Научная статья на тему 'Особенности спортивного телерепортажа (на примере телеканала «Матч ТВ»)'

Особенности спортивного телерепортажа (на примере телеканала «Матч ТВ») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
859
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный репортаж / спортивная журналистика / особенности / прямой эфир / телевидение / sports reporting / sports journalism / features / live broadcast / television

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбач Никита Алексеевич

В данной статье автор дает подробную характеристику и анализ специфических особенностей спортивного репортажа на телевидении. В качестве изучаемого объекта взяты материалы российского телеканала «Матч ТВ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности спортивного телерепортажа (на примере телеканала «Матч ТВ»)»

Word in science No. 10, 2022

Особенности спортивного телерепортажа (на примере телеканала «Матч ТВ»)

Горбач Никита Алексеевич

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия) АННОТАЦИЯ

В данной статье автор дает подробную характеристику и анализ специфических особенностей спортивного репортажа на телевидении. В качестве изучаемого объекта взяты материалы российского телеканала «Матч ТВ».

Ключевые слова: спортивный репортаж, спортивная журналистика, особенности, прямой эфир, телевидение

Keywords: sports reporting, sports journalism, features, live broadcast, television

В спортивной тележурналистике репортаж является ключевым и ведущим жанром, который не просто служит элементом для создания других программ и эфиров, он существует самостоятельно и набирает самые высокие рейтинги телеканала. Такое большое значение и популярность жанру придаёт его собственное предназначение - описание непосредственно происходящего на месте события [5], то есть это трансляции и сюжеты с различных Чемпионатов, турниров, матчей и других спортивных мероприятий, которые представляют самый главный интерес для аудитории. Спорт, сам по себе обладает захватывающем характером: никогда нельзя точно предугадать победителя, постоянно идёт ожесточенная борьба, накал страстей, даже шахматные противостояния, не оставляют человека равнодушным к происходящему.

Разумеется, прямая задача СМИ не просто рассказать большому числу людей о таком интересном явлении, как спорт, они должны приумножить этот интерес в разы, сделать так, чтобы аудитория приобщалась большими массами к просмотру спортивного