Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ КОВАНО-КАТАНЫХ ПЛИТ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА СИСТЕМЫ Al–Mg–Cu'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ КОВАНО-КАТАНЫХ ПЛИТ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА СИСТЕМЫ Al–Mg–Cu Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сплав системы Al–Mg–Cu / ковано-катаные плиты / механические свойства / особенности фазового состава / субзеренная структура / геликоидальные дислокации / Al–Mg–Cu alloy / forged-rolled plates / mechanical properties / features of the phase composition / subgrain structure / helicoidal dislocations

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Екатерина Федоровна Волкова, Игорь Владимирович Мостяев, Арман Артакович Алиханян, Мария Владимировна Акинина

В статье изложены результаты исследования основных свойств ковано-катаных плит из конструкционного алюминиевого сплава системы Al–Mg–Cu. Проведено сравнение свойств этих плит из сплава системы Al–Mg–Cu и серийного сплава АК4-1. Доказаны преимущества сплава системы Al–Mg–Cu при комнатной и повышенных до 150–200 °С температурах. Стабильный и высокий уровень свойств сплава объясняется особенностями его фазового состава, формированием субзеренной структуры и возникновением геликоидальных дислокаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Екатерина Федоровна Волкова, Игорь Владимирович Мостяев, Арман Артакович Алиханян, Мария Владимировна Акинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Structure and Properties of Forged-Rolled Plates Made from a Structural Al–Mg–Cu Alloy

The article presents the results of studies on the main properties of forgedrolled plates made from a structural Al–Mg–Cu alloy. Properties of the plates made from this Al–Mg–Cu alloy are compared with those of the commercial alloy AK4-1. The advantages of the Al–Mg–Cu alloy at room and elevated temperatures up to 150–200 °С are proved. The stable high level of properties of the alloy can be explained by features of its phase composition, formation of a subgrain structure and occurrence of helicoidal dislocations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ КОВАНО-КАТАНЫХ ПЛИТ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА СИСТЕМЫ Al–Mg–Cu»

УДК 669.721'7Г5"857; 621.762.224 DOI: 10.24412/0321-4664-2022-4-26-35

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ КОВАНО-КАТАНЫХ ПЛИТ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА СИСТЕМЫ А1-Мд-Си

Екатерина Федоровна Волкова, докт. техн. наук, Игорь Владимирович Мостяев, Арман Артакович Алиханян, Мария Владимировна Акинина

НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ, Москва, Россия, lab24@viam.ru

Аннотация. В статье изложены результаты исследования основных свойств ковано-катаных плит из конструкционного алюминиевого сплава системы Al-Mg-Cu. Проведено сравнение свойств этих плит из сплава системы Al-Mg-Cu и серийного сплава АК4-1. Доказаны преимущества сплава системы Al-Mg-Cu при комнатной и повышенных до 150-200 °С температурах. Стабильный и высокий уровень свойств сплава объясняется особенностями его фазового состава, формированием субзе-ренной структуры и возникновением геликоидальных дислокаций.

Ключевые слова: сплав системы Al-Mg-Cu, ковано-катаные плиты, механические свойства, особенности фазового состава, субзеренная структура, геликоидальные дислокации

Features of the Structure and Properties of Forged-Rolled Plates Made from a Structural Al-Mg-Cu Alloy. Dr. of Sci. (Eng.) Ekaterina F. Volkova, Igor V. Mostyaev, Arman A. Alikhanyan, Maria V. Akinina

NRC «Kurchatov Institute»-VIAM, Moscow, Russia, lab24@viam.ru

Abstract. The article presents the results of studies on the main properties of forged-rolled plates made from a structural Al-Mg-Cu alloy. Properties of the plates made from this Al-Mg-Cu alloy are compared with those of the commercial alloy AK4-1. The advantages of the Al-Mg-Cu alloy at room and elevated temperatures up to 150-200 °С are proved. The stable high level of properties of the alloy can be explained by features of its phase composition, formation of a subgrain structure and occurrence of helicoidal dislocations.

