Научная статья на тему 'Особенности статистического учета региональной внешнеторговой деятельности (на примере Иркутской области)'

Особенности статистического учета региональной внешнеторговой деятельности (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ЭКСПОРТ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / FOREIGN TRADE STATISTICS / EXPORT / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвигун Ирина Всеволодовна, Суходолов Яков Александрович

Рассмотрены особенности статистического учета внешнеторговой деятельности Иркутской области в современных экономических условиях. Показаны основные причины несоответствия статистических данных внешнеторговой деятельности фактическим объемам региональных внешнеторговых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATISTICAL ACCOUNTING OF REGIONAL FOREIGN TRADE ACTIVITY (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION)

The article studies some features of foreign trade statistical accounting of the Irkutsk region's foreign trade activity in the current economic conditions and shows the main reasons for a discrepancy between the statistical data of foreign trade activity and the real volumes of the regional foreign trade transactions.

Текст научной работы на тему «Особенности статистического учета региональной внешнеторговой деятельности (на примере Иркутской области)»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

И.В. ЦВИГУН

декан факультета мировой экономики и государственного управления,

доктор экономических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

е-mail: tsvigun@isea.ru

Я.А. СУХОДОЛОВ

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрены особенности статистического учета внешнеторговой деятельности Иркутской области в современных экономических условиях. Показаны основные причины несоответствия статистических данных внешнеторговой деятельности фактическим объемам региональных внешнеторговых операций.

Ключевые слова: статистика внешней торговли, экспорт, Иркутская область.

УДК 339.5 ББК 65.5

I.V. TSVIGUN

Dean of World Economy and International Business Department, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: tsvigun@isea.ru

YA.A. SUKHODOLOV

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

FEATURES OF STATISTICAL ACCOUNTING OF REGIONAL FOREIGN TRADE ACTIVITY (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION)

The article studies some features of foreign trade statistical accounting of the Irkutsk region's foreign trade activity in the current economic conditions and shows the main reasons for a discrepancy between the statistical data of foreign trade activity and the real volumes of the regional foreign trade transactions.

Keywords: foreign trade statistics, export, Irkutsk region.

Либерализация внешней торговли в 1991 г. [3] создала правовые условия, при которых всего за несколько лет внешнеэкономическая деятельность заняла важное место в экономике ряда российских регионов, в том числе и в Иркутской области. С тех пор разрабатываемые в экспортно-ориентированных регионах стратегии и программы социальноэкономического развития содержат, как правило, разделы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Подобные стратегии

и программы формируются в основном на информационной базе региональных и федеральных органов статистики.

Вместе с тем уже с середины 1990-х гг. в экономике России обозначилась устойчивая тенденция укрупнения и централизации капитала, усилившаяся в 2000-х гг. Это отразилось на статистическом учете региональной внешнеэкономической деятельности, исказило его, вывело «за скобки» экспортно-импортные операции, совершаемые за пределами

конкретных регионов центральными офисами крупных компаний и ретейлов.

Процесс «вывода» за пределы субъектов РФ учета экспортно-импортных операций при одновременном фактическом росте в регионах объемов экспортируемых и импортируемых товаров начался в конце 1990-х гг. и продолжается до сих пор. Этому «способствуют» не только крупные финансово-промышленные компании и торгово-сбытовые сети, централизованно (без участия своих региональных филиалов) оформляющие все большее количество вывозимых за пределы страны и ввозимых товаров, но и корректировки в нормативно-правовых актах, принимаемых на уровне РФ. Например, Сибирское таможенное управление с ноября 2009 г. исключило из учета внешнеторговых операций таможенные платежи за вывоз сырой нефти, поставляемой с месторождений Восточной Сибири по магистральному нефтепроводу «ВСТО» (учет и оформление теперь осуществляется Центральной энергетической таможней) [4].

