ББК 65.305.142(2Рос-4Аст)
В. А. Мовчан
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Подходит к завершению реформирование электроэнергетики России, цели и задачи которого определены постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [1], федеральными законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...» [2, 3].
На первом этапе реформирования произошло разделение отрасли на естественномонопольные (передача, распределение электроэнергии и диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности.
На втором этапе реформирования на смену процессам разделения пришла межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые предприятия объединены в межрегиональные компании по видам деятельности. Цены на электроэнергию стали формироваться в результате торгов, которые проводит некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 доля электроэнергии, продаваемой по свободной цене (кроме населения), в 2010 г. составит: с 1 января по 30 июня -от 35 до 40 %; с 1 июля по 31 декабря - от 15 до 20 %. С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме будет продаваться по свободным нерегулируемым ценам. На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии. Начиная с 2011 г. государственное регулирование будет осуществляться только в отношении тарифов на услуги по диспетчеризации и передаче электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям.
Цена на электроэнергию, выработанную на электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке.
В настоящее время в состав энергосистемы Астраханской области входят 3 тепловые электростанции:
- 2 электростанции: Астраханская ГРЭС, с установленной электрической мощностью 100 МВт, тепловой 224 Гкал/ч и Астраханская ТЭЦ-2, с установленной электрической мощностью 380 МВт, тепловой - 910 Гкал/ч, работают в составе ООО «ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго»;
- блок-станция «ТЭЦ-Северная», с установленной электрической мощностью 24 МВт и тепловой - 194 Гкал/ч, находится в составе ОАО «ТЭЦ-Северная».
Установленная мощность электрических станций Астраханской области составляет 504 МВт, тепловая - 1 328 Гкал/ч.
Производственные корпуса и здания Астраханской ГРЭС были введены в эксплуатацию в 1947 г. (нормативный срок их службы составляет 90 лет), основное оборудование - в 1960-1968 гг.
Корпуса и основное оборудование Астраханской ТЭЦ-2 введены в эксплуатацию в 1985-1993 гг.
Производственные мощности блок-станции «ТЭЦ-Северная» введены в эксплуатацию в 1961-1965 гг.
Наибольшую протяженность электрических сетей в Астраханской области имеют следующие организации:
- филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (МСРК Юга) - «Астраханьэнерго» - 19 993 км;
- филиал ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Астраханский район магистральных электрических сетей Волго-Донского ПМЭС - 1 748,1 км.
В Астраханской области действуют четыре энергосбытовые компании: ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»; ООО «Русэнергосбыт»; ОАО «ВСК-Энерго»; ООО «Межреги-онэнергосбыт».
Для гарантирования надежных и бесперебойных поставок электроэнергии населению и некоторым другим категориям потребителей (прежде всего, бюджетным потребителям) в Астраханской области созданы «гарантирующие поставщики» - особые субъекты розничного рынка электроэнергии, обязанные заключить в границе зоны деятельности гарантирующего
поставщика договор на поставку электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем. Статус гарантирующего поставщика присвоен ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «Русэнергосбыт».
Основой энергетики Астраханской области является комбинированный метод производства электрической и тепловой энергии на ТЭЦ.
Эффективность работы ТЭЦ, работающих по комбинированному методу, характеризуется величинами удельного расхода топлива на производство электрической и тепловой энергии и долей конденсационной выработки электроэнергии на внешнем тепловом потреблении.
Исходя из того, что 95,2 % установленной электрической мощности Астраханской области эксплуатируется ООО «ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго», далее рассматривается эффективность использования генерирующих мощностей только ООО «ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго».
