Научная статья на тему 'Особенности спортивной подготовки женщин, занимающихся профессиональным мини-футболом'

Особенности спортивной подготовки женщин, занимающихся профессиональным мини-футболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1448
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК / ЖЕНСКИЙ МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эрдонов Ориф Латипович

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности спортивной тренировки женщин, специализирующихся по мини-футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности спортивной подготовки женщин, занимающихся профессиональным мини-футболом»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МИНИ-ФУТБОЛОМ Эрдонов О.Л.

Эрдонов Ориф Латипович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,

кафедра физического воспитания, факультет информационных коммуникационных технологий в сфере профессионального образования, Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада аль-Хорезми, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения эффективности спортивной тренировки женщин, специализирующихся по мини-футболу. Ключевые слова: спортивная подготовка, особенности спортсменок, женский мини-футбол.

Стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов, а также то -обстоятельство, что без успехов в этой области ни одно государство не сможет войти в группу лидеров в чемпионатах Мира и Азии по мини-футболу которое способствует повышению роли женского спорта.

Рост участия женщин в спортивных играх, достижение ими ведущих позиций в спорте на национальном и мировом уровнях вызывают большой интерес общественности к развитию женского спорта.

Продолжительность и структура многолетнего процесса спортивной подготовки зависят от многих факторов, среди которых ведущее место занимают закономерности становления различных аспектов мастерства, формирование адаптационных механизмов в главных функциональных системах, индивидуальные и половые особенности спортсменок, а также содержание самой тренировки с учетом состава средств и методов, динамики нагрузки, построения тренировочных циклов различной продолжительности, направленности и характера [1].

Исследовательская база в области влияния максимальных нагрузок скоростно -силового и собственно-силового характера на женский организм, а так же процессов адаптации, с точки зрения диморфических различий в спорте, к субмаксимальным и максимальным напряжениям физической и психологической направленности явно недостаточна. Это связано с тем, что в системе спортивной тренировки кроме общих положений для мужчин и женщин существуют особенности характерные только для спортсменок, они и приводят к различиям в протекании адаптационных процессов в женском организме. Так, для женщин характерны специфические особенности деятельности мозга, высокая эмоциональная возбудимость и более раннее развитие физических качеств в процессе онтогенеза [1].

В этом аспекте одним из менее изученных и наиболее перспективных видов спорта является женский мини-футбол. В свою очередь, рассматривая особенности управления учебно-тренировочным процессом в женском мини -футболе, отмечается, что девушки и женщины обладают меньшими способностями к быстрым и сильным движениям, что может стать причиной затруднения в овладении техникой специализированных упражнений и неудач в соревнованиях. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо специально заниматься улучшением их скоростно-силовой подготовки.

Также к особенностям спортсменок, продолжающих тренироваться в период месячных, обычно нет морфологических и функциональных отклонений от нормы, а

их участие в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах цикла делает спортивные успехи обычными или нередко рекордными. По исследованиям [11] результаты улучшаются лишь у 18,4% а у спортсменок, не тренирующихся в этих фазах, спортивные успехи в соревнованиях останется у 56,5% на обычном уровне, у 43,5% снижаются.

Известно, что в среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем у мужчин. Так у женщин меньше рост и масса тела, туловище несколько длиннее, чем у мужчин, а ширина таза меньше [5].

Мускулатура у женщин развита меньше, чем у мужчин и не превышает 35% от веса тела (у мужчин 40-50%). Отложение жировой ткани у женщин больше, чем у мужчин (28 против 18%) что приводит к менее выгодному соотношению между мышечной массы и весом тела [4]. В то же время женщины более гибки, чем мужчины, так как у них эластичный связочный аппарат.

Прогрессирующей тенденцией спорта высших достижений является приближение объема и интенсивности тренировочных нагрузок к пределу функциональных возможностей организма спортсменки. Очень остро эта проблема отражается в спортивных играх, особенно в мини-футболе. Управление подготовкой спортсменок требует объективных данных о состоянии организма и уровне ее тренированности на конкретном этапе подготовки. Наиболее доступным, легко программируемым, регистрируемым и достаточно информативным показателем контроля за состоянием здоровья и физической работоспособности спортсменки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Комплексное применение электронно-технической аппаратуры в программировании и контроле за ЧСС позволяет более точно управлять тренировочным процессом, избегая перенапряжения и перетренированности организма [3, 6, 10].

