Научная статья на тему 'Особенности субъектных характеристик молодежи с разными формами политической активности'

Особенности субъектных характеристик молодежи с разными формами политической активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
386
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) / СТУДЕНЧЕСТВО / SUBJECT CHARACTERISTICS (REFLECTION / SELF-ACTUALIZATION) / THE TYPES OF POLITICAL ACTIVITY / PERSONAL VALUES / RESPONSIBILITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Криворучко М. В., Щербакова К. Н.

В статье на основе качественного анализа результатов авторской анкеты выделено три типа молодежи в зависимости от выраженности форм политической активности: политически активные, только голосующие и политически пассивные, значимо различающиеся по предпочтениям политических партий и политических лидеров, по отношению к политике и выборам. На основе выраженности субъектных характеристик студенческой молодежи (ценности, рефлексия, ответственность и самоактуализация) выделено четыре типа субъектности: социально-ориентированная, индивидуально-ориентированная, промежуточная и становящаяся. Соотношение типов политической активности с типами субъектности показало высокую зависимость степени вовлеченности в политику от выраженности субъектных характеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of subject characteristics among youth with different forms of political activity

The article based on the qualitative analysis of the results of the author's questionnaire highlighted three types of young people depending on the severity of the forms of political activity: a politically active, only the voting and politically passive, differed significantly between the preferences of the political parties and political leaders, the attitude to politics and elections. On the basis of the severity of subjects' characteristics of students (values, reflection, responsibility and self-actualization) four types of subjectivity were identified: a socially-oriented, individual-oriented, intermediate and becoming. The ratio of types of political activity with the types of subjectivity showed a high dependence of the degree of involvement in politics on the severity of subject characteristics

Текст научной работы на тему «Особенности субъектных характеристик молодежи с разными формами политической активности»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 5-13.

УДК 159.923

М. В. Криворучко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

К. Н. Щербакова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

В статье на основе качественного анализа результатов авторской анкеты выделено три типа молодежи в зависимости от выраженности форм политической активности: политически активные, только голосующие и политически пассивные, значимо различающиеся по предпочтениям политических партий и политических лидеров, по отношению к политике и выборам. На основе выраженности субъектных характеристик студенческой молодежи (ценности, рефлексия, ответственность и самоактуализация) выделено четыре типа субъектности: социально-ориентированная, индивидуально-ориентированная, промежуточная и становящаяся. Соотношение типов политической активности с типами субъектности показало высокую зависимость степени вовлеченности в политику от выраженности субъектных характеристик.

Ключевые слова: типы политической активности; субъектные характеристики (самоактуализация, рефлексия, ценности, ответственность); студенчество.

M. V. Krivoruchko

Omsk F. M. Dostoevsky State University

K. N. Shcherbakova

Omsk F. M. Dostoevsky State University

THE PECULIARITIES OF SUBJECT CHARACTERISTICS AMONG YOUTH WITH DIFFERENT FORMS OF POLITICAL ACTIVITY

The article based on the qualitative analysis of the results of the author's questionnaire highlighted three types of young people depending on the severity of the forms of political activity: a politically active, only the voting and politically passive, differed significantly between the preferences of the political parties and political leaders, the attitude to politics and elections. On the basis of the severity of subjects' characteristics of students (values, reflection, responsibility and self-actualization) four types of subjectivity were identified: a socially-oriented, individual-oriented, intermediate and becoming. The ratio of types of political activity with the types of subjectivity showed a high dependence of the degree of involvement in politics on the severity of subject characteristics.

Keywords: the types of political activity; subject characteristics (reflection, personal values, responsibility, self-actualization); students.

На современном этапе исторического развития в России проблемы социальной и политической активности молодежи занимают важнейшее место в системе общественных отношений. Связано это прежде всего с тем, что молодежь представляет собой особую, обладающую рядом специфических характеристик, социальную группу, от которой во

© Криворучко М. В., Щербакова К. Н., 2013

многом зависит будущее нашей страны. Современные российские граждане переживают модернизацию всех сфер жизни общества, успешность которой в значительной степени зависит и от вовлеченности молодежи в политику.

