Научная статья на тему 'Особенности структуры современных районов комплексной застройки городов Европы'

Особенности структуры современных районов комплексной застройки городов Европы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
369
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый город / пешеходная комфортность / реновация / общественные пространства / многофакторный градостроительный анализ / характерные фрагменты городской ткани / форматип / открытые данные / матрица структурирования общественных пространств Петровской Е.И. / кварталы / комфортная застройка / средовые фрагменты / иерархия улично-дорожной сети / healthy city / pedestrian comfort / renovation / public spaces / multifactorial urban planning analysis / characteristic fragments of urban fabric / format type / open data / structuring matrix of public spaces by E. I. Petrovskaya / quarters / comfortable building / environmental fragments / hierarchy of the road network

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Петровская Елена Игоревна, Овсянникова Дарья Александровна, Кулешова Ирина Сергеевна

В статье освещены результаты апробации методики сравнительного анализа жилых районов с учетом типов и распределения квартальной застройки с использованием матрицы пересечений 1 Петровской Е.И. Многофакторный анализ морфологии и структуры по группам градостроительных параметров позволил выделить закономерности и особенности формирования районов комплексной массовой застройки и их социокультурные эффекты, а также со-зависимость их локации в городе, структуры и функциональной организации. Исследовались районы Лондона (Canary Wharf, Deptford – Greenwich, Fulham – Battersea, Battersea – Vauxhall), Мальмё (Vastra hamnen, Limhamn), Стокгольма (Hamnvakten – Hammarby Sjostad) и Хельсинки (Ruoholahti – Jatkasaari).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Петровская Елена Игоревна, Овсянникова Дарья Александровна, Кулешова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the structure of modern areas of complex development of cities in Europe

The article is devoted to approbation of the method of comparative analysis of residential areas, taking into account the types and distribution of block development using the intersection matrix Petrovskaya E.I. A multivariate analysis of morphology and structure by groups of urban planning parameters made it possible to identify the patterns and features of the formation of areas of complex mass development and their sociocultural effects, as well as the co-dependence of their location in the city, structure and functional organization. Areas studied: London (Canary Wharf, Deptford –Greenwich, Fulham – Battersea, Battersea – Vauxhall), Malmo (Vastra hamnen, Limhamn), Stockholm (Hamnvakten – Hammarby Sjostad), Helsinki (Ruoholahti – Jatkasaari).

Текст научной работы на тему «Особенности структуры современных районов комплексной застройки городов Европы»

пространств, отвечающих потребностям современного жителя и раскрывающих уникальность территории, поможет разрешить существующую конфликтность и придаст импульс развития социокультурной сфере столицы своего края. Применение принципа столичности при формировании общественных пространств поможет выявить и подчеркнуть уникальные социокультурные свойства каждого российского города и поселения.

Список цитируемой литературы:

1. Балюшина, Ю. Л. Провинциальность как личностное свойство: социально-философский аспект / Ю. Л. Балюшина // Общество: философия, история, культура. - Краснодар, 2017. - № 7. - URL: https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.7 (дата обращения: 27.04.2022).

2. Вечернина, Д. Столичность и провинциальность как социальное явление / Д. Вечернина // Организация работы с молодежью. - 2013. - № 8. - URL: http://ovv.esrae.ru/pdf/2013/8/1000. pdf (дата обращения: 27.04.2022).

3. Видович, A. Я. Конфликт интересов при формировании общественных пространств города / А. Я. Видович, Д. И. Дергачева, О. А. Сапожникова // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Труды МАРХИ. - Москва: МАРХИ, 2021. - С. 138-141.

4. Гельфонд, А. Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений / А. Л. Гельфонд // Academia. Архитектура и строительство. - Москва, 2015. - №2 -С. 20-33. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-zdanie-i-obschestvennoe-prostranstvo-dualizm-otnosheniy (дата обращения: 20.04.2022).

5. Лис, А. Социология столичности: смыслы и стратегии / А. Лис // pandia.ru : [сайт] - URL: https://pandia.ru/text/77/306/15409.php (дата обращения: 28.04.2022).

6. Перькова, М. В. Градостроительное развитие региональной системы расселения и ее элементов (на примере Белгородской области): специальность 05.23.22 : дис. ... доктора архитектуры / Перькова Маргарита Викторовна; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. -Санкт-Петербург, 2019.

7. Перькова, М. В. Конфликтологический подход в градостроительстве / М. В. Перькова // Архитектура и строительство России. - 2018. - № 2. - С. 92-99.

8. Сапожникова, А. О. Проблемы утраты и восстановления памятников немецкой культовой архитектуры на территории Саратовской области / А. О. Сапожникова // Традиции православного храмостроительства : Материалы XXX Международных Рождественских образовательных чтений. - Москва: МАРХИ, 2022. - С. 74-82.

Е. И. Петровская, Д. А. Овсянникова, И. С. Кулешова 10.24412/cl-35672-2022-1-0031

E. I. Petrovskaya, D. A. Ovsyannikova, I. S. Kuleshova

Особенности структуры современных районов комплексной застройки городов Европы

Features of the structure of modern areas of complex development of cities in Europe

Ключевые слова: здоровый город, пешеходная комфортность, реновация, общественные пространства, многофакторный градостроительный анализ, характерные фрагменты городской ткани, форматип, открытые данные, матрица структурирования общественных пространств Петровской Е.И., кварталы, комфортная застройка, средовые фрагменты, иерархия улично-дорожной сети.

Keywords: healthy city, pedestrian comfort, renovation, public spaces, multifactorial urban planning analysis, characteristic fragments of urban fabric, format type, open data, structuring matrix of public spaces by E. I. Petrovskaya, quarters, comfortable building, environmental fragments, hierarchy of the road network.

Аннотация: В статье освещены результаты апробации методики сравнительного анализа жилых районов с учетом типов и распределения квартальной застройки с использованием матрицы пересечений 1 Петровской Е.И. Многофакторный анализ морфологии и структуры по группам градостроительных параметров позволил выделить закономерности и особенности формирования районов комплексной массовой застройки и их социокультурные эффекты, а также со-зависимость их локации в городе, структуры и функциональной организации. Исследовались районы Лондона (Canary Wharf, Deptford - Greenwich, Fulham - Battersea, Battersea - Vauxhall), Мальмё (Vastra hamnen, Limhamn), Стокгольма (Hamnvakten - Hammarby Sjostad) и Хельсинки (Ruoholahti -Jatkasaari).

