Научная статья на тему 'Особенности становления и развития учреждений образования в культурном пространстве Казани (конец XIX-начало XX вв. )'

Особенности становления и развития учреждений образования в культурном пространстве Казани (конец XIX-начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
305
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕЧЕТЬ / МЕДРЕСЕ / МАХАЛЛЯ / EDUCATION / HISTORICAL CITY / CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL AND ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / MUSLIM EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MAHALLA / CULTURAL AREA / MOSQUES / MADRASAS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусина К. И.

В данной статье рассмотрены культурологические и исторические особенности формирования как образовательной системы в общем, так и непосредственно образовательных учреждений в частности в культурном пространстве Казани конца XIX-начала XX века. Автором предпринимается попытка выделить особенности развития мусульманских образовательных учреждений города, способствующих выживанию традиционной культуры народа и возрождению ценностей, связанных с культурной идентификацией казанских татар. Также рассматривается вопрос охраны и современного использования историко-архитектурного наследия в рамках реализация функции современной адаптации зданий в условиях рисков. На основе анализа работ зарубежных и российских специалистов, а также на основе собственного практического опыта автор не только выделяет общие тенденции процесса формирования образовательных учреждений, но и выделяет закономерности, описывает перспективы и возможности интеграции в современную реальность образовательных учреждений и как объектов культурного, так и как объектов архитектурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The distinguishing features of the formation and development of educational institutions in the cultural space of Kazan

This article describes cultorological and historical particularities of educational system formation in Kazan cultural space of late XIX early XX century, paying special attention to educational institutions in particular. Author is attempting to point out the particularities of muslin educational institutions of the city development, which assists to the preservation and survival of traditional national culture and the revival of the values ​​associated with the cultural identity of the Kazan Tatars As well the problem of protection and modern usage of historical and architectural heritage as the implementation of the functions of modern adaptation of buildings in the risk environment is studied. Basing on the analyses of the works of foreign and Russian specialists, as well as basing on the own practical experience author is particularizing the main trends of the educational institutions formation processes, describing the mechanism, perspectives and possibilities of the integration into modern reality of educationa institutions as objects of cultural as well as architectural heritage.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития учреждений образования в культурном пространстве Казани (конец XIX-начало XX вв. )»

УДК 008 (470.41-25)

К.И.Мусина

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЗАНИ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)

В данной статье рассмотрены культурологические и исторические особенности формирования как образовательной системы в общем, так и непосредственно образовательных учреждений в частности в культурном пространстве Казани конца XIX-начала XX века.

Автором предпринимается попытка выделить особенности развития мусульманских образовательных учреждений города, способствующих выживанию традиционной культуры народа и возрождению ценностей, связанных с культурной идентификацией казанских татар.

Также рассматривается вопрос охраны и современного использования историко-архитектурного наследия в рамках реализация функции современной адаптации зданий в условиях рисков.

На основе анализа работ зарубежных и российских специалистов, а также на основе собственного практического опыта автор не только выделяет общие тенденции процесса формирования образовательных учреждений, но и выделяет закономерности, описывает перспективы и возможности интеграции в современную реальность образовательных учреждений и как объектов культурного, так и как объектов архитектурного наследия.

Ключевые слова: образование, исторический город, культурное наследие, социокультурное пространство, историко-архитектурная среда, мусульманские образовательные учреждения, мечеть, медресе, махалля.

K.I. Musina THE DISTINGUISHING FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CULTURAL SPACE OF KAZAN

This article describes cultorological and historical particularities of educational system formation in Kazan cultural space of late XIX - early XX century, paying special attention to educational institutions in particular.

Author is attempting to point out the particularities of muslin educational institutions of the city development, which assists to the preservation and survival of traditional national culture and the revival of the values associated with the cultural identity of the Kazan Tatars

As well the problem of protection and modern usage of historical and architectural heritage as the implementation of the functions of modern adaptation of buildings in the risk environment is studied.

