Научная статья на тему 'Особенности стратегии развития Хабаровского края'

Особенности стратегии развития Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1893
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY / KHABAROVSK TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонов Сергей Николаевич

Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Леонов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY'S DEVELOPMENT STRATEGY

The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory's economic development and the territory's positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory's long-term development is evaluated.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегии развития Хабаровского края»

УДК 338.2(571.62) С.Н. ЛЕОНОВ

ББК 65.05 (2Рос-4Хаб) зам. директора по науке Института экономических исследований

Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

e-mail: leonov@ecrin.ru

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ*

Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, Хабаровский край.

S.N. LEONOV

Deputy Director of Science, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Studies, RF Far East Branch of RAS, Khabarovsk

e-mail: leonov@ecrin.ru

FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY’S DEVELOPMENT STRATEGY

The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory's economic development and the territory's positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory's long-term development is evaluated.

Keywords: socio-economic development, strategy, Khabarovsk Territory.

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов России (4,6% территории страны). Это административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальневосточного федерального округа (ДФО). По численности населения (1343,3 тыс. чел.) край занимает второе место в ДФО и 35 — в России. Крупнейшие города — административная столица края г. Хабаровск (581,2 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (261,8 тыс. жителей). Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов.

Минерально-сырьевой потенциал — важнейшее конкурентное преимущество края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырье-

вом потенциале ДФО составляет по платине и меди — 50%, олову — 20%, золоту — 8%. Имеются значительные запасы цветных и редких металлов, выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ. При этом для края характерна слабая геологическая изученность территории (съемкой масштаба 1:50000, при которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, охвачена лишь треть территории края).

Валовой региональный продукт (ВРП) Хабаровского края в 2009 г. превысил 274,98 млрд р., а темп роста его реального объема к уровню 2008 г. составил 93%. Впервые за 2000-2009 гг. была нарушена тенденция роста экономики края, однако среднегодовой темп роста за этот период составил 104,5%, а в сопоставимых ценах рост ВРП превысил 1,5 раза (рис.).

* Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук П.31.

© С.Н. Леонов, 2012

Если в 2000-2002 гг. темп роста ВРП края обгонял средний по дальневосточным субъектам Федерации темп роста, то с 2003 г. он не превышал средних дальневосточных значений. Как следствие, начиная с 2002 г., доля края в ВРП региона снизилась с 21,5 до 15,9% в 2009 г.

Структура экономики, исторически сложившаяся в Хабаровском крае, является индустриальной, с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс обороннопромышленных предприятий. Хотя по запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов, ценных пород рыб край выделяется и на Дальнем Востоке, и в России, доля природно-ресурсных секторов в ВРП края снижается. Если в 2000 г. на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и добычу полезных ископаемых приходилось 16,4% ВРП края, то к 2010 г. доля названных видов экономической деятельности снизилась до 12,7%. Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет значительных перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии. В структуре ВРП края в 2009 г. значительное место занимали обрабатывающие производства (8,9%), строительство (9,5%), транспорт и связь (16,7%), торговля и общественное питание (14,3%), операции с недвижимым имуществом (9,6%) [5].

Для базового сектора Хабаровского края характерен невысокий уровень технологического развития, несмотря на наличие в структуре промышленности отраслей оборонного комплекса, что влечет за собой низкие по-

115

110

105

100

95

90

85

80

казатели производительности труда, высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов связан со сложной демографической и миграционной ситуацией на Дальнем Востоке и в крае. По оценке администраций предприятий, расположенных в Хабаровском крае, кадровый ресурс является одним из наиболее дефицитных ресурсов в регионе.

Усиление территориальных диспропорций в экономике объясняется концентрацией экономической активности в крупных промышленных центрах южной зоны края и формированием четырех зон интенсивного развития — Хабаровской агломерации, промышленной зоны «Комсомольск — Амурск — Солнечный», Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла и Ургальского промышленного узла [3]. Сохраняется и может возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

За 2008-2010 гг. Хабаровский край вышел на высокие показатели соотношения инвестиций к ВРП (более 30%), что характерно для большинства развитых стран мира [7]. В 2010 г. в экономику и социальную сферу региона привлечено 131,2 млрд р. (127% в сопоставимых ценах к уровню 2009 г.). Причем доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал снижается (в 2010 г. — 12,5% при 20% на протяжении 2001-2008 гг.), а частные инвестиции ежегодно растут. В лидерах по объему частных инвестиций находятся обрабатывающая отрасль, транспорт и связь, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика.

МММ

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

I I Темп роста ВРП ДФО

I I Темп роста ВРП Хабаровского края

25

20

15

10

5

0

—а— Доля Хабаровского края в ВРП ДФО (правая шкала) Динамика ВРП Хабаровского края и ДФО за 2000—2009 гг., %

Экономика Хабаровского края является открытой системой, и траектория ее развития на ближайшие 20-25 лет будет детерминироваться динамикой национальных и общемировых тенденций. Рамочным ограничением выступает требование устойчивого развития экономики и рост благосостояния местного населения.

При разработке стратегии развития края следует учитывать ряд экзогенных факторов. Россия в целом и Хабаровский край в частности имеют достаточно низкие стартовые позиции в конкурентной среде мирового хозяйства [2]. Выделяются четыре фактора эффективного встраивания России в мировую экономику. Первые три из них особо значимы для Хабаровского края, это — природные ресурсы; географическое положение; свободное, экологически чистое пространство. Но только опора на четвертый фактор — инновационный потенциал — способна обеспечить субъектам Федерации резкое увеличение доли интеллектуального труда в создаваемой на их территории стоимости, вернуть Россию в число мировых лидеров.

