Научная статья на тему 'Особенности статуса государственных корпораций и перспективы развития'

Особенности статуса государственных корпораций и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / PUBLIC CORPORATIONS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Василий Владимирович, Вдовенко Евгений Олегович

В статье дан анализ особенностей государственных корпораций. Были рассмотрены положительные и отрицательные эффекты статуса «Государственная корпорация». Установлены основные причины малоэффективного функционирования. Даны рекомендации по совершенствованию института государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев Василий Владимирович, Вдовенко Евгений Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTIES STATUS OF STATE CORPARATION AHD DEVELOPMENT PROSPECTS

The article analyzes the characteristics of public corporations. It was considered positive and negative effects of the status of "public corporation". The basic causes of inefficient operation. Recommendations for improvement of the institute of public corporations.

Текст научной работы на тему «Особенности статуса государственных корпораций и перспективы развития»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК351

В. В. Алексеев, Е.О. Вдовенко*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл, д. 9 * e-mail: kafekonom@muctr.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье дан анализ особенностей государственных корпораций. Были рассмотрены положительные и отрицательные эффекты статуса «Государственная корпорация». Установлены основные причины малоэффективного функционирования. Даны рекомендации по совершенствованию института государственных корпораций.

Ключевые слова: государственные корпорации, государственное управление, социальная ответственность бизнеса.

Важным элементом государственной политики в современной России стало создание крупных государственных корпораций. Понятие

«Государственная корпорация» согласно

Федеральному закону от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» можно трактовать, какие имеющую членства некоммерческую организацию, учреждённую Российской Федерацией на основании Федерального Закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. На основании статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» можно выделить особенности правового статуса государственной корпорации [5].

1. Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации государством, перестают быть объектом государственной собственности. То есть, государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства).

2. Отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой их них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым государственные корпорации фактически выводятся за пределы регулярного правового поля.

3. Недостаточные требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне -требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание

государственной корпорации» (ст.7, п. 2). В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Выбор государственной корпорации в качестве организационно-правовой формы в значительной мере определялся возможностями: 1) упрощения процедур реструктуризации и консолидации государственных активов, как в промышленности, так и в других секторах экономики;2) принципиального повышения гибкости в использовании финансовых средств, определении направлений возможных вложений, финансировании реализации долгосрочных программ.

В течение почти восьми лет с момента появления организационно-правовой формы «государственная корпорация» государство всего дважды использовало данную форму. Первая государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» была создана в 1999 году в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций, а вторая только в конце 2003 года, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, предусматривающий, в том числе создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Но в 2007 году данная ситуация кардинально меняется: в сжатые сроки были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании 6 государственных корпораций [2].

Причинами столь масштабного перехода к форме государственной корпораций можно обозначить следующие. Во-первых, дисбаланс и несоответствие, имеющихся в распоряжении государства, инструментов и приоритетных задач социально-экономического развития, подразумевающих переход к инновационному развитию. Во-вторых, недостатки административной системы, требующие модернизации и создания новых субъектов реализации государственной политики. С этой точки зрения государственные корпорации можно рассматривать, как новый институт регулирования. Организационно-правовая форма государственной корпорации позволяет использовать огромный

административный ресурс в достаточно сжатые сроки.

Государственные корпорации контролируют около 40% российской экономики. С учетом деятельности госкомпаний и ФГУПов они обеспечивают более половины ВВП. Государственные корпорации по праву связывают с ориентацией на формирование инновационной экономики и модернизацией на этой базе промышленности [3].

Таким образом, в теории при четко поставленной цели государственные корпорации можно превратить в ведущие институты развития экономики страны и создать крепкую базу для поддержки малого и среднего бизнеса, однако, есть и проблемы, ставящие под сомнение использование подобной практики, к примеру, тот факт, что некоторые государственные корпорации не являются прибыльными, или же - проблемы антимонопольного регулирования деятельности государственных корпораций.

Имеющиеся у государственных корпораций преференции делают зачастую невозможным конкуренцию с ними частных компаний. Для ряда государственных корпораций сделаны исключения из обязательных для остальных компаний законов, например, отсутствуют критерии распределения, переданных госкорпорации средств, между своими проектами, превращающих государственные корпорации в организации, определяющие государственную политику в соответствующих сферах (например, государственная корпорация «Ростехнологии» принимает участие в реализации государственной экспортно-импортной политики).

Следует отметить, что передача властных функций государственным корпорациям возможна посредством введения подзаконных актов. Для некоторых государственных корпораций прибыль не подлежит распределению (как в некоммерческой организации), а правила раскрытия информации менее жесткие, либо, значительное упрощение годовой отчетности.

Рассматривая деятельность государственной корпорацией в контексте её вклада в развитие общества, в первую очередь, стоит рассмотреть социальную ответственность перед обществом. В результате развития социально-экономических отношений в рыночной экономике, углубления процессов глобализации стали возникать новые формы общественного взаимодействия по решению обострившихся или только актуализирующихся проблем. В развитых странах тема социальной ответственности и, в частности, корпоративной социальной отчетностью бизнеса, стала ответом на усилившиеся социальные противоречия.