Key words: Al-Mg-Cu alloy, forged-rolled plates, mechanical properties, features of the phase composition, subgrain structure, helicoidal dislocations

Введение

Состояние современного авиационного материаловедения требует разработки новых и усовершенствования известных материалов, в первую очередь, алюминиевых конструкционных сплавов. Алюминиевые конструкционные жаропрочные сплавы системы Д!-Мд-Ои (дюралюмины) успешно применяются для изготовления деталей в авиационных и космиче-

ских аппаратах, работающих в условиях повышенных температур и нагрузок [1-6].

К указанной системе легирования согласно действующим нормативам и стандартам в современной России принадлежит семейство сплавов: сплав марки АК4-1 и его модификации (АК4-1ч, АК4-2ч и др.). Сплавы семейства дюра-люминов весьма широко применяются в современном отечественном авиастроении [7-11].

В настоящее время необходимо расширение сортамента производимых из этих сплавов полуфабрикатов для нужд авиационной и космической техники. Повышаются требования к уровню их эксплуатационных характеристик. Это приводит к необходимости более глубокого исследования возможностей сплавов на основе перспективной системы А1-Си-Мд.

В последние годы разработан конструкционный жаропрочный деформируемый сплав системы А1-Си-Мд, не имеющий аналогов в стране и за рубежом. Формально этот сплав также относится к сплавам группы дюралюми-нов, однако в силу специфики легирования он обладает комплексом свойств, значительно отличающих его от обычных дюралюминов. Разработка композиции этого сплава была основана на результатах расчета и подбора экви-атомного содержания меди и магния [12-16]. Оптимизированное соотношение содержания меди и магния, а также дополнительное легирование переходными металлами придают изучаемому сплаву повышенную коррозионную стойкость и, самое главное, жаропрочность. Была разработана технология изготовления целого ряда деформированных полуфабрикатов, за исключением длинномерных плит; изучены свариваемость и технологическая пластичность сплава [17, 18].

На примере родственных сплавов семейства АК4-1 ранее установлено, что плиты толщиной 40 мм и более, полученные ковкой и затем прокаткой (ковано-катаные плиты) по своим механическим свойствам имеют преимущества по сравнению с катаными плитами той же толщины [7, 9]. В настоящей работе была поставлена задача изучить возможность изготовления качественных ковано-катаных плит из сплава системы А1-Мд-Си с повышенными свойствами.

Цель работы - исследование особенностей структуры и определение свойств нового деформированного полуфабриката - ковано-катаной плиты толщиной 40 мм из конструкционного алюминиевого сплава системы А1-Си-Мд.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 10.10: Энергоэффективные, ресурсосберегающие и аддитивные технологии изготовления де-

формированных полуфабрикатов и фасонных отливок из магниевых и алюминиевых сплавов («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года») [1].

Материалы и методы исследования

Отработка технологии и изготовление ковано-катаных полуфабрикатов из сплава системы А1-Мд-Си выполнены в промышленных условиях металлургического предприятия. Плоские слитки исследуемого сплава габаритных размеров 265 х 1550 х 2000 мм отливали на плавильно-литейном агрегате ПЛА-4. Затем их подвергали гомогенизационному отжигу. Фрезерование слитков проводили по большим и малым граням с размеров 265 х 1550 до 240 х 1420 мм.

Гомогенизированные и отфрезерованные заготовки ковали на вертикально-гидравлическом прессе усилием 31380 кН и затем выполняли горячую прокатку кованых заготовок.

Полученные после горячей прокатки ковано-катаные плиты толщиной 40 мм прошли закалку в агрегате Эбнер и последующую правку растяжением.

Степень остаточной деформации после правки растяжением закаленных ковано-катаных плит составила 1,8-2,0 %. Далее плиты были искусственно состарены (состояние Т1).

