Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИКБОКСЕРЫ / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВАННОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Панова Евгения Олеговна, Постнов Юрий Михайлович, Ключников Михаил Иванович, Крылов Дмитрий Валерьевич

Современный кикбоксинг характеризуется динамичностью ведения боя, большим объемом технических приемов и тактических действий, что требует от спортсменов гибкости, высокой скорости перемещения, скоростно-силовой подготовленности, хорошей координации и скоростной выносливости. Известно, что физическая подготовленность кикбоксеров является одним из важнейших факторов, от которого зависит спортивный результат. Каким бы техничным и тактически грамотным не был спортсмен-кикбоксер, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании тренировочного процесса кикбоксеров 13-14 лет в подготовительном периоде. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов физических упражнений с целью повышения уровня специальной физической подготовленности не только представителей кикбоксинга, но и других видов ударных единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Панова Евгения Олеговна, Постнов Юрий Михайлович, Ключников Михаил Иванович, Крылов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPORTS TRAINING AT VARIOUS STAGES OF TRAINING ATHLETES

Modern kickboxing is characterized by the dynamism of combat, a large amount of technical and tactical actions, which requires from the athletes to be flexible, to move quickly, to be speed-strength prepared with good coordination and speed endurance. It is known that the physical fitness of kickboxers is one of the most important factors on which the sports result depends. No matter how technical and tactically competent a kickboxer is, he will never succeed without good and versatile physical fitness. The scientific novelty of the research results lies in the improvement of the training process of 13-14 year old kickboxers in the preparatory period. The practical significance of the results of the study lies in the use of complexes of physical exercises in order to increase the level of special physical fitness not only for kickboxing representatives, but also for other types of martial arts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 796.835

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России», Россия, г. Пермь; Евгения Олеговна Панова, кандидат педагогических наук, Юрий Михайлович Постнов, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяноваг. Ульяновск; Михаил Иванович Ключников, кандидат юридических наук, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказания России», Россия, г. Владимир; Дмитрий Валерьевич Крылов, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России», Россия,

Вологда

Аннотация

Современный кикбоксинг характеризуется динамичностью ведения боя, большим объемом технических приемов и тактических действий, что требует от спортсменов гибкости, высокой скорости перемещения, скоростно-силовой подготовленности, хорошей координации и скоростной выносливости. Известно, что физическая подготовленность кикбоксеров является одним из важнейших факторов, от которого зависит спортивный результат. Каким бы техничным и тактически грамотным не был спортсмен-кикбоксер, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании тренировочного процесса кикбоксеров 13-14 лет в подготовительном периоде. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов физических упражнений с целью повышения уровня специальной физической подготовленности не только представителей кикбоксинга, но и других видов ударных единоборств.

Ключевые слова: кикбоксеры, спортивная специализация, специальная физическая подготовка, тренированность, тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p257-263

FEATURES OF SPORTS TRAINING AT VARIOUS STAGES OF TRAINING OF

ATHLETES

Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Evgeniya Olegovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, Yury Mikhailovich Postnov, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. Ulyanovsk; Mikhail Iva-novich Klyuchnikov, the candidate of legal sciences, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia", Russia, Vladimir; Dmitry Valerievich Krylov, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda

Abstract

Modern kickboxing is characterized by the dynamism of combat, a large amount of technical and tactical actions, which requires from the athletes to be flexible, to move quickly, to be speed-strength prepared with good coordination and speed endurance. It is known that the physical fitness of kickboxers is one of the most important factors on which the sports result depends. No matter how technical and tactically competent a kickboxer is, he will never succeed without good and versatile physical fitness. The scientific novelty of the research results lies in the improvement of the training process of 13-14 year old kickboxers in the preparatory period. The practical significance of the results of the study lies in the use of

complexes of physical exercises in order to increase the level of special physical fitness not only for kick-boxing representatives, but also for other types of martial arts.

Keywords: kickboxers, sports specialization, special physical training, fitness, training process.

ВВЕДЕНИЕ

Управление тренировочным процессом невозможно без знания механизмов формирования, поддержания и повышения функциональных возможностей спортсменов в процессе развития тренированности. Тренированность - состояние, характеризующее готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Ее уровень у кикбоксеров зависит как от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, так и от технической, физической, психологической, соревновательной деятельности [2].

Основным принципом учебно-тренировочной работы со спортсменами учебно-тренировочной группы является ориентация на специализированную подготовку. В основе которой лежит учет индивидуальных особенностей и склонностей занимающихся, специализация осуществляется на основе универсализации процесса подготовки.

