Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ УСЛУГ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ УСЛУГ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная сфера / эмоционально-волевая сфера / клиенты эзотерических услуг / эзотеризм / магическое мышление / иррациональное мышление / cognitive sphere / emotional-volitional sphere / clients of esoteric services / esotericism / magical thinking / irrational thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капустина Валерия Анатольевна, Проскорякова Екатерина Андреевна

Распространение эзотеризма и популяризация магического мышления в последние годы свиде-тельствуют об усилении социальной, экономической, духовной и эмоциональной нестабильности, побуждающей многих людей искать способ защиты и преодоления сложившейся ситуации с помо-щью сверхъестественных и таинственных сил. Современный темп жизни стремителен, плохо пред-сказуем и неоднозначен. Многие люди используют эзотерические практики для адаптации к суще-ствующим условиям, желая приобрести быстрый и удобный конструкт реальности, предлагающий понимание настоящего и предсказание будущего, а также пусть кратковременное, но решение лич-ных проблем. Целью данного исследования является изучение особенностей когнитивных и эмоционально-волевых характеристик личности, пользующейся эзотерическими услугами. В исследовании приня-ли участие 82 человека в возрасте 18–60 лет, которые были поделены на три группы: 18–25 лет (N = 21, 25,6 %), 26–40 лет (N = 26, 31,7 %) и 41–60 лет (N = 35, 42,7 %). В результате исследо-вания обнаружены значимые связи когнитивных ошибок с эмоциональной направленностью лично-сти и ее волевыми качествами, при этом структура связей имеет свою специфику в разных возраст-ных группах, что дает основание предполагать разные причины обращения за эзотерическими ус-лугами. Наиболее характерными корреляциями являются связи катастрофизации и волевых качеств личности в молодой и старшей возрастных группах, связи персонализации и альтруистической на-правленности в средней и старшей возрастных группах. Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточно развитых навыках саморегуляции в сложных ситуациях и проблемах само-восприятия у клиентов эзотерических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капустина Валерия Анатольевна, Проскорякова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONNECTION BETWEEN THE COGNITIVE AND EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERES OF THE PERSONALITY OF CLIENTS OF ESOTERIC SERVICES OF DIFFERENT AGES

The spread of esotericism and the popularization of magical thinking in recent years indicate increased social, economic, spiritual and emotional instability, which prompts many people to seek a way to protect and overcome the current situation with the help of supernatural and mysterious forces. The modern pace of life is fast, difficult to predict and ambiguous. Many people use esoteric practices to adapt to existing conditions, wanting to acquire a quick and convenient construct of reality that offers understanding of the present and prediction of the future, as well as even a short-term solution to personal problems. The purpose of this study is to study the characteristics of the cognitive and emotional-volitional characteristics of an individual using esoteric services. The study involved 82 people aged 18–60 years, who were divided into three age groups: 18–25 years (N = 21, 25.6 %), 26–40 years (N = 26, 31.7 %) and 41–60 years (N = 35, 42.7 %). As a result of the study, significant connections were found between cognitive errors and the emotional orientation of the individual and the volitional qualities of the individual, while the structure of the connections has its own specifics in different age groups, which gives reason to assume different reasons for seeking esoteric services. The most characteristic correlations are the connections between catastrophization and volitional personality traits in the young and older age groups, and the connections between personalization and altruistic orientation in the middle and older age groups. The data obtained allow us to conclude that self-regulation skills in difficult situations and problems of self-perception among clients of esoteric services are insufficiently developed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ УСЛУГ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 45-53. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.45-53

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ УСЛУГ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Е. А. Проскоряковат, В. А. Капустина

Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)

Распространение эзотеризма и популяризация магического мышления в последние годы свидетельствуют об усилении социальной, экономической, духовной и эмоциональной нестабильности, побуждающей многих людей искать способ защиты и преодоления сложившейся ситуации с помощью сверхъестественных и таинственных сил. Современный темп жизни стремителен, плохо предсказуем и неоднозначен. Многие люди используют эзотерические практики для адаптации к существующим условиям, желая приобрести быстрый и удобный конструкт реальности, предлагающий понимание настоящего и предсказание будущего, а также пусть кратковременное, но решение личных проблем.

