Научная статья на тему 'Особенности становления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике'

Особенности становления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храпова Елена Валерьевна

Since purpose to business activity is a reception of the profit then when scheduling the business plan exactly financial plan allows to define profitable given project and insofar. At development long-term business plan, in accordance with realization investment project, organization of a new enterprise use the different approaches and methods of the determination of the profit. In the given article the value and the defect of the methods of the determination of the financial result, most often used enterprise electro energy when scheduling business plan to different directivity are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 44-46.

© Е.В. Храпова, 2007 УДК 336.61

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Е.В. Храпова

Омский государственный институт сервиса

Since purpose to business activity is a reception of the profit then when scheduling the business plan exactly financial plan allows to define profitable given project and insofar. At development long-term business plan, in accordance with realization investment project, organization of a new enterprise use the different approaches and methods of the determination of the profit. In the given article the value and the defect of the methods of the determination of the financial result, most often used enterprise electro energy when scheduling business plan to different directivity are considered.

В современных условиях хозяйствования бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты деятельности коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения, достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др. Бизнес-план - многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период. Особое значение в бизнес-плане для потенциальных инвесторов имеет финансовый раздел, позволяющий на стадии планирования оценить плановые величины основных финансовых показателей предприятия.

Финансовый раздел является наиболее значимым и в то же время сложным для расчетов

разделом бизнес-плана. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, и именно финансовый план позволяет определить, будет ли прибыльным данный проект и насколько. При разработке долгосрочных бизнес-планов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, организацией новых предприятий, используют различные подходы и методы определения прибыли. Рассмотрим достоинства и недостатки методов определения финансового результата, наиболее часто используемых предприятиями электроэнергетики при составлении бизнес-планов различной направленности.

Одним из наиболее распространенных методов определения финансового результата является укрупненный метод: объем выручки от реализации продукции (услуг) определяется на основе прогноза продаж и прогнозируемого индекса цен на товары (услуги), затраты определяют умножением базисных затрат на индекс объема продаж и индекс цен по затратам. Нередко в таких бизнес-планах используется метод экстраполяции: на основе данных за предыдущие годы определяют коэффициент роста затрат на 1 % роста выручки (например, 0,8 %). По этой методике при росте продаж на 10 % базовые затраты на реализованную продукцию должны вырасти на 8 %. По указанной методике рассчитаны финансовые результаты на 20042005 гг. в бизнес-плане ОАО «Омскэнергоре-монт» на базе филиала ОАО АК «Омскэнерго» и бизнес-планы других омских предприятий. Преимуществом данного метода является его простота, но он не гарантирует высокую точность расчетов, поскольку не учитывает уровень инфляции, изменение норм расхода материалов, относительное снижение издержек при росте объемов выпуска и продаж.

Более точные данные расчета ожидаемой прибыли могут быть получены при выделении переменных и постоянных расходов в составе затрат. В качестве примера приведем расчет фи-

нансового результата в бизнес-плане приобретения нового оборудования ОАО «Омская энергогенерирующая компания». Срок реализации рассматриваемого проекта - 2001-2010 гг. Стоимость проекта составляет 116 000 тыс. руб., денежный отток в течение 5 лет в среднем равен 23 200 тыс. руб. и изменяется в связи с погашением затрат за счет прибыли (см. таблицу).

Как видно из приведенных в таблице данных, в рассматриваемом бизнес-плане индекс месячного объема продаж рассчитан как среднегеометрическая годового индекса, рост прямых и условно-постоянных расходов предусмотрен в таком же размере, что не совсем верно, особенно в отношении условно-постоянных затрат. Постоянными принимаются амортизационные отчисления.

Однако, на наш взгляд, более правильным представляется при составлении бизнес-плана расчет прибыли производить индексным методом: плановая прибыль от реализации (ПП) равна базисному объему продаж (ОПбаз), умноженному на индекс физического объема продаж (ИФОП) и на индекс цен на реализуемую продукцию (ИЦРП), за минусом проектной себестоимости (ПС):

ПП = ОПбаз • ИФОП • ИЦРП - ПС.

