков; - контроль за соблюдением процедуры установления тарифов
Примечание: составлено авторами по [7, с. 91].
Таблица 2
Перечень электростанций промышленных предприятий ХМАО-Югры
и их основные характеристики
№ Название Установленная мощность, МВт Собственник Тип станции
1 Южно-Приобская ГТЭС 96 ООО «Газпромнефть - Хантос» газотурбинная
2 ПЭС «Казым» 72 ПАО «Передвижная энергетика» газотурбинная
3 ГТЭС-72 Ватьеганского месторождения 72 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газотурбинная
4 ГТЭС «Каменная» 72 АО «РН-Няганьнефтегаз» газотурбинная
5 ГТЭС «Западно--Салымская» 60 «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» газотурбинная
6 ГТЭС Каменного месторождения 48 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газотурбинная
7 ГТЭС Тевлино-Русскинского месторождения 48 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газотурбинная
8 ГТЭС Покачевского месторождения 48 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газотурбинная
9 ГТЭС Повховского месторождения 48 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газотурбинная
10 ГПЭС Северо-Даниловского месторождения 36,24 ООО «Лукойл - Западная Сибирь» газопоршневая
Примечание: составлено авторами по [8].
Энергосистема ХМАО-Югры относит тарифное регулирование энергетического комплекса к важной части экономической политики, на которой сосредоточены все усилия и интересы предприятий ТЭК, потребителей.
Природно-ресурсный потенциал ХМАО-Югры включает запасы углеводородов, прежде всего нефти и газового конденсата, что является отличительной особенностью региона и одним из критериев, влияющих на итоговый размер установленного тарифа на услуги энергетических предприятий, так как в затратах, учитываемых при формировании тарифов, большую долю составляют затраты на топливо.
Также при формировании тарифов на услуги энергетических предприятий особое внимание уделяется затратам на материалы и оплату труда. Для решения проблем, связанных со сверхнормативным расходом материалов, необходимо:
- ужесточить контроль за учетом материалов на всех участках производства;
- производить выдачу материалов строго в нормативных (порционных) количествах узкому кругу материально-ответственных лиц [9, с. 569].
С 07.07.2021 вступили в действие новые тарифы на электроэнергию в связи с плановой индексацией тарифов (Распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.12.2020 № 25 [10]).
Важно отметить, что тарифы на электроэнергию в ХМАО-Югре для населения и приравненных к нему категорий граждан являются одними из самых низких в стране. Для сравнения: тарифы на электроэнергию в ХМАО-Югре ниже, чем в соседних областях УрФО в среднем на 19 % (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ тарифов на электроэнергию для населения в субъектах РФ с 01.07.2021
№ Наименование субъекта Одноставочный тариф для жителей города с электроплитами, руб./кВт*ч (с НДС) Отклонение от тарифа Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО, %
1 Тюменская область, ХМАО-Югра, ЯНАО 2,16 -
2 Челябинская область 2,43 11
Окончание табл. 3
№ Наименование субъекта Одноставочный тариф для жителей города с электроплитами, руб./кВт*ч (с НДС) Отклонение от тарифа Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО, %
3 Курганская область 2,52 14
4 Томская область 2,73 21
5 Новосибирская область 2,93 26
6 Омская область 3,14 31
7 Свердловская область 3,15 31
8 г. Санкт-Петербург 3,73 42
9 Московская область 4,29 50
10 г. Москва 5,15 58
Примечание: составлено авторами по [11
Сравнительно низкий тариф на электроэнергию в ХМАО-Югре объясняется проводимой энергосберегающей политикой, включающей ряд элементов:
- своевременное определение фактов потерь электрической энергии, некорректной работы приборов учета электрической энергии;
- выявление причин возникновения указанных фактов;
- проведение оперативных мероприятий, направленных на устранение указанных фактов.