Обращение внимания на характер вовлеченности молодежи в политику обусловлено

целым рядом факторов. Во-первых, молодежь всегда представляла собой самый мобильный и динамичный социальный слой общества. Во-вторых, молодежь занимает достаточно высокий удельный вес в демографической структуре общества: избирательным правом в России обладают 25 млн молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, т. е. четверть избирателей Российской Федерации, около 23 % электората [11, с. 12]. В-третьих, молодежь -это та социальная группа, которая, вступая в дееспособный возраст, сильнее ощущает на себе несоответствие между декларативностью провозглашаемых в обществе прав и реальными возможностями их реализации. И, наконец, от сформированности у современной молодежи политического сознания и его компонентов зависит отношение будущего поколения к политической сфере жизни общества и поиска своего места в нем [7; 11; 12; 14].

Молодёжь - это ресурс и потенциал социального и экономического развития любого государства, поэтому одной из основных задач молодёжной политики Российской Федерации является создание условий для более полного включения молодёжи в социальноэкономическую, политическую и культурную жизнь общества. Политическая активность молодежи (ее размеры и формы проявления) является «показателем формирования ее гражданской и жизненной позиции, желания участвовать в принятии государственных решений, что, в свою очередь, является залогом демократического развития общества и национальной безопасности» [11, с. 18].

Под политической активностью мы вслед за Д. В. Ольшанским будем понимать «деятельность социальных групп или индивидов, связанную с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты» [12, с. 50]. В нашей статье мы будем рассматривать такие наиболее распространенные формы политической активности граждан, как политическое участие и абсентеизм. Под политическим участием будем понимать влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);

активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам [9; 12].

Характеризуя политическую активность современной молодежи, исследователи отмечают, с одной стороны, аполитичность (в выборах молодые избиратели участвуют гораздо реже, чем представители старших поколений), негативное отношение практически ко всем властным институтам, неверие возможности оказывать влияние на политические процессы, происходящие в стране, и как следствие - политическое отчуждение, апатия и цинизм (Ольшанский). С другой стороны, обращается внимание на омоложение властных структур, проникновение молодежи в социально активные группы предпринимателей, менеджеров и так далее, а также создание собственных молодежных организаций, парламентов, выдвижение политических лидеров и структурирование молодежных политических движений [7; 11; 12; 14]. Таким образом, актуальность изучения форм политической активности современной молодежи обостряется необходимостью вовлечения молодого поколения в политическую жизнь страны.

Помимо исследования форм политической активности, повышается интерес к изучению факторов, обуславливающих ее содержание и направленность. Наряду с исследованиями роли отдельных личностных, социально-демографических, социально-психологических и других особенностей молодежи, детерминирующих вовлеченность в политику, ученые все чаще испытывают потребность обращаться к целостному изучению участников политического процесса, в связи с чем чрезвычайно перспективным является обращение к категории субъекта. Несмотря на многозначность трактовок категории «субъект», большинство ученых рассматривают субъекта как высший уровень развития личности, проявляющийся в выраженности субъектных характеристик. Субъектность, в свою очередь, понимается как качественно специфическая система, включающая отдельные

свойства и качества личности, которые позволяют ей сохранять свою индивидуальность, субъективность вопреки внешним противодействиям, и характеризующая её как субъекта деятельности, отношений и жизненного пути [1; 2; 4; 5; 13; 15].

Важность исследования субъектных характеристик в контексте политической активности подтверждает тот факт, что они выражают активность позиции личности в отношении себя, социального окружения и государства, а также происходящих в нем социально-политических процессов и трансформаций. Наличие у гражданина развитых субъектных характеристик способствует его стремлению реализовывать свою активность вовне и направлять ее на преобразование не только себя, но и социально-политической действительности посредством адекватного взаимодействия с различными субъектами политических отношений: другими гражданами, социальными группами, политическими институтами. Вслед за мнением выдающихся психологов (С. Л. Рубинштейн, А. В. Бруш-линский, В. А. Петровский, К. А. Абульханова, Д. А. Леонтьев, Л. И. Дементий и др.) следующие социально-психологические характеристики выступают в нашей статье критериями развитой субъектности:

1) высокий уровень рефлексии [2; 8; 10;

15];

2) высокие показатели саморазвития, духовной удовлетворенности, взаимодействия (социальных контактов), креативности; личностные ценности [2; 5; 13; 15];

3) высокий уровень ответственности [1; 2; 4; 13; 15];

4) самоактуализация и такие ее составляющие, как поддержка (независимость поведения и мнения), гибкость поведения (реализация ценностей в поведении), сензитивность к себе, спонтанность (естественность), самоуважение, самопринятие, синергия (целостность), контактность, познавательные потребности, креативность [2; 5; 13; 15].

