Научная статья на тему 'Особенности становления венчурного предпринимательства в Чили'

Особенности становления венчурного предпринимательства в Чили Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧИЛИ / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СТАРТАПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Т.Н., Васильева И.В.

Статья посвящена анализу венчурной деятельности в Чили. В статье рассмотрены особенности становления и развития венчурной индустрии в Чили, описана история формирования инновационной деятельности и венчурного предпринимательства. Рассмотрены виды венчурных фондов, законы, определяющие инновационную деятельность и законы регулирующие венчурное финансирование. Особое внимание уделено налогам, стимулирующим инновационную венчурную деятельность в Чили. Рассматривается значение сотрудничества международных специалистов в области инновационной деятельности с целью создания инновационных продуктов, востребованных как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Рассмотрена государственная программа Start up Chile, направленная на привлечение в Чили перспективных предпринимателей, чьи стартапы находятся на стадии проектирования, и которые готовы использовать Чили в качестве международной платформы для своего бизнеса и превращения Чили в инновационный и предпринимательский центр Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления венчурного предпринимательства в Чили»

Особенности становления венчурного предпринимательства в Чили

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Васильева Татьяна Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности» ФГАОУ ВО Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, VasilievaTN@yandex.ru

Васильева Ирина Витальевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» ФГОБУ Во Российская государственная академия интеллектуальной собственности, VasilievaIV@yandex.ru

Статья посвящена анализу венчурной деятельности в Чили. В статье рассмотрены особенности становления и развития венчурной индустрии в Чили, описана история формирования инновационной деятельности и венчурного предпринимательства. Рассмотрены виды венчурных фондов, законы, определяющие инновационную деятельность и законы регулирующие венчурное финансирование. Особое внимание уделено налогам, стимулирующим инновационную венчурную деятельность в Чили. Рассматривается значение сотрудничества международных специалистов в области инновационной деятельности с целью создания инновационных продуктов, востребованных как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Рассмотрена государственная программа Start-up Chile, направленная на привлечение в Чили перспективных предпринимателей, чьи стартапы находятся на стадии проектирования, и которые готовы использовать Чили в качестве международной платформы для своего бизнеса и превращения Чили в инновационный и предпринимательский центр Латинской Америки.

Ключевые слова: Чили, венчурное предпринимательство, венчурное финансирование, венчурный капитал, венчурные фонды, инновация, инновационная деятельность, инновационная система, коммерциализация технологий, интеллектуальная собственность, стартапы.

Чили - одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся стран Латинской Америки. В настоящее время Чили занимает 33-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности (Global Competitiveness Index 2017-2018) и ведущее среди латиноамериканских государств. [8] В Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index 2017) Чили занимает 46-е место в 2017 году и первое место в Латинской Америке. [2, 10]

Перед правительством Чили стоит задача - уменьшить зависимость от сырьевого экспорта, и увеличить внедрение инновационных разработок на рынок, используя при этом венчурное финансирование инноваций, что является необходимым условием для чилийских компаний при выходе на международный рынок.

Правительство Чили планирует к 2020 г. стать инновационным и предпринимательским центром Латинской Америки с показателями роста ВВП на уровне 6% и достичь доходов на душу населения - 23 тыс. долларов США.

Для достижения этих целей необходимо добиваться постоянного экономического роста, связанного с коммерциализацией инновационных разработок, создающих продукты для внутреннего и внешнего рынка.

В июне 2006 г. был принят закон об упрощенной системе налогообложения, в 2007 г. были отменены таможенные пошлины на импорт машин и оборудования, приняты программы технической поддержки малых и средних предприятий, облегчен доступ к венчурному финансированию этим предприятиям.

В 2012 г. были приняты изменения и дополнения к Закону № 20241, устанавливающему налоговые стимулы для частных инвестиций в научные исследования и разработки с целью стимулирования инноваций и развития новых технологий на уровне малых и средних предприятий. [18]

Основными задачами инновационной политики Чили являются:

- развитие инновационной деятельности предприятий;

- стимулирование инвестиций в бизнес с целью создания инновационных разработок и внедрения инноваций при создании нового продукта;

- создание благоприятной экосистемы для инновационного предпринимательства;

- преобразование программ высшего образования для стимулирования интереса к предпринимательству;

- приглашение лучших международных специалистов для обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий;

- создание технопарков, инкубаторов для возможностей коммерциализации университетских разработок;

- создание инновационных кластеров;

- усиление роли образования в развитии экономики путем изменения системы управления учебными заведениями и формирования стратегий чилийских университетов по подготовке новых специалистов и переподготовке имеющихся кадров, в том числе путем зарубежных стажировок и приглашения профессоров из ведущих университетов мира;

- объединение инновационных институтов для развития национальной инновационной системы (НИС).

Чилийское агентство экономического развития (Corporaciуn de Fomento de la Producciуn de Chile, CORFO) было создано в 1939 году. [7] Главная цель агентства -способствовать росту инноваций, предпринимательства и конкурентоспособности чилийской экономики и компаний; расширение доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и их управленческому потенциалу; содействие иностранным инвестициям и стратегическим альянсам и поддержка технологических инноваций через InnovaChile. [13]

InnovaChile - государственное учреждение, ответственное за осуществление чилийской инновационной политики для повышения конкурентоспособности страны. InnovaChile действует как фонд, предоставляя гранты компаниям и технологическим центрам, которые представляют инновационные проекты, где около 55% от общей стоимости проектов финансируется частными компаниями. Уровень государственно-

го финансирования, предоставляемого InnovaChile, зависит от степени риска, инновационного потенциала, экономического потенциала и внешних факторов. [13]

InnovaChile объединяет предпринимателей, представителей технологических институтов и университетов, предоставляя им гранты, экспертную технологическую помощь и создавая сети поддержки инноваций. Основные направления деятельности InnovaChile: трансфер технологий; корпоративные инновации; инновационная экосистема; технические и бизнес-консультационные услуги.

InnovaChile поддерживает ряд международных инициатив, таких как запуск акселераторной программы Start-Up Chile, созданной Правительством Чили, с помощью которой привлекаются 1000 потенциальных глобальных стартапов из-за рубежа, для запуска их с помощью государства Чили как платформы для глобального развития страны. Start-Up Chile - это государственная программа Чили, которая привлекает инновационных предпринимателей со всего мира для развития своих стартапов. Главной целью программы является превращение Чили в инновационный и предпринимательский центр Латинской Америки. [23]

Start-Up Chile принимает от 200 до 250 компаний в год и состоит из 3-х программ в зависимости от стадии старта-па:

1. The S Factory - преакселерацион-ная программа для стартапов на ранней стадии, поддерживающая женское предпринимательство. Выбранные компании получают 10 млн. CLP, не отдают долю компании и проходят 3 месяца акселерации. Два раунда в год по 20-30 компаний каждый.

2. Seed - акселерационная программа для стартапов с функциональным продуктом и ранней экспертизой. Выбранные компании получают 20 млн. CLP, не отдают долю компании и проходят 6 месяцев акселерации. Два раунда в год по 80-100 компаний каждый.

3. Scale - последующий фонд для самых успешных стартапов, которые зарегистрированы в Чили, имеют производство и хотят масштабироваться в Латинской Америке и на глобальном уровне. [22]

Прикладная программа НИОКР CORFO ориентирована на развитие сотрудничества между Чилийскими и зарубежными научно-исследовательскими центрами в целях развития бизнеса и технологий, с тем чтобы разрабатывать совместные

инновационные НИОКР. Это возможно для стран, подписавших Международные соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Чили. Финансовые аспекты программы НИОКР такие как: технологическая перспектива; международная ассоциированная оценка; технологические миссии; стажировки; маркетинговые и юридические исследования; разработка совместных инновационных проектов в области НИОКР; международная помощь. [7]

Технологические консорциумы CORFO направлены на содействие развитию компаний, создающих ценность, путем согласования потребностей рынка с технологической экспертизой, посредством долгосрочных научно-исследовательских проектов. Результатами для Консорциумов и их компаний являются: рост инвестиций в НИОКР; увеличение продаж товаров и услуг и самоокупаемость Консорциумов.

Высокотехнологичные инновации поддерживают развитие высокотехнологичных проектов с высоким коммерческим потенциалом. CORFO финансирует проекты развития на ранних стадиях наукоемких разработок, которые направлены на снижение риска путем разработки прототипов, испытаний или тестов и таким образом ускоряют их выход на рынок. Финансирование составляет до 1,5 млн. долл. США в соответствующих фондах. [7]

В 2009 году в Чили были созданы Международные центры передового опыта с целью создания и поддержки новых мощностей и развития инфраструктуры для осуществления прикладных исследований и технологий. Эти центры сосредоточены на получении результатов, новых знаний и технологических прорывов и установлении, и содействии развитию местных навыков посредством альянсов с чилийскими структурами. На это было выделено 20 млн. долларов на 10 лет на центр.

В 2008 г. был принят Закон N 20241, основной целью которого стало стимулирование частных инвестиций в НИОКР путем предоставления налоговой скидки на расходы по инновационным проектам. [18] Новый закон установил скидку в 35%, втрое повысив ее лимит (до 1,2 млн долл.). Кроме того, были отменены ограничения на размер скидки (не более 15% от совокупной выручки компании). Если раньше закон распространялся только на компании, поставляющие инновационные технологии на рынок, то теперь преференциями могут воспользоваться и

те, которые занимаются внутрикорпоративными разработками для собственных нужд. Новая схема покрывает более широкий спектр расходов, включая защиту интеллектуальной собственности.

В ходе реализации программы стимулирования инвестиций в НИОКР чилийский конгресс в 2012 г. принял поправки к Закону №20241, направленные на расширение преференций и повышение гибкости системы налоговых льгот как для местных, так и для иностранных компаний. [18] Поправки позволяют получить налоговую скидку и на расходы, связанные с зарубежными проектами, в том случае, когда на исследования и разработки за пределами Чили расходуется менее 50% инвестированных средств. Если раньше компания имела возможность получить налоговую скидку только на расходы по заранее аккредитованному проекту, то новая процедура позволяет получить аккредитацию в течение 180 дней с момента запуска проекта. С помощью этих мер правительство Чили намерено заинтересовать иностранные компании в развитии НИОКР на территории страны, а также побудить местных игроков инвестировать в новые разработки на постоянной основе. [3]

Для инновационного развития Чили необходимо осуществлять финансирование малых и средних инновационных предприятий с помощью венчурного капитала.

В Чили венчурный капитал зародился благодаря системе пенсионных фондов (AFPs). Венчурный капитал можно разделить на государственный и частный, в Чили основной организацией, представляющей частный венчурный капитал, является CORFO. Финансирование CORFO реализуется через институты развития (Unidades de Fomento), срок зависит от продолжительности существования каждого фонда, максимум 15 лет. Такие инвестиции могут происходить в любой отрасли экономики в компании, закрытые экономические организации, чей уставный капитал не превышает 500000 Uf. [5]

В 1989 году был принят Закон №18815, по которому были созданы государственные инвестиционные фонды, доля участия в них была невыкупаема и их активы могли быть преобразованы в инвестиции в недвижимое и движимое имущество и венчурный капитал, и это позволило управляющим Пенсионными фондами инвестировать в новые финансовые инструменты, принадлежащие компаниям, открытым для местного и зару-

0 3

ю i

ff

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

бежного фондового рынка. [14] Этот высокий спрос на инвестиционные фонды привел к зарождению венчурного капитала в начале 90-х годов. [9]

Несмотря на попытки властей повлиять на появление отрасли, только во второй половины десятилетия благодаря ослаблению политики и финансовой поддержки со стороны CORFO удалось увеличить еще зарождающуюся в стране отрасль. Ниже представлена эволюция программ CORFO по поддержке отрасли венчурного инвестирования. [7]

- 1997г. Программы финансирования фондов инвестирования;

- 2005 г. Программы финансирования фондов инвестирования для развития венчурного капитала;

- 2О0б г. Программы финансирования фондов инвестирования венчурного капитала;

- 2008 г. Венчурный капитал для начинающих компаний. Программа прямого инвестирования CORFO в инвестиционные фонды;

- 2010 г. Пересмотр программ.

В 2002 и 2007 годах были проведены реформы Закона №19768 (Закон MKI) [15] и Закона №20190 (Закон MKII) [17], которые были направлены на придание большей гибкости в создании малых и средних предприятий, а также на расширение фонда, готового инвестировать, что облегчало процесс инвестирования. Более того, инвесторы получили большую безопасность в финансовой системе. С другой стороны, Закон №20190 (MKII) также предполагал налоговые льготы для тех, кто вложил средства в государственные фонды и маленькие компании. [20]

В 2010 году был издан Закон №20448 (MKIII) [19], по которому была проведена реформа рынка капитала, и ее основными положениями являлись:

- обеспечить больше ликвидности рынку ценных бумаг;

- расширить финансовый рынок;

- ввести элементы конкуренции на кредитном рынке и

- облегчить финансовую интеграцию чилийского рынка путем введения стимулов для иностранных инвесторов.

Тем не менее, на практике не последовало значительных улучшений инвестиционных фондов.

В 2012 году CORFO запускает программу для развития отрасли венчурного капитала в стране, которая имела две новые линии финансирования, Фонд на ранних этапах (Fondo de Etapas Tempranas) и Фонд развития и роста (Fondo de Desarrollo y Crecimiento).

При этом CORFO стремится переориентировать инвестиции в компании с высоким потенциалом роста. [12]

В 2014 году CORFO начал работать над проектом программы финансирования венчурных фондов, венчурных фондов на ранних стадиях в технологической отрасли в целях содействия финансированию чилийских компаний, которые находятся на ранних стадиях развития, и представляют потенциал для роста и инноваций в отраслях, связанных с технологиями. [11]

В 2005 году была создана чилийская ассоциация управляющих венчурными фондами (ACAFI). [4] Деятельность этой ассоциации направлена на развитие отрасли венчурного и частного капитала в стране. Она сотрудничает с CORFO для улучшения каналов финансирования в фонды. Также ассоциация содействует развитию инвестирования пенсионных фондов в альтернативные активы. По состоянию на сентябрь 2016 год объем активов, управляемых государственными инвестиционными фондами в Чили, достиг 17282000 долларов США. По состоянию на ту же дату было зарегистрировано 265 государственных фондов, больше половины которых существуют с зимы 2015 года. [4]

Одним из инструментов инновационной деятельности являются инвестиционные фонды, которые могут быть двух типов: Государственные инвестиционные фонды и Частные инвестиционные фонды, которые не могут иметь более 49 вкладчиков, не могут сделать публичное размещение своих ценных бумаг и регулируются исключительно положениями своих внутренних правил и действующего законодательства, применимого к ним.

Государственные инвестиционные фонды в Чили находятся под контролем Комиссии по финансовому рынку (La 0от1з1уп para el Mercado Financiero, CMF), а также существует специальное законодательство. [6]

Классификация фондов частного капитала ACAFi. К ним относятся инвестиционные фонды, инвестиционная политика которых предусматривает, что основной целью инвестиций является приобретение пакетов акций в закрытых компаниях для финансирования роста. [4] Виды фондов частного капитала: 1.Венчурный капитал. Фонды, чья инвестиционная политика предусматривает, что основная цель инвестиционного фонда заключается в инвестировании в первую очередь в только что созданные компании.

2.Капитал для развития: Фонды, чья инвестиционная политика предусматривает, что основной целью инвестиционного фонда является инвестирование в уже запущенные компании.

3.Выкуп (buyout): Фонды, чья инвестиционная политика предусматривает, что основной целью инвестиционного фонда является инвестирование в уже созданные компании и даже приобретение полных консолидированных компаний.

4.Смешанные фонды: Фонды, чья инвестиционная политика предусматривает, что основной целью инвестиционного фонда является инвестирование в комбинированных случаях, указанных выше.

5.Фонд фондов: Фонды, чьи инвестиционная политика предусматривает, что основной целью инвестиционного фонда является инвестирование в акции других фондов. [1, 21]

Фонды частного капитала ACAFI тесно сотрудничают с CORFO для развития отрасли. Существует специальная программа по развитию отрасли венчурного капитала. На сегодняшний день в области частного капитала и предпринимательства, у CORFO есть свои линии поддержки, которые включают кредиты и субсидии, которыми могут пользоваться инвестиционные фонды. Эта политика играет важную роль в развитии частного капитала в стране, так как разные фонды использовали эти взносы для инвестирования в проекты различного характера и, таким образом, это дало толчок для предпринимательской инициативы и их выхода на рынок.

На сегодняшний день CORFO разработала 8 различных программ поддержки венчурного и частного капитала. Они реализуются через долгосрочные кредитные линии или прямые взносы в капитал фондов путём приобретения процентного меньшинства доли участия. Эти инструменты также обеспечивают механизм выбора, что при соблюдении определенных условий позволяет частным инвесторам увеличивать свою долю в фонде. [7]

- F1: Programa de Financiamiento a Fondos de Inve^n (1997) - F1: Программа финансирования инвестиционного фонда (1997 год).

- F2: Programa de Financiamiento a Fondos de Inve^n para el Fomento del Capital de Riesgo (2005) - F2: Программа финансирования инвестиционных фондов для продвижения венчурного капитала (2005 г.).

Таблица 1.

Суммы, совершенные и выплаченные в фондах, финансируемых CORFO 2016 [21]

Про грамм и Финансирования Финансирование CORFO US $ MM % Выплатили US £MM %

FT 40,91 6% 35,51 8%

F2 90.50 13% 76.62 16%

F3 289.23 42% 221,47 47%

К1 14,96 2% 9,79 2%

Fénix 97.59 14% 59,81 13%

FT 70,96 10% 39.47 8%

FC 78.89 12% 27,27 6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Total 683,03 469,94

Таблица 2.

Процентные суммы, выплаченные по CORFO 2016 [21]

Программа финансирования % Выплачено по совершенным CORFO

F1 86,79<>/o

F2 84.67%

F3 76,57%

K1 65,45%

Fcnix 61,29%/

FT 55,63%

FC 34,56%

- F3: Programa de Financiamiento a Fondos de Inversiyn de Capital de Riesgo (2006) - F3: Программа финансирования инвестиционных фондов венчурного капитала (2006 г.).

- K1: Programa de Inversiyn Directa de Corfo en Fondos de Inversiyn (2008) - K1: Программа прямых инвестиций CORFO в инвестиционных фондах (2008 г.).

- Fondo Minero Fйnix: Fondo de Exploraciyn Minera Fйnix (2011).

- FT: Fondo Etapas Tempranas (2012) -FT: Фонд ранних этапов (2012).

- FC: Fondo Desarrollo y Crecimiento (2012) - FC: Фонд развития и роста (2012 г.).

- FET: Fondo de Etapas Tempranas Tecnolygicas (2015) - FET: Фонд ранних технологических этапов (2015 г.).

В середине 2015 года Корпорация запустила новую линию финансирования под названием «Фонд ранних технологических этапов (FET)», которая направлена ??на поощрение создания новых инвестиционных фондов для финансирования предприятий, находящихся на ранних стадиях развития. Конечными бенефициарами должны быть компании с инновациями, основанные на науке или технологии.

В таблице 1 представлены данные фондов, финансируемых CORFO.

При анализе этих средств, согласно программе финансирования, из 46 средств, действующих с участием CORFO, 42% средств, выделенных этим учреждением, предназначены для программы F3,

за которой следует 14% для программы Fenix, 13% для F2, и 12% к FC.

С другой стороны, если учесть, что выплаченные средства, 47% соответствуют программе F3, а затем 16% - F2. Процент капитала, выделенного CORFO для каждой программы финансирования, можно увидеть в следующей таблице 2.

В декабре 2015 CORFO профинансировал 46 фондов венчурного и частного капитала через кредитные линии F1, F2, F3, K1, Fondo Minero Fйnix, FT и FC на общую сумму 622 млн долларов. Из 39 фондов, которые уже оказывают поддержку и финансирование со стороны CORFO, 84,8% вложенных сумм считаются венчурным капиталом, остальные пять - частный акционерный капитал (Private Equity). [21]

В декабре 2015 года сумма активов под управлением государственных инвестиционных фондов в Чили составила 12.233 млн долларов, что означает прирост на 502,46 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, когда этот показатель достигал 2435 млн. долларов. Рост стоимости активов происходил стабильно большую часть времени, с ежегодным средним приростом 15,8% в долларовом выражении, несмотря на падение в период между 2007 и 2008 годами, что обусловлено мировым финансовым кризисом.

По состоянию на декабрь 2015 года, основными отраслями экономической активности посредством акционерного участия инвестиционных фондов стали:

инвестиционные сообщества и недвижимость, пищевая промышленность и напитки и коммунальные услуги.

Рассмотрим отраслевое распределение инвестиций. ]21]

Inversion e inmobilaria-инвестирова-ние и недвижимость - 26,02%

Alimentos y bebidas - пищевая промышленность и напитки - 17, 26%

Servicios publicas - государственные услуги - 12,71%,

Servicios varios - различные услуги -9,07%,

Productos diversos - различные товары - 6,52%,

Financiero y seguros - финансы и страхование - 5,58%,

Maritimo y naviero - морской транспорт и перевозки - 4,45% ,

Pesquero - рыболовная отрасль -3,89% ,

Comercio y distribucion - торговля и продажи - 3,58%,

Construccion - строительство -

3,55%,

Agropecuario y forestal - сельское и лесное хозяйство - 3,27%,

Minero - горнодобывающая промышленность - 1,78% ,

Industria - промышленность - 1,33%, Metalmecanica - металлообработка -0,72%

Productos quimicos - химические продукты - 0,27%,

Textil y vestuario y otros - текстиль, одежда и др. - 0%

Общий объем инвестиций на декабрь 2016 для осуществления прямых и венчурных инвестиций (VC&PE) составил 5.114 млн. долларов в общей сложности для 113 текущих инвестиционных фондов.

Объем инвестиций составил 484 млн. долларов для 38 фондов Венчурного Капитала, утвержденных для работы в 2016 году. Средний размер фонда составлял приблизительно 12,7 млн. долларов.

В 2016 году были созданы 4 новых инвестиционных фонда венчурного капитала: Alerce VC (FET), Alaya II (FET), Equitas Capital III (FT) и Equitas Capital III (FC).

2 415 млн. долларов было вложено в 36 фондов, которые работают в индустрии прямых инвестиции. Средний размер составляет 67,1 млн. долларов в каждый фонд. [21]

В заключении необходимо отметить, что для достижения амбициозных целей - стать инновационным и предпринимательским центром Латинской Америки с показателями роста ВВП на уровне 6% и

О

3

ю i

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

достичь доходов на душу населения - 23 тыс. долларов США к 2020 году, чилийское правительство считает необходимым добиваться постоянного экономического роста, связанного с коммерциализацией инновационных разработок, создающих продукты для внутреннего и внешнего рынка.

Этому способствовало принятие ряда законов и нормативных актов: Закон об упрощенной системе налогообложения (2006 г.), отменена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования (2007 г.), принятие программы технической поддержки малых и средних предприятий, облегчение доступа к венчурному финансированию этим предприятиям и другие.

В 2012 г. был приняты изменения и дополнения к Закону № 20241 устанавливающему налоговые стимулы для частных инвестиций в научные исследования и разработки с целью стимулирования инноваций и развития новых технологий на уровне малых и средних предприятий.

Основными задачами инновационной политики Чили являются: развитие инновационной деятельности предприятий; стимулирование инвестиций в бизнес с целью создания инновационных разработок и внедрения инноваций при создании нового продукта; создание благоприятной экосистемы для инновационного предпринимательства; преобразование программ высшего образования для стимулирования интереса к предпринимательству; приглашение лучших международных специалистов для обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий; создание технопарков, инкубаторов для возможностей коммерциализации университетских разработок; создание инновационных кластеров; усиление роли образования в развитии экономики путем изменения системы управления учебными заведениями и формирования стратегий чилийских университетов по подготовке новых специалистов и переподготовке имеющихся кадров, в том числе путем зарубежных стажировок и приглашения профессоров из ведущих университетов мира; объединение инновационных институтов для развития национальной инновационной системы (НИС).

Еще одним из важнейших инструментов инновационной политики явилась государственная программа Start-Up Chile, которая привлекает инновационных предпринимателей со всего мира для развития своих стартапов.

В Чили венчурный капитал зародился благодаря системе пенсионных фондов (AFPs). Венчурный капитал можно разделить на государственный и частный, в Чили основной организацией, представляющий частный венчурный капитал, является CORFO. Финансирование CORFO реализуется через институты развития (Unidades de Fomento), срок зависит от продолжительности существования каждого фонда, максимум 15 лет.

В 2005 году была создана чилийская ассоциация управляющих венчурными фондами (ACAFI). Деятельность ассоциации направлена на развитие отрасли венчурного и частного капитала в стране. Она сотрудничает с CORFO для улучшения каналов финансирования в фонды. Также ассоциация содействует развитию инвестирования пенсионных фондов в альтернативные активы.

В 2012 году CORFO запустило программу для развития отрасли венчурного капитала в стране, которая имела две новые линии финансирования, Фонд на ранних этапах (Fondo de Etapas Tempranas) и Фонд развития и роста (Fondo de Desarrollo y Crecimiento).

В 2014 году CORFO начал работать над проектом программы финансирования венчурных фондов, венчурных фондов на ранних стадиях в технологической отрасли, в целях содействия финансированию чилийских компаний, которые находятся на ранних стадиях развития, и представляют потенциал для роста и инноваций в отраслях, связанных с технологиями.

В Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index 2017) Чили занимает 46-е место в 2017 году и первое месте в Латинской Америке.

Литература

1. Васильева Т.Н. Венчурное предпринимательство: учеб. пособие / Васильева Т. Н.; Рос. гос. ин-т интеллектуальной собственности. - Москва, 2004.

2. Васильева Т.Н., Васильева И.В. «Глобальный инновационный индекс 2017» - тенденции развития инновационной деятельности в мире // Инновации и инвестиции. - 2017. -№12. - С. 7379

3. Латинская Америка на пути экономической модернизации. - М.: ИЛА РАН, 2013. - 256 с

4. ACAFI. Официальный сайт Чилийской Ассоциации Управляющих Венчурными Фондами. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.ascri.org/ venture-capital

5. Capital de Riesgo para el Desarrollo de Empresas Innovadoras. 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.foroconsultivo.org.mx/ libros_editados/ ricardo_chelen_capital_de_riesgo.pdf

6. CMF. Официальный сайт Комиссии по финансовому рынку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:/ /www.cmfchile.cl

7. CORFO. Официальный сайт Чилийской правительственной организации по производству и развитию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.corfo.cl

8. Global Competitiveness Report 2017-2018. World Economic Forum, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www3.weforum.org/docs/ GCR201 7-201 8/05FullReport/ TheGlobalCompetitivenessReport2017-2018.pdf

9. Global Entrepreneurship Monitor. Capital de Riesgo, Chile, 2008, p. 19.

10. Global Innovation Index 2017. WIPO, 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf

11. Informe РъЬПга de Capital de Riesgo, Resultados Acumulados al 31 de diciembre de 2014. Gerencia de Inve^n y Financiamiento Unidad de Inversiones. CORFO, 2015

12. Informe РъЬПга Evaluaciуn De Incubadoras. Unidad de Monitoreo y Evaluaciуn Gerencia de Estrategia y Estudio CORFO, 2013.

13. InnovaChile CORFO. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// innovachile.wordpress.com

14. Ley 18815 (29.07.1989) regula fondos de inversion; modifica decretos con fuerza de ley n°s. 251 y 252, ambos del ministerio de hacienda, de 1931 y 1960, respectivamente, y la ley n° 18.045 (Derogado 1.05.201) . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=30192&buscar=üey+18815+

15. Ley 19768 (7.11.2001) introduce adecuaciones de indole tributaria al mercado de capitales y flexibiliza el mecanismo de ahorro voluntario. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.leychile.cl/Navegar?idNorma=191298

16. Ley 20190 (5.06.2007) fomento de la industria de capital de riesgo y continua el proceso de modernizacion del mercado de capitales. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=261427

17. Ley 20190 (5.06.2007) introduce adecuaciones tributarias e institucionales para el fomento de la industria de capital de riesgo y continua el proceso de modernizacion del mercado de capitales. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=261427&buscar=20190

18. Ley 20241 (07.09.2012) establece un incentivo tributario a la inversiyn privada en investigaciyn y desarrollo. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=268637&id

19. Ley 20448 (13.08.2010) Introduce una serie de reformas en materia de liquidez, innovaciyn financiera e integraciyn del mercado de capitales. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: uRL: https:// www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=1016177&buscar=20448+

20. Reporte Indicadores de Resultados Programa Capital Semilla: Apoyo a la Puesta en Marcha. Gerencia De Emprendimiento e Innovaciyn - InnovaChile. CORFO, 2011.

21. reporte venture capital & private equity 2016 - 2017. EY Chile, ACAFI, 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.acafi.cl/wp-content/ uploads/2017/11/VCPE_2017.pdf

22. Start-Up Chile. Wikipedia. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://en.wikipedia.org/ wiki?curid=37670737

23. Start-Up Chile. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: startupchile.org

Features of formation of venture business

in Chile Vasilyeva T.N., Vasilyeva I.V.

Russian state academy of intellectual property The article is devoted to the analysis of venture activity in Chile. In the article features of formation and development of the venture industry in Chile are considered, the history of formation of innovative activity and venture business is described. The types of venture funds, Laws defining innovative activity and

laws regulating venture financing are considered. Particular attention is paid to taxes that stimulate innovative venture activity in Chile. The importance of cooperation of international experts in the field of innovative activity with the purpose of creating innovative products, in demand both on the domestic market and for export, is considered. The state program Start-up Chile is aimed at attracting prospective entrepreneurs in Chile, whose start-ups are at the design stage and who are ready to use Chile as an international platform for their business and turning Chile into an innovative and entrepreneurial center in Latin America.