Для Хабаровского края следование трем первым факторам встраивания России в мировую экономику может означать снижение значимости края в пространственном развитии страны. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус «двойной периферии»: России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в АТР, так как практически по всем видам сырья у покупателей существуют альтернативные варианты. В этих условиях для края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

Реализация конкурентных, обходящих Россию транспортных коридоров, также может резко снизить геополитическую значимость края. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом ТРАСЕКА

(Transport Corridor Europe Caucasus Asia) в Средней Азии и Казахстане.

Тем не менее, сырьевая и транзитная модели развития Дальнего Востока могут создать структурный потенциал для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура транзита топливно-энергетических ресурсов (магистральные газопроводы из Якутии, ВСТО, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и Транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 г. сформируют на широтном ареале «Восточная Сибирь — Южная Якутия, Сковородино — Хабаровск, Комсомольск, Ванино — юг Приморья» мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энер-го-, ресурсопользования в странах СВА. С востока через Хабаровский край в этот коридор вливаются углеводороды (нефть и газ) с шельфа о. Сахалин.

В стратегии развития Хабаровского края система долгосрочных проектов и мероприятий, планируемых к реализации, может быть сведена в два принципиальных сценария развития территории (инерционный и инновационный), различие между которыми состоит в степени вовлечения каждого из четырех названных интеграционных факторов.

Инерционный сценарий, несмотря на невысокую экономическую эффективность для края и страны в целом, имеет серьезные предпосылки реализации, к основным из которых следует отнести:

1. Изменение географии международной торговли и смещение мирового центра экономической активности в АТР, что ведет к повышению значимости евроазиатских транспортных коридоров [4].

2. Возрастание потребности в портовой инфраструктуре, так как увеличиваются транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие локальную транспортную систему Дальнего Востока и Хабаровского края в частности в обслуживание международных перевозок.

3. Рост ограничений в развитии транспортной инфраструктуры северного Китая и стремление китайского руководства к получению кратчайшего выхода северо-восточного Китая к морским портам.

Реализация указанных предпосылок обеспечит возможность развития и закрепления сырьевой и транзитной специализации в рамках инерционного сценария:

- продолжит динамично развиваться базовый сектор, завершится строительство терминалов по перевалке угля, металлов, нефти, формирование портовых особых экономических зон в Ванино и Советской Гавани;

- будет развиваться инфраструктура приграничных торгово-производственных комплексов;

- край сохранит позиции в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока при неизменной его сырьевой специализации;

- продолжится развитие лесопромышленного комплекса края (преимущественно за счет предприятий с низкой степенью деревообработки);

- при государственной поддержке (госзаказ) в крае будет развиваться, хотя и ограниченно, авиа- и судостроение;

- минерально-сырьевой комплекс края сохранит свое значение, его основной проблемой останется сокращение числа разведанных месторождений с утвержденными запасами. Причина — дефицит средств на геологоразведку.

Инерционное развитие экономики края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды), и сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

Инновационный сценарий развития Хабаровского края и его стратегические возмож-

ности определяются рядом параметрических условий:

- положением и местом региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России;

- вероятными сценарными условиями, обусловливающими возможности модернизации региональной экономики, исходя из приоритетов национальной экономической политики, приоритетов и ограничений в использовании источников роста, формирования и стимулирования региональных центров экономического развития на тихоокеанском направлении.

Факторы и ограничения, инициируемые национальными тенденциями и приоритетами развития и создающие параметрическую среду для стратегии социально-экономического развития края, приняты в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством РФ [1].

В рамках инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края предполагается массовое использование не только технологических инноваций, но и инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре ВРП. Перспективная структура экономики края (табл.) поддерживается паритетным с промышленными ростом ключевых непромышленных видов деятельности (транспорт, торговое обслуживание). Экономические результаты непромышленных отраслей носят производный характер, детерминируются

Макроэкономические показатели инновационного сценария развития

Хабаровского края, %

Показатель Среднегодовой темп роста 2025 к 2007

2007-2015 2015-2025 2007-2025

ВРП 106,1 108,2 107,3 355,0

Инвестиции в основной капитал 107,4 108,0 107,7 381,3

Промышленность 104,6 107,8 106,4 305,0

Продукция сельского хозяйства 103,0 101,7 102,3 149,5

Розничный товарооборот 107,6 105,7 106,5 311,8

Грузооборот транспорта 108,0 103,5 105,5 261,1

Услуги связи 113,1 108,0 110,2 577,3

Составлено по данным: [6].

промежуточным спросом и перераспределением доходов со стороны промышленного сектора края.

Базовые предпосылки инерционного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий военно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры.

Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения являются открытыми, заинтересованными в инновациях сферами. Но это будут высокоспециализированные по характеру использования трансферы материальных технологий, внешне масштабные, но не обладающие силой «инновационного мультипликатора».

Список использованной литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

2. Леонов С.Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 126-133.

4. Минакир П.А. Россия — Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 7-20.

5. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru.

6. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13 янв. 2009 г. № 1-пр. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/info/ strategy/.

7. Шпорт В. Инвестор для нас — желанный партнер // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

Referenses

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf.

2. Leonov S.N. Analiz uslovii strategicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii posle krizisa // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. C. 159—168.

3. Leonov S.N. Strategicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka: ugrozy krizisa // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 126-133.

4. Minakir P.A. Rossiya — Kitai na Dal'nem Vostoke: mnimye strakhi i real'nye ugrozy // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 7-20.

5. Ofitsial'nyi sait Goskomstata RF. URL: http://www.gks.ru.

6. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2025 g.: utv. posta-novleniem Pravitel'stva Khabarovskogo kraya ot 13 yanv. 2009 g. № 1-pr. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/ info/strategy/.

7. Shport V. Investor dlya nas — zhelannyi partner // Parlamentskaya gazeta na Dal'nem Vostoke. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.