Итак, основополагающей чертой субъ-ектности является ее активно-преобразующий характер, направленный на себя и окружающую реальность. Следовательно, субъект по своим характеристикам не может быть оторван от социально-политической действительности, в которую он вовлечен посредством активного взаимодействия с ней. Политическая активность, являясь разновидностью

социальной активности, имеет в основе некоторые субъектные характеристики, помогающие индивиду быть включенным в политическую систему, стремиться к увеличению своей роли в политической жизни страны, к взаимодействию с другими людьми, продвижению своих политических идей в массы, стремлению изменить жизнь окружающих людей к лучшему.

Таким образом, цель нашей научной работы состоит в исследовании особенностей проявления субъектных характеристик у студенческой молодежи с разными формами политической активности.

В исследовании приняли участие 102 человека: учащиеся вузов г. Омска в возрасте от 18 до 26 лет (57 девушек и 45 юношей).

Методами сбора данных выступили авторская анкета, направленная на выявление форм политической активности молодежи, ее политических предпочтений, отношения молодежи к выборам и политической системе, а также опросники «Ответственное поведение» Л. И. Дементий [4], Тест самоактуализации (САТ) Э. Шострома [3], «Диагностика уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова [8], Тест личностных ценностей А. В. Капцова [6].

В качестве методов обработки данных мы использовали стандартизацию данных в 2-значения, ^критерий углового преобразования Фишера, иерархический кластерный анализ методом К-средних и %2-Пирсона.

На первоначальном этапе исследования на основании данных анкеты мы выделили три типа молодежи, значимо различающихся по формам политической активности и отношению к политическим субъектам и политической системе. Специфические особенности каждого из типов представлены в таблице 1.

Первый тип молодежи (20 % опрошенных) составляют политически активные личности с ярко выраженной гражданской позицией, способные к выражению своих политических интересов. Данный тип проявляет повышенный интерес к политическим событиям в стране и политическим лидерам. Из них 75 % хорошо осведомлены о политических событиях, происходящих в городе Омске, и 70 % информированы об общественно-политической ситуации в стране. Около 85 % личностей данного типа часто общаются на политические темы с родными, знакомыми, друзьями, из них 80 % регулярно читают публицистические материалы политического ха-

рактера в газетах, журналах и Интернете. Лидером партийных предпочтений молодежи этого типа является партия «Единая Россия»

- 70 %, на втором месте КПРФ - 20 % и на третьем месте ЛДПР - (10 %). На выборах в президенты эти студенты поддержали политических лидеров, представляющих интересы, партий, которые они выбрали ранее. Процентное соотношение здесь идентично партийным предпочтениям: В. В. Путин - 70 %, Г. А. Зюганов - 20 %, В. В. Жириновский -10 %.

Для первого типа характерны позитивные установки следующего плана: доверие инсти-

туту выборов в целом, вера в справедливые и честные выборы (75 %), доверие избранному кандидату (95 %), доверие предвыборным кампаниям кандидатов и их обещаниям (93 %). Представители данного типа в большинстве случаев считают, что выборы оказывают реальное воздействие на политическую ситуацию в стране (95 %). В данной группе готовы участвовать в политике 95 %, принимают активное участие в политике страны 75 %. В этой группе также считают возможным участвовать в политических акциях (митингах, демонстрациях и забастовках различного политического направления) 90 %.

