6. Курилюк Ю.Б. Сощальна зумовленють зло-чинностi в сучасному суспiльствi / Ю.Б. Курилюк // Юридична наука. 2014. № 9. С. 53-64.
7. Закалюк А.П. Курс сучасно! украшсько! кри-мшологп: теорiя i практика [у 3-х кн.]. Кн. 1: Тео-ретичш засади та iсторiя украшсько! кримшолопч-но! науки. Ки!в: ВД «1н Юре», 2007. 424 с.
8. Кримшолопя: подручник / за ред. Ю.В. НЫ-тiна, С.Ф. Денисова, £.Л. Стрельцова. Харк1в: Право, 2018. 416 с.
9. Кримшальний кодекс Укра!ни. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2341-14.
10. Закон Укра!ни «Про державну таемницю». URL: https: //zakon. rada.gov. ua/laws/show/3855-12.
11. Закон Укра!ни «Про Службу безпеки Укра-1ни». URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2229-12.
12. Закон Укра!ни «Про тимчасовi заходи на перiод проведения антитерористично! операци». URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1669-18.
13. Указ Президента Укра!ни «Про рiшення Ради нацюнально! безпеки i оборони Укра!ни ввд 30 квiтня 2018 року «Про широкомасштабну антите-рористичну операщю в Донецькiй та Луганськ1й областях». URL: https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/116/2018.
14. Статистична шформащя про зареeстрованi кримiнальнi правопорушення та результати !х досу-дового розслщування. URL: https://old.gp.gov.ua/ua/statinfo.html.
15. Судова статистика. URL: https://court.gov.ua/inshe/sudova_statystyka.
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ УБИЙСТВА, СОВЕРШЕННОГО С ОСОБОЙ
ЖЕСТОКОСТЬЮ
Улитин И.Н.
аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета им. А.А.Хмырова
Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия
FEATURES OF THE SUBJECTIVE PART OF KILLING, CO-PERFORMED WITH SPECIAL
RIGIDITY
Ulitin I.
graduate student of the Department of Criminal Law and Criminology, Faculty of Law
Kuban State University, Krasnodar, Russia
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены особенности субъективной стороны убийства, совершенного с особой жестокостью. Автор считает, что убийство с особой жестокостью может быть совершено только с прямым умыслом. Кроме того, автор акцентирует внимание на важности установления мотивов и цели при квалификации названного деяния.
ABSTRACT
The paper considers the features of the subjective side of the murder committed with particular cruelty. The author believes that killing with particular cruelty can only be committed with direct intent. In addition, the author focuses on the importance of establishing motives and goals in qualifying the named act.
Ключевые слова: убийство, особая жестокость, субъективная сторона преступления, прямой умысел.
Keywords: murder, particular cruelty, the subjective side of the crime, direct intent.
Традиционно убийство признается самым опасным преступлением против жизни. Как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств обеспечивается защита личности, в том числе ее жизни. Убийства причиняют невосполнимый вред, лишая человека самого ценного из принадлежащих ему благ - жизни [12, с. 11].
Модификации данного вида преступления различаются, и порой весьма существенно. Убийство может совершаться при разных обстоятельствах, что нередко влияет на квалификацию содеянного.
Так, одним из квалифицированных видов данного преступления является убийство с особой жестокостью.
Убийство с особой жестокостью - особо тяжкое преступление, совершаемое с причинением особых мучений и страданий, часто связанное с унижением человеческого достоинства. В отече-
ственном законодательстве ответственность за данный вид преступления предусмотрена в п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В юридической литературе проявление особой жестокости связывается с объективной и субъективной сторонами преступления [6, с. 21].
Одной из проблем практической деятельности по квалификации убийства с особой жесткостью является то, что Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г. № 1 (в ред. от 03.03.2015 г.) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (далее - ППВС РФ № 1) [5] не дает достаточных разъяснений по применению п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В указанном акте делается акцент на характеристику объективной стороны преступления без учета особенностей субъективной. Кроме того, в нем не содержится определения особой жестокости.
Бесспорно, объективные признаки при квалификации убийства с особой жесткостью являются
основополагающими, способствующими надлежащей квалификации содеянного и отграничению данного вида преступления от других.
Вместе с тем законодательные акты и акты толкования не учитывают особенности эмоционального состояния лица, мотивационные аспекты соответствующей деятельности и цель преступления в качестве обстоятельств, влияющих на оценку преступных деяний.
