Научная статья на тему 'Особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах'

Особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / STRATEGIC PLANNING / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY / CORPORATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бардина Елена Михайловна

Рассмотрены особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах с точки зрения общих принципов планирования, экономических принципов планирования, специфических принципов планирования в интегрированных структурах. На основании этого определены цели и задачи стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах, содержание понятия стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бардина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN INTEGRATED STRUCTURES

The features of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures from the point of view of general principles of planning in integrated structures are considered. On the base of this the aims and tasks of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures, content of notion of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах»

УДК 330.190.2

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУРАХ

© Елена Михайловна БАРДИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры финансов и кредита, ассистент кафедры маркетинга, e-mail: ttn58@mail.ru

Рассмотрены особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах с точки зрения общих принципов планирования, экономических принципов планирования, специфических принципов планирования в интегрированных структурах. На основании этого определены цели и задачи стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах, содержание понятия стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах.

Ключевые слова: стратегическое планирование; предпринимательская деятельность; корпоративная структура.

Существует немало монографий, посвященных проблеме планирования, авторами которых являются зарубежные экономисты -Дж. К. ван Хорн, Р. Брейли и С. Майерс, М. Поукок и А. Тейлор, Ю. Бригхем и Л. Га-пенски, Э. Блэквелл и др.

Особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах рассмотрены нами с точки зрения принципов, целей стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах, а также содержания стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах.

Характер и содержание стратегического планирования предпринимательской деятельности определяются его принципами.

Общеизвестными принципами планирования являются такие принципы, как необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, участие.

В современной отечественной литературе помимо рассмотренных принципов упоминаются и такие общеэкономические принципы, как системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, равнонапряженность, конкретность, объективность, директивность, самостоятельность, динамичность, риск и др.

Представляется необходимым скорректировать эти принципы применительно к стратегическому планированию предприни-

мательской деятельности в интегрированных структурах.

Отличительные особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных структурах заключаются в более значимой роли стратегического планирования, нежели в структурах одноуровневого типа.

Наиболее существенное влияние на стратегическое планирование предпринимательской деятельности оказывает организационная структура [1].

Поэтому общие для предпринимательских структур принципы стратегического планирования предпринимательской деятельности в применении к интегрированным структурам, например холдингового типа, можно дополнить принципом гармонизации экономических интересов. Он подразумевает максимизацию экономической эффективности деятельности каждой составляющей интегрированной структуры в интересах всей интегрированной структуры.

Кроме того, на основе анализа существующих схем формирования холдинговых компаний в России, за рубежом можно выделить также ряд основных принципов при стратегическом планировании предпринимательской деятельности, определения стратегических целей функционирования и содержания стратегического планирования:

1) общие принципы: наделение предприятий холдинга необходимыми средствами; назначение руководителей предприятий;

принцип узкой специализации; разработка правил функционирования и контроль их соблюдения; принципы ограниченной, максимальной и минимальной самостоятельности предприятий холдинга;

2) принципы горизонтальных отношений: принцип взаимовыгодного сотрудничества; принцип свободы выбора партнера; принцип соблюдения интересов каждого предприятия холдинга;

3) принципы вертикальных отношений: стратегическое и оперативное планирование; контроль над соблюдением установленных правил; принцип невмешательства в оперативное управление; открытость предприятия к проверкам; ограничение полномочий директоров предприятий; ограничения на изъятие средств из оборота предприятий; принцип единоначалия; ответственность за нарушение сроков по отчетам;

4) принципы экономической организации: принцип диверсификации капитала;

принцип безусловного финансового подчинения; принцип достаточности; принцип окупаемости; принцип исключения дублирования.

Ключевой целью стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных образованиях следует обозначить определение необходимых объемов ресурсов, резервов, капитала для достижения стратегических целей и решения задач стратегического развития интегрированной структуры [2].

Особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в интегрированных образованиях определяются более весомой значимостью самого процесса стратегического планирования предпринимательской деятельности, нежели в одноуровневых структурах. Это объясняется увеличивающимся спектром вариативного развития всей интегрированной структуры и ее составляющих. Поэтому при стратегическом планировании предпринимательской деятельности в интегрированных структурах ставится задача максимизации эффекта от участия субъектов интегрированной структуры для достижения стратегических целей всей интегрированной структурой в целом.

Так, широко применяется следующая классификация стратегических целей [3]:

- стремление к лидерству;

- избежание банкротства;

- максимизация стоимости интегрированной структуры;

- рост объемов производства и продаж;

- минимизация затрат;

- максимизация прибыли;

- достаточный уровень доходности.

Целью стратегического планирования

предпринимательской деятельности в интегрированной структуре является определение необходимых ресурсов и направлений их использования для реализации обозначенной стратегии интегрированной структуры. Задачи стратегического планирования предпринимательской деятельности направлены на достижение поставленной цели.