Внедрение автоматизизированной системы управления на предприятиях ТЭК ХМАО-Югры позволит:
- эффективно контролировать процесс эксплуатации оборудования;
- определять плюсы и минусы работы штатного персонала;
- запрограммировать почасовое расписание работы энергетического оборудования;
- уменьшить трудоемкость производственного процесса;
- оперативно диагностировать работу измерительной системы.
В рамках принятой Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2030 г. определена основная цель развития электроэнергетики в округе: при оптимальном соотношении усилий, связанных с наращиванием энергетического потенциала, будет
преодолен энергетический барьер экономического роста.
Рассмотрим особенности установления тарифов на тепловую энергию в ХМАО-Югре.
По состоянию на 01.01.2021 в реестр хозяйствующих субъектов региона, для которых осуществлялось государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, включено 89 организаций из них: 36 многопрофильных организаций (40,4 %); 53 организации, оказывающие услуги населению (59,6 %). Также 43 (48,3 %) организации относятся к государственным предприятиям, АО и ООО, доля участия государства в которых составляет более 50 %.
По итогам тарифной кампании Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры на 2021 г. было утверждено 190 тарифов в сфере теплоснабжения.
При этом долгосрочные тарифы (на 1 год) на тепловую энергию путем индексации установленных тарифов были установлены для 92,4 % организаций, а методом экономически обоснованных расходов - для 7,6 % [12].
При утверждении тарифов на тепловую энергию в ХМАО-Югре на 2021 г. были учтены плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии, отраженные в табл. 4.
Таблица 4
Плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии, учтенные в тарифах на теплоснабжение в ХМАО-Югре на 2021 год
№ Показатели 2020 г., тыс. Гкал 2021 г., тыс. Гкал Отклонение 2021 г. к 2020 г.
тыс. Гкал %
1 Выработка 14 960,0 14 547,9 - 412,1 - 2,75
2 Собственные нужды 286,6 280,0 - 6,6 - 2,30
Окончание табл. 4
№ Показатели 2020 г., тыс. Гкал 2021 г., тыс. Гкал Отклонение 2021 г. к 2020 г.
тыс. Гкал %
3 Покупная энергия 2 908,0 2 820,6 - 87,4 - 3,01
4 Отпуск в сеть 17 581,4 17 088,5 - 492,9 - 2,80
5 Нормативные потери 1 871,1 1 819,7 - 51,4 - 2,75
6 Полезный отпуск 15 710,3 15 268,8 - 441,5 -2,81
Примечание: составлено авторами по [12].
Тарифы на тепловую энергию в ХМАО-Югре на 2021 г. утверждены с учетом Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019-2023 годы» [13] и конкретных параметров, представленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 г., а также на плановый период 2022 и 2023 гг. (прогноз одобрен Правительством Российской Федерации 16.09.2020).
Увеличение тарифов для предприятий ТЭК, среди потребителей которых отсутствует население, не ограничивается предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Для населения рост тарифов с 01.07.2021 по всем муниципальным образованиям ХМАО-Югры не превысил 3,4 %.
Тарифная политика региональных предприятий ТЭК ХМАО-Югры ориентирована на энергосбережение. Дума ХМАО-Югры вносит крректировку в нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, и утверждает специальные налоговые льготы в границах окружной налоговой системы. В целях увеличения эффективности применения энергетических ресурсов Думой ХМАО-Югры был принят закон от 07.07.2011 № 67-оз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и сформирован специальный региональный внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения.
Эффективность тарифной политики в отношении региональных предприятий ТЭК ХМАО-Югры достигается с помощью:
- эффективного использования экономических и административных мер, стимулирующих энергосбережение;
- внедрения современного экономичного топливнопотребляющего и энергопотребляющего оборудования;
- создания системы автоматизированного управления;
- обновления приборов учета расходования энергетических ресурсов;
- совместной разработки нормативно-правовых актов органов власти по энергосбережению на всех уровнях управления;
- контроля за рациональным использованием энергетических ресурсов, экономической и административной ответственности за нерациональное использование энергетических ресурсов;
- развития системы энергетического менеджмента;
- внедрения проектов по энергосбережению;
- формирования инвестиционных энергетических фондов;
- энергетического аудита и разработки энергетических паспортов.
