Бухарова Н. В.
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
19. ЭКОНОМИКА ТРУДА
19.1. ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
Бухарова Наталья Викторовна, соискатель Место учебы: НИИ труда и социального страхования
Аннотация: в статье комплексно проанализирована
проблематика стимулирования труда ученых, научных работников, в связи с чем раскрыта действующая система ориентированных на их деятельность материальных (денежных и др.) и нематериальных (неденежных и др.) стимулов, показаны ее недостатки, предложены оригинальные авторские варианты решения возникающих здесь проблем.
Ключевые слова: материальные стимулы; денежные стимулы; научный работник; нематериальные стимулы; неденежные стимулы; оплата труда; премия; стимулирование труда; стимулирующие надбавки; ученый
SPECIFICITY OF STIMULATION OF LABOUR OF SCIENTIFIC WORKERS
Bucharova Natalia Viktorovna, competitor
Study place: Scientific Research Institute of Labour and Social Insurance
Annotation: in article comprehensively analysed problems of stimulation of labour of scientists, scientific workers (researchers), in this connection is disclosed operating system focused on its activity material (monetary etc.) and non-material (non-monetary etc.) stimulus, showing their deficiencies, proposed original author's variants of solving problems, that arise here
Keywords: labour payment; compensation for labour; material stimulus; monetary stimulus; non-material stimulus; non-monetary stimulus; premium; bonus; scientist; scientific worker researcher; stimulated allowances; stimulation of labour.
Проблематика стимулирования труда научных работников представляется актуальной, прежде всего, потому, что речь идет об особой категории работников, занимающихся творческой деятельностью по производству новых знаний.
Российская Конституция гарантирует гражданам нашей страны свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества» (ст.44)1. Это относится, в том числе, и к научным работникам. Вместе с тем проведенный анализ российских нормативных правовых актов и документов в области трудовых правоотношений показал, что в них по-разному трактуется понятие «научный работник» (так, в
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
Трудовом кодексе Российской Федерации /ТК РФ/2 -категория научных работников среди иных категорий работников не выделяется вовсе, а научная деятельность связывается с педагогической, то есть речь идет только о научно-педагогических работниках, хотя, безусловно, состав научных работников намного шире, в частности, сюда включаются и представители академической науки, научно-исследовательских организаций и пр.).
Понятие «научный работник» определяется и в международных документах. Например, на XXI пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ был принят Модельный закон «О статусе ученого и научного работника» (Модельный закон), одной из целей которого, согласно ст.1, является стимулирование деятельности научных работников3. Причем последняя здесь дифференцирована на, собственно, научную деятельность, научно-техническую, научнопедагогическую и инновационную. Научная деятельность определена как творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о мире (природе, обществе и человеке) и их использование; научно-техническая - сопряжена с получением и практическим использованием новых знаний и технологий4.
Следует обратить внимание на то, что в Модельном законе различаются понятия «ученый» и «научный работник».
Под «ученым» подразумевается физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ТК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -
31.12.2001; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
3 Модельный закон «О статусе ученого и научного работника» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31 -14 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. - 2009. - №43. Следует также указать на ряд международных документов, которые посвящены регулированию труда научных работников (так, в «Декларации о правах научных работников», принятой Всемирной федерацией научных работников /ВФНР/ в 1969 году, дано следующее определение научного работника - «человек, имеющий необходимую квалификацию и профессионально занимающийся естественными, техническими и общественными науками, фундаментальными и прикладными исследованиями, либо подготовкой научных кадров»; среди иных документов следует выделить «Хартию научных работников», принятую ВФНР в 1948 году, которой закреплены права научных работников; Рекомендацию ЮНЕСКО «О статусе научноисследовательских работников», принятую на 18-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1974 году) //Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М., 1993; Консультант Плюс. -
10.02.2014.
4 Научно-педагогическая деятельность - деятельность, связанная с преподаванием научных и специальных дисциплин, подготовкой и повышением квалификации специалистов с высшим образованием, а также научных кадров. Что касается предпринимательской деятельности, то в Модельном законе она трактуется как разновидность деятельности, цель которой - коммерциализация полученных результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности и промышленной собственности, сюда же включено и выполнение работ по созданию и применению наукоемких технологий (способов) производства, по разработке и реализации нового или усовершенствованного вида продукта (товара, услуги).
231
Бизнес в законе
1 ’2014
гражданства), которое имеет ученую степень5 и (или) научное звание, осуществляет профессиональную научную или научно-техническую деятельность и получило признание научным сообществом за достигнутые научно-технические результаты в определенной области знаний, науки и техники6.
