Научная статья УДК 677.074
doi: 10.47576/2949-1908_2023_1_8
ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безпалов Валерий Васильевич
Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Филатов Владимир Владимирович
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Российский биотехнологический университет Москва, Россия, [email protected]
Жариков Роман Викторович
Тамбовский государственный университет, Тамбов, Россия, [email protected]
Карев Максим Вадимович
Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос совершенствования взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами в современных социально-экономических условиях. Несмотря на то что с февраля 2022 г. ФТС России временно прекратила публикацию статистики по импорту и экспорту, в данных по странам-импортерам российской продукции прослеживаются положительные тенденции. Одной из главных особенностей импорта продовольствия в Российскую Федерацию является список товаров, запрещенных к ввозу в нашу страну. Перспективными направлениями совершенствования механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию страны, могут стать: ускорение процесса создания экономической защиты отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности; унификация и гармонизация правовых норм государств - членов ЕАЭС в области экономики, налогообложения и права; влияние эффективности мер таможенно-тарифного регулирования на экономическое развитие; применение точечных оперативных корректировок ставок импортных тарифов; активное использование принципов повышения тарифных ставок и тарифной дифференциации.
Ключевые слова: таможенное регулирование; импорт товаров; пищевая и перерабатывающая промышленность; таможенная территория Российской Федерации.
Для цитирования: Безпалов В. В., Филатов В. В., Жариков Р. В., Карев М. В. Особенности таможенного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 8-18. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_8.
Original article
FEATURES OF CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY GOODS IMPORTED INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Bezpalov Valery V.
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected] Filatov Vladimir V.
Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)
Russian Biotechnological University
Moscow, Russia, [email protected]
Zharikov Roman V.
Tambov State University, Tambov, Russia, [email protected] Karev Maxim V.
Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the issue of improving the interaction of participants in foreign economic activity with customs authorities in modern socioeconomic conditions. Despite the fact that since February 2022 the Federal Customs Service of Russia has temporarily stopped publishing statistics on imports and exports, there are positive trends in data on countries importing Russian products. One of the main features of food imports to the Russian Federation is the list of goods prohibited for import into our country. Promising areas for improving the mechanisms for customs and tariff regulation of imports of food and processing industry goods imported into the country can be: accelerating the process of creating economic protection for food industries and processing industry; unification and harmonization of the legal norms of the EAEU member states in the field of economics, taxation and law; the impact of the effectiveness of measures of customs and tariff regulation on economic development; application of point operational adjustments of import tariff rates; active use of the principles of raising tariff rates and tariff differentiation.
Keywords: customs regulation; import of goods; food and processing industry; customs territory of the Russian Federation.
For citation: Bezpalov V. V., Filatov V. V., Zharikov R. V., Karev M. V. Features of customs regulation of import of food and processing industry goods imported into the territory of the Russian Federation. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 8-18. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_8.
В настоящее время все грузы пищевой и перерабатывающей промышленности, перемещаемые через границу Российской Федерации, обязательно подлежат прохождению таможенного контроля [1]. Продукты питания и перерабатывающей промышленности подлежат таможенному регулированию в соответствии с законодательством таможенных и налоговых служб [2]. Но в связи со сложностью российского законодательства, современной глобализацией и интернационализацией, а также достаточно частыми нововведениями в законах и правилах оформлениях таможенной документации у неподготовленных участников внешней экономической деятельности (ВЭД) часто возникают трудности. Понимать особенности таможенного оформления пищевой и перерабатывающей продукции необходимо, чтобы оперативно и без лишних вопросов со стороны таможенных организаций пройти процедуру.
Данная тема является актуальной, так как правильное и быстрое оформление таможенной документации продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности является залогом быстрой доставки партии товаров до адресата и отсутствия проблем с таможенными структурами. В статье рассматриваются ключевые особенности современного таможенного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также их важность для уменьшения количества возможных ошибок при таможенном регулировании, которые, в свою очередь, могут вовлечь некоторые проблемы, вплоть до санкций.
Для начала нам следует понимать, что собой представляют такие понятия, как «пищевая промышленность» и «перерабатывающая промышленность». Под пищевой промышленностью обычно понимают отрасль производства, специализации которой напрямую связаны с обеспечением населения необходимыми продуктами питания. Результатом ее деятельности является выпуск готовых к употреблению продуктов питания, например пищевых полуфабрикатов или напитков. Под перерабатывающей промышленностью следует понимать извлечение сырья из одной или нескольких отраслей других промышленностей и превращении его в но-
вые продукты общественного потребления. Пищевая промышленность делится на три сегмента: производство продуктов питания (84 %), производство напитков (12 %) и произ -водство табака (4 %) [3].