Одной из важных задач данного этапа подготовки является дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовленности и достижение на этой основе высокого уровня технико-тактической подготовленности.

Специализация в спорте предполагает устремленность к высшему достижению в ограниченных двигательных действиях, часто более «узких», чем вид спорта. Так, например, в пределах одного вида спорта - легкой атлетики - специализация происходит в ее различных разновидностях.

Упражнения, в которых специализируется спортсмен, могут быть описаны более или менее точно по их спортивной направленности. При этом обычно определяются специальная координация и форма движений, физические качества, развиваемые в том или ином виде упражнений, внешние условия их проведения и т. д. Однако все это еще не характеризует специализацию спортсмена.

Специализацией можно считать лишь систему тренировки, направленную на решение «узкой» спортивной задачи, которой подчиняются все стороны и все содержание проводимых занятий. Такое подчинение можно объяснить формированием доминантных очагов в центральной нервной системе. Как известно, учение о доминанте предполагает развитие господствующих очагов возбуждения в нервных центрах, усиливаемых всеми раздражителями, действующими даже на другие нервные центры.

Формированием в процессе упражнений «спортивной» доминанты можно предположительно объяснить и поведение специализирующихся спортсменов, способных преодолевать исключительные трудности на сложном пути к спортивному успеху [1, 4].

Для определения начала специализации необходимо учитывать две стороны в системе занятий: специализированные условия (время, место, инвентарь и т. д.) и устойчивую устремленность спортсмена к достижению высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности. Вот почему нельзя говорить о специализации с первых занятий, поскольку устойчивость интереса спортсмена должна пройти некоторый стаж проверки на «прочность».

Очень сложен начальный этап спортивной специализации, поскольку он чаще всего относится к детям школьного возраста (7-16 лет). В это время организм претерпевает морфологические и функциональные изменения. Если динамика физического развития складывается неблагоприятно для успеха в предварительно избранной специальности (например, малое прибавление роста у занимающихся баскетболом), вряд ли уместно настаивать на специализации в данном виде спорта. Это, конечно, не обязательно связано с отказом от занятий этим видом спорта. Однако следует найти правильную и четкую грань между спортивной специализацией и занятиями тем или иным видом спорта в общей системе физического воспитания.

Сложным является и период расцвета спортивной специализации, поскольку он обычно протекает волнообразно. Эта волнообразность связана с многообразными влияниями на динамику спортивного результата как социальных, так и биологических факторов [3].

Волнообразность спортивных достижений хорошо прослеживается на протяжении многих лет занятий, а у лучших спортсменов на протяжении одного тренировочного цикла.

В спортивной специализации можно наблюдать прирост спортивных результатов на протяжении нескольких лет.

Успех спортсмену приходит в разное время к спортсменам. Можно выделить следующие его варианты: 1) быстрый и на протяжении многих лет; 2) быстрый с последующей длительной стабилизацией результатов или, наоборот, длительная стабилизация с последующим быстрым ростом результатов; 3) медленно нарастающий многолетний; 4) ступенеобразный.

Первый вариант, наиболее благоприятный, наблюдается в тех случаях, когда необходимые условия для специализации реализуются тренирующимися при своевременном ее начале, при успешной динамике физического развития и при укреплении спортивной доминанты. Упрочение интереса к занятиям в этих условиях связано, прежде всего, со спортивным успехом: в соревнованиях.

Второй вариант нередко связан с форсированной спортивной подготовкой в ранние периоды жизни, с тем, что обычно называют «ранней специализацией». Этот вариант крайне неблагоприятный, хотя он при первом впечатлении может показаться и привлекательным. Неблагоприятное значение его заключается в том, что стремление добиться быстрого успеха до наступления анатомо-физиологической зрелости организма при отсутствии должного опыта и психологической подготовленности ведет к неизбежному искажению спортивной техники и тактики вследствие ограниченных возможностей организма подростка. Закрепление путем «задалбливания» или «натаскивания на результат» после временных успехов в дальнейшем может стать непреодолимой преградой к успеху.

Модификацией второго варианта являются те случаи, когда потенциальные способности спортсмена длительно не проявлялись в связи с отсутствием условий. Позднее их проявление может оказаться весьма бурным и дать относительно (иногда неожиданно) высокий взлет результатов после длительного периода стабильных достижений. Вряд ли и это можно считать благоприятным, поскольку вслед за повышением результата снова наступает остановка, связанная обычно с наступлением процессов инволюции функций организма, еще не заметной в обычной жизни, но проявляющейся в напряженной спортивной тренировке. Позднее начало роста достижений не может не ограничить успехов спортсмена [1].

