Научная статья на тему 'Особенности стратегического управления модернизацией Российской промышленности'

Особенности стратегического управления модернизацией Российской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борталевич С.И., Акопов А.В.

Данная статья посвящена вопросам стратегического управления российской промышленности. Рассматриваются вопросы модернизации путем формирования управленческих механизмов, базирующихся на рыночных методах хозяйствования. Обосновывается необходимость ускорения инновационных процессов и формирования точек экономического роста. Предлагается система стратегического управления процессами модернизации промышленности на основе взаимоувязанного комплекса программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN INDUSTRY

This article focuses on the strategic management of Russian industry. Deals with the issues of modernization by establishing management mechanisms based on market methods of economic management. The necessity of intensification of innovation processes and the formation of points of economic growth. Proposed system of strategic management processes of modernization of the industry on the basis of an interlocking set of programs.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического управления модернизацией Российской промышленности»

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Борталевич С.И., д.э.н., доцент, в.н.с., Институт проблем рынка РАН, e-mail: instityteb@mail.ru Акопов А.В., аспирант, кафедра Организационное развитие, ФГБОУ ВПО «Российский государственным гуманитарным

университет»

Данная статыя посвящена вопросам стратегического управления российской промышленностиРассматриваютсявопрошмод ернизации путемформированияуправленческих механизмов,базирующихся на рыночных методах хозяйствования. Обосновывается необходимосты ускорения инновационных процессов и формированияточек экономического роста. Предлагаетсясистемастрат егического управления процессами модернизации промыгшленности на основе взаимоувязанного комплекса программ.

Ключевые слова: стратегия, промышленность, модернизация, управление.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE MODERNIZATION OF THE

RUSSIAN INDUSTRY

Bortalevich S., Doctor of Economcs, associate professor, leading researcher, RAS Institute of Market Problems, e-mail: instityteb@mail.ru Akopov A., the post-graduate student, Organization development chair, FSEIHPE «Russian state university for the humanities»

This article focuses on the strategic management of Russian industry. Deals with the issues of modernization by establishing management mechanisms based on market methods of economic management. The necessity of intensification of innovation processes and the formation of points of economic growth. Proposed system of strategic management processes of modernization of the industry on the basis of an interlocking set of programs.

Keywords: strategy, industry, modernization, management.

Внимание к проблемам модернизации промышленного комплекса обусловлено потребностями совершенствованиям только теоретических основ неоклассической экономической методологии, но такжеи практическими причинами. Между тем, реальная действительность для предприятий промышленности в экономике является миром неравных возможностей, где лучшие позиции занимают конкурентоспособные промышленные предприятия, которые в дальнейшем могут модернизироваться.

В экономической системе доминируют отношения, включающие в себя модернизационный императив. В этом смысле именно наличие технологических инноваций и управленческих компетенций можно рассматривать как инновационную организацию промышленности.

Доминантная инновационная среда, ориентированная на методы модернизации, может оказаться невосприимчивой к попыткам ее модернизации на основе применения только мер рыночного регулирования. В результате предпринимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть ускоренное развитие научно-технологического потенциала убыточных предприятий. В результате снижается общая эффективность хозяйствования, что, в свою очередь, требует усиления государственной поддержки. В таких условиях частный капитал начинает уходить из страны, а государственные промышленные предприятия все в большей степени надеются на помощь государства [1].

В ближайшие годы процессы глобализации мировой экономики получат дальнейшее развитие и неизбежно приведут к усилению конкуренции во всех сегментах мирового рынка. Быстрый научно-технический прогресс будет способствовать ускорению инновационных процессов, что сделает конфигурацию мирового рынка более подвижной и потребует от национальных государств дополнительных усилий по адаптации к условиям глобальной конкуренции [2].

В этой ситуации для России, уже глубоко интегрированной в мировое хозяйство, возникают новые вызовы и риски, требующие соответствующих внутриэкономических решений и последовательной работы по совершенствованию модернизационной политики, повышению ее вклада в продвижение и защиту национальных интересов на глобальном рынке.