Basing on the analyses of the works of foreign and Russian specialists, as well as basing on the own practical experience author is particularizing the main trends of the educational institutions formation processes, describing the mechanism, perspectives and possibilities of the integration into modern reality of educationa institutions as objects of cultural as well as architectural heritage.

Keywords: education, historical city, cultural heritage, cultural area, historical and architectural environment, Muslim educational institutions, mosques, madrasas, mahalla.

Исследователь российской культуры конца XIX - начала XX века Л.В.Кошман пишет, что в канун событий 1917 года Россия имела в своем культурном богатстве ценности мирового уровня [5. с. 18].

Изменения общественно-политической жизни общества повлияли на развитие культуры, в первую очередь в области образования. Казань, как и все развитые губернские города России на рубеже столетий, являлась центром культурно-просветительской жизни региона. Урбанизация, которая изменила профессиональную структуру населения, сформировала специфический городской образ жизни [5] и в период с 1880 по 1913 гг. сложились предпосылки для формирования историко-архитектурной городской среды Казани.

Несмотря на риски - кризисы и массовое разрушение общечеловеческого культурно-исторического наследия в XX веке, здания многих старейших казанских вузов и школ: комплексы Казанского Императорского университета, Духовной академии, гимназии, семинарии, медресе, в совокупности сформировали современный образ исторической части города, делая его неповторимым. Каждое здание отражает соответствующий культурный контекст и обладает особенными свойствами - уникальностью и аутентичностью. В отличие от столичных университетов, в Казани в конце XIX века работала плеяда выдающихся востоковедов и тюркологов (Н.Ф.Катанов, Н.И.Ильминский, С.Е.Малов и др.). Отличительную черту образовательных программ составляло вызванное местными потребностями преподавание турецкого, татарского, арабского, монгольского и калмыцкого языков.

Проблематика исследования состоит в том, чтобы попытаться проанализировать условия адаптации исторических зданий образовательных учреждений в условиях рисков на примере медресе.

Внимательное изучение историографии образования в Казани в XIX веке убеждает в том, что эта сфера общественно-интеллектуальной жизни города нуждается в дальнейшем специальном изучении. Нельзя сказать, что эта проблема совершенно не изучалась. Интересные работы по отдельным

аспектам этой темы представлены в работах по истории Казани Калинина Н.Ф., Воробъева Н.И., Валеева Р.М., Хайрутдинова Р.Р., Халитова Н.Х.., Салихова Р.Р., а так же в работах по истории казанского образования Байбулатовой Л.Ф., Джерачи Р-П., Гарзавиной А.В., Загидуллина И.К.

Начало 1870-х годов ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани, благодаря Фотографическому обществу, которое было создано профессорами и преподавателями гимназий для «иллюстрирования древних памятников, выдающихся архитектурных сооружений, живописных местностей, видов городов, и т.п., имеющих значение для истории Родины, или развития искусства» [2].

Работа общества положила начало систематизации и сохранению наследия. Сегодня, согласно Списку памятников истории и культуры Республики Татарстан [3], в Казани на государственной охране состоят 434 памятника истории и культуры. Среди них в Список включены здания многих объектов культурно-образовательной среды города: комплексы Казанского университета и Духовной академии, мужские и женские гимназии, семинарии и медресе всего 23 объекта культурного наследия, из них 6 исламских учебных заведения.

Создание условий для выживания существующих традиционных культур и возрождения ценностей, связанных с культурной идентификацией, является предметом особого внимания международного сообщества. Разнообразие культур признано основным приоритетом ЮНЕСКО.

Исследователь европейской архитектуры Ю.Юколетто отмечает, что аспект религии все еще остаётся значимым и в конце второго тысячелетия, когда современное общество вынуждено существовать в условиях распада духовных и нравственных ценностей, на фоне стремительных изменений и расширения технологического мира [11].