Третий вариант, когда медленно и неуклонно повышается результативность спортивной тренировки, нельзя признать оптимальным. Он обычно является следствием недостаточно благоприятных условий и индивидуальных особенностей спортсмена.

Недостатком такого развития следует признать сложность предельного проявления способностей спортсмена для достижения личных высоких результатов. Растянутость этих сроков всегда ограничивает перспективы спортсмена.

Более перспективным можно считать вариант со «ступенчатой» динамикой спортивных достижений. Здесь налицо обычно высокая инициативность спортсмена и тренера в варьировании системы тренировки, нахождение все новых методов и средств к преодолению этапного застоя спортивных успехов, часто отражающего кумуляцию предпосылок к повышению результата.

Третий и четвертый варианты, связанные с разнообразием условий тренировки и личных качеств спортсменов, требуют высокого уровня методики спортивной тренировки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для осуществления экспериментальной части работы мы привлекли кикбоксеров ПГОО. «Пермская городская федерация кикбоксинга». В исследовании принимали участие 20 кикбоксеров в возрасте 13-14 лет.

На протяжении пяти месяцев на учебно-тренировочных занятиях экспериментальной группы применялись комплексы упражнений, способствующие повышению уровня специальной физической подготовленности кикбоксеров.

В течение недели 30 минут кикбоксеры уделяли внимание физической подготовке в такой последовательности.

Первое и второе занятие в неделю (понедельник, вторник) - преимущественная направленность на развитие быстроты.

Третье и пятое занятие в неделю (среда, пятница) - преимущественная направленность на развитие специальной выносливости.

Четвертое и шестое занятие в неделю (четверг, суббота) - преимущественная направленность на развитие скоростно-силовых способностей.

Седьмой день недели (воскресенье) - активный отдых.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние здоровья современных молодых людей значительно ухудшилось, в настоящее время физическая сила заметно снизилась по сравнению с началом и серединой двадцатого века. Молодые люди сейчас не задействованы в физическом труде, мышцы стали длиннее, сильную технику они не могут выполнить чисто теоретически, поэтому везде в спорте ценится скорость, быстрота, чёткость движений.

В таблице отображены результаты физической подготовленности кикбоксеров 1314 лет. Результативность определялась по приросту показателей в тестах, характеризующих степень развития силовых и скоростно-силовых качеств (таблица).

Таблица - Динамика прироста показателей физической подготовленности кикбоксеров

13-14 лет

Контрольные испытания Этапы исследования Р Прирост результатов

до | после

Х±о А А%

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 30 с, кол-во раз 18,4±1,5 21,1±1,45 > 2,7 12,7

Прыжок в длину с места, см 217,3±8,6 230,1±7,1 < 12,8 5,5

Подъем туловища из положения, лежа, кол-во раз за 1 мин 67,1±3,2 69,8±6,8 > 2,7 3,9

Кол-во ударов руками за 15 с 79±4,2 98±3,6 < 19 19,4

Кол-во ударов ногами за 15 с 26,3±1,31 33±1,6 < 6,7 20

Сила одиночного прямого удара правой рукой, кг 78,4±6,4 88,4±7,9 < 10 11,3

Сила одиночного прямого удара левой рукой, кг 41,6±5,2 56,4±8,2 < 14,8 26,24

Сила одиночного прямого удара правой ногой, кг 71,8±9,2 110,8±8,7 < 39 35,45

Сила одиночного прямого удара левой ногой, кг 77,2±7,2 96,1±6,2 < 18,9 19,7

Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение.

Исходя из полученных за время исследования результатов, характеризующих быстроту, динамическую силу, взрывную силу, скоростные и координационные качества спортсменов учебно-тренировочной группы третьего года обучения 13-14 лет, можно утверждать, что внедрение комплексов специально физических упражнений, обеспечивают благоприятные условия для, увеличения и постоянного роста специально физической подготовленности кикбоксеров.

В контрольном упражнении, оценивающем взрывную силу «прыжок в длину с места» прирост результата по данным математической статистики носит достоверный характер (р<0,05). В начале педагогического исследования результат составлял 217,3 см, в конце 230,1 см, динамика составила 12,8 см.

Динамика результата в контрольном упражнении «подъем туловища из положения, лежа за 1 мин».