По мнению А. V. ЗЬокЬпекЬ и соавт., региональные механизмы обеспечения экономической безопасности предприятий ТЭК должны находить свое отражение на платформе инновационного развития инфраструктуры. Сложность привлечения частного капитала для инвестирования (проблемы длительного периода окупаемости и низкого уровня рентабельности проектов) в энергетический сектор затрудняет поиск потенциальных инвесторов. Необходимо развитие механизма государственно-частного партнерства, позволяющего нивелировать высокие риски реализации проектов инвестирования в инновационное развитие инфраструктуры под контролем государства [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав особенности тарифной политики предприятий ТЭК ХМАО-Югры, можно сформулировать следующие выводы:
- тарифы на электрическую энергию в ХМАО-Югре являются одними из самых низких в Российской Федерации;
- приоритетным направлением в системе энергетики региона является разработка новых технологий, способствующих оптимальному расходованию ресурсов, снижению производственных затрат;
- высокий ресурсный потенциал ХМАО-Югры служит одним из главных критериев, отвечающих за формирование оптимальных тарифов на услуги предприятий ТЭК, так как основную долю затрат, учитываемых при формировании тарифов, составляют затраты на топливо.
Ключевые резервы экономии энергетических ресурсов в ТЭК ХМАО-Югры определены внедрением современных технологий и оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами. Экономически и технически обоснованные нормативы расхода энергии составляют основу энергосбережения. Норматив расхода ресурса - это плановый размер максимального допустимового количества ресурса, необходимого для производства единицы продукции. Нормы расхода ресурса на предприятиях ТЭК ХМАО-Югры определяются на долгострочный период с учетом возможностей научно-технического прогресса.
Региональная служба по тарифам ХМАО-Югры взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и иными органами исполнительной власти в сфере социально-экономического развития муниципальных образований. К ее основным задачам относятся:
- утверждение тарифов на тепловую энергию и электрическую энергию;
- контроль за применением утвержденных тарифов;
- контроль за соблюдением интересов поставщиков и потребителей энергии;
- контроль за ценовой политикой на энергетическом рынке;
- соблюдение всеобщей доступности информации об установлении тарифов на тепловую энергию и электрическую энергию.
Также важно отметить, что снижение расчетного объема полезного отпуска на 2021 г. по предприятиям ТЭК ХМАО-Югры в сфере теплоснабжения (табл. 4) обусловлено:
- снижением фактического объема полезного отпуска тепловой энергии за 3 предыдущих года;
- установлением объемов полезного отпуска тепловой энергии в схемах теплоснабжения муниципальных образований ХМАО-Югры со снижением к 2020 г.;
- переходом организаций на нерегулируемые договорные отношения с потребителями с 01.01.2021 на основании ч. 2.2, 2.3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [15].
Плановое повышение тарифов на регулируемые услуги предприятий ТЭК ХМАО-Югры связано с ростом цен (тарифов) на топливо, электроэнергию, а также с уровнем прогнозируемой инфляции и повышением размера оплаты труда. При этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отсутствие роста тарифов на услуги предприятий ТЭК может привести к их убыточной деятельности, а также к снижению качества оказываемых коммунальных услуг.
Важно отметить, что размер и рост тарифов в сфере ТЭК зависят от существующей коммунальной инфраструктуры и эффективности управления предприятием (уменьшение темпов роста тарифов возможно за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности).
Органы местного самоуправления должны осуществлять разработку оптимальных мер, связанных с модернизацией утвержденных схем производства энергетических ресурсов, совершенствованием производственного процесса, реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Процедура принятия тарифов для предприятий ТЭК является открытой. Открытость процедуры предполает беспрепятственное присутствие на заседаниях региональных энергетических комиссий представителей предприятий ТЭК, потребителей коммунальных услуг, общественных организаций и иных заинтересованных пользователей.