Сегмент производства продуктов питания наиболее устойчив к санкциям, поскольку большинство продуктов производится внутри страны из отечественного сырья. По этой причине критических изменений не ожидается, но могут возникнуть трудности с закупкой некоторых видов сырья, а также оборудования и запчастей. Эта проблема будет решена путем изменения поставщиков и каналов сбыта, но может привести к повышению цен на готовую продукцию [5].
Сегмент напитков состоит из алкогольных (43 % при расчете в литрах) и безалкогольных напитков (57 %). Этот сегмент находится в менее выигрышном положении из-за большой доли зависимости российского производства от импортных концентратов. На долю иностранных компаний и зарубежных поставщиков концентратов, производящих продукцию в России, приходится 50-65 % рынка. Однако с уходом многих иностранных брендов, например Кока-кола, российские производители смогут заполнить освободившиеся рыночные ниши и найти замену отсутствующим пищевым ингредиентам [6].
Что касается производства алкоголя, то есть потенциал для роста спроса на российские бренды. В связи с уходом многих иностранных производителей их продукция либо стала исчезать с прилавков, либо дорожать в несколько раз. В то же время покупательная способность населения снижается, и спрос смещается в сторону более дешевой продукции. В этих условиях у российского алкоголя есть большой потенциал для увеличения своей доли на отечественном рынке [14].
Сектор производства табака примерно на 80 % состоит из импортного сырья. Однако подавляющее большинство импорта поступает из азиатских стран. Трудности могут быть вызваны логистическими потрясениями, которые приведут к росту цен и локальному дефициту до тех пор, пока не восстановятся бесперебойные поставки сырья и внутреннее производство [15].
По данным Федеральной таможенной службы, в 2020 г. Россия увеличила экспорт продовольствия на 18 % до 29,1 млрд долла-
ров. В то же время импорт продовольственных товаров вырос до 29,4 млрд долларов. Таким образом, сальдо торгового баланса страны по сельскохозяйственной продукции и продовольствию составило всего 400 млн долларов. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-декабре 2020 г. составила 12,8 % от общего объема ввезенных в Россию товаров пищевой и перерабатывающей промышленности. При этом стоимостной объем импорта в прошлом году снизился на 0,9 %, а объем товаров увеличился на 0,6 %. Основную долю импорта традиционно составляют фрукты и овощи: поставки фруктов в 2020 г. выросли на 10 % в стоимостном выражении, а их доля увеличилась с 17 % до 19 %. Российский импорт мяса резко сократился на 29,8 %, а поставки свинины практически прекратились [23].
В новейшей истории Российской Федерации экспорт продовольствия превышал импорт два года подряд (2020 г. и 2021 г.), при этом положительное сальдо торгового баланса в 2021 г. составило 2,8 млрд долларов США против 1 млрд долларов США в 2020 г. [25] В 2021 г порядка 60 % российских поставщиков указали на увеличение экспортных продаж; в 2022 г. около 40 % поставщиков сообщили о планах увеличить экспортные продажи даже в условиях применения государством мер нетарифного регулирования, экономических санкций и антисанкций, сложных дипломатических ситуаций и сбоев в логистических цепочках [11].
Несмотря на то что с февраля 2022 г. ФТС России временно прекратила публикацию статистики по импорту и экспорту, в данных по странам - импортерам российской продукции прослеживаются положительные тенденции. Так, по данным Евростата, экспорт продовольственных товаров и продукции животного происхождения из России в ЕС в январе-сентябре 2022 г. вырос на 33,5 % до 1,5 млрд евро в стоимостном выражении и на 10,2 % в натуральном; экспорт продукции животного и растительного происхождения из России в Казахстан в январе-сентябре 2022 г. вырос на 21,6 % до 2,2 долл. США [24].