Представляется, что при совершении убийства с особой жесткостью, помимо объективных признаков состава преступления, важное значение имеют и факультативные признаки субъективной стороны преступления, а именно мотив, цель и эмоции.
К примеру, М.Р. Табанов указывал, что убийство с особой жестокостью обусловливают такие факторы, как склонность к накоплению эмоционального напряжения, агрессивность, нарушение психологической адаптации, утрата социальных связей, девальвация ценности жизни других людей и некоторые другие [10, с. 12].
По мнению А.Р. Ратинова рассматриваемый вид убийства часто совершается в связи с длительным накоплением и сдерживанием отрицательных эмоций на протяжении длительного времени по отношению к потерпевшему либо на фоне испытанных страданий и унижений [9, с. 7].
Кроме того, и ряд судебных актов в описательно-мотивировочной части содержат указания на мотив, цель преступления, а также на эмоциональные особенности обвиняемого.
Например, в приговоре Забайкальского краевого суда № 2-5/2019 от 20 мая 2019 г. по делу № 2-5/2019 суд указывает на заключение судебно-психиатрической экспертизы, в котором содержится информация о том, что у обвиняемого, совершившего убийство с особой жестокостью, установлены следующее индивидуально-психологические качества: недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, низкая эффективность эмоциональной и волевой регуляции поведения [7].
Помимо этого, для точной и развернутой квалификации преступного деяния суд указал на цель преступления - причинения смерти с особой жесткостью, а именно путем нанесения 97 ударов ножом в область головы, шеи, грудной клетки, туловища, верхних и нижних конечностей.
В приговоре Туринского районного суда № 12/2019 1-94/2018 от 8 апреля 2019 г. по делу № 12/2019 суд также ссылался на заключение судебно-психиатрической экспертизы, которое содержало указание на такие психологические качества обвиняемого, как снижение критических и прогностических способностей, легкая возбудимость, раздражительность, демонстративность поступков [8].
Кроме этого, абз. 2 п. 1 1111ВС № 1 указывает, что при рассмотрении дел об убийстве должны быть выяснены, в том числе, мотивы, цель и способ причинения смерти другому человеку, а также исследованы иные обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой оценки содеянного и назначения виновному справедливого наказания.
Таким образом, считаем, что эмоции, мотив и цель при совершении убийства с особой жестокостью помогают правоприменителю обосновать и доказать наличие особой жестокости и назначить справедливое наказание обвиняемому.
Любое убийство совершается с умыслом. Ряд авторов считает, что субъективная сторона рассматриваемого вида убийства может характеризоваться прямым или косвенным умыслом [11, с. 125]. Они обосновывают свою позицию тем, что виновный при совершении преступного деяния желает причинить смерть с особой жестокостью или безразлично относится к тому, что причиняет потерпевшему особые страдания, или сознательно их допускает.
Другие авторы указывают на то, что убийство с особой жестокостью может быть совершено только с прямым умыслом: «Вменение данного преступления возможно только при наличии прямого умысла на особую жестокость убийства, причиняющую особые страдания потерпевшему. При вменении рассматриваемого преступления необходимо доказывать наличие у виновного желания лишить жизни потерпевшего особо жестоким способом» [3, с. 41].
Л.А. Андреева и П.Ю. Константинов выступают против использования при анализе отношения убийцы к проявлению особой жестокости понятия прямого и косвенного умысла, так как в соответствии с требованиями ч. ч. 2, 3 ст. 25 УК РФ убийство должно признаваться совершенным с особой жестокостью, если доказано, что субъект преступления осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), в том числе факт причинения особых мучений, страданий, то есть умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью, и желал либо сознательно допускал смерть потерпевшего [1, с. 183].
На наш взгляд, представляется более предпочтительной позиция, согласно которой квалификация убийства, закреплённого в п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ, должна признаваться возможной только в том случае, если виновный преследовал цель причинения особых мучений или страданий жертве, то есть действовал с прямым умыслом и соответствующей целью.
Удачные, на наш взгляд, разъяснения относительно квалификации рассматриваемого преступления содержатся в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 г. № 1 «О квалификации некоторых уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека» [4]. При разъяснении оценки множественности ранений Верховный суд указывает, что они не могут являться основанием для квалификации деяния, если при этом не установлено, что убийство совершено с целью причинения потерпевшему особых мучений и страданий (абз. 3 п. 10).
Вместе с тем в отечественной юридической литературе отмечается, что цель для квалификации содеянного применительно к рассматриваемому виду убийства не требуется. Например, когда субъект убийства наносит своей жертве множество ударов и это продолжается длительное время для причинения потерпевшему смерти, у преступника
вполне может отсутствовать указанная цель, хотя он может осознавать, что причиняет потерпевшему особые мучения и страдания [3, с. 41].
