Научная статья на тему 'Особенности становления государственной службы в условиях модернизации России: региональное измерение'

Особенности становления государственной службы в условиях модернизации России: региональное измерение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / CIVIL SERVANT / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE REFORM / THE STATE APPARATUS / PERSONNEL / PROFESSIONAL LEVEL / IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC SERVICE / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берзегова Саида Аслановна

Понятие го сударственной службы подразумевает под собой проце сс по стоянного совершенствования институтов и организационной среды государственного управления. Один из приоритетов государственной политики на современном этапе - повышение профессионализма государственных служащих. Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает решение сложных проблем коррупции и бюрократизма, поразивших нашу государственную службу. Представленный в статье эмпирический материал по проблемам государственной службы служит целям создания качественной системы функционирования специалистов-управленцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific of public service formation in the modernization of Russia: regional dimension

The concept of public service is meant by a process of continuous improvement of institutions and institutional environment of public administration. One of the priorities of the state policy at the present stage professionalizing the civil service. Successful implementation of public administration reform suggests the solving complex problems of corruption and bureaucracy that have hit our public service at this stage. In the article the empirical material on the public service is the purpose of creating a quality system of specialist manager's functioning.

Текст научной работы на тему «Особенности становления государственной службы в условиях модернизации России: региональное измерение»

субъективным потребностям, и аксиологического, устанавливающего ценностное содержание человеческой деятельности и отражающего отношение субъекта к объясняемому явлению.

Оценочное отношение к действительности имеет место при исследовании как явлений природы, так и общественных процессов. Но в историческом объяснении оно играет особо важную роль, т.к. объектом его являются общественные действия личностей, направленные на реализацию потребности. В отличие от исторического, естественнонаучное объяснение не содержит ценностный момент в качестве существенного элемента своей структуры.

Таким образом, можно констатировать, что историческое объяснение обладает четко выраженной спецификой по сравнению с аналогичными процедурами в других науках. Это не следует понимать как их противопоставление: историческое объяснение подчиняется общим принципам научного объяснения, но последние специфическим образом преломляются в сфере исторического познания.

Список литературы

1. Александров, В. Б. Культура и историческое познание. - Калинин: КГУ, 1986. - 79 с.

2. Балахонский, В. В. Актуальные проблемы методологии социального исследования // Актуальные проблемы социальной философии : материалы Международной научно-теоретической конференции. - СПб.: СПбУМВД России, 2005. - С. 7-13.

3. Балахонский, В. В. Объяснение истории: историко-философский, методологический и гносеологический аспекты. - СПб.: РГПУ, 1997. - 199 с.

4. Барг, М. А. Категории и методы исторической науки. - М.: Наука, 1984. - 342 с.

5. Дильтей, В. Построение исторического мира в науках о духе // Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. М.: Три квадрата, 2004. - С. 18-73.

6. Могильницкий, Б. Г. Введение в методологию истории. - М.: Высшая школа, 1989. - 175 с.

7. Никитин, Е. П. Объяснение - функция науки. - М.: Наука, 1970. - 280 с.

8. Никифоров, А. Л. От формальной логики к истории науки. - М.: Наука, 1983. - 177 с.

9. Петров, Ю. В. Практика и историческая наука. Проблема субъекта и объекта в исторической науке. - Томск: ТГУ, 1981. - 421 с.

10. Риккерт, Г. Философия жизни. - Киев: Ника-Центр, 1998. - 346 с.

11. Стрельченко, В. И. Философия и педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2002. - № 2. - С. 75-89.

12. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

УДК 316.334. 3 С.А. Берзегова*

Особенности становления государственной службы в условиях модернизации России: региональное измерение

Понятие государственной службы подразумевает под собой процесс постоянного совершенствования институтов и организационной среды государственного управления. Один из приоритетов государственной политики на современном этапе - повышение профессионализма государственных служащих. Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает решение сложных проблем коррупции и бюрократизма, поразивших нашу государственную службу. Представленный в статье эмпирический материал по проблемам государственной службы служит целям создания качественной системы функционирования специалистов-управленцев.

Ключевые слова: государственный служащий, государственное и муниципальное управление, административная реформа, государственный аппарат, кадровая политика, профессиональный уровень, повышение эффективности государственной службы, правовая культура.

S.A. Berzegova*. The specific of public service formation in the modernization of Russia: regional dimension. The concept of public service is meant by a process of continuous improvement of institutions and institutional environment of public administration. One of the priorities of the state policy at the present stage - professionalizing the civil service. Successful implementation of public administration reform suggests the solving complex problems of corruption and bureaucracy that have hit our public service at this stage. In the article the empirical material on the public service is the purpose of creating a quality system of specialist manager's functioning.