Abstract: The article is devoted to approbation of the method of comparative analysis of residential areas, taking into account the types and distribution of block development using the intersection matrix Petrovskaya E.I. A multivariate analysis of morphology and structure by groups of urban planning parameters made it possible to identify the patterns and features of the formation of areas of complex mass development and their sociocultural effects, as well as the co-dependence of their location in the city, structure and functional organization. Areas studied: London (Canary Wharf, Deptford -Greenwich, Fulham - Battersea, Battersea - Vauxhall), Malmo (Vastra hamnen, Limhamn), Stockholm (Hamnvakten - Hammarby Sjostad), Helsinki (Ruoholahti - Jatkasaari).

1 Матрица пересечений предложена доц. Петровской Е.И. с 2017 г. для курса «Проектирование и исследование» в магистратуре МАРХИ, прошла апробацию в рамках конкурсного проектирования «Облик Реновации» [2, 4-6].

Чтобы минимизировать негативные последствия стрес- качество жизни и успешно решать множество взаимос-са в городах и понизить его уровень, а также повысить вязанных городских проблем, стоит опираться на такти-

ку устойчивого развития, которая является приоритетной тактикой в развитии современных прогрессивных городов Европы. Под устойчивым развитием города подразумевается комплексный процесс (объединяющий предпроектные исследования, организацию проектирования и строительства, управление процессом эксплуатации и администрирования территории), который ведет к решению комплекса городских проблем, улучшению условий и качества жизни горожан путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития за счет рационального использования городского ресурсного и природного потенциала.

Приоритеты Нового Урбанизма и устойчивого развития, принятые в 1990-е годы, заложены во все европейские стратегические и тактические документы и городские планы.

Перечислим основные из них:

- расположение большинства объектов в пределах 10- или 15-минутной ходьбы от дома и работы;

- «компактные улицы»;

- непрерывность пешеходной сети;

- совмещение разнообразия функций с многообразием типов, размеров, ценового уровня домов, расположенных рядом;

- акцент на красоту, эстетику, комфортность городской среды;

- размещение мест общественного использования в пределах сообщества;

- создание архитектуры человеческого масштаба;

- различие между центром и периферией;

- общественные пространства в центре - более насыщенные и более качественные;

- расположение зданий, жилых домов, магазинов и учреждений обслуживания ближе друг к другу для облегчения пешеходной доступности;

- сеть высококачественного общественного транспорта, соединяющая вместе районы города, близлежащие поселки и товарищества;

- минимальное воздействие застройки на окружающую среду.

В рамках курса на устойчивое развитие в РФ к 2030 году приняты следующие правительственные программы и указы:

- Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 №1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» 1.

- «Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» 2 (ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты»).

- Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» 3.

- Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 №1184 «Об утверждении Правил принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» 4.

Авторами проведено исследование, проверенное практикой пешеходно-комфортной среды районов современной комплексной застройки, определены ее характеристики и особенности для разных городских зон. На основании исследования возможно определить направления совершенствования структур общественных городских пространств и застройки для российских новых районов с учетом современных тенденций и приемов зарубежной практики градостроительного регулирования, что позволит создавать разнообразную городскую среду с учетом локации и особенностей территории нового строительства и ее социальной программы.

Источники открытых данных: Q-GIS; OpenStreetMap; Google Maps, google.com, Google Street View, Parkopedia; Cadmapper; YouTube.

Теоретические основы исследования

За основу исследования принята схема структуры района как пешеходного ареала 5, состоящего из средо-вых зон (форматипов), имеющих свои особенности морфологии застройки, структуры УДС и функционального

Рис. 1. Принцип иерархии средовых фрагментов (вверху); базовая схема организации района (внизу)

1 https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14072021-n-1912-r-ob-utverzhdenii/

2 https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48

c06c958e454/obzor.pdf

3 https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/ natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/

4 http://government.ru/docs/all/135641/

5 Прототип структуры ареала выделен на основании предыдущих исследований Петровской Е.И. и описан в ряде статей [4-6].

наполнения. Ф-типы в свою очередь состоят из территорий местного (локального) общественного пользования (мини-парки, сады, местные ОП) и кварталов-ячеек, обладающих разными объемно-пространственными характеристиками и ТЭП. На границах ф-типов располагаются ОП районного уровня - набережные, площади, районные и спортивные парки, остановки общественного транспорта.

Сравниваемые параметры для исследуемых районов

Для удобства сравнения были сформированы базовые паспорта, в которых градостроительные параметры распределены по группам:

- характеристики территории р-на и его удаленность от центра города с учетом доступности на общественном транспорте;

- особенности, состав и плотность УДС;

- количество, пешеходная доступность и типы общественных пространств;

- морфология застройки, количество и состав средо-вых зон (ф-типов), типы кварталов их составляющих;

- количество, тип и расположение объектов соцобе-спечения (школы, колледжи, клиники, места приложения труда, ритейл, рынки и т. д.).

План исследования (составлен Петровской Е.И. с учетом выхода на новую типологию):

1. Параметры района и состав ф-типов (8 района, 8 водной поверхности, 8 типов МЗОП, типы ОП, силуэт, функция).

2. Параметры ф-типов и типы включенных кварталов (виды среды по типу покрытия УДС и элементов благоустройства, общественные пространства и активность их использования по наличию точек притяжения и сервисов, 8 и габарит территории морфотипа, X 8 кварталов, X 8 пятна застройки на территории, К (%) застроенности, высота застройки в м, этажность, количество кварталов общественной застройки, площадь кварталов, плотность застройки территории, 8 водной поверхности, 8 МЗОП и парков, К эффективности - % кварталов, длина УДС и 8 парковок, доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории, количество кварталов на территории, плотность улично-дорожной сети, типы УДС на территории- ширина улиц, типы ОП).

3. Параметры кварталов в красных линиях и в УДС (площадь, габарит, плотность, типы прилегающих УДС и ОП, этажность, площадь пятна застройки, коэффициент застроенности, габарит двора, тип и положение парковок, доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры, пропорции внутридворового пространства, планировочные особенности, % разрывов по сторонам квартала и т. д.).

Для анализа характеристик пространственно-комфортных территорий и выявления принципов формирования пешеходных структур в разных частях города (срединная зона, периферия) были отобраны территории в крупных исторических городах Европы, развивавшихся промышленным путем и имеющих длительный опыт реновации жилых районов (результаты исследования собраны в таблицу 1).

Таблица 1.

