размерный класс
для инноваций
особенности структуры инновационного процесса , российских промышленных предприятий
_Аннотация
Целью исследования является анализ структуры инновационного процесса российских предприятий в зависимости от такого фактора, как принадлежность компании к размерному классу. Для каждого размерного класса выделены основные этапы инновационной деятельности и определены реализовавшиеся элементарные инновационные процессы для всего периода исследования.
Ключевые слова: инновация, размерный класс, инновационное поведение, инновационный процесс, элементарный процесс, управление предприятием, стратегия развития
JEL L20, O31, O32
В научной литературе инновационная деятельность рассматривается как последовательное объединение различных, но связанных между собой инновационных событий [5,8]. В соответствии с этим инновационную деятельность подразделяют на ряд взаимодействующих и независимых стадий [3], которые представляют собой последовательность действий от поиска источников знаний до создания и введения инновационного продукта на рынок [12]. При этом структура соответствующего инновационного процесса не обязательно является линейной [4,9], и стадии, объединяющие определенные инновационные события, могут пересекаться во времени [10].
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-32-01368).
Балычева Юлия Евгеньевна
научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
Панин Борис Александрович
аспирант, Институт проблем управления Российской академии наук [email protected]
инно
предлагаемое
(позволяет конкретизировать
_источники
_и факторы развития
_инновационного
_процесса
_в достаточной мере
Без классов нет деления
Важно отметить, что общепринятого деления инновационного процесса на стадии пока не существует. В экономической литературе выделяют различные стадии [2,13,15], и инновационные события, включенные в выделенные стадии, зависят от целей конкретной работы. Наиболее распространенным является деление на три стадии [7]:
1) проведение исследований и разработок;
2) реализация идеи или непосредственное создание инновации;
3) продвижение продукта на рынок, сопровождаемое широкомасштабным его производством. Выделенные стадии часто рассматриваются в качестве подпроцессов инновационного процесса [10].
К сожалению, предлагаемое в литературе деление на стадии не позволяет конкретизировать источники и факторы развития инновационного процесса в достаточной мере. Для решения данной задачи необходимы, с одной стороны, более детальная декомпозиция инновационного процесса, а с другой стороны, учет предыстории процесса, т.е. содержание инновационного процесса на предыдущих стадиях [6,11,14]. Такая декомпозиция должна обладать полнотой описания инновационного процесса, позволяющей включать в рассмотрение его элементы, функционирующие в рассматриваемый момент времени и исключать те из них, которые в данный момент времени не были приведены в действие. Для анализа влияния размера компаний на особенности инновационной деятельности в работе применен алгоритм [1], позволяющий декомпозировать инновационный процесс на элементарные процессы.
В работе используются данные Федеральной службы статистики за тринадцатилетний период времени (с 2000 по 2012 г.), выборка которой включает в себя более 26000 российских предприятий. Размерные классы определяются следующим образом. Малые предприятия образуют два размерных класса: со среднесписочной численностью сотрудников до 49 человек (включительно) и от 50 до 99 человек. Средним предприятиям
также соответствуют два размерных класса: от 100 до 199 занятых и от 200 до 499 человек. Крупные предприятия группируются по четырем размерным классам: численностью от 500 до 999 человек, от 1000 до 4999 человек, от 5000 до 9999 человек, более 10000 человек.
Данная классификация размерных классов принята в российской статистике (см. Росстат, 2006) и, в основном, совпадает с классификацией ОЭСР. Основное отличие от международной практики состоит в том, что в российской инновационной статистике не выделяются микропредприятия (со среднесписочной численностью сотрудников 1 до 9 человек и от 9 до 49). Помимо этого в российской статистике принято более детально рассматривать наиболее крупные предприятия, т.е. вместо одного класса, согласно методологии OECD, численностью более 5000 человек рассматриваются два класса от 5000 до 9999 и от 10000 и более.