Целью данного исследования является изучение особенностей когнитивных и эмоционально-волевых характеристик личности, пользующейся эзотерическими услугами. В исследовании приняли участие 82 человека в возрасте 18-60 лет, которые были поделены на три группы: 18-25 лет (N = 21, 25,6 %), 26-40 лет (N = 26, 31,7 %) и 41-60 лет (N = 35, 42,7 %). В результате исследования обнаружены значимые связи когнитивных ошибок с эмоциональной направленностью личности и ее волевыми качествами, при этом структура связей имеет свою специфику в разных возрастных группах, что дает основание предполагать разные причины обращения за эзотерическими услугами. Наиболее характерными корреляциями являются связи катастрофизации и волевых качеств личности в молодой и старшей возрастных группах, связи персонализации и альтруистической направленности в средней и старшей возрастных группах. Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточно развитых навыках саморегуляции в сложных ситуациях и проблемах самовосприятия у клиентов эзотерических услуг.

Ключевые слова: когнитивная сфера; эмоционально-волевая сфера; клиенты эзотерических услуг; эзотеризм; магическое мышление; иррациональное мышление.

FEATURES OF THE CONNECTION BETWEEN THE COGNITIVE AND EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERES OF THE PERSONALITY OF CLIENTS OF ESOTERIC SERVICES OF DIFFERENT AGES

E. A. Proskoryakovam, V. A. Kapustina

Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia)

The spread of esotericism and the popularization of magical thinking in recent years indicate increased social, economic, spiritual and emotional instability, which prompts many people to seek a way to protect and overcome the current situation with the help of supernatural and mysterious forces. The modern pace of life is fast, difficult to predict and ambiguous. Many people use esoteric practices to adapt to existing conditions, wanting to acquire a quick and convenient construct of reality that offers understanding of the present and prediction of the future, as well as even a short-term solution to personal problems.

The purpose of this study is to study the characteristics of the cognitive and emotional-volitional characteristics of an individual using esoteric services. The study involved 82 people aged 18-60 years, who were divided into three age groups: 18-25 years (N = 21, 25.6 %), 26-40 years (N = 26, 31.7 %) and 41-60 years (N = 35, 42.7 %). As a result of the study, significant connections were found between cognitive errors and the emotional orientation of the individual and the volitional qualities of the individual, while the structure of the connections has its own specifics in different age groups, which gives reason to assume different reasons for seeking esoteric services. The most characteristic

© Проскорякова Е. А., Капустина В. А., 2024

correlations are the connections between catastrophization and volitional personality traits in the young and older age groups, and the connections between personalization and altruistic orientation in the middle and older age groups. The data obtained allow us to conclude that self-regulation skills in difficult situations and problems of self-perception among clients of esoteric services are insufficiently developed.

Keywords: cognitive sphere; emotional-volitional sphere; clients of esoteric services; esotericism; magical thinking; irrational thinking.

1. Введение

Современное общество переживает всплеск распространения эзотерических практик, знаний и услуг, что выражается в популяризации астрологии, гадания, таро, хиромантии и т. д. Рост спроса на курсы и тренинги, посвященные мистическим учениям, значительное увеличение продаж эзотерической литературы в книжных магазинах [1], наполненность веб-страниц рекламой разного рода мистических услуг указывают на это.

Также наблюдается возрастающий интерес к самим эзотерическим практикам. Фонд «Общественное мнение» в 2014 году выявил: 42 % россиян считают, что знак зодиака дает представление о характере человека. Почти столько же полагают, что знак зодиака не описывает человека. Среди граждан, имеющих разный профессиональный и социальный статус, в 2020 году 67 % были заинтересованы в гороскопах (72 % женщин и 28% мужчин) [2, с. 96].

