Научная статья на тему 'Особенности стилей в архитектуре современных православных храмов Москвы'

Особенности стилей в архитектуре современных православных храмов Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурный стиль православного храма / современное стилеобразование в церковном православном зодчестве / исторический стиль / эклектика / типовые проекты храмов / образцы храмов / современный стиль в архитектуре православных храмов Москвы / architectural style of an Orthodox church / modern style formation in Orthodox church architecture / historical style / eclecticism / typical projects of temples / samples of temples / modern style in the architecture of Orthodox churches of Moscow

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Верховых Елена Юрьевна

В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с аналогичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господствующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах преобладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of styles in modern architecture Orthodox churches in Moscow

The article discusses the stylistic solutions in the architecture of modern Orthodox churches built on the territory of Moscow over the past thirty years. The quantitative distribution of the capital‘s temples according to the stylistic directions used in their architecture is given and their relationship to each other is shown. A comparative analysis with a similar distribution in the regional church building was carried out. It is determined that the dominant trend in Moscow is the predominance of a group of stylistic trends based on Russian national styles, while in the regions the use of eclectic trends prevails. It is revealed that the peculiarities of stylistic development in the architecture of modern Orthodox churches in the capital of Russia also consist in the application of «standard» projects, in particular within the framework of the developed program «200 temples».

Текст научной работы на тему «Особенности стилей в архитектуре современных православных храмов Москвы»

УДК 72.03 DOI 10.25628/ШИР2023.56.1.009

ВЕРХОВЫХ Е. Ю.

Особенности стилей в архитектуре современных православных храмов Москвы1

В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с аналогичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господствующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах преобладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».

Ключевые слова: архитектурный стиль православного храма, современное стиле-образование в церковном православном зодчестве, исторический стиль, эклектика, типовые проекты храмов, образцы храмов, современный стиль в архитектуре православных храмов Москвы.

Verkhovykh E. Yu.

Features of styles in modern architecture Orthodox churches in Moscow

The article discusses the stylistic solutions in the architecture of modern Orthodox churches built on the territory of Moscow over the past thirty years. The quantitative distribution of the capital's temples according to the stylistic directions used in their architecture is given and their relationship to each other is shown. A comparative analysis with a similar distribution in the regional church building was carried out. It is determined that the dominant trend in Moscow is the predominance of a group of stylistic trends based on Russian national styles, while in the regions the use of eclectic trends prevails. It is revealed that the peculiarities of stylistic development in the architecture of modern Orthodox churches in the capital of Russia also consist in the application of «standard» projects, in particular within the framework of the developed program «200 temples».

Keywords: architectural style of an Orthodox church, modern style formation in Orthodox church architecture, historical style, eclecticism, typical projects of temples, samples of temples, modern style in the architecture of Orthodox churches of Moscow.

Верховых

Елена

Юрьевна

старший научный сотрудник, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail: elena_ver@mail.ru

Развитие современного церковного православного зодчества с 1990-х гг. дало весомый практический опыт по всей территории России. Создано множество храмов, облик которых семантически точен, объекты чаще всего легко вписываются в застройку и городской контекст. Сформировалось новое поколение проектировщиков-зодчих, практика массового православного храмового строительства позволила выйти на определенный уровень оптимальных на сегодня эстетических, архитектурно-художественных, стилевых, технологических решений.

Проведено и ведется множество научных исследований по вопросам развития современной церковной архитектуры России, изучения

1 Работа выполнена по плану ФНИ РААСН и Минстроя России на 2023 год в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы).

проблем стилеобразования в ней, аспектов архитектурных и конструктивных решений, типологии и др. [1; 4—11]. Д. О. Швидковский изучает особенности формирования стиля в архитектуре современного православного храма и подчеркивает взаимодействие этого процесса с требованиями технологичности наряду с учетом древнего происхождения храмового зодчества [11, 27]. Рассматриваются вопросы развития православной архитектуры в сравнении с мировой сакральной архитектурой [1; 6]. Инженеры-конструкторы изучают вопросы применения современных материалов при возведении храмов, высказывая одновременно опасения по поводу возможной утраты традиции возведения сводчатых конструкций из кирпича и др. [7].

