Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУБСИДИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ СУБСИДИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СУБСИДИИ / ПУБЛИЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беклаев К.Р.

В статье рассмотрен сектор негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, как один из приоритетных направлений совершенствования социальных институтов. Проанализированы характерные особенности предоставления субсидий некоммерческим организациям. Выявлена необходимость существенного реформирования статуса бюджетных и автономных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUBSIDIZING OF NON-STATE NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF RENDERING SOCIAL SERVICES

In article legitimate ways of counteraction to illegal catch of fish resources are considered. Experience of bodies of nature protection prosecutor's office in this direction is analysed. Need of specification the maintenance of some concepts used in norms on criminal liability for acts in the sphere of fishery and preservation of water biological resources taking into account the conventional principles and rules of international law and international treaties of the Russian Federation is revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУБСИДИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

УДК 321

Беклаев К.Р. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ОСОБЕННОСТИ СУБСИДИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Аннотация. В статье рассмотрен сектор негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, как один из приоритетных направлений совершенствования социальных институтов. Проанализированы характерные особенности предоставления субсидий некоммерческим организациям. Выявлена необходимость существенного реформирования статуса бюджетных и автономных учреждений.

Ключевые слова: негосударственные некоммерческие организаций; социальные услуги; субсидии; публичное финансирование.

Beklaev K.R.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk FEATURES OF SUBSIDIZING OF NON-STATE NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF RENDERING SOCIAL

SERVICES

Abstract. In article legitimate ways of counteraction to illegal catch of fish resources are considered. Experience of bodies of nature protection prosecutor's office in this direction is analysed. Need of specification the maintenance of some concepts used in norms on criminal liability for acts in the sphere of fishery and preservation of water biological resources taking into account the conventional principles and rules of international law and international treaties of the Russian Federation is revealed.

Keywords: non-state noncommercial organizations; social services; subsidies; public financing.

В последние годы возрастает роль некоммерческих организаций в связи с вовлечением их в сферу оказания социальных услуг при непосредственной поддержке со стороны государства. Так, некоторыми авторами отмечается, что некоммерческие организации являются важными субъектами рыночных отношений, призванными решать многие жизненно важные задачи, как например, по социальной поддержке людей, созданию

новых рабочих мест, осуществлению общественно-полезных проектовЗО. В этой связи возникает необходимость разработки и внедрения новых национальных проектов развития социальной сферы, науки и образования, без которых на сегодняшний день невозможно обеспечить высокий уровень жизни населения и динамично развивать экономику регионов и страны в целом31, что отмечено и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в части направления «Развитие человеческого потенциала».

Следует отметить, что законом о некоммерческих организациях предусмотрены меры, направленные на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, в которой заинтересован публичный субъект - в области социальной поддержки и защиты граждан, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан и т.д. Меры по поддержке деятельности указанных организаций могут носить финансовый, имущественный, консультационный и другой характер. Финансовая поддержка таких некоммерческих организаций осуществляется в форме субсидирования.

В соответствии с БК РФ негосударственным некоммерческим организациям предоставляются субсидии как для оказания государственных (муниципальных) услуг (абзац 4 ст. 69.1 БК РФ), так и для поддержки этих организаций в связи с осуществлением иной некоммерческой деятельности (п. 2 ст. 78.1 БК РФ). Так, органами исполнительной власти принимаются нормативные акты о предоставлении субсидий в связи с возмещением затрат в результате оказания негосударственными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг, а также акты о предоставлении субсидий для поддержки иной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Требования к предоставлению субсидий некоммерческим организациям, определенные ст. 78.1 БК РФ, не содержат каких-либо существенных отличий от требований, установленных БК РФ в отношении других видов субсидирования, что в очередной раз подчеркивает наличие общих признаков, свойственных такой форме расходов как субсидирование.

Субсидии, как для возмещения расходов в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг, так и в целях поддержки иной некоммерческой деятельности предоставляются на основании договора. Причем в качестве обязательного условия в договоре должно быть отражено согласие получателей субсидии (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем

30 Губанов И.А. Формы государственно-частного партнерства в образовании // Юридическая мысль. 2010, № 4. С. 56.

31 Караев Р.Ш., Гуппоев Т.Б. Современные проблемы независимой оценки качества услуг в социальной сфере: региональный аспект // Вестник СевКавГТИ. 2017. №3 (30). С. 7-10.