Перспективным направлением совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров является ускорение процесса эконо-
мической защиты отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Одной из главных особенностей импорта продовольствия в Российскую Федерацию является список товаров, запрещенных к ввозу в нашу страну. За последние пять лет Россия не раз попадала под санкции многих стран, поэтому правительство подготовило законопроект от 07.08.2014 № 778, который вступил в силу в августе 2015 г. Был введен запрет на импорт основных категорий товаров и продуктов питания из стран, которые ввели санкции против Российской Федерации. Эти ограничения на импорт действуют и сегодня. Список обширен и включает следующие категории продуктов питания: мясо крупного рогатого скота (свежее, охлажденное, замороженное); мясо и съедобные субпродукты птицы (свежие, охлажденные, замороженные) [16]; соленое, маринованное, сушеное, копченое мясо; колбасы и аналогичные продукты из мяса, субпродуктов или крови; рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные; молоко и молочные продукты, продукты, содержащие молоко на основе растительных жиров; овощи, съедобные корнеплоды; фрукты и орехи.
К еще одной особенности списка запрещенной к ввозу на территорию России продукции можно отнести его детальность. Например, в списке продуктов животного происхождения необходимо учитывать, что есть несколько видов рыб, которые запрещены в свежем виде, но разрешены в виде отдельных кусков, филе. Это также важно знать и иметь в виду при импорте товара.
На отдельные товары вводятся запреты единично. С 3 ноября 2021 г. запретили ввозить лимоны из Турции, до этого были введены некоторые ограничения на ввоз мандаринов производства одной из турецких фирм из-за того, что в них обнаружили превышение максимально допустимого уровня достаточно распространенного пестицида "Хлорпирифос", который, как и все другие фосфорорганические соединения, чреват негативным воздействием на человека, тяжелым отравлением [22]. За последние четыре года использование пестицидов в сельском хозяйстве Турции выросло на 51 % [18]. Это связано, во-первых, с изменением климата и экологическими катастрофами (землетрясе-ними). Средняя температура в Турции может
вырасти на 1,2 градуса Цельсия к 2030 г., что приведет к значительным потерям урожайности из-за засухи. Во-вторых, по словам самим фермеров, из-за изменения климата болезни растений прогрессируют, а количество вредителей увеличивается, приходится использовать сильнодействующие препараты для избавления от них [20]. Фермеры не могут позволить себе более экологичные средства борьбы с вредителями из-за их высокой стоимости. Эти и другие причины приводят к подорожанию фруктов на рынке [19].
С 11 октября 2021 г. также запрещена часть достаточно известных товаров широкого потребления из Китая. Роспотребнадзор приостановил ввоз таких продуктов питания, как кукурузная сублимированная вермишель, кукурузные чипсы, яйца с десертом из шоколадного крема и печения с игрушкой-сюрпризом внутри. В них обнаружили ДНК генетически модифицированной кукурузы и сои, которое превышало 0,9 %. Кроме этого, в некоторых китайских продуктах запрещенные компоненты были превышены в пять раз от предельно допустимых [10]. Запрет на выращивание ГМО-растений и животных, а также их ввоз введен в России в 2016 г. Весной 2020 г. правительство упростило ввоз соевых бобов и шрота, содержащих ГМО и предназначенных для животноводства, если их безопасность подтверждена Россельхоз-надзором. Данный режим продлен.
С 2017 г. произошел запрет на импорт молочной продукции из Белоруссии. Основной причиной стало то, что белорусские производители подделывают сертификаты происхождения продукта. Сейчас же, если происхождение молочной продукции не подтверждено, то его дальнейший ввоз будет пресекаться таможней, а имеющийся товар уничтожаться. Кроме того, в белорусских сырах было обнаружено немалое количество вредных пищевых добавок, например нитрат натрия. Если норма данного вещества превышается в пищевом продукте, то под особой опасностью находятся люди, болеющие сердечными и сосудистыми заболеваниями.
Согласно исследованию экономистов РАНХиГС и Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), из-за введенных в 2014 г. продовольственных контрсанкций российские потребители потеряли порядка 445 млрд руб. в год в ценах
2013 г. Среднестатистический житель нашей страны переплачивает три тысячи рублей в год, что соответствует примерно 5 % стоимости продуктовой корзины. По подсчетам экономистов, общие ежегодные потери потребителей за последние пять лет составили 530 млрд руб. В то же время суммарный выигрыш потребителей от импортозамещения свинины, мяса птицы и томатов составил 75 млрд руб. в год; основная часть (84 %) из 445 млрд руб. потерь ежегодно перераспределяется в пользу российских производителей.
