Научная статья на тему 'Особенности стратегического управления социально-экономическим развитием региона в современных условиях'

Особенности стратегического управления социально-экономическим развитием региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова С. А.

В статье исследуются условия и объективные предпосылки к формированию механизма стратегического управления социально-экономическим развитием территориальной единицы на основе новых подходов и региональной политики в части сбережения и развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического управления социально-экономическим развитием региона в современных условиях»

Терехова С.А.

Тюменский государственныйо университет

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье исследуются условия и объективные предпосылки к формированию механизма стратегического управления социально-экономическим развитием территориальной единицы на основе новых подходов и региональной политики в части сбережения и развития человеческого капитала.

Необходимость формирования механизма стратегического управления социально-экономическим развитием региона связана со спецификой социально-экономической системы в том или ином территориальном образовании, наличием специфических условий и особенностей в развитии и размещении производства, в природных, климатических и этнографических особенностях.

Проблема территориального самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений наиболее остро встала перед регионами в процессе трансформации экономики во взаимосвязи с изменением форм поступления и распределения ресурсов. Традиционно рассмотрение проблем управления региональной экономикой предусматривает поиск ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития.

На практике до настоящего времени традиционно разрабатывают такие инструменты, как прогноз, концепция, стратегии развития в рамках генеральной схемы развития и размещения производительных сил и индикативного плана развития экономики региона.

Происходящие изменения в современной России, особенно в части социально-экономических преобразований, создают объективные предпосылки для новых подходов в формировании механизма управления развитием региона, к осмыслению законов общественного воспроизводства, отражающих связи и зависимости между различными элементами социальноэкономической системы.

В региональной науке появляются новые объекты теории, такие, как размещение инвестиций и инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем. В числе основных факторов выступают факторы инфраструктурного обеспечения и экологических ограничений.

Известны многочисленные трудности во взаимоотношениях федерации и регионов. Регулирование на уровне региона не опирается на ресурсы, механизмы и принципы, которые обеспечивают возможность создания условий для

устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного территориального развития, направленного на сохранение и развитие человеческого капитала. В новых условиях хозяйствования необходимо формировать новую государственную региональную политику, необходимую в качестве фундамента механизма стратегического и тактического управления.

Регионы более десяти лет в основном предоставлены сами себе в выборе путей стабилизации экономического и социального положения. К основным результатам самостоятельной деятельности регионов следует отнести:

во-первых, принятие региональных конституций (не всегда согласованных с Конституцией РФ);

во-вторых, модель социально-экономического развития выбиралась администрацией субъекта федерации в соответствии с ресурсными возможностями. Поэтому экономические приоритеты превалировали над приоритетами социальными, внешнеэкономическая деятельность регионов зачастую не согласовывалась с эффективностью экономики страны;

в-третьих, интересы национальной (региональной) элиты (занятой в бизнесе) зачастую противоречили интересам государства в целом.

На современном этапе формирования механизма стратегического управления социально-хозяйственным комплексом (СХК) региона на первый план выступает стратегия как искусство руководства общественно-политической борьбой. Стратегия же как общий план управленческих функций (процедур, технологий), исходящий из расстановки и соотношения ресурсов и создания механизма «саморегулирования» конкурентного рынка на данном этапе для достижения целей по установленным социально-экономическим критериям (нормативам), практически не сформирована.

Учитывая то, что экономическое реформирование осуществляется в ходе становления рыночного саморегулирования (особого механизма координации социально-экономической деятельности), которое осуществляется одно-

временно с регионализацией экономических отношений, усилением самостоятельности регионов в выборе и реализации стратегий развития, возникает необходимость моделирования стратегии управления. Поэтому весьма актуальным является формирование механизма стратегического управления территориально-локализованной экономической системой, СХК, которое позволит изучить природу и закономерности региональной социально направленной экономики. В модели территориально-локализованной экономической системы обеспечиваются условия для анализа взаимодействия основных хозяйствующих субъектов (ХС) и властных структур (ВС) в системе региональных рынков и для выявления совокупности социально-экономических связей, которые превращают регион в единый социально-хозяйственный комплекс.

Движущей силой стратегического управления, как показывает мировой опыт, является обострение межтерриториальной конкуренции. Это вызывает необходимость в региональных интеграционных процессах, достижении целей развития региона на основе творчества, инициативы, предприимчивости на фоне относительно стабильного политического и экономического пространства.