Среди основных вызовов для России в среднесрочной перспективе - повышение конкуренции на мировом рынке со стороны динамично развивающихся стран по основному экспортному ассортименту России, причем экспортная экспансия указанных стран опирается на мощную государственную поддержку, усиление интеграционных процессов за рубежом,

стремительный рост числа двусторонних и региональных либерализационных торгово-экономических соглашений, что ведет к формированию широких зон привилегированного сотрудничества, и не участвующие в них страны рискуют ухудшить свои позиции в международной торговле [3].

Главные риски для России, имеющие мирохозяйственную природу, заключаются, во-первых, в принципиальной нестабильности конъюнктуры и цен на ключевых для России рынках сырья (прежде всего энергоносителей, цветных и драгоценных металлов) и полуфабрикатов, где очень высока роль спекулятивных и научно-политических факторов, и, во-вторых, в быстром росте цен на продовольствие, являющееся важнейшей статьей российского импорта, причем ведущие страны-поставщики все чаще сами провоцируют скачки цен, вводя те или иные ограничения на экспорт для снижения инфляции на внутреннем рынке. Прогнозируемая на 2012-2015 годы динамика цен на важнейших товарных рынках может привести к заметному ухудшению условий торговли для России в связи с опережающим ростом импортных цен.

Вместе с тем, наряду с новыми вызовами и рисками для России в условиях глобализации, возникают и благоприятные возможности для расширения и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. В их числе:

• наличие исторических рынков сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью в странах, находящихся в стадии быстрого роста (страны СНГ, отчасти - Китай, Индия);

• развертывание новых емких рынков в странах догоняющего развития, на которых Россия имеет или может приобрести конкурентные преимущества (энергетика, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, химия, строительство);

• наличие у российских экспортеров перспективных ниш в высокотехнологичных отраслях (информационные технологии, телекоммуникации, атомная энергетика и др.);

• рост мирового спроса на сырьевые товары, предлагаемые Россией, в связи с быстрым экономическим подъемом в Азии и других регионах догоняющего развития;

• наличие предпосылок для углубления интеграционных процессов в СНГ и Европе на основе усиления кооперационных связей;

• расширение транзитного потенциала в результате роста торговых потоков между Европой и Азией, значительная часть которых может быть переориентирована на российские транзитные маршруты [4].

В сложившейся ситуации наиболее актуальной проблемой является разработка и реализациястратегической модернизационной модели, которая бы обеспечила успешное перспективное развитие

страны, обеспечила бы ее устойчивую конкурентоспособность в условиях кризиса и сужения благоприятных возможностей на российском рынке. В основу модернизации следует положить формирование таких управленческих механизмов, которые бы обеспечивали согласование экономических интересов предприятий промышленности с потребностями модернизации. Следовательно, первоочередной задачей реформирования экономики является создание механизмов модернизации и согласования системных изменений в экономике. Они должны базироваться на рыночных методах хозяйствования, но сами по себе рыночные отношения не могут быть панацеей от всех экономических проблем. На Рисунке1приведена структурная схема комплекса целевых программ модернизации промышленных предприятий. Рисунок 1 Структура реализации стратегического плана и его программ

Ориентация на чисто рыночные методы при ослаблении роли государства привела в России к концентрации значительной части национального богатства в руках небольшой группы лиц и возникновению серьезных диспропорций в российской промышленности. Поэтому неотъемлемым элементом модернизационного регулирования экономики должно быть активное участие в этом процессекак государства, так и самих предприятий. Когда речь идет о переходном периоде и имеет место неразвитость рыночных отношений и механизмов саморегулирования, предполагается усиление стратегического планирования, в том числе и в целях модернизации. Наиболее эффективным инструментом для решения поставленных задач является комплексное планирование на основе взаимоувязанных целевых программ.

Таким образом, переориентация на рыночные методы регулирования не означает полного отказа от использования государственных механизмов модернизации. Методы экономического стимулирования и прямого управления должны использоваться с единой конечной целью - реализации управленческого воздействия для осуществления политики технологического перевооружения в научно-технической сфере предприятий промышленности.