Больше всего от эмбарго выиграли несколько стран: Беларусь (78 %), Аргентина (6 %), Швейцария (4 %), Уругвай (3 %) и Чили (3 %) По состоянию на 2019 г., сельское хозяйство занимает второе место по нанесенному экономическому ущербу. В совокупности этот сектор понес экономический ущерб в размере 1 млрд долларов США от Европей -ского союза, США и Украины.
Если импортируемая продукция не попадает под запрещенный список продуктов и импортер не относитесь к стране, попавшей под санкции, то следует учитывать также документы, которыми сопровождается груз [25].
Продукты питания относятся к виду товаров, которые могут портиться при неправильном хранении или транспортировке и наносить вред здоровью покупателей. Поэтому сотрудниками таможни особо строго проверяется транспорт на соответствие нормам санитарной безопасности, подлинности документации и условиям хранения. При отсутствии необходимых при перевозке пищевых продуктов документации дальнейшее таможенное регулирование становится невозможным [12]. Таможенный представитель выписывает штраф и дает время на исправление данной ситуации. Если на это не хватает времени или по какой-либо другой причине устранение ошибок невозможно, то вполне могут отказать в таможенном регулировании, конфисковать товар, запретить въезд, а также привлечь к тому или иному виду ответственности, вплоть до уголовной [13].
Сопроводительные документы при грузоперевозке - это стандартный пакет документов: паспорт на груз; товарная накладная; путевой лист; товарно-транспортная накладная; договор на оказание услуг перевозки; доверенность на доставку. Данный список
может быть дополнен. В обязательном порядке для перевозки пищевых продуктов на территорию Российской Федерации требуется ряд специальных документов:
- медицинская книжка водителя: водитель обязан иметь личную медицинскую книжку, если он перевозит продукты питания;
- санитарный паспорт транспортного средства, который выдается на полгода и подтверждает пригодное состояние автомобиля для транспортировки пищевых товаров;
- сертификаты качества и соответствия (фитосанитарный сертификат при перевозке свежих ягод, фруктов, овощей или живых растений).
Товары пищевой продукции проходят строгий таможенный контроль в плане не только достоверности и правильности прилагаемой документации, но и транспортировки, потому что если товар прибудет в таможенную организацию в испорченном виде, то документы не потребуются - товар не пройдет таможенную декларацию [4].
Каждый пищевой продукт требует индивидуальных условий хранения в течение его перевозки. В основном выделяются две группы продуктов: скоропортящиеся и нескоропортящиеся. С нескоропортящимися, такими как мука, макароны, соль, сахар и др., все проще, но не следует забывать, что некоторые продукты все равно нужно перевозить с определенной влажностью.
Скоропортящиеся продукты перевозятся не только при определенной температуре и влажности, но и имеют ограниченный срок годности. Выделяют три основные группы скоропортящихся продуктов: продукты переработки (сыры, колбасы и т. д.); продукты питания животного происхождения (мясо, рыба и т. д.); продукты питания растительного происхождения (ягоды, фрукты и т. д.).
Самым сложным товаром для перевозки является живая рыба, так как для этого нужны специализированные вагоны с аэрацией воды. Из-за международных санкций импортные морские продукты, такие как лосось (в основном из Чили и Фарерских остро -вов), сельдь (Китай, Фарерские острова и Гренландия), скумбрия (Фарерские острова) и креветки (Индия, Эквадор и Гренландия), в основном поставляются в Россию через Санкт-Петербург из-за сложных маршрутов доставки. Это может привести к дефициту и
росту цен на морские продукты [17]. В то же время ожидается, что российская рыба, которая экспортировалась в прошлом, будет в текущих условиях поступать и на внутренний рынок. Таким образом, хотя структура потребления морепродуктов может измениться (с увеличением доли тихоокеанской рыбы, выловленной из российских территориальных акваторий), они вряд ли исчезнут с прилавков российских магазинов.
Что же касается транспорта, здесь тоже все не так просто. Кроме специализированной документации здесь есть и свои особенности. Например, транспорт, который перевозил ядовитые или химические вещества, не сможет перевозить пищевые товары. Мойка кузова должна быть подтверждена на основании независимой проверки и прикладываться конкретными документами. Необходимо помнить, что только специализированные аккредитованные организации могут осуществлять мойку кузова, потому что могут предоставить документы, которые подтверждают прохождение данной процедуры.