Таблица 1

Особенности политической осведомленности и отношения к сложившейся политической ситуации у студенческой молодежи с разными типами политической активности, (%)

Характеристики «Политические «Только «Политически-

активисты» голосующие» пассивные»

Политическая осведомленность

Осведомленность в политических событиях г. Омска 75 66 24

Общение на политические темы 85 39 18

Чтение материалов политического характера 80 25 -

Информированность об общественно-политической ситуации в стране 70 46 16

Предпочтение политической партии

«Единая Россия» 70 20 -

«КПРФ» 20 43 -

«ЛДПР» 10 23 -

«Справедливая Россия» 0 14 -

Затрудняюсь ответить - - 32

Никакой не отдаю - - 68

Предпочтение политического лидера

Путин В. В. 70 19 -

Зюганов Г. А. 20 42 -

Жириновский В. В. 10 21 -

Прохоров М. Д. - 18 -

Миронов С. М. - - -

Затрудняюсь ответить - - 27

Ни за кого - - 73

Отношение к сложившейся политической ситуации

Способность изменить политическую ситуацию в стране к лучшему посредством выборов 85 34,1 23,7

Выборы оказывают реальное воздействие на политическую ситуацию в стране 95 47,7 13,2

Вера в справедливые и честные выборы 75 43,2 10,5

Доверие избранному кандидату 95 45,5 15,8

Доверие предвыборным кампаниям кандидатов и их обещаниям 68,4 31,8 21,1

Активное участие в политической жизни страны 75 22,7 10,5

Готовность участвовать в политике 95 38,6 13,2

Готовность заниматься политикой профессионально 65 18,2 2,6

Считаю возможным участие в политических акциях 90 34,1 26,3

Участие в политике противоречит нравственным установкам - 20,5 44,7

Второй тип (43 %) личностей составляет молодежь, принимающая эпизодическое участие в политике («только голосующие»). Для данного типа личностей характерны частичная осведомленность в политических событиях нашего города (66 %) и слабая информированность об общественно-политических событиях, происходящих в стране (53,5 %). Общение на политические темы с окружающими людьми, например, с родными, знакомыми или друзьями у 61 % осуществляется редко (от случая к случаю). Чтение публицистических материалов политического характера и просмотр интернет-источников осуществляется у 75 % представителей данного типа обычно редко. Представители данного типа отдают свое предпочтение партиям «КПРФ» (43 %), «ЛДПР» (23 %), «Единая Россия» (20 %), «Справедливая Россия»

(14 %). Политический лидер, которого хотят видеть в этой группе: Г. А. Зюганов (42 %),

В. В. Жириновский (21 %), В. В. Путин (19 %) и М. Д. Прохоров (18 %). Личности данного типа обладают умеренными убеждениями в возможности посредством участия в выборах изменить политическую ситуацию в стране к лучшему (34 %) и в целом в воздействии выборов на политическую ситуацию в стране (48 %).

У только голосующих встречаются установки как позитивного характера (доверие избранному кандидату (46 %), готовность участвовать в политике (39 %) и даже заниматься политикой профессионально (18 %)), так и негативного характера (неверие в честные выборы (67 %), недоверие предвыборным кампаниям кандидатов (78 %), участие в политике противоречит нравственным установкам (21 %)). Среди данного типа испытуемых есть личности, которые не принимают активного участия в политике (77 %), но хотели бы этого (23 %), и считают возможным участие в политических акциях (34 %).

Третий тип (37 %) составляет политически пассивная молодежь, которую характеризует отсутствие интереса к политике и негативное отношение к избирательной системе и выборам. У данного типа личностей наблюдается неосведомленность в политических событиях, происходящих в городе Омске, что выражено практически у 76 %, и отсутствие информированности об общественно-политической ситуации в стране (84 %). При этом данные личности никогда не общаются с ок-

ружающими людьми (родственниками, знакомыми, близкими) на политические темы (82 %). Данный тип личностей не читает публицистических материалов политического характера, не просматривает интернет-источники на данную тематику и не считает себя осведомленными в политических событиях страны (84 %). Личности данного типа не отдают предпочтения ни одной из современных политических партий, как и их представителям, либо затрудняются ответить о таких предпочтениях, не посещают выборы.

Представители третьего типа не согласны с мнением, что участвуя в выборах можно изменить политическую ситуацию в стране (76 %). Для личностей данного типа характерны установки негативного восприятия самих выборов, политических кандидатов и их предвыборных кампаний, выраженные в недоверии к проведению выборов (89 %), отсутствии кандидата, способного изменить ситуацию к лучшему, (86 %) и сомнениях в предвыборных кампаниях кандидатов (89 %). Данный тип считает возможным участие в политических акциях (26 %). При этом большинство представителей данного типа не принимают участия ни в каких формах политической активности (89 %), а у 45 % участие в политике противоречит нравственным установкам.

Следует отметить, что хотя выделенные нами типы политической активности не дают стабильного представления о реальной распространенности различных форм политической активности в молодежной среде, однако выявленные тенденции открывают перспективы для прогноза и повышения политической активности молодежи. При этом исследование политических установок и убеждений дает возможность для более глубокого понимания причин различий в политической активности молодежи всех трех типов.

На следующем этапе исследования из 31 социально-психологической характеристики, диагностируемых при помощи обозначенных выше методик, мы выбрали 23 параметра, непосредственно образующих критерии субъектности, остальные 8 параметров были необходимы для целостного понимания системы ценностей, ее гуманистической или прагматической направленности и самоактуализации типов субъектности.

Для выявления специфики проявления субъектных характеристик у студенческой

молодежи нами был проведен иерархический кластерный анализ. Так как шкалы в методиках обладают различной размерностью, была проведена их предварительная стандартизация посредством перевода полученных числовых данных в 2-значения. Согласно результатам кластерного анализа было выделено четыре типа субъектности молодежи. При этом, описывая типы субъектности, мы будем обращать особое внимание на два аспекта: представленность всех характеристик субъ-ектности в выделенных типах и высокие показатели критериев субъектности.

Первый тип субъектности является самым малочисленным, его образуют 11 % студентов. Для них свойственны высокий уровень рефлексии и гуманистическая направленность личностных ценностей, выраженная в преобладании личностных ценностей саморазвития, духовного удовлетворения и взаимоотношения. В процессе ответственной деятельности эти студенты практически не отказываются от осуществления своих намерений и планов. При этом они охотно и с радостью принимают на себя новые обязанности, если последние отвечают их интересам и личностной направленности. Личности данного типа считают, что ответственность следует нести за все совершенные поступки. Для них важно при этом просчитать, как последствия совершенных ими действий и поступков повлияют на их жизнь, а также отразятся на жизни окружающих людей. В процессе реализации важного, ответственного дела они могут испытывать раздражение, если что-то не удается сделать в срок и на высоком качественном уровне.

Данные студенты разделяют ценности самоактуализированной личности, проявляют гибкость в общении, сензитивны к себе и спонтанны, обладают самоуважением, синергией (целостностью мироощущения), стремятся к установлению глубоких эмоциальных контактов. При этом такие шкалы, как поддержка, самопринятие, познавательные потребности и креативность обладают умеренной выраженностью. Эти студенты обычно проявляют конформизм и подвержены внешнему влиянию, что может свидетельствовать о том, что они в своих решениях чрезмерно ориентируются на групповое мнение, которое во многом определяет их поведение и взаимоотношения с окружением. Эти студенты проявляют гибкость при реализации своих

ценностей и взаимодействии с людьми, способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Они хорошо осознают свои потребности и чувства, способны естественно и непосредственно выражать их, не боятся вести себя раскованно на публике, демонстрировать окружающим свои эмоции. Эти личности обладают чувством собственного достоинства, ценят положительные свойства своего характера, уважают себя за них, при этом не всегда могут принимать себя такими, как есть, особенно свои недостатки, ориентируются на оценку собственных достоинств со стороны. Представители данного типа не отличаются высоким стремлением к приобретению знаний об окружающем мире и творчеству, что может свидетельствовать об односторонней направленности их интересов на определенную сферу жизнедеятельности и сосредоточенности на конкретных объектах социального мира.

Таким образом, данный тип студенчества демонстрирует высокие показатели большинства субъектных характеристик и может быть назван «социально-ориентированная субъект-ность».

Второй тип - «индивидуально-ориентированная субъектность» - составляют 26,5 % студентов. Для этих студентов характерен самый низкий уровень рефлексии, что говорит о низкой осознанности выстраиваемых стратегий деятельности и плана действий в соответствии со своими целями, поэтому их поведение не всегда носит пластичный, гибкий характер.