Keywords: civil servant, state and municipal management, administrative reform, the state apparatus, personnel, professional level, improving the efficiency of public service, legal culture.

*Берзегова Саида Аслановна, аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета. E-mail: [email protected], тел.: 8-918-223-15-55.

* Berzegova Saida Aslanovna, postgraduate student, Department of Philosophy and Sociology of Adyghe State University. E-mail: [email protected], ph.: 8-918-223-15-55. © Берзегова А.С., 2013

Философия, социология, политология

В настоящее время социально-правовой статус государственного служащего находится в динамике. Совершенствуется законодательная база, реформируется система государственного и муниципального управления, укрепляются институциональные основы обучения кадров в системе государственной службы; однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию социально-правовых характеристик государственного служащего в системе общественного управления. Важным фактором повышения эффективности государственного аппарата является также стимулирование мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти. Проводимая реформа системы подготовки государственных служащих и повышения их квалификации пока еще не привела к качественному улучшению данной системы. Образовательные учреждения нередко осуществляют подготовку управленцев, не опираясь на исследование актуальных проблем и реальных запросов общества. Способ организации государственной службы приобретает особенно большое значение в условиях демократии. От этого во многом зависит, насколько полно будут восприниматься и воплощаться на практике насущные требования граждан; насколько прочной и эффективной станет обратная связь между государством и гражданским обществом и в конечном итоге прочность политического режима и качество жизни населения. Задачи и функции государства практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства, - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в контингенте его служащих посредством деятельности этих кадров [1, с. 63].

В целях исследования профессиональных проблем современной российской государственной службы в течение апреля-декабря 2012 г. нами было предпринято эмпирическое исследование эффективности деятельности государственных служащих Республики Адыгея. Из 2009 государственных и муниципальных служащих Адыгеи с помощью произвольной выборки нами было опрошено 450 госслужащих, из них 239 методом анкетирования и 211 методом глубинного интервьюирования. На вопрос: «С какими проблемами вы сталкиваетесь в Вашей профессиональной деятельности?» ответы чиновников Адыгеи распределились следующим образом:

- низкий профессиональный уровень государственных и муниципальных служащих, некомпетентность кадров, особенно в сельских поселениях - 28 %;

- бюрократизм, излишняя бумажная волокита - 21 %;

- отсутствие достаточного финансирования муниципальных организаций, недостаточный размер оплаты труда - 7 %;

- несовершенство действующего законодательства - 6 %;

- неэффективная организация органов муниципального управления - 5 %;

- отсутствие возможности самосовершенствоваться - 4 %;

- политическая неграмотность и гражданская пассивность населения - 4 %;

- 13% чиновников Адыгеи ответили, что проблемы в их профессиональной деятельности отсутствуют и 12 % затруднились с ответом.

В то же время пути решения перечисленных проблем с точки зрения государственных и муниципальных чиновники Адыгеи имеют следующее процентное отражение:

- повышение профессионального уровня и квалификации государственных и муниципальных служащих - 19 %;

- усовершенствование взаимодействия уровней власти, более четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти - 14 %;

- повышение заработной платы чиновников - 13 %;

- внедрение инновационных технологий - 12 %;

- реформа госаппарата - 11 %;

- правильная кадровая политика - 7 %;

- добавление количества штатных единиц - 5 %;

- изменение федеральных законов - 5 %;

- соблюдение графика работы в соответствии с трудовым кодексом - 4 %;

- увеличение объемов работы - 3 %;

- своевременное предоставление отпуска - 2 %;

- для эффективной работы у меня все есть - 5 %.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод: в Республике Адыгея существует необходимость повышения профессионализма чиновников, в то же время этот процесс должен совмещаться с мерами по повышению гражданской активности населения. Эти задачи надо решать в комплексе. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от уровня правовой культуры как муниципальных служащих, так и обслуживаемых ими граждан. Отношения в системе «государство - гражданское общество» должны базироваться на законодательно закрепленных принципах. С одной стороны, весьма непросто урегулировать многосторонние отношения между государством и обществом, с другой, необходимо закрепить те правовые аксиомы, которые создают реальные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности.

Следующим этапом нашего исследования стало проведение глубинного интервью среди 211 госслужащих Республики Адыгея. Вопросы интервью определяет компактность, интервью было формализованным, всем респондентам задавались одни и те же вопросы в одинаковой последовательности. Вопросы были открытыми, в отличие от анкетирования, никаких вариантов

ответов не предлагалось. Таким образом, для нас ценна самостоятельность ответов респондентов. Государственные служащие выделены в особую группу, отделены от военнослужащих, врачей, учителей, которые, по сути, также служат обществу. В нашем случае интервьюирование оказалось более эффективным методом, чем анкетирование, т.к. позволило получить больший объем информации.

Приведем обобщенные данные по некоторым вопросам, включающие несколько наиболее повторяемых высказываний и процентное соотношение по отношению к общему количеству опрошенных:

Почему вы стали госслужащим?

Ответы объединены в группы «по собственной инициативе» и «по инициативе извне».

1. По собственной инициативе:

- «привлекла стабильность, уверенность в завтрашнем дне, социальные гарантии» - 24 %;

- «госслужба - наилучший вариант для карьерного роста»; «возможность самореализации»; «привлекла перспектива» - 16 %;

- «мне интересно этим заниматься»; «нравится данная работа»; «нравится работа с людьми (населением)» - 13 %;

- «на сегодняшний день это престижная и прибыльная профессия»; «высокая заработная плата» - 9 %;

- «по знакомству» - 9 %;

- «чтобы приносить пользу обществу и государству»; «считаю госслужбу нужной и конкретной работой» - 6 %;

- «возможность получения обширного опыта в самых различных сферах деятельности» - 6 %;

- «случайно»; «так получилось» - 6 %;

- «мои знания сочли востребованными»; «после института, по профилю» - 5 %.

2. По инициативе извне:

- «в связи с переводом»; «предложили» - 5 %;

- сочли вопрос некорректным - 1%.

В чем заключается главная польза Вашей деятельности?

- «Помощь людям»; «так можно принести максимальную пользу своему народу (жителям поселения, муниципального образования, помощь муниципальным служащим)»; «служба на благо жителей» - 21%.

- Добросовестное выполнение должностных обязанностей; оказание государственных услуг; «профессиональное исполнение возложенных обязанностей» - 16 %.

- «мой большой опыт, (при мне работает четвертый глава), позволяет мне оказывать существенную помощь населению в разъяснении существующих норм, правил и прав граждан»; «реализация прав граждан»; «юридическая помощь гражданам»; «проведение правовой экспертизы» - 12 %.

- «Предоставление необходимой гражданам информации»; «перевод законодательной информации в доступный для простых людей формат» - 12 %.

- «Обеспечение деятельности органов власти в соответствии с законодательством»; «обеспечение исполнения полномочий государства»; «развитие государства»; «помощь государству»; «сделать нашу страну процветающей» - 8 %.

- «Содействие взаимодействию структур власти» - 7 %.

- «Защита населения от применения и использования законодательных актов, не соответствующих закону, и от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и органов» - 6 %.

- Выполняю свой долг - 5 %

- «Содействие развитию института местного самоуправления в Республике Адыгея» - 3 %.

- «Сомневаюсь в пользе своей деятельности»; «вряд ли граждане, для которых я работаю, пользуются результатами моей деятельности» - 10 %.

Как изменилась государственная служба за последние 5-10 лет?

- «Госслужба совершенствуется»; «эффективность деятельности государственной службы повысилась»; «регламентация деятельности и подотчетности стала более четкой, разграничение содержания деятельности стало более полным»; «последние 10 лет госслужба постоянно реформировалась, но срок существования нашей демократии 20 лет, это гораздо меньше, чем в большинстве цивилизованных стран, поэтому много проблем» - 24 %.

- «Расширились технические возможности» - 4 %.

- «Улучшились условия труда» - 4 %.

- «Госслужба стала более открытой»; «Информация о деятельности государственной службы стала более доступной и понятной населению» - 8 %.

- «Требования к госслужащим существенно повысились»; «Требования к г/с ужесточились»; «работать стало сложнее»; «профессионализм госслужащих повысился»; «за последние 10 лет госслужащие стали грамотнее, профессиональнее» - 20 %.

- «Нормативно-правовая база расширилась и стала доступнее»; «стало легче получить необходимую информацию»; «законодательство совершенствуется» - 4 %.

- «Госслужба стала менее профессиональной» - 4 %.

- «Стало много бумажной волокиты»; «больше стало бумажной работы» - 8 %.

- «Государственная и муниципальная службы не стали ближе к простым людям» - 4 %.

