УДК 00.009
Юдина В.В. студент магистратуры кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Россия, г. Шахты
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ
МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация - в данной статье рассматриваются особенности метода стимулирования персонала на основе модели компетенций, отличие данного метода от метода оплаты, основанного на показателях.
Ключевые слова - модель компетенций, стимулирование, оплата, метод.
Yudina V. V. graduate student "Management and Entrepreneurship " Institute of Service Industry and Entrepreneurship (branch) DGTU Russia, Shakhty
PECULIARITIES OF STAFF STIMULATION BASED ON THE COMPETENCE MODEL
Annotation - this article discusses the features of the staff incentive method based on the competency model, the difference between this method and the payment method based on indicators.
Key words - competency model, incentive, payment, method.
В основу системы стимулирования персонала на основе компетенций заложена идея оплаты труда за проявленные в процессе выполнения должностных обязанностей компетенции.
Данной системой предусмотрено поощрение способностей работника выполнять, поставленные перед ним, задачи[2].
Оценка сотрудника производится по каждому пункту перечня профессиональных компетенций должности и дается полная оценка, которая может быть выражена следующим образом:
- превышен требуемый уровень компетенций;
- полностью соответствует требуемому уровню компетенций;
- не достиг требуемого уровня компетенций, но развивается (темп роста - желаемый);
- не достиг требуемого уровня компетенций, но развивается (темп роста - недостаточный).
По результатам оценки определяется уровень надбавки к основной заработной плате сотрудника.
Отрицательной стороной такой оценки можно считать наличие субъективизма, в особенности, со стороны сотрудника, получившего низкие значения при оценке.
В таблице 1 рассмотрим принципиальные отличия между оплатой, ориентированной на компетенции, и оплатой, ориентированной на показатели труда.
Таблица 1 . - Принципиальные отличия между оплатой, ориентированной на компетенции, и оплатой, ориентированной на показатели[1].
Оплата, ориентированная на компетенции Оплата, ориентированная на показатели
- основа - согласованная модель компетенций; - связь с показателями косвенная, через согласование норм и разработку компетенций; - оплата ориентирована на будущее, так как имеет целью развитие и повышение эффективности в будущем; - оплата основана на признании исполнителями личного уровня компетентности - основа - достижения конкретных результатов, которые выражены в форме целевых показателей, которые должны быть закончены; - ориентирована в прошлое, т.к. платит за уже достигнутый результат; - оплата основана на мнении менеджеров, с которым работники могут быть не согласны.
Главным преимуществом оплаты, основанной на компетенции, является наличие развивающегося компонента.
Но для эффективности действия данной формы стимулирования предприятие обязано соблюдать перечень требуемых условий:
1) модель компетенций должна быть качественно проработана;
2) инструменты, используемые для оценки уровня компетенций, должны иметь четкость, последовательность и справедливость;
3) Для того, чтобы данный процесс происходил в соответствии с требованиями, не вызывал подозрений со стороны работников, требуется тщательная подготовка и обучение всего персонала организации.
Для успешного функционирования подобной системы организация должна обладать высоким уровнем образования, а корпоративная культура нацелена на саморазвитие.
Использованные источники: 1. Трубин, А.В. Формирование новых потребностей в компетенциях: переход от функциональной модели к модели личностей / А.В. Трубин // Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал. - 2014. - № 2. -С. 83-92.
2. Чуланова, О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / О. Л. Чуланова. - М.: Инфра-М, 2016. - 292 с.