Проектная себестоимость, в свою очередь, равна базисным материальным издержкам (МИбаз), умноженным на индексы цен (ИЦ) и норм расхода материалов (ИНРМ), плюс базисный фонд оплаты труда (ФОТбаз), умноженный на индекс средней зарплаты (ИСЗП), поделенный на индекс производительности труда (ИПТ), плюс сумма базисных условно-постоянных расходов (УПРбаз), умноженных на индекс их увеличения (ИРУПР), деленный на индекс объема производства (ИОП):

ПС = МИбаз • ИЦ • ИНРМ + ФОТбаз •

• ИСЗП / ИПТ + УПРбаз • ИРУПР / ИОП).

Во многих случаях в финансовых разделах бизнес-планов не учитывают внереализационные

и операционные доходы и расходы, хотя их сальдо оказывает существенное влияние на размер ожидаемой прибыли. В связи с этим представляется правильным учитывать в расчетах доходы от реализации выбывающих активов при вводе нового оборудования, а также разницу курсов при использовании валютных кредитов.

Другой важной проблемой для предприятий электроэнергетики остается использование в бизнес-планировании затратного метода ценообразования. Так, в уже упомянутом бизнес-плане создания ОАО «Омскэнергоремонт» в разделе «Ценообразование» отмечается, что в основу ценообразования положена нормативная база ЦКБ «Энергоремонт» РАО ЕЭС России. ЦКБ «Энергоремонт» ежегодно рассчитывает и доводит до энергосистем предельный поправочный индекс к ценам. В отношении энергопредприятий, где конечные цены регулируются, такое положение допустимо, хотя и здесь в резюме бизнес-плана отмечается, что целью создания ОАО является формирование конкурентного рынка энергоремонтов. Что касается других сфер производственно-хозяйственной деятельности, например, рассмотренного выше бизнес-плана ОАО «Омская энергогенерирующая компания», то в нем оптовая цена должна определяться не только по затратам, но и с учетом прогнозируемой рыночной конъюнктуры.

В заключение отметим, что в настоящее время будет логично включать в состав финансового раздела бизнес-плана показатель рентабельности собственного капитала. Это связано прежде всего с тем, что большинство предприятий электроэнергетики являются акционерными обществами, а, как известно, рентабельность собственного капитала позволяет оценить эффективность использования акционерного капитала экономического субъекта. Кроме того, введение указанного показателя позволит одновременно уточнить некоторые взаимосвязанные финансовые показатели бизнес-плана.

Финансовые показатели бизнес-плана в 2003-2005 гг.

Показатели Январь 2003 г. Февраль 2003 г. Ноябрь 2004 г. Декабрь 2004 г. Январь 2005 г.

Объем продаж 9 708,5 9 803,2 12 114,4 12 239,5 12 365,8

Прямые материальные издержки (материалы, комплектующие и т.д.) 7 765,6 7 841,1 9 690,0 9 790,1 9891,1

Условно-постоянные издержки 207,9 210,0 259,5 262,2 264,9

Амортизационные отчисления 773,3 773,3 773,3 773,3 773,3

Прибыль текущего года 961,7 978,5 1 391,6 1 413,4 1 436,5

Убытки предыдущего периода -22 546,4 -21 736,0 977,3 - -

Налог на имущество 153,3 152,0 125,0 123,7 122,4

Налогооблагаемая прибыль - - 289,3 1 289,7 1 314,1

Так, в бизнес-плане ОАО «Омскэнергоре-монт» рентабельность собственного капитала, рассчитанная на основе проектируемой чистой прибыли и стоимости собственного капитала, по балансу существенно отличается от анало-

гичного показателя, рассчитанного по формуле Дюпона. Следовательно, в расчетах существуют неточности, и введение показателя рентабельности собственного капитала позволит их не только выявить, но и устранить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.