Конкурентноспособные промышленные предприятия обеспечивают значительное ускорение принятия совместных решений структурами государства, бизнеса и научного сообщества. Одним из важнейших условий эффективной инновационной модели является активный характер этого процесса, адаптированный под проблемы интеграции российских и зарубежных предприятий промышленности и формирование научно-производственных бизнес-цепочек. Государственное воздействие должно быть направлено не только на обеспечение принятия совместных решений структурами государства, бизнеса и научного сообщества, но и на оптимизационное распределение полученных результатов между всеми участниками инновационных процессов - только в этом случае возможно избежать серьезных кризисных явлений. Именно обеспечение комплексности является одним из важнейших

принципов государственного регулирования.

Таким образом, при совершенствовании экономической политики нельзя игнорировать государственные методы стимулирования модернизации. Задача заключается в смещении акцентов в пользу комплексной увязки программмодернизации. При этом проблема заключается в обеспечении разумной степени модернизации, которая направит механизм рыночного саморегулирования в нужное для промышленности русло.

И это при том, что именно формирование сети институтов развития пронизывают все поры глобального рынка, создают замысловатую ткань его исполнительных механизмов, обеспечивают относительно координированное движение товаров, денег и людей. Более того, даже сегодня такой важнейший рыночный институт, как ускоренное развитие научно-технологического потенциала, остается на задворках экономического мэйнстрима. Что лишний раз подчеркивает: проблема ускоренной модернизации до сих пор не заняла подобающего места винновационной системе, что, естественно, снижает потенциалы научного знания о хозяйственной деятельности в экономике.

Эти трудности «совершенствования» экономической теории носят очевидный «временный» характер, свойственный для периода смены базисных научных оснований, смены, которую с определенной долей условности можно определить как смену научных парадигм. Потеря же актуальности и практической ценности представлений о модернизации связана, не в последнюю очередь, с вхождением в экономики в зону прогрессирующей кризисности развития.

Эта кризисность является, что называется, самоочевидной, само собой разумеющейся и не требующей особых доказательств, но вот теория модернизации до сих пор не получили сообразного их глубине и масштабу отражения ни в научном знании, ни в государственном управлении. Подобная недооценка модернизации чревата для экономики самыми серьезными последствиями. Ведь именно этими переменами, точнее, неспособностью промышленности адекватно реагировать на них, а отнюдь не проблемами доллара, о чем говорят некоторые эксперты и аналитики, или иными мелочами, вызваны и нефтяной и ипотечный кризис, равно как и длинный перечень иных больших или маленьких кризисов.

Таким образом, показанароль и необходимость стратегического управления процессами модернизации промышленности на основе взаимоувязанного комплекса программ, охватывающих все направления производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Литература:

1. Алимов В.В. Современные методы оценки эффективности инвестиционных решений и их применение для промышленных предприятий // Интеграл. 2010. № 2. С. 54-55.

ТЯЛЫБРОКТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2016 | 95

2. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Макроэкономическая конъюнктура и проблема технологического развития в экономике современной России // Мировая экономика и международные отношения, 2004. №2. С.28.32.

3. Мониторинг текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-декабре 2010 года // Министерство экономического развития Российской Федерации, 2011.

4. Онуцкая С.Э., Омельченко И.В. Инновационная экономика: опыт зарубежных стран и проблемы в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 29-30.

5. Основные тенденции социально-экономического развития в январе-декабре 2010 года // Минэкономразвития России.

6. Петраков Н. Я. К вопросу об интеграции России в мировое сообщество // Инновации. 2010. № 10. С. 30-33.

7. Полтерович В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики, 2009, №6. С.38.

8. Попов Г. Об экономическом кризисе 2008 года // Вопросы экономики, 2008. №12. С.10-14.

9. Танака X. Увеличение конкурентоспособности национальной промышленности путем использования открытых инноваций и управления метапрограммами //Управление проектами и программами. 2011. № 1. С. 36-47.

10. Фирсов А.Е Процесс управление экономическими системами при развитии инновационной деятельности // А.Е. Фирсов, Н.И. Лыгина: брошюра. - Орел: ОрелГИЭТ, 2007. - 64 с.

11. Ханова А.А. Концепция системы интеллектуального

управления стратегически-ориентированным предприятием // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. №1. С. 187-193.

12. Цзян Цзин, Стровский Л.Е. Состояние и проблемымодер низациипромышленностиКитая // Экономикарегиона. 2011. №2. С. 126-130.

13. Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать? // Вопросыэкономики. 2011. № 1. С. 120-126.

14. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. С.38.

15. Шепелев С.Б. Формирование и развитие корпоративных структур холдингового типа в условиях структурной перестройки промышленности // Автореферат дисс. ... кандидата экономических наук, Москва, 2004. - 26 с.

16. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 165.

18. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 127-137.

19. Явлинский Г.А. Перспективы российского общества в XXI веке - окончательный «уход» или модернизация / Г.А.Явлинский, А.В.Космынин // Мир России. 2011. № 3. С.3-18.

20. Яковец Н.В. Инновации XXI века: стратегия инновационного прорыва // Доклад на Молодежном инновационном конвенте, 2008.

21. Ярин Г.А. Методология и механизм разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ // Автореферат дисс. . доктора экономических наук. - Екатеринбург 2007. - 46 с.

УДК 332

BIGDATA. ФИНАНСОВЫЕ РЕАЛИИ

Медведева М.Б., профессор кафедры Мировая экономика и международный бизнес, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: MBMedvedeva@fa.ru

Басакина И., студент, 4 курс, Кредитно-экономический факультет, ФГОБУ ВО «Финансовым университет при Правительстве

Российской Федерации»

Мкртчян Д., студент, 4 курс, Кредитно-экономический факультет, ФГОБУ ВО «Финансовым университет при Правительстве

Российской Федерации»

Статья посвящена применению технологии BigData по оптимизации и решению бизнес задач на финансовых рынках. Появление новых финансовых инструментов, новых участников новых бирж, требует применения современных информационных технологий, позволяющих обрабатывать большие объемы данных. Управлениебольшимиданными - являетсяоднойизтакихтехнологий.

Ключевые слова: Информационные технологии, Big Data, библиотеки данных, алгоритмы торговли.

BIGDATA. FINANCIAL REALITIES

Medvedeva M., professor of the World Economy and International Business chair, FSBEI HE «Financial university under the government

of the Russian Federation», e-mail: MBMedvedeva@fa.ru Basakina I., student, 4th year, Credit and Economics chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation» Mkrtchan D., student, 4th year, Credit and Economics chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation»

The article is devoted to the use of Big Data technologies to optimize and solve business problems in the financial markets. The emergence of new financial instruments, new entrants of new exchanges, requires the use of modern information technologies to process large amounts of data. Big Data management is one such technology.

Keywords: Information Technology, Big Data, data libraries, trading algorithms.

Фондовый рынок является наиболее динамичной отраслью экономики. Постоянное появление все новых финансовых инструментов, новых участников, новых бирж и новых торговых систем сопровождается обработкой огромного количества данных. Информация, содержащая исторические данные и вновь поступающие, требует оперативности и высокой скорости передачи, что является одной из первостепенных причин создания программных продуктов, способных справиться с поставленной задачей.

Управление большими данными (Bigdata) является одной из приоритетных задач для любого субъекта экономических отношений, желающего оптимизировать оперативную деятельность. В связи с взрывным ростом объема информации, имеющим разнородный характер данных, необходимо постоянно следовать тренду в области эффективного управления информационными потоками. Данная практика позволяет не только оптимизировать бизнес-направления, но и определить их сбалансированность относительно метода «доходность-рисковость».

Возвращаясь к истокам создания данного программного продукта, следует отметить, что BigData как явление появилось в недалеком прошлом, в 2010 году, и уже имеет ошеломительную распространенность использования среди многих крупнейших поставщиков информационных технологий, а так же компаний, использующих данные технологии (Примеры:1ВМ, Microsoft, EMC и др.)

В ближайшем времени ожидается внедрение технологий обработки больших данных в производственные, медицинские, торговые сферы, а так же сферы осуществления государственного управления.

Понятиеbigdata - это не просто управление большими объемами информации и данных, как может показаться из названия, а именно анализ постоянно обновляемых данных [3]. В настоящее время основной проблемой субъектов экономики, в том числе и профессиональных участников рынка ценных бумаг, является не объемы хранящихся данных, а формат их хранения - это текстовые документы, видеозаписи, веб-журналы и т.д. В следствие чего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.