В продолжение исследования архитектурно-стилевых особенностей современного регионального церковного зодчества [2] мы обращаемся к изучению архитектуры православных храмов Москвы. Ранее мы установили, что в процессе освоения архитектурного стиля

52

© Верховых Е. Ю., 2023

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2023

Иллюстрация 1. Сравнительная схема ранжирования стилевых направлений, применяемых в архитектуре современных православных храмов в г. Москва и в регионах России. Рисунок Е. Ю. Верховых

Таблица 1. Количество зданий храмов и других сооружений, используемых для православного богослужения, построенных с 1990-е гг. по 2022 г. на территории Москвы

Здания православных храмов (отдельно стоящие или в составе комплексов) Прочие сооружения (переоборудованные, встроенные, молитвенные дома и т. д.) Общее кол-во сооружений, используемых для православного богослужения

Каменные Деревянные

208 140 132 482

43,5% 29,0% 27,5% 100%

явно прослеживаются территориальные зоны его распространения [3]. Территория столицы исторически всегда относилась к «зоне ядра», где исторически складывался архитектурно-стилевой фенотип «чистого стиля», архитектурные композиции зданий которого являлись высокими образцами этого стиля. Поэтому мы рассматриваем архитектуру современных православных храмов Москвы с точки зрения выявления ее основных столичных архитектурно-стилевых тенденций и сравнения ее с аналогичными тенденциями в регионах.

Основные стилевые направления и количественное распределение по ним архитектурных композиций современных православных храмов Москвы. Сравнение с регионами

К настоящему времени с 1990-х гг. на территории Москвы построено около 210 каменных зданий православных храмов из 482 объектов, используемых здесь для православного богослужения (Таблица 1) [12]. Для выявления основных стилевых направлений по ранее разработанной методике [2] проведен графический анализ фасадов зданий и их общего объемно-пространственного решения. Методика предполагает выявление характерных признаков исторических стилей в архитектурной композиции зданий. Их композиционное и количественное преобладание позволяет распределить объекты по условно выделяемым стилевым направлениям. Метод количественного распределения архитектурных композиций зданий по стилевым направлениям показывает фактическое состояние и частоту их применения в изучаемый период.

На основании графического анализа фасадов каменных зданий храмов столицы нами выделено, как и ранее [2], девять основных стилевых направлений, применяемых при создании их архитектурной композиции: «древнерусское», «московское», «русский стиль конца XIX в.», «византийское», «минимализм без привязки к стилю», «классицизм», «барокко», «эклектика», «эклектика с элементами новаторства». Принципиально иных стилевых направлений, применяемых зодчими в столице, при графическом анализе не отмечено. Наблюдается большее многообразие архитектурных композиций храмов, отнесенных к группе одного стилевого направления, чем в регионах.

По результатам анализа количественного распределения архитектурных композиций каменных храмов Москвы по стилевым направлениям и последующего его сравнения с аналогичным ранжированием в регионах России выявлено, что они во многом совпадают, но есть и различия (Иллюстрация 1). Общая структура обоих распределений, условно назовем их «столичное» и «региональное», довольно похожа. Существенное отличие в них состоит в том, что в «столичном» распределении первые два места делят «эклектика» (21,6%) и «московское» (21,6%) стилевые направления, которые представлены в одинаковой пропорции за исследуемый период. В регионах лидирует эклектика (30,5%), а «московское» (11,9%) направление на примерно эту же величину меньше, чем в Москве. Возможно, этот перевес в столице объясняется преемственностью

развития и использования мотивов местного исторического архитектурно-стилевого фенотипа.

В столице немногим меньше, чем в регионах, возводится храмов в упрощенном стилевом направлении минимализм (13,5% против 16,8% в регионах). В Москве композиций храмов в стилевом направлении «эклектика с элементами новаторства» выявлено всего 13 объектов. Это составляет 6,3% от общего их числа, в сравнении с регионами (8%) доля таких объектов несколько меньше. Остальные места стилевых направлений в иерархии их применения в столице и регионах почти одинаковы.

Однако, если стилевые направления объединить в группы по их исторической и архитектурной близости, как в «столичном», так и в «региональном» распределении, обнаруживается следующая картина (Иллюстрация 2). Первая группа — русские национальные стили: «древ-

Иллюстрация 2. Сравнительная схема ранжирования по основным группам стилевых направлений, применяемых в архитектуре современных православных храмов в г. Москва и в регионах России. Рисунок Е. Ю. Верховых

нерусское», «московское» и «русский стиль XIX в.». Вторая группа — это иностранные привнесенные «большие стили»: «византийское» стилевое направление, «классицизм» и «барокко». В третью группу мы объединяем «эклектику» и «эклектику с элементами новаторства». Стилевое направление минимализма и бесстилевые упрощенные композиции храмов мы выделяем отдельно, потому что их стилевую принадлежность трудно определить.