Социальное направление в деятельности международных корпоративных образований было обусловлено поиском путей гармонизации сосуществования государства, бизнеса и общества. Так, в промышленно развитых странах Западной Европы для того, чтобы стать успешным в бизнесе, недостаточно характеризоваться лишь как

законопослушным налогоплательщиком,

обеспечивающим работников достойной заработной платой, или же своевременно выплачивающим дивиденды акционерам. Общество предлагает бизнесу активно включиться в процессы, связанные с решением многочисленных проблем, развитием социально-ответственного потребления. В свою очередь, потребители стремятся направить свои предпочтения в пользу тех компаний, которые вносят значительный вклад в решение социальных проблем территорий присутствия бизнеса, следующих этическим стандартам.

Кроме того, многие высококвалифицированные работники предпочитают работать в социально ответственных компаниях, а у сотрудников, работающих в этих компаниях, повышается лояльность по отношению к работодателям. Вклад государственных корпораций в развитие обеспечивает более высокий уровень благосостояния общества, что позволяет повысить качество жизни населения. Промышленная корпорация, как любой хозяйствующий субъект, может затрагивать права человека прямо и косвенно. Руководство корпорации несет ответственность за деятельность, которая ограничивает, препятствует или затрудняет работнику пользоваться правами, закрепленными в национальных нормативных, правовых и иных документах [1].

Соблюдение российского и международного законодательства является фундаментальной обязанностью хозяйствующего субъекта и неотъемлемой частью социальной ответственности. Однако, отметим, что во взаимодействиях такого рода отсутствует обратная связь. Тем не менее, очевидно, что промышленные предприятия, осуществляя социальные инвестиции, рассчитывают на достижение устойчивых позитивных изменений в обществе на территории интересов бизнеса и достигают их. Понимая это, на данном этапе развития общества и производственно -экономических отношений нами предлагается ввести в практику планирования расходов учет основополагающего фактора устойчивости развития промышленных предприятий. Это фактор социальной ответственности бизнеса перед обществом [2].

Далее, анализируя положительный эффект государственных корпораций, стоит отметить следующее [4].

Во-первых, холдинговые структуры и подобные интеграции в государственных корпорациях позволяют сохранить управляемость и предотвратить распад уникальных производственно-технологических комплексов.

Во-вторых, преимущество государственной корпорации состоит в существенно большей гибкости в расходовании средств, расширении возможных направлений их использования.

В -третьих, создание государственных корпораций - это цель стратегического значения, подразумевающая долгосрочное планирование, в

которой бизнес в кратковременной перспективе часто не видит привлекательности.

В-четвертых, максимальное использование административного аппарата позволяет принимать важные решения на уровне корпорации.

Принятие подобных решений и гибкость в расходовании средств несут в себе определенные риски нерационального использования ресурсов и неэффективного управления. В связи с этим целесообразным будет введение регламентов принятия решения и процедур оценки результатов деятельности, как корпорации, так и её руководителя.

Таким образом, можно перечислить основные проблемы неэффективного функционирования государственных корпораций:

- освобождение от практически всех форм государственного контроля.

- выведение корпораций из под действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

- отсутствие системы критериев оценки эффективности.

- неоправданные риски для сохранности и эффективного использования переданной государственной собственности.

Для совершенствования института

государственных корпораций предлагаем следующее:

1. Проработать систему критериев и процедуру оценки эффективности (в том числе и с целью снижения издержек).

2. Регламентировать процессы принятия решений.

3. Создать действенные механизмы и увеличить долю государственного контроля (но при условии определения критериев оценки результатов).

4. Оптимизировать организационные структуры.

5. Усилить антимонопольный контроль в части ведения хозяйственной деятельности и получения доходов.

6. Модернизировать механизмы возврата свободных средств на счетах госкорпораций (особенно важно в период сокращения доходной базы бюджета).

7. Дальнейшая проработка методологических основ, объясняющих существующие противоречия и их решения. Необходимо на основе применения научной методологии разработать процедуру и инструменты ведения бизнеса в рыночной экономике с учетом гармонизации интересов общества -бизнеса - и всех заинтересованных сторон.

Алексеев Василий Владимирович магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Евгений Олегович, аспирант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И.Менделеева, Россия, Москва

Литература

4. Вдовенко З.В., Корсун А.В., Кукушкин И.Г.Социальная ответственность: как основополагающий фактор устойчивого развития промышленного предприятия в рыночных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 54-62.

5. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6. С.48-51.

6. Гладун, Т.Н. Государственные корпорации: проблемы и противоречия в решении главных экономических задач России /Т.Н. Гладун //Аудит и финансовый анализ.- 2012.- №4. С. 330-346.

7. Доклад Экспертного совета при комитете Совета Федерации РФ по промышленной политике «Государственные корпорации в современной России»

8. О некоммерческих организациях. Федеральный закон РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в редакции от 02.05.2015)

V. Alekseev, E. Vdovenko, *

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow * e-mail: kafekonom@muctr.ru

PROPERTIES STATUS OF STATE CORPARATION AHD DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract

The article analyzes the characteristics of public corporations. It was considered positive and negative effects of the status of "public corporation". The basic causes of inefficient operation. Recommendations for improvement of the institute of public corporations.

Keywords: public corporations, public administration, social responsibility of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.