Особенности пространственной организации и морфологии некоторых жилых районов Лондона, Стокгольма, Мальмё, Хельсинки

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Fullham -Battersea Лондон. Battersea -Vauxhall Стокгольм. Hamnvakten -Hammarby Sjostad Мальме. Vastra hamnen Мальме. Limhamn Хельсинки. Кш^ЬЫ! -Jatkasaari Выводы

«Город в го- «Тихий до- «Ворота и «Ворота и ре- «эко-контакт- «городок» - «поселок» - «ворота» или Набор и баланс

роде» - мак- суг» - р-н репрезента- пре-зентация- ный спальный «стильный по- средний «стиль-ный функций в районе:

симальный комфорт- ция» - под- подцентр» - р-н» - комфорт- сад» - функц. комфорт и посад» - жи- места приложе-

комфорт для ного прожи- центр видо- (предста- ное проживание смешанный разнообра- лой р-н-функц. ния труда\ жилье

S и всех социаль- вания - ти- вой, высоко вительские у водного фрон- высоко ком- зие, рабо- смешанный, разного уровня\

S Е-о ных слоев и хий досуг, комфорт- функции - ра- та. Р-н фоно- фортный для та - услуги комфорт и раз- места проведения

S О, разнообразие комплекс- ный (работа бота - досуг\ вый, комфорт и среднего класса; в отдельных нообразие для досуга.

Е-| И (работа \ про- ная город- 20% \ прожи- проживание визуальное раз- разнообразие кварталах среднего класса Их баланс взаи-

Q-, живание \ до- ская среда ва-ние доро- дорогое аренд- нообразие функций (рабо- 15%, прожи- (работа внутри мо-связан с про-

суг - баланс гое арендное ное 50-65%) (работа 10% та 15-20% \про- вание-оздо- ф-типа \10% - странственной

меняется от 50-70% \ проживание живание досуг ровительный про-живание структурой, при-

цента к пери- \ досуг) 70% \ досуг 60% \досуг 20- досуг \70%-спорт оритетными типа-

ферии) 20%) 25%, ж/д, уни- \ досуг 20%) ми УДС

верситет)

Удаленность от центра 6,7 км 7,4 км 5,5-8,2 км 2,3-3,5 км 2,7-3,9 км 1,3-2,2 км 5,1 км 1,4-2,9 км Удаленность влияет на наполнение функциями и типологию застройки

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. БиПЬаш -Баиегееа Лондон. Battersea -Vauxhall Стокгольм. Нашпуакеп -НашшагЬу Sjostad Мальме. Vastra Ьашпеп Мальме. ЫшЬашп Хельсинки. КиоЬо1аЫ:1 -^к^аап Выводы

2 215 га 97 га 110 га 84 га 215 га 184 га 43 га 173 га Пешеходная до-

S л о. я 2400х1340м 660 м х 680 м 750 м х 1760 м 814 м х 1750 м х 840 м х 1860 м 1600 м х 1450 м 1160 м х 1150 м х 760 м ступность внутри

л о 214 м х 1630 1120 м районов

^ о, S Wi 25-35мин

н 0.48 км/га 0.32 км/га 0.221 км/га 0.289 км/га 0.387 км/га 0.284 км/га 0.469 км/га 0.479 км/га В несколько раз

£ К превышает норма-

Средняя: ность У тивную в РФ

районные районные до- районные до- районные доро- районные доро- районные доро- районные до- районные доро- Высокий процент

то р дороги - роги - 3 210 м, роги - 2 726 м, ги - 3 818 м, ги - 15 339 м, ги - 4 221 м, роги - 1 831 м, ги - 14 545 м, улиц с приорите-

С о Л т 19 272 м, жи- жилые проез- жилые проез- жилые проез- жилые проезды - жилые проез- жилые проез- жилые проез- том пешеходно-го

лые проезды - ды - 10 714 м, ды - 5 045 м, ды - 4 586 м, 17 553 м, ды - 10 776 м, ды - 8 673 м, ды - 9 138 м, движения

^ G g § 15 630 м, служебные служебные служебные служебные про- служебные про- служебные служебные про- Отсутствуют го-

s я СЦ ^ 2 служебные проезды - проезды - проезды - езды - езды - 5 134 м, проезды - езды - 13 163 м, родские магистра-

проезды - 3 750 м, 2 768 м, 5 833 м, 9 009 м, пешеходные 1 709 м, пеше- пешеходные ли внутри районов

н и 23 516 м, пешеход- пешеходные пешеходные пешеходные пути - 32 169 м ходные пути - пути - 46 154 м

он с пешеходные ные пути - пути - 7 933 м пути - 10 073 м пути - 8 071 м

о пути - 44 810 м 15 210 м 27 511 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метро Ферри во- Ферри Метро (вне Скоростной Метро (вне Ж/д путь (го- Ж/д путь (го- В периферийных

(вне УДС) - дный трамвай (вне УДС) - УДС) - 4 ст. трамвай УДС) - 0 ст. родская элек- родская элек- районах отсутству-

р 7 ст. (вне УДС) - 1 ст. Ж/д путь (го- (вне УДС) -10 ст. Ж/д путь (город- тричка инте- тричка интегри- ет рельсовый и во-

о с Монорельс 1 ст. Ж/д путь (го- родская элек- Ж/д путь (город- ская электричка грирована в рована в сеть дный транспорт.

Я (вне УДС) - Монорельс родская элек- тричка инте- ская электричка интегрирована в сеть метро) - метро) - Расстояния меж-

т 4 ст. (вне УДС) - тричка инте- грирована в интегрирова-на в сеть метро) - 2 ст. 32 ст. ду автобусными

О ЖД путь (го- 2 ст. грирована в сеть метро) - сеть метро) - 5 ст. Автобус - Автобус - 34 остановками ва-

я я родская элек- Ж/д путь (го- сеть метро) - 6 ст. 2 ст. Автобус - 5 ост. ост. рьируются в за-

и т тричка инте- родская элек- 6 ст. (+2 ст. ря- Автобус - Автобус - 22 ост. 24 ост. висимости от типа

се ^ грирована в тричка инте- дом). 52 ост. районов

\о о сеть метро) - гриро-вана в Автобус - 35

2 с 2 ст. сеть метро) - ост.

£ Автобус - 65 ост. 1 ст. Автобус - 21 ост.

й На расстоянии На расстоя- Рельс ОТ, от Узлами (хаб От пересадоч-но- От пересадоч- 2 км от пере- Недалеко от

се ер 500-780 м от нии 500-780 м ст. 300-ст во- Vauxhall го хаба до любой ного хаба до лю- садоч-ного пересадочного

G 2 станций от 3 станций дного тр., ж/д-метро и точки района бой точки рай- хаба ж/д, до морского хаба

« * \о i3 метро, моно- Battersea Park) 20-25 мин. пеш- она 20-25 мин. водного пас. и главной го-

X Р рельс - на между ст. ж/д ст. метро 500- ком пешком порта родской маги-

£ ° о я станции через мост - 450 и 1200 м. страли (8 полос)

S S нд 490 м, Причалы - 2 ст. и линии скор.