За последние 5 лет происходящие в социуме события способствовали образованию условий для повышения стресса и тревоги в разных социальных слоях, что также отразилось на общественном сознании, повлияло на повседневный, рутинный уклад жизни. В случае, когда усиливается состояние неопределенности, люди более склонны искать источники сверхъестественного: опираться на суеверия, т. е. предрассудки, выражающиеся в вере в какие-либо потусторонние силы (процент верящих в это в 2019 году - 22,1 %, в 2021 году - 45,6 %), астропрогнозы (процент верящих в 2019 году - 24,5 % против 56,7 % в 2021 году) и гадания (процент верящих в 2019 г. - 23,3 % против 49,8 % в 2021 году) [3, с. 80].

Представленная выше динамика роста интереса к эзотерическим практикам делает актуальным изучение личностных эмоционально-волевых предикторов обращения к магическому мировоззрению, расширению представлений об особенностях адаптации этих людей к современным условиям и их

регуляции. Связь эмоционально-волевой регуляции с мышлением и мировоззрением может быть рассмотрена как конструкт, нарушения в котором способны привести к проблемам с самоотношением, контактом с окружающим миром и другими людьми, проблемам с решением задач, профессиональной и социальной организацией, а в каких-то случаях с психическими заболеваниями и т. д.

2. Обзор литературы

Эзотеризм в представлении С. В. Пахо-мова является комплексом специфичных интерпретаций действительности, недоступным непосвященным и обладающим тайным содержанием, а также распространенным способом объяснения и понимания реальности для обладателей выраженного магического мышления, способным ответить на волнующие людей вопросы «здесь и сейчас», справиться с неопределенностью [4].

Е. В. Распопин выделяет следующие причины пользования данными практиками [5].

1. Стремление упорядочить знания и представления о сложнейшем предмете - душе человека, а также окружающем его мире с помощью иррациональных конструктов.

2. Опора на частные примеры из жизни для объяснения правдивости эзотерических положений благодаря сверхобобщению и некритичности, что усиливает принятие на веру подобных учений.

3. Работа эффекта Барнума (субъективного подтверждения), согласно которому люди, будучи уверенными, что определенные описания их личности созданы специально для них, высоко оценивают точность этих описаний, несмотря на их реальную обобщенность.

4. Для большого количества людей данные практики являются инструментом саморазвития и самоактуализации, особенно для тех, кто находится под влиянием распространенных в современное время взглядов о высоких требованиях к собственному развитию, продуктивности, хорошему физическому, ментальному и духовному здоровью.

5. Определенная мода на собственное улучшение также влияет на распространение

практик, где каждый может получить ответ на вопрос, кто же он в своем расцвете и для чего он живет.

6. Большое влияние на популярность эзотерических учений оказывает вера в авторитеты.

Иррациональное мышление является главной когнитивной характеристикой людей, пользующихся мистическими услугами. Такое мышление выражается в том, что человек путает причину и следствие возникающих в жизни событий. Магическое мышление - определенная исторически сложившаяся ко-пинг-стратегия, основой которой является детерминизм и деформация причинно-следственных связей, а также законов логики в сочетании с верой в преобразование реальности с помощью ритуальных действий и символьных мыслей [6; 7].

Ю. В. Борисова выделила одним из отличий данного мышления высокую эмоциональность восприятия мира [8], которая также имеет личностный характер и способствует формированию субъективной картины мира, влияя на познавательный процесс, ведь человек в этой ситуации постигает мир не сквозь разум, но сквозь эмоции и чувства. Так, воображаемое становится реальным не с рациональной точки зрения, а с субъективной, эмоциональной. Таким образом, любое мистическое учение и знание является эмоционально-личностным переживанием индивида, формирующим искаженное понимание реальности.

Эмоции и воля включены в мыслительный процесс, оказывая влияние на способ мышления человека. Эмоциональное напряжение, тревога, страх и неуверенность приводят к снижению внимания и критичности, повышению внушаемости и проблемам мобилизации перед возникающими сложностями, что ведет их к иррациональному мышлению и копинг-стратегиям, включающим эзотерические практики.

