Научная статья на тему 'Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности'

Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
121
28
Поделиться
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Яковлев Александр Юрьевич

Рассматриваются особенности развития лизинга в России. Сопоставляется анализ отраслевой динамики и внутрикорпоративных изменений в системах управления компанией. Уточняется определение стратегического менеджмента с позиции особенностей лизинговой деятельности. Производится формулирование источников корпоративной ценности в лизинговой деятельности и анализ причин развития систем управления в компании, в части объяснения предпосылок для формирования в лизинговой компании уровня стратегического менеджмента. Перечисляются особенности эффективной системы стратегического менеджмента в лизинговой компании. Рассматривается роль государственной политики в эффективном развитии лизинговой отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 98-100.

экономика предприятия

А. Н. Пыткин, А. Ю. Яковлев

особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности

Рассматриваются особенности развития лизинга в России. Сопоставляется анализ отраслевой динамики и внутрикорпоративных изменений в системах управления компанией. Уточняется определение стратегического менеджмента с позиции особенностей лизинговой деятельности. Производится формулирование источников корпоративной ценности в лизинговой деятельности и анализ причин развития систем управления в компании, в части объяснения предпосылок для формирования в лизинговой компании уровня стратегического менеджмента. Перечисляются особенности эффективной системы стратегического менеджмента в лизинговой компании. Рассматривается роль государственной политики в эффективном развитии лизинговой отрасли.

Ключевые слова: лизинг, стратегический менеджмент, системы управления, операционный менеджмент, позиционирование, инвестиционно-финансовые отношения, бизнес-модель, целевая ориентация.

История лизинга начинается с этапов становления рыночных отношений и характеризуется тенденциями развития, как условий лизинговых контрактов, так и систем организации компаний. Импульсом формирования рынка лизинговых отношений послужила общегосударственная политика в части налогового льготирования лизинговых сделок. Самые первые участники появились как дочерние компании крупных холдинговых и банковских структур. Лизинговый продукт представлял простую форму, функционал компаний ограничивался реализацией посреднических отношений между клиентами и инвестиционно-финансовыми учреждениями, механизм оборота производственных фондов в лизинговых компаниях соответствовал процессам поставки оборудования и использования его в качестве закладываемого предмета, отношения лизинговой компании с контрагентами имели неустойчивый характер.

В силу неразвитости конкуренции на рынке не имело смысла строить долгосрочную работу лизинговой компании — бизнес-модель была достаточно простой. Цели компаний реализовывались через обеспечение максимального текущего денежного потока. Основной мерой оценки эффективности лизинговой компании служил операционный результат по прибыли.

Формирование конкурентного рынка лизинговых отношений побудило компании к развитию собственных бизнес-моделей, поиску свободных ниш, долгосрочному фокусированию, реализации методов индивидуального позиционирова-

ния — разработке новых источников ценности при реализации лизинговой схемы. Ценность — эффект, полезность для контрагента, выражающаяся для него либо в оперативных финансовых показателях, либо в приобретаемых стратегических возможностях.

Соответствующие требования вытекают из теоретической методологии стратегического менеджмента.

Рассмотрим причины формирования в корпоративной среде лизинговой отрасли систем стратегического менеджмента, а также его особенности и роль государственной политики в вопросе становления эффективных лизинговых отношений.

Стратегический менеджмент как научное направление появился в середине 1970-х гг. и основывается на целеориентированных принципах работы, управлении внешними связями, фокусированию на задачах реализации сильных сторон компании. Наиболее интересные определения стратегического менеджмента представлены О. С. Виханским, А. А. Томпсоном, мл. А. Дж. Стриклендом III. Уточним данные понятия с позиции лизинговой деятельности. Стратегический менеджмент в лизинговой деятельности — система управления лизинговой компанией, ориентированная на формирование долгосрочного конкурентного преимущества, повышение уровня эффективности лизинговой схемы финансирования, увеличение оборотов компании, система грамотного управления внутренним финансовым состоянием и развитием

отношений с внешними контрагентами по поводу привлечения финансовых ресурсов и инвестирования в форме лизинга.

Развитие любой системы, в том числе и корпоративной, основывается на факторе обусловленной оптимизации: критическое давление внешних обстоятельств влечёт реструктуризацию внутренних элементов систем управления компанией и, как следствие,— гармонизацию формата деятельности фирмы с требованиями экономической среды. Применим соответствующий подход к анализу развития систем управления в лизинговой деятельности, используем его для выявления причин, влекущих формирование нового, стратегического уровня. Адаптация компании к конкурентным условиям — это процесс нахождения новой роли компании и создания новых ценностей для внешних потребителей. В качестве источника ценности выступают возможности компании, обусловленные параметрами конкурентоспособности её бизнеса. Ценность — эффект, полезность для контрагента, выражающаяся для него либо в оперативных финансовых показателях, либо в приобретаемых стратегических возможностях, способность организовать деятельность по реализации экономических отношений с контрагентом более эффективно, чем это возможно для контрагента в результате аналоговых форм сотрудничества, без использования услуг компании.