я о водного тр., трамвая (в ко-

тс с метро - 270-400 м от ридоре 28 м)

Он 700\1500м метро

ЕЙ g 380-450 м 380-450 м Состояние Автобус. 450-470 м 380-450 м 450-510 м 330-550 м

! * формирова- остановки -

« и s я ния интервал

от 5 О £ « 380 м

12-15 мин. 12 мин. 7-12 мин. 15-20 мин. 12-18 мин. 12-15 мин. 7-10 мин. 12-15 х 5 мин.

внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш. внутр. пеш.

доступность доступ- доступ- доступность доступность с доступность с доступ- доступность с

с соотв. ин- ность с ность с с соотв. ин- соотв. инфра- соотв. инфра- ность с соотв. инфра-

ть с фраструкту- соотв. ин- соотв. ин- фраструк- структурой. структурой. соотв. ин- структурой

он а т рой. фрастру- фрастру- турой в Вся протя- фраструк-

ктурой ктурой. централь- женность - 45 Вся протя- турой.

со « Вся протя- ной отстро- мин. пеш. до- женность - Вся

« я женность - Вся про- енной части. ступ., 25-30 мин. протяжен-

нн е 45 мин. пеш. тя-жен- Вся вело -25 мин. пеш. ность -

р доступ. ность - 22 протяжен- 15-20 мин.

н 0Q мин. пеш. доступ. с одного берега ность - 25 мин. пеш. доступ. и через ж/д пути пеш. доступ .

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би1Шаш -Вайегееа Лондон. Вайегееа -Уаи^а11 Стокгольм. НашпуаИеп -НашшагЬу Sjostad Мальме. Vastra hamnen Мальме. Limhamn Хельсинки. Кио^1аЫ1 -^к^аап Выводы

Школы че- Колледж и Колледж и 1 нач. шк. у Школы че- Через 350\550- Школы че- Школы 1 в

рез 500-700 универси- универси- ст. метро 250 рез 500-700 750 по кольце- рез 450 и ф-типе, через

по кольце- тет - нет. тет - нет. м и в 1200 по кольцевой вой ГУПТ. 700 м по 300-700 во-

вой ГУПТ. от др. части. ГУПТ Колледж и кольцевой круг ДОКА.

Госпиталь Госпиталь- Возможно, университет ГУПТ с ав- Госпиталь

Колледж и -нет. нет. планируют- (кампус рас- тобусом. в ф-типе в

университет ся колледж и пределенно- 3 мин. от

500-700 м от Школы на Школы на университет. го типа) 250- Колледж и остановки

2 хаба, границе границе Госпиталь - 700 м от хаба. универси- скоростного

¡2 CD 100 м от ст. района в района в нет Строится во- тет 1.800- трамвая и ав-

\о монорельса. сложив- сложившей- круг внутрен- 2.100 от тобусов

ст О Госпиталь шейся ся мало- Школы вне них каналов и р-на, 500-

S 550 м от малоэтаж. этаж. за- ф-типа, но в доков. 700 м от

2 s: хаба застройке стройке на районе через Университет. хаба. Го-

w mi на рассто- расстоянии 700-800 м кампус, спиталь

id янии 650 м от центра р-на 650 м от центра р-на, через 700 - 800 м по кольцевой ГУПТ доступ школы, госпиталь - 2000 м от хаба и входа в р-н. Др. мед. центров нет -только оздоровительные и спортивные 550 м от хаба города.

Вдоль рельс Между 2 ст. Граница - Прибреж-ная Вдоль фьорда- Морской бе- Морской Морской

ОТ, от пере- рельс ОТ и городские полоса 210- канала (78 м) рег берег берег

садочного водного. межрай- 850 м между по центру тер-

хаба до ст. он-ные ма- рельс ОТ и ритории рельс Ж/д пути Магист- Магист-ра-

водного тр. Ист. центр гист-раль- набереж- ОТ, от переса- раль ли районного

(музей и ные улицы ной. доч-ного хаба Ист. центр в районного значения

Изгиб реч- парк Грин- - шир. 28 м. до ст. водно- контактной значения

ного русла вич) в кон- Ж/д пути в го тр. зоне

s ^ Темзы с 3 тактной шир. - 72 м Речное русло

E-| S сторон зоне. между зда- Темзы вдоль На внеш пе-

ЕГ Я ниями. р-на риметре - ТЦ

Q-, Речное и офисно-де-

О русло Дептфорд-Крик вдоль р-на Речное русло Темзы вдоль р-на ловые зоны с подъездом с ГУТП, межрайонная пож. часть на границе с городской магистралью

Ворота в Ворота в Ворота в Ворота в НЕТ ворот в Ворота в Ворота в Ворота в

р-н - торго- парковую р-н - де- р-н - смеш. р-н и торгово- р-н - торго- р-н - сме- р-н - торго-

во-деловая ист. зону ловая вы- деловая-жи- деловой зоны с во-деловая за- шанная за- во-деловая

высотная Активно сотная за- лая высотная апартам. стройка. стройка. среднеэтаж-

застройка с строится стройка, застройка с Велодорож- ная застрой-

апартамен- вдоль воды отели и апартам. Активно стро- Активно стро- ка до цен- ка.

тами. (большой апартам. ится вдоль во- ится (1-я оче- тра вдоль

S Активно и малой) - Активно ды-фьорда в редь) вдоль береговой Активно

S Cfl строится элемент Активно строится поле 140-520 м воды малой- линии. строится

S вдоль воды комфорта. строится вдоль воды КАНАЛОВ и Активно вдоль воды

Я малой - вдоль воды большей в БОЛЬШЕЙ строится от ДОКОВ, в

Q-, О КАНАЛОВ Полоса малой - док поле 250- приморской периферии поле, от воды

S E-и в поле 140 новой за- и мал. КА- 400 м с подветрен- к центру и 160 м.

о я м высота до стройки от НАЛОВ. ной стороны вдоль боль-

CD \o 22-30 эт. - воды - 80\ Полоса Полоса но- в поле 140- шей воды Протяжен-

О и о элемент. 108\ 123\м новой за- вой застрой- 230 м. пролива - в ный вдоль

комфорт. Полоса новой застройки от воды -80\108\123\м стройки от воды -207\м 280\ 410м ки от воды-116\420\м Полоса новой застройки от воды -80\108\230 м поле 450 м от береговой линии. Полоса новой застройки от воды- 123380 м воды

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би11Ьаш -Байегееа Лондон. Battersea -Vauxha11 Стокгольм. Нашпуакеп -НашшагЬу Sjostad Мальме. Vastra haшnen Мальме. Limhamn Хельсинки. КиоЫ1аЫ1 -Jatkasaari Выводы

формиро- формиро- видовая со- видовая со- видовая со- видовая со- ормирова- - МЗОП к

вание видо- вание ви- ставляющая ставляющая ставляющая ставляющая и ние видо- воде .