Работа над мышцами брюшного пресса была целью каждой тренировки, поскольку они вместе с мышцами поясницы образуют одно целое — мышечный корсет, защищающий жизненно важные органы и играющий стабилизационную роль.

В данном контрольном испытании наблюдается достоверный прирост результата. В начале исследования результат составлял 67,1 раз, в конце 69,8, в целом динамика составила 2,7 раз (р<0,05).

Динамика быстроты ударов руками и ногами по боксерскому мешку за 15 сек.

Быстрота - это способность выполнить движение в минимально короткое время, для многократного повторения движения быстрота характеризуется частотой движения в единицу времени.

По данным показателем в группе испытуемых наблюдается достоверный прирост. В контрольном упражнении «удары руками за 15 сек» в начале исследования результат составлял 79 ударов, в конце 98 ударов, динамика 19 ударов (р<0,05). Данное контрольное испытание является одним из самых информативных, отражающих условия соревновательного поединка в ката ,и достоверное увеличение показателя гарантирует быстроту реакции и силы в возможной соревновательной ситуации, т к. сейчас в спортивных соревнованиях по ката высокого уровня ценится скорость и точность исполнения технических действий. В тренировочном процессе также значимо выполнение упражнений самостоятельно с созданием ситуации соревнований.

В упражнении, оценивающем взрывную силу ног «удары ногами за 15 сек» в начале исследования результат составлял 26,3 ударов, в конце 33 удара, прирост составил 6,7 ударов (р<0,05). На достоверный прирост данного качества повлияли упражнения, выполняемые с отягощениями, со жгутом, упражнения с удерживанием партнёра за пояс при стартовой работе, отработка ударов на лапах и боксерском мешке и т. п.

Динамика результатов в контрольном упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 30 с (кол-во раз)».

«Сгибание-разгибание рук, в упоре лежа» - наиболее эффективное упражнение для укрепления мышц спины, упражнение в первую очередь развивает мышцы груди, кроме того, статическую нагрузку получают мышцы живота и ног. Что очень важно при выполнении техники ударов руками для включения в движение мышц спины. Анализ полученных результатов показал, что в начале исследования испытуемые выполняли 18,4 «отжиманий» за 30 сек, в конце исследования - 21,1 раз (р>0,05). На положительную динамику результатов данном тесте повлияло выполнение «отжиманий» с различной постановкой рук, и системы упражнений для связок и сухожилий спины и межрёберных мышц

Динамика в контрольном упражнении «сила одиночного удара ногой и рукой

(кг)».

Удары рукой и ногой являются эффективным средством поражения противника. При субъективной оценке на первый план выходит скорость движения и стартовая работа. При увеличении стартовой работы и скорости техники увеличивается сила и мощь ударов, что достигается при комплексной тренировке физической силы. Сила удара в ударных единоборствах в основном определяется скоростью и зависит как от физической силы человека, так и от техники, посредством которой выполняется удар. Максимальной силы удара можно достигнуть только оптимальной скоординированностью движений всего тела, в частности ног, туловища и рук, а также правильной работой суставов (локтей и коленей) и мышц.

В начале исследования показатели силы удара правой рукой составляла 78,4 кг, в конце исследования 88,4 кг, прирост силы составил 10 кг (р<0,05); сила удара левой рукой составляла 41,6 кг, в конце - 56,4, прирост составил 14,8 кг (р<0,05); сила удара правой ногой в начале исследования составляла 71,8 кг, в конце исследования 110,8 кг, прирост

39 кг (р<0,05); сила удара левой ногой в начале исследования составляла 77,2 кг, в конце исследования 96,1 кг, прирост 18,9 кг (р<0,05). На повышение результата повлияли упражнения, выполняемые в тренажерном зале, становая тяга, подъем штанги на вытянутые руки, жим лёжа, средства атлетической гимнастики (на укрепление большой грудной мышцы, трехглавой мышцы плеча, дельтовидной мышцы; мышц предплечья; удары с резиновым эспандером и др.).

Для увеличения силы удара ногами применялись упражнения: отработка прямого удара с использованием утяжелителей небольшого веса при многократных повторениях, растяжка связок и сухижилий упражнение с партнёром на сопротивление и др.

ВЫВОД

Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет основную задачу тренировки.

В одном тренировочном занятии целесообразно давать нагрузку определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности.

