Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3078
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д.Н.

В статье рассматриваются основные положения осуществления таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Евразийского Экономического Союза драгоценных камней и драгоценных металлов. Большое внимание уделяется организационным и правовым вопросам таможенного контроля данных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN MOVING PRECIOUS STONES AND PRECIOUS METALS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU

The article discusses the main provisions of the implementation of customs control when moving precious stones and precious metals across the customs border of the Eurasian Economic Union. Much attention is paid to organizational and legal issues of customs control of these goods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ»

БИТ 2022 Том 6 № 2 (22) УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN MOVING PRECIOUS STONES AND PRECIOUS METALS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU

Afonin D.N.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения осуществления таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Евразийского Экономического Союза драгоценных камней и драгоценных металлов. Большое внимание уделяется организационным и правовым вопросам таможенного контроля данных товаров.

Ключевые слова: Таможенный контроль, драгоценные металлы, драгоценные камни, запреты, ограничения.

Abstract

The article discusses the main provisions of the implementation of customs control when moving precious stones and precious metals across the customs border of the Eurasian Economic Union. Much attention is paid to organizational and legal issues of customs control of these goods.

Keywords: Customs control, precious metals, precious stones, prohibitions, restrictions.

Порядок ввоза на таможенную территорию государств ЕАЭС и вывоза с таможенной территории государств ЕАЭС драгоценных камней определен п. 2.9 Решения Коллегии ЕЭК № 30.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ [1]

- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления

- драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 [2].

Основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

- масса - свыше 1000 граммов;

- форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутристволь-ного образования янтаря;

- целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

- включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

- цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней

Природные алмазы при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подлежат особому контролю и выделяются в отдельный перечень (таблица 5). При их прибытии на таможенную территорию ЕАЭС таможенным органам государств-членов ЕАЭС

представляются сведения о сертификате международной схемы сертификации необработанных природных алмазов (сертификат Кимберлийского процесса) с указанием номера сертификата, даты выдачи и срока действия сертификата.

Кимберлийский Процесс, получивший поддержку ООН, был создан, чтобы помешать конфликтным алмазам попадать на рынок — соответственно, чтобы помешать людям, которые нелегально добывают алмазы, зарабатывать на этом деньги. Для этого была разработана схема сертификации. Каждая партия алмазов на рынке должна сопровождаться сертификатом [3] (Рис. 1), подтверждающим, что эти алмазы добыты вне зоны конфликтных действий. Только с таким сертификатом партия алмазов может пересечь любую границу. В каждой стране есть ответственный орган, который выдает эти сертификаты - в России это Министерство финансов РФ.

Ввоз в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 [4]. Согласно данному документу, вывоз из Российской Федерации помещаемых под таможенную процедуру экспорта в государства, не входящие в

ЕАЭС, драгоценных металлов (за исключением золота) и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) осуществляется в пределах, установленных планами от-

пуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации осуществляются:

а) экспорт золота из Госфонда России;

б) экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации;

в) экспорт отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке природных алмазов массой 10,8 карата и более, а также уникальных природных алмазов.

Таможенные операции в отношении ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозимых из Российской Федерации в эти государства как необработанных, так и частично обработанных природных алмазов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7102100000, 7102210000, 7102310000) осуществляются исключительно на специализированных таможенных постах, располо-

Рис. 1. Образец кимберлийского сертификата

женных в г. Москве и на территории свободного порта Владивосток, с обязательным участием уполномоченных на проведение государственного контроля должностных лиц федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».

Экспорт природных алмазов, уникальных драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных камней и драгоценных металлов осуществляется через специализированные таможенные посты государства - участника ЕАЭС. Перечень специализированных таможенных постов установлен приказом ФТС России от 12.05.2011 № 971 [5].

Идентификация драгоценных камней производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2017 г. № 169н [6] в срок, не превышающий двух рабочих дней.

Таблица 1

Список драгоценных камней, применяемый таможенными органами при принятии решения о выпуске _товаров в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30_

№ п/п Код товара по ЕТНВЭД ЕАЭС Наименование товара Документ, подтверждающий соблюдение обязательных мер

1. 7102100000 Алмазы несортированные Сертификат Кимбер-лийского процесса, акт государственного контроля (при ввозе и вывозе)

2. 7102210000 Алмазы промышленные, необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке

3. 7102310000 Алмазы непромышленные, необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке, которые могут быть использованы для изготовления бриллиантов

4. 253090000 1 Уникальные янтарные образования Акт государственного контроля (при ввозе и вывозе)

5. 7102290000 Алмазы промышленные, за исключением необработанных или просто распиленных, расколотых или подвергнутых черновой обработке

6. 7102390000 Алмазы обработанные, но неоправленные или незакрепленные непромышленные (бриллианты)

7. 7103990009 Драгоценные камни (кроме алмазов), необработанные или обработанные

8. 7105100000 Крошка и порошок из алмазов

9. 7116100000 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

10. 7116201100 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

11. 7116208000 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

Создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые осуществляют таможенные операции в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Список драгоценных камней с указанием кодов товаров по ТНВЭД ЕАЭС, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров(по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением

Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» приложение № 13)» представлен в таблице 1 [7] .