Также необходимо исключить возможность действий внешних экономических субъектов, которые могут манипулировать большой разницей в тарифных ставках для занижения тарифной стоимости товаров пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках одной товарной позиции. Использование единого перечня тарифных ставок для нескольких товарных позиций должно исключить возможность классификации категории менее обработанных товаров как категорию аналогичных, что зачастую ве -дет к уклонению от уплаты пошлин и налогов. В связи с этим возникает необходимость максимизации видовой (категориальной) детализации импортируемых товаров пищевой и перерабатывающей промышленности путем увеличения уровня тарифных ставок, а также количества товарных позиций [9].
Действительно, в настоящее время знание законодательства в сфере таможенного регулирования импорта пищевой продукции на территорию России очень актуально [21]. Поэтому участникам внешней экономической деятельности необходимо тщательно изучать российское таможенное законодательство, знать его особенности и проверять на изменения [7].
Период пандемии COVID-19 сильно ударил по экономике многих стран, включая импорт пищевой и перерабатывающей промышленности на территорию Российской Федерации. Пандемия действительно смогла изменить рынок импортного продовольствия в России. В условиях временного снижения импорта крупным розничным сетям необходимо больше ориентироваться на отечественных производителей. Учитывая фрагментарный характер отечественного сельского хозяйства (значительное количество сельскохозяйственных культур производится мелкими фермерами и средними сельскохозяйственными кооперативами), розничным сетям, возможно, придется смягчить требования к продукции (размер партии, срок хранения из-за низкого срока годности, упаковка и т. д.), чтобы поддерживать необходимый оборот, заполнять полки магазинов и кормить население.
Для импортных товаров возможны временные сбои в работе, пока правительство ищет новые внешнеэкономические схемы взаимодействия и маршруты доставки. Из-за ограниченного государственного финанси-
рования цены, скорее всего, будут корректироваться постепенно, возможно, на 5-7 % от текущего уровня. Это снижение произойдет за счет промоакций и скидок розничных сетей в связи с ограниченным сроком хранения многих видов продовольственных товаров [8].
Перспективными направлениями совершенствования механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации, могут стать: ускорение процесса создания экономической защиты отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности; унификация и гармонизация правовых норм государств - членов ЕАЭС в области экономики, налогообложения и права; влияние эффективности мер таможенно-тарифного регулирования на экономическое развитие; применение точечных оперативных корректировок ставок импортных тарифов; активное использование принципов повышения тарифных ставок и тарифной дифференциации.
Список источников
1. Бузулуцкая М. В., Бухарова Е. А. Валютный контроль ФТС России на современном этапе развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-2 (69). С. 61-65.
2. Бузулуцкая М. В., Яшкин А. А. Регулирование международного бизнеса ЕАЭС через та -моженно-тарифное регулирование // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-3 (69). С. 123-126.
3. Гладкова В. Е., Жариков Р. В., Жангалиева Е. С. Основные направления обеспечения продовольствием населения России // Путеводитель предпринимателя. 2016. № 31. С. 44-55.
4. Григорьева К. С., Логунова Н. Ю. Таможенная экспертиза товаров пищевой промышленности при таможенном контроле // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 139-145.
5. Жариков Р. В. Направления импортозамещения продовольственных товаров // Человек и общество XXI века: проблемы и тенденции развития (современный взгляд в контексте Российских революций 1917 года) : сборник публикаций по итогам международной научно-практической конференции. Сер. "Научный поиск" / под общей ред. В. Д. Серяко-ва. 2017. С. 38-44.
6. Жариков Р. В. Импортозамещение продовольственных товаров в инновационной экономике // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 2 (64). С. 55-60.
7. Журавлев М. Е., Бузулуцкая М. В. Основные направления и перспективы развития ФТС // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 14-17.
8. Журавлев М. Е., Бузулуцкая М. В. Стратегические направления и перспективы развития таможенной службы в условиях полномасштабной цифровизации // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2021. С. 131-136.
9. Кожуханов Е. И., Логунова Н. Ю. Автоматизация процедур таможенного оформления и контроля на основе единой автоматизированной информационной системе // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2022). сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. С. 257-262.
10. Любонько М. А., Шерстнев К. Г, Логунова Н. Ю. Влияние таможенных процедур на исчисление и уплату таможенных платежей // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2022) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. С. 166-171.