Эффективность использования генерирующих мощностей можно охарактеризовать отклонением фактических технико-экономических показателей электростанций от их проектных величин, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1
Эффективность использования генерирующих мощностей
Астраханская ТЭЦ - 2 Астраханская ГРЭС
Наименование Проект Факт, 2009 Отклонение, % Проект Факт. 2009 Отклонение, %
Установленная электрическая мощность, МВт 380 380 0 100 100 0
Установленная тепловая мощность, Гкал/ч 910 910 0 244 244 0
Годовой отпуск тепла всего, тыс. Гкал 3 323 1 428,4 -57 1 573 401,65 -74,47
в том числе: 1 237 4,59 -99,6 831 89 -89,28
в паре, тыс. Гкал в горячей воде, тыс. Гкал 2 086 1 423,81 -31,74 742 312,58 -57,87
Выработка электроэнергии всего, млн. кВт • ч 2 161 2 098,1 -2,91 652,5 452 -30,72
в том числе:
- теплофикационный цикл 1 263 830,67 -34,23 533,6 140,89 -73,60
- конденсационный цикл 898 1 267,44 41,14 118,9 311,17 161,7
Годовой отпуск электроэнергии, млн кВт • ч 1 990,3 1 870,18 -6,04 600,8 386,47 -35,67
Удельный расход топлива на отпущенную электроэнергию, г/(кВт • ч) 226,5 350,04 54,54 285,3 451,4 58,22
Г одовой расход топлива на отпуск электроэнергии, тыс. тут 450,8 660,7 46,56 171,4 180,98 5,59
Удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию, кг/Г кал 168,4 147,37 -12,49 155 158,2 2,07
Г одовой расход топлива на отпуск тепловой энергии, тыс. тут 559,6 210,5 -62,38 243,9 63,545 -73,95
Г одовой расход топлива всего, тыс. тут 1 010,4 871,21 -13,78 415,3 244,53 -41,12
Сравнение проектных и фактических показателей работы электрических станций показывает, что при максимально возможной загрузке электрических мощностей электрических станций их тепловые мощности не загружены и используются неэффективно.
В Астраханской области износ основных фондов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды сократился с 50,1 % в 2007 г. до 29,1 % в 2008 г., вследствие реализации инвестиционных программ ООО «Лукойл-Астраханьэнерго» и филиалом ОАО «МРСК Юга»
- «Астраханьэнерго». Износ основных фондов указанных организаций на конец 2008 г. составлял всего 10,93 и 12,96 % соответственно. Наибольший показатель износа основных фондов среди энергоснабжающих организаций Астраханской области имеет ОАО «ТЭЦ-Северная» - износ составляет 63,3 %.
Коэффициент обновления основных фондов в промышленности составил в Астраханской области в 2009 г. 12,4 %, в том числе в организациях электроэнергетики - 8,5 %. Коэффициент выбытия основных фондов в промышленности составил 0,5, в том числе в организациях электроэнергетики - 0,04.
Высокая интенсивность инвестиционного процесса, обусловленная тарифной политикой Правительства Астраханской области, определила функционирование энергетики области в режиме ускоренного воспроизводства основных производственных фондов (как генерирующих мощностей, так и сетевого хозяйства).
Показатели электробаланса Астраханской области, составленного Астраханьстат, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели электробаланса Астраханской области
Наименование Год
2005 2006 2007 2008
Производство электроэнергии в пределах области, млн кВт • ч 3 102,4 2 777,1 2 985,5 2 983,1
Получено электроэнергии из-за пределов области, млн кВт • ч 2 781,2 3 700,8 2 282,9 2 112,8
Потреблено электроэнергии, млн кВт • ч 3 966,5 3 983,3 3 122,8 3 656,2
Отпущено электроэнергии за пределы области, млн кВт • ч 1 917,1 2 494,6 2 145,6 2 239,7
Приведенные значения свидетельствуют о том, что потребление электроэнергии в Астраханской области пока не удовлетворяется собственным производством.
Согласно Постановлению Правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года», «... по прогнозу электропотребления в Астраханской области, заложенному в стратегию развития Южного федерального округа, потребление энергии вырастет к 2020 году в регионе в 3,1—4,7 раза, при этом крупнейшими потребителями среди базовых отраслей будут топливная промышленность, сельское хозяйство и транспорт .».
Очевидно, что электроэнергетика должна опережать в развитии обеспечиваемые ей другие отрасли хозяйственного комплекса.
В 2009 г. максимальная потребляемая мощность Астраханской области в режимный день (16 декабря) составила 654 МВт, мощность, выдаваемая электростанциями области, составила 465 МВт, т. е. дефицит собственных генерирующих мощностей составлял 190 МВт или 29 %.