Научный работник - это ученый, имеющий подтвержденную результатами аттестации квалификацию, заключивший индивидуальный трудовой договор (на условиях постоянной занятости или совместительства), в соответствии с которым выполняет профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность7. Таким образом, отличие ученого от научного работника - в признании его заслуг научным сообществом.
В действующей редакции Федерального закона Российской Федерации от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон о науке)8 также дается подразделение видов научной деятельности, практически совпадающее с Модельным законом.
Однако в Законе о науке отсутствует разделение на ученых и научных работников.
В частности, ст.4 Закона о науке закреплено, что научный работник (исследователь) - гражданин, обладающий необходимой квалификацией (которая подтверждается системой государственной аттестации9) и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Таким образом, в закрепленной Законом о науке дефиниции научного работника (в отличие от Модельного закона) не упоминается о необходимости
5 Речь идет о степенях доктора наук, доктора философии (PhD) (ученая степень, присуждаемая по окончании докторантуры соискателям, имеющим квалификацию специалиста с высшим образованием или академическую степень магистра на основании публичной защиты диссертации на соискание ученого звания доктора философии /PhD/), кандидат наук.
6 Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
7 Ст.13 Модельного закона установлены должности научных работников: руководитель; заместитель руководителя (вицепрезидент, заместители генерального директора, генерального конструктора, директора) по научной работе; академик-секретарь, его заместители; главный ученый секретарь, ученый секретарь, их заместители; руководитель (заведующий) и заместители руководителя (заведующего) научного подразделения; главный научный сотрудник; ведущий научный сотрудник; старший научный сотрудник; научный сотрудник; младший научный сотрудник; исследователь-экспериментатор, старший, младший лаборант; научный советник, консультант, эксперт.
8 Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 03.09.1996; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
9 Действующая редакция Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.01.2002 №74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» закрепила Единый реестр, согласно которому устанавливаются: ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности (в соответствии с номенклатурой научных работников); ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования //РГ (федеральный выпуск). -06.02.2002; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
подписания соответствующим субъектом трудового или иного договора с работодателем10.
Стимулирование труда научных работников должно быть ориентировано на создание такой системы стимулов, которая была бы направлена на раскрытие творческого потенциала научных работников, что должно выражаться в повышении результативности их труда. При этом данная система должна быть сбалансированной. С одной стороны, она должна исходить из потребностей, мотивов самого научного работника, обращая внимание на то, что нередко именно потребность в самореализации является для него определяющей, а это значит, что для него особое значение могут иметь сложность и новизна поставленной задачи, надлежащим образом оборудованное рабочее место, наличие научного коллектива единомышленников, возможность публикаций. Все это важно учитывать при построении системы стимулирования труда научных работников. С другой стороны, система стимулов должна быть ориентирована на необходимость решений тех задач, которые стоят перед научной организацией. С третьей стороны, система стимулов должна быть соотнесена и с финансовым положением организации, этапом ее жизненного цикла. Отсюда, сбалансированная стимулирующая система должна учитывать соотношение следующих подсистем (рис.1):
Рисунок 1.Сбалансированная система стимулов Стимулирующая система должна исходить из целей организации, но увязывать их с мотивами научных работников и имеющейся финансовой основой.
Как уже отмечалось, в ТК РФ не выделяются особенности регулирования труда научных работников, поэтому применительно к ним действуют общие положения трудового законодательства. Например, ст.91 ТК РФ закреплено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Модельным законом также закреплена (как и ст.91 ТК РФ) сорокачасовая рабочая неделя. Хотя статьей 15 этого Закона предусмотрена возможность составления
индивидуального плана работы научного работника с соответствующим графиком и отчетностью.
О регулировании условий и режима труда научного работника в Законе о науке не говорится вовсе, видимо, исходя из того, что данный аспект
урегулирован ТК РФ (статьи 91-99). Хотя общие положения о рабочем времени, закрепленные ТК РФ, не отражают специфику режима труда научных работников. В связи с этим следует поддержать предложения тех авторов, которые настаивают на
10 В Законе о науке выделяются также: специалист научной организации (инженерно-технический работник) и работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание необходимых условий для научной и /или/ научно-технической деятельности в научной организации).
232
Бухарова Н. В.
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
включение отдельной главы в ТК РФ, в которой будут прописаны особенности правового регулирования труда научных работников, в том числе и особенности их трудового режима, оплаты и стимулирования труда. В частности, в силу специфики самой научной деятельности, которая направлена на продуцирование нового знания, что требует творческого отношения к решению поставленных задач, фактически
ненормированного рабочего дня и пр. трудно регулировать отношения научного работника и его работодателя, ссылаясь на необходимость
постоянного присутствия работника на стационарном рабочем месте (на чем нередко настаивают руководителя некоторых научных организаций, тем самым, пытаясь формализовать научное творчество, что, собственно, сделать весьма трудно, да и не нужно). Поэтому необходимо закрепить в Законе о науке право научных работников самостоятельно устанавливать режим своего рабочего времени, исходя из индивидуального плана, составленного на основе программы научных исследований и плана научной работы соответствующего учреждения (организации)11.
Как работник любой организации, научный работник обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных ТК РФ, Законом о науке и иными нормативными правовыми актами, в том числе правом на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Если обратиться к ст.17 Модельного закона, то в ней говорится, что оплата труда научного работника (а в государственных научных учреждениях она устанавливается государством, причем, если деятельность последних финансируется из бюджета, то на уровне не ниже должностных окладов государственных служащих) должна обеспечивать достаточные материальные условия для его эффективной творческой деятельности, а также повышения квалификации. Кроме того, она должна обеспечивать престиж профессии научного работника и, тем самым, привлекать в нее талантливую молодежь.
Законом о науке закреплено, что финансовое обеспечение научной деятельности осуществляется из разных источников. При этом основным источником финансирования фундаментальных исследований выступают средства федерального бюджета12. Однако
11 Осипов М.Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников в России //Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - №1.
12 В силу определенных экономических, политических и иных причин в постперестроечный период в нашей стране финансирование науки было резко сокращено, что сказалось и на стимулировании труда научных работников. Материальное положение исследователей ухудшалось, прежние моральные стимулы, немногие из сохранивших действие социальных льгот и привилегий утратили по отношению к ним свою привлекательность и эффективность. Только в 1996 году Президент России официально признал, что наука и ее научный потенциал являются национальным достоянием, поддержка которых выступает для государства приоритетным направлением (Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 №884 «О доктрине развития российской науки» (ред. от 23.02.2006) //РГ /федеральный выпуск/. - 20.06.1996.
- №115; Консультант Плюс. - 10.02.2014). В первоначальной редакции Закона о науке было закреплено, что государство обязуется финансировать научно-исследовательские и опытноконструкторские работы гражданского назначения в размере не
законодатель не раскрывает особенности оплаты труда научных работников, что сделано в Постановлении Правительства от 05.08.2008 №58313 14 для работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений. В нем, в частности, установлено, что заработная плата таких работников не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных
'-'14
государственных учреждений .
Таким образом, с 01.12.2008 в соответствующих учреждениях была введена новая система оплаты их труда (НСОТ), согласно которой заработная плата представителей науки и высшего профессионального образования состоит из трех частей: тарифной; выплат компенсационного характера; стимулирующих выплат. К переходу на НСОТ было предъявлено официальное требование, чтобы зарплаты кандидатов, докторов наук, профессоров, доцентов и др. не стали меньше зарплат, выплачиваемых им прежде15, а к 2018 году достигли 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе16. Вместе с тем системы оплаты труда, в том числе и размер заработной платы для анализируемой категории работников, устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными актами, основанными на действующем законодательстве в рассматриваемой области общественных отношений.
менее 4% расходной части федерального бюджета Российской Федерации. Однако в дальнейшем это положение было отменено, так как де-факто указанный норматив не выполнялся. Все это сказалось на научном потенциале страны, в частности, выразилось в
резком снижении численности научных работников, которые в силу разных причин (естественной убыли, эмиграции, перехода в иные сферы деятельности и пр.) покинули сферу науки (численность научных работников за 1990-1999 гг. сократилась на 58%) //Аллахвердян А.Г., Агамова Н.С. Дискриминация профессиональных прав ученых как фактор «утечки умов» //Web-ресурс: http: //ihst.ru/projects/sohist/papers/all-ag.htm
13 Постановление Правительства Российской Федерации от
05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений») (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 13.08.2008; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
14 При условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
15 Постановление Правительства Российской Федерации от
05.08.2008 №583; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2008 №11081) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 13.02.2008; Консультант Плюс. -
10.02.2014.
16 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» //РГ (федеральный выпуск). - 09.05.2012.
233
Бизнес в законе
1 ’2014
Таблица 1
Соотношение средней заработной платы научных работников по категориям форм собственности научных организаций за 9 месяцев 2013 года и по отношению к средней заработной плате работников других профессий
Категории работников Средняя заработная плата работников соответствующей категории, руб. Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, %
Всего В том числе по формам собственности организаций Всего В том числе по формам собственности организаций
феде- ральная субъектов Российской Федерации муници- пальная феде- ральная субъектов Российской Федерации муници- пальная
Педагогические работники образовате л ьн ых учреждений общего образования 27556 38622 41631 24692 94.9 133.0 143.3 85.0
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования 35879 35730 43021 19158 123.5 123.0 148.1 66.0
Научные сотрудники1 36802 37844 25114 14778 126.7 130.3 86.5 50.9
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование 39467 39613 40055 37306 135.9 136.4 137.9 128.4
1- включены научные сотрудники в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания___________________________________________________________________________________________________
Существенными недостатками действующей НСОТ являются:
1) «чувствительный» для основной массы научных, научно-педагогических работников разрыв в уровне зарплат в России и в экономически развитых странах17 18;
2) то, что нередко официально принятыми «зарплатными», «премиальными» средствами
фактически единолично распоряжаются руководители
>-'18
учреждений ;
3) несовершенство критериев оценки эффективности труда ученых, научных работников19.
Рассмотрим соотношение в уровня заработной платы научных работников по категориям форм собственности соответствующих учреждений (организаций) -работодателей за 9 месяцев 2013 года по отношению к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации и по отношению к некоторым другим профессиям (табл.1)20. Как видно из приведенной
17 Для сравнения: в 2009 году средняя годовая заработная плата профессора в Цюрихе /Швейцария/ составляла $84500 //Господин Учитель. Корреспонденты «Российской газеты» рассказывают о статусе преподавателей в разных странах //РГ (федеральный выпуск). - 31.07.2010.
18 См., например: Положение о премировании работников ФТИ им. А.Ф.Иоффе от 20.10.2009 //Web-ресурс: http: //profkomfti.spb.ru/documents/file/31
19 «Нередко передовые разработки конкретных ученых выдаются за достижение всего коллектива, гранты присваиваются "маститыми", "неприкасаемыми" профессорами, пишутся "заказные" диссертации и пр. В ряде учреждений фактически поставлен знак равенства между, действительно, новаторской монографией или полноценным учебником и псевдонаучными "опусами" в малоизвестных журналах, содержание которых на достоверность и научную новизну толком никто не проверяет» //Хмелевский С.В. Тревожные перспективы высшей школы в Российской Федерации //Социально-политические науки. - 2012. - №4. - С.124.
20 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) //Web-ресурс: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/la
bour_costs/
таблицы, средняя заработная плата научных работников была в целом сравнима с заработной платой педагогических работников, преподавателей, врачей и медицинских работников, имеющих высшее образование. Однако если в федеральных научных учреждениях такое сравнение позволило выявить небольшое расхождение в оплате труда научных работников и названых выше иных категорий работников, то в научных учреждениях субъектов Российской Федерации оплата труда научных работников была в 1,51,7 раз ниже (86,5% от средней заработной платы по субъекту Российской Федерации), чем у перечисленных иных категорий работников. Что касается муниципального уровня, то здесь оплата труда перечисленных категорий работников оказалась значительно ниже (кроме врачей) средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. Например, у научных работников муниципальных научных учреждений она составила 50,9% от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, если в федеральных научных учреждениях заработная плата выше, чем средняя заработная плата по субъекту Российской Федерации (130,3%), то в муниципальных - значительно ниже средней по региону. В целом по России заработная плата научных работников государственных и муниципальных научных учреждений составляет 126,7% от средней заработной платы. Хотя по ряду регионов это соотношение разное: 72,5% - в Москве и 141,3% - в Приволжском Федеральном округе /ПФО/ (для сравнения). Вместе с тем в абсолютных значениях средняя заработная плата научных работников в Москве выше, чем в других регионах (41531 руб.), за исключением Дальневосточного Федерального округа (ДФО) - 43267 руб. Разница в оплате труда научных работников в регионах составляет почти 2 раза (для сравнения: ДФО - 43267 руб. и Северо-Кавказский ФО -
234
Бухарова Н. В.
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
19132 руб.). Причем различия в оплате труда научных работников есть даже в федеральных научных учреждениях (если в большинстве регионов разброс в пределах 30-40 тыс. руб., то в Южном и СевероКавказском федеральных округах - зарплата научных работников чуть выше 20 тыс. руб.)21.
Структура получаемого материального вознаграждения за труд у научных работников в большинстве государственных и муниципальных научных организаций складывается из следующих составляющих:
- должностного оклада, размер которого устанавливается руководителем научной организации на основе требований к профессиональной подготовке и с учетом уровня квалификации, а также сложности и объема выполняемых работ;
- выплат компенсационного характера (устанавливаемых в процентном отношении к окладам или в абсолютных размерах);
- выплат стимулирующего характера (устанавливаемых коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда научных работников).
Следует обратить внимание на специфику отраслевой науки, и, в частности, на функционирующие здесь научно-исследовательские институты (НИИ). Если до перестройки они были встроены в отраслевую промышленность нашей страны, являясь частью государственной системы, то в дальнейшем многие из них поменяли форму собственности и некоторыми новыми собственниками стали рассматриваться как непрофильные активы22, от которых необходимо избавиться, что привело к закрытию целого ряда НИИ.
Отраслевые нИи в настоящее время существуют в разных организационно-правовых формах
(государственных бюджетных учреждений - например, НИИ труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; федеральных государственных унитарных предприятий
- например, ФГУП нИи «Восход» Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; федеральных государственных автономных учреждений
- например, «Государственный научно-
исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»; федеральных казенных учреждений - например, «Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний»; коммерческих организаций в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО) - например, ООО «Газпром ВНИИГАЗ», открытых и закрытых акционерных обществ (ОАО, ЗАО) - например, ОАО «НИИ железнодорожного транспорта», ЗАО «НИИ систем связи, автоматизации и управления»; некоммерческих научноисследовательских учреждений и автономных
организаций - например, Некоммерческое научноисследовательское учреждение «Международный
институт леса», Некоммерческая автономная организация «НИИ диагностики и профилактики болезней человека и животных»).
Коммерческие НИИ при разработке положений об оплате труда научных работников руководствуются ТК РФ, Уставом ООО или ОАО, Типовым положением об
21 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) //Web-ресурс: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/la
bour_costs/
22 Тренев Н.Н. Как отраслевым институтам перейти к работе за участие в приносимой ими добавленной стоимости //Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция (РИСК). - 2012. - №1.
оплате труда работников организации и иными нормативными правовыми актами. Если в государственных НИИ (федеральных и субъектов Российской Федерации) фонд оплаты труда формируется, исходя из объема средств, поступающих в установленном законом порядке данным учреждениям из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) (например, это могут быть госбюджетные научно-исследовательские работы по заданию государственных органов, в том числе по программам министерств, по целевым научно-техническим, инновационным программам), средств, поступающих от не запрещенной законодателем приносящей определенный доход деятельности, то в коммерческих нИи23 - за счет средств, заработанных работниками данного НИИ (гранты на выполнение НИР, хоздоговорные НИР с предприятиями, учреждениями, организациями, оказание научно-технических услуг, подготовка, издание и распространение научноинформационной, методической, монографической, информационно-справочной литературы и материалов; оказание научно-методической и консультационной помощи; реализация образовательной деятельности в аспирантуре и докторантуре), хотя в соответствующих случаях не исключены и дотации из федерального бюджета (в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации /БК РФ/24) или бюджета субъекта Российской Федерации (например, на выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнение работ), на осуществление стимулирующих выплат /из расчета - до 5% нормативных затрат на оплату труда персонала, участвующего в выполнении данных работ/).
В некоторых НИИ, относящихся к коммерческим, возможно и государственное участие в их уставном капитале (например, владение пакетом акций). В этом случае финансирование может строиться и с привлечением средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).
Фонд оплаты труда по госбюджетным НИР формируется в пределах выделенного на текущий год объема финансирования, а по хозяйственным договорам - исходя из договорной цены с учетом материальных затрат, услуг соисполнителей работ и налоговых отчислений. В целом же во всех НИИ (независимо от организационно-правовой формы) могут применяться разные системы оплаты труда: повременно-
премиальная; повременно-индивидуальная и др. Однако в любом случае заработная плата будет иметь для научного работника стимулирующий характер тогда, когда она обеспечивает воспроизводство его рабочей силы (а точнее: должна превышать объем средств, необходимых для такого воспроизводства25).
К окладам научных работников устанавливаются индивидуальные (повышающие) коэффициенты (с учетом профессионально-квалификационного уровня и деловых качеств работника, сложности решаемых задач и пр.).
23 Государство регулирует оплату труда сотрудников НИИ всех организационно-правовых форм путем установления минимальной заработной платы, других официальных норм и гарантий.
24 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (БК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -12.08.1998; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
25 Петров А.Я. Стимулирующие выплаты: общие положения, надбавки и премии //Законодательство и экономика. - 2011. - №7.
235
Бизнес в законе
1 ’2014
К окладам, ставкам заработной платы устанавливаются компенсационные выплаты (в процентах к должностным окладам26 или в абсолютных размерах): за особые условия труда, работу в местностях с особыми климатическими условиями, совмещение профессий27, работу в выходные и праздничные дни, за работу со сведениями, составляющими государственную, иную охраняемую законом тайну, и пр. При этом ТК РФ не предусматривает целый ряд компенсационных выплат, принципиально значимых для научного работника (например, возмещение расходов на проведение научных экспериментов, публикации научных результатов и пр.).
Стимулирующие выплаты (их понятие и классификация не раскрыты в ТК РФ, хотя ст.129 и предусмотрены, к ним, в частности, отнесены доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, например, вознаграждение по итогам года) включают в себя: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; качество выполняемых работ; непрерывный стаж работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы28. Данные выплаты направлены на стимулирование высокоэффективного труда, повышения творческой активности работников. Они устанавливают оплату труда по конечным результатам. Такие выплаты могут менять соотношение (в допустимых пределах) постоянной и переменной частей заработной платы. Выплаты могут устанавливаться как в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим уровням профессионально-квалификационных групп (ПКГ), так и в абсолютных размерах. Критерии выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствующем Положении об оплате труда научных работников НИИ29. Причем в некоторых НИИ установлено, что выплаты стимулирующего характера максимальным пределом не ограничиваются, но в любом случае должны быть в пределах фонда оплаты труда.
Особое значение в системе стимулирования труда научных работников имеют премии30 (причем речь идет как о премиях, которые выплачиваются вне системы оплаты труда и не относятся к заработной плате /разовые премии/ - в соответствии со ст.191 ТК РФ, так и о премиях, которые являются частью заработной платы работника и выплачиваются ему за достижения в труде, механизм выплат которых должен быть установлен локальным актом, например, Положением о премировании).
К стимулирующим выплатам можно отнести и академические надбавки, установленные в ряде НИИ за результаты академической деятельности (публикации), которые, как правило, оцениваются в баллах по единой
26 Например, выплаты компенсационного характера в бюджетных учреждениях устанавливаются к должностным окладам по соответствующим квалификационным уровням, профессиональноквалификационным группам (ПКГ). См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №822.
27 Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
28 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №822.
29 При этом ряд надбавок и доплат носят обязательный характер, так как они установлены законами Российской Федерации, подзаконными нормативными правовыми актами (например, надбавки работникам, допущенным к государственной тайне и пр.).
30 Петров А.Я. Указ. соч.
шкале за отдельные виды публикаций. Среди таких надбавок: за академическую работу (при достижении претендентом порогового числа баллов, начисленных за представленные публикации); за академические успехи и вклад в научную репутацию НИИ (монографии, учебники и пр.); за статью в зарубежном рецензируемом научном журнале.
Стимулирующие выплаты должны не просто повышать уровень оплаты труда научных работников, но стимулировать их научную творческую активность, которая выражается, в конечном итоге, в продуцировании научного, исследовательского результата.
Отметим, что система материальных стимулов в данном случае не ограничивается только денежными выплатами. Как известно, существует и система материальных неденежных стимулов, число которых и разнообразие весьма велико. Например, в Модельном законе говорится, что научным работникам должен предоставляться оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью: 56 календарных дней - для докторов наук, 42 календарных дня - для кандидатов наук и докторов философии (PhD) и 35 календарных дней - для иных научных работников31.
Стимулирующее значение имеет и система социальной защиты, а также пенсионное обеспечение научных работников.
В частности, речь идет об обеспеченности жильем и улучшении жилищных условий ученых32 (предоставление им жилья на условиях социального найма, ипотечных кредитов и жилищных сертификатов с полным или частичным погашением процентной ставки банковского ипотечного кредита, жилищных субсидий на
компенсацию расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг), о предоставлении им
современного медицинского обслуживания на
бесплатной основе, о создании корпоративных (дополнительных) пенсионных систем, о компенсации командировочных и транспортных расходов, связанных с участием в работе научных симпозиумов и конференций, о грантах молодым ученым и руководителям научных школ для осуществления научной деятельности, связанной с подготовкой и защитой диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и проведением стажировок в престижных университетах и научных центрах за рубежом.
В Модельном законе обращено внимание на стимулирующее воздействие на научных работников повышенного уровня пенсионного обеспечения («пенсии на уровне, обеспечивающем престижность научного труда и стимулирующем систематическое обновление научных кадров»). Хотя в условиях российской действительности данный параметр практически не просматривается из-за невысокой до недавнего времени оплаты труда научных работников (например, при расчете пенсии не учитывались практически никакие надбавки, в том числе за научную степень и ученое
31 Научным работникам, проходящим обучение в аспирантуре или докторантуре, или соискателям, осуществляющим подготовку диссертационных работ, может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск.
32 Например, вопросы, касающиеся порядка предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилых помещений, урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - №5. - Ст.739; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
236
Бухарова Н. В.
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
звание), с которой, собственно, и рассчитывалась пенсия. Не созданы и системы добровольного пенсионного страхования для сотрудников НИИ. Все это не только не стимулирует научных работников пенсионного возраста к уходу на пенсию, а, наоборот, мотивирует их на продолжительный труд, что не способствует ротации научных кадров. Отметим, что в Модельном законе говорится, что «государственная пенсия научным работникам назначается в размере 75% от сумм заработной платы научного работника, которая определяется за два года перед обращением по назначению пенсии». Обратим внимание на то, что речь здесь идет о государственной, а не о страховой пенсии. Хотя для всех сотрудников НИИ, относящихся в настоящее время к разным организационно-правовым формам, сделать это будет, вряд ли возможно, так как в Модельном законе говорится о государственной пенсии, что предполагает работу в государственных учреждениях.
Важно не только установить для научных работников систему материальных стимулов, но и учитывать, что для них не менее значима и система нематериальных стимулов, что связано, в первую очередь, с признанием их научных заслуг (это выражается в системе поощрений - благодарственное письмо, грамота, присвоение почетного звания, например, «заслуженный профессор» и пр.).
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Особенности труда научных работников (независимо от организационно-правовой формы научного учреждения, в которых они трудятся) требуют и его специального регулирования, что может быть отражено или в отдельной главе ТК РФ, или в отдельном законе, например, «О статусе научного работника».
2. Поскольку существующие показатели
стимулирования труда научных работников учитывают в основном количественные показатели, что не отражает существа творческой научной деятельности, постольку предлагается воспользоваться Модельным законом и разделить понятия «ученый» и «научный работник», пересмотрев систему оплаты и в целом систему стимулирования их деятельности. Основой разделения этих понятий должно послужить общественное признание достижений ученого и, прежде всего, профессиональным научным сообществом.
3. Из конкретных мер по стимулированию труда научных работников выделим:
- установление права научному работнику раз в 7 лет предоставлять длительный отпуск (до одного года) для научного творчества;
- закрепление в целях ротации научных кадров и стимулирования их карьерным ростом возрастного ценза - 65 лет для занятия должностей руководителей государственных и муниципальных научных организаций;
- включение в стаж, необходимый для начисления будущей пенсии, времени очного обучения в магистратуре, аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре.
Список литературы:
1. Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научноисследовательских работников» (вместе с «Международными актами и другими документами, касающимися трудящихся в целом или научно-исследовательских работников в частности») (принята в г. Париже 20.11.1974 на 18-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) //Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Издательство «Логос», 1993. - С.199-213; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
2. Модельный закон «О статусе ученого и научного работника» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 3114 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. - 2009. - №43. -С.337-358.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). -21.01.2009; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (БК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 12.08.1998; Консультант Плюс. -
10.02.2014.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ТК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2001; Консультант Плюс. -
10.02.2014.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 03.09.1996; Консультант Плюс. -
10.02.2014.
7. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 №884 «О доктрине развития российской науки» (редакция от 23.02.2006) //Российская газета (федеральный выпуск). -20.06.1996. - №115; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» //Российская газета (федеральный выпуск). -09.05.2012.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от
05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений») (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -13.08.2008; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №5. - Ст.739; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 №74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 06.02.2002; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2008 №11081) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.02.2008; Консультант Плюс. - 10.02.2014.
13. Положение о премировании работников ФТИ им.
А.Ф.Иоффе от 20.10.2009 //Web-ресурс: http:
//profkomfti.spb.ru/documents/file/31
237
Бизнес в законе
1 ’2014
14. Аллахвердян А.Г., Агамова Н.С. Дискриминация профессиональных прав ученых как фактор «утечки умов» //Web-ресурс: http: //ihst.ru/projects/sohist/papers/all-ag.htm
15. Господин Учитель. Корреспонденты «Российской газеты» рассказывают о статусе преподавателей в разных странах //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.07.2010.
16. Осипов М.Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников в России //Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - №1. - С.43-45.
17. Петров А.Я. Стимулирующие выплаты: общие положения, надбавки и премии //Законодательство и экономика. - 2011. -№7. - С.26-33.
18. Тренев Н.Н. Как отраслевым институтам перейти к работе за участие в приносимой ими добавленной стоимости //Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция (РИСК). -2012. - №1. - С.370-373.
19. Хмелевский С.В. Тревожные перспективы высшей школы в Российской Федерации //Социально-политические науки. -2012. - №4. - С.121-126.
20. Web-ресурс: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/w ages/labour_costs/
Reference list:
1. Allakhverdyan A.G., Agamova N.S. Discrimination of professional rights of scientists as a factor of «brain drain» //Web-resource: http: //ihst.ru/projects/sohist/papers/all-ag.htm
2. Budget code of Russian Federation from 31.07.1998 №145-FL (BC RF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 12.08.1998; Consultant Plus. - 10.02.2014.
3. Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, as amended by the Laws of Russian Federation on amendments to Constitution of Russian Federation from
30.12.2008 №6-FCL and from 30.12.2008 №7-FCL) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 21.01.2009; Consultant Plus. -
10.02.2014.
4. Decree of President of Russian Federation from
13.06.1996 №884 «On doctrine of development of Russian science» (edition from 23.02.2006) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 20.06.1996. - №115; Consultant Plus. - 10.02.2014.
5. Decree of President of Russian Federation from
07.05.2012 №597 «On measures for implementation of state social policy» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 09.05.2012.
6. Federal law of Russian Federation from 23.08.1996 №127-
FL «On science and state scientific-technological policy» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 03.09.1996;
Consultant Plus. - 10.02.2014.
7. Khmelevsky S.V. Alarming prospects of higher education in Russian Federation //Socio-political sciences. - 2012. - №4. -P.121-126.
8. Labour code of Russian Federation from 30.12.2001
№197-ФЗ (LC RF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2001; Consultant Plus. - 10.02.2014.
9. Model law «On status of scientist and scientific worker» (adopted in St. Petersburg 25.11.2008 Decree 31-14 at 31st plenary session of Inter-parliamentary Assembly of States -members of Commonwealth of Independent States) //Newsletter. Inter-parliamentary Assembly of States - members of Commonwealth of Independent States. - 2009. - №43. - P.337358.
10. Mr Teacher. Correspondents of «Rossiyskaya gazeta» talk about status of teachers in different countries //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.07.2010.
11. Order of Ministry of health and social development of Russian Federation from 29.12.2007 №822 «On Approval of List of types of incentive payments in federal budget, autonomous, state-owned institutions and explains procedure for establishing incentive payments in this institutions» (registered in Ministry of justice of Russia 04.02.2008 №11081) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.02.2008; Consultant Plus. - 10.02.2014.
12. Osipov M.Y. Problems of juridical regulation of work of researchers in Russia //Labour law in Russia and abroad. - 2012. -№1. - P.43-45.
13. Petrov A.Y. Stimulated payments: general provisions, allowances and bonuses //Legislation and economics. - 2011. -№7. - P.26-33.
14. Position on bonuses of workers of PTI name after A.F.Ioffe
from 20.10.2009 //Web-resource: http:
//profkomfti.spb.ru/documents/file/31
15. Recommendation of UNESCO «On status of scientific-researching workers» (with «International acts and other documents, relating to workers in general or scientific-researching workers in particular») (adopted in Paris on 20.11.1974 18th session of UNESCO General Conference) //UNESCO International regulations. - M.: Publishing house «Logos», 1993. - P.199-213; Consultant Plus. - 10.02.2014.
16. Resolution of Government of Russian Federation from 30.01.2002 №74 «On approval of Unified register of scientific degrees and scientific titles and Regulation on awarding of scientific degrees» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -06.02.2002; Consultant Plus. - 10.02.2014.
17. Resolution of Government of Russian Federation from 17.12.2010 №1050 «On federal targeting program "Housing" for 2011 -2015» (current edition) //Collection of legislative acts of Russian Federation. - 2011. - №5. - Ст.739; Consultant Plus. -
10.02.2014.
18. Resolution of Government of Russian Federation from
05.08.2008 №583 «On introduction of new systems of labour payment of workers of federal budget, autonomous, state-owned institutions and state bodies, as well as civilian personnel of military units, agencies and departments of federal bodies of executive power, in which law provides military and equal service, which compensation for labour is currently being implemented on basis of Unified Wage Scale of labour payment of workers of federal state institutions (together with «Regulation on establishment of systems of labour payment of workers of federal budget, autonomous, state-owned institutions») (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.08.2008; Consultant Plus. - 10.02.2014.
19. Trenev N.N. How sectorial institutions go to work by participating in their added value brought //Resources. Information. Supply. Competition (RISK). - 2012. - №1. - P.370-373.
20. Web-resource: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/w ages/labour_costs/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Наталии Викторовны Бухаровой на тему: «Особенности стимулирования труда научных работников». Представленная на рецензию работа Н. В. Бухаровой вызывает особый интерес, так как посвящена проблематике, которая активно обсуждается не только в научных, но и в широких общественных кругах нашей страны. Научная деятельность представляет, несомненно, особый вид деятельности, так как связана с продуцированием нового знания, что предполагает ее активное творческое начало. Но, к сожалению, именно эта ключевая особенность научной деятельности практически не учитывается ни отечественным законодателем, ни правоприменителем - прежде всего, в рамках принятых им на основании Трудового кодекса Российской Федерации, иных законов, подзаконных, локальных актов и документов.
Н. В. Бухарова раскрывает сложный методологический аспект темы исследования, дает собственное оригинальное видение содержания дефиниции научного работника, анализирует действующую систему его материальных и нематериальных стимулов в процессе трудовой деятельности, выявляет ее недостатки и предлагает разумные варианты решения проблемы.
Работа написана на высоком теоретическом уровне, творчески, и может быть рекомендована к публикации в ведущих рецензируемых научных журналах.
Кандидат экономических наук
Елена Валерьевна Вашаломизде
238