Научная статья на тему 'Особенности становления литературного экспрессионизма в Германии'

Особенности становления литературного экспрессионизма в Германии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
522
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / АВАНГАРДИЗМ / ИМПРЕССИОНИЗМ / ПОЭТ-ПРОРОК / ОТЧАЯНИЕ / ПЕССИМИСТИЧНОСТЬ / EXPRESSIONISM / LITERARY TRADITION / AVANT-GARDISM / IMPRESSIONISM / THE POET PROPHET / DESPAIR / PESSIMISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бондарева Н. А.

Быстрая смена стилей различных авангардистских течений в литературе Германии начала XX века сама по себе уже является частью ее идеологии и проявлением инновативного сознания. Импрессионизм, экспрессионизм, футуризм и прочие течения не просто сменяли друг друга, но стремились друг друга вытеснить и выдвинуть более прогрессивные и актуальные идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION LITERARY EXPRESSIONISM IN GER-MANY

Fast change of styles of various avant-garde currents in the literature of Ger-many in the beginning of the XX-th century is itself already a part of its ideology and display of new consciousnesses. Impressionism, expressionism, futurism and other currents not simply replaced each other, but aspired to force out each other and put forward more progressive and actual ideas.

Текст научной работы на тему «Особенности становления литературного экспрессионизма в Германии»

Н.А. БОНДАРЕВА

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Орловского государственного института экономики и торговли Е-mail: ilin26@yandex.ru Тел. 8 920 821 12 51

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА В ГЕРМАНИИ

Быстрая смена стилей различных авангардистских течений в литературе Германии начала XX века сама по себе уже является частью ее идеологии и проявлением инновативного сознания. Импрессионизм, экспрессионизм, футуризм и прочие течения не просто сменяли друг друга, но стремились друг друга вытеснить и выдвинуть более прогрессивные и актуальные идеи.

Ключевые слова:Экспрессионизм, литературная традиция, авангардизм, импрессионизм, поэт-пророк, отчаяние, пессимистичность.

Экспрессионизм объединял очень разных писателей, которые были связаны с этим направлением скорее тенденциями, чем были собственно экспрессионистами. Почти каждый из них связан с той или иной литературной традицией или школой (символистской, реалистической, социальной, примитивистской, абстракционистской, мистико-религиозной). Что касается австронемецкого экспрессионизма, то, например, экспрессионизм Г. Мейринка носит оккультномистический характер. За реальным порядком вещей автор стремится видеть их магическую сущность. И. Голл связан с сюрреалистическими поисками. И. Бехер и Б. Келлерман в результате поисков приходят к социалистическому реализму, А. Деблин и Ф. Верфель - к реализму критическому. Ничего удивительного здесь нет. Творчество большого художника чаще всего, по словам А.И. Белецкого, «захвачено несколькими стилистическими волнами» [6, с. 12]. По мысли В. Гаузенштейна, в ««чистом» экспрессионизме нет индивидуальностей: он универсален (обходится без единичного) и радикален (не считается с традицией)» [7, с. 172].

В работе «Сущность поэтического произведения» О. Вальцель говорит о трех типах мировоззрения. Первые два - более близки к природе, третий - подчиняет природу духу. К первому относятся материализм и позитивизм. Ко второму -© Н.А. Бондарева

объективный идеализм. К третьему - «идеализм свободы». «Идеалисты свободы - это люди воли, для которых главное - в моральном самоопределении. Личность становится независимой от мирового процесса» [1, с. 18]. Духовное господствует над миром и природой. Экспрессионизм, возникший на рубеже веков, в период ломки и сдвигов, является порождением «идеализма свободы» [1, с. 19].

Быстрая смена стилей различных авангардистских течений в литературе Германии начала XX века сама по себе уже является частью ее идеологии и проявлением ее инновативного сознания. Импрессионизм, экспрессионизм, футуризм и прочие авангардистские течения не просто сменяли друг друга, но стремились друг друга вытеснить и выдвинуть более прогрессивные и актуальные идеи. Экспрессионизму отведены полтора десятилетия с небольшими колебаниями в верхней границе: с 1910 по 1923 - 25 годы. Казалось бы, крайняя ограниченность экспрессионизма во времени и в пространстве делают его как объект литературоведческого или любого другого исследования обозримым и прозрачным, доступным анализу и синтезу. Однако количество работ и нерешенных проблем не уменьшается. Временные рамки экспрессионизма оказываются условными, по мироощущению его никак невозможно считать завершенным этапом, а в своих

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

формальных параметрах он является современному читателю то в одном, то в другом авангардистском обличье.