Особенности тонкой структуры образцов из ковано-катаных плит изучали с применением просвечивающего электронного микроскопа Теепа1 G2 F20 S-TWIN с приставкой для рент-геноспектрального анализа Х-Мах80Т. Объектами исследования послужили фольги, приготовленные на установке Тепиро1-5 фирмы STRUERS методом электролитической струйной полировки в кислотно-спиртовом электролите, охлажденном до минус 38 °С. Дополнительно выполнено исследование образцов на растровом электронном микроскопе в режиме обратноотраженных электронов. В этом случае контраст изображения формируется отраженными электронами за счет разницы средних атомных масс компонентов сплава в исследуемых областях и определяется средним атомным номером фазы (композиционный контраст). Чем выше средний атомный номер

исследуемой области (фазы), тем светлее данный участок выглядит на фотографии.

Фрактографическое исследование образцов из ковано-катаной плиты проводили с применением растрового электронного микроскопа Zeiss EVO MA10, использованы образцы после испытаний на растяжение при комнатной и повышенной температуре (200 °С).

Механические свойства образцов сплава при одноосном растяжении и сжатии определяли в соответствии с ГОСТ 1497-84, ГОСТ 25.503-97.

Работа выполнена с использованием оборудования ЦКП «Климатические испытания» НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ.

Результаты исследований и их обсуждение

Результаты исследования макроструктуры темплетов плоского слитка и темплетов кованой промежуточной заготовки свидетельствуют о наличии мелкозернистой структуры, типичной для слитков данного сплава системы Al-Mg-Cu (рис. 1). Макроструктура однородная по всему сечению слитка. Включения, несплошности, дефекты

металлургического производства отсутствуют. Распределение зеренной структуры достаточно равномерное по объему слитка.

Кованые заготовки, изготовленные по экспериментально установленному режиму, в исходном нетермообработанном состоянии обладают хорошим запасом пластичности, имеют практически бездефектную структуру и, таким образом, пригодны к дальнейшей прокатке.

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех трех исследованных направлениях (включая высотное) у кованых заготовок очень близкие значения характеристик, т.е. имеет место очень незначительная анизотропия механических свойств (табл. 1). Применительно к кованым заготовкам была отработана технология прокатки, и получены ковано-катаные плиты толщиной 40 мм.

Рис. 1. Макроструктура поперечного темплета слитка (а) и темплета кованой заготовки (б) из сплава системы А1-Си-Мд

Таблица 1 Механические свойства при растяжении кованой заготовки из сплава системы А1-Мд-Си в исходном состоянии (без термообработки)

Толщина кованой заготовки, мм Направление вырезки образца Предел прочности 0в, МПа Предел текучести 00,2, МПа Относительное удлинение 8, %

Продольное 240-260 250 150-155 150 8,4-10,8 9,6

270 Поперечное 230-240 235 145-155 150 9,6-11,2 10,4

Высотное 235 235 150-155 155 8,0-12,8 10,4

Продольное 245-255 250 160 160 8,0-9,6 8,8

300 Поперечное 225-235 230 150-155 150 7,6-8,8 8,2

Высотное 235-240 235 160 160 7,6-8,8 8,2

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3 в числителе даны минимальные и максимальные значения характеристик по результатам испытания 5-7 образцов, в знаменателе - их среднее значение.

На этих плитах было изучено влияние различных режимов термообработки на структуру и основные механические свойства в продольном и поперечном направлениях (табл. 2). Высотное направление в данном случае не изучалось, поскольку толщина плит 40 мм не гарантировала достоверных результатов.

На основе полученных результатов выбран оптимальный режим термической обработки на состояние Т1, обеспечивающий благоприятное сочетание прочностных и пластических свойств. Все дальнейшие исследования были проведены на образцах из ковано-катаной плиты в состоянии Т1.

