Научная статья на тему 'Особенности структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе развития страны'

Особенности структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2762
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / FEDERAL BUDGET OF RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL BUDGET REVENUES / TAX REVENUES / NON-TAX REVENUES / GRANT REVENUES / EXPORT DUTIES / INCREASING INCOMES OF THE FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова А. С.

В данной статье анализируется структура доходов федерального бюджета за различные периоды, демонстрируется зависимость федерального бюджета от природных ресурсов России, приводятся возможные способы увеличения доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STRUCTURE OF INCOMES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

This article analyzes the structure of incomes of the Federal budget for various periods, demonstrates the dependence of the Federal budget from natural resources of Russia, lists the possible ways to increase budget revenues.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе развития страны»

УДК 336.4

А.С. Тарасова

студент,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Аннотация. В данной статье анализируется структура доходов федерального бюджета за различные периоды, демонстрируется зависимость федерального бюджета от природных ресурсов России, приводятся возможные способы увеличения доходов бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет России, доходы федерального бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, вывозные таможенные пошлины, увеличение доходов федерального бюджета.

A.S. Tarasova, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

FEATURES OF THE STRUCTURE OF INCOMES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN

FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Abstract. This article analyzes the structure of incomes of the Federal budget for various periods, demonstrates the dependence of the Federal budget from natural resources of Russia, lists the possible ways to increase budget revenues.

Keywords: Federal budget of Russian Federation, Federal budget revenues, tax revenues, non-tax revenues, grant revenues, export duties, increasing incomes of the Federal budget.

Федеральный бюджет является основным звеном бюджетной системы Российской Федерации. Актуальность изучения доходов федерального бюджета не вызывает сомнений, так как анализ структуры доходов необходим для выявления слабых мест бюджета страны и поиска новых источников его пополнения.

Мы основываемся на мнении Куцури Г.Н. и Элларяна С.А., что «долговая устойчивость государственных финансов является, по сути своей, динамичным понятием» [1]. То есть способность страны платить по своим долгам сегодня не уберегает ее от возможного дефолта завтра. В России большое влияние на динамику показателя долговой устойчивости оказывают цены на газ и нефть через статьи доходов федерального бюджета. Таким образом, доходы федерального бюджета существенно влияют на долговую устойчивость России и способны изменять динамику рассматриваемого показателя. В связи с этим еще раз стоит подчеркнуть актуальность изучения структуры доходов, для выявления наиболее значимых статей, влияющих на способность России исполнять свои обязательства.

Основными доходами федерального бюджета России (далее ФБ РФ) являются налоговые доходы. Налоговые доходы включают в себя доходы от таких федеральных налогов и сборов, как [2, ст. 13]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Как показывает диаграмма № 1 (рис. 1), доля налоговых доходов в структуре доходов ФБ РФ в период 2012-2015 годов всегда была превалирующей. За первые три года рассматриваемого периода доходы от федеральных налогов и сборов примерно в 1,2 раза превышали неналоговые доход, а за первый квартал 2015 года общая сумма, полученная от налогов и сборов в ФБ РФ, превысила неналоговые доходы в 1,9 раза [3].

Объем безвозмездных поступлений в ФБ РФ за первый квартал 2015 года превысил годовые показатели за 2012, 2013 и 2014 годы и составил 169 миллиардов рублей, тогда как в 2012 году он не превышал 65 миллиардов. Если рассматривать данный показатель за первые кварталы, можно заметить, что в 2014 году объем безвозмездных поступлений резко увеличился по сравнению с предыдущими двумя годами, а в первом квартале 2015 года в 3,4 раза превысил показатель первого квартала 2012 года (табл. № 1).

Таблица № 1 - Динамика безвозмездных поступлений в федеральный бюджет России

Дата Сумма безвозмездных поступлений, в рублях

1 кв. 2015 год 169 156 691 504,63

1 кв. 2014 год 126 509 316 803,47

1 кв. 2013 год 72 656 629 672,18

1 кв. 2012 год 49 920 712 029,08

Источник: таблица составлена автором по данным Федерального Казначейства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/.

Источник: диаграмма 1 составлена автором по данным Федерального казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/

Рисунок 1 - Структура доходов федерального бюджет а Российской Федерации (млрд руб.)

