Научная статья на тему 'Особенности сварки разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием'

Особенности сварки разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1023
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРКА ТРЕНИЕМ С ПЕРЕМЕШИВАНИЕМ / ФРИКЦИОННАЯ СВАРКА / СВАРКА РАЗНОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ / АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ / НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ / СТРУКТУРА СВАРНОГО ШВА / FRICTION STIR WELDING / DISSIMILAR WELDS / ALUMINUM ALLOYS / STAINLESS STEEL / STRUCTURE OF A WELD

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Черных Иван Константинович, Васильев Евгений Владимирович, Дыльченко Роман Валерьевич, Жданова Юлия Евгеньевна, Игисенов Базарбай Каирбаевич

В статье представлены некоторые особенности образования сварных соединений различных систем металлов для стыковых и нахлесточных соединений. Рассмотрена схема образования стыкового соединения алюминиевых сплавов со сталью со смещением инструмента. Проведен анализ качества и структуры швов, полученных согласно данной схеме. Исследован микрошлиф полученного образца сварного шва алюминиевого сплава АМГ6 с нержавеющей сталью 12Х18Н10Т толщиной 2 мм при частоте вращения инструмента 500 об/мин и подаче 50 мм/мин со смещением инструмента на 0,2 мм в стальную заготовку. В ядре шва наблюдается взаимное проникновение металлов на глубину до 3,2 мм и стальные включения в алюминиевом сплаве размером до 0,3 мм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Черных Иван Константинович, Васильев Евгений Владимирович, Дыльченко Роман Валерьевич, Жданова Юлия Евгеньевна, Игисенов Базарбай Каирбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of friction stir welding dissimilar joints

In this article, there is some special features of obtaining dissimilar butt-welded and lap-welded joints for various material systems. The scheme for obtaining butt-welded joints of aluminum to steel with tool displacement is analyzed. The analysis of quality and structure of welds that were manufacturing using this scheme is being conducted. The transverse micro-section of obtained specimen of the weld of aluminum alloy AMG6 to stainless steel 12H18N10T of 2 mm thickness at a welding speed of 50 rpm and a transverse speed of 50 mm/min with a tool displacement of 0,2 mm to steel part are investigated. Mutual invasion of metals to a depth of 3,2 mm and steel inclusions in an aluminum alloy of up to 0,3 mm in size are observed in the weld seam.

Текст научной работы на тему «Особенности сварки разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием»

ЯКОВлЕВ Алексей Борисович, кандидат технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Авиа- и ракетостроение». SPIN-код: 8194-5800 AuthorlD (РИНЦ): 488687 ORCID: 0000-0002-1987-2138 AuthorlD (SCOPUS): 56503089200 ResearcherlD: E-7451-2014

Адрес для переписки: yakovlev@omgtu.ru

Для цитирования

Кузьменко И. А., Яковлев А. Б. Исследование свойств системы автоматического регулирования жидкостной ракетной двигательной установки с интегрирующим регулятором // Омский научный вестник. 2019. № 1 (163). С. 17-21. Б01: 10.25206/1813-8225-2019-163-17-21.

статья поступила в редакцию 21.12.2018 г. © и. А. Кузьменко, А. Б. Яковлев

УДК 621.791.14

DOI: 10.25206/1813-8225-2019-163-21-25

И. К. ЧЕРНЫХ Е. В. ВАСИЛЬЕВ Р. В. ДЫЛЬЧЕНКО Ю. Е. ЖДАНОВА Б. К. ИГИСЕНОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ разнородных МЕТАЛЛОВ

МЕТОДОМ СВАРКИ ТРЕНИЕМ С ПЕРЕМЕШИВАНИЕМ

В статье представлены некоторые особенности образования сварных соединений различных систем металлов для стыковых и нахлесточных соединений. Рассмотрена схема образования стыкового соединения алюминиевых сплавов со сталью со смещением инструмента. Проведен анализ качества и структуры швов, полученных согласно данной схеме. Исследован микрошлиф полученного образца сварного шва алюминиевого сплава АМГ6 с нержавеющей сталью 12Х18Н10Т толщиной 2 мм при частоте вращения инструмента 500 об/мин и подаче 50 мм/мин со смещением инструмента на 0,2 мм в стальную заготовку. В ядре шва наблюдается взаимное проникновение металлов на глубину до 3,2 мм и стальные включения в алюминиевом сплаве размером до 0,3 мм.