К разряду самых общих причин его хронологической и пространственной разъятости относятся те, что обусловлены самой судьбой экспрессионистского поколения и гонениями на авангардное искусство Германии, всеми теми перипетиями истории, которые разметали по миру кусочки его мозаичного полотна. В коллективной монографии «Запрещены и сожжены» отслеживаются судьбы десятков экспрессионистских литераторов, покинувших страну навсегда или погибших после прихода к власти национал -социалистов [11, с. 83]. Из наиболее известных исторических фактов такого характера можно вспомнить бесследно исчезнувшую во время бомбежки Берлина в 1945 году самую знаменитую и монументальную картину Ф. Марка «Башня синих лошадей» («Бег Тигш der Ыаиеп Pferde», 1913), которую еще видели в 1937 - 1938 годах на выставке «Дегенеративного искусства» и которая считается «ключевой картиной XX века» [10, с. 15]. Вторая мировая война почти полностью уничтожила поэтическое наследие А. Лихтенштейна, и литературоведы оценивают его вклад в лирику экспрессионизма лишь по четырем чудом сохранившимся рукописным тетрадкам. Но этих тетрадок оказалось достаточно. чтобы без всяких сомнений считать автора одним из создателей школы раннего экспрессионизма.

Тем сенсационнее находки, какой явился, например, обнаруженный в 1995 году в цюрихском подвале чемодан, набитый манускриптами

Э. Ласкер-Шюлер. В 1933 году, избитая штурмовиками на улице в Берлине, она спасается бегством через Швейцарию в Палестину. Из-за проблемы с визой ей приходится несколько раз возвращаться и вновь покидать Швейцарию, поэтому в 1939 году она оставляет все свои рукописи на хранение цюрихскому книготорговцу. Разразившаяся мировая война и смерть поэтессы в январе 1945 года не позволили ей воссоединиться с ними, и они пропылились в подвале 50 лет. Благодаря этой случайной находке литературоведам пришлось кардинально изменить мнение о творческой манере Ласкер-Шюлер, которая за тотальной игрой сумела скрыть от всех секреты своей алхимии слова. Найденные черновики

стихов Э. Ласкер-Шюлер опровергают распространенное мнение о том, что «она писала, как дышала», и свидетельствуют о тщательности ее работы над словом [10, с. 18-19].

Незаконно присвоенные после варварского изъятия из музеев Германии в 1937 году картины и скульптуры продолжают украшать тайные частные коллекции за океаном и являются недоступными ни для поклонников современного искусства, ни для исследователей. 10 мая 1933 года в рамках варварской «Акции против ненемецкого духа» на кострах по всей Германии вместе с Марксом и Гейне сжигали Гейма и ван Годдиса. Десятки тысяч книг были сожжены, и «предпочтение» было отдано экспрессионистским книгам. Ни одно поколение XX века так не пострадало от истории, как поколение экспрессионистов. Литературоведы и историки всякий раз подчеркивают, что в случае экспрессионизма «социальная история и история литературы связаны как ни в какой другой исторический период» [9, с. 62]. Остается только предполагать, как много из их наследия утрачено безвозвратно, и радоваться, что объем печатной продукции с 1910 по 1925 год, во многом за счет периодических изданий, был настолько велик, что и костров на него не хватило.

Интересна позиция экспрессионизма в отношении к литературным течениям, предшествовавшим его появлению. Новая школа сразу же противопоставила себя импрессионизму. Импрессионизм несколько упрощал процесс восприятия художника, сводил его к простому впечатлению, которое и стремился передать. Источник работы - пассивное наблюдение. Творчество заключается в бесстрастной передаче увиденного.

Импрессионисты творили в относительно спокойный исторический период, экспрессионизм же родился в эпоху величайших катаклизмов. Взволнованные до самых глубин своей психики, пораженные всем своим существом экспрессионисты не могут жить одним каким-либо утонченным чувством, как их предшественники. Поэтому на смену аналитического выявления одного господствующего переживания экспрессионисты выдвинули одновременный взмах всех эмоций, широкое, исступленное движение всех чувств, соединенных в синтетическом общем порыве.

