Научная статья на тему 'Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности'

Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Яковлев Александр Юрьевич

Рассматриваются особенности развития лизинговой отрасли в России. Сопоставляется анализ отраслевой динамики и внутрикорпоративных изменений в системах управления компанией. Уточняются определения стратегического менеджмента с позиции особенностей лизинговой деятельности, эффективности системы стратегического менеджмента в лизинговой компании. Рассматривается роль государственной политики в эффективном развитии лизинговой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности»

ПЫТКИН Александр Николаевич

Доктор экономических наук, профессор, директор

Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

614000, РФ, г. Пермь, ул. Ленина, 13 Контактный телефон: (342) 212-06-56 e-mail: putkin@permonline.ru

ЯКОВЛЕВ Александр Юрьевич

Аспирант

Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

614000, РФ, г. Пермь, ул. Ленина, 13 Контактный телефон: (902) 835-84-96 e-mail: aleksandr_y@bk.ru

Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности

Ключевые слова: лизинг; стратегический менеджмент; системы управления; операционный менеджмент; позиционирование; инвестиционно-финансовые отношения; бизнес-модель; конкурентное преимущество; конкурентоспособность; целевая ориентация; сегментирование.

Аннотация. Рассматриваются особенности развития лизинговой отрасли в России. Сопоставляется анализ отраслевой динамики и внутрикорпоративных изменений в системах управления компанией. Уточняются определения стратегического менеджмента с позиции особенностей лизинговой деятельности, эффективности системы стратегического менеджмента в лизинговой компании. Рассматривается роль государственной политики в эффективном развитии лизинговой отрасли.

История лизинга начинается с этапов становления рыночных отношений и характеризуется тенденциями развития как условий лизинговых контрактов, так и систем организации компаний. Импульсом формирования рынка лизинговых отношений послужила общегосударственная политика в части налогового льготирования лизинговых сделок. Самые первые участники появились как дочерние компании крупных холдинговых и банковских структур. Лизинговый продукт представлял простую форму. Функционал компаний ограничивался реализацией посреднических отношений между клиентами и инвестиционно-финансовыми учреждениями, механизм оборота производственных фондов в лизинговых компаниях соответствовал процессам поставки оборудования и использования его в качестве закладываемого предмета. Отношения лизинговой компании с контрагентами имели неустойчивый характер.

В силу неразвитости конкуренции на рынке не имело смысла строить долгосрочную работу лизинговой компании - бизнес-модель была достаточно простой. Цели компаний реализовывались через обеспечение максимального текущего денежного потока. Основной мерой оценки эффективности лизинговой компании служил операционный результат по прибыли.

Формирование конкурентного рынка лизинговых отношений стимулировало компании к развитию собственных бизнес-моделей, поиску свободных ниш, долгосроч-

© Пыткин А. Н., Яковлев А. Ю., 2010

ному фокусированию, реализации методов индивидуального позиционирования -разработки новых источников ценности от лизинговой схемы. Соответствующие требования обусловливаются теоретической методологией стратегического менеджмента. Рассмотрим причины формирования в корпоративной среде лизинговой отрасли систем стратегического менеджмента, а также его особенности и роль государственной политики в вопросе становления эффективных лизинговых отношений.

Стратегический менеджмент как научное направление появилось в середине 1970-х годов и основывается на целеориентированных принципах работы, управлении внешними связями, фокусировании на реализации сильных сторон компании. Наиболее интересные определения стратегического менеджмента представлены в работах [1, 2]. Уточним данные понятия с позиции лизинговой деятельности. Стратегический менеджмент в лизинговой деятельности - система управления лизинговой компанией, ориентированная на формирование долгосрочного конкурентного преимущества, повышение уровня эффективности лизинговой схемы финансирования, увеличение оборотов компании, грамотное управление внутренним финансовым состоянием и развитием отношений с внешними контрагентами по поводу привлечения финансовых ресурсов и инвестирования в форме лизинга [3].

Развитие любой системы, в том числе корпоративной, основывается на факторе обусловленной оптимизации: критическое давление внешних обстоятельств влечет реструктуризацию внутренних элементов систем управления компанией, как следствие гармонизируется формат деятельности фирмы с требованиями экономической среды. Соответствующий подход применим к анализу развития систем управления в лизинговой деятельности. Используем его для выявления причин, определяющих формирование нового стратегического уровня. Адаптация компании к конкурентным условиям - это процесс нахождения новой роли компании и создания новых ценностей для внешних потребителей. Ценность - эффект, полезность для контрагента, выражающаяся для него либо в оперативных финансовых показателях, либо в приобретаемых стратегических возможностях. В качестве источника ценности выступают возможности компании, обусловленные параметрами конкурентоспособности ее бизнеса - способность организовать деятельность по реализации экономических отношений с контрагентом более эффективно, чем это возможно для контрагента в результате аналоговых форм сотрудничества, без использования услуг компании.

Рассмотрим источники формирования эффективности лизинга:

• налоговая оптимизация;

• снижение транзакционных издержек за счет формирования спектра устойчивых отношений с контрагентами;

• эффективное управление внутренним финансовым состоянием;

• расширение возможностей лизинга как финансового продукта за счет использования и комбинирования различных источников финансирования и дополнительных услуг.

Существующая практика лизинговой деятельности реализует только часть источников эффективности лизинга, что обусловлено спецификой системы управления в компаниях.

Система управления подразделяется на операционный и стратегический менеджмент. В результате создания устойчивой системы операционного менеджмента формируется бизнес-модель, отлаженная схема получения прибыли. Но отсутствие четкой долгосрочной концепции не позволяет развивать ее. Операционная система управления лизинговой компанией позволяет использовать в качестве ценности лизинга только возможности от налоговой оптимизации, в данном случае другие источники экономической ценности лизинга не задействованы. Активизация и расширение лизинга

возможны через формирование и развитие инструментов стратегического менеджмента в корпоративной среде.

Развитие операционной и стратегической систем менеджмента лизинговой компании осуществляется в следующем порядке:

• создание эффективной операционной системы за счет реализации простой посреднической схемы при использовании налоговых льгот и последовательного расширения клиентской структуры;

• формирование стратегических стандартов в организации, ориентированных на создание благоприятного финансового состояния и потенциалов для привлечения крупного дешевого финансового ресурса;

• развитие системы стратегического менеджмента в части достижения целей по значительному увеличению оборотов компании;

• поиск свободных потребительских ниш, дифференциация и стратегическое фокусирование;

• стратегия расширения - увеличение объемов сбыта в рамках разработанной ниши;

• стратегия защиты и оптимизации операционных издержек.

Представленные выше этапы развития систем управления в компании показывают волнообразную структуру, поиск новых возможностей, адаптацию и (как следствие) количественное расширение, захват нового экономического пространства.

Функциональные особенности стратегического менеджмента в лизинге определяют возможности использования стандартных стратегических инструментов управления для активизации новых источников ценности лизинга.

Выделим функциональные особенности стратегического менеджмента в лизинге:

• система сегментирования и позиционирования рассматривает совокупность взаимосвязанных элементов: бизнес клиента и степень его риска, виды источников финансирования лизинговых проектов, степень износа и ликвидности оборудования;

• целевая ориентация бизнеса строится исходя из возможностей развития новых и укрепления старых отношений с внешними контрагентами, достижения требуемых показателей количественного роста компании;

• управление стратегическими активами предусматривает необходимость формирования политики диверсификации инвестиционно-финансовой деятельности, создания долгосрочных финансовых резервов, развития имиджа и общественного доверия к компании;

• развитие основных корпоративных компетенций расширяют возможности грамотной оценки риска клиентского бизнеса, знания рынка оборудования, опыта реализации сложных лизинговых проектов, эффективного привлечения стратегических финансовых ресурсов.

В настоящее время компании только начинают внедрять основные принципы и функции стратегического менеджмента. Перестроечные процессы сложны в реализации. Следовательно, необходимы дополнительные стимулы, основанные на централизованном управлении в рамках стратегии отраслевого развития рынка лизинговых отношений. Основополагающую роль в переходе на эффективный стратегический менеджмент на рынке лизинговых отношений должно играть государство - роль стратегического координатора и катализатора. Инициатива формирования инфраструктуры, обеспечивающей упрощение основных функций стратегического управления в компаниях, должно исходить из общегосударственной политики. Необходимо постепенное внедрение новых инфраструктурных элементов, стимулирование и поощрение компаний, реализующих в собственной корпоративной политике принципы стратегического менеджмента.

Для построения эффективной системы стратегического менеджмента в корпоративной среде лизинговой деятельности необходимо:

• внедрение подходов и методов стратегического менеджмента, адаптированных к лизинговой деятельности;

• налоговое льготирование долгосрочных лизинговых контрактов;

• распространение профессионального обучения топ-менеджмента лизинговых компаний эффективным методам стратегического управления;

• расширение возможностей макроэкономического анализа и прогнозирования;

• создание инфраструктуры внедрения программных пакетов по автоматизации систем стратегического управления в лизинге.

Важную роль в лизинговой деятельности играет стратегическая ценность, выраженная в факторах хозяйственной деятельности, сформированных в процессе длительной работы компании: имидж, контакты с внешними партнерами бизнеса, опыт эффективной работы, знание практических аспектов отрасли. Лизинговая деятельность ограничена в технологической сложности. Главным элементом конкурентоспособности компании является последовательно нарабатываемая эффективность. Именно поэтому фокусирование на основных принципах стратегического менеджмента в рамках лизинговой деятельности при построении системы управления компанией в конкурентных условиях должно быть приоритетным.

Источники

1. Томпсон А. А. мл., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации : учеб. для вузов: пер. с 9-го англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2001.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарика, 1998.

3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.