УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА
И.Г. Дорошина (Пенза)
Аннотация. Сравниваются некоторые особенности отношений между супругами на разных этапах семейного цикла: без детей, с маленькими детьми и детьми школьниками. Автор анализирует семейные роли, причины конфликтов, общение, удовлетворенность браком и т.д.
Ключевые слова: супружеские отношения; этапы семейного цикла; семейные роли; причины конфликтов; удовлетворенность; семейное общение.
Не секрет, что семейная жизнь является серьезным испытанием для отношений между мужем и женой. Часто романтическая влюбленность разбивается о такие проблемы, как быт, отношения со старшими родственниками и, казалось бы, естественное для семьи рождение ребенка. Целью нашего исследования было выявление особенностей супружеских отношений на разных этапах семейного цикла: в семьях без детей, в семьях с детьми дошкольниками и в семьях, имеющих детей школьного возраста. В исследовании приняли участие 120 человек: 20 пар - семьи без детей, 20 пар - семьи с детьми дошкольниками, 20 пар - семьи со старшими школьниками.
В результате исследования мы выяснили, что супруги, не имеющие детей, в значительной степени или даже полностью удовлетворены своими отношениями, причем высшего уровня удовлетворенности достигают намного больше женщин, мужчины же более сдержанны в своих оценках, эти различия носят достоверный характер (tSt = 0,288; p < 0,01). У группы родителей, имеющей детей дошкольного возраста, значительно ниже удовлетворенность браком, причем как у женщин (tSt = 3,43; p < 0,001), так и у мужчин (tSt = 2,877; p < 0,05). Среди мужчин встречаются даже полностью неудовлетворенные. Это можно объяснить тем, что с рождением ребенка значительно увеличиваются домашние обязанности родителей, увеличивается эмоциональное напряжение, обусловленное как беспокойством за жизнь и здоровье ребенка, так и плачем, криками и другим шумом, в первый год подчас круглосуточными. В то же время родители, особенно мать, во многом теряют свою свободу и даже просто возможность проводить время с супругом наедине. Данные обстоятельства создают длительное состояние стресса, к тому же не всегда осознаваемое родителями, которое снижает удовлетворенность семейными отношениями. Удовлетворенность браком родителей школьников существенно не отличается от результатов предыдущей группы. Если сгруппировать 7 типов удовлетворенности в 3 группы: неудовлетворенные (полностью и значительно неудовлетворенные), переходные (скорее неудовлетворенные, переходные и скорее удовлетворенные) и удовлетворенные (полностью и значительно удовлетворенные), то у матерей школьников, как и у матерей дошкольников,
удовлетворенными являются 65%, переходными - 30%, а неудовлетворенными - 5%. У мужчин увеличилась переходная группа с 30 до 55%, несущественно уменьшилась неудовлетворенная группа с 20 до 15%, а также уменьшилось количество удовлетворенных браком с 55 до 40%. Мы предполагаем, что когда дети идут в школу и у родителей наконец-то появляется долгожданная, хотя и небольшая, свобода, оказывается, что супруги уже отвыкли от совместного времяпрепровождения, остыли романтические чувства, больше внимания уделяется работе.
Если рассматривать всех женщин вместе, то можно заметить, что более удовлетворены браком те, кто реже проявляет ревность (г = -0,34; p < 0,01), меньше перекладывает вину на партнера (г = -0,31 ; p < 0 ,05), больше контролирует семейную систему (г = 0,275; p < 0,05), их мужья также удовлетворены браком (г = 0,59; p < 0,01), мужья больше понимают жен (г = 0,34; p < 0,01), мужья более экспрессивны (г = 0,278; p < 0,05), конфликтны (г = 0,278; p < 0,05) и менее ориентированы на активный отдых (г = -0,29; p < 0,05). Мы предполагаем, что отрицательно на женской неудовлетворенности браком сказывается не столько проявление ревности, сколько поведение мужей, дающее для нее основание. Активный отдых также предполагает отсутствие мужчины дома, а это, в свою очередь, может вызывать у жены лишние подозрения. Совершенно понятно, что женщины в браке ждут понимания со стороны мужа. Женщины довольны семейными отношениями, в которых существует четкая иерархия членов семьи и выполнение определенных правил.
