Научная статья на тему 'Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве'

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
802
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТИЗА / APPOINTMENT OF JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MINORS / EXAMINATION / EXECUTION OF JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габидуллова Эльвира Рафиковна, Камалиева Лиана Александровна

В статье рассматриваются проблемные вопросы назначения и производства, а также особенности основных видов судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габидуллова Эльвира Рафиковна, Камалиева Лиана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MINORS IN CRIMINAL PROCEEDING

The article studies problems in appointment and execution of judicial-psychological examination, and also the features of main types of judicial-psychological examination of minors.

Текст научной работы на тему «Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве»

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Габидуллова Эльвира Рафиковна

студент 2 курса, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

E-mail: elviragabidullova@yandex. ru Камалиева Лиана Александровна канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры уголовного права, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального

университета, РФ, г. Набережные Челны

E-mail: 2011lk@mail.ru

FEATURES OF JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MINORS IN CRIMINAL PROCEEDING

Gabidullova Elvira

2nd year student, Naberezhnye Chelny Institute, Kazan (Volga Region) Federal

University, Russia Naberezhnye Chelny

Camalieva Liana

candidate of Science, Senior teacher of the department of criminal law, Naberezhnye Chelny Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia Naberezhnye

Chelny

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемные вопросы назначения и производства, а также особенности основных видов судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних.

ABSTRACT

The article studies problems in appointment and execution of judicial-psychological examination, and also the features of main types of judicial-psychological examination of minors.

Ключевые слова: производство судебно-психологической экспертизы; назначение судебно-психологической экспертизы; судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних, судебно-психологическая экспертиза; экспертиза.

Keywords: Execution of judicial-psychological examination, appointment of judicial-psychological examination, judicial-psychological examination of minors, judicial-psychological examination; examination.

Судебно-психологическая экспертиза (далее — СПЭ) как один из видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов-психологов с целью выработки заключения, которое могло бы являться одним из доказательств по уголовному делу [6, с. 494]. Данная экспертиза производится по постановлению следователя или определения суда, получает все большее распространение в судебной практике.

Необходимость проведения СПЭ появляется при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения, а также преступлений несовершеннолетних (ст. 196 УК РФ) [8]. Как правило, подобная экспертиза назначается в отношении лиц, не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья.

Статистика преступлений показывает, что из всего 1012563 зарегистрированных лиц, совершивших преступления в России на 2013 год приходится 60761 (+2,2 %) несовершеннолетних лиц. При этом предварительно расследовано 1757 (+2,6 %) особо тяжких,12877 (+0,5 %) тяжких преступлений, 34730 (+4,8 %) средней тяжести и 17861 (+7,5 %) небольшой степени тяжести преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Предварительно из них расследовано 67225 (+4,6 %) преступлений [3]. По данным МВД РФ с января по декабрь 2013 года по России почти каждое восемнадцатое преступление совершено несовершеннолетними лицами или при их участии [4].

Что касается Республики Татарстан, то в 2013 году официально выявлено из 20355 лиц, совершивших преступления,1066 несовершеннолетних лиц. Из

них предварительно расследовано 51 (+70 %) особо тяжких, 291 (+5,8 %) тяжких, 621 (-19,2 %) средней тяжести и 422 (-6,2 %) небольшой степени тяжести преступлений, совершенными несовершеннолетними лицами или при их участии [3].

Самый первый опыт проведения СПЭ в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист, общественный деятель А.Ф. Кони. Например, основателями западноевропейской СПЭ являются такие известные ученые, как В. Штерн, Г. Гросс, К. Марбе. Основоположником отечественной СПЭ является Л.Е. Владимиров. Из современных отечественных исследователей следует отметить М.М. Коченова, М.В. Костицкого, А.И. Кудрявцева, Ф.С. Сафуанова [2, с. 6].

Объектом исследования СПЭ являются психические проявления человека, которые не выходят за пределы нормы. С ее помощью можно получить данные, которые позволяют понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, которые имеют значение для выводов правового характера, а также способствует правильной оценке показаний подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

Предметом СПЭ является выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В практике очень часто бывает, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, и такого рода действия затрудняют следствие по делу, поскольку несовершеннолетний не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В таком случае заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний несовершеннолетних в силу их фантастической окраски, а также склонности к внушению и конфабуляциям. Из-за возрастных особенностей несовершеннолетнего, а именно в период

глубоких переживаний, происходящих на фоне личностных конфликтов, физиологических изменений следует учитывать личностные особенности несовершеннолетнего, особенности воспитания и т. д. Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление будет не раскрыто, виновные лица освободятся от наказания.

