психологически науки
Бергис Татьяна Анатольевна, Екимова Юлия Николаевна ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ...
UDC 159.9.072.7
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Г.О. ТОЛЬЯТТИ
© 2019
Бергис Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Екимова Юлия Николаевна, магистрант Тольяттинский государственный университет (445054, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Известно, что профессия врача считается одной из самых стрессогенных. Это обусловлено не только сложными условиями трудовой деятельности, эмоциональными и физическими перегрузками, но и повышенными требованиями к психофизиологическим возможностям и личностным качествам медиков. Профессии медицинского профиля связаны с межличностным общением. Врачи вынуждены постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих негативных эмоций. Все это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии врачей и ведет к стрессовым состояниям медицинских работников. В статье рассматриваются особенности стрессоустойчи-вости студентов медицинского колледжа г. о. Тольятти. Представлены результаты психодиагностического этапа эмпирического исследования на выборке 35 респондентов. Статистически достоверные данные показывают, что на момент исследования у студентов достаточно слабо развиты основные ресурсы стрессоустойчивости, не сформированы навыки совладающего поведения и владения эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций, что говорит о достаточно низком уровне стрессоустойчивости. Исследование показало важность обучения студентов навыкам и умениям преодоления стрессовых ситуаций, и необходимость в разработке и дальнейшем внедрении коррекционно - развивающей программы по развитию ресурсов стрессоустойчивости студентов.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, медицинский работник.
FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE OF TOGLIATTI
© 2019
Bergis Tatyana Anatolievna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Preschool pedagogy, applied psychology" Department Ekimova Yuliya Nikolaevna, master's student Togliatti State University (445020, Togliatti, Belorusskaya str., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The doctor's profession is considered to be one of the most stressful. This is not only due to the difficult working conditions, emotional and physical overload, but also increased requirements for psychophysiological capabilities and personal qualities of physicians. Medical professions are associated with interpersonal communication. Doctors are forced to be constantly in the oppressive atmosphere of other people's negative emotions. All this has a negative impact on the emotional state of doctors and leads to stressful conditions of health workers. The article discusses the features of stress resistance of students of the Togliatti medical College. The results of the psychodiagnostic stage of empirical research on a sample of 35 respondents are presented. Statistically reliable data show that during study period, students have rather poorly developed basic resources of stress resistance, skills of coping behavior and possession of effective ways to overcome stressful situations are not formed, which means a sufficiently low level of stress resistance. The study showed the importance of teaching students skills and abilities to overcome stressful situations, and the need for the development and further implementation of corrective - developmental programs for the development of stress resources of students.
Keywords: stress, resources stress, a medical professional.
По результатам исследований, проведенных в 2018 году, у 70,55% врачей исследуемой группы наблюдается высоко выраженный уровень стресса, 63,17% врачей страдают от последствий стресса, у 67,6 % медиков сформирован синдром эмоционального выгорания [1].
Полученные результаты сигнализируют о безусловной проблеме, требующей коррекционных и профилактических действий.
Целью данной работы является краткий анализ результатов эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости студентов, проведенного на базе медицинского колледжа г. Тольятти.
Проблемой стрессоустойчивости в своих исследованиях занимались многие зарубежные и отечественные психологи (Р. Лазарус, Н.Е Водопьянова [3], Куликов Л.В. [4], Бергис Т.А. [2] и др. [5-12]).
Согласно определению Н.Е. Водопьяновой, стрессоустойчивость - это такая характеристика человека, которая определяет его способность противостоять воздействию, вызывающему стресс; стрессоустойчивость показывает, на сколько человек способен противостоять стрессорному воздействию или совладать с ситуациями, вызывающими стресс, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [3, с. 291].
Под ресурсами стрессоустойчивости личности Л.В. Куликов понимает такие индивидуальные способности и свойства личности, которые обусловливают её психо-
логическую устойчивость в стрессогенных ситуациях [4, с. 76]. На раду с прочими, Куликов Л.В. отмечает следующие ресурсы: контроль над эмоциями, способность выдерживать длительные эмоциональные и психические нагрузки, активная позиция в преобразовании ситуации, ведущей к стрессу, способность к личностному росту, удовлетворенность самореализацией.
В рамках научно-исследовательской работы нами было проведено пилотажное исследование на группе из 35 человек, полученные данные подвергнуты математическому анализу, сделаны предварительные выводы. Продолжается сбор эмпирических данных об особенностях стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти. Всего выборка составляет 90 человек в возрасте 17-19 лет.
При проведении исследования особенностей стрес-соустойчивости нами была использованы следующие методики:
1. Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В.Куликов);
2. Методика «Индикаторкопинг-стратегий»
(Д. Амирхан);
3. Опросник «Проактивное совладающее поведение» (Е. Старченкова);
4. Шкала оценки субъективной комфортности
(А. Леонова).
Анализ ресурсов стрессоустойчивости, полученных с помощью методики Куликова, представлен в таблице
Bergis Tatyana Anatolievna, Ekimova Yuliya Nikolaevna psychological
FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS ... science
1. Диагностика показала, что на момент исследования опрашиваемые испытывают скорее пассивное отношение к жизненной ситуации, преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий. Для респондентов характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности. На момент диагностики опрашиваемые студенты выявили недостаточно высокий уровень уверенности в своих силах, склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций. Эмоциональная устойчивость по шкале так же выявлена не на высоком уровне, что может свидетельствовать об изменчивости настроения, повышенной раздражительности, преобладании негативного эмоционального тона. По шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» результаты исследования приближаются к средним значениям. Это свидетельствует о том, что опрашиваемые студенты скорее удовлетворены ходом жизни, самореализацией, личностной успешностью. Шкала «Положительный - отрицательный образ самого себя» является вспомогательной. Она позволяет определить критичность самооценивания. Исследования показали, что респонденты оценивают себя критично и адекватно.