Мужчины удовлетворены браком, когда женщины удовлетворены браком (г = 0,59; p < 0,01), женщины меньше конфликтуют из-за проявления доминирования одним из супругов (г = -0,359; p < 0,01), женщины меньше ругаются из-за ревности (г = -0,367; p < 0,01), меньше перекладывают вину на партнера (г = -0,293; p < 0,01), больше контролируют семейную систему (г = 0,277; p < 0 ,05). То есть удовлетворенность мужчины полностью зависит от женщины.
Мы отметили, что приблизительно в половине случаев в семьях без детей или с дошкольниками удовлетворенность браком супругов совпадает, в старшей группе таких совпадений меньше. Намного чаще мужья удовлетворены браком меньше своих жен, особенно в группе родителей школьников (60% мужчин против 5% жен-
90
Социальная психология
щин). Хотя даже на первом этапе семейного цикла, когда супруги еще не обременены родительскими обязанностями, мужчины также недовольны своим браком. Можно высказать предположение, что это связано с негативной установкой на брак, распространенной среди современных русских мужчин.
Исследуя дифференциальную оценку отношений среди испытуемых, мы выделяли 3 типа отношений: дружелюбные, средние, недружелюбные. Все женщины, не имеющие детей, оценивают свои отношения с мужем как дружелюбные. Это соответствует их удовлетворенности браком. Многие мужчины, несмотря на то, что также удовлетворены своим браком, оценивают свои отношения с женой как средние или даже недружелюбные. Возможно, в семье их привлекают не отношения, а какие-то другие вещи, например сексуальная или бытовая сторона брака. В семьях с маленькими детьми оценка отношений между супругами схожа - большая часть оценивает свои взаимоотношения как средние, остальные - как дружелюбные. В группе родителей школьников имеются расхождения в оценках супругов, хотя они не носят статистически достоверный характер. Больше половины женщин считают свои отношения с мужем дружелюбными, среди мужчин большинство склоняются к средней оценке. Незначительное количество тех и других (по 1 человеку) считают свои отношения недружелюбными, причем женщина значительно удовлетворена браком, а мужчина скорее удовлетворен. У женщин без детей больше дифференциальная оценка отношений, чем у их мужей (tSt = 5,075; p < 0,001), а также матерей дошкольников (tSt = 5,876; p < 0,001).
В семьях с детьми дифференциальные оценки отношений супругов в основном совпадают. В семьях без детей большинство мужчин оценивают супружеские отношения хуже, чем их жены. Это может объясняться негативным видением мужчинами брака в целом. Существует устойчивый стереотип, что брак привлекателен только для женщины, а для мужчины он оборачивается исключительно потерей свободы.
Результаты исследования распределения ролей в семье говорят о том, что в семьях без детей в большинстве семей все роли выполняет жена (от 45 до 70%). Меньше семей с равной реализацией ролей (от 15 до 50%). Меньше всего семей, где ту или иную семейную роль играет мужчина (от 10 до 30%). По мнению женщин, мужья выполняют в семье не более двух ролей, тогда как они сами - от двух до семи. По мнению мужчин, они сами играют до четырех ролей, хотя 35% вообще не отвели себе ни одной самостоятельной роли. То есть можно сказать, что молодые мужчины не видят необходимости выполнять самостоятельно какие-то обязанности в семье, нести ответственность за определенную сферу деятельности. По мнению Т. Парсонса, мужчина играет инструментальную роль, а женщина - экспрессивную. С этой позиции мужчины должны были бы
отвечать за материальное обеспечение семьи и выполнять обязанности хозяина. Но современные мужчины в отношении обязанностей придерживаются как минимум эгалитарного подхода. Только пятеро мужчин считают себя основными добытчиками, причем ни одна из жен не согласна с этим. Хозяином в семье, т.е. ответственным за решение насущных проблем, себя не считает ни один. Удивительно, что даже сексуальные отношения, по мнению и мужчин и женщин, зависят от жены. Поскольку эти семьи детей пока не имеют, то воспитательную роль они оценивали теоретически. Половина считает, что детьми должна заниматься только мать, 20% женщин и 15% мужчин признают доминирующую роль отца. В целом женщины больше мужчин планируют заниматься воспитанием детей (tSt = 5,075; p < 0,001).