Ключевые слова: сварка трением с перемешиванием, фрикционная сварка, сварка разнородных металлов, алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, структура сварного шва.

Сварка разнородных металлов позволяет создавать цельные конструкции, в которых отдельные поверхности будут обладать различными физико-механическими свойствами и, соответственно, выполнять различные функции. Биметаллические соединения широко используются в тех случаях, когда невыгодно изготавливать из дорогого материала изделие целиком — вместо этого предусматривается отдельный участок из отличающегося материала, который испытывает воздействие определенных нагрузок. При этом существует ряд сложностей в изготовлении данных сварных соединений, а номенклатура свариваемых металлов охватывает всевозможные сплавы и чистые металлы. Из сложностей

соединения разнородных металлов можно выделить следующие: различие температур плавления свариваемых металлов, различие в коэффициентах линейного расширения, различие свойств теплопроводности, образование интерметаллидов. Примеры биметаллических соединений различных конструкций представлены на рис. 1 [1-3].

Целью данного исследования является оценка возможности сваривания разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием и анализ структуры стыкового соединения алюминиевого сплава с нержавеющей сталью.

Сварка разнородных металлов, таких как сталь и титан, имеет свои особенности. Титан с легирующими компонентами стали образует

о

го >

в)

Рис. 1. Примеры биметаллических соединений в промышленности: а — соединение импеллера из инконеля с хвостовиком из углеродистой стали; б — трубный биметаллический переходник из стали 12х18Ш0Т и титанового сплава ВТ6с с использованием кольцевых проставок из бронзы Бр.х

и ниобиевого сплава 5В2Мц; в — соединение стальных держателей с алюминиевым багажником для Mazda, изготовленное методом сварки трением с перемешиванием

химические соединения двух и более металлов, а с углеродом — образует карбиды. Например, для осуществления сварки переходника из хромоникелевой стали 12Х18Н10Т и титанового сплава ВТ6С можно использовать проставки из бронзы (Бр.Х) и ниобиевых сплавов (5В2МЦ, НбЦ) [1]. Сварка данных переходников осуществляется в несколько этапов. На первом этапе производится сварка трубной заготовки из стали 12Х18Н10Т с заготовкой из бронзы Бр.Х. Торец бронзовой проставки нагревается до температуры, при которой на поверхности образуется тонкий слой расплавленного металла, а стальная заготовка нагревается до такой температуры, при которой возможно надёжное смачивание расплавленной бронзой. На втором этапе производится сварка трубной заготовки из титанового сплава ВТ6С с заготовкой из ниобиевого сплава по принципу первого этапа данной технологии.

На третьем этапе две части 12Х18Н10Т + Бр.Х и ВТ6С + 5В2МЦ свариваются между собой по аналогичной технологии. Сварные соединения формируются по схеме сварки-пайки, поэтому необходимым условием отсутствия непровара в соединениях является оплавление торца из бронзы и титана, смачивание и растекание расплавленного металла по торцу стали и ниобиевого сплава. При испытании на статическое растяжение прочность соединения соответствует уровню прочности бронзы Бр.Х. При наличии утолщения в месте сварки прочность равняется прочности сварного соединения трубы из стали 12Х18Н10Т.