Анализ результатов определения механических свойств при растяжении показал, что ковано-катаные плиты изучаемого сплава обладают малой анизотропией свойств, не превышающей 6-9 %, что позволяет в дальнейшем рекомендовать их для изготовления деталей, работающих под нагрузкой как в продольном, так и в поперечном направлениях (см. табл. 2). Испытания на сжатие партии из 10 образцов ковано-катаной плиты подтвердили стабильно высокий уровень характеристики а 0 2 (предел текучести при сжатии условный составил 300-305 МПа), а модуль нормальной упругости Е = 75-76 ГПа. Для сравнения, у плит из сплава АК4-1 модуль упругости Е = 72 ГПа, что ниже на 4-5 %, чем у исследуемого сплава.

В табл. 3 по данным работ [7, 9] приведены свойства ковано-катаных плит толщиной 43 мм из сплава АК4-1, изготовленных по близкой технологии. Характерно, что уровень предела прочности изучаемого сплава системы А1-Мд-Си (см. табл. 2) при прочих равных условиях на 6-8 % выше, чем у сплава АК4-1. Кроме того, для сплава АК4-1 уровень относительного удлинения в 2,1-2,3 раза меньше. Рассмотренные соотношения хорошо коррелируют со значениями предела прочности и предела текучести. Сплав АК4-1 обладает очень близкими по величине пределом прочности и пределом текучести, что свидетельствует о малом запасе пластичности и подтверждается, как показано выше, низким уровнем относительного удлинения ковано-катаных плит из этого сплава.

Дополнительным аргументом в пользу того, что изучаемый сплав системы А1-Мд-Си об-

Таблица 2 Влияние термической обработки на механические свойства при растяжении ковано-катаной плиты толщиной 40 мм из сплава системы А1-Си-Мд

Направление вырезки образца Предел прочности ав, МПа Предел текучести а0,2, МПа Относительное удлинение 85, %

Без термической обработки (М)

Продольное 225-230 230 00 см|см 17,7-18,2 18,0

Поперечное 215-220 220 120 125 14,2-14,3 14,3

Закаленные (Т)

Продольное 460 460 340 340 20,3-23,4 21,9

Поперечное 450 450 305-310 310 15,4-18,6 17,0

Закаленные + искусственно состаренные (Т1)

Продольное 465 465 345-350 350 21,0-21,1 21,1

Поперечное 450-455 455 310 310 17,0-18,0 17,5

Таблица 3 Механические свойства при растяжении ковано-катаной плиты из сплава АК4-1Т1

Толщина плиты, мм Направление Предел прочности ав, МПа Предел текучести а0 2, МПа Относительное удлинение 85, %

Искусственно состаренные (Т1)

43 Поперечное (по ширине) 431-432 407-411 8,0-8,5

Высотное (по толщине) 411-429 380-387 4,0-4,7

ладает большим запасом пластичности служат результаты фрактографического исследования. Вид изломов образцов ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Мд-Си толщиной 40 мм после испытаний на растяжение при комнатной температуре и при 200 °С приведен

Рис. 2. Строение излома образца (растяжение при 20 °С) ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Си-Мд, продольное направление:

а - общий вид излома; б, в - межзеренное разрушение; г - частицы избыточной фазы

на рис. 2, а-в; 3, а-в, соответственно. Во всех образцах разрушение прошло внутризеренно с формированием пластичного ямочного рельефа (рис. 2, б, в; 3, б, в). В изломе присутствуют частицы упрочняющих фаз (рис. 2, в, г; 3, в, г). Следует отметить, что сравнение фрак-тографических изломов, полученных на образцах при растяжении при температурах 20 и 200 °С, не выявляет между ними существенных различий. Тем не менее излом образца, испытанного при 200 °С, имеет более выраженный пластично-ямочный рельеф (рис. 3, б, в).

Микроструктура образцов, изготовленных из ковано-катаных плит сплава системы А1-Мд-Си в продольном направлении, изученная на растровом электронном микроскопе (РЭМ), представляет собой вытянутые зерна,

по границам которых располагаются частицы эвтектики, фрагментированные в процессе деформации и декорирующие границы зерен (рис. 4, а, в, д). Характер расположения частиц эвтектической фазы соответствует направлению пластического течения металла при деформации. В объеме зерен также присутствуют дисперсные частицы упрочняющих фаз.