Исследования О. В. Суворовой указывают на повышенную тревожность и эмоциональность людей, склонных к магическому мышлению [9]. Они тяжело переносят состояние неопределенности и невозможности удовлетворить свои потребности. Фрустрация вводит их в тревогу, раздражение, разочарование и отчаяние, из состояния которых они стремятся выбраться. Такие люди не могут принять и прожить это состояние, начинается поиск готовых решений, которые удивитель-

ным образом с помощью какого-то ритуала могли бы снять это напряжение. На повышение тревожности также влияет упомянутый ранее детерминизм пользователей мистическими учениями, ведь в определенных ситуациях связанных факторов, которые нужно учитывать, образуется так много, что их становится сложно контролировать. При этом мелкие магические ритуалы могут проводить и люди с низкой личной тревожностью, например, исполняя какие-либо ритуалы перед экзаменом, собеседованием и в других ситуациях, где человек теряет контроль над своим будущим.

У людей со склонностью к эзотерике отмечается повышенный нейротизм и невротический сверхконтроль: такой человек избегает любыми способами ситуаций, над которыми он не имеет полного контроля. От этого страдает его социальная жизнь, межличностные отношения, карьера и многие другие сферы. Выполнение определенных магических ритуалов может быть проявлением необходимости контролировать свои мысли [9-11].

О. В. Суворова также выявила, что людям с магическим мышлением свойственен как экстернальный локус контроля, так и интер-нальный [9]. С одной стороны, присутствует вера в возможность притяжения счастья, денег, любви своими мыслями, а также способность воздействовать на других людей силой мышления (интернальный локус контроля); с другой - вера в эффективное действие порчи и приворота, существование различных мифических и сказочных существ, одушевленность Вселенной (экстернальный локус контроля).

Н. П. Андрюшковой была выявлена связь эзотерической веры с возрастом: чем старше человек, тем выше его готовность обращаться за помощью к астрологам, целителям, гадалкам и знахарям с вопросами здоровья и сильнее вера в чудесное выздоровление от болезней при использовании магических средств

[12]. П. А. Васильева выявила, что наиболее верующими в сверхъестественное являются подростки и люди в возрасте от 40 до 60 лет

[13].

Таким образом, можно предположить, что существуют различия в связях когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности людей разного возраста, пользующихся эзотерическими услугами.

3. Организация и методы исследования

Исследование направлено на изучение особенностей связи когнитивных и эмоционально-волевых характеристик личности людей, пользующихся эзотерическими услугами.

Выборку исследования составляет клиентская база астролога и таролога, представленная в количестве 82 человек в возрасте 18-60 лет. Из них 57 клиентов женского пола (69,5 %) и 25 клиентов мужского пола (30,5 %). Выборка была поделена на 3 подгруппы: 18-25 лет ^ = 21, 25,6 %), 26-40 лет ^ = 26, 31,7 %) и 41-60 лет ^ = 35, 42,7 %).

В работе с респондентами использовались следующие методики.

1. Опросник когнитивных ошибок (адаптация А. Е. Боброва, Е. В. Файзрахмановой) [14], выявляющий дезадаптивные когнитивные стратегии, присущие пользователям эзотерических услуг по нескольким параметрам: персонализация, чтение мыслей, упрямство, морализация, катастрофизация, выученная беспомощность, максимализм, преувеличение опасности и гипернормативность.

2. Опросник общей эмоциональной направленности (Б. И. Додонов) (см.: [15]), использующийся для определения стремлений к конкретным типам переживаний и определенной деятельности ради получения эмоций. В результате получается выявить определенные типы эмоциональной направленности личности, разделенные на следующие виды: эмоции альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные.

3. Опросник волевых качеств личности (М. В. Чумаков) [16], использующийся для оценки выраженности волевых качеств испытуемых по следующим параметрам: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность, а также общий уровень саморегуляции.

4. Опросник контроля поведения (Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская, И. И. Ветрова) [17], использующийся для оценки регуляции поведения испытуемых по трем элементам регуляции поведения: эмоциональ-

ный, волевой и когнитивный контроль, а также общий уровень контроля поведения.

5. Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова) [18].

Математико-статистическая обработка данных выполнена с помощью программ Jamovi 2.3.21, MC Excel и включает в себя корреляционный анализ с применением непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена.

4. Результаты исследования

Рассмотрим полученные результаты корреляционного анализа, проведенного на выборке, разделенной на 3 возрастных группы: 18-25 лет (N = 21), 26-40 лет (N = 26) и 4160 лет (N = 35).

Как видно на рис. 1, наибольшее количество связей обнаружено между когнитивными ошибками, волевыми качествами и выраженностью эмоциональной направленности личности, причем с эмоциональной направленностью личности связи прямые, а с волевыми качествами - отрицательные. Так, ошибка персонализации и ошибка упрямства имеют прямые связи с выраженностью эстетической и гедонистической направленности (Rs = 0,46, Rs = 0,45, Rs = 0,47, p < 0,05 соответственно), т. е. ожидание враждебного отношения к себе и настойчивое стремление отстаивать свою самооценку у молодых клиентов эзотерических услуг сочетаются с желанием испытывать эмоции от взаимодействия с красотой, чем-то возвышенным, изящным, грациозным, а также получать наслаждение от удовлетворения своих потребностей в душевном и физическом комфорте. Катастрофизация имеет отрицательные связи с волевыми качествами личности (решительность, настойчивость, целеустремленность, общий уровень саморегуляции) (Rs = -0,70, Rs = -0,54, Rs = = -0,49, Rs = -0,49, p < 0,05 соответственно). Это означает, что молодые люди, склонные к бурному реагированию на проблемы и преувеличению их значимости, проявляют склонность к сомнениям при принятии решений, готовность отказаться от своих планов, недостаточную четкость при постановке и достижении целей.

Рис. 1. Взаимосвязи когнитивных ошибок и эмоционально-волевых качеств в группе клиентов в возрасте 18-25 лет (Ы = 21), р < 0,05

Рассмотрим данные корреляционного анализа в группе клиентов, пользующихся эзотерическими услугами, в возрасте 2640 лет (рис. 2). Наибольшее количество связей обнаружено между когнитивными ошибками (персонализация, катастрофизация, выученная беспомощность, максимализм) и альтруистической направленностью эмоций (^ = 0,43, = 0,44, = 0,47, = 0,42, p < 0,05). Это означает, что клиенты эзотерических услуг в возрасте 26-40 лет, проявляющие потребность помогать другим людям

и испытывающие от помощи другим положительные эмоции, склонны воспринимать отношение к себе как враждебное, преувеличивать значимость проблем, обесценивать себя, испытывая при этом потребность в восхищении. В то же время восприятие отношения к себе как враждебного сочетается еще и с получением положительных эмоций от общения с другими и наслаждения от удовлетворения потребности в комфорте (Я8 = 0,44, = 0,40, р < 0,05).

Рис. 2. Взаимосвязи когнитивных ошибок и эмоционально-волевых качеств в группе клиентов в возрасте 26-40 лет (Ы = 26), р < 0,05

В группе клиентов эзотерических услуг старшего возраста (41-60 лет) наибольшее количество связей обнаружено между когнитивной ошибкой катастрофизации и волевыми качествами личности (решительность (Я^ = -0,53, р < 0,05), самостоятельность (^ = -0,40, р < 0,05), выдержка (^ = - 0,54, р < 0,05), внимательность (Я^ = -0,34, р < 0,05), целеустремленность (Я8 = - 0,34, р < 0,05), общий уровень саморегуляции (Я^ = -0,38, р < 0,05)), а также выявлена

связь с контролем в эмоциональной сфере (Я8 = - 0,53, р < 0,05). Это означает, что клиенты старшего возраста, склонные преувеличивать значимость проблем и бурно на них реагировать, имеют сложности с принятием решений, проявлением самостоятельности, самообладанием при работе с неинтересными для них заданиями, концентрацией внимания, постановкой и реализацией целей, а также с регуляцией своих эмоциональных состояний. В то же время восприятие отношения к себе

как враждебного сочетается с получением положительных эмоций от помощи другим людям (Яз = 0,42, р < 0,05) и (Я = -0,36,

р < 0,05) и негативным эмоциональным восприятием своей работы.