Современные исследователи [1—6] демонстрируют высокий интерес к процессу сварки разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием (СТП), который в настоящее время находит всё более широкое применение

Рис. 2. Стандартная схема сварки трением с перемешиванием применительно к сварке разнородных металлов

Рис. 3. Схема получения соединений сталь-алюминий со смещением инструмента

в промышленности. Данный метод сварки позволяет осуществлять соединение металлов без их расплавления, в твёрдой фазе, и часто без использования дополнительных проставок, хотя их наличие также является темой исследований [5, 7].

Рассматривая сварку других систем, таких как медь с алюминиевым сплавом, алюминиевый сплав с нержавеющей сталью, алюминиевый сплав с титановым сплавом, стоит выделить исследование [8]. Исследование проводилось на листовых образцах меди М1, алюминиевого сплава Ад1, титанового сплава ОТ4-1 и нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Сварка осуществлялась методом СТП. Перед сваркой образцы из меди были термически обработаны, а остальные подготавливались удалением оксидной пленки. Сварка производилась на вертикальном фрезерном станке со скоростью вращения инструмента от 600 до 1200 об/мин, скорость сварки варьировалась от 25 до 60 мм/мин. Во время сварки материалов с различными температурами плавления был использован технологический приём, приведённый в данной статье ниже, а именно смещение оси инструмента в сторону более легкоплавкого материала.

Также исследовались различные варианты конструктивного оформления кромок деталей: «пила» (стык представляет собой не прилегающие друг к другу плоскости, а волнообразные поверхности, заходящие друг в друга), «скос 60 °», «замок», «шип» и «скос 30 °». Последние представляют собой изменения стыка в плоскости поперечного сечения. Результаты исследования показали, что повышение площади контактирования деталей приводит к лучшим показателям прочности (схемы «пила», «шип» и скосы). Металлографическое исследование показало, что соединения выполнены с полным проваром корневой части шва.

Ещё одним примером применения соединений разнородных металлов являются токове-дущие шины из алюминия и медных сплавов. В промышленности для их изготовления часто используют нахлесточное болтовое соединение, которое приводит к уменьшению сечения детали и окислению мест контакта. Применение СТП позволяет исключить данные проблемы [4].

Исследование макрошлифов показывает отсутствие непроваров, а механические испытания подтверждают высокий уровень прочности разнородных соединений. Исследование структуры нахлёсточных соединений таких систем, как Ni-Cu, Cu-сталь и Al-Fe, показало, что метод СТП позволяет создать соединение с взаимным проникновением одного металла в другой на глубину от 2 мм (для пластин толщиной от 3 мм). При этом образуются твердые растворы, интерметал-лидные соединения и эвтектики, а роль диффузионных процессов менее значительна. Также происходит измельчение структуры сварного шва [9]. Несмотря на то, что данные системы имеют различную растворимость, биметаллические соединения не имеют непроваров в поперечном сечении.

Особенность образования соединений алюминий—сталь заключается в том, что эти металлы имеют различные температуры плавления. При изготовлении соединений Al—Al методом СТП температуры, возникающие в зоне сварки, не превышают 500 °С. Проведённые ранее эксперименты показали, что температура в месте контакта опорного буртика с поверхностью свариваемых изделий не превышает 400 °С при сварке пластин толщиной 2 мм и при оптимальных режимах сварки [10].

При сварке же стальных сплавов температура может достигать 800 °С [11]. При использовании стандартной схемы сварки трением с перемешиванием (рис. 2), когда ось инструмента располагается в плоскости стыка деталей, площади контакта инструмента с пластинами по обе стороны стыка равны, что приводит к неравномерному нагреву (в стальной детали выше 700 °С, а в алюминиевой ниже 500 °С) который вызван различными физико-механическими свойствами деталей. Нагрев стыка выше 660 °С приведёт к плавлению алюминиевой детали. По этой причине для получения соединения алюминиевого сплава со сталью ось инструмента смещают в сторону алюминиевого сплава, при этом обеспечивается перемешивание с образованием качественного шва, а температура не достигает температуры плавления алюминия. Схема получения соединений сталь — алюминий представлена на рис. 3.

