понентом психологической готовности личности к различным видам деятельности, одним из которых является деятельность по профессиональному самоопределению, является субъектность личности, структурно представленная ее активностью как координирующей составляющей субъектности, а также такими характеристиками личности, как: ответственность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, З.Ш. Яхина и др.).
В связи с этим изучение проблемы субъектности личности, определение критериев субъектности, направлений и механизмов ее развития могут явиться основанием для разработки психологической методики исследования и формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Проведенные нами экспериментальные исследования проблемы психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников, находящихся в особой социальной ситуации развития (воспитанников домов-интернатов, подростков c девиантным поведением, детей с признаками одаренности), подтвердили справедливость представлений о значимости субъектно-сти личности в структуре ее психологической готовности к профессиональному самоопределению, так как своеобразие психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, находящихся в особой социальной ситуации развития, по данным наших исследований, определяется, в первую очередь, содержанием субъектных характеристик личности исследуемых школьников [5].
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.
2. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2006.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - Т. 1.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2001.
5. Арон, И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте / И.С. Арон. - Йошкар-Ола, 2010.
6. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук / Е.М. Борисова. - М., 1995.
7. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н. Волкова // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.
8. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М., 2004.
9. Калинина, И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.А. Калинина. - М., 2007.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 2004.
11. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности / А.В. Петровский. - Ростов - н/Д., 1996.
12. Попов, Л.М. Этическая психология личности / Л.М. Попов. - Йошкар-Ола, 2008.
13. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2007.
14. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., 2002.
15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.
16. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1999.
17. Яхина, З.Ш. Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога: дис. ... канд. психол. наук / З.Ш. Яхина. - Казань, 2002.
УДК 159.99
А.В. Дуванина
Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор И.Г. Станиславская ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ СПОРТСМЕНОВ
В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов. Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спортсменов при помощи аппаратного метода акустической нейромодуляции. Авторы выделяют четыре направления консультационной работы с семьями спортсменов.
Психология спорта, семья, стили воспитания в семье, метод акустической нейромодуляции.
The paper presents psychological features of educational style in families of athletes. The idea of the author's consulting is to work with features of families of athletes using the method of acoustic neuromodulation. Authors identify four directions of consulting work with families of athletes (family, matrimonial, individual, child parental).
Sports psychology, family, styles of education in the family, method of acoustic neuromodulation.
Семья - первичная и наиболее важная социализирующая среда. Именно семейное влияние определяет дальнейшее развитие личности, становление ее смысловой сферы и формирование системы отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе. Влияние собственных родителей, самостоятельное выполнение родительской роли влияет на качество жизни каждого человека. В настоящее время в обществе проявляются признаки кризиса семьи: нестабильность, малочисленность, феминизация, недоверие, ослабление воспитательной роли отцов, которая отражается на характере семейного воспитания.
Ситуация в семьях спортсменов усугубляется частыми расставаниями с семьей, нехваткой домашнего уюта и общения с близкими и дорогими людьми. Все это приводит к кризисным ситуациям, связанными с ранним завершением спортивной карьеры, к неадекватному восприятию самооценки спортсменами, травмам и т.д.
В настоящее время назрела необходимость в квалифицированной психологической помощи семьям спортсменов, как профессионалам высокого уровня, так начинающим свою спортивную карьеру. Олимпиада в Сочи в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г., чемпионат мира по бобслею в 2013 г. и другие спортивные мероприятия общемирового уровня - все эти события подтверждают актуальность адресной помощи семьям спортсменов. Детско-родительские отношения откладывают отпечаток на жизненный сценарий ребенка, на формирование его отношений к выполняемой деятельности и жизни вообще. От семьи во многом зависит эмоциональное состояние спортсмена перед выходом на старт, неразрешенные проблемы, скрытые обиды, конфликты могут влиять не только на спортивный результат, но и на травматизм в процессе соревнования. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследования детско-родительских отношений в семье, где родители или дети являются спортсменами.
Цель данного исследования - изучение особенностей личности спортсмена при исполнении им различных социальных ролей: спортсмен(ка), муж (жена), отец(мать) и их влияние на личностное развитие ребенка и родителей в семье спортсменов. Особенностью данного исследования является изучение профессиональных деформаций личности спортсменов высокого уровня и их перенос на семейные отношения. Подбор комплексных средств воздействия на разные модальности личностных проявлений в процессе консультирования (применение телесно-оривентированной терапии, аппарата БОС, техник визуализации проблемы и др.).
Семья спортсмена обладает определенными психологическими особенностями - частые расставания на спортивные сборы, ненормированный рабочий день, физические травмы, нестабильность финансового обеспечения и, самое главное, отсутствие времени для проведения его вместе с семьей - все это обуславливает отличие семей спортсменов от семей учителей, инженеров, менеджеров. Знание психологических особенностей (уровня семейной тревоги, распределение ролей в семье, степень удовлетворен-
ности браком, особенности межличностного общения, ценностные ориентации) позволит выстроить консультационный процесс именно для таких семей. Стиль воспитания детей в семье - одна из ключевых характеристик детско-родительских отношений в целом и межличностных отношений супругов в частности.
Предметом исследования является поиск новых форм психологического консультирования семей спортсменов.
Гипотеза исследования состоит в том, что семьи профессиональных спортсменов обладают особыми отличительными чертами от обычных семей не только образом жизни, но и психологическими особенностями, связанными с выполнением предельных нагрузок, как физических, так и психологических. Это откладывает отпечаток на общение в семье вообще, и общение с детьми, что и определяет особенности психологического консультирования этих семей. Разработанная программа психологического консультирования будет способствовать поддержанию мотивации семейных связей в семьях спортсменов.
В данном исследовании решались следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психологического содержания стилей семейного воспитания в семьях профессиональных спортсменов;
2) выявить особенности стиля семейного воспитания, а также разработать программу психологического консультирования семей профессиональных спортсменов с учетом стилевых особенностей воспитания.
Данная статья основана на материалах нашей диссертационной работы, посвященной гармонизации отношений в семьях спортсменов средствами психологического консультирования. В исследовании приняло участие 50 семей, где спортсменами являются сами родители или дети. В процессе изучении данного вопроса разработано инновационное направление психологического консультирования семей спортсменов, учитывающее их психологические и психофизиологические особенности. Подобное консультирование предлагает системный подход к семье спортсмена и работу по следующим направлениям (в зависимости от запроса спортсмена и вида спорта):
- индивидуальное спортивное консультирование (СК), решение проблем в профессиональной сфере (нестабильность результатов, непонимание с командой, кризис завершения карьеры и т.д.);
- супружеское СК (работа с родителями - профессиональными спортсменами, кризисы спортивной семьи, измены, распределение лидерства в семье, проблемы воспитания детей и т.д.);
- детско-родительское СК (проблемы воспитания, выбор стиля воспитания и т.д.);
- семейное СК (работа с семьей целиком, системный подход к консультированию, с элементами телесно-ориентированной терапии, использование БОС);
- работа с детьми и подростками - профессиональными спортсменами (целеполагание, рабо-
та с мотивацией на учебу, технико-тактические моменты, проблемы взаимоотношений с родителями и тренерским составом).
Пилотажное исследование спортивных семей показало, что основными трудностями и причинами конфликтов в таких семьях являются:
1. Частые командировки (спортивные сборы) -частые расставания супругов на длительное время.
2. Проявление лидерских качеств обоих партнеров, мешающих найти взаимопонимание в конфликтах.
3. Проявление демонстративных черт характера в решении бытовых вопросов.
4. Перепады самооценки, зависящие от внесе-мейных обстоятельств (успешности спортивной деятельности).
5. Неумение выражать собственные эмоции, чувства и мнения в семейном общении.
6. Тенденция деструктивно решать конфликтные ситуации в семейном общении.
7. Повышенная экспрессивность эмоциональных проявлений, переживаний.
Также в ходе исследования семей спортсменов выявлены статистически достоверные корреляции по Спирмену между шкалами методики «Анализ семейных взаимоотношений» [2], определяющие особен-
ности стиля воспитания в семьях спортсменов (см. рисунок).
Корреляционный анализ показал, что семьи спортсменов обладают следующими особенностями стиля воспитания.
ФУ (фобия «утраты ребенка») - один из центральных факторов стиля воспитания в семьях спортсменов.
ФУ связан с биографическими показателями (возраст, семейный стаж); с психологическими личностными проблемами родителя, решаемыми за счет ребенка (неразвитость родительских чувств (НРЧ); вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК); проецированием на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК); с количеством и качеством требований, предъявляемых ребенку (чрезмерность педагогических санкций (С+). Родитель-спортсмен часто находится на спортивных сборах, общение с собственными детьми и воспитательное воздействие на них происходит редко, при этом родитель зачастую решает свои внутрилично-стные проблемы за счет ребенка и применяет строгие воспитательные меры; чрезмерно реагирует даже на незначительные нарушения поведения, защищая, тем самым, ребенка, которого он боится утратить (эмоционально или физически).