Новые веяния, которые проникали в общественную жизнь в конце XIX века, потребовали качественно нового образования и для мусульманского населения Казани. Подготовка подрастающего поколения к новым условиям жизни стало основой реформирования системы татарского образования. В школах - медресе вводят светские науки, создаются более эффективных учебные заведения, которые становятся светскими национальными школами мусульманского сообщества края.

В документе «Учебные заведения г. Казани в XIX в.», опубликованы сравнительные таблицы 1840, 1859 и 1890 гг. из источника «Приволжские города и селения в Казанской губернии» издания 1892 г.. В них указаны 3 вуза, 21 гимназия и школы (учебные заведения с широким общеобразовательным курсом обучения и специальные курсы и школы)[4. с.742].

Для татар имелись 21 учебное заведение, в которых обучались 1146 учащихся. Из них 1 Татарская учительская школа с преподаванием на русском языке (ул. Г.Тукая, 73), 8 начальных училищ и классов для обучения русскому языку и 12 медресе. [4. с.744].

В Казани было три района расселения мусульманского население: Старо-татарская, Новотатарская и Адмиралтейская слободы. В каждой слободе было несколько мечетей и при них приходы -махалли. Общность людей проживающих в махалле (м^эллэ (тат.) - городской квартал), стимулировала к созданию культурных ценностей и сохранению историко-культурного пространства. В современном понимании «махалля» - это традиционный социальный институт общинного типа, осуществляющий самоуправление жителями, посредством выбора комитета самоуправления [11]. Как правило, мечеть служила культурным и просветительским центром. При всех мечетях были начальные мектебы (мэктэб (тат.) - школа), а при крупных мечетях - медресе, дававшие высшее духовное образование. К обучению в медресе татар привлекало возможность обучения на родном языке, религиозный строй обучения и подготовка молодых людей к занятию духовных должностей, обеспечивающих их будущее. Не только богословы, но и значительный пласт интеллигенции (видные общественные деятели, юристы, врачи, писатели) получили первое образование в медресе.

В ведомости о магометанских приходах и медресе г. Казани за 1887 г. указано десять медресе (Источник НА РТ, ф.2, оп.2, д.3601, л.2-9), все здания медресе имели общие типологические черты. Это небольшие школьные двух или трехэтажные каменные сооружения с фасадами в 8-12 осей окон, выполненные в классицистических формах.

Рассмотрим одно из них. Медресе «Мухаммадия» является объектом культурного наследия и входит в комплекс застройки Старо-Татарской слободы, образуя единый ансамбль с Галеевской мечетью и домами татарской знати.

В 1909 году медресе возглавил Галимджан Галеев-Баруди. Г.Галеев, на пожертвования меценатов А.Хусаинова и Г. Утямышева, значительно расширил старое медресе, улучшил обстановку живущих в ней учащихся, устроил в медресе общую столовую, театр, больничный покой, во дворе при нем возвели круглое здание «ретирадов с умывальней». Г.Галееву удалось реформировать учебно-педагогический процесс в своём медресе, вывести его в число лучших мусульманских учебных заведений Поволжья конца XIX — начала XX вв. Студенты выпускали газеты «Мухаммадия», «Телескоп». В 1891 году, были введены светские дисциплины, такие как математика, география,

природоведение, русский язык и медресе превратилось в многоступенчатое учебное заведение, где обучались в течение 14 лет [6].

Комплекс медресе Мухаммадия состоит из трех зданий: одноэтажного здания бывшего Сагитовского медресе, построенного в линии Тихвинской улицы (ныне Г. Тукая), трехэтажного Галеевского медресе и общежития, расположенного в глубине двора. В Национальном архиве РТ сохранился проект полукаменного нового корпуса на месте сгоревшего здания Галеевского медресе (НА РТ, Фонд 2, Опись 13, Дело 377). Именно в этот период все здания были объединены двухэтажным переходом, и в таком виде сохранились до нашего времени.