ФИЛОЛОГИЯ

Густав Мейринк устами своего героя - резчика камей Атанасиуса Перната («Голем») формулирует концепцию своего творчества: «Долгие годы я слепо следовал принципу, будто необходимо изучать внешнюю природу для того, чтобы творить художественное произведение. Только в ту ночь... во мне открылось внутреннее зрение. Истинное созерцание с закрытыми глазами, исчезающее, как только они открываются, - вот дар, которым хвалятся все художники, но в действительности недоступный и одному из целого миллиона» [4, с. 136].

Так обосновываются особенности и отличия экспрессионизма. Экспрессионисты стремятся навсегда покончить с эстетическим принципом «искусства для искусства». В их руках творчество должно служить не отвлеченному фетишу чистой красоты, а разрешить этикофилософские и психологические вопросы. Так немецкая литература берется за гражданские мотивы, пульс ее отвечает биению сердца жизни. Она стремится стать источником и мерилом нравственных ценностей, быть прокурором современности.

Экспрессионизм в Германии начала прошлого века представлен в основном поэтическими произведениями. По программе экспрессионизма, не может быть речи о легкости сюжетов, водевиль-ности - жизнь наполнена драмой, борьбой, неравенством, схваткой не на жизнь, а на смерть.

Так по мнению Газенклевера, поэт должен быть суровым, страдающим вместе с обездоленными, смело смотрящим в глаза всем несчастьям и горю. Жизнь должна браться такою, как она есть, без всяких прикрас:

Он из цистерн глубоких подземелий Парами белыми с усильем дышит.

Из кранов хлещет кровь его. Пропели В гудках его стенанья тем, кто слышит.

Он с гномами, на чьи горбы громады Нагромоздились тяжко грузных кладей,

С рабами, что в галерах муки ада Претерпевают, чьих- то выгод ради.

И жил его биенье в реве пушек,

Он жив средь армий, яростью объятых,

Он с проституткою в грязи подушек,

С бунтовщиком в унылых казематах.

И, часто, ухо прислонив к окошку,

Мансарды, в час, когда звонят к вечерне, Вздох нищеты печально и сторожко

Он слушает в своем венке из терний [3, с. 8]. Нередко экспрессионисты берут на себя задачу указать путь человечеству, перестроить жизнь, поэтически утвердить мощь чувства над грубым материальным миром. Газенклевер, например, возвеличивает поэта, поэт у него вершит на земле высший суд:

Ногой своей он топчет прах позора,

А головой творит народам руны.

/................................./

О, справедливость, ты придешь позднее

/................................./

Боец свободы, будь ее судьею,

Пока измены ложь не зашипела [3, с. 19]. Поэт - пророк, у которого «медною трубою, трубою страшной гремят слова». Он властвует не только над сердцами:

Смотри, идёт небесною стезею Поэт на землю для земного дела.

В очах его, исполненных восхода,

Ночь, хаос принимают формы света.

В его объятиях изменится природа Под лаской духа нового поэта [3, с. 19].

Это уже не простая риторика. В этих словах выражена глубокая вера в способность человека управлять судьбой, вдохнуть свет души в темное тело природы.

Экспрессионисты проповедуют всеобщее человеческое братство, солидарность народов. Средством для достижения этого они считают уход от жизни: Ф. Верфелю жизнь рисуется в мрачных тонах. Для него - это царство, где одни... Других терзают, холодны и тупы,

Где праздно суетятся люди - трупы,

Где блеклые, томительные дни Сменяют муть угарную ночей,

Где каждый втайне враг своих страстей И где, дохнуть не смея силою груди,

Унылые, безжизненные люди К своей могиле тягостно влачатся [2, с. 26]. Человеконенавистничеству противопоставляется утверждение «человеческого», «борьба со зверем», который заложен в каждом человеке, и достижение этим путем любви к ближнему.

Экспрессионизм - дитя отчаяния. Один из немецких экспрессионистов, Казимир Эдшмид, так говорит о своем сборнике новелл «Шесть притоков»: «... они (новеллы - Н. Б.) с различных сторон впадают в бесконечное трезвучие наших

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

конечнейших чувствований: отречения - глубо -кой скорби - и безграничной смерти» [5, с. 171].

Пессимистичность, безотрадность философии Эдшмида, как и других немецких экспрессионистов, исходит из преобладания в окружающем мире отрицательных эмоций. Их философия не лишена и метафизических основ, возникающих как оппозиция грубости и материалистичности внешнего мира.