Из ценностных ориентаций у них преобладают креативность, материальное положение, сохранение индивидуальности, что говорит в целом о гуманистической и прагматической направленности личностей этого типа одновременно. Данные студенты стремятся сохранять личностное своеобразие и неповторимость, стремятся к творческому самовыражению. При этом они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием нормальной жизнедеятельности и сохранения независимости.

Обычно перед началом выполнения ответственной деятельности студенты этого типа стремятся сформировать ясное представление о ее конечном результате. При этом они охотно принимают на себя новые обязанности, если они отвечают их интересам и личностной направленности. Могут отказы-

ваться от запланированных намерений, если терпят неудачу. В характеристиках самоактуализации у молодежи данного типа ярко выражена шкала поддержки, характеризует этих студентов независимостью в своих поступках, стремлением руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в своем выборе, не подвержены внешнему влиянию.

Студенты этого типа осознают свои потребности и способны открыто и непосредственно выражать их, обладают чувством собственного достоинства и принимают себя в независимости от существующих достоинств и недостатков, иногда даже вопреки им. В межличностных отношениях характерна способность к быстрому установлению глубоких социальных контактов с людьми. Обладают высокой познавательной потребностью, выраженной в ориентации на все новое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, специфика проявления субъектных характеристик у представителей данного типа ограничивается преимущественно ориентацией на достижение сугубо индивидуалистических целей, в том числе в противовес интересам социального окружения.

Третий тип субъектности - «промежуточная субъектность» - самый многочисленный, в него вошли 35 % студентов. Для этих студентов характерен средний уровень рефлексии, из ценностных ориентаций выражено саморазвитие и стремление к достижениям; из параметров ответственного поведения -отношение к тому, за что человек должен нести ответственность, и эмоциональное отношение к ответственным делам; из характеристик самоактуализации преобладают ценностные ориентации, представления о природе человека, принятие агрессии, креативность. При этом из характеристик субъектности представлены на высоком уровне саморазвитие и креативность.

В ценностной сфере третьего типа преобладает стремление к получению информации об особенностях его характера, способностях и других личностных характеристиках, стремление к самосовершенствованию и наиболее полной реализации своих возможностей при одновременном стремлении к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды его жизни. В ценностной сфере сбалансирована гуманистическая и

прагматическая направленность личности. Выполняя ответственную работу, студенты данного типа считают, что должны нести ответственность только за совершенные поступки, а не за свои намерения. При этом они испытывают положительные эмоции при необходимости выполнения ответственной деятельности.

В характеристиках самоактуализации у представителей с «промежуточной субъект-ностью» сформировано позитивное представление о природе человека («люди в массе своей, скорее, добры»). При этом во взаимодействии с окружающими людьми эти студенты способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. В познавательной сфере этих студентов доминирует выраженная творческая направленность. Исходя из выраженности представленных характеристик, можно говорить лишь о начальном этапе развития субъектности.

Специфической особенностью четвертого типа (27,5 % студентов), условно названного «становящая субъектность», является значимо более низкая выраженность практически всех субъектных характеристик по сравнению с представителями предыдущих типов. Однако для данных личностей характерен достаточно высокий уровень рефлексии, свойственный для первого типа субъектности, из шкал ответственного поведения выражены отношение к трудностям, отношение к обещаниям, из характеристик самоактуализации преобладают ориентация во времени и креативность.

Интересным фактом является совпадение уровня рефлексии у данного типа и «социально-ориентированных» личностей при отсутствии у последних выраженных личностных ценностей. Это может свидетельствовать в данном случае о высокой погруженности в собственный внутренний мир, избегании социальных взаимодействий, сложности в установлении социальных контактов, концентрации на собственных трудностях и проблемах, отрешенности от социального мира. Позитивной тенденцией у «социально-отстраненных» личностей является стремление давать обещания и стараться их выполнять. Самоактуализация как интегративное качество у данного типа слаборазвита, так как из 14 характеристик выражены только две: ориентация во времени и креативность. При этом из

характеристик субъектности в этом типе выражена только креативность.