Что от чего исходит
За элементы инновационного процесса принимаются некоторые элементарные процессы. Под элементарным процессом понимается объединение инновационных событий, наступление которых приводит к определенному результату инновационной деятельности предприятий. В качестве таковых в работе рассматриваются:
• создание инноваций;
• имитация инноваций;
• модификация инноваций;
• распространение инноваций.
Под процессом создания инноваций понимается деятельность, направленная на экономическое приложение новой идеи при существенном использовании внутрифирменных ресурсов. В качестве процесса имитации инноваций принимается деятельность, включающая копирование и производство инновационных продуктов, услуг или методов производства известных на локальных или на внешних рынках. Процессы имитации могут различаться по типам и источникам заимствования. Рассматриваются два типа имитации: легальная и нелегальная.
Легальная имитация отличается высокой ресур-соемкостью процесса и сопровождается значи-
для анализа влияния размера компаний на особенности инновационной деятельности,
алгоритм [1], позволяющий декомпозировать инновационный
процесс
процессы
для оценки конечного
_результата
_инновационной
_деятельности
_принимаются
_показатели,
характеризующие
_качество и диффузию
_инновационной
_продукции
ишо
тельным участием сторонних организаций или значительными объемами закупок интеллектуальной собственности.
Процесс нелегальной имитации характеризуется несанкционированным копированием, происходящим без приобретения соответствующих прав на интеллектуальную собственность и без участия фирм, имеющих права на эту собственность. Следует отметить, что в данном случае под имитацией понимается чистое копирование. В свою очередь, источник заимствования может находиться внутри локального рынка предприятия или за его пределами. В случае если источник заимствования принадлежит рынку, то имитируемый продукт будет новым для фирмы, известным рынку. Если же источник находится за пределами локального рынка, то имитируемый продукт является новым для рынка.
Процесс модификации определяется действиями, направленными на усовершенствование инновационного продукта, услуги или метода производства. Процессы модификации могут также различаться по типам и источникам заимствования. Модификация может выполняться на основе собственных разработок (закрытая модификация) или с привлечением результатов деятельности внешних организаций (открытая модификация). Также как и имитация, открытая модификация может быть легальной и нелегальной.
В качестве элементарного процесса инновационной деятельности также рассматривается процесс распространения, являющийся результатом наращивания производства инновационной продукции. В работе предполагается, что конечный результат инновационной деятельности определяется реализацией некоторого элементарного процесса или комбинацией таких процессов. Для оценки конечного результата инновационной деятельности принимаются показатели, характеризующие качество и диффузию инновационной продукции. Рассматриваются две характеристики качества инновационной продукции (степень рыночной и технологической новизны) и такая характеристика диффузии, как степень распространения инновационной продукции на рынке.
/I
Каждый элементарный процесс отличный от распространения обеспечивает определенное качество инновационного продукта. Процесс распространения устанавливает степень диффузии этого продукта.
Структура инновационного процесса малых российских предприятий
В рамках данного подраздела будут рассмотрены два класса малых предприятий: со средней численностью сотрудников менее 49 человек и от 50 до 99 человек.
Класс малых предприятий со средней численностью сотрудников менее 49 человек. Анализ показывает, что инновационная деятельность проходит через три основных этапа. На первом этапе имеет место процесс создания инноваций, сопровождающийся легальной открытой модификацией. В результате возникает продукт, обладающий высокой рыночной и технологической новизной. Далее на втором этапе предприятия начинают его модификацию с целью поддержания его рыночной новизны. Однако при этом им не удается сохранить технологическую новизну продукта. К концу этапа продукция стареет, улучшения ее качества добиться не удается. С началом следующего (третьего) этапа компании переходят к производству технологически нового продукта, известного рынку. Результат достигается за счет комбинации процессов имитации и закрытой модификации продукта. Этот вариант оказывается наиболее предпочтительным в силу серьезных ресурсных ограничений данного класса предприятий.
Класс малых предприятий со средней численностью сотрудников от 50 до 99 человек. Так же, как и для предыдущего класса, инновационная деятельность предприятий может быть разбита на три этапа. На первом этапе компании создают новую для рынка продукцию высокой степени технологической новизны в основном за счет комбинации процессов создания и легальной открытой модификации. На втором этапе, поддерживая рыночную новизну путем использования легальной открытой модификации, предприятия продолжают выпуск созданной ранее продукции.
в результате исследования удалось установить, что
в большинстве_
случаев размер предприятия
оказывает_
существенное_
влияние на структуру
инновационного_
процесса
щ
процессы имитации на первой стадии
наблюдались только _у наименьшего
-размерного класса,
_тогда как первые
стадии двух
последующих классов
_состояли только
из комбинации
процессов создания
_и открытой
_модификации
инно
При этом технологическая новизна этой продукции падает.
Существенная экспансия продукции, начавшись на первом этапе, продолжается также и на втором. Падение масштабов диффузии в конце второго этапа указывает на то, что рыночные и технологические характеристики продукта оказываются исчерпаны. Небольшие масштабы производства предприятий данного класса не позволяют добиться значительных рыночных преимуществ за счет оптимизации себестоимости продукции и снижения цен. Поэтому стоит задача перехода к производству нового продукта. Поскольку ресурсных возможностей у компаний данного класса больше, чем у предприятий предыдущего класса, они приступают к созданию нового продукта. Этот продукт оказывается новым для рынка и обладает высокой степенью технологической новизны. По мере отработки производственных процессов становится возможным завоевание большей доли рынка, через некоторое время начинается процесс диффузии.
Структура инновационного процесса средних российских предприятий
В данном разделе будут рассмотрены два размерных класса: со среднесписочной численностью сотрудников от 100 до 199 человек и от 200 до 499 человек.
Класс предприятий со средней численностью сотрудников от 100 до 199 человек. В отличие от малых предприятий, в инновационной деятельности данного класса компаний может быть выделено четыре основных этапа, при прохождении которых имеет место последовательная смена следующих двух видов деятельности:
• выпуск новой для рынка продукции высокой степени технологической новизны на основе комбинации процессов создания и легальной открытой модификации;
• выпуск продукции низкой степени технологической новизны, значительная рыночная новизна которой достигается за счет преобладания комбинации процессов открытой и закрытой модификации.
В результате инновационная деятельность предприятий разбивается на две одинаковые пары этапов. При этом на одном этапе пары возникают процессы создания инноваций, сопровождаемые открытой модификацией, а на другом происходят только процессы модификации. Хронологически первый из упомянутых этапов должен предшествовать второму, но, к сожалению, начало исследуемого промежутка времени совпало с прохождением через этап модификации, продукта, созданного за границей интервала наблюдения. Соответственно, в конце исследуемого промежутка времени оказался процесс создания инноваций. Следуя логике принятой нами гипотезы, далее он должен смениться процессом модификации продукта, созданного в конце интервала наблюдения. В целом хроника инновационной деятельности выглядит следующим образом. Сначала предприятия прикладывают значительные усилия для создания технологически нового продукта, обладающего существенной рыночной новизной. Качество полученного продукта позволяет им использовать его и на следующей стадии, поддерживая его рыночную новизну за счет процессов модификации. Дальнейшее использование указанного продукта на рынке, например, за счет оптимизации себестоимости его производства ограничено имеющимися ресурсными возможностями данного класса. Поэтому на следующем этапе создается продукт новый для рынка, обладающий значительной степенью технологической новизны. Устойчивость чередования данных процессов существенно связана с внешними для данного класса предприятий условиями. Она может быть нарушена в случае возникновения серьезных дестабилизирующих факторов во внешней среде. Класс предприятий со средней численностью сотрудников от 200 до 499 человек. Показатели качества инновационной продукции рассматриваемого класса предприятий характеризуются значительной изменчивостью. Поэтому, в отличие от предыдущих случаев, не удается выделить на основе анализа статистических данных основные этапы инновационной деятельности
инно
предприятий данного класса. Это может быть связано с тем, что данный класс является пограничным между классами средней и большой размерности, которым присущи свои устойчивые модели поведения. Скорее всего, поведение предприятий данного класса определяет некоторый неустойчивый переходный процесс от одной типичной модели к другой. Высокая изменчивость показателей может быть объяснена тем, что разные совокупности предприятий данного класса стремятся к разным моделям поведения.
Структура инновационного процесса крупных российских предприятий
Будут рассмотрены четыре размерных класса: со среднесписочной численностью сотрудников от 500 до 999 человек, от 1000 до 4999 человек, от 5000 до 9999 человек, более 10000 человек.
Класс крупных российских предприятий со среднесписочной численностью сотрудников от 500 до 999 человек. Инновационная деятельность предприятий рассматриваемого класса в исследуемый промежуток времени проходит три основных этапа. На первом этапе предприятия модифицируют инновационные продукты, выпускавшиеся в предшествующие моменты времени. Ко второму этапу рыночный потенциал продукции оказывается исчерпанным, и компании преступают к имитации продукции неизвестной на локальном рынке, но известной за его пределами. На третьем этапе основные усилия предприятий сосредоточены на совершенствовании производственных процессов. Подробно данные этапы описаны ниже. Класс крупных предприятий со среднесписочной численностью сотрудников от 1000 до 4999 человек. В отличие от двух предыдущих рассмотренных выше классов, структура инновационного процесса здесь стабильна. Состав элементарных инновационных процессов, за исключением процесса распространения инноваций, постоянен на протяжении всего исследуемого промежутка времени, а характеристики качества выпускаемой продукции меняются с
переходом на новый этап, но остаются неизменными в рамках самого этапа. Как и в предыдущем случае, удается выделить три основных этапа инновационной деятельности. На первом этапе предприятиям удается решить задачу поддержания высокой рыночной новизны, но при этом показатели степени технологической новизны продукции оказываются низкими. Решение этой задачи обеспечивается процессами модификации продукции. На втором этапе исчезают возможности для поддержания рыночной новизны продукции посредством модификации. Выпускаемая продукция характеризуется низкими показателями рыночной и технологической новизны. На третьем этапе предприятия, пытаясь добиться широкого распространения выпускаемой продукции, занимаются процессными инновациями, т.е. снижением себестоимости производства данной продукции. Попытка оказывается успешной, и компаниям удается добиться значительного распространения продукции на рынке. Класс крупных предприятий со среднесписочной численностью сотрудников от 5000 до 9999 человек. Так же как и для класса предприятий со среднесписочной численностью сотрудников от 200 до 499 человек, для предприятий данного класса характеристики качества продукции обладают значительной изменчивостью. Не удается выявить устойчивой закономерности и в последовательности реализации элементарных процессов инновационной деятельности. Класс крупных предприятий со среднесписочной численностью сотрудников более 10000 человек. Анализ показывает, что исследуемый промежуток времени можно разделить на два этапа. На первом этапе инновационная продукция обладает высокой степенью рыночной и (или) технологической новизны, на втором этапе она становится известной рынку и теряет высокую степень технологической новизны. Достаточно высоких результатов инновационной деятельности на первом этапе удается добиться чередованием процессов создания и имитации инновационной продукции. На втором этапе компании ведут себя пассивно, и инновационный статус
крупным российским
предприятиям_
не свойственна_
периодическая_
смена стадий, как_
это наблюдалось у предприятий меньшего размера,
а переход к_
выпуску нового
инновационного_
продукта происходит значительно реже_
продукции поддерживается только за счет несущественной модификации, не влияющей на характеристики качества продукции.
инно
Вывод
В результате исследования удалось установить, что в большинстве случаев размер предприятия оказывает существенное влияние на структуру инновационного процесса.
1. Для предприятий, входящих в три класса наименьшей размерности (малые предприятия и один класс средних предприятий), удается выделить две основные стадии инновационного процесса.
На первой стадии высокая степень рыночной и технологической новизны обеспечивается за счет либо процессов создания, либо процессов имитации. На второй стадии предприятия совершенствуют продукцию, полученную на предыдущей. При этом первая и вторая стадии могут пересекаться во времени.
После окончания второй стадии происходит возврат на первую стадию, т.е. после завершения модификации продукции предприятия вновь приступают к разработке нового продукта. Следует отметить, что в данном случае увеличение размерного класса оказывает положительное влияние на инновационную активность предприятий.
Так, процессы имитации на первой стадии наблюдались только у наименьшего размерного класса, тогда как первые стадии двух последующих классов состояли только из комбинации процессов создания и открытой модификации. Этот факт свидетельствует о том, что в данном случае увеличение ресурсных возможностей предприятий способствует повышению их активности в создании и внедрении нового инновационного продукта.
2. Крупным российским предприятиям не свойственна периодическая смена стадий, как это наблюдалось у предприятий меньшего размера, а переход к выпуску нового инновационного продукта происходит значительно реже. В отличие от предыдущего случая, рост размерного класса не оказывает положительного влияния
/Ш-
креативная экономика, 2014, № 9(93)
на инновационную активность предприятий, а акцент инновационной деятельности переносится на несущественную модификацию известной рынку продукции.
Литература
1. Балычева Ю.Е. Способ выявления типов инновационной активности предприятий. Управление инновациями, 2013: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 ноября 2013 г. / Под ред. Р.М. Нижегородцева.
2. Barkun J., Aronson J., Feldman L., Maddern G., Strasberg S. Evaluation and stages of surgical innovations. The Lancet, 2009.Volume 374, Issue 9695, 26 September-2 October 2009.
3. Bernstein, B., Singh, P.J. An integrated innovation process model based on practices of Australian biotechnology firms. 2006.Technovation 26 (5-6).
4. Cantisani, A. Technological innovation process revisited. 2006. Technovation 26 (11).
5. Chen, K., Guan, J. Mapping the innovation production process from accumulate advantage to economic outcomes: a path modeling approach. 2011. Technovation 31.
6. Dosi G. Opportunities, Incentives and the Collective Patterns of Technological Change. 1997. Econ. J., 107.
7. Hansen, M.T., Birkinshaw, J. The innovation value chain. 2007. Harvard BusinessReview 85 (July).
8. Kline, S., Rosenberg, N. An overview of innovation. In R. Landau, & N. Rosenberg (Eds.), The positive sum strategy - Harnessing technology for economicgrowth: 275-304.1986. Washington DC: National Academy Press.
9. Kostas, G. Innovation process. Make sense using systems thinking. 2006. Technovation 26 (11).
10. Pavitt, K. «Innovation Processes», in The Oxford Handbook of Innovation eds. R. R. Nelson, D. C. Mowery and J. Fagerberg, 2006. Oxford University Press, Oxford.
11. Perez C. Structural change and assimilation of new technologies in the economic and social systems, Futures, 1983. Volume 15, Issue 5, October 1983, Pages.
12. Roper, S., Dub, J., Loveb, J.H. Modeling the innovation value chain. 2008. Research Policy 37(6-7).
13. Sekhar J.A., Dismukes J. Generic innovation dynamics across the industrial technology life cycle: platform equation modeling of invention and
innovation activity, 2009. Technol Forecast Soc. Change 76 (1) 192-203.
14. Thrane S., Blaabjerg S., Moller R. Innovative path dependence: Making sense of product and service innovation in path dependent innovation processes, 2010. Research Policy, Volume 39, Issue 7, September 2010, Pages.
15. Verloop J. 2 - The Innovation Bridge, Success in Innovation, 2013.
Yulia Ye. Balycheva
Research scientist,
Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
Boris A. Panin
Postgraduate,
Institute of Control Sciences, Russian Academy of Sciences
Peculiarities of the structure of the innovation process of Russian industrial enterprises
_Abstract
The aim of this study is to analyze the structure of the innovation process of Russian companies, depending on factors such as belonging of a company to the size class. The main stages of innovation are specified for each size class, implemented basic innovative processes are determinedfor the entire study period. Keywords: innovation, size class, innovative behavior, innovation process , the elementary process, business management, development strategy
JEL: L20, O31, O32
KpeamueHan SKOHOMUKa, 2014, № 9(93)