Согласно современному международному праву по охране культурного наследия под «реализацией функции сохранения универсальных культурных ценностей» понимается ценностно-формирующий подход. Выявлены критерии, на основании которых определяют ценность объекта культурного наследия: здание должно быть уникальным, обладать возможностью интегрироваться в среду, быть аутентичным (подлинным), состоять на государственной охране и эффективно управляться.

Здание медресе было обновлено адаптированном под современные функции и с 1996 года используется учреждением религиозного образования «Мухаммадия - Казанское высшее мусульманское медресе» [7]. Объект культурного наследия интегрирован в среду, сохранив при этом свои стилистические особенности. Восстановление первоначальной образовательной функции повысило универсальное значение объекта.

Во-вторых за время выполнении проекта реставрации в 2007 году [9], были проанализированы научные источники, проведено обследования и выявлено, что здание не подвергалось разрушительным переделкам и сохранило свою аутентичность (подлинность).

Кроме того, здание состоит на государственной охране и является объектом культурного наследия регионального значения, в соответствии с постановлением СМ ТАССР №320 от 27.07.1987, и состоит в Списке памятников истории и культуры Республики Татарстан, находящихся на государственной охране под №86 [3], то есть управляется.

Кроме того здание медресе несет исключительное свидетельство существующей культурной традиции и является местом напрямую связанным с событиями, традициями, верованиями, с художественно-литературными произведениями.

К отрицательным факторам можно отнести недостаточность средств выделяемых государством на ремонт и поддержание здания и отсутствие пространственных границ - «зажатость» территории между рынком с западной и заброшенной территорией соседнего домовладения с восточной стороны. Отсутствие территории, необходимой для адекватного существования объекта культурного наследия, усугубилось строительством административного здания по адресу ул. Парижской Коммуны 24а, в исторических границах объекта. Этот участок использовался как рекреационная зона, в которой зимой заливали каток.

Подводя итог, надо отметить, что медресе Мухаммадия является удачным примером адаптации образовательного учреждения в культурном пространстве Казани и является позитивным примером сотрудничества и заинтересованности духовных и административных структур города.

В заключение необходимо отметить, что современные теории охраны историко-культурного наследия, вслед за рекомендациями ЮНЕСКО, приветствует сохранение религиозной общности как основного потенциала к поддержанию и сохранению культурных ценностей.

Казань остается центром мусульманского образования Поволжья и Приуралья, а татарские слободы - центром образования, искусства и архитектуры. Несмотря на риски: войны, смену формаций, этапное уничтожение учреждений религиозно-просветительского назначения в 1930-х годах, замещение усадебной застройки пятиэтажными жилыми домами в 1970-х годах, татарское население как могло, сохраняло свою аутентичность. Стиль и каноны мусульманской искусства, с одной стороны, и этническая традиция, с другой, определили национальную самобытность татарской художественной городской культуры.

Настоящее время - время ренессанса для Татарской слободы. Слобода была объявлена в 2010 году «достопримечательным местом», были разработаны и задействованы программы финансирования и менеждмента. В образовательном пространстве так же наступили перемены - с 1994 года в Казани открылись и действуют восемь медресе, из которых три возродились в прежних исторических зданиях - объектах культурного наследия: медресе Мухаммадия, Марджания и медресе при мечети №10. К сожалению, только одно из них отразило преемственность в самоназвании: «Мухаммадия - Казанское высшее мусульманское медресе», «Казанский исламский колледж» и «Казанское высшее мусульманское медресе 1000-летия принятия ислама».

Современная охрана культурного наследия не означает возвращения к прошлому, а требует предпринять меры к движению и развитию вслед за реальностью жизни и потенциалу существующих

природных, физических и культурных ресурсов. Выживание существующих традиционных культур и возрождение ценностей, связанных с культурной идентификацией, являются предметом особого внимания, творческое разнообразие культур признано основным приоритетом всего международного сообщества. Последствия такой расстановки приоритетов отражены в растущей необходимости образования и коммуникаций, как необходимых в текущей ситуации требований в растущей информированности и создании новых методов и приемов, создании новых ресурсов для осуществления работы.