В семьях с дошкольниками также большинство испытуемых отмечает, что семейные обязанности выполняют женщины (от 40 до 95%), а ведущую роль мужчине в тех или иных ролях отводят от 10 до 30%. Кардинально меняется ситуация с воспитанием детей. Мужчины продолжают считать, что воспитывают детей сами (30%) и наравне с супругой (20%). Почти все женщины считают, что они занимаются детьми без помощи мужа (95%), и только одна видит, что муж принимает в этом равноправное участие, таким образом, они посвящают детям больше времени и сил (tSt = 3,115; p < 0,01). Логично предположить, что пока жены активно занимаются уходом за маленькими детьми, мужья будут обеспечивать семьи материально. Однако испытуемые единогласно утверждают (по 70% мужчин и женщин), что и эта функция реализуется женой. Снижается мужская активность в выполнении сексуальной роли. Несколько повышается участие мужчин в роли хозяина (на 5% - с точки зрения женщин, на 10% - с точки зрения мужчин).
В семьях с детьми школьного возраста несколько снижается активная роль жены в выполнении семейных ролей (ее отмечают от 25 до 80% испытуемых) и повышается роль мужа (от 10 до 45%). Заметны различия в оценке собственной роли и роли супруга. Женщины несколько более высоко оценивают себя, а мужчины себя. Сексуальное общение в этой группе испытуемых почти в равной степени зависит и от жены, и от мужа, и от обоих. Материальное обеспечение семьи все так же лежит на плечах женщины, хотя мужья проявляют немного больше активности в этом вопросе. Женщины в большей степени чувствуют на себе роль хозяйки, хотя увеличивается количество тех, что считает хозяином в семье мужа. Мужчины примерно поровну отдают роль хозяина и себе, и жене и делят ее на двоих. Воспитание детей в большей степени лежит на плечах женщины, нежели мужчины (t= 2,172; p < 0,05), хотя оно требует меньше внимания, чем у матерей дошкольников (t=-3,607; p < 0,01). А вот мужчины по сравнению с предыдущим этапом больше занимаются детьми (tst = 3,501; p < 0,001).
91
№ 33
Сибирский психологический журнал
2009 г.
Женщины, не имеющие детей, оценивают свое общение с супругом как доверительное и со своей, и с его стороны. Причем им кажется, что муж доверяет им больше, чем они ему. Взаимопонимание с супругом они оценивают как среднее или низкое. В основном у супругов отмечается сходство во взглядах. Общие символы семьи присутствуют в половине случаев. Легкость общения высокая и средняя, что вполне естественно, так как супруги - это близкие люди. Психотерапевтичность общения в целом является средней.
У мужчин, не имеющих детей, показатели общения в семье очень похожи на женские. Немного хуже показатель психотерапевтичности общения, но различия не являются статистически достоверными.
Женщины, имеющие маленьких детей, также оценивают отношения с партнером как доверительные, причем они доверяют мужьям немного больше, чем те -женам. Взаимопонимание между супругами на среднем и на низком уровне. Сходство во взглядах в основном низкое, это отметили 65% женщин, причем оно ниже, чем у их мужей (tSt = -2,184; p < 0,05), и ниже, чем у женщин без детей (tSt = -3,699; p < 0,001). Они больше, чем мужья, чувствуют легкость общения (tSt = 2,118; p < 0,05). Психотерапевтичность общения также невысока (45% - на низком уровне, 55% - на среднем). Эта тенденция характерна для всех групп испытуемых, что говорит о низкой эмоциональной близости супругов любого возраста и семейного стажа. Хотя и взаимопонимание есть, и легкость общения, и сходство во взглядах, а психологической поддержки не хватает. У мужчин часто не принято обращаться к женщине за поддержкой, чтобы не показаться слабым. Женщины, напротив, готовы делиться с мужем проблемами, но не всегда находят эмоциональный отклик из-за сниженной мужской эмпатии. Существует мнение, что когда женщина жалуется мужчине на проблему, тот предлагает ей вариант решения вместо эмоционального сочувствия. Таким образом, психотерапевтическая функция семьи зачастую оказывается нереализованной.