(распорядителем) бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля постоянных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления32. К тому же целесообразно законодательно определить статус федеральных, региональных и местных органов государственного (муниципального) финансового контроля33.

Положения п. 2, 3 ст. 78.1 БК РФ являются обязательными и в части определения органами исполнительной власти порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям в связи с оказанием последними государственных (муниципальных) услуг. Такое толкование находит подтверждение и в актах органов исполнительной власти, регулирующих порядок предоставления субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг. В указанные акты включаются положения о необходимости согласия получателей субсидии на осуществление уполномоченным органом и организациями государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий и другие положения, отражающие требования п. 2, 3 ст. 78.1 БК РФ.

В то же время БК РФ отдельно выделяет субсидирование некоммерческих организаций в связи с оказанием последними государственных (муниципальных) услуг наряду с субсидированием иной некоммерческой деятельности, что предполагает определенные отличия в режиме предоставления и использования этих средств. Так, например, Методическими рекомендациями по проведению конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ, проект которого разработан Минэкономразвития России в 2013 г., устанавливает определенные требования к составу конкурсной комиссии, размещению объявления о проведении конкурса, рассмотрению заявок и выбору победителя34. В то же время в Методических рекомендациях отмечается, что они не распространяются на отбор социально ориентированной организации для оказания государственных услуг35.

Следовательно, предполагается, что требования к отбору

32 Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23). С. 138-142.

33 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

34 Проект методических рекомендаций по проведению конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/socorientnoncomorg/doc20130207_01 (дата обращения: 28.11.2017).

35 Методические рекомендации по проведению конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/doc20130812_10 (дата обращения: 28.11.2017).

некоммерческой организации, проведению в этих целях конкурса для оказания государственных (муниципальных) услуг будут иными. Различия этих двух видов субсидирования предопределяются тем, что соответствующие услуги и при предоставлении их частными некоммерческими организациями не утрачивают характер государственных (муниципальных). Симптоматично, что отдельными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти, регулирующими такое субсидирование, предусматривается возможность публичного субъекта контролировать не только использование субсидии, но и осуществлять мониторинг оказания публичной услуги.

Поскольку услуга является государственной (муниципальной), то в соответствующем нормативно-правовом акте определяется фигура получателя данной услуги, которому услуга оказывается непосредственно.

Таким образом, следует согласиться с мнением М.В. Кустовой о том, что предоставление субсидий становится не просто формой оплаты оказываемой третьим лицам услуги, а скорее формой финансирования публично значимой деятельности, осуществляемой организацией на основе взаимодействия с публичным субъектом в рамках заключенного в этих целях соглашения36.

Оказание публичных услуг является одной из главных задач государства. Услуги оказываются не только органами исполнительной власти и создаваемыми ими государственными (муниципальными) учреждениями, но и некоммерческими организациями, не являющимся таковыми (ст. 69.1 БК РФ). Тем самым, в зависимости от оказания государственных (муниципальных) услуг государственными (муниципальными) или частными организациями могут усматриваться некоторые отличия в доведении до них публичного финансирования, что связано с различиями в механизмах вовлечения соответствующих организаций в реализацию соответствующих публичных задач. Например, государственным (муниципальным) учреждениям финансирование в форме субсидирования предоставляется в связи с выполнением обязательного для учреждения государственного (муниципального) задания, в то время как в отношении некоммерческих организаций такие задания не утверждается, поскольку они не являются подведомственной публичному субъекту организацией. Однако, несмотря на определенные отличия механизмов вовлечения указанных организаций в оказание государственных (муниципальных! услуг,! сами! принципы! субсидирования! тождественны; нацелены на создание равных финансовых возможностей участия в оказании соответствующих услуг и государственных, и негосударственных организаций. Речь идет о формировании экономических стимулов для укрепления теми и другими организациями своего участия на рынке

36 Кустова М.В. Проблемы правового регулирования субсидий как инструмента финансового обеспечения публично-частного партнерства // Закон. 2013. № 3. С. 121.

соответствующих услуг. Представляется, что именно этим объясняется регулирование, предполагающее заключение в обоих случаях соглашений о субсидировании. Хотя нельзя отрицать известной противоречивости такого регулирования в части автономных и бюджетных учреждений, заключающих соответствующие соглашения на базе формирования для них соответствующего государственного (муниципального) задания. Однако, возможно, эта противоречивость отражает переходный характер соответствующих отношений в условиях разворачивающихся и пока не завершенных реформ.