Таблица 1. Особенности доминирующего состояния студентов
Показатель высокий средний низкий
Активное отношение к жизни 14,28% 31,43% 54,29%
Тонус 28,57% 28,57 42,8«%
Тревожность 51,43% 31,43% 17,14%
Устойчивость эмоционального тона 54,28% 31,43% 14,29%
Удовлетвор енно стъ жизнью 40% 40% 20%
Позитивное само отношение 42,8«% 34,28% 22,8«%
Анализ доминирующих копинг - стратегий (Д. Амир-хан), то есть стратегий совладания со стрессовыми ситуациями, показал, что навыки использования стратегии «Разрешение проблемы» на высоком уровне представлены только у 1% исследуемых, на среднем уровне - у 54%. У остальных 45 % опрошенных молодых людей навыки разрешения проблемы в стрессовых ситуациях сформированы на низком уровне. Использование стратегии «Поиск социальной поддержки» на высоком уровне отметили 11% опрошенных, на среднем уровне - 17%. Использовать социальное окружение как ресурс в стрессовых ситуациях (помощь близких, родных, друзей) - не могут, соответственно, 72% изучаемой выборки.
Данные исследования сведены в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ доминирующих копинг-страте-гий
Уровень Разрешение проблемы Поиск социальной поддержки Избегание пр оолеыы
Высокий 3% 11% "
Средний 54% 49% 14%
Низкий 37% 31% 77%
Очень нижий 6% 9% 9%
Проактивное совладающее поведение - это особая жизненная позиция, при которой человек способен взять на себя ответственность за всё происходящее с ним. Проактивные индивиды умеют аккумулировать личностные ресурсы, избегают их растраты, а в случае стресса способны к их быстрой мобилизации, что требует наличия высокоразвитых социальных умений. 84
Навыки проактивного совладания со стрессом на высоком (выше 35) уровне отметили 48,57% опрошенных студентов.
На среднем уровне (33-35 баллов) - 20%.
И на низком уровне (ниже 32 -30 баллов) - 31,43% студентов
У исследуемой выборки показатель «Проактивное преодоление» не значительно отличается от среднего значения для врачей (34, 97). Данные исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Опросник «Проактивное совладающее поведение»
Оценка субъективной комфортности или общего уровня стресса (А.Б.Леонова) показала, что высокий уровень комфортности имеют (то есть не подвержены стрессу) только 20% обучающейся молодежи, 29% - имеют приемлемый уровень комфортности. У остальных 51% обучающейся молодежи зафиксирован низкий уровень комфортности и высокий уровень подверженности стрессу. Данные исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Шкала оценки субъективной комфортности
ВЫВОДЫ
Исходя из анализа результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что у студентов медицинского колледжа на момент исследования достаточно слабо развиты такие ресурсы стрессоустойчиво-сти, как активная позиция при разрешении стрессовых ситуаций, проактивнное совладающее поведение, умение контролировать свое эмоциональное состояние, слабо развиты навыки саморегуляции, студенты не способны выдерживать длительные эмоциональные и волевые нагрузки, не владеют эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций. На фоне выявленных доминирующих состояний у студентов слабо развиты навыки таких стратегии поведения в стрессовых ситуациях, как Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 2(4)
психологически науки
«Разрешение проблемы» и «Поиск социальной поддержки», которые являются одним из ресурсов стрессоустойчивости личности.
Исследование показало важность обучения студентов навыкам и умениям преодоления стрессовых ситуаций, и необходимость в разработке и дальнейшем внедрении коррекционно - развивающей программы по развитию ресурсов стрессоустойчивости студентов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баженова Н.Г. «Профессиональный стресс эмоциональное выгорание медицинских работников». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
2. Бергис Т.А. «Факторы стрессоустойчивости сотрудников в условиях организационного стресса». Вектор науки тольяттинского государтвенного универитета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4 (27) [Электронныйресурс]/Т.А. Бергис. - URL <https://elibrary.ru/ item.asp?id=27666500> (2016).
3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. — СПб., Питер, 2009. — 337 с.
4. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. А.А. Крылова. — СПб., 2013. — 174 с.
5. Андреева Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 140-143.
6. Лизунова Е.В. К вопросу о формировании стрессоустойчиво-сти у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 45-48.
7. Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 216-219.
8. Ильин Е.П. «Психология общения и межличностных отношений» [Электронный ресурс] / Е.П.Ильин — URLhttp://www. universalinternetlibrary.ru/book/12417/ogl.shtml#t1
9. Чупина В.Б., Гавриленко Л.С. Особенности проявления показателей стрессоустойчивости у студентов клинических психологов и инженеров //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 430-432.
10. КирееваС.А., ГусеваО.С., ДеруновА.В. «Стрессоустойчивость медицинского персонала». Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. №12 [Электронный ресурс] / С.А. Киреева. - URL https://elibrary.ru/item. asp?id=25410647
11. Копылова О.Ю., Молокостова А.М. Профессиональное выгорание преподавателей высшей школы и самореализация // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 322-326.
12. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1983. — 405 с.
Бергис Татьяна Анатольевна, Екимова Юлия Николаевна ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ...