Научная статья на тему 'Особенности старшего подросткового возраста'

Особенности старшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17805
3626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

Статья посвящена вопросу адаптации старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности старшего подросткового возраста»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья посвящена вопросу адаптации старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.

Сиденко Елена Александровна

ст. преподаватель АПК и ППРО г.Москва [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Каковы психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста?

Ключевые слова: старший подростковый возраст, чувство взрослости, психическое новообразование, сензи-тивный период.

В предыдущей статье1 мы рассматривали психолого - педагогические особенности младшего подросткового возраста. В данной статье мы переходим к рассмотрению проблем, связанных с адаптацией старшего подростка в социальной среде.

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Сегодня он клянется, что Петя из соседнего подъезда - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой (куда уж там вам, родители!), а завтра Петя объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером. При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Пети в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для стар-

1 Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№1.

ших подростков. «Я - не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов». Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензи-тивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом2.

Л.С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному»3.

2 Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего подросткового возраста, М., 2006

3 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том

4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984.

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились -по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители. Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения - до реальной взрослости подростку еще далеко. Но «чувство взрослости», буквально, не дает ему покоя, он - другой, он - новый, он - взрослый! Здесь хочется процитировать слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», - пояснил психологу мальчик, - «что они меня РАНЬШЕ знали». В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно другой человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего. Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью лич-

ности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Поиски ответов на вопросы “кто я?”, “что я?” и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.

Литература

1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991

2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч в 6 т., т. 4-й. - М., 1984.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. -Т. 2.

4. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.-1983.

6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

8. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - №1.

9. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.