Рис. 3. Взаимосвязи когнитивных ошибок и эмоционально-волевых качеств в группе клиентов в возрасте 41-60 лет (Ы = 35), р < 0,05

5. Обсуждение

Полученные в процессе эмпирического исследования результаты дают основание говорить как о сходстве, так и о различиях в структуре связей показателей когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Так, наибольшее количество связей во всех трех группах обнаружено для когнитивных ошибок мышления, которые провоцируют высокую тревожность, при этом основные корреляции выявлены для катастрофизации, т. е. преувеличенного восприятия возникающих в жизни человека трудностей, с волевыми качествами личности. Это позволяет предположить, что преувеличение масштаба проблемы у людей, пользующихся эзотерическими услугами, в сочетании с недостаточной развитостью решительности, целеустремленности, настойчивости, способствует стремлению найти какое-то волшебное объяснение возникших сложностей и простое их решение. Особенно ярко это проявляется в возрасте до 25 лет и после 40 лет. Несколько иная структура когнитивных искажений обнаружена в средней возрастной группе: в основном когнитивные ошибки

связаны с эмоциональной направленностью, причем для средней и старшей возрастной групп характерны корреляции когнитивных ошибок с получением положительных эмоций от помощи другим людям, что позволяет предположить содержательное отличие запросов к астрологам и тарологам. Вероятно, эти люди заинтересованы не только и не столько в получении какой-то информации о себе, но и в судьбе своего окружения.

6. Выводы

В ходе проведенного исследования было установлено, что существуют особенности в связях когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности клиентов разного возраста, пользующихся эзотерическими услугами. Полученные данные позволяют предположить факторы риска проявления магического мышления у каждой возрастной группы. Так, респонденты в возрасте 18-25 лет прибегают к эзотерическим учениям скорее из-за влияния моды, склонности к поиску удовольствия и гармонии, а также чувства враждебности по отношению к себе; недостаточно развитые такие волевые качества, как решительность,

настойчивость, целеустремленность, энергичность также могут повышать их интерес к эзотерике как стратегии поведения в трудных ситуациях. Респонденты в возрасте 26-40 лет скорее склонны к пользованию эзотерическими учениями из-за стремления к чувству нужности, полезности, отождествления себя с чем-то большим, чувству принадлежности и солидарности. Респонденты в возрасте 4160 лет скорее склонны к пользованию эзотерическими учениями из-за стремления к успеху в деятельности своей и своих близких и отсутствия веры в собственные силы; недостаточная развитость таких волевых качеств, как решительность, самостоятельность, выдержка, внимательность, целеустремленность, общий уровень саморегуляции могут повышать их интерес к эзотерике в трудных ситуациях и при эмоционально истощающих или шокирующих событиях. 7. Заключение

Выявленные связи между когнитивными и эмоционально-волевыми параметрами личности, пользующейся эзотерическими услугами, указывают на необходимость дальнейшего исследования данной группы людей. Результаты проведенного исследования способствуют более глубокому пониманию магического мышления как копинг-стратегии. Также данное исследование будет полезно при разработке профилактических и просветительских мероприятий по развитию критического мышления и логики, а также методов психологической коррекции, направленных на формирование волевых качеств, стрессо-устойчивости, критического мышления реальных и потенциальных клиентов эзотерических услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова Ю. А. Причины роста популярности эзотерики и других практик веры в паранормальное // Актуальные вопросы саморазвития личности: психолого-педагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / под ред. С. Н. Федорова [и др.]. - Чебоксары : Среда, 2022. - С. 144-148.

2. Ардашев Р. Г. Астрология в жизни россиян: особенности сознания // Социология. -2020. - № 4. - С. 95-105.