В столице преобладает первая группа русских исторических национальных стилей — в сумме составляет 48,6% (Иллюстрация 2). Если в регионах эта группа составляет 35,7%, то их внушительное преобладание в Москве ярко подтверждает и усиливает тенденцию обращения в архитектуре современного православного храма к русским национальным стилям. В региональном храмостроительстве доли групп эклектики (38,5%) и русских национальных стилей (37,5%) примерно равны.

Главное отличие «столичного» распределения от «регионального» заключается в том, что в столице на данном этапе главный тренд — накопление вариативного ряда композиций православных храмов по мотивам древнерусского зодчества и других русских исторических национальных стилей. Группы европейских исторических стилей, как в столице, так и в регионах, продолжают свое развитие на новом витке, но они весьма малочисленны.

Применение «типовых» проектов при создании архитектуры современных православных храмов Москвы

Еще одним способом выявления преобладающих стилей может являться изучение типизации архитектурно-стилевых решений. Процесс типизации в архитектуре заключается в выборе основы для архитектурной композиции, взятой за образец, его переработке и адаптации, а затем — в тиражировании. И определение основы, к которой обращается архитектор, также может показать направление развития архитектуры современных храмов. Мы обнаружили, что в настоящее время в Москве происходит подобный процесс типизации проектов православных храмов.

Главная особенность стилевого развития архитектуры современных православных храмов Москвы заключается в том, что в отличие от регионального храмостроительства, в столице наряду с индивидуальным проектированием активно осваивается применение современных «типовых» проектов храмов. Начиная с 2010-х гг. существует программа «200 храмов» Москвы, в рамках которой разработано к настоящему времени 36 архитектурных проектов православных храмов для столицы [13]. В совокупности на сегодня построено 94 здания храмов по этим проектам. Некоторые из них воспроизведены пока в единственном экземпляре, часть проектов была реализована в нескольких построенных объектах.

Большинство проектов, а именно 29, предлагаются для повторного использования. В каком-то смысле их можно назвать «типовыми» проектами православных храмов. Проектные решения фасадов и общей объемно-пространственной композиции таких храмов представлены в различных архитектурно-стилевых вариантах. С их подробными описаниями и чертежами проектов можно ознакомиться на сайте программы [13].

По введенной нами терминологии стилевых направлений в современном церковном зодчестве, можно сделать следующее заключение по распределению этих проектов: «древнерусское» (12), «московское» (12), «византийское» (4), «эклектичное» (4), «русский стиль» (2). В рамках этой программы проекты, выполненные в исторических стилях классицизма или барокко, отсутствуют. Это соответствует общей тенденции преобладающего применения русских исторических национальных архитектурно-стилевых решений при создании храмов в Москве.

Самым тиражированным оказался проект, по которому к настоящему времени уже построено 8 церквей в Москве (Иллюстрация 3). Его архитектурно-стилевая композиция эклектична, в ней присутствуют разностилевые приемы и объемные элементы. В результате получается узнаваемый облик здания православного храма, синтезирующий стилевые черты разных исторических периодов. С помощью всего нескольких ярко выраженных архитектурных элементов, вписанных в единую компактную композицию восьмигранного купола над храмовой частью с выступающей вверх полуциркульной закомаре с круглым окном по центру фасадов, достигается необходимый визуальный эффект. Во всех восьми объектах варьируется лишь цветовое решение фасадов и кровли. По всей видимости, небольшой объем храма вместимостью всего на 200 прихожан, достаточно простая его композиция и необходимое функциональное наполнение широко востребованы и удовлетворяют пожеланиям Церкви и заказчиков.

Другой проект, реализованный к настоящему времени в пяти возведенных храмах, выполнен в русско-византийском стиле с узнаваемой для этого стиля архитектурной композицией (Иллюстрация 4). Это компактный храм с угловым пятигла-вием, его фасады решены однотипно с выделением их центральной части полуциркульным завершением стены,

Иллюстрация 3. Примеры православных храмов Москвы, выполненных на основе «типового» проекта в рамках программы «200 храмов Москвы»: а — Церковь Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево (2011-2013 гг.); б — церковь Ермогена, Патриарха Московского, в Крылатском (2012-2015 гг.); в — церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине (2016 г.). По [12; 13]

Иллюстрация 4. Примеры православных храмов Москвы, выполненных на основе «типового» проекта в русско-византийском стиле в рамках программы «200 храмов Москвы»: а — церковь Кирилла и Мефодия в Ростокине (2017 г.); б — церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших в Новых Черемушках (2015-2017 гг.); в — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях (2015-2020 гг.). По [13]

Иллюстрация 5. Примеры православных храмов Москвы, выполненных на основе «типового» проекта в древнерусском стиле в рамках программы «200 храмов Москвы»: а — церковь Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (2011-2015 гг.); б — церковь Стефана Пермского в Южном Бутове (2011-2013 гг.); в — церковь Казанской иконы Божией Матери в Орлове (2011-2013 гг.). По [12; 13]

по центру которой вписаны три арочных оконных проема. Центральный барабан с арочными окнами более крупный по размеру, чем угловые, решенные в форме открытых ротонд. Декор фасадов весьма лаконичен.