Особо следует отметить, что при воспитании скоростно-силовых способностей, чрезмерное увеличение силовой подготовки отрицательно влияет на координационные способности. Силовая подготовка только до определенного уровня и при определенной направленности влияет на улучшение качества быстроты.

При воспитании скоростно-силовых способностей кикбоксеров необходимо заботиться не о наращивании мышечного объема, а о совершенствовании нервной системы, которая управляет мышечной силой.

Упражнение, направленное на развитие скоростных качеств, должно выполняться с максимальной скоростью или мощностью. В таком упражнении при каждом повторении будет совершенствоваться мощность анаэробных алактатных источников энергии, кото -рые обеспечивают взрывную и скоростную работу. Кроме того, начальная фаза этого упражнения должна начинаться с мгновенного и точного реагирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский Ю.В. Методология и принципы программирования тренировочного процесса в скоростно-силовых видах спорта / Ю.В. Верхошанский // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сборник трудов. -Москва [б. и.], 1984. - С. 146-165.

2. Волков В.М. Возрастная физиология физических упражнений : учебное пособие / В.М. Волков. - Смоленск, 1978. - 136 с.

3. Михайлов А. С. Функционально - физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. психол. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. - Н.Челны., 2013. - 150 с.

4. Михайлов, А.С. Совершенствование технико-тактической подготовленности спортсменов ударных видов единоборств при помощи подводящих упражнений / А.С. Михайлов, Е.В. Кошкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 41-43.

5. Подойницын, В.В. Бокс, кикбоксинг: лайт - контакт, фулл - контакт, фулл - лоу кик. Начальное обучение. Спортивное совершенствование / В.В. Подойницын. - Новосибирск : Советская Сибирь, 2007. - 134 с.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (1984), "Methodology and principles of programming the training process in speed-strength sports, Methodological problems of improving the system of sports training of qualified athletes: collection of works, Moscow, pp. 146-165.

2. Volkov, V.M. (1978), Age-related physiology of physical exercises: textbook, Allowance, Smolensk.

3. Mikhaylov, A.S. (2013), Functional and physical training of kickboxers using various modes of breathing exercises, dissertation, N.Chelny.

4. Mikhailov, A.S. and Koshkin, E.V. (2015), "Improving the technical and tactical preparedness of athletes of shock martial arts using lead exercises", Physical education: upbringing, education, training, No. 6, pp. 41-43.

5. Podoinitsyn, V.V. (2007), Boxing, kickboxing: light contact, full contact, full low kick. Initial training. Sports improvement, Soviet Siberia, Novosibirsk.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Ирина Михайловна Симонова, старший преподаватель, Алла Владимировна Екимова, старший преподаватель, Евгений Алексеевич Сергеев, старший преподаватель, Полина Федоровна Сапова,

старший преподаватель, Дмитрий Владимирович Шухарт, преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, что способствует эффективности образовательной деятельности. Целью работы является изучение основ профессиональной ориентации студентов, формирование их самоопределения, как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Рассматриваются основные направления профориентации студентов старших курсов УрГУПС (Уральский государственный университет путей сообщения). На основе данных проведенного тестирования по методике оценки профессиональных интересов и способностей И.Л. Соломина «Ориентация», выявлены интересы и предпочтения студентов в выборе будущей профессии. Рассмотрена деятельность вуза, направленная на самоопределение будущих специалистов железнодорожного транспорта, на воспитание конкурентоспособных студентов, на адаптацию их к социальной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студент, профориентация, профессиональное самоопределение, специалист, профессия, транспортный вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p263-266

PROFESSIONAL GUIDANCE FOR UNIVERSITY STUDENTS

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Irina Mikhailovna Simonova, the senior teacher, Alla Vladimirovna Ekimova, the senior teacher, Evgeny Alekseevich Sergeev, the senior teacher, Polina Fedorovna Sapova, the senior teacher, Dmitry Vladimirovich Shuhart,

the teacher, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The most important professional motivation of modern student youth is the orientation towards the profession as a means of self-development, which contributes to the effectiveness of educational activities. The purpose of the work is to study the foundations of the professional orientation of students, the formation of their self-determination, as one of the most important factors in the formation of a future specialist. The main directions of vocational guidance for senior students of USURT (Ural State University of Railway Transport) are considered. Based on the data of the conducted testing according to the methodology for assessing the professional interests and abilities of I.L. Solomin "Orientation", the interests and preferences of students in choosing a future profession are revealed. The activities of the university, aimed at self-determination of future railway transport specialists, at the education of competitive students, at their adaptation to social and professional activities, are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.