Пропускная способность электрической связи Астраханской энергосистемы с Единой энергетической системы (ЕЭС) России составляет 370 МВт.
В случае увеличения потребления энергии к 2020 г. в 3,1—4,7 раза, потребляемая электрическая мощность Астраханской области составит не менее 1 600-2 600 МВт. Следовательно, в целях надежного обеспечения Астраханской области электрической энергией требуется начать увеличение пропускной способности линий электрической связи с ЕЭС России и суммарной установленной мощности электростанций, расположенных на территории области, до уровня, превышающего ожидаемую величину максимальной нагрузки потребителей.
С учетом изложенного, выбор стратегии развития энергетики Астраханской области определяется следующими условиями:
— наличием собственной топливной базы (Аксарайское газовое месторождение);
— географическим расположением Астраханской области (через область осуществляется транзит энергии в Калмыкию и Казахстан, возможно его наращивание в Закавказье и другие юго-восточные регионы);
— имеющимся значительным резервом тепловых мощностей электрических станций, расположенных на территории области;
— возможностью использования пассивной части основных фондов электрических станций (здания, сооружения) при выбытии активной части, что позволяет провести увеличение электрической мощности генерирующих источников с затратами на капитальное строительство только активной части основных фондов.
Исходя из перечисленных условий, увеличение установленных электрических мощностей, расположенных на территории области, целесообразно осуществить за счет реконструкции и модернизации существующих электрических станций, строительства новых генерирующих мощностей, при одновременном развитии малой и нетрадиционной энергетики, энергосбережения.
Реконструкция и модернизация электрических станций и строительство новых генерирующих мощностей должны увеличить электрическую мощность энергосистемы до уровня, превышающего ожидаемый максимум нагрузки потребителей Астраханской области и позволить удовлетворить потребность области в электрической энергии, а развитие малой энергетики и энергосбережения позволит повысить надежность электроснабжения потребителей, улучшит эффективность использования природного газа на территории области, снизит протяженность электрических сетей и технологический расход электроэнергии на ее транспорт.
В настоящее время в г. Астрахани заканчивается строительство новой ПГУ-110 МВт на территории Астраханской ГРЭС (с последующим демонтажем существующего генерирующего оборудования).
В дальнейшем планируется реализация следующих проектов: строительство ПГУ-235 МВт на территории котельной «Центральная» в г. Астрахани; строительство I ТУ-ТЭЦ 44 МВт в ЗАТО г. Знаменск; строительство ТЭЦ на территории Астраханского газоперерабатывающего комплекса.
Окончательно направления развития электроэнергетики области будут определены Программой развития электроэнергетики Астраханской области на 2011-2015 годы, разрабатываемой министерством промышленности и природных ресурсов Астраханской области, а также Схемой и программой развития ЕЭС России на период 2010-2016 гг., разработанной ОАО «СО ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС» в соответствии с «Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11.07.2001 № 526.
2. Федеральный закон от 26.03.2003. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».
3. Федеральный закон от 26.03.2006 № 36-Ф3 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период».
Статья поступила в редакцию 20.05.2010
FEATURES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF POWER ENGINEERING IN THE ASTRAKHAN REGION
V. A. Movchan
Some data about a course of electric-power industry reforming, and power stations, which are a part of the power supply system of the Astrakhan region, is given in the paper. The efficiency estimation of the application of generating capacities is given. Factors of fixed assets updating, factors of fixed assets leaving, and indicators of the regional electro-balance are shown. Factors, defining the development strategy of the power industry in the Astrakhan region, such as the presence of own fuel base (the Aksarajsky gas deposit); geographical position of the Astrakhan region (the energy transit to Kalmykia and Kazakhstan is carried out through the region, and its increase to Transcaucasia and other south-east regions is possible); a considerable reserve of thermal capacities of power stations located on the territory of the region, are described. A possibility to use a passive part of fixed assets of power stations (buildings, constructions) at active part leaving is marked out. It allows to increase the electric capacity of generating sources with expenses for capital construction only of an active part of fixed assets.
Key words: factors defining the development strategy of the power industry in the Astrakhan region, efficiency estimation of the application of generating capacities, indicators of regional electro-balance.