Keywords: Chile, venture business, venture financing, venture capital, venture funds, innovation, innovation, innovation system, commercialization of technologies, intellectual property, start-ups. References

1. Vasilyeva T. N. Venture business: studies. Grant

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ Vasilyeva T. N.; I Grew. state. in-t of intellectual property. - Moscow, 2004.

2. Vasilyeva T. N., Vasilyeva I.V. «The global

innovative index 2017» - tendencies of development of innovative activity in the world/ /Innovations and investments. - 2017.-№12.

- Page 73-79

3. Latin America on the way of economic

modernization. - M.: ELI RAHN, 2013. - 256 with

4. ACAFI. Official site of the Chilean Association of

Managing directors of Venture Funds. -[Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.ascri.org/venture-capital

5. Capital de Riesgo para el Desarrollo de Empresas

Innovadoras. 2014. - [Electronic resource]. -Access mode: URL: http:// www.foroconsultivo.org.mx/libros_editados/ ricardo_chelen_capital_de_riesgo.pdf

6. CMF. Official site of the Commission on the

financial market. - [Electronic resource]. -Access mode: URL: http://www.cmfchile.cl

7. CORFO. Official site of the Chilean government

organization for production and development.

- [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.corfo.cl

8. Global Competitiveness Report 2017-2018.

World Economic Forum, 2017 [An electronic resource]. - Access mode: URL: http:// www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/ 05FullReport/ TheGlobalCompetitivenessReport2017-2018.pdf

9. Global Entrepreneurship Monitor. Capital de

Riesgo, Chile, 2008, p. 19.

10. Global Innovation Index 2017. WIPO, 2017. -[Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo_pub_gii_2017.pdf

11. Informe Ptblico de Capital de Riesgo, Resultados Acumulados al 31 de diciembre de

2014. Gerencia de Inver^n y Financiamiento Unidad de Inversiones. CORFO, 2015

12. Informe Pbblico Evaluaciуn De Incubadoras. Unidad de Monitoreo y Evaluaciуn Gerencia de Estrategia y Estudio CORFO, 2013.

13. InnovaChile CORFO. Official site. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https:// innovachile.wordpress.com

14. Ley 18815 (29.07.1989) regula fondos de inversion; modifica decretos con fuerza de ley n°s. 251 y 252, ambos del ministerio de hacienda, de 1931 y 1960, respectivamente, y la ley n° 18.045 (Derogado 1.05.201) . -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.leychile.cl/ Navegar?idNorma=30192&buscar=Ley+18815+

15. Ley 19768 (11/7/2001) introduce adecuaciones de indole tributaria al mercado de capitales y flexibiliza el mecanismo de ahorro voluntario.

- [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.leychile.cl/Navegar? idNorma=191298

16. Ley 20190 (6/5/2007) fomento de la industria de capital de riesgo y continua el proceso de modernizacion del mercado de capitales. -[Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.leychile.cl/Navegar? idNorma=261427

17. Ley 20190 (5.06.2007) introduce adecuaciones tributarias e institucionales para el fomento de la industria de capital de riesgo y continua el proceso de modernizacion del mercado de capitales. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.leychile.cl/ Navegar?idN

18. Ley 20241 (9/7/2012) establece un incentivo tributario a la inve^n privada en investigaciуn y desarrollo. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.leychile.cl/Navegar? idNorma=268637&id

19. Ley 20448 (8/13/2010) Introduce una serie de reformas en materia de liquidez, innovaciуn financiera e integra^n del mercado de capitales. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.leychile.cl/Navegar? idNorma=1016177&buscar=20448 +

20. Reporte Indicadores de Resultados Programa Capital Semilla: Apoyo a la Puesta en Marcha. Gerencia De Emprendimiento e Innovaciуn -InnovaChile. CORFO, 2011.

21. reporte venture capital & private equity 2016 -2017. EY Chile, ACAFI, 2017. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: http:// www.acafi.cl/wp-content/uploads/2017/11/ VCPE_2017.pdf

22. Start-Up Chile. Wikipedia. [Electronic resource].

- Access mode: URL:https://en.wikipedia.org/ wiki? curid=37670737

23. Start-Up Chile. Official site [An electronic resource]. - Access mode: URL: startupchile.org

О À

BS

I

¥

го e

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.