3. Ардашев Р. Г. Особенности развития сознания горожан в пандемическом обществе // Социология. - 2022. - № 1. - С. 79-86.

4. Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «Эзотеризм» // Мистико-эзотери-

ческие движения в теории и практике. История. Психология. Философия : сб. материалов Первой международной научной конференции / под ред. С. В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. -СПб. : РХГА, 2008. - С. 7-14.

5. Распопин Е. В., Софронова А. Ю. Методы изучения личности: психологический тест или гороскоп? // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9, № 6А. - С. 143149.

6. Байрамова Э. Э., Ениколопов С. Н. Магическое мышление и вера в магию в структуре психологических защит и копинг-стратегий. // Психология. Психофизиология. - 2021. -Т. 14, № 4. - С. 5-13.

7. Brashier N. M., Multhaup K. S. Magical thinking decreases across adulthood // Psychology and Aging. - 2017. - Vol. 32, № 8. - P. 681688.

8. Борисова Ю. В. Проблема восприятия реальности в эзотерической культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2015. - № 2. - С. 43-46.

9. Суворова О. В., Кочеганова П. П., Юдина Е. А. Когнитивно-личностные предикторы магического мышления в период социального взросления // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - № 1 (57). - С. 146-157.

10. Ara M.R. Correlation of the religious and the paranormal beliefs to personality // The International Journal of Indian Psychology. - 2015.

- Vol. 2. - P. 158-189.

11. Chauvin B., Mullet E. Individual differences in paranormal beliefs: the differential role of personality aspects // Current Psychology. -2021. - Vol. 40. - P. 1218-1227.

12. Андрюшкова Н. П. Психологические факторы суеверности у молодежи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - Вып. 3. -С. 107-114.

13. Васильева П. А. Возрастные особенности веры в сверхъестественные явления // Комплексные исследования детства. - 2022. -Т. 4, № 4. - С. 296-310.

14. Бобров А. Е., Файзрахманова Е. В. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги // Доктор.Ру. Неврология. Психиатрия.- 2017.

- № 8 (137). - С. 59-65.

15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : ИИП, 2002. - 544 с.

16. Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевой регуляции. - Курган : КГУ, 2005. -168 c.

17. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ветрова И. И. Новый метод оценки психической регуляции - опросник «Контроль поведения» // Экспериментальная психология. -2023. - № 1. - С. 182-200.

18. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. -Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 192 с.

REFERENCES

1. Antropova Yu.A. Reasons for the growing popularity of esotericism and other practices of belief in the paranormal: collection of conference proceedings, in: Fedorov N. et al. (eds.) Current issues of personal self-development: psychological and pedagogical aspect, collection of materials All-Russian scientific-practical conference with international participation (Yoshkar-Ola, May 19, 2022). Cheboksary, Sreda publ., 2022, pp. 144-148. (In Russian).

2. Ardashev R.G. Astrology in the life of Russians: features of consciousness. Sotsiologiya = Sociology, 2020, no. 4, pp. 95105. (In Russian).

3. Ardashev R.G. Features of the development of consciousness of citizens in a pandemic society. Sotsiologiya = Sociology, 2022, no. 1, pp. 79-86. (In Russian).

4. Pakhomov S.V. On the issue of demarcation of the concept "Esoterism", in: Pakhomova S.V., Zavgorodniy Yu.Yu., Kapranov S.V. (eds.). Mystical-esoteric movements in theory and practice. Story. Psychology. Philosophy, collection of materials of the First International Scientific Conference. St. Petersburg, RKhGA publ., 2008, pp. 7-14. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Raspopin E.V., Sofronova A.Yu. Methods for studying personality: psychological test or horoscope? Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya = Psychology. Historical-critical reviews and modern research, 2020, vol. 9, no. 6A, pp. 143-149. (In Russian).

6. Bayramova E.E., Enikolopov S.N. Magical thinking and belief in magic in the structure of psychological defenses and coping strategies. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 513. (In Russian).

7. Brashier N.M., Multhaup K.S. Magical thinking decreases across adulthood. Psychology and Aging, 2017, vol. 32, no. 8, pp. 681-688.