Исходя из этого, задачами интегрированной структуры являются:

- производственная деятельность и ее обеспечение необходимыми ресурсами;

- инвестиционная деятельность и ее обеспечение необходимыми ресурсами;

- экономические отношения с поставщиками и покупателями, их рациональность;

- экономические отношения с другими контрагентами, их рациональность;

- экономические отношения с кредитными организациями;

- экономические отношения с бюджетными организациями;

- экономические отношения с внебюджетными фондами;

- мобилизация внутренних резервов интегрированной структуры в целом и составляющих ее структур;

- мобилизация внутренних ресурсов интегрированной структуры в целом и составляющих ее структур;

- эффективное вложение капитала;

- контроль над использованием денежных средств.

Анализ методических подходов к стратегическому планированию позволяет сделать вывод о том, что стратегическое планирование предпринимательской деятельности в интегрированных структурах включает следующие этапы:

1) анализ показателей хозяйственной деятельности предприятий за прошлые периоды;

2) составление стратегического плана;

3) составление тактического плана;

4) исполнение планов и осуществление контроля за их выполнением.

Эти этапы составляют замкнутый цикл стратегического планирования.

Таким образом, стратегическое планирование предпринимательской деятельности в интегрированной структуре представляет собой циклический процесс, который состоит в выборе и обосновании оптимальных решений в сфере управления составляющими структурами интегрированного образования для достижения интегрированной структурой в целом поставленных целей и задач на основе прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений.

Безусловно, особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности в корпоративных структурах связаны со сбытом продукции, работ, услуг.

Рассматриваемая нами интегрированная структура сотовой связи предполагает расширение абонентской базы и формирование (введение) новых продуктов и услуг.

Основные услуги сотовой связи разделяются на голосовые и дополнительные. Оказывать влияние на голосовые услуги возможно при помощи следующих методов: оверселлинга; сканирования пользовательского профиля и определения потребности абонента в голосовом трафике; микросегментации абонентской базы; продажи комбинированных бандлов; изменения интервала тарификации; введения новых сервисов и новых технологий; положительного интеркон-некта.

Коммерческая служба организации Те-ле2-Тамбов (Тамбовский филиал Закрытого акционерного общества «Вотек Мобайл) предложила введение новой услуги «ТЕЬЕ2. Модем». Комплект «ТЕЬЕ2. Модем» включает в себя ШВ-модем и Б1М-карту с тарифным планом «Модем».

Эта услуга представляет собой комбинированный бандл, включающий голос и дополнительную услугу. Данная услуга должна быть потенциально востребована потребителями при условии более низкой стоимости предоставления по сравнению с соответствующими услугами конкурентов. Это обусловлено тем, что уже существуют аналогичные сервисы других сотовых операторов. Сервис минимально должен обеспечить свою безубыточность и при этом быть качествен-

ным, востребованным и доступным для потенциальных потребителей, чем конкурирующие предложения других сотовых компаний-операторов.

Для оценки эффективности стратегического планирования размещения инвестиций при введении новой услуги необходимо оценить денежные потоки с учетом рисков и спланировать стоимость инвестиционного капитала с учетом альтернативных затрат.

Основные входящие денежные поступления, связанные с введением данного сервиса, планируются от продажи модемов с SIM-картами с тарифным планом «Модем».

Основные исходящие денежные поступления, связанные с введением данного сервиса, связаны с объемом продаж.

Предлагаемая услуга является второстепенной по отношению к основной деятельности компании. Минимальная потенциальная емкость пользователей услуги «TELE2. Модем» оценена на основе исследований по растущей потребности использования мобильного интернета с помощью технологий EDGE/GPRS в размере 5 % от общего числа потенциальных пользователей сотовой связи региона. Вследствие более низкой стоимости интернет трафика при использовании услуги «TELE2. Модем» вполне ожидаемо использование данной услуги вместо обычного подключения к интернету через телефон. Также ожидается постепенное увеличение потенциальной емкости пользователей услуги «TELE2. Модем».

Для оценки эффективности стратегического планирования интерес представляет рассмотрение трех сценариев развития проекта введения новой услуги и расчеты по ним при соответствующем управлении:

- ожидаемый (с ожидаемым объемом реализации услуги);

- оптимистичный (с увеличением объемов реализации);

- пессимистичный (с занижением объемов реализации).

С целью повышения эффективности использования инвестиционных вложений необходимо оптимизировать анализ значений EBITDA от проекта введения новой услуги по кварталам при соответствующих сценариях реализации. При этом подразумевается определение оптимальной стратегии управления на основе исследования возможных

допустимых траекторий развития и выбора наиболее оптимальной с точки зрения максимизации EBITDA.

1. Толстых М.С., Мерзликина О.В. Научнотеоретические аспекты формирования конкурентной стратегии и тактики организаций // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57).

2. НагамоваМ.С., Толстых Т.Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности электросетевой компании в условиях изменения государственного регулирования: концепция, методика, инструментарий: монография / под общ. ред. Т.Н. Толстых. Тамбов, 2010.

3. Толстых Т.Н., Богомолова Е.В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

UDC 330.190.2

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN INTEGRATED STRUCTURES

Elena Mikhailovna BARDINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Finances and Credit Department, Assistant of Marketing Department, e-mail: ttn58@mail.ru

The features of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures from the point of view of general principles of planning in integrated structures are considered. On the base of this the aims and tasks of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures, content of notion of strategic planning of entrepreneurship activity in integrated structures are determined.

Key words: strategic planning; entrepreneurship activity; corporate structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.