Существенные изменения в региональной таможенной статистике связаны также и с созданием Таможенного Союза [5] между Российской Федерацией, Республикой Беларусь (с 2003 г.) и Казахстаном (с 2010 г.), который отменяет таможенный контроль на таможенной границе РФ с данными государствами. В этой связи учет экспортно-импортных операций будет осуществляться за пределами России — в республиках Беларусь и Казахстан, по формам № 1-ТС «Сведения

о поставке товаров в Республику Беларусь (Казахстан)». Данная информация не попадает в информационную базу Сибирского таможенного управления.

Определенные «искажения» в региональной внешнеторговой статистике произойдут в результате вступления России в ВТО [2].

Таким образом, можно констатировать, что с началом 1990-х гг. по настоящее время происходит снижение уровня достоверности статистики внешнеторговой деятельности в России. Это наглядно видно на примере данных о внешнеторговой деятельности в Иркутской области (табл. 1).

В Иркутской области, как и в других экспортно-ориентированных регионах бывшей РСФСР, после либерализации внешней торговли и с началом приватизации региональный орган статистики («Иркутскоблстат») учитывал внешнеторговую деятельность практически полностью (100%) по достаточно большой номенклатуре товаров и товарных групп. Однако уже с середины 1990-х гг. одновременно с формированием крупных промышленно-финансовых холдингов и торговых сетей, в том числе с участием иностранного капитала, а также с покупкой компаниями активов за рубежом, со стороны компаний и правительства РФ были внесены корректировки в таможенное оформление экспортно-импортных операций, что повлияло на статистику таможенного учета и общую статистику внешнеторговой деятельности в регионах России.

Таблица 1

Этапы снижения уровня достоверности региональной статистики внешнеторговой деятельности в Иркутской области

Год Этап Доля регионального внешнеторгового оборота, учитываемого Иркутскстатом, %

1992-1995 Либерализация внешнеторговой деятельности и приватизация предприятий 100

1995-2005 Формирование крупных промышленных холдингов и торгово-сбытовых сетей 7 7 1 5 00

Середина 2000-х гг. Покупка крупными российскими компаниями имущества за рубежом для обеспечения потребностей производственно-технологических циклов Около 73

С октября 2007 г. Подписание договора между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза 70-66

С ноября 2009 г. Исключение Сибирским таможенным управлением из учета внешнеторговых операций таможенных платежей за вывоз сырой нефти 68-63

- Вступление России в ВТО 58-50 (прогноз)

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики «Иркутскстат» и Управления внешнеэкономической деятельности Правительства Иркутской области.

И.В. ЦВИГУН, Я.А. СУХОДОЛОВ

Одной из причин отклонений в статистике внешней торговли является занижение таможенной стоимости товаров при таможенной регистрации внешнеторговых операций. Например, в Иркутской области наиболее проблемной отраслью во внешнеторговой деятельности является экспорт леса. В этой сфере с целью «оптимизации» таможенных платежей занижается стоимость экспортируемой лесопродукции при таможенном оформлении [1].

Все это привело к искаженной оценке экспортного потенциала и товарных рынков, емкость которых уже в начале 2000-х гг. в реальности была выше статистических данных на 18-24% (за счет данных, не вошедших в региональную статистику).

В табл. 2 и 3 хорошо видно, как растет «не учитываемая» статистикой доля в экспорте (табл. 2) и внешнеторговом обороте (табл. 3) Иркутской области, которая экспортирует около 60% всей производимой на ее территории промышленной продукции. При этом работа некоторых отраслей промышленности, таких как цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, зависит не только от экспорта продукции, но и от импорта сырья и полуфабрикатов. Кроме того, для проведения модернизации производств и организации выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции предприятиям необходимо внедрять современные зарубежные технологии и

оборудование, импортируемые в Российскую Федерацию и Иркутскую область. Стратегия активизации внешней торговли и экспортного потенциала региона будет способствовать его социально-экономическому развитию.

Вместе с тем анализ внешней торговли на уровне региона в настоящее время почти полностью базируется на статистической информации региональных органов статистики, достоверность которой вызывает ряд вопросов. При этом именно достоверность информации имеет исключительно важное значение для точной оценки современного состояния внешней торговли и прогнозирования ее развития, для определения эффективности принимаемых экономических решений.