Для структуры образцов, изготовленных из ковано-катаных плит в поперечном направлении, характерно наличие равноосных зерен (рис. 4, б, г, е). По границам зерен также видны частицы эвтектики. Как в продольном, так и в поперечном направлениях, в объеме зерен наблюдаются дисперсные частицы интерметаллических фаз, свойственных сплавам системы А1-Мд-Си (рис. 4, д, е).

в г

Рис. 3. Строение излома образца (растяжение при 200 °С) ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Си-Мд, продольное направление:

а - общий вид излома; б, в - межзеренное разрушение; г - частицы избыточной фазы

Результаты исследования образцов из ковано-катаных плит толщиной 40 мм на просвечивающем электронном микроскопе (ПЭМ) подтверждают зеренное строение плит. Важным обстоятельством является то, что в объеме зерен дополнительно формируется мелкая субзерен-ная структура. Размеры субзерен составляют в среднем 2-5 мкм (рис. 5, а, б).

Дислокационная структура, выявленная в структуре образцов, весьма сложна и включает дислокационные петли и геликоидальные дислокации (рис. 5, в). Это служит отличительной особенностью данного сплава нового типа по сравнению с существующими дюралевыми сплавами А1-Си-Мд, поскольку дислокационные петли и геликоидальные дислокации, как правило, тормозят миграцию вакансий. Это,

в свою очередь, можно рассматривать в качестве главного, определяющего скорость диффузии атомов фактора, что напрямую влияет на жаропрочность сплава.

В объеме субзерен, а также на их границах и границах собственно зерен изученных образцов наблюдаются частицы упрочняющей фазы, содержащей Си, Мд, Мп и Т1. Частицы указанной фазы сопоставимы по размерам в структуре всех исследованных образцов. Ширина частиц составляет 100-200 нм, а длина варьируется от 500 нм до 2 мкм. Установлено также, что преимущественно на границах субзерен формируется дисперсная фаза, содержащая Си, Мд и Т1. В структуре образцов также встречаются более крупные частицы с таким составом (рис. 6).

Рис. 4. Микроструктура образцов ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Си-Мд в продольном (а, в, д) и поперечном (б, г, е) направлениях:

а, б - общий вид; в, г - частицы эвтектической фазы по границам зерен; д, е - дисперсные частицы в объеме зерен. РЭМ

Рис. 5. Структура образца ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Мд-Си

(продольное направление):

а, б - субзеренная структура и фазовые выделения; в - дислокационная структура. ПЭМ

Результаты микрорентгеноспектрального анализа состава фаз, проведенного на ПЭМ, свидетельствуют о высоком содержании элементов А1, Си и Мд в большинстве частиц фаз (см. рис. 6).

Можно предположить, что это частицы Б'-фазы, формирующейся в структуре сплавов группы дюралюминов в процессе искусственного старения (см. рис. 6). Согласно работе [7], частицы Б'-фазы обладают повышенной микротвердостью по сравнению с другими упрочняющими фазами (А12Си, Мд231 и др.), присутствующими в фазовом составе спла-

вов этого типа. Благодаря морфологии, сложному составу и строению Б'-фаза достаточно термостабильна, что также объясняет повышенную жаропрочность сплава. Частицы этой фазы препятствуют движению дислокаций, повышая тем самым прочностные свойства.

Так, установлено, что предел прочности при 200 °С для ковано-катаных плит толщиной 40 мм из рассматриваемого сплава системы А1-Мд-Си составляет 375-390 МПа. Для деформируемых полуфабрикатов из жаропрочного сплава АК4-1 указанная характеристика не превышает 280-300 МПа, т.е. сплав нового

Рис. 6. Распределение легирующих элементов в фазах и а-твердом растворе ковано-катаной плиты из сплава системы А1-Си-Мд. Результаты микрорентгеноспектрального анализа на ПЭМ

типа имеет в данном случае 20-25 %-ное преимущество. Показатель ползучести а02100 ковано-катаных плит из сплава системы А1-Мд-Си при 150 °С достигает 235 МПа, что на 7-8 % выше, чем для сплава АК4-1 [5, 7, 15].