и 1
с-
Пол
Возраст
Материальное положение
Продолжительность рабочего дня
ФУ
н
Рисунок. ФУ - фобия утраты ребенка, Н - неустойчивость стиля воспитания, НРЧ -неразвитость родительских чувсвтв, ПНК - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, ВК - вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания, С+ - чрезмерность санкций в воспитании, С- - минимальность воспитательных санкций, ВН - воспитательная неуверенность родителей
Неустойчивость стиля воспитания (Н) в семьях спортсменов связана с биографическими параметрами (семейный стаж, возраст); проблемами личности родителя, решаемыми за счет ребенка (воспитательной неуверенностью родителей (ВН), «фобией утраты» ребенка (ФУ); чрезмерностью санкций в воспитании (С+). С увеличением семейного стажа и возраста спортсмен в общении с детьми начинает резко менять стиль и приемы воспитания (переход от очень строгого к либеральному стилю и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению), что вызвано неуверенностью в роли родителя и страхом утраты собственного ребенка (эмоционально).
Неразвитость родительских чувств (НРЧ) связана с блоком биографических данных (пол), личностными проблемами родителей, решаемыми за счет ребенка (ФУ, ПНК, ВК). По данным исследования мужчины-спортсмены чаще испытывают при общении с собственными детьми «фобию утраты ребенка», проецируют на него собственные нежелательные качества и выносят конфликты с супругой в сферу воспитания.
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК) имеет связь с биографическим блоком (возраст, семейный стаж), воспитательной неуверенностью родителя (Н), проблемами родителей, решаемых за счет ребенка (неразвитость родительских чувств (НРЧ). С увеличением возраста и семейного стажа спортсмены имеют тенденцию проецировать не ребенка собственные неосознаваемые качества, что обусловлено такими особенностями воспитания, как неразвитость родительских чувств и воспитательской неуверенностью родителя.
Фактор вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) связан с семейным стажем, личностными проблемами родителя, решаемыми за счет ребенка (ФУ, НРЧ), воспитательной неуверенностью родителей (Н). Спортсмены при общении в семье имеют тенденцию выносить супружеские конфликты в сферу воспитания, с возрастанием семейного стажа данная тенденция усиливается и сочетается со страхом утратить ребенка, неразвитостью родительских чувств.
Возраст коррелирует с биографическими параметрами (семейный стаж, количество детей); с проблемами личности спортсмена, решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК), фобия утраты ребенка (ФУ); воспитательная неуверенность родителей (Н).
Семейный стаж в семьях спортсменов связан с проблемами личности родителя, решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК); фобия утраты
ребенка (ФУ)), неустойчивостью стиля воспитания (Н). По мере возрастания семейного стажа в семьях спортсменов родители демонстрируют деструктивные элементы воспитательной системы и поддаются тенденции выносить конфликтные ситуации между супругами в сферу воспитания («Наш сын такой вредный, потому что ты его так воспитала!»), проецируют на ребенка собственные нежелательные и слабоосознаваемые негативные качества («Ты совершенно не уважаешь старших - смотри на меня, когда я с тобой разговариваю!»). Все эти явления сопровождаются типичными для спортсменов чертами - воспитательной неуверенностью и фобией «утраты ребенка».
В процессе нашего исследования получены новые данные об особенностях связи профессионально-личностных качеств родителей со стилями семейного воспитания в семьях спортсменов и определены основные психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях спортсменов: чрезмерность воспитательных санкций по отношению к детям, воспитательная неуверенность в себе, неразвитость родительских чувств, страх потерять ребенка, тенденция решать внутриличностные проблемы за счет ребенка, перенесение супружеских проблем в сферу воспитания детей. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе негармоничного воспитания в семьях спортсменов лежит какая-то личностная проблема, носящая характер неосознаваемой потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.
В заключение можно сказать, что выявленные особенности в детско-родительских отношениях спортсменов высокой квалификации позволяют разработать программу психологического консультирования, учитывающие эти особенности и способствующие гармонизации отношений в семьях спортсменов. В рамках разработанной программы сопровождения спортсменов для преодоления вышеперечисленных трудностей используется метод акустической нейромодуляции (АНМ) и приемы телесно-ориентированной терапии [1].
Литература
1. Изварина, Н.Л. Совершенствование навыков саморегуляции у борцов греко-римского стиля методом акустической нейромодуляции (АНМ) / Н.Л. Изварина, И.Г. Станиславская, А.В. Дуванина // Физиология, медицина, фармакология. Высокие технологии, теория, практика: Сб. ст. 1У-й Междунар. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине». - СПб., 2012. - С. 50 - 55.
2. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 1999.