В России ситуационные условия формирования механизма стратегического управления развитием регионов характеризуются следующими особенностями:

- политическая и социально-экономическая обстановка в стране нестабильна и сложно прогнозируема;

- процесс рыночного реформирования экономики и создания конкурентной среды не завершен;

- в подавляющем большинстве регионов и муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;

- формирование самих муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно-территориальных единиц, созданных в свое время без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;

- процесс регламентации форм собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;

- не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образова-

ниями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству территориальных единиц (ТЕ) страны;

- деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия «социальная ответственность», что затрудняет взаимопонимание власти (ВС) и бизнеса (ХС) и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития ТЕ различного ранга.

Отмеченные особенности трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для осуществления стратегического территориального планирования. Вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ.

Проведенный анализ документов, характеризующих программы социально-экономического (стратегического) развития ряда субъектов РФ до 2010 г., показал следующее:

- концепции стратегического развития не имеют системы количественно определенных целей их перспективного комплексного социально-экономического развития;

- предложения по стратегическому развитию регионов не опираются на результаты комплексного анализа внутренних закономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факторов их перспективного социально-экономического развития;

- стратегический выбор региона носит, как правило (в тех случаях, когда он разработан), волюнтаристский характер, не ориентирован на достижение стратегических целей социального развития административно-территориальных образований, не является результатом сравнения различных альтернативных вариантов на основе системы разработанных критериев, условий и ограничений;

- отсутствуют предложения и анализ возможных сценариев, вариантов развития, в зависимости от тех или иных условий;

- концепции стратегического развития не содержат, как правило, в развернутом виде изложения намеченных к реализации региональных политик в различных сферах экономики и жизнеобеспечения территории;

- документы значительно отличаются друг от друга как по логической форме, так и по содержанию, не ориентированы на адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. При этом авторы вкладывают разный смысл в иден-

тичные или близкие понятия. Большая часть документов рассчитана на такой короткий срок (2-3 года), что скорее нужно говорить о тактике, нежели о стратегии развития;

- концепции стратегического развития регионов - субъектов РФ практически повсеместно не увязаны с аналогичными документами, разрабатываемыми на муниципальном уровне, не содержат «муниципального разреза»;

- документы, содержащие гипотезы стратегического развития регионов, как правило, нелегитимны, не являются в действительности продуктом общественного согласия;

- нет четко прописанного механизма реализации намеченных стратегий развития.

В СХК стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план для обеспечения осуществления миссии и стратегических целей. Стратегическое планирование как процесс выбора целей и путей их достижения обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Стратегия включает (условно) четыре основных вида управленческой деятельности в рамках стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов в действующей социально-экономической системе охватывает характеристику и оценку ресурсного потенциала, анализ потребности в ресурсах по стратегическим направлениям и определение путей обеспечения ресурсами стратегических программ с учетом их приоритетов. Под ресурсным потенциалом понимается совокупность всех ресурсов, как вовлеченных в процессы общественного воспроизводства, так и потенциально возможных к вовлечению.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые способствуют выполнению стратегических целей. Необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и неблагоприятным и даже опасным. При обосновании стратегических направлений развития СХК необходимо выявить надлежащие варианты по обеспечению эффективного приспособления стратегии к окружающим условиям, внешним факторам.

Внутренняя (внутрирегиональная) координация включает действия властных структур (ВС) и хозяйствующих субъектов (ХС) в поле

отображенных сильных и слабых сторон для максимального использования сильных и нейтрализации слабых сторон в реализации стратегии экономического развития СХК. Внутренняя координация основана на механизме согласования интересов ВС и ХС, принятия управленческих решений в соответствии со стратегическим планом, с учетом установленных (принятых) критериев (нормативов).

Осознание организационных стратегий предполагает непрерывный процесс совершенствования механизма стратегического управления СХК. Роль руководителей ВС и ХС в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования (разработка концепций, программ и т. п.), как это делается в настоящее время. Традиционно программы социальноэкономического развития региона (субъекта федерации) формируются как сумма проектов (направлений), охватывающих в основном все стороны развития без учета их взаимной связи, без формирования специального механизма стратегического управления. Систематическое развитие мышления руководителей ВС, ХС и человека на основе осмысления опыта прошлых стратегических решений, формирование способности эффективно скорректировать стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления является основой осознания организационных стратегий.

На современном этапе основой социальноэкономического развития становится социальная и экономическая политика регионов, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти. Главным богатством территории в условиях устойчивого экономического и социального развития становятся не природные ресурсы, а человеческий капитал. Следовательно, основной стратегической целью социальной и экономической политики становится сбережение и развитие человеческого потенциала территории.

Формирование механизма стратегического управления развитием СХК - сложный процесс. Осуществление его требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа «первого руководителя» ВС и ХС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.