Еще один проект, воспроизведенный в четырех зданиях храмов, спроектирован в древнерусском стиле (Иллюстрация 5). Это гармоничная композиция из практически кубического основного объема, венчаемого пятью главами луковичной формы на круглых барабанах, пронизанных тонкими вытянутыми арочными окнами. Плоскости фасадов имеют трехчастное членение тонкими пилястрами и завершаются тремя закомарами.

Таким образом, к настоящему времени для повторной реализации и тиражирования выбраны проекты храмов, выполненные в эклектичном, русско-византийском и древнерусском стилевых направлениях. Варианты таких «типовых» проектов каждого стилевого направления представляют собой композицию, синтезирующую в себе характерные элементы данных исторических стилей без излишней детализации. «Типизация», отраженная в этих проектах, идет по пути сохранения и унификации наиболее узнаваемых черт церковной архитектуры. В результате получается «собирательно-унифицированный» архитектурно-стилевой облик современного православного храма с отсылкой к конкретному историческому периоду.

К настоящему времени церковное зодчество перешло в качественно новое состояние. Накопленный за это время опыт проектирования и строительства современных православных храмов позволил не только создать галерею их многочисленных вариативных архитектурно-стилевых композиций, но и выйти на стадию современного типового проектирования в этой области. Подобные индивидуальные и «типовые» тиражируемые проекты храмов представляют собой в концентрированном, обобщающем виде общие предпочтения как Церкви, так и самих архитекторов, общественности относительно внешнего и внутреннего облика современного православного храма.

В истории русского зодчества уже были примеры такой типизации. В 1830-1840-х гг. были созданы альбомы «типовых» проектов зданий, в том числе двух томов образцовых проектов сельских церквей К. А. Тона в русско-византийском стиле, которые успешно массово применялись в храмостроительстве. Современ-

ная программа «200 храмов» в каком-то смысле является аналогичным собранием «типовых» или образцовых проектов церквей, рекомендуемых к повторному применению.

Оценивая факт перехода храмового строительства на уровень типового проектирования, надо признать, что он может стать продуктом высокого уровня развития архитектурного искусства, строительных технологий и материалов. Процесс развития стиля в архитектуре обычно начинается с возникновения уникальных зданий и сооружений, затем происходит их варьирование и накопление боль-

шого числа зданий, и только после этого этап типизации. В отношении архитектуры, типизация является также производной отбора наиболее эстетически приемлемых, экономических, эффективных архитектурно-планировочных решений зданий, она может выступать в качестве завершения и обобщения определенного этапа ее развития.

Заключение

В результате проведенного графического анализа архитектурно-стилевых решений современных православных храмов Москвы

Архитектура / Architecture ^ш

и их количественного распределения по стилевым направлениям выявлено, что в столице с большим перевесом проявляется господствующая тенденция применения архитектурно-стилевых решений на основе древнерусского зодчества и других мотивов русских национальных стилей. При сравнении столичного распределения с подобным региональным распределением определено, что они совпадают по своей общей структуре. Разница заключается в том, что в регионах количественно преобладает эклектичное стилевое направление. Еще одна существенная отличительная особенность стилевого развития архитектуры современных православных храмов Москвы от развития в регионах заключается в том, что в столице в рамках разработанной программы «200 храмов» активно осваивается применение современных «типовых» повторно применяемых проектов храмов. Можно предположить, что вектор развития, заданный в столице, в дальнейшем продолжится в регионах.

Развитие процесса стилеобразования в архитектуре, в частности формирование одного большого стиля, сопряжено прежде всего с созданием необходимого культурного потенциала, на основе которого этот стиль может начать складываться. Тридцатилетний период массового поиска и формирования архитектурной композиции современного православного храма, адекватного запросам эпохи, а также «кристаллизация» этих поисков в виде «типовых» образцовых проектов, в некотором роде обобщает, подытоживает предыдущий этап и создает базу для дальнейшего развития современной церковной архитектуры.