11. Мартиросян А. А., Бузулуцкая М. В. Перспективы развития межгосударственного регулирования в рамках Таможенного союза // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 183-187.
12. Ормоцадзе Л. Г., Бузулуцкая М. В. Разработка системы мониторинга качества таможенных услуг // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 187-192.
13. Ошиткова Д. С., Бузулуцкая М. В. Перспективы развития межгосударственного регулирования в рамках Таможенного союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 101-105.
14. Рамазанов И. А., Панасенко С. В., Сейфуллаева М. Э., Майорова Е. А. Инновационно-цифровые перспективы развития агропродовольственного сектора и сферы обращения // Аграрная наука. 2022. № 4. С. 109-117.
15. Рамазанов И. А., Хохлова А. Ю. Исследование состояния и перспективы развития российского рынка потребительских товаров // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2 ч. / под общей ред. И. М. Ильинского. 2019. С. 517-523.
16. Рамазанов И. А., Калугина С. А., Майорова Е. А. Оценка емкости и перспектив развития Ь2с-рынка мяса и мясопродуктов РФ // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3561-3576.
17. Рамазанов И. А., Перельман М. А. Прогнозирование емкости и розничных цен на российском В2С рынке рыбных товаров // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 825-840.
18. Стасюк К. Д., Логунова Н. Ю. Риски недостоверного декларирования сведений о технологическом оборудовании пищевой промышленности // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса. Сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 127-131.
19. Теплякова А. А., Жариков Р. В. Значение таможенных органов в обеспечении экономи -ческой безопасности // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона : материалы IV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 83-86.
20. Филатов В. В., Рамазанов И. А., Бузулуцкая М. В., Нечаев Б. П. Влияние глобализации на таможенную безопасность и мониторинг качества таможенных услуг // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 8. С. 96-103.
21. Черемисина В. А., Логунова Н. Ю. Особенности таможенного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию РФ // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2022) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. С. 295-301
22. Шигабутдинова М. Ш., Логунова Н. Ю. Организация таможенной экспертизы пищевых продуктов и сельскохозяйственных товаров // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2022) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. С. 314-320.
23. Bezpalov V., Gukasyan G., Okhrimenko I. Economic corridors in the context of the development of macroregions // Innovative Infrastructure Solutions. 2022. Т. 7. № 4. С. 275.
24. Vershitsky A. V., Dombrovsky M. A., Bezpalov V. V., Prasolov V. I., Loshchakova E. U. Monitoring of economic security: the experience of the work of the Russian government agencies and public organizations countering international sanctions // Public Organization Review. 2022. Т. 22. № б/н. С. 1-10.
25. Zhichkin K. A., Nosov V. V., Abdulragimov I. A., Zhichkina L. N., Ramazanov I. A., Kotyazhov I. A. The food security concept as the state support basis for agriculture // Agronomy Research. 2021. Т. 19. № 2. С. 629-637.
References
1. Buzulutskaya M.V., Bukharova E.A. Currency control of the Federal Customs Service of Russia at the present stage of development. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. No. 6-2 (69). Pp. 61-65.
2. Buzulutskaya M.V., Yashkin A.A. Regulation of international business of the EAEU through customs and tariff regulation. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. No. 6-3 (69). Pp. 123-126.
3. Gladkova V.E., Zharikov R.V., Zhangalieva E.S. The main directions of providing food to the population of Russia. Entrepreneur's Guide. 2016. No. 31. Pp. 44-55.
4. Grigorieva K.S., Logunova N.Yu. Customs examination of food industry goods under customs control. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. Pp. 139-145.
5. Zharikov R.V. Directions of import substitution of food products. In the collection: Man and society of the XXI century: problems and trends of development (in the context of the modern view of the Russian revolutions of 1917). Collection of publications on the results of the international scientific and practical conference. Ser. "Scientific Search" Under the general editorship of V.D. Seryakov. 2017. Pp. 38-44.
6. Zharikov R.V. Import substitution of food products in the innovative economy. Issues of modern science and practice. V.I. Vernadsky University. 2017. No. 2 (64). Pp. 55-60.
7. Zhuravlev M.E., Buzulutskaya M.V. The main directions and prospects of the development of the Federal Customs Service. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. Pp. 14-17.
8. Zhuravlev M.E., Buzulutskaya M.V. Strategic directions and prospects for the development of the customs service in the context of full-scale digitalization. In the collection: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2021). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation. Moscow, 2021. Pp. 131-136.