Таким образом, все четыре типа различаются по степени выраженности субъектных характеристик: первый тип («социально-

ориентированная субъектность») наиболее соответствует представленности и выраженности содержательных характеристик субъ-ектности, четвертый тип («становящаяся субъектность») - наименее всего. При этом

второй («индивидуально-ориентированная

субъектность») и третий типы («промежуточная субъектность») являются во многом промежуточными.

Заключительный этап исследования состоял в выяснении степени соответствия типов политической активности с типами субъ-ектности. Результаты сопоставления представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление типов политической активности с типами субъектности студенческой молодежи, %

Тип субъектности «Политические активисты» «Только голосующие» «Политически- пассивные»

Социально-ориентированная 73 27 0

Индивидуально-ориентированная 33 56 11

Промежуточная 8 58 33

Становящаяся 0 18 82

Результаты анализа данных таблицы сопряженности (см. табл. 2) при помощи критерия согласия %2-Пирсона показал высокую степень согласованности типов субъектности с типами политической активности (%2 = 58,3; при р < 0,001).

Итак, типы политической активности значимо различаются по выраженности субъектных характеристик. Личности с социально-ориентированной и становящейся субъектностью являются двумя наиболее яркими полюсами в типологии субъектности студенческой молодежи и представлены в основном политически активной и политически пассивной молодежью. Лица с индивидуально-ориентированной и промежуточной субъектностью проявляют эпизодическое участие в политической жизни страны (только голосование). При этом индивидуально-ориентированные проявляют больший интерес к политике и участию в ней и близки к полюсу политических активистов, тогда как представители с промежуточной субъ-ектностью по своей политической направленности приближены к полюсу политически пассивной молодежи. Следовательно, мы можем сделать вывод, что типы субъектно-сти согласуются с типами политической активности студенческой молодежи. И политически активная молодежь обладает выраженными субъектными характеристиками, тогда как политически пассивная молодежь

предпочитает отстраняться от проблем социально-политической действительности.

В заключение хотелось бы отметить интересную закономерность, характеризующую взаимообуславливающую тенденцию политической активности и субъектности студенческой молодежи. «Политический активист» по своей природе является субъектом и обладает выраженными субъектными характеристиками, необходимыми для осуществления активной, преобразующей деятельности, направленной на себя и окружающий мир, осознания своей роли в политике, установления прочных социальных связей, формирования способности нести ответственность не только за себя, но и за других людей. Его характеризует способность выйти за пределы своего бытия. Обладая внутренней самодетермина-цией, он стремится к детерминации других. При этом личность, обладающая выраженными субъектными характеристиками, не может оставаться в стороне от социально-политической действительности и происходящих в ней процессов, она стремится принимать активное участие в социально-политической жизни общества, реализовывать свой гражданский долг. Для личности с выраженной субъектной позицией характерно ощущение целостности и связи с окружающим миром, возможности улучшить этот мир.

Таким образом, в целях повышения политической активности, усиления активной

гражданской позиции студенческой молодежи, привлечения ее к участию в решении социально-политических проблем необходимо воспитание и формирование субъектных качеств личности.

1. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейнов-ская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воло-виковой. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - Гл. 3. -

С. 34-50.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В. В. Знаков. - М. : Институт психологии РАН ; СПб. : Алетейя, 2003. -272 с.

3. Гозман Л. Я., Кроз В., Латинская М. В. Са-моактуализационный тест. - М., 1995. -44 с.

4. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография - М. : Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

5. Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. -№ 2.- С. 95-106.

6. КапцовА. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : методическое пособие.

- Самара : СамЛюксПринт, 2011. - 112 с.

7. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе России. - М. : Изд-во СГУ, 2006. - 560 с.

8. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. -№ 5. - С. 45-57.

9. Криворучко М. В. Социально-психологические детерминанты политической активности студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2008.

- № 1. - С. 33-40.

10. Леонтьев Д. А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации // Психология человека в современном мире. - М. : Изд-во ИП РАН, 2009. - Т. 2. - С. 40-49.

11. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М. : Институт социологии РАН, 2007. - 95 с.

12. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 496 с.

13. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 272 с.

14. Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. - 2006. -№ 2. - С. 40-98.

15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М. : Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.