вых точек с довых то- к большой с противо- вдоль фьорда система ори- вых доми-

воды. чек с воды и город- воде. композиция положного берега ентиров нант с воды при ветро- видовая составляю-

вода-малая ских маги- развернута формирова- защитном щая по всей

ая заменяет стралей на воду ние видовых зеленом бу- длине.

В 2 централь- точек с воды и фере .

я л в ный парк рядом 780 снижение городских ма- формирова-

Е-и м крупней- высокая гистралей вода-про- ние видовых

о с видовая со- ший парк плотность, лива до- точек с воды

я ав ставляющая Лондона высота к полняет и городских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о д в центре. большой централь- магистралей

Ви Воде снижается на 2-3 эт но при этом формируются доминанты-ансамбль.. ный парк видовая составляю-щая на периферии снижение плотности без снижения высотности к большой Воде

Р-н ком- Комфорт- Предста- Предста- Комфортного Комфортно- Р-н ком- Комфорт.

фортного ного про- ви-тель- ви-тельский проживания, го прожива- форт-ного прожива-

проживания живания ский р-н с р-н. В центре без зон доро- ния, без зон прожива- ния,

с зонами дорогой не- -посольство гой недвижи- дорогой не- ния без зон без зон доро-

дорогой не- движи-мо- США. мости в актив- движимости в дорогой не- гой недвижи-

т н е движимости стью. Предста- ном поле активном поле движимо- мости в ак-

Я в активном вительства сти в актив - тивном поле

ти н поле Закрытые транснаци- ном поле.

о Ы видовые ЖК ональных компаний. Апартаменты Выраженная социальная направленность застройки

Снижение Преоб- Высота от Высота до 7-8 эт. - эле- Высота до 7-9 1-2 торго- Застройка

плотности ла-дание 7-11 до 27- 12\17\22 эт. мент комфор- эт. - элемент во-деловых (8-10 эт.) без

и высотно- средне- и 37 эт. при - элемент та, снижение комфорта. квартала. жилой функ-

сти к боль- малоэтаж- небольших визуально- плотности и Снижение ции.

шой воде до ной за- дворах-са- го, но не кли- высотности к плотности Высо-

2-3 эт. стройки дах и ка- матического большой Воде и высотно- та 3-5,1-2 Высота до 5-7

и к й скадной ор- комфорта. до 1-2 эт., пе- сти к центрам башни ори- эт. - элемент

о р Активно ганиза-ции. Повыше-ние риметр рас- периферий- ентира -до комфорта

ее строится Повыше- Элемент плот-ности крыт к воде ных ф-типов 12 эт. - эле-

Eg вдоль Воды ние плот- комфорта. и высотнос- или большой мент ком-

ам р малой - КА- ности к ти к боль- Воде до 1-2 эт. форта.

о Ф НАЛОВ в поле 140 м, высота до 22-30 эт., элемент комфорт Воде шой Воде на 2-5 эт. Застройка с апартам. Снижение плотности и высотности к большой Воде до 2-3 эт.

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би1Шаш -Байегееа Лондон. Байегееа -Vauxha11 Стокгольм. НашпуаИеп -НашшаЛу Sjostad Мальме. Vastra haшnen Мальме. Limhamn Хельсинки. Кио^1аЫ1 -Jatkasaari Выводы

Плавная Плавное Плавная Резкая смена Смена цвет- Смена цвет- Плав- Одинако-вая Выводы

смена цвет- изменение смена цвет- цветности и ности фаса- ности фасадов ная смена цветность фа-

ности фаса- цветно- ности фаса- контрастно- дов каждые незначитель- цветности садов. Есте-

дов. Центр сти. Натур. дов. Центр сти фасадов 1-2 кварта- на. Центр и фасадов. ствен-ные ма-

и перифе- материалы и уВОДЫ между ла - 120-140 периферия - Центр и пе- териалы 1 эт.

рия - есте- фасадов. - естествен- ф-типами м. Центр и естественные риферия- и белый цвет

ственные Желтый ные мате- выше уровня периферия материалы и естеств. в массе. Цве-

материалы кирпич в риалы и 4-5 эт; -естествен- спокойные материалы товые контра-

и спокой- массе фа- спокойные на уровне пе- ные материалы цвета. Цвето- и спокой- сты незначи-

ные цвета. садов под- цвета. шехода есте- и спокойные вые контрасты ные цвета. тельны и в

Цветовые держан и в ствен-ные цвета. Цвето- (красно-бор- Цветовые деталях.

м контрасты новой за- Цветовые материалы вые контра- довые акцен- контрасты В жилом мас-

о ле незначи- стройке. контрасты и спокой- сты незначит. ты - 1 дом на незначи- сиве - бе-

ц в ан тельны и в незначи- ные цвета. и в срединной ячейку или тельны. лый - 80%,

срединной Ист. архи- тельны и в Цветовые зоне. В жилом на ф-тип) В жилом серый - 10%

о йа зоне. тектурный срединной контрасты массиве - бе- незначитель- масси- и кирпич -

Oi В жилом контекст, зоне. незначи- лый, беж и ны и в сре- ве - беж 10%

ы д массиве - цветовой тельны и в коричневый динной зоне. и коричн.

о и беж и ко- код - сдер- В жилом срединной кирпич В жилом мас- кирпич. Рядом, 580 м

ричневый жанный массиве на зоне. сиве - белые и Доминан- крупный парк

д § кирпич. периферии В жилом светло-серые ты, ори- Хельсинки.

й - красный массиве - фасадные па- ен-тиры

ны ь кирпич в красный, нели. выделены Ист. архи-тек-

ла да Цветовой сочетании с беж и ко- черным турный кон-

о оМ код спокой- историч. и ричневый Рядом 780 м цветом для текст отсутст-

ный пром. зданиями кирпич в поддержку историч. пром. ар-хитек-туры р-на ист. центр с соборами и крепостью. Ист. архитектурный контекст на границе. Цветовой код сдержанный, светлый силуэтного восприятия Цветовой код спокойный вует. Цветовой код - сдержанный

170-210 м 170-210 м 170-210 м 140-170 м 120-140 м 70-110 м 140-210 м Смена фасад-

ае rt ^ до 480 м на на перифе- до 480 м на до 180 м на ных решений

раж периферии рии через периферии периферии застройки

о « g 210-270 м каждые

ак Я « ео мр U g 70-90 м

20 мин 20 мин 25-30 мин 15 мин 20 мин 25-30 мин интегрированный в сист 25 мин внутренняя 15 мин

П ОТ р-н

О и в бинарной

H О системе

ы р у т агломера-

ционная

к у интегра-

р т и ция - 40-

pa й ы 45мин.

н на ав умеренно

о р интегри-

игр рованный

ет н в сист го-

S родского и скоростного ОТ

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би1Шаш -Байегееа Лондон. Байе^еа -Vauxha11 Стокгольм. Нашпуакеп -ИашшагЬу Sjostad Мальме. Vastra hamnen Мальме. Limhamn Хельсинки. КиоЫ1аЫ1 -^к^аап Выводы

& Проницае- Проница- Полупро- Проница- Разнообразие Полупрони- Эко- Проница- Максималь-но

S я « мый, видо- емый, ви- ницаемый, емый, видо- за счет цве- цаемый, видо- контакт- емый, видо- используется ви-

О ¡и ^ в вой в сере- довой видовой в вой вдоль тового реше- вой по пери- ный по пе- вой по длин- довая составля-

S дине середине реки ния и благо- метру риферии. ной стороне, ющая.

и устройства. Система на границе с Наличие четкой

о R Территория ориенти- деловой зо- системы высот-

о u я « 1.6x1.25 км - ров - ной города ных ориентиров

со О S м О абсолютно пе- здания до (2 мин.) при массовой

S « I® на шеходно связ- 16 эт. среднеэтаж-

о ™ ~ а ная. Проница- ной плотной за-

-f F S в Эко-контакт- емый - вы- стройке

S § м Я ный по пери- сотными

S ^ 2 л к ^ « У о 2 х 2 CD CD В CD с ферии

Комплексы Камерная, Камерная, Заявляю- Нет Система ори- Акцентная Проница-

^ гостиниц и комплексы комплексы щая, подав- ентиров есть - авторская емый, видо-

Н апартамен- ЖК со сво- ЖК со сво- ляющая 1 доминанта и архитекту- вой по длин-

Е-| S тов на кана- ей атмос- ей атмосфе- арт-объекты ра блоков ной стороне,

^ ле со своей ферой рой и пл. на границе с

Л атмосферой деловой зо-

О О, ной города

О Е- И < (2 мин.)

И CD 13 типов 5 типов 6 типов 5 типов квар- 8 типов квар- 8 типов квар- 6 типов 6 типов квар-

¡5 кварталов кварталов кварталов талов ячеек талов-ячеек талов ячеек кварталов талов ячеек

К-во типов кварталов- ячеек ячеек ячеек ячеек

Силуэт р-на Силуэт Силуэт рва- Силуэт вы- Ровный - вы- Силуэт ров- Силуэт Силуэт ров-

выражен- ровный, ный - мало сотный сотных и ма- ный с до- ровный - ный, ориен-

ный - на- ориенти- высотных рваный, лоэтажных минантой- высотных тиры - внеш.

растание ры - вы- и средне- подавля- зданий нет, символом, (12-16 эт.) до-минанты,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высотно- сотные жи- этажных ющий вы- 100% средне- высотных бло- зданий- каналы и на-

сти от пе- лые здания (4 эт.) раженным этажная за- ков застройки ориенти- бережные

риферии к силуэтным стройка нет, застрой- ров - 2-3,

центру по экспрессив- (5-8 эт.) ка средне- и застройка

экспоненте ным реше- малоэтажная средне- и

т m ^ "классиче- нием - 4-5 (97%), преоб- малоэтаж-

и и ский город" высотных ладает сред- ная (2-4

всплеска на длине 1,700 м -каждые 270-340 м неэтаж. застройка (3-6 эт.) до 5 эт.), здания-акценты расположены с поворотом на изломах набережных

Продолжение табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би1Шаш -Байе^еа Лондон. Байе^еа -Vauxha11 Стокгольм. НашпуаИеп -НашшаЛу Sjostad Мальме. Vastra hamnen Мальме. Limhamn Хельсинки. Ruoho1ahti -Jatkasaari Выводы

Парки - Парки Парки рай- Парки рай- Парки район- Парки (1 шт.) Парки - Парки круп-

спортив- крупные онного онного зна- ного значения районного спортив- ные на гра-

ные\тема- на грани- значения чения рядом по геометр. значения по ные при нице района;

тические, це района; на границе на границе центру по од- геометр. цен- школах; парки ма-

скверы, об- парки ма- района 36 района - ному на тру по одно- парки-пля- лые - школь-

щественные лые - пери- га, и 16 га - 77 га. 3-4 ф-типа на му на жи - буфер ный и спор-

сады ферия, ограничи- Сады и пар- их границе 3-4 ф-типа на вдоль мяг- тивный

скверы - в вают; пар- ки планиру- (2.5-5,2 га); на их границе кого бере- (2 квартала

средней ча- ки-сады у ются в цен- их террито- (4,2 га); на его га; скверы по 0,6га);

сти района на-бережной тре - около рии - культур- территории с детскими скверы ка-

на границе 4,6 га; ма- 1-2 га; парк ные центры, культурный площадка- менные на на-

Ф-типов лые у ж/д, упосоль- публичные центр, пу- ми 3 на бережной на

сумма стан- ства США библиоте- бличная би- района на границе

ций 1,2 постро- ки и крупные блиотека и ря- границах ф-типов

га, скверы ен - 2,2 га; спорт-центры; дом старшая ф-типов и

мини - в парки-сады рядом старшие школа; крупных

средней ча- у набереж- школы; парки- парки - эко- кварталов

сти района ной -1,6 га; спортивные 600х30\70 и

на границе сады-дворы внутрирай- спортивные

Ф-типов проходные и непроходные встроены в крупные кварталы застройки; малые скверы онные 0.6-1.1 га; малые внутренние длинные (24х330); скверы-променады внутри внутри-рай-оные (внутри или на границе ф-типа и периферийных набережных) 0.6-2.1

МЗОП у ж/д, скве- ф-типа 0,7 га; га; малые

ры-проме- внутри внутренние

нады между блоками застройки - в средней части района на границе Ф-типов ф-типов разграничены БГТП 30-36 (бульвар с ОТ) спортивные-дет. по 1 на ф-тип (48х98), променады внутри ф-типа распределен-ная сеть искривленных мощеных пространств между домами без функц. нагрузки, "эстетика подходов к дому', ф-типы разграничены БГТП 30-32 -(бульвар с ОТ), иногда на периферии к ним прилегает зеленый буфер, расширяя кр. линии до мах 45 м

Окончание табл. 1.