Данная позиция полностью соответствует законодательству РФ в части регламентации рассматриваемого состава преступления.
Вместе с тем представляется, что позиция Верховного Суда Республики Казахстан является более предпочтительной при оценке соответствующих преступных событий.
Таким образом, считаем целесообразным заимствовать опыт Казахстана при разъяснении Верховным судом РФ вопросов квалификации убийства с особой жестокостью.
Мотив преступления также важен при оценке преступных событий, так как имеет доказательственное значение и учитывается при назначении справедливого наказания, в частности, в рамках учета личности преступника, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
Так, мотив применительно к убийству, предусмотренному п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ, может состоять в побуждении, формирующем стремление совершить не просто убийство, а именно проявить особую жестокость в отношении своей жертвы. В изученной научной литературе упоминаются следующие мотивы совершения названного вида убийства: для поддержания или приобретения авторитета в преступной среде; из мести или чувства ревности; корыстных или хулиганских побуждений; для устранения психотравмирующей личности. Стоит отметить, что приведенный перечень не может считаться исчерпывающим.
Относительно асоциального состояния преступника необходимо отметить, что особая жестокость проявляется не в отсутствии эмоций у виновного, вызванных страданиями другого, а наличием положительных по своей сути эмоций при восприятии страданий другого [2, с. 150].
Установление всей совокупности признаков субъективной стороны убийства с особой жестокостью помогает разобраться в причинах совершения данного деяния. Кроме того, важно выяснение эмоционального состояния преступника во время совершения им преступления, что поможет определить общую картину преступления и выбрать соответствующий вид наказания.
С учетом проведенного анализа считаем, что особая жестокость при убийстве отражает обе стороны состава преступления: объективную (характер действий, способ) и субъективную (виновный понимает и желает совершить преступление именно таким способом). Наличие указанных двух моментов позволяет правоприменителю установить наличие особой жестокости при убийстве.
В рамках темы работы следует отметить, что субъективные признаки убийства с особой жестокостью свидетельствуют об осознании виновным того, что он совершает убийство, причиняя особые мучения и страдания потерпевшему, и желает причинение смерти потерпевшему особо жестоким способом.
Таким образом, предлагаем изложить п. 8 ППВС РФ № 1 в следующей редакции:
«8. При квалификации убийства по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими объективно-субъективными (курсив мой - Авт.) обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости».
Кроме того, считаем необходимым дополнить п. 8 ППВС РФ № 1 абзацем 7, который даст разъяснения по поводу оценки множественности ранений при совершении преступления и учете при этом цели преступного деяния.
Литература
1 Андреева Л.А., Константинов П.Ю. Влияние жестокости преступного поведения на уголовную ответственность. СПб., 2002.
2 Дружков С.Н. Уголовно-правовые функции особой жестокости в составе убийства: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
3 Константинов П.Ю. Субъективная сторона убийства с особой жестокостью // Российская юстиция. 2004. № 4.
4 О квалификации некоторых уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека: нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 г. № 1 (с изм. и доп. от 20.04.2018 г.) // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P07000001S (дата обращения: 21.11.2019 г.).
5 О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.01.1999 г. № 1 (ред. от 03.03.2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 3; 2015. № 5.
6 Омельченко С.В. Личность типичного преступника, совершающего убийства с особой жестокостью // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2016. № 2 (27).
7 Приговор Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) № 2-5/2019 от 20 мая 2019 г. по делу № 2-5/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/geGsBfUr07ZP/ (дата обращения: 10.11.2019 г.).
8 Приговор Туринского районного суда Свердловской области № 1-2/2019 1-94/2018 от 8 апреля 2019 г. по делу № 1-2/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/Ug9VZvcOemlC/ (дата обращения: 10.11.2019 г.).
9 Ратинов А.Р. Насилие, агрессия, жестокость как объект криминолого-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. М., 2010.
10 Табанов М.Р. Убийства, совершаемые с особой жестокостью: автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1993.
11 Тришина Ж.В., Насреддинова К.А. Проблемные аспекты законодательной регламентации убийства, совершенного с особой жестокостью // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 3 (40).
12 Шайкенова Д.Т. Убийство, совершенное с особой жестокостью: уголовно-правовые и криминологические аспекты: по материалам Республики Казахстан: дис ... канд. юрид. наук. М., 2011.