неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма здесь трудно обойтись.
Прицак С.Н.
аспирант кафедры политических процессов ТИПП
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Элита присуща всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:
1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политикоуправленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Эти и многие другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью (т.е. политическую элиту власти), оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающую около 5% населения), административную (это служащие-управленцы (бюрократия), и также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не означает, что они не взаимовлияют и не взаимодействуют друг с другом.
Таким образом, элитарность современного российского общества - это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.
Для демократического государства, к каковым сегодня относится и современная Россия, первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, ее своевременного качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.
Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них - социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого. Так, например, рабочий, будучи избран в парламент, как правило, оставляет свою прежнюю профессию, хотя и сохраняет половозрастные, этнические и другие характеристики.
Социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Так, например, выходцам из среды фермеров, рабочих, служащих и других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев населения. Но совсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, крестьян - крестьяне, молодежи -молодежь и т.п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества. !
Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же, непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политикоуправленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.
Но более важной, по сравнению с социальным происхождением, гарантией социальной представительности элиты выступает организационная (партийная, профсоюзная) принадлежность руководителей. Она прямо связана с их ценностными ориентациями. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточно возможностей для воздействия на своих представителей в нужном направлении.
В современном российском демократическом обществе партийные механизмы ' контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.
В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом.
Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики. В состав политической элиты входят также представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, они играют роль так называемых "серых кардиналов". Они не могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, ограничивать или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Так или иначе, элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика - это продукт элиты, ее
функция, причем функция социально необходимая, которая выражает интересы всего общества.
Раскрывая особенности структуры политической элиты современного российского общества, нельзя, на наш взгляд, не остановиться на вопросе о том, из кого состоит "новая политическая элита" России сегодня. Вопрос этот важен не только для анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того чтобы на него ответить нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом "потоке" доминировали представители следующих социально-политических групп.
• Интеллигенты, которые, благодаря своей профессиональной деятельности, особенно остро чувствовали репрессивный характер старого режима, осознавали его бесперспективность.
• Имевшиеся во всех других массовых слоях общества искренние приверженцы демократических ценностей и национального возрождения, т.е. идейные противники коммунистического режима.
• Люди, в той или иной мере пострадавшие от прежнего режима, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.
• Некоторые интеллектуалы из партийной элиты. Именно они, имея доступ к средствам массовой информации, смогли нанести первые ощутимые удары по официальной мифологии, начать "революцию в сознании".
• Демократические, реформистски, рыночно-ориентированные представители хозяйственной элиты.
• Прагматики во всех звеньях властных и управленческих структур, которым все равно, каким богам молиться, лишь бы служить, а точнее - править, т.е. это "демократы по обстоятельствам".
• Аутсайдеры - карьеристы из самых различных социальных групп, которые стремились использовать демократические движения как социальный "лифт".
Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую элиту. Выходцы из первых трех групп оказались в целом слишком непрактичными для того, чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. И более того, высокий удельный вес в новой элите "реформаторов" и "прагматиков" (5 и 6 группы) позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и, следовательно, о сильной зависимости первой от второй.
Социальный "лифт" поднял на вершину тех, кто еще вчера были далеки от рычагов власти. Этот "лифт" вывел на авансцену и тех, кто занимал малопрестижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило общий облик элиты, но не более того. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно. Более того, как свидетельствуют факты, вчерашние защитники народа, борцы за социальную справедливость превратились в сиятельных вельмож, которые присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.
При анализе нынешней элиты отмечается, что верхние эшелоны власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью (разъединением). Общая основа,
которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет борьба за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Это борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформация, неожиданные союзы, "измены" и предательства, отколы и расколы, "переодевание" "левых" в "правых", либералов и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического "Я". Одна из важнейших причин слабости политической элиты - это отсутствие у большинства составляющих ее групп широкой социально-политической опоры. Поэтому они и элита в целом почти лишены возможности использовать широкую и организованную поддержку "снизу”, как это было хотя бы в августе 1991 г.
Слабость политической элиты также особенно отчетливо проявляется в духовной сфере. И если можно выявить "текущие" политические ориентации входящих в эту элиту группировок, то ориентации идеологические фактически отсутствуют - это и нравственные ценности, и социально-политические доктрины, и четкая долговременная программа реформ.
Попытки механически перенести на отечественную почву западноевропейскую идеологию: либерализм, социал-реформизм и др. - заканчиваются неудачей. Их ценности на этой почве быстро перетолковываются на своеобразно прагматический лад: индивидуализм превращается в безудержный эгоизм, свобода - в своеволие и безответственность, конкуренция - в абсолютное право сильного и т.п. Попытки создать идеологические платформы, которые отвечают своеобразию времени, упираются в лозунг
"деидеологизации", под которым в свое время нынешние лидеры штурмовали коммунистические твердыни. Таким образом, нынешняя российская политическая элита демонстрирует сегодня недостаточную способность создать целостную систему новых идей, которые способны объединить и вдохновить общество.
Жиронкин Д.С.
аспирант кафедры политических процессов ТИПП
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛЕГИТИМНОСТИ
На сегодняшний день прошло уже почти 15 лет с момента принятия новой конституции - Конституции Российской Федерации. В этом довольно прогрессивном, по сравнению с ранее принятыми, основном законе пятая глава полностью посвящена высшему законодательному органу власти страны. Данная глава на официальном уровне декларирует наличие в государстве Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом власти. Каким-никаким, но законодательным органом он, безусловно, является, но является ли представительным. С Государственной Думой, в принципе, все понятно - в недалеком будущем 450 депутатов будут избираться по пропорциональной системе в условиях постоянного противоборства политических партий за электорат. В этом вопросе особых проблем не возникнет при условии высокой явки избирателей. Что касается Совета Федерации, верхней палаты парламента, то здесь все намного сложнее. Пятнадцатилетний опыт функционирования