9. Kozhukhanov E.I., Logunova N.Yu. Automation of customs clearance and control procedures based on a unified automated information system. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector-2022). collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation. Moscow, 2022. Pp. 257-262.
10. Lyubonko M.A., Sherstnev K.G., Logunova N.Yu. The impact of customs procedures on the calculation and payment of customs duties. In the collection: Innovative development of machinery and technologies in industry (INTEX-2022). collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation. Moscow, 2022. Pp. 166-171.
11. Martirosyan A.A., Buzulutskaya M.V. Prospects for the development of interstate regulation within the framework of the Customs Union. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. Pp. 183-187.
12. Ormotsadze L.G., Buzulutskaya M.V. Development of a system for monitoring the quality of customs services. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. Pp. 187192.
13. Oshitkova D.S., Buzulutskaya M.V. Prospects for the development of interstate regulation within the framework of the Customs Union. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. Pp. 101-105.
14. And Ramazanov.A., With Panasenko.V., Seifullayeva M.E., Mayorova E.Is. Innovative and digital prospects for the development of the agro-food sector and the sphere of circulation. Agricultural science. 2022. No. 4. Pp. 109-117.
15. Ramazanov I.A., Khokhlova A.Yu. Research of the state and prospects of development of the Russian consumer goods market. In the collection: Higher education for the 21st century: the role of humanities education in the context of technological and socio-cultural changes. XV International Scientific Conference. Reports and materials. In 2 parts. Under the general editorship of I.M. Ilyinsky. 2019. Pp. 517-523.
16. And Ramazanov.A., Kalugina S.A., Mayorova E.A. Assessment of the capacity and prospects for the development of the b2c market of meat and meat products of the Russian Federation. Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 11. Pp. 3561-3576.
17. And Ramazanov.A., Perelman M.A. Forecasting capacity and retail prices on the Russian market of B2C fish products. Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 3. Pp. 825-840.
18. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Risks of unreliable declaration of information about technological equipment of the food industry. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2022. Pp. 127-131.
19. Teplyakova A.A., Zharikov R.V. The importance of customs authorities in ensuring economic security. In the collection: Statistical methods of research of socio-economic and ecological systems of the region. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. 2020. Pp. 83-86.
20. Filatov V.V., Ramazanov I.A., Buzulutskaya M.V., Nechaev B.P. The impact of globalization on customs security and monitoring the quality of customs services. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 8. Pp. 96-103.
21. Cheremisina V.A., Logunova N.Yu. Features of customs regulation of import of food and processing industry goods imported into the territory of the Russian Federation. In the collection: Innovative development of machinery and technologies in industry (INTEX-2022). collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation. Moscow, 2022. Pp. 295-301.
22. Shigabutdinova M.Sh., Logunova N.Yu. Organization of customs examination of food products and agricultural goods. In the collection: Innovative development of machinery and technologies in industry (INTEX-2022). collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation. Moscow, 2022. Pp. 314-320.
23. Bezpalov V., Gukasyan G., Okhrimenko I. Economic corridors in the context of the development of macro-regions. Innovative infrastructure solutions. 2022. Vol. 7. No. 4. P. 275.
24. Vershitsky A.V., Dombrovsky M.A., Bezpalov V.V., Prasolov V.I., Loshchakova E.U. Monitoring of economic security: the experience of Russian state bodies and public organizations in countering international sanctions. Overview of public organizations. 2022. Vol. 22. no. b/n. 1-10.
25. Zhichkin K.A., Nosov V.V., Abdulragimov I.A., Zhichkina L.N., Ramazanov I.A., Kotyazhov I.A. The concept of food security as the basis of state support for agriculture. Agronomic research. 2021. Vol. 19. No. 2. Pp. 629-637.
Сведения об авторах
БЕЗПАЛОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
ФИЛАТОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет имени
А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]
ЖАРИКОВ РОМАН ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности и качества, Тамбовский государственный университет, Тамбов, Россия, [email protected]
КАРЕВ МАКСИМ ВАДИМОВИЧ - участник временной научно-практической группы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
BEZPALOV VALERY V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of National and Regional Economics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
FILATOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor ofthe Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art); Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]
ZHARIKOV ROMAN V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Quality, Tambov State University, Tambov, Russia, [email protected] KAREV MAXIM V. - member of the temporary scientific and practical group, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]