Так или иначе, отсутствие значимых различий в режимах субсидирования государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых, с одной стороны, автономным и бюджетным учреждениям, а с другой частными организациями, предопределяется стремлением законодателя к созданию финансовых условий для равного доступа указанных субъектов к оказанию соответствующих услуг, что призвано повысить их качество и эффективность бюджетных расходов.

Наиболее последовательно обозначенные подходы реализуются в сфере оказания образовательных услуг. Например, Болтинова О.В. отмечает, что негосударственные учебные заведения должны быть поставлены в равные правовые условия с государственными с момента получения государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности вне зависимости от формы собственности учебного заведения, поскольку это будет способствовать не только росту конкуренции образовательных услуг, но и повышению их качества. При этом отмечается, что для поддержки функционирования негосударственных образовательных учреждений согласно БК РФ возможно предоставление субсидий из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ37.

Представляется, что с конституционно-правовых позиций это означает установление одинаковых правовых условий для получения доступа к публичному ресурсу (получению бюджетных средств), что на данный момент прослеживается на примере законодательства в сфере образования. Такой подход реализуется и в отдельных актах органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, из отдельных актов субъектов РФ о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, оказывающим публичные услуги в сфере образования, следует, что конкурс проводится на основе установления критериев отбора некоммерческих организаций, одним из которых является численность получателей услуги.! При этом размер субсидии зависит от численности обучающихся, а также нормативов финансового обеспечения

37 Болтинова О.В. К вопросу о финансировании негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации // Lex Russia: научные труды Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. 2011. № 3. С. 481.

государственных гарантий реализации прав на получение образования38. В отдельных актах предусматривается, что начисление субсидии производится исходя! из| стоимости! муниципальной! услуги! дошкольного! образования соответствующей! направленности,! утвержденной! администрацией муниципального образования, в части затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) без учета родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком).

Таким образом, правовое регулирование развивается в направлении все! большей! унификации! отношений! финансового! обеспечения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых как бюджетными, автономными учреждениями, так и частными организациями, что предопределяется необходимостью создания для них равных возможностей доступа к оказанию соответствующих услуг за счет бюджетных средств.

При этом на данный момент ввиду отсутствия сложившегося рынка соответствующих услуг отношения с некоммерческими организациями строятся на основе использования публичных механизмов субсидирования. Однако! это! не! исключает! в! дальнейшем! возможности использования инструментов государственного (муниципального) заказа для оформления отношений между! публичным! субъектом! и некоммерческими организациями. В то же время, очевидно, что реализация подобного подхода станет возможной только при условии существенного реформирования статуса бюджетных и автономных учреждений.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 18 (ред.! от! 25.07.2016)! "Об! утверждении Порядка определения! объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области частным дошкольным образовательным организациям и частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат по реализации основных! общеобразовательных! программ"! //! Консультант Плюс.! URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=176769#0 (дата обращения: 27.10.2017).

2. Методические! рекомендации по! проведению! конкурсного! отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://economy. gov. ru/minec/about/structure/depino/doc20130812_10 (дата обращения: 28.11.2017).

3. Проект методических рекомендаций по проведению конкурсного отбора

38 Постановление Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 18 (ред. от 25.07.2016) "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области частным дошкольным образовательным организациям и частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат по реализации основных общеобразовательных программ" // Консультант Плюс. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=176769#0 (дата обращения: 27.10.2017).

социально! ориентированных некоммерческих организаций! для предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации // Официальный! сайт! Минэкономразвития! России.! URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/socorientnoncomorg/doc20130207_ 01 (дата обращения: 28.11.2017).

4. Болтинова! О.В.! К! вопросу! о! финансировании! негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации // Lex Russia: научные труды! Московской! государственной! юридической! академии! им.! О.Е. Кутафина. 2011. № 3.

5. Губанов И.А. Формы государственно-частного партнерства в образовании // Юридическая мысль. 2010. № 4.

6. Караев Р.Ш.,! Арутюнян Г.А.,! Полякова! Э.И.! Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

7. Караев Р.Ш., Гуппоев Т.Б. Современные проблемы независимой оценки качества услуг в социальной сфере: региональный аспект // Вестник СевКавГТИ. 2017. №3 (30).

8. Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23).

9. Кустова М.в! Проблемы! правового! регулирования! субсидий как инструмента финансового обеспечения публично-частного партнерства // Закон. 2013. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.