Стоит отметить, что в целом динамика доходов в ФБ РФ за три года положительная: в 2012 году совокупные доходы оставили 12 856 млрд рублей, в 2013 - 12 988 млрд рублей, а в 2014 - 14 488 млрд рублей.

Как уже отмечалось ранее, налоговые доходы занимают доминирующее место в структуре доходов ФБ РФ. Рассмотрим подробнее доли отдельных статей. Исходя из данных диаграммы № 2 (рис. 2), видно, что около 36% всех налоговых доходов составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. До 2015 года доля доходов от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, составляла примерно 33%, но в 2015 году доля этого источника выросла до 38,6% и стала превалирующей.

50

40

30

20

35,64 32,51 32,96

25

10 5,4В л I

36,19 36,45

34,1

38,58

36,6

4,98

1,35

22,97

4,34

1,15

19,35

1,12

2012 ГОД 2013 ГОД 2014 ГОД 2015 ГОД (I КВ.)

■ Налоги на прибыль, доходы

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

■ Государственная пошлина

Источник: диаграмма 2 составлена автором по данным Федерального казначейства России.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/

Рисунок 2 - Доли отдельных статей доходов в налоговых доходах федерального бюджета Российской Федерации, %

Малозначительные доли в налоговых доходах занимают такие статьи, как задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, государственная пошлина. Вместе они в разные годы составляли от 1,37% до 1,13% от совокупных налоговых доходов.

Наблюдается тенденция по снижению доли доходов от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ. Если в 2012 году их доля составляла 25%, то к концу первого квартала 2015 года она снизилась до 19,4%. Доля доходов от налога на прибыль колебалась за рассматриваемый период, то, снижаясь, то увеличиваясь.

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

2012 год 2013 год 2014 год 2015 (I кв.)

■ Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую Вывозные таможенные пошлины на газ природный Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

Источник: диаграмма 3 составлена автором по данным Федерального казначейства России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/

Рисунок 3 - Доли вывозных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты в доходах федерального бюджета, %

■ ш

8,8 9,3 10,2 11 7,8

3,4 ш 3,7 3,4 3,8 ■

ш ш

Стоит отметить, что налог на добавочную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, является существенным источником доходов в ФБ РФ. Так, в 2014 году НДС принес в бюджет 3 925 млрд рублей (27% от всех доходов). Также большую часть доходов в 2014 году принес налог на добычу полезных ископаемых (19,7% от всех доходов).

Рассматривая неналоговые доходы, отдельное внимание стоит уделить вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую, на газ природный, на товары, выработанные из нефти. Выделенные нами три статьи в совокупности за период 2012-2014 годов приносили в ФБ РФ от 31% до 31,6% от всех доходов. Однако в первом квартале 2015 года рассматриваемый показатель снизился до 22,6%. Снижение доли доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти, можно объяснить резким снижением цен на нефть в 2014 году (как это видно по диаграмме № 4 (рис. 4)), когда цена за баррель опустилась ниже 47$.

120

100

30

60 i—

40

3012 Июль 2013 Июль 2014 Июль 2015

Источник: Издательский дом нефть и капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oilcapital.ru/stat/stat_1 /stat_1 .shtml

Рисунок 4 - Цена на нефть марки Brent

Проанализировав структуру доходов ФБ РФ, можно подвести итог о том, что бюджет России сильно зависим от таких статей доходов, как НДС (27% на 2014 год), НДПИ (19,7% на 2014 год), вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти (31,5% на 2014 год). Заметим, что доходы от НДПИ и рассматриваемых таможенных пошлин зависят от востребованности природных ресурсов России на мировом рынке, а также от их количества и качества. Таким образом, примерно 50% ФБ РФ существует исключительно благодаря дарам природы.

Возможные способы увеличения доходов федерального бюджета

Если рассматривать как превалирующий источник доходов ФБ РФ природные ресурсы России, а точнее нефть и природный газ, тогда покажется странным тот факт, что получаемые от благ природы денежные средства поступают не в ФБ РФ (не считая таможенные пошлины и налоги), а на счета компаний, следовательно не используются для удовлетворения потребностей всего общества.