Источники формирования эффективности лизинга:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— налоговая оптимизация;

— снижение транзакционных издержек за счёт формирования спектра устойчивых отношений с контрагентами;

— эффективное управление внутренним финансовым состоянием;

— расширение возможностей лизинга как финансового продукта за счёт использования и комбинирования различных источников финансирования и дополнительных услуг.

Существующая практика лизинговой деятельности реализует только часть источников эффективности лизинга: это обусловлено спецификой системы управления в компаниях.

Система управления подразделяется на несколько уровней операционного и стратегического менеджмента. В результате создания устойчивой системы операционного менеджмента формируется бизнес-модель, отлаженная схема получения прибыли, но отсутствие чёткой

долгосрочной концепции не позволяет развивать её. Операционная система управления лизинговой компанией позволяет использовать в качестве ценности лизинга только возможности от налоговой оптимизации; в данном случае другие источники экономической ценности лизинга не задействованы. Активизация и расширение возможностей лизинга лежит через формирование и развитие в корпоративной среде инструментов стратегического менеджмента.

Развитие операционной и стратегической систем менеджмента лизинговой компании осуществляется в следующем порядке:

— создание эффективной операционной системы за счёт реализации простой посреднической схемы при использовании налоговых льгот и последовательного расширения клиентской структуры;

— формирование стратегических стандартов в организации, ориентированных на создание благоприятного финансового состояния и потенциалов к привлечению крупного дешёвого финансового ресурса;

— развитие системы стратегического менеджмента в части достижения целей по значительному увеличению оборотов компании;

— поиск свободных потребительских ниш, дифференциация и стратегическое фокусирование;

— стратегия расширения, увеличение объёмов сбыта в рамках разработанной ниши;

— стратегия защиты и оптимизации операционных издержек.

Представленные выше этапы развития систем управления в компании показывают волнообразную структуру: поиск новых возможностей, адаптация и, как следствие, количественное расширение — захват нового экономического пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим вопрос о функциональных особенностях стратегического менеджмента в лизинге, которые определяют возможности использования стандартных стратегических инструментов управления для активизации новых источников ценности лизинга:

— система сегментирования и позиционирования рассматривает совокупность взаимосвязанных элементов — бизнес клиента и его степень риска, виды источников финансирования лизинговых проектов, степень износа и ликвидности оборудования;

— целевая ориентация бизнеса строится исходя из возможностей развития новых и укрепления

устойчивых старых отношений с внешними контрагентами, достижения требуемых уровней показателей по количественному росту компании;

— управление стратегическими активами предусматривает необходимость формирования политики по диверсификации инвестиционнофинансовой деятельности, создания долгосрочных финансовых резервов, развития имиджа и общественного доверия к компании;

— развитие основных корпоративных компетенций в части возможностей грамотной оценки риска клиентского бизнеса, знания рынка оборудования, опыта реализации сложных лизинговых проектов, эффективного привлечения стратегических финансовых ресурсов.

В настоящее время компании только начинают внедрять в работу основные принципы и функции стратегического менеджмента. Перестроечные процессы сложны в реализации — необходимы дополнительные стимулы, основанные на централизованном управлении в рамках стратегии отраслевого развития рынка лизинговых отношений. Основополагающую роль — стратегического координатора и катализатора — в переходе на эффективный стратегический менеджмент на рынке лизинговых отношений должно играть государство. Инициатива формирования инфраструктуры, обеспечивающей упрощение в реализации основных функций стратегического управления в компаниях, должна исходить из общегосударственной политики. Необходимо постепенное внедрение новых элементов инфраструктуры, стимулирование и поощрение компаний, реализующих в собственной корпоративной политике принципы стратегического менеджмента. Государство обязано взять на себя ответственность за развитие подходов корпоративного управления.

Для построения эффективной системы стратегического менеджмента в Российской корпо-

ративной среде лизинговой деятельности необходимо:

— внедрение в практическую деятельность подходов и методов стратегического менеджмента, адаптированных к лизинговой деятельности;

— налоговое льготирование долгосрочных лизинговых контрактов;

— приведение профессионального обучения топ-менеджмента лизинговых компаний к стандартам стратегического управления;

— расширение возможностей макроэкономического анализа и прогнозирования;

— создание инфраструктуры внедрения программных пакетов по автоматизации систем стратегического управления в лизинге.

Важную роль в лизинговой деятельности играет стратегическая ценность, выраженная в факторах хозяйственной деятельности, сформированных в процессе длительной работы компании: имидж, контакты с внешними партнёрами бизнеса, опыт эффективной работы, знание практических аспектов отрасли. Лизинговая деятельность ограничена в технологической сложности, главный элемент конкурентоспособности компании в настоящих условиях является последовательно нарабатываемая эффективность — именно поэтому фокусирование на основных принципах стратегического менеджмента в рамках лизинговой деятельности при построении системы управления компанией в конкурентных условиях должно быть приоритетным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации : учеб. для вузов / А. А. Томпсон, мл. А. Дж. Стрикленд III. ; пер. с англ. изд. М. : Инфра-М, 2001. 412 с.

2. Виханский, О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарика, 1998. 296 с.

3. Закон РФ «О лизинге» от 29 окт. 1998 г. № 164.