Е s х

О

го >

Рис. 5. укрупненное изображение ядра шва и отдельных его участков

Здесь величина смещения в стальной сплав / зависит от конкретных условий. На рисунке показана схема получения соединения, в которой направление подачи и направление перемешивания алюминия сонаправлены. Возможно также использование схемы, где данные направления противоположны. Использование данной схемы позволило оценить влияние нанопорошка на механические свойства соединения сталь — алюминий [6], в этом исследовании была достигнута прочность, равная 94 % прочности алюминиевого сплава после 6 проходов.

Использование такой схемы при сварке сплавов 88400 и А5083 толщиной 2 мм с диаметром рабочего стержня 2 мм и длиной 1,9 мм позволило получить шов прочностью, равной примерно 86 % прочности сплава А5083 при величине /=0,2 мм [12]. При других значениях данной величины прочность шва уменьшалась (при /=0,4 прочность 70 %, при /=0,6 прочность 10 %).

Исследование, проведенное авторами данной статьи, показало, что получение качественного разнородного сварного соединения для пластин толщиной 8 мм из сплава АМГ6 и 12Х18Н10Т с использованием инструмента с коническим пином невозможно. Причиной этого является неодинаковая величина смещения / по всей длине пина, что обусловлено его формой. При величине смещения от 0,1 до 1 мм сварное соединение наблюдалось либо на участке лице-

вой стороны шва, либо на тыльной стороне, но никогда по всей глубине стыка. Следовательно, для сварки с использованием данной схемы необходимо использование инструмента либо с меньшей конусностью, либо цилиндрической формы. Для проверки этой гипотезы был проведён эксперимент по сварке пластин из сплава АМГ6 и 12Х18Н10Т толщиной 2 мм инструментом с меньшей конусностью при /=0,2 мм, частоте вращения п = 500 об/мин и величине подачи в = 50 мм/мин. Внешние дефекты и дефекты в поперечном сечении, наблюдаемые невооружённым глазом, отсутствуют. Видна чёткая граница между двумя металлами с участками взаимного проникновения металлов на 3,2 мм, при этом соединение наблюдается как в верхней части шва, так и в донной.

На рис. 4 — 5 представлено изображение микрошлифа данного соединения без травления. В ядре шва преобладает алюминиевый сплав, в нём наблюдаются стальные включения размером до 0,3 мм. Граница перехода между металлами видна чётко, но возле границы наблюдаются включения больших размеров и граница представляет собой ломаную линию. Включения стали отличаются от алюминиевого сплава характерным отличием поверхности (на рис. 4 — 5 более темные).

По результатам исследования установлено, что метод сварки трением с перемешиванием по-

зволяет получить качественные сварные соединения разнородных металлов, в частности сплава АМГ6 и 12Х18Н10Т.

В ядре шва наблюдается взаимное проникновение частиц металла друг в друга.

Для образования данного соединения важную роль играет механическое перемешивание металлов и подбор величины смещения инструмента f относительно плоскости стыка, а также режимы сварки.

Библиографический список

1. Сидякин В. А., Пономарев К. Е., Хаустов В. С., Арбузов В. М. Некоторые особенности стыковой сварки трубных переходников сталь — титан электрической дугой в инертной среде низкого давления // Вестник НПО имени С. А. Лавочкина. 2011. № 1. С. 49-54.

2. Mazda Develops World's First Steel and Aluminum Joining Technology Using Friction Heat. URL: http:// www2.mazda.com/en/publicity/release/archive/2005/ 200506/050602.html (дата обращения: 19.12.2018).

3. Automotive Electron Beam Welding (EBW). URL: https://www.ptreb.com/electron-beam-welding-applications/ automotive-welding (дата обращения: 19.12.2018).