Список использованной литературы

[1] Балуненко И. И. Архитектура современных православных храмов Беларуси: традиции и мировой контекст: дис. ... канд. иск.: 17.00.04. — Минск, 2015. — 240 с.

[2] Верховых Е. Ю. Стилевые направления в архитектуре православных храмов России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2022. — № 4. — С. 46-51.

[3] Верховых Е. Ю. Архитектурно-стилевые фенотипы классицизма в русском церковном зодчестве // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2022. — № 2. — С. 39-45.

[4] Гречнева Н. В. Становление эклектики, как архитектурного стиля в храмовом зодчестве России // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 3 (28). — С. 222-224.

[5] Заварзина Н. Ю. Современные стилистические предпочтения православного зодчества в России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2008. — № 1. — С. 74-81.

[6] Лайтарь Н. В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.04. — СПб., 2010. — 24 с.

[7] Левшеков С. С. Особенности архитектурных и конструктивных решений современных храмов // АМ1Т. — 2019. — № 2 (47). — С. 109-121.

[8] Украинцева А. В. Современная православная церковная архитектура России: проблемы научных исследований // Урбанистика. — 2021. — № 2. — С. 44-58.

[9] Фатеева И. М., Белкина Т. Л. Традиции и новации в архитектуре современного храма // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 6. — С. 248251.

[10] Федоров А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. — СПб.: Сатисъ, 2007. — 223 с.

[11] Швидковский Д. О., Ревзина Ю. Е. Современная архитектура православного храма: проблемы идентичности // Academia. Архитектура и строительство. —

2021. — № 4. — С. 22-28.

[12] Народный каталог православной архитектуры. — URL: https://sobory.ru (дата обращения: 22.01.2023).

[13] Программа строительства православных храмов в г. Москва. — URL: https://200hramov.ru/ (дата обращения: 22.01.2023).

References

[1] Balunenko I. I. Arhitektura sovremennyh pravoslavnyh hramov Belarusi: tradicii i mirovoj kontekst: dis. ... kand. isk.: 17.00.04. — Minsk, 2015. — 240 s.

[2] Verhovyh E. Yu. Stilevye napravleniya v arhitekture pravoslavnyh hramov Rossii // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2022. — № 4. — S. 46-51.

[3] Verhovyh E. Yu. Arhitekturno-stilevye fenotipy klassicizma v russkom cerkovnom zodchestve // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. —

2022. — № 2. — S. 39-45.

[4] Grechneva N. V. Stanovlenie eklektiki, kak arhitekturnogo stilya v hramovom zodchestve Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2011. — № 3 (28). — S. 222-224.

[5] Zavarzina N. Yu. Sovremennye stilisticheskie predpochteniya pravoslavnogo zodchestva v Rossii // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2008. — № 1. — S. 74-81.

[6] Lajtar' N. V. Sovremennaya pravoslavnaya cerkovnaya arhitektura Rossii. Tendencii stilevogo razvitiya i tipologiya hramov: avtoref. dis. ... kand. isk.: 17.00.04. — SPb., 2010. — 24 s.

[7] Levshekov S. S. Osobennosti arhitekturnyh i konstruktivnyh reshenij sovremennyh hramov // AMIT. — 2019. — № 2 (47). — S. 109-121.

[8] Ukrainceva A. V. Sovremennaya pravoslavnaya cerkovnaya arhitektura Rossii: problemy nauchnyh issledovanij // Urbanistika. — 2021. — № 2. — S. 4458.

[9] Fateeva I. M., Belkina T. L. Tradicii i novacii v arhitekture sovremennogo hrama // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015. — № 6. — S. 248-251.

[10] Fedorov A. Cerkovnoe iskusstvo kak prostranstvenno-izobrazitel'nyj kompleks. — SPb.: Satis', 2007. — 223 s.

[11] Shvidkovskij D. O., Revzina Yu. E. Sovremennaya arhitektura pravoslavnogo hrama: problemy identichnosti // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. — 2021. — № 4. — S. 22-28.

[12] Narodnyj katalog pravoslavnoj arhitektury. — URL: https://sobory.ru (data obrashcheniya: 22.01.2023).

[13] Programma stroitel'stva pravoslavnyh hramov v g. Moskva. — URL: https://200hramov.ru/ (data obrashcheniya: 22.01.2023).

Статья поступила в редакцию 13.02.2023.

Опубликована 30.03.2023.

Verkhovykh Elena Yu.

Research officer, Branch of FSBI «CIRD of the Ministry of

Construction of Russia» UralNIIprojekt, Yekaterinburg,

Russian Federation

e-mail: elena_ver@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-2800-9352

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.