К сожалению, региональные органы Росстата в силу объективных причин не могут достоверно отразить объем внешнеторговых операций и их динамику. Следовательно, на уровне региона не могут формироваться полноценные стратегические и программные документы, определяющие основные направления развития данного сектора экономики конкретного субъекта РФ. На примере Иркутской области хорошо видно, что если на уровне региона информация об объемах внешнеторговой деятельности (от 30 до 50%) исключена из статистики внешней торговли и при этом региональные органы власти не могут изменить данную ситуацию, то разрабатываемые в отрыве от федерального центра региональные стратегии будут малоэффективны.

Таблица 2

Динамика роста доли в экспорте Иркутской области, не учитываемой статистикой

за 2001-2010 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Фактический объем экспорта, млрд дол. 3,2 3,3 3,4 4,1 4,0 5,7 6,5 7,1 6,2 7,4

Объем экспорта по данным «Иркутскста-та», млрд дол. 2,5 2,5 2,6 3,3 3,1 4,2 4,4 5,0 3,9 4,8

«Неучтенная» статистикой доля экспорта, % 22 24 24 20 23 26 32 30 37 35

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики «Иркутскстат» и Управления внешнеэкономической деятельности Правительства Иркутской области.

Таблица 3

Динамика роста доли во внешнеторговом обороте (ВТО) Иркутской области, не учитываемой статистикой за 2001-2010 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Фактический объем ВТО, млрд дол. 3,6 3,7 3,8 4,8 4,9 6,8 8,0 8,9 7,4 8,6

Объем ВТО по данным «Иркутскстата», млрд дол. 2,9 3,0 3,1 3,9 4,0 5,2 5,8 6,7 5,0 5,9

«Неучтенная» статистикой доля ВТО, % 19 19 18 19 18 24 28 25 32 31

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики «Иркутскстат» и Управления внешнеэкономической деятельности Правительства Иркутской области.

Разработка региональных программ развития внешнеторговой деятельности и их реализация должны проходить при тесном взаимодействии региональных и федеральных органов власти с учетом стратегии социально-экономического развития России и ее отдельных регионов и быть направлены на развитие производственных мощностей, ориентированных на экспорт в первую очередь готовой продукции. Несмотря на «пробелы»

в статистике внешней торговли на уровне отдельных субъектов РФ, согласованное планирование внешней торговли между ними позволит наиболее эффективно использовать и развивать экспортный потенциал отдельных регионов страны. Такой подход обеспечит интенсивное развитие традиционных отраслей экономики и позволит увеличить долю перерабатывающей промышленности в структуре экспорта России.

Список использованной литературы

1. Итоги деятельности Иркутской таможни за 2008 год / Официальный сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.stu.customs.ru.

2. Медведев Д.А. Выступление на всемирном экономическом форуме в Давосе, 26 янв. 2011 г. / Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/ново-сти/10163.

3. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР: указ Президента РСФСР от 15 нояб. 1991 г. № 213 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О местах декларирования отдельных видов товаров: приказ ФТС РФ от 26 авг. 2009 г. № 1566 (ред. от 23 дек. 2009 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза: договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 окт. 2007 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Referenses

1. Itogi deyatel'nosti Irkutskoi tamozhni za 2008 god / Ofitsial'nyi sait Sibirskogo tamozhennogo upravleniya [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.stu.customs.ru.

2. Medvedev D.A. Vystuplenie na vsemirnom ekonomicheskom forume v Davose, 26 yanv. 2011 g. / Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. URL: http://prezident.rf/novosti/10163.

3. O liberalizatsii vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti na territorii RSFSR: ukaz Prezidenta RSFSR ot 15 noyab. 1991 g. 213 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. O mestakh deklarirovaniya otdel'nykh vidov tovarov: prikaz FTS RF ot 26 avg. 2009 g. № 1566 (red. ot 23 dek. 2009 g.) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. O sozdanii edinoi tamozhennoi territorii i formirovanii tamozhennogo soyuza: dogovor mezhdu Respublikoi Belarus', Respublikoi Kazakhstan i Rossiiskoi Federatsiei ot 6 okt. 2007 g. [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.