Несовершеннолетними по действующему законодательству являются лица, не достигшие 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ). Уголовная ответственность по действующему законодательству наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ), но за некоторые преступлении, например, убийство, кража, разбой, грабеж и др., уголовной ответственность наступает с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). При определении психического состояния несовершеннолетнего, уровня его интеллектуального и умственного развития, т.е. во многом от результатов исследования экспертов-психологов зависит то, что будет ли вообще привлечен несовершеннолетний к уголовной ответственности.

В УК РФ четко различаются две основные формы отставания и отклонения в психическом развитии — имеющий прямую связь с психическим расстройством и отсутствие такой связи. Указывается, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководствовать ими, он не подлежит уголовной ответственности» (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Данное явление в психологии называется дизонтогенез — задержка умственного развития, диссоциированное поведение, умственная отсталость. Ошибочным мнением считается то, что педагогическая запущенность и низкая неуспеваемость являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Другое течение обстоятельств предполагает отставание в психическом развитии в силу различных психических болезней, при котором несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности и может быть основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

Другой вид СПЭ, которая также проводится по уголовным делам с участием несовершеннолетнего, носит название судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать

0 них правильные показания. Поводом для проведения этой экспертизы может служить принципиальные несовпадения содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими данными уголовного дела, данные о психическом состоянии в момент восприятии информации, большой срок давности, которые содержатся в показаниях свидетеля или потерпевшего и др. Следует отметить, что такой вид экспертизы производится только с их согласия или согласия их законных представителей (ч. 4 ст. 195 УПК РФ) [7].

В компетенцию психолога-эксперта входят ответы на следующие вопросы:

1. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, которая не имеет прямую связь с психическим расстройством?

2. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и степень общественной опасности своих действий либо руководить ими, и, если мог, то в полной ли мере?

Экспертное психологическое исследование касается, прежде всего, сугубо конкретных действий, совершенных в конкретных условиях. Поэтому поведение испытуемого следует рассматривать в неразрывном единстве с ситуацией, в которой были совершены противоправные поступки [1, с. 76]. Данное условие отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от

1 февраля 2011 г. № 7 «О судебной практике применения законодательства,

регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетнего», в котором указывается необходимость максимально индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного деяния, и соизмеримости как личностными особенностями, так и обстоятельствами совершенного деяния [5].

Оценка экспертного заключения, составленная по итогам СПЭ должна быть направлена на установление соответствия заключения эксперта требованиям норм Уголовно-процессуального Кодекса РФ, а также Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЭ, а именно: формальная компетентность экспертов, подтвержденная наличием образования и стажем работы, отсутствие оснований для отвода эксперта, соблюдение прав несовершеннолетнего обвиняемого при производстве судебной экспертизы, соответствие экспертного заключения процессуальным требованиям [7, 9].

Судебно-психологическая экспертиза позволяет при расследовании уголовных дел с объективной точки зрения рассмотреть степень и способность подростка понимать значение своих действий и подойти к нему с более глубокой научной точки зрения, чем другие виды экспертиз. Потребность в применении такой экспертизы при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел с участием несовершеннолетних обусловливается необходимостью совершенствования уголовно-процессуального

законодательства, разработки положений, регулирующих вопросы назначения и производства данного вида экспертного исследования.

Список литературы:

1. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу /

М.М. Коченов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 117 с.

2. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие /

В .В. Нагаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 333 с.

3. Официальный Web-сервер Генеральной Прокуратуры Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения 02.04.2014).

4. Официальный Web-сервер Министерства внутренних дел — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mvd.ru/ (дата обращения 02.04.2014).

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетнего» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082757/]: в ред. от 11 февраля 2011 г. // Информационно-правовой портал Гарант плюс (дата обращения 19.04.2014).

6. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 512 с.

7. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/12125178/]: в ред. от 12 марта 2014 г. // Информационно-правовой портал Гарант плюс (дата обращения 19.04.2014).

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/10108000/]: в ред. от 3 февраля 2014 г. // Информационно-правовой портал Гарант плюс (дата обращения 19.04.2014).

9. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2001 № 73-ФЗ г «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/12123142/]: в ред. от 25 ноября 2013 г. // Информационно-правовой портал Гарант плюс (дата обращения 19.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.