- «Никак не изменилась»; «государственная служба не изменилась в своей основе. Она не претерпела существенных изменений за двухсотлетнюю историю, и до настоящего времени сохраняет

Философия, социология, политология

трехуровневую систему управления, представлена центральным аппаратом, федеральным уровнем - территориальным в субъекте» - 12 %.

- Затруднились ответить; «затрудняюсь ответить, так как работаю недавно» - 8 %.

Нужны ли реформы государственной службы?

- 14 % полагают, что «реформы не нужны, надо совершенствовать уже образованный порядок».

- 72 % опрошенных уверены в том, что «реформы срочно необходимы», «нужны конструктивные реформы», «нужно повысить эффективность деятельности госслужб», «государственная служба должна соответствовать запросам времени, правовому и социальному положению государства», «реформы обязательны, необходимо противостоять коррупции».

При этом 24 % респондентов затруднились с ответом.

Ответы на вопрос: «Используете ли Вы свою должность для решения собственных проблем?» распределились следующим образом:

- Да. «Конечно». «Все мы не без греха». «Тот, кто ответит, что никогда не пользуется своим служебным положением покривит душой». «Иногда». «Использую очень редко». «Редко, но такая уж у меня должность». «Чтобы не ждать в очереди, я обращаюсь, как государственный служащий» - 31 %.

- Нет. «Никогда». «Не использую». «Не приходилось». «Нет, должность не позволяет». «Живу, как простой гражданин». «Даже и не думаю, потому что у меня активная гражданская позиция» - 57 %.

- Затруднились ответить, проигнорировали данный вопрос - 12 % опрошенных.

Анализ полученных данных позволяет нам сделать следующие выводы: самой острой проблемой в своей профессиональной сфере государственные служащие считают коррупцию: ее выделили 43%. К проблеме коррупции тесно прилегает вопрос об отсутствии механизма эффективного контроля над государственным аппаратом, его «закрытости, непрозрачности, субъективизме при принятии решений». Эти явления отметили 5 % опрошенных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором месте по остроте проблема бюрократизма. 30 % респондентов поставили ее на первое место среди сегодняшних проблем госслужбы в России. По этому вопросу были самые эмоциональные высказывания: «Захлестывает шквал запросов и отчетностей». «Постоянно завалены разного рода документацией». «Заранее ненавижу любого посетителя, поскольку он отрывает от прямых обязанностей - срочного заполнения бумаг». «Главная проблема - оторванность государственных служб от насущных запросов людей». Госслужащие часто отмечали свою максимальную загруженность, предельную занятость, неэффективность организации процесса труда, излишний бюрократизм, наличие бесполезной, лишней, дублирующей друг друга документации. Большая часть госслужащих занята административными вопросами и работой с документацией, т.е. занимается внутрисистемными вопросами, а не вопросами граждан, система работает не столько на граждан, сколько сама на себя.

13 % респондентов ответили, что исполняют поручения начальства, не указав профиль выполняемой работы. Данный показатель указывает на привычку российских госслужащих выполнять решения вышестоящих чиновников, не анализируя суть вопроса.

Значительная часть государственных служащих (31 %) считают использование своего служебного положения совершенно нормальным, естественным процессом («так принято, такая уж должность»), не могут себе даже представить госчиновника, который бы не извлекал из своего положения собственную выгоду, и допускают высказывания типа: «Все мы не без греха», «Тот, кто ответит, что никогда не пользуется своим служебным положением, покривит душой».

В то же время отрадно наблюдать, что не все государственные служащие поражены меркантилизмом. 57 % госслужащих Адыгеи на вопрос об использовании в личных целях своего служебного положения категорично ответили «нет», подчеркнув, что «неиспользование служебного положения в собственных целях» - это их принцип и гражданская позиция.

На третьем месте стоит проблема неэффективности законодательства и противоречивости законов.

72 % государственных служащих заявили о необходимости реформирования государственной службы. По их мнению, реформы должны быть конструктивными, выражающими интересы народа, направленными на противостояние коррупции и нивелирование социального расслоения. Довольно высок процент госслужащих, затруднившихся ответить на этот вопрос, - 24 %. 14 % госслужащих считают, что реформы государственной службы не нужно, поскольку последние 10 лет госслужба активно реформировалась и необходимо совершенствовать сложивший порядок. Если объединить группы респондентов, считающих, что государственный служащий не пользуется уважением окружающих (30 %), и затруднившихся ответить на этот вопрос (31 %), то их окажется на 22 % больше, чем государственных служащих, уверенных в уважении населения, которых 39 %. Достаточно высок процент затруднившихся ответить на этот вопрос, ответивших «не знаю» или даввших неконкретные ответы типа «Госслужащий пользуется уважением только в определенных слоях населения», «Не каждый государственный служащий пользуется уважением окружающих», «Зависит от конкретной личности», «Пользуется ли государственный служащий уважением окружающим? Надо спросить у населения». 31 % опрошенных полагают, что интересы государственных служащих и простых людей достаточно далеки.