Выводы

1. Разработанная впервые применительно к сплаву нового типа системы А1-Мд-Си технология изготовления нового вида деформированных полуфабрикатов перспективна, поскольку позволила получить качественные длинномерные ковано-катаные плиты толщиной 40 мм. Изготовленные полуфабрикаты отличаются малым разбросом свойств и малой анизотропией.

2. Изучение механических свойств ковано-катаных плит из сплава системы А1-Мд-Си и сравнение с аналогом - серийным сплавом АК4-1 - свидетельствуют о превосходстве сплава нового типа:

- при комнатной температуре по пределу прочности на 6-8 %, по величине относительного удлинения в 2,1-2,3 раза, по модулю нормальной упругости на 4-5 %;

- при 200 °С по пределу прочности на 20-25 %;

- при 150 °С по пределу ползучести ( ао,2150 ) на 7-8 %.

3. Фрактографический излом образцов из ковано-катаных плит из сплава системы А1-Мд-Си отличается пластично-ямочным рельефом, характер излома незначительно меняется при повышении температуры разрушения до 200 °С.

4. Жаропрочные свойства сплава системы А1-Мд-Си объясняются благоприятной морфологией упрочняющей и термостабильной Б'-фазы, формированием субзеренной структуры с дисперсными включениями упрочняющих фаз, возникновением геликоидальных дислокаций, что в итоге вызывает значительную заторможенность миграции вакансий и снижение диффузионной активности атомов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1. С. 3-33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения - основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект и технологии. 2016. № 2 (14). С. 16-21.

3. Илларионов Э.И., Колобнев Н.И., Горбунов П.З., Каблов Е.Н. Алюминиевые сплавы в авиакосмической технике / Под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука, 2001. 192 с.

4. Антипов В.В. Перспективы развития алюминиевых, магниевых и титановых сплавов для изделий авиационно-космической техники // Авиационные материалы и технологии, 2017. № S. С. 186-194. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-186-194.

5. Колобнев Н.И. Жаропрочность алюминиевых деформируемых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 1. С. 32-36. D0I:10.18577/2071-9140-2016-0-1-32-36.

6. Антипов В.В., Клочкова Ю.Ю., Романенко В.А. Современные алюминиевые и алюминиево-лити-евые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 195-211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.

7. Телешов В.В. Развитие технологии производства плит из жаропрочного деформируемого алюминиевого сплава АК4-1 в связи с их структурой и механическими свойствами. Часть 1. Сплавы системы Al-Cu-Mg-Fe-Ni и технология изготовления плит // Технология легких сплавов. 2014. № 3. С. 14-28.

8. Селиванов А.А., Антипов К.В., Асташкин А.И., Овсянников Б.В. Оптимизация режимов искусственного старения кованых и катаных полуфабрикатов из жаропрочного алюминиевого сплава АК4-1ч // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2018. № 4 (64). Ст. 02. URL: http://www. viam-works.ru (дата обращения 02.06.2022) DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-4-9-19.

9. Телешов В.В. Развитие технологии производства плит из жаропрочного деформируемого алюминиевого сплава АК4-1. Часть 2. Особенности структуры плоских слитков и прокатанных из них плит // Технология легких сплавов. 2014. № 4. С. 6-22.

10. Козловская В.П., Фомин К.Н., Романова О.А. и др. Технология изготовления и свойства крупногабаритных слитков и ковано-катаных плит из сплава АК4-1 // Авиационная промышленность. 1975. № 6. С. 62-65.