8. Borisova Yu.V. The problem of perception of reality in esoteric culture. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy

teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, 2015, no. 2, pp. 43-46. (In Russian).

9. Suvorova O.V., Kocheganov V.P., Yudina E.A. Cognitive and personal predictors of magical thinking during the period of social maturation. Psikhologo-pedagogicheskii poisk = Psychological and pedagogical search, 2021, no. 1 (57), pp. 146-157. (In Russian).

10. Ara M.R. Correlation of the religious and the paranormal beliefs to personality. The International Journal of Indian Psychology, 2015, vol. 2, pp. 158-189.

11. Chauvin B., Mullet E. Individual differences in paranormal beliefs: the differential role of personality aspects. Current Psychology, 2021, vol. 40, pp. 1218-1227.

12. Andryushkova N.P. Psychological factors of superstition among young people. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia = Perm University Herald. "Philosophy. Psychology. Sociology", 2016, iss. 3, pp. 107-114. (In Russian).

13. Vasilyeva P.A. Age-related characteristics of belief in supernatural phenomena. Kompleksnye issledovaniya detstva = Comprehensive studies of childhood, 2022, vol. 4, no. 4, p. 296-310. (In Russian).

14. Bobrov A.E., Faizrakhmanova E.V. Questionnaire of cognitive errors as a tool for assessing the components of pathological anxiety. Doktor.Ru. Nevrologiya. Psikhiatriya = Doctor.Ru. Neurology. Psychiatry, 2017, no. 8 (137), pp. 59-65. (In Russian).

15. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. So-cio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow, IIP publ., 2002. 544 p. (In Russian).

16. Chumakov M.V. Emotional aspects of volitional regulation. Kurgan, KSU publ., 2005. 168 p. (In Russian).

17. Sergienko E.A., Vilenskaya G.A., Vetrova I.I. A new method for assessing mental regulation - the Behavior Control questionnaire. Eksperimental'naya psikhologiya = Experimental psychology, 2023, no. 1, pp. 182-200. (In Russian).

18. Nikiforov G.S. Human self-control. Leningrad, Leningrad University Publishing House, 1989. 192 p. (In Russian).

Информация о статье Дата поступления 16 апреля 2024 Дата принятия в печать 10 июля 2024

Article info

Received April 16, 2024 Accepted July 10, 2024

Сведения об авторах

Капустина Валерия Анатольевна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия). Адрес для корреспонденции: 630073, Россия, Новосибирск, пр-кт К. Маркса, 20/6. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-00028872-0306. Scopus Autor ID: 57210418116. ReseacherID: D-1071-2014. AutorId: 620632. SPIN-код: 9936-8943.

Проскорякова Екатерина Андреевна -

магистрант кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия). Адрес для корреспонденции: 630073, Россия, Новосибирск, пр-кт К. Маркса, 20/6. E-mail: [email protected].

Для цитирования

Проскорякова Е. А., Капустина В. А. Особенности связи когнитивной и эмоционально-волевой сферы личности клиентов эзотерических услуг разного возраста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. - С. 45-53. - DOI: 10.24147/ 2410-6364.2024.3.45-53.

About the authors

Kapustina Valeria Anatolyevna - PhD in

Psychological Sciences, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia). Postal address: 20/6, K. Marksa pr-kt, Novosibirsk, 630073, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-00028872-0306. Scopus Autor ID: 57210418116. ReseacherlD: D-1071-2014. Autorld: 620632. RSCI SPIN-code: 9936-8943.

Proskoryakova Ekaterina Andreevna -

Master's degree student at the Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia). Postal address: 20/6, K. Marksa pr-kt, Novosibirsk, 630073, Russia. E-mail: [email protected].

For citations

Proskoryakova E.A., Kapustina V.A. Features of the Connection between the Cognitive and Emotional-Volitional Spheres of the Personality of Clients of Esoteric Services of Different Ages. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 3, pp. 45-53. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.45-53. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.