Кроме того, отмечается очень низкая активность респондентов. Так, например, во время проведения семинара на тему «Актуальные проблемы местного самоуправления», который был проведен 11 декабря 2012 г. Комитетом Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления в городе Майкопе от 200 участников было получено лишь 25 анкет, в среднем в течение всех опросов более половины опрашиваемых игнорировали опрос, сдавали пустые анкеты,

Пасовец Ю.М. Права потребителей в контексте модернизации российского общества

часто респонденты интересовались, что им за это будет, и отказывались участвовать в опросе, узнав об отсутствии материального вознаграждения за этот вид деятельности.

В ответах некоторых госслужащих наблюдалась слабая подготовленность по вопросам гражданского общества, низкий уровень не только правовой, но и общей культуры, орфографические и грамматические ошибки. Однако в целом уровень правовой культуры государственных служащих выше уровня правовой культуры представителей других профессий.

Государственные служащие - официальные лица, которые в силу своих служебных обязанностей, должны отличаться безусловным позитивным отношением к правам, свободам человека и гражданина. От соблюдения государственным служащим законных оснований профессиональной деятельности зависит благосостояние всего общества.

Список литературы

Новокрещенов, А. В. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу // Социс. - 2008. - № 10. - С. 62-68.

УДК 316.334 Ю.М. Пасовец*

Права потребителя в контексте модернизации российского общества

Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-03-00426а «Курский край и Россия: объективные характеристики и субъективные оценки в межрегиональных сопоставлениях»

В статье дается характеристика значимости для россиян строгого соблюдения прав потребителя и степени защищенности этой категории прав. С учетом специфики нарушений прав потребителей определяются ключевые направления модернизации сферы потребления.

Ключевые слова: потребление, права потребителя, нарушения прав потребителя, защита прав потребителя, модернизация.

Y.M. Pasovets*. Consumer rights in the context of Russian society's modernization. The article describes the importance of precise observance of consumer rights for Russian people and the protection of these rights, taking into consideration the peculiarities of violations of consumer rights, the main directions of modernization in the sphere of consumption are defined.

Keywords: consumption, consumer rights, violations of consumer rights, protection of consumer rights, modernization.

Переход российского общества к рыночной экономике в начале 90-х гг. XX в. привел к насыщению рынка товаров и услуг, развитию частного сектора, утверждению нового типа снабжения населения товарами: свободной торговли и ослаблению контроля за ценообразованием в ряде отраслей, освоению населением мировых стандартов жизни и др. При этом доступность для большинства россиян качественных по мировым стандартам товаров и услуг ограничивалась низким уровнем доходов и отсутствием опыта потребительского выбора. В этих условиях недобросовестные изготовители и продавцы стали использовать практику производства и продажи товаров и услуг низкого или ненадлежащего качества, необоснованного завышения цены и т.д., что привело к массовому распространению нарушений в сфере потребления и необходимости защиты прав потребителей.

По мере стабилизации экономической ситуации в стране с 2000-х гг. изменения структуры цен, относительного удешевления части потребительских благ (одежды, обуви, бытовой техники), постепенного повышения уровня доходов населения, увеличения численности среднеобеспеченных имущественных страт, распространения современных стандартов потребления стали повышаться требования основной части россиян к качеству потребляемых товаров и услуг. Стремление к развитию и повышению уровня и качества потребления большинства россиян связано с желанием обеспеченного и безопасного существования.

Вместе с тем, несмотря на создание системы правового регулирования взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями, и на современном этапе развития российского общества сохраняются проявления правового нигилизма со стороны недобросовестных изготовителей и продавцов, что выражается в нарушениях прав потребителя с целью максимизации прибыли и избегания

* Пасовец, Юлия Михайловна, доцент кафедры социологии и политологии, Курский государственный университет, кандидат социологических наук, доцент. Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33. Тел. (4712)70-33-52. E-mail: [email protected].

* Pasovets, Yulia Mikhailovna, associate professor of the Subdepartment of Sociology and Political Science, Kursk State University, Candidate of Sociology, associate professor. Russia, 305000, Kursk, Radischev st., 33. Tel. (4712)70-33-52. E-mail: [email protected].

© Пасовец Ю.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.