Жалоба, стон, крик - самооборона отчаяния. Первый крик, первый упрек немецких экспрессионистов обращен в сторону того поколения, которое явилось непосредственным виновником национального немецкого бедствия. Тема «отцов и детей», между которыми возникает коллизия на почве несходства убеждений, трактовалась противопоставлением гордых и самостоятельных детей, одиночек - сверхчеловеков - узкому, мещанскому миру отцов.

Современное поколение в ряде произведений экспрессионистов («Koralle» Георга Кайзера, «Sohn» Газенклевера) восстаёт против отцов и обличает их дутую пустоту, и самодовольное когда-то поколение устами одного из героев драмы Эрнеста Барлаха «Die echten Sedemunds» признаётся: «Наши сыновья - это наши судьи и мстители за наше ничтожество» [8, с. 182].

Провозглашая широкую формотерпимость и отрекаясь от внешних исканий, экспрессионизм принес на смену утончённой литературе не менее утонченные и не чуждые словесным ухищрениям произведения. Он не стремился к простоте, общедоступности, отсутствию вычурности, а, наоборот, сам признавал, что искания экспрессионистов исходят «от маленького кружка и для маленького кружка» предназначаются.

Наконец, категорически открещиваясь от своих литературных предшественников, экспрессионизм все же не смог отказаться от их наследия. Преемственность романтических традиций в экспрессионизме очевидна и просматривается удивительно отчетливо. Оба направления явились в эпохи сильных политических и моральных переворотов, в переходные моменты истории. Оба пытались пересоздать мир в царство равноправных душ, оба восставали против стеснительных для их размаха рамок теории и формы. У обоих на первый план выступает «я» личности. Наконец, как романтизм, так и экспрессионизм, столкнулись с бессилием личности перед предопределенностью судьбы, жестокими законами общества.

Имеют своих предшественников и некоторые иные новшества экспрессионизма. Схематичность - дальнейшее развитие символистской обобщенности и импрессионистской эскизности. Футуризм и декадентство оставили экспрессионизму в наследство словотворчество и динамизм. Ирреальность, выявление жизни в двойном плане (путем выделения «первоосновы - духа» из материи) типично для всякой поэтической школы, утверждающей дух как начало всех начал (романтизм, символизм). Даже самое стремление выявить трагический облик страдающей в повседневной коллизии души имеет свой прообраз в лице символической драмы.

Однако, собрав все эти качества воедино и направив их в сторону выражения крайней степени эмоций отчуждённого человека, живущего во враждебном мире, экспрессионизм сыграл свою собственную, отличную от других роль.

Библиографический список

1. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии. (1890 - 1921) М., 1922. 96 с.

2. Верфель Ф. Человек из зеркала. Избранные произведения. М., 1922. С. 30-87.

3. Газенклевер В. Политический поэт. Перевод А. Луначарского. М. -П., 1923. 256 с.

4. Мейринк Г. Голем. Перевод Д. Выгодского. ГИЗ, 1922. 112 с.

5. Эдшмид К. Шесть притоков.К. Эдшмид. М. - П., 1923. 156 с.

6. Экспрессионизм. Сб. статей. М. - П., 1923. 268 с.

7. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М., 1966. 295 с.

8. Barlach E. Die echten Sedemunds, 1987. 135 S.

9. HohendahlP. Das Bild der burgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967. 113 S.

10. Rietzschel Th. Ein sensationeller Fund. Der Koffer aus dem Keller // Kultur-chronik. Naqchrichten und Berichte aus der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1995. № 5. S. 83 - 148.

11. Verboten und verbrannt. Deutsche Literatur 12 Jahre unterdruckt/ Hrsg. Drews R., Kantorowicz A. Berlin; Munchen, 1983. 146 S.

N.A. BONDAREVA

FEATURES OF FORMATION LITERARY EXPRESSIONISM IN GER-MANY

Fast change of styles of various avant-garde currents in the literature of Ger-many in the beginning of the XX-th century is itself already a part of its ideology and display of new consciousnesses. Impressionism, expressionism, futurism and other currents not simply replaced each other, but aspired to force out each other and put forward more progressive and actual ideas.

Key words: Expressionism, literary tradition, avant-gardism, impressionism, the poet - prophet, despair, pessimism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.