Из таблицы видно, что разрешительным документом для ввоза и вывоза драгоценных камней выступает акт государственного контроля (Рис. ), составленного по форме, предусмотренной приложением № 1 к Положению о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС драгоценных камней (приложение № 13 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30).

При ввозе драгоценных камней и изделий на территорию Российской Федерации государственный контроль проводится при производстве таможенного контроля [8].

Ввезенные или перемещенные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов представляются на опробование, анализ и клеймение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими соответственно ввоз или перемещение указанных изделий, в любой территориальный орган Федеральной пробирной палаты [9].

При вывозе драгоценных камней и изделий с территории Российской Федерации государственный контроль может проводиться как при производстве таможенного контроля, так и до предъявления указанного товара таможенному органу.

В случае, когда государственный контроль, проводимый при производстве таможенного контроля, не может быть завершен в течение одного рабочего дня, вся партия драгоценных камней и изделий упаковывается с наложением средств идентификации в виде пломб СТП и Гохрана России, а также печати и подписи декларанта и помещается в специально установленное таможенным органом место для хранения указанных товаров до следующего рабочего дня.

Государственный контроль ввозимых драгоценных камней и изделий проводится в специально оборудованном для этих целей помещении склада временного хранения или в производственных помещениях Гохрана России.

Акт государственного контроля (Рис. 2) составляется в 3 экземплярах и подписыва-

Рис. 2. Форма акта государственного контроля драгоценных камней

ется представителем уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС и заявителем. Первый и второй экземпляры вручаются заявителю. Первый экземпляр предназначается для представления в таможенный орган государства-члена ЕАЭС, второй экземпляр остается у заявителя. Третий экземпляр хранится в уполномоченном органе государства-члена ЕАЭС, осуществившем государственный контроль.

Акт государственного контроля может выдаваться в форме электронного документа, сформированного в информационной системе формирования и обработки документов государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров (содержащих драгоценные металлы) при их ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе за его пределы (ИС АКД) [10].

Порядок перемещения драгоценных камней, драгоценных металлов (ювелирных изделий) при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС имеет следующий алгоритм:

1. Получение участником ВЭД свидетельства о постановке на учет в Пробирной палате.

2. Прибытие товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

3. Доставка товаров с таможенного органа прибытия на специализированный таможенный пост.

4. Помещение товаров на склад временного хранения (специально оборудованные для хранения ювелирных изделий). По желанию компании-импортера вскрывается груз (идентификация груза, соответствие стоимости).

5. Проведение государственного контроля (государственные контролеры Пробирной палаты при Минфине России).

6. Выдача акта государственного контроля - до подачи ДТ.

7. Подача участником ВЭД ДТ на специализированный таможенный пост.

8. В случае срабатывания профиля риска таможенными органами осуществляется досмотр товаров.

9. Выпуск товаров.

10. После выпуска товаров осуществляется обязательное клеймение.

Аналогичный порядок перемещения драгоценных металлов (ювелирных изделий) применяется и для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. Однако имеет некоторую особенность, т.е. при экспорте драгоценных металлов (ювелирных изделий) не требуется помещение ювелирных изделий на склад временного хранения.

В Российской Федерации операции с драгоценными металлами и камнями и изделиями из них могут совершать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, вставшие на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора [11], формы документов которого определены Приказом Минфина России от 01.02.2016 № 5н [12].

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с таможенным законодательством таможенная стоимость которых не превышает 25000 долларов США в эквиваленте

[13].

Драгоценные металлы и камни, природный жемчуг и изделия из них, а также часы входят в перечень стратегически важных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923

[14]. Ответственность за контрабанду таких товаров регламентируется ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ [15].

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СПС «КонсультантПлюс»

2. Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // СПС «КонсультантПлюс»

3. Приказ Минфина России от 02.08.2017 № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи» // СПС «КонсультантПлюс»

4. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский

экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» // СПС «Консультант-Плюс»

5. Приказ ФТС России от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» // СПС «Консуль-тантПлюс»

6. Приказ Минфина России от 31.10.2017 № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Информация ФТС России «Список товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов това-

ров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров (по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)»

8. Письмо ФТС РФ № 01-28/1991, Гохрана РФ № 32-75-002-14/2753 от 29.09.2004 «О направлении Методических рекомендаций» // СПС «Консуль-тантПлюс»

9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 (ред. от 25.04.2020) «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» // СПС «Кон-сультантПлюс»

10. Приказ Минфина России от 29.06.2015 № 187 «Об информационной системе формирования и обработки документов государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров (содержащих драгоценные металлы) при их ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе за его пределы» // СПС «Консуль-тантПлюс»

11. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (ред. от 29.01.2020) «О ведении

Сведения об авторе:

специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» // СПС «КонсультантПлюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н (ред. от 11.09.2020) «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» // СПС «Кон-сультантПлюс»

13. Письмо ФТС РФ от 19.07.2011 № 04-30/34327 «О направлении памяток» // СПС «Консультант-Плюс»

14. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» // СПС «КонсультантПлюс»

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 29.04.2022

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitiournal@vandex.ru

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: dnafonin@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.