11. Селиванов А.А., Ткаченко Е.А., Попова О.И., Бабанов В.В. Высокопрочный алюминиевый деформируемый свариваемый сплав В-1963 для деталей силового набора изделий современной авиационной техники // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2017. № 2 (50). Ст. 01. uRL: http://www.viam-works.ru (дата обращения 02.06.2022). DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-2-1-1.

12. Chirkov E.F., Fridlyander I.N., Cherkassov V.V. Universal Structural Weldable Aluminum Alloy 1151 with Improved Corrosion Resistens for Opération at Elevated and Cryogenic Temperature // In Proc. ICAA-6. Toyohashi (Japan). 1998. Vol. 3. P. 2041-2049.

13. Чирков Е.Ф. Закономерности изменений горяче-ломкости и жидкотекучести жаропрочных алюминиевых сплавов системы Al-Cu-Mg в зависимо-

сти от содержаний Cu, Mg и добавок переходных металлов // Авиационные материалы и технологии. Вып. «Перспективные алюминиевые, магниевые и титановые сплавы для авиационной техники». М.: ВИАМ. 2002. С. 104-125.

14. Чирков Е.Ф. О природе воздействия Cu и Mg на эволюцию структуры и жаропрочности алюминиевых сплавов системы Al-Cu-Mg // Технология легких сплавов. 2002. № 4. С. 64-70.

15. Chirkov E.F. Fundaments of Developing Compa-sitions for Weldable Wrought Aluminum Alloys with Enhanced Heat Resistance // In Proc. ICAA-9. Australia. 2005. P. 692-699.

16. Чирков Е.Ф. Темп разупрочнения при нагревах -критерий оценки жаропрочности конструкционных сплавов систем А1-Си-Мд и А1-Си // Авиационные материалы и технологии. 2013. № Б.С. 11-19.

17. Волкова Е.Ф., Дуюнова В.А., Капитаненко Д.В., Скугорев А.В. Исследование технологической пластичности листа из жаропрочного алюминиевого сплава 1151 // Технология легких сплавов. 2015. № 1. С. 37-44.

18. Волкова Е.Ф, Дуюнова В.А., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д. Исследование свариваемости жаропрочного алюминиевого сплава 1151 // Сварка и диагностика. 2015. № 6. С. 19-22.

REFERENCES

1. Kablov Ye.N. Innovatsionnyye razrabotki FGUP «VIAM» GNTS RF po realizatsii «Strategicheskikh napravleniy razvitiya materialov i tekhnologiy ikh pererabotki na period do 2030 goda» // Aviatsion-nyye materialy i tekhnologii. 2015. № 1. S. 3-33. DOI:10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.

2. Kablov Ye.N. Materialy novogo pokoleniya - os-nova innovatsiy, tekhnologicheskogo liderstva i natsional'noy bezopasnosti Rossii // Intellekt i tekhnologii. 2016. № 2 (14). S. 16-21.

3. Illarionov E.I., Kolobnev N.I., Gorbunov P.Z., Kablov Ye.N. Alyuminiyevyye splavy v aviakosmi-cheskoy tekhnike / Pod obshch. red. Ye.N. Kablova. M.: Nauka, 2001. 192 s.

4. Antipov V.V. Perspektivy razvitiya alyuminiyevykh, magniyevykh i titanovykh splavov dlya izdeliy avi-atsionno-kosmicheskoy tekhniki // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii, 2017. № S.S.186-194. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-186-194.

5. Kolobnev N.I. Zharoprochnost' alyuminiyevykh deformiruyemykh splavov // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii. 2016. № 1. S. 32-36. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-1-32-36.

6. Antipov V.V., Klochkova Yu.Yu., Romanenko V.A. Sovremennyye alyuminiyevyye i alyuminiyevo-liti-yevyye splavy // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii. 2017. № S.S. 195-211. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-195-211.

7. Teleshov V.V. Razvitiye tekhnologii proizvodstva plit iz zharoprochnogo deformiruyemogo alyuminiye-vogo splava AK4-1 v svyazi s ikh strukturoy i me-khanicheskimi svoystvami. Chast' 1. Splavy sistemy Al-Cu-Mg-Fe-Ni i tekhnologiya izgotovleniya plit // Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2014. № 3. S. 14-28.

8. Selivanov A.A., Antipov K.V., Astashkin A.I., Ovsyannikov B.V. Optimizatsiya rezhimov iskusst-vennogo stareniya kovanykh i katanykh polufab-rikatov iz zharoprochnogo alyuminiyevogo splava AK4-1ch // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2018. № 4 (64). St. 02. URL: http://www.vi-am-works.ru (data obrashcheniya 02.06.2022) DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-4-9-19.

9. Teleshov V.V. Razvitiye tekhnologii proizvodstva plit iz zharoprochnogo deformiruyemogo alyuminiyevogo splava AK4-1. Chast' 2. Osobennosti struktury ploskikh slitkov i prokatannykh iz nikh plit // Tekhnologiya legkikh splavov. 2014. № 4. S. 6-22.

10. Kozlovskaya V.P., Fomin K.N., Romanova O.A. i

dr. Tekhnologiya izgotovleniya i svoystva krupno-gabaritnykh slitkov i kovano-katanykh plit iz splava AK4-1 // Aviatsionnaya promyshlennost'. 1975. № 6. S. 62-65.

11. Selivanov A.A., Tkachenko Ye.A., Popova O.I., Babanov V.V. Vysokoprochnyy alyuminiyevyy de-formiruyemyy svarivayemyy splav V-1963 dlya de-taley silovogo nabora izdeliy sovremennoy aviatsion-noy tekhniki // Trudy VIAM: elektron. nauch.-tekhnich. zhurn. 2017. № 2 (50). St. 01. URL: http://www.vi-am-works.ru (data obrashcheniya 02.06.2022) DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-2-1-1.

12. Chirkov E.F., Fridlyander I.N., Cherkassov V.V. Universal Structural Weldable Aluminum Alloy 1151 with Improved Corrosion Resistens for Operation at Elevated and Cryogenic Temperature // In Proc. ICAA-6. Toyohashi (Japan). 1998. Vol. 3. P. 2041-2049.

13. Chirkov Ye.F. Zakonomernosti izmeneniy goryache-lomkosti i zhidkotekuchesti zharoprochnykh alyumi-niyevykh splavov sistemy Al-Cu-Mg v zavisimosti ot soderzhaniy Cu, Mg i dobavok perekhodnykh metallov // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii. Vyp. «Perspektivnyye alyuminiyevyye, magniyevyye i titanovyye splavy dlya aviatsionnoy tekhniki». M.: VIAM. 2002. S. 104-125.

14. Chirkov Ye.F. O prirode vozdeystviya Cu i Mg na evolyutsiyu struktury i zharoprochnosti alyumini-yevykh splavov sistemy Al-Cu-Mg // Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2002. № 4. S.64-70.

15. Chirkov E.F. Fundaments of Developing Compa-sitions for Weldable Wrought Aluminum Alloys with Enhanced Heat Resistance // In Proc. ICAA-9. Australia. 2005. P. 692-699.

16. Chirkov Ye.F. Temp razuprochneniya pri nagre-vakh - kriteriy otsenki zharoprochnosti konstruktsion-nykh splavov sistem Al-Cu-Mg i Al-Cu // Aviatsionnyye materialy i tekhnologii. 2013. № S. S. 11-19.

17. Volkova Ye.F., Duyunova V.A., Kapitanenko D.V., Skugorev A.V. Issledovaniye tekhnologicheskoy plastichnosti lista iz zharoprochnogo alyuminiyevogo splava 1151 // Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2015. № 1. S. 37-44.

18. Volkova Ye.F., Duyunova V.A., loda Ye.N., Pan-teleyev M.D. Issledovaniye svarivayemosti zharoprochnogo alyuminiyevogo splava 1151 // Svarka i diagnostika. 2015. № 6. S. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.