Литература

1. Гарзавина А.В. Знаменитые люди о Казанском крае. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. -184 с. с ил.

2. Гольдшмидт И.П. Корифеи Казанской фотографии / / Казань, 1995. -№8.

3. Изучение, охрана и реставрация и использование недвижимых объектов истории и культуры в РТ, информац сборник. Вып.2-3. памятники истории и культуры, ист-культ территории, историч города; Под. ред. И.М.Нестеренко. -Казань: Карпол, 2001.- 335 с.

4. История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4: Образование: высшее, среднее, начальное / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Таткнигоиздат, 2012. - 784 с. с ил.

5. Очерки русской культуры. Конец XIX -начало XX века. Т. 1 Общественно - культурная среда.

- М.: Издательство Московского университета , 2011.

- 880 с. с ил.

6. Хайрутдинов Р.Р. Салихов Р.Р. Вакуф / / Дизайн и новая архитектура, 2002. -№9. -с.30-32

7. Казанское высшее мусульманское медресе Мухаммадия // [Электронный ресурс]. URL: azan.spravkarf.ru/firm/kazanskoe_ vysshee_musulmanskoe_medrese_muhammadiya

Дата обращения 15.05.2014

8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Принята в г. Париже 16.11.1972 на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) / / [Электронный ресурс]. URL: http://www.zonazakona.ru/law/abro/art/2687/

Дата обращения 15.05.2014

9. Мусина К.И. Здание медресе «Мухаммадия» по ул. Г. Тукая, 34. Проект. - Казань: Казанский Гипронииавиапром, 2011.

10. Jokilehto J. A History of Architectural Conservation. - Oxford, 2002.

1. Garzavina A.V. Znamenitye ljudi o Kazanskom krae. -Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 1987. -184 s. s il.

2. Gol'dshmidt I.P. Korifei Kazanskoj fotografii / / Kazan', 1995. -№8.

3. Izuchenie, ohrana i restavracija i ispol'zovanie nedvizhimyh ob#ektov istorii i kul'tury v RT, informac sbornik. Vyp.2-3. pamjatniki istorii i kul'tury, ist-kul't territorii, istorich goroda; Pod. red. I.M.Nesterenko. -Kazan': Karpol, 2001.- 335 s.

4. Istorija Kazani v dokumentah i materialah. XIX vek. Kniga 4: Obrazovanie: vysshee, srednee, nachal'noe / Pod red. I.K Zagidullina. - Kazan': Tatknigoizdat, 2012. - 784 s. s il.

5. Ocherki russkoj kul'tury. Konec XIX - nachalo XX veka. T. 1 Obshhestvenno - kul'turnaja sreda. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta , 2011. - 880 s. s il.

6. Hajrutdinov R.R. Salihov R.R. Vakuf / / Dizajn i novaja arhitektura, 2002. -№9. -s.30-32

7. Kazanskoe vysshee musul'manskoe medrese Muhammadija / / [Jelektronnyj resurs]. URL: azan.spravkarf.ru/firm/kazanskoe_ vysshee_musulmanskoe_medrese_muhammadiya Data obrashhenija 15.05.2014

8. Konvencija ob ohrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo nasledija (Prinjata v g. Parizhe 16.11.1972 na 17-oj sessii General'noj konferencii JuNESKO) / / [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.zonazakona.ru/law/abro/art/2687/

Data obrashhenija 15.05.2014

9. Musina K.I. Zdanie medrese «Muhammadija» po ul. G. Tukaja, 34. Proekt. - Kazan': Kazanskij Giproniiaviaprom, 2011.

10. Jokilehto J. A History of Architectural Conservation. -Oxford, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.