Как стало известно, в 2014 году заработная плата президента «Роснефти» Игоря Сечи-на составила 20 млн рублей в месяц плюс годовая премия в размере 150% от годового вознаграждения (360 млн рублей). Итого за 2014 год его доход составил около 600 млн. рублей. Всего же, согласно отчетности «Роснефти», на заработную плату членам правления было выделено 743, 685 млн рублей, а также 1 210 млн руб. - на премии и 843,9 млн руб. - на иные вознаграждения.

Компания «НОВАТЭК» в 2014 году выделила на заработную плату топ-менеджменту 504 млн рублей и 1 136 млн руб. - на премии. В свою очередь, компания «Газпром нефть» в прошлом 2014 году выплатила членам правления (10 человек) 903 млн рублей.

Таким образом, три компании в совокупности выделили на заработную плату премии и иные вознаграждения членам правления в 2014 году 5 340, 585 млн рублей. Но как бы тяжело не было бремя топ-менеджеров газовых и нефтяных компаний, такие огромные суммы вряд ли имеют под собой реальные основания. На наш взгляд, деньги, получаемые с продажи нефти, газа и нефтепродуктов, не должны распределяться по «частным рукам», а должны поступать в ФБ РФ и находиться в распоряжении государства.

К увеличению доходов ФБ РФ может привести простое повышение цен на нефть и газ, но бюджет России не должен ставить себе целью быть зависимым от нефтедобывающих компаний и от предпочтений мирового рынка, а значит, необходимо искать альтернативные источники доходов. Налог на прибыль организаций в 2014 году принес в ФБ РФ всего лишь 2,8% от всех доходов (410 887 млн рублей). В связи с этим государству стоит задуматься о развитии малого и среднего бизнеса с целью увеличения налогооблагаемой базы.

К проблеме увеличения доходов федерального бюджета можно подойти и с точки зрения рационализации расходов. Ежегодно из Фонда национального благосостояния (формируемого из нефтегазовых доходов ФБ РФ) перечисляются сотни миллиардов рублей в Агенство по страхованию вкладов на санацию неустойчивых банков. Для предотвращения злоупотреблений средствами АСВ недобросовестными игроками банковского сектора Агентству стоит регулярно проводить внутренний аудит для сокращения количества банков, которые покрывает страховка.

Выводы

По результатам исследования было выявлено, что налоговые доходы являются превалирующими для федерального бюджета России. За период с 2012 по 2015 годы значительно увеличились безвозмездные поступления. Такого рода доходы за первый квартал 2015 года в 3,4 раза превысили аналогичный показатель за первый квартал 2012 года и в 2,6 раза превысили совокупные безвозмездные поступления за весь 2012 год.

В целом динамика доходов в ФБ РФ положительная, прирост с 2012 по 2014 годы составил 1 632 млрд рублей.

Существенными источниками доходов являются налог на добавочную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ, нефтепродукты.

НДС в 2014 году принес 27% всех доходов, от НДПИ поступило 19,7%, а вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, природный газ и нефтепродукты в 2014 году принесли 31,6% доходов ФБ РФ, однако в первом квартале 2015 года рассматриваемый показатель снизился до 22,6% (ввиду снижения цен на нефть).

Таким образом, бюджет России сильно зависим от таких источников доходов, как НДС, НДПИ, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Доходы от НДПИ и рассматриваемых таможенных пошлин зависят от востребованности природных ресурсов России на мировом рынке, а также от их количества и качества. Это означает, что примерно половина федерального бюджета России полностью зависима от даров природы.

Повышению доходов ФБ РФ может способствовать приватизация частных нефтегазовых компаний, перечисление в ФБ РФ полной суммы полученных средств от продажи нефти и газа (а не только налогов и таможенных пошлин). Однако России стоит «слезть с нефтяной иглы» и искать альтернативные источники доходов. Возможно, стоит уделить повышенное внимание развитию малого и среднего бизнеса в стране для увеличения налогооблагаемой базы.

Список литературы:

1. Куцури Г.Н. Долговая устойчивость государственных финансов Российской Федерации / Куцури Г.Н. Элларян С.А. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3. - С. 351-355.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Официальный сайт Федерального казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/.

4. Издательский дом нефть и капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oilcapital.ru/stat/stat_1/stat_1 .shtml.

5. Газета.ш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2015/02/16/6414613.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.