Максимальная ориентация на индивидуальные особенности спортсменки, адекватность функциональных и метаболических возможностей планируемым тренировочным и соревновательным нагрузкам, рекреациям, питанию, средствам восстановления представляют несомненные резервы повышения эффективности спортивной тренировки.

Однако медико-биологические аспекты подготовки юных и взрослых спортсменок нуждаются в дальнейшем обосновании и исследовании адаптационных возможностей их основных физиологических систем к предельным физическим напряжениям. Так, на сегодняшний день при планировании тренировочного процесса не учитывается такая биологическая особенность организма женщин, как цикличность гипоталамо-гипофизарно-овариально-адреналовой системы. Вместе с тем циклические изменения гормонального статуса обусловливают специфику нейрогуморальной регуляции и координации функций всех физиологических систем [2, 8, 9].

Второй проблемой можно считать разработку научно-методических основ оптимизации тренировочных нагрузок и их физиологического обоснования с учетом изменений функциональных возможностей женского организма, позволяющих добиваться высоких спортивных результатов без угрозы для их здоровья [7, 9].

В заключение можно сказать, что завоеванная женщинами-спортсменками возможность заниматься всеми видами спорта создает уникальные перспективы для науки в плане изучения особенностей адаптационных ресурсов женского организма. Нет других жизненных ситуаций, таких как спортивная деятельность, позволяющих женщинам проявлять огромные функциональные, в том числе и адаптационные возможности. В практике спорта высших достижений особое значение должна приобрести специфика управления тренировочным процессом девочек и девушек спортсменок высокой квалификации.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что перспективы развития женского спорта, вне всякого сомнения (и в большей мере), зависят от разработки дифференцированной методики построения спортивной подготовки женщин.

77

Список литературы

1. Ахундова Р.С. Морфофункциональные критерии отбора в женском спорте / Р.С. Ахундова, Ш.А. Машедова, И.А. Рутсамова и др. // Современная морфология - физической культуре и спорту. М., 1987. С. 15-27.

2. Сологуб В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: Автореф. дис. канд. биол. наук. Харьков, 1989. 20 с.

3. Кошбахтиев И.А., Эрдонов О.Л. Использование мониторов сердечного ритма для оценки соревновательной и тренировочной нагрузки при подготовке спортсменок высокой квалификации по мини-футболу. / И.А. Кошбахтиев, О.Л. Эрдонов // Журнал Ташкент «Фан-спортга», 2009. № 2. С. 21-27.

4. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Спорт и сердце. / С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Москва: «Физкультура и спорт», 1961. 40 с.

5. Озолин Н.Г. Легкая атлетика: Учебник / под общей редакцией Н.Г. Озолитна, Д.П. Маркова 2-е издание. М.: «Физкультура и спорт», 1972. 672 с.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов // К.: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

7. Федоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта: Учебное пособие / Л.П. Федоров. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. 54 с.

8. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: Монография / Н.А. Фомин. М.: Теория и практика физ. Культуры, 2003. 383 с.

9. Шахлина Л.Г. Индивидуальный подход как одно из направлений совершенствования системы спортивной тренировки женщин / Л.Г. Шахлина // Материалы IV международной научной конференции. Катовице, 1997. С. 506-515.

10. Эрдонов О.Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография / О.Л. Эрдонов. Карши: «Насаф», 2011. 114 с.

11. Ягунов С.А., Старцева Л.Н. Спортивная тренировка женщин / С.А. Ягунов, Л.Н. Старцева // М.: Медгиз, 1959. 173 с.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ

Тогаев Г.Ш.

Тогаев Голиб Шарипович - ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем, как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи.

Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, преемственность.

Стержнем преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем является трудовое воспитание учащейся молодежи, обязательное условие которого непосредственное участие школьников в общественно полезном и производительном труде. Для обеспечения требования преемственности между школой и профессиональным образовательным учреждением должен стать процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.