4. Бубенок Е. С. Соединение разнородных металлов сваркой трением с перемешиванием (Cu-Al) // Вестник ДГТУ. 2013. №7/8 (75). С. 42-48.

5. Fallahi A. A., Shokuhfar A., Ostovari Moghaddam A. [et al.]. Analysis of SiC nano-powder effects on friction stir welding of dissimilar Al-Mg alloy to A316L stainless steel // Journal of Manufacturing Processes. 2017. Vol. 30. P. 418430. DOI: 10.1016/j.jmapro.2017.09.027.

6. Чуларис А. А., Людмирский Ю. Г., Рзаев Р. А. [и др.]. О возможности диспергирования в условиях сварки трением с перемешиванием // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-2. С. 97-102.

7. Almar Kar, Sounak K. Choudhury, Satyam Suwas [et al.]. Kailas Effect of niobium interlayer in dissimilar friction stir welding of aluminum to titanium // Materials Characterization. 2018. № 142. P. 402-412 DOI: 10.1016/j. matchar.2018.09.007.

8. Рзаев Р. А., Чуларис А. А., Досимов А. С., Наумов А. А., Зотов О.Г. Использование технологических приемов для повышения прочности разнородных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием // Вектор науки ТГУ. 2018. №1 (43). С. 67-76.

9. Григоренко Г. М., Адеева Л. И., Туник А. Ю. [и др.] Особенности структуры сварных соединений металлов с различной растворимостью элементов в твердой фазе, полученных сваркой трением с перемешиванием // Автоматическая сварка. 2014. № 4. С. 13-23.

10. Черных И. К., Кривонос Е. В., Матузко Е. Н., Васильев Е. В. Исследование процесса сварки трени-

ем с перемешиванием пластин из алюминиевого сплава АМГ6 // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники и подготовки инженерных кадров для авиакосмической отрасли: материалы XI Всерос. науч. конф., посвящ. памяти гл. конструктора ПО «Полет» А. С. Клинышкова, 30-31 мая 2017 г. Омск, 2017. С. 126-134. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

11. Cunha P. H., Lemos G. B., Bergmann L. [et al.]. Effect of welding speed on friction stir welds of GL E36 shipbuilding steel // Journal of Materials Research and Technology. 2018. DOI: 10.1016/j.jmrt.2018.07.014.

12. Kimapong K., Watanabe T. Friction stir welding of aluminum alloy to steel // Welding Journal. 2004. 83 (10). P. 277S-282S.

чЕРных иван Константинович, инженер кафедры «Металлорежущие станки и инструменты»; магистрант гр. КТОм-172 факультета элитного образования и магистратуры. SPIN-код: 2858-5441 ORCID: 0000-0003-1239-5647 AuthorID (SCOPUS): 57200720534 ВАсильЕВ Евгений Владимирович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Металлорежущие станки и инструменты». SPIN-код: 6546-3741 ORCID: 0000-0001-5986-8873 AuthorID (SCOPUS): 56503710300 ResearcherID: L-8864-2014

ДыльченКО Роман Валерьевич, студент гр. КТО-163 машиностроительного института. ЖДАнОВА юлия Евгеньевна, аспирантка гр. Ма-182 машиностроительного института. иГисЕнОВ Базарбай Каирбаевич, магистрант гр. КТОм-172 факультета элитного образования и магистратуры.

Адрес для переписки: vnchrnkh@gmail.com

Для цитирования

Черных И. К., Васильев Е. В., Дыльченко Р. В., Жданова Ю. Е., Игисенов Б. К. Особенности сварки разнородных металлов методом сварки трением с перемешиванием // Омский научный вестник. 2019. № 1 (163). С. 2125. DOI: 10.25206/1813-8225-2019-163-21-25.

статья поступила в редакцию 24.12.2018 г. © и. К. черных, Е. В. Васильев, Р. В. Дыльченко, ю. Е. Жданова, Б. К. игисенов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.