Лондон. Canary Wharf Лондон. Deptford -Greenwich Лондон. Би1Шаш -Бattersea Лондон. Бattersea -Vauxha11 Стокгольм. Нашпуакеп -НашшагЬу Sjostad Мальме. Vastra haшnen Мальме. Liшhaшn Хельсинки. КиоЫ1аЫ1 -Jatkasaari Выводы

Площа- Площади Площади Структу- Площади Площади рай- Почти все Аван-площа-

ди у пере- районные у районные у ра в стадии районные у онные у "вхо- зеленые. ди при госпи-

садочных метро\жд\ метро\жд\ строитель- метро\ж/д да в р-н от Аван- пло- тале, школе,

станций с останов- останов- ства: площа- \остановках \ж/д-вокзала щади у остановках

артобъекта- ках водных ках водных ди районные водных трам- = связь р-на, станций водных трам-

ми\ фонта- трамваев\\ трамваев-2 у метро - ваев-2 шт личные при- с арт- ваев \\ пеш.

нами\ пеш. набе- шт. - связь внесены в =связь р-на, чалы яхт в 3-4 объектами на-бережные

амфитеа- режные с р-на, лич- атриумы личные прича- доках и ка- \\ амфитеа- с видовыми и

трами, видовыми ные при- комплек-сов лы яхт \\ пеш. налах \\ пеш. тры на на- спорт. зона-

аван-пло- и спорт. чалы яхт \\ застрой- набережные набережные бережных ми \\ детская

щади угло- зонами \\ пеш. набе- ки, чем с видовыми и с видовыми и жестких пл. в скве-

вые, встро- мал. вну- реж-ные с изолирова- спорт. зона- спорт.зонами между ре и спорт.

енные в тренние видовыми ны от авто- ми\\ пеш. ко- внутренние у ф-типами, площадки в

кварталы, площади и спорт. зо- потока по роткие буль- каналов - до аван-пло- сквере и при

видовые или сады нами\\ пеш. районным вары от ст. к 7-9 м, мор- щади угло- школе не ого-

точки на пе- в круп- короткие магистра- воде без тор- ские с зел. по- вые, встро- рожены.

шеход. на- ных ЖК\\ бульвары лям\\пл.- говли \\ мал. лосами - пля- енные в

бережных детские и от ст. к воде эспланада внутренние жами до 42-70 кварталы,

спортив- без торгов- при посоль- площади или \\ пеш. корот- видовые

ия ные пло- ли \\ мал стве США\\ сады в круп- кие улицы в точки на

го щадки - внутренние при останов- ных кварта- центральных пешеход.

л о редко площади ках водных лах\\ детские ф-типах от ст. набереж-

ип т или сады трамваев - 2 и спортивные к парку ных, дет.

и в круп- шт. =связь площадки - р-му с тор- площадки

1 ных ЖК\\ р-на, личные нет во дворах, говлей \\ мал. у школ или

ар \о детские и причалы яхт 1 у школы, 1 внутренние в сквере

о он спортивные \\ пеш. на- в районном площади с вне ф-типа

& площадки - береж-ные парке дет. пл. или

нет с видовы- сады в

ОП ми зонами\\ ф-типах меж-

пеш. короткие бульвары от ст. к воде без тор-говли\\ мал. внутренние площади или сады в крупных ЖК\\ детские площадки в скверах-промена-дах межквартальных, и спорт. площадки - нет ду ячейками-кварт\\ детские и спортивные пл. - нет во дворах, 1 у школ,1 в районном парке, в внутренних садиках (почти все без заборов, с свободным доступом, т.к. местоположение обособлено от транспортного транзита и парковок)

В результате исследования выявлены особенности пространственной организации и морфологии при комплексной застройке всех рассмотренных районов Лондона, Хельсинки, Стокгольма, Мальмё.

На основании исследования предложены типологии:

1. Районов с учетом особенностей для Англии и стран Скандинавии.

2. Выделено 10 ф-типов 1 (пространственно-средо-вые типы) и их разновидности для английской и скандинавской практики.

3. 13 типов базовых кварталов ячеек 2.

Выводы по сравнению районов:

1. Размеры районов имеют пешеходно комфортные параметры и в основном не превышают 1,6-1,8 км, что позволяет обеспечить 25-30-минутную пешеходную доступность, в случае типа "город в городе" (максимально самодостаточного в своей организации) пешеходная доступность в пределах 35-42 мин.

2. Р-ны не пересекаются городской магистралью прилегающим к ней центром, создаются как территории с приоритетным вело-пешеходным движением, общественный транспорт имеет вспомогательное значение. Особенно в скандинавской практике минимизировано количество внутрирайонного общественного транспорта. Преобладает жилая среднеэтажная застройка (2-3-7 этажей) в периферийной и срединной части районов во всех зонах города независимо от типа районов.

3. Плотные многофункциональные центры с высотной застройкой, расположенные в центре района и не прилегающие к транзитной городской магистрали присущи Лондону.

4. Переменная и повышенная этажность вдоль береговой линии крупных рек в срединной зоне города с акцентированием фронта через каждые 400-600 -пульсация силуэта - присуща районам срединной зоны Лондона.

Рис. 2. Предлагаемая типология для анализируемых районов с учетом перечня градостроительных параметров (таблица 1) в сопоставлении с тремя группами преобладающей морфологии жилой застройки

1 Подробнее описание в статье АМИТ, готовится к печати .

2 Подробнее описание в статье АМИТ, готовится к печати.

5. В скандинавской практике многофункциональные зоны с местами приложения труда прилегают к транзитной городской магистрали и находятся на границе районов массовой жилой застройки, не являясь их общественным центром.

6. В скандинавской практике р-н формируется вокруг районного парка (около 2-5 га) с расположенным в нем культурным районным центром, фрагменты (-типы) композиционно фокусируются на ландшафтных элементах (набережные проливов, каналы).

7. В скандинавской практике в качестве ориентиров используются 1-2 высотные доминанты на р-н.

8. Во всех районах плотность УДС очень высокая -от 0,450 км/га до 0,9 км/га, относительно общероссийской, и МГСН - около 0,250 км/га. При этом УДС изменяется в основном по типологии, а не по плотности км/ га внутри района, и соответствует ф-типам, составляющим район. Особенно высокая плотность УДС вдоль природных и водных объектов и в зонах при пересадочных станциях ОТ за счет большего количества пешеходных путей (которые через ГИС считываются как линейные объекты).

9. Все районы состоят не менее чем из 4-8 ф-типов, каждый ф-тип включает 3-8 видов кварталов-ячеек, что обеспечивает максимальное разнообразие застройки в пределах "кадра восприятия", при этом большая часть типов кварталов повторяется как в скандинавской практике, так и лондонской.

10. Общ. функция и услуги 1-2 до 5 этажа в соответствии с УДС.

11.Узкие относительно высоты дворы.

Список цитируемой литературы:

1. Абуали А.М.А. Стратегическая экологическая оценка планов и программ для Ирака / Абуали А.М.А., М. В. Перькова // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2019. - №8. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-ekologicheskaya-ot-senka-planov-i-programm-dlya-iraka (date of access: 01.11.2021)

2. Петровская, Е. И. Апробация методики формирования локальных средовых и фасадных регламентов / Е. И. Петровская, Д. А. Ежикова, Е. А. Валенкова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №2(55). - С. 276-308. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21 /PDF/20_petrovskaya.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-276-308

3. Петровская, Е. И. Методика выполнения графического градостроительного экспресс-анализа (в программе Photoshop) : Приложение 1 / Е. И. Петровская ; Кафедра Градостроительство. - Москва : МАРХИ, 2017. - 17 с. - URL: http://lib.marhi.ru/ MegaPro/UserEntry?Action=Link_FindDoc&id=49705&idb=2. -Режим доступа: для авторизованных пользователей.

4. Петровская, Е. И. Методика прототипирования для формирования пространственно комфортной застройки (на примере работ магистров МАРХИ) / Е. И. Петровская, А. Д. Агей-кин, Л. М. Мананова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №2(51). - С. 197-236. - URL: https:// marhi.ru/AMIT/2020/2kvart20/PDF/12_petrovskaya.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15112.

5. Петровская, Е. И. О методе кодирования «пешеходно-ком-фортной» городской среды и сочетании центричных и линейных городских пространств / Е. И. Петровская, А. Г. По-добулкин, И. А. Печенкин, А. И. Мавлёнкин // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). -С. 392-426 [Электронный ресурс]. - URL: http://marhi.ru/ AMIT/2018/3kvart18/24_petrovskaya/index.php (дата обращения: 12.11.2021).

6. Петровская, Е. И. Триединый средовой код и моделирование городской среды / Е. И. Петровская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №3(52). - С. 205-227. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/PDF/11_petrovskaya.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15211 9.

7. Титов, А. Л. Современная архитектурная среда и её влияние на поведение человека / А. Л. Титов // Geoflex : [сайт]. - URL: http://www.geoflex.ru/library/publications/spatial_behaviour/ architecture-s_influence (дата обращения: 01.11.2021).

8. Шемякина, В. А. Территории жилой застройки. Современная зарубежная западноевропейская концепция «здоровый город» / В. А. Шемякина, М. Д. Рогазинская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2022. - №1(58). - С. 195211. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF713_shem-jakina.pdf DOI: 10.24412/1998- 4839-2022-1-195-211.

9. Эллард, К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / К. Эллард; пер. с. англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 288 с.

10. Barton, H. Healthy Urban Planning / H. Barton and Catherine Tsourou. - London; New York : Spon Press, 2000. - URL: http:// tehne.com/assets/i/upload/library/barton-tcuru-zdorovoe-gorod-skoe-planirovanie-2004.pdf

11. Foletta, N. Low Car(bon) Communities. Inspiring car-free and car-lite urban futures / N. Foletta, J. Henderson. - London : Rout-ledge, 2016.

12. Guidance Notes for Design Codes / Ministry of Housing, Communities and Local Government. UK : [official website ]. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/sys-tem/uploads/attachment_data/file/957207/Guidance_notes_for_ Design_Codes.pdf (date of access: 01.11.2021).

13. Paddison, R. Urban studies. Society. Vol. 1: Cities as social spaces / R. Paddison, W. Ostendorf. - Los Angeles, CA: Sage, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sadler, B. Strategic Environmental Appraisal / B. Sadler, C. Brooke. - 1998. - Pp. 27-29.

15. Sadler, B. Strategic environmental assessment: status, challenges and future directions / B. Sadler; Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment of the Netherlands. - 1996.

16. The London plan. The Spatial Development Strategy for Greater London // Greater London Authority. - URL: https://www.london. gov.uk/sites/default/files/the_london_plan_2021.pdf (date of access: 01.11.2021).

17. The Sustainable Urban Site Design Manual // NYC Department of Design & Construction Office of Sustainable Design. - URL: http:// www.nyc.gov/html/ddc/downloads/pdf/ddc_sd-sitedesignmanual. pdf (date of access: 01.11.2021).

18. Urban Design and Rivers: A Critical Review of Theories Devising Planning and Design Concepts to Define Riverside Urbanity / L. Pattacini // Sustainability. - 2021. - 13(13), 7039 - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/13/7039/htm (date of access: 01.11.2021)

Н. И. Васянин 10.24412/cl-35672-2022-1-0032

N. I. Vasyanin

Адаптация общественных пространств под образовательную функцию для детей с особенностями развития

Adaptation of public spaces to the educational function for children with special needs

Ключевые слова: дети с особенностями развития, психомодулирующее пространство, архитектура образовательных учреждений, когнитивная архитектура, дизайн.

Keywords: children with special needs, psychomodulating space, architecture of educational institutions, cognitive architecture, design.

Аннотация: В статье рассмотрены принципы формирования образовательных учреждений для детей с особенностями развития; приводится обобщающая классификация по группам нарушений и раскрываются возможности адаптации архитектурной среды с целью привнесения коррекционной функции в образовательные пространства; формируются предпосылки рассмотрения проблемы адаптации пространств для детей с комплексными нарушениями.

Abstract: The article considers the principles of formation of educational institutions for children with special needs or disabilities; the text provides a generalizing classification by groups of violations is given and the possibilities of adapting the architectural environment in order to introduce a correctional function into educational spaces are revealed; prerequisites for considering the problem of adapting spaces for children with complex disorders are formed.

Современные концепции формирования образовательных учреждений дают возможность создания уникальных образовательных пространств для всех групп детей, в том числе для детей с особенностями развития. В настоящее время широко распространены проблемы коррекции поведения и формирования комплексной базы подготовки к образовательному процессу у детей дошкольного возраста и подростков. Данные осложнения свойственны как детям с нарушениями в развитии или детям с гиперактивностью, так и детям с неправильно выстроенным восприятием учебного материала. Ввиду сложной социальной экономической обстановкой в РФ, определенный процент детей не получает соответству-

ющей помощи. Именно в таких обстоятельствах архитектура, как окружающая человека среда, работает инструментом адаптации и развития ребенка. Это может достигаться через воздействие специально спроектированных пространств с включенными особенностями психомодулирующего пространственного образа.

Для исследования важно определение конкретного направления в архитектуре, методы и принципы которого станут его основой. Н. В. Лютомский в своей статье обозначает архитектуру, запрограммированную на развивающую функцию, определением - «когнитивная» [2]. Закладываемые в ней подходы к организации пространства будут корректироваться и дополняться для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.