Список источников
1. Дегтярева В. В., Камчатова Е. Ю. Развитие среднего и малого предпринимательства в сфере энергетики: особенности развития высокоинтеллектуальных проектов // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. Т. 8, № 3. С. 57-64.
2. Мельничук И. И. Исследования особенностей инвестирования в альтернативную энергетику // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. Т. 8, № 3. С. 84-93.
3. Кутузова А. О. Анализ специфики нефтяного рынка России и оценка влияния мировых цен на нефть на состояние экономики Российской Федерации // Экономические отношения. 2017. Т. 7, № 1. С. 65-86.
4. Ott T. E., Eisenhardt K. M., Bingham C. B. Strategy Formation in Entrepreneurial Settings: Past Insights and Future Directions // Strategic Entrepreneurship Journal. 2017. Vol. 11, Is. 3. P. 306-325.
5. Преображенский Б. Г., Толстых Т. О., Шмелева Н. В. Обеспечение устойчивости в развитии региональных промышленных систем // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 2 (45). С. 12-17.
6. Ляльков И. М. Анализ ключевых рисков энергетического комплекса // Вестник МИРБИС. 2019. № 2 (18). С. 93-106.
7. Попадько Н. В., Найденова В. М. Энергосбережение и повышение энергоэффективности как вектор развития мирового энергетического комплекса // Инновации и инвестиции. 2020. № 5. С. 91-95.
8. Электростанции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://energoseti.ru/ stations/hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-yugra (дата обращения: 15.11.2021).
9. Брагина Т. А., Зубарева Л. В. Проблемы создания эффективной системы управления затратами на предприятии ТЭК в современных условиях // Наука. Технологии. Инновации : сб. науч. тр. В 9-ти ч. / под ред. А. В. Галюкиной. Новосибирск, 2020. С. 569-572.
10. Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному
Таким образом, авторы согласны с мнением А. А. Артемьева и П. Н. Косарева, что основным направлением совершенствования тарифной политики в ТЭК ХМАО-Югры выступает внедрение методов обоснованного принятия управленческих решений на основе комплексного подхода, учитывающего необходимость инновационно-технологического развития предприятий энергетики [16].
References
1. Degtyareva V. V., Kamchatova E. Yu. Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Energy Sector: Features of Development of Highly Intelligent Projects // Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 2018. Vol. 8, No. 3. P. 57-64. (In Russian).
2. Melnichuk I. I. Research Features of Investing in Alternative Energy // Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 2018. Vol. 8, No. 3. P. 84-93. (In Russian).
3. Kutuzova A. O. Peculiarity Analysis for the Oil Market of Russia and Impact Assessment of the World Oil Prices on the State of the Economy of the Russian Federation // Journal of International Economic Affairs. 2017. Vol. 7, No. 1. P. 65-86. (In Russian).
4. Ott T. E., Eisenhardt K. M., Bingham C. B. Strategy Formation in Entrepreneurial Settings: Past Insights and Future Directions // Strategic Entrepreneurship Journal. 2017. Vol. 11, Is. 3. P. 306-325.
5. Preobrazhensky B. G., Tolstykh T. O., Shmeleva N. V. Ensuring Stability in Development of Regional Industrial Systems // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. 2019. No. 2 (45). P. 12-17. (In Russian).
6. Lyalkov I. M. Analysis of the Key Risks of the Companies of the Energy Sector // Vestnik MIRBIS. 2019. No. 2 (18). P. 93-106. (In Russian).
7. Popadko N. V., Naidenova V. M. Energosberezhenie i povyshenie energoeffektivnosti kak vektor razvitiia mirovogo energeticheskogo kompleksa // Innovatsii i investitsii. 2020. No. 5. P. 91-95. (In Russian).
8. Elektrostantsii Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Iugry. URL: https://energoseti.ru/stations/ hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-yugra (accessed: 15.11.2021). (In Russian).
9. Bragina T. A., Zubareva L. V. Problemy sozdaniia effektivnoi sistemy upravleniia zatratami na predpri-iatii TEK v sovremennykh usloviiakh // Nauka. Tekhnologii. Innovatsii : Collection of scientific works. In 9 chapters / Ed. A. V. Galyukina. Novosibirsk, 2020. P. 569-572. (In Russian).
10. On Setting Prices (Tariffs) for Electrical Energy for the Citizens and Categories of Consumers Equated to It in the Tyumen Oblast, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, and Yamalo-Nents Autonomous
округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу на 2021 год : распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.12.2020 № 25. URL: https://admsr.ru/upload/ iblock/199/reshenie-rek-ot-07.12.2020-_25.pdf (дата обращения: 14.11.2021).
11. Карта тарифов на электроэнергию с 1 января 2021 года. URL: https://energo-24.ru/tariffs/electro/ 2021-elektro.html (дата обращения: 15.11.2021).
12. Характеристика отрасли теплоснабжения на 2021 год. URL: https://rst.admhmao.ru/tseny-tariiy/kha rakteristika-reguliruemykh-otrasley/teploenergetika/ 126359/kharakteristika (дата обращения: 15.11.2021).
13. О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019-2023 годы : постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2018 № 127. URL: http://base.garant.ru/ 19029490 (дата обращения: 14.11.2021).
14. Shokhnekh A. V., Mironova O. A., Boboshko N. M., Karataev A. S., Karataeva G. E. Regional Mechanisms of Provision of Economic Security on the Platform of Infrastructure's Innovational Development // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. 2020. P. 143-150.
15. О теплоснабжении : федер. закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Артемьев А. А., Косарев П. Н. Влияние тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе на стоимость товаров и услуг в различных секторах экономики // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. 2019. № 4. С. 101-107.
Информация об авторах Т. А. Брагина - аспирант.
Л. В. Зубарева - доктор экономических наук,
профессор.
Okrug in 2021 : Order of the Regional Energy Comis-sion of the Tyumen Oblast, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, Yamalo-Nents Autonomous Okrug No. 25 of 07.12.2020. URL: https://admsr.ru/ upload/iblock/199/reshenie-rek-ot-07.12.2020-_25.pdf (accessed: 14.11.2021). (In Russian).
11. Karta tarifov na elektroenergiiu s 01 ianvaria 2021 goda. URL: https:// energo-24.ru/tariffs/electro/2021-elektro.html (accessed: 15.11.2021). (In Russian).
12. Kharakteristika otrasli teplosnabzheniia na 2021 god. URL: https://rst.admhmao.ru/tseny-tarify/kha rakteristika-reguliruemykh-otrasley/teploenergetika/ 126359/kharakteristika (accessed: 15.11.2021). (In Russian).
13. On Maximum Indexes of Changes of the Utility Rate Paid by Citizens in the Municipalities of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra in 2019-2023 : Resolution of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 127 of 14.12.2018. URL: http://base.garant.ru/19029490 (accessed: 14.11.2021). (In Russian).
14. Shokhnekh A. V., Mironova O. A., Boboshko N. M., Karataev A. S., Karataeva G. E. Regional Mechanisms of Provision of Economic Security on the Platform of Infrastructure's Innovational Development // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. 2020. P. 143-150.
15. On Heat Supply : Federal Law No. 190-FZ of 27.07.2010. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
16. Artemyev A. A., Kosarev P. N. Influence of Tariff Policies in the Fuel and Energy Complex on the Cost of Goods and Services in Various Economic Sectors // Bulletin Tver State University. Series: Economics and Management. 2019. No. 4. P. 101-107. (In Russian).
Information about the authors
T. A. Bragina - Postgraduate. L. V. Zubareva - Doctor of Sciences (Economics), Professor.