Мужчины, имеющие детей дошкольников, склонны к доверительному общению с женами (на высоком уровне свое доверие оценили 70%, доверие жены - 85%). Интересно, что супруги этой группы в целом очень точно отметили степень доверия партнеров. Взаимопонимание можно охарактеризовать как среднее. Мы заметили неадекватность взаимных оценок. Как среди мужчин этой группы, так и среди женщин только 60% понимают партнера на среднем уровне, а 40% - на низком. Однако испытуемым кажется, что супруг понимает их больше (70% женщин и 75% мужчин оценивают понимание партнером себя на среднем уровне).
У женщин, имеющих детей школьного возраста, по сравнению с предыдущим этапом семейного цикла снижена доверительность общения с мужем (tSt = -2,506; p < 0,05). У мужчин наблюдается то же самое
(tst = -2,471; p < 0,05). Чуть больше половины отмечают низкий уровень взаимопонимания. Сходство во взглядах тоже достаточно низкое (70%). Легкость общения женщины оценили в основном как среднее (75%). Психотерапевтическая функция семьи реализуется на довольно низком уровне (55%). Таким образом, в данной группе испытуемых заметно ухудшение семейного общения, супруги отдаляются друг от друга.
У мужчин, имеющих детей школьников, не очень высокий уровень взаимопонимания, 50% не понимают супругу и 65% не ощущают понимания с ее стороны, последний показатель значительно ниже, чем у отцов дошкольников (tst=-2,322; p < 0,05). Сходство во взглядах также не очень присутствует, 55% оценили его как низкое, и только 15% как высокое. Оно ниже, чем на предыдущем этапе (tst = -2,839; p < 0,01). Если сравнивать все 3 группы испытуемых, то можно отметить снижение схожести взглядов на каждом последующем этапе семейного цикла. Мужчины намного лучше по сравнению со своими женами оценивают легкость общения (80% на высоком уровне) (tst = 2,393; p < 0,05), однако оно все равно сложнее, чем на предыдущем этапе (tst = -2,592; p < 0,01). Не очень развитой осталась пси-хотерапевтичность общения (50% на низком уровне). По сравнению с предыдущим этапом меньше выделяется общих символов семьи (tst = -2,841 ; p < 0,01).
Наиболее распространенная причина конфликтов женщин без детей - это отношения с родственниками (60% отметили высокий уровень). Довольно часто встречаются конфликты по поводу проявления доминирования одним из супругов (высокий уровень - 40%) и разногласий в отношении к деньгам (высокий уровень - 35%).
Наиболее выраженными причинами конфликтов мужчин, не имеющих детей, являются разногласия в отношении к деньгам (высокий уровень - 45%), проявление ревности (высокий уровень - 35%), отношения с родственниками (высокий уровень - 35%).
Невероятно часто встречающаяся причина конфликтов матерей дошкольников - это сфера воспитания детей (высокий уровень - 95%), причем женщины отмечают ее чаще, чем мужчины (tst = 4,645; p < 0,001). Все остальные причины также представлены (высокий уровень - от 35 до 55%). Больше половины ссорятся из-за проявления ревности и половина - из-за проявления доминирования одним из партнеров.
Мужчины, имеющие детей дошкольников, не столь конфликтны, как их жены. Наиболее распространенными причинами разногласий в семье можно назвать нарушение ролевых ожиданий и разное отношение к деньгам. По сравнению с предыдущим этапом чаще происходят конфликты из-за проявления автономии одним из супругов (tst = 2,687; p < 0,01), из-за нарушения ролевых ожиданий (tst = 2,154; p < 0,05), они чаще перекладывают вину на жену (tst = 2,893; p < 0,01).
92
Социальная психология
Женщины, имеющие детей школьного возраста, обычно ссорятся из-за денег и ревности, а меньше всего из-за воспитания детей, этот показатель достоверно ниже, чем на предыдущем этапе (tSt = -4,214; p < 0,001).
Отцы школьников более конфликты, чем их жены. Они часто ругаются из-за ревности (высокий уровень -75%), денег (высокий уровень - 70%). Реже всего случаются столкновения из-за отношений с родственниками и проявления автономии одним из супругов. Они чаще своих жен причиной конфликтов называют рассогласование норм поведения (tSt = 2,056; p < 0,05).
Женщины на всех этапах семейного цикла в большей степени склонны брать вину за конфликт на себя, хотя близки к этому показатели возложения вины на супруга. Мужчины только на 3-м этапе семейного цикла склонны считать себя виноватыми, остальные обвиняют в большей степени жен, особенно это характерно для бездетных мужчин (70%).
Женщины без детей характеризуются ориентацией на активный отдых, контролем семейной системы. Меньше всего развита экспрессивность, ниже, чем у мужей (tSt = -3,194; p < 0,01). Женщины больше по сравнению с мужчинами организуют (tSt = 3,138; p < 0,01) и контролируют семейную систему (tSt = 3,718; p < 0,001).
Мужчины без детей более склонны к конфликтам и независимости. Они более конфликтны, чем их жены (tSt = 3,379; p < 0,001), более экспрессивны (tSt = 3,194; p < 0,01), менее ориентированы на активный отдых (tSt = -2,539; p < 0,05), меньше организуют (tSt = -3,138; p < 0,01) и контролируют (tSt = 3,718; p < 0,001) семейную систему.
У женщин с дошкольниками больше, чем на предыдущем этапе, проявляется экспрессивность (tSt = 4,583; p < 0,001), меньше независимость (tSt = -3,862; p < 0,001), ориентация на достижения (tSt = -2,495; p < 0,05), ориентация на активный отдых (tSt = -3,017; p <0,01), морально-нравственные аспекты (tSt = -2,395; p < 0,05), организация семейной системы (tSt = -3,818; p < 0,001), контроль семейной системы (tSt = -3,065; p < 0,01).
Мужчины, имеющие детей дошкольного возраста, более всего ориентированы на достижения. У них развиты интеллектуально-культурная ориентация и ориентация на активный отдых, они достаточно конфликтны. По сравнению с предыдущим этапом возрастает ориентация на достижения (tSt = 3,523; p < 0,001), ориентация на активный отдых (tSt = 2,247; p < 0,05), организация семейной системы (tSt = 4,184; p < 0,001). Снижается сплоченность (tSt = -2,252; p < 0,05), экспрессивность (tSt = -2,03; p < 0,05), конфликт (tSt = -2,333; p < 0,05), независимость (tSt = -2,343 ; p < 0 ,05). Если сравнивать показатели семейного окружения мужчин и женщин, то мужчины больше ориентированы на достижения (tSt= 4,338; p < 0,001), на активный отдых (tSt = 2,284; p < 0,01), на морально-нравственные аспекты (tSt=2,493; p < 0,05), больше склонны организовывать семейную
систему (tSt = 4,039; p < 0,001), но менее экспрессивны (tSt = -2,062; p < 0,05).
Женщины, имеющие детей школьников, в значительной степени конфликтны, организуют семейную систему, экспрессивны, ориентированы на достижения и активный отдых. Меньше всего у них выражены сплоченность и независимость. По сравнению с предыдущим этапом у них меньше выражена экспрессивность (tSt = -2,595; p < 0,01), меньше интеллектуально-культурная ориентация (tSt = 4,028; p < 0,001), но больше независимость (tSt = 4,063; p < 0,001).
У мужчин, имеющих детей школьников, наиболее развиты независимость и конфликтность. Менее всего выражены интеллектуально-культурная ориентация, морально-нравственные аспекты и организация семейной системы. Складывается впечатление, что они находятся в стороне от семьи. Сравнивая мужчин, имеющих детей школьного возраста, и мужчин, имеющих детей дошкольников, можно отметить, что отцы школьников более экспрессивны (tSt= 6,845; p < 0,001), более конфликтны (tSt = 2,972; p < 0,01), у них меньше выражена культурно-интеллектуальная ориентация (tSt = -2,48; p < 0,05). По сравнению со своими женами они менее экспрессивны (tSt = -4,359; p < 0,001), менее конфликтны (tSt = 3,577; p < 0,01), меньше ориентированы на достижения (tSt = -4,377; p < 0,001), ниже интеллектуально-культурная ориентация (tSt = -4,339; p < 0,001), морально-нравственные аспекты (tSt = -6,258; p < 0,001), слабее организуют семейную систему (tSt = -6,791; p < 0,001), более независимы (tSt = 5,082; p < 0,001).
На основании проведенного исследования мы можем выделить особенности супружеских отношений на разных этапах семейного цикла.
На первом этапе семейного цикла наблюдается наибольшая удовлетворенность браком. Семейные обязанности в основном возложены на плечи жены, многие мужчины не являются основным исполнителем ни одной семейной роли. Общение между супругами нельзя назвать идеальным: недостаточно развито взаимопонимание и обоими супругами ощущается недостаток психологической помощи со стороны партнера. Наиболее распространенными причинами конфликтов являются отношения с родственниками и денежные вопросы. В этот период женщины в большей степени, чем мужчины, ориентированы на активный отдых. Женщины занимаются организацией и контролем семейной системы. Мужчины более независимы, экспрессивны и конфликтны.
На втором этапе семейного цикла заметно снижается удовлетворенность браком обоих супругов. Женщина почти полностью берет на себя обязанности по воспитанию детей. Ей также принадлежит доминирующая позиция в материальном обеспечении семьи. Незначительно повышается хозяйственная роль мужчин. Общение между супругами по сравнению с предыдущим периодом мало меняется, только мужчинам немного боль-
93
№ 33
Сибирский психологический журнал
2009 г.
ше кажется, что они понимают своих жен. Часто происходят конфликты по поводу воспитания детей, проявления автономии скорее всего мужем и нарушения ролевых ожиданий. В целом этап намного конфликтнее предыдущего. Особенно склонны к конфликтам женщины. С появлением детей женщина теряет свою независимость, начинает проявлять больше экспрессии, снижается ориентация на достижения, на активный отдых, она меньше внимания уделяет управлению семьей в целом. Мужчины, с одной стороны, отдаляются от жены - ориентируются на достижения, активный отдых, менее чувствуют сплоченность, много конфликтуют, хотя и меньше, чем до появления детей, а с другой стороны, немного уменьшают проявления независимости и больше организуют семейную систему.
На третьем этапе сохраняется средняя удовлетворенность браком, причем мужчины довольны своей семьей
меньше, чем женщины. Увеличивается роль мужчины в выполнении сексуальной функции, материальном обеспечении семьи, осознании себя хозяином и воспитании детей. Заметно ухудшается общение между супругами. Муж с женой меньше понимают друг и друга и меньше доверяют, увеличивается разница во взглядах. Реже случаются конфликты из-за воспитания детей и отношений с родственниками, что объясняется достаточной самостоятельностью подросших детей и снижением авторитета постаревших родителей. Увеличивается количество конфликтов из-за ревности и денег. Когда дети вырастают и идут в школу, супруги часто отдаляются друг от друга. Женщины меньше настроены на культурный досуг с мужем и проявляют больше независимости. Мужчины также независимы и очень конфликтны. У них тоже снижается потребность в интересном интеллектуальном общении с женой.
FEATURES OF MATRIMONIAL RELATIONS AT DIFFERENT STAGES OF THE FAMILY CYCLE Doroshina I.G. (Penza)
Summary. In this article there some features of relations between spouses at different stages of the family cycle are compared: without children, with small- and school-children. The author analyzes family roles, the conflict reasons, personal contact, satisfaction by the marriage etc.
Key words: matrimonial relations; stages of the family cycle; family roles; the conflict reasons; satisfaction by the marriage; family communication.
94