Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
СТРАХИ / ДЕТИ / ТРУДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 391

Материалы и методы: методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ), Л.И. Вассерман, Б.В. Иволев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс, методика «Оценки качества жизни SF-36» (J.E. Ware, C.D. Sherbourne, адаптирована Межнациональным центром исследования качества жизни), шкала комплаентности Мориски (MMAS-8, адаптирована Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины), опросник «Ауто — и гетероагрессия» (Е.П.Ильин), опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» (А.А. Баканова), шкала стрессов Холмса и Рея (T. Holmes, R. Rahe), опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI; Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р. Конте, адаптирован Л.И.Вассерман, О.Ф. Еры-шевым, Е. Б. Клубовой), тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман, Д.Ф.Эн-длер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой).

Результаты: уровень приверженности к лечению и психологические характеристики, которые с ним связаны, отличаются среди пациентов сахарным диабетом 1типа и пациентов с гипертонической болезнью Шстадии, а также отличается в подгруппах по полу [2].

Выводы: все опрошенные респонденты оказались недостаточно привержены к лечению, при этом уровень приверженности терапии в группе больных сахарным диабетом I типа выше, чем в группе больных гипертонической болезнью III стадии, и в подгруппе женщин с сахарным диабетом I типа выше, чем в подгруппе мужчин с сахарным диабетом I типа. Уровень приверженности к лечению в группе мужчин с сахарным диабетом связан с принятием себя, подавлением, аутоагрессией, отрицанием, принятием чувств по отношению к смерти, анозо-гнозическим типом отношения к болезни и онтологической защищенностью. Литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С.Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.

2. Безбах В.Н. Стратегия лечения и особенности клиники психических расстройств и психосоциальных проблем у больных сахарным диабетом. Социально — психиатрические аспекты сахарного диабета. // Международный эндокринологический журнал — 2005. — No1. 6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 с.

3. Вассерман Л.И., Иволев Б.В., Карпова Э.Б., Вукс А.Я.. Психологическая диагностика отношения к болезни. Пособие для врачей. СПб НИПНИ им. Бехтерева, Санкт-Петербург, 2005.

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ

Шилова Е. Д.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Земляных Марина Веанировна Кафедра психосоматики и психотерапии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Контактная информация: Шилова Екатерина Дмитриевна. E-mail: individualnosti@mail.ru Ключевые слова: страхи, дети, трудное поведение.

Актуальность: в настоящее время проблема формирования страхов у детей с трудностями в поведении остается недостаточно изученной в России, что препятствует проведению профилактики и психокоррекции страхов и тревожности у детей с трудностями в поведении [2,3]. Указанное ставит дальнейшее исследование особенностей страхов у детей с трудностями в поведении в ряд актуальных проблем.

Цель исследования: изучение особенностей страхов и тревожности у детей с трудностями в поведении.

Материалы и методы: психодиагностические методы.1) Карта наблюдений Д. Стотта, 2) Методика диагностики детских страхов по А.И.Захарову, 3) Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова), 4) Проективная методика «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова, 5) Методика диагностики школьной тревожности (BeemanN. PhiШps),6)Шкалаявнойтревожностидлядетей CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Scale). A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo, адаптированаА.М. Прихожан, 7) Проектив-наяметодика «Рисуноксемьи» (Р.Ф. Беляускайте): Симптомокомплекс «Тревожность», Симпто-мокомплекс «Враждебностьвсемейнойситуации».

Результаты: в работе были исследованы особенности страхов и тревожности у детей с трудностями в поведении. В ходе исследования гипотеза о том, что у детей с трудностями в поведении отмечается сочетание нескольких видов страхов и несоответствие их возрастной норме, а также высокий уровень общей и школьной тревожности, подтвердилась частично.

Выводы: 1. В ходе исследования уровня и форм дезадаптивного поведения у детей с трудностями в поведении был выявлен значительно более высокий уровень общей дезадаптации, который превышает допустимую норму, а также по результатам анализа дети из основной группы склонны к таким проявлениям как: недоверие, депрессия, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к взрослым, недостаток социальной нормативности (асоциальность), неугомонность, враждебность к детям и эмоциональное напряжение. 2. В результате исследования семейных взаимоотношений, можно сказать о том, что дети с трудностями в поведении менее тревожны в условиях семейной системы, чем дети без нарушений поведения. Это может говорить о том, что дети основной группы воспринимают свою семью как более гармоничную [1]. Но при этом, в основной группе можно отметить тенденцию к враждебности, в свою очередь, контрольная группа характеризуется более положительным эмоциональным контактов в семье. Литература

1. Божович О., Проявления дезадаптации и причины возникновения/ — К.: Школьный свет, 2008. — с.7-13.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004. С. 32-36.

3. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 2009.

секция латинского языка

современный профессиональный лексикон врача в ракурсе латинских афоризмов

Алексеев Н. М.

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры иностранных и латинского языков И. Ю. Курицына Кафедра иностранных и латинского языков Тверской государственный медицинский университет

Контактная информация: Алексеев Никита Михайлович — студент 1 курса, стоматологический факультет.

Email: llomao83@mail.ru

Ключевые слова: афоризмы, латинские крылатые выражения, профессиональный тезаурус, термины, медицинская терминология.

Актуальность: выявить в современном медицинском дискурсе коммуникативные ситуации употребления латинских афоризмов и уместность их применения в профессиональной деятельности врача.

Цель исследования: авторы попытались отобрать и составить словарь крылатых латинских выражений, пословиц, относящихся к медицинской сфере деятельности.

Материалы и методы: при проведении исследования было изучено 10 источников (в том числе и интернет-ресурсов). Был проведён семантический анализ материала, тематическая подборка афоризмов, специальных выражений, пословиц из различных источников.

Результаты: авторами был составлен словарь латинских афоризмов, специальных выражений, пословиц, связанных с медициной [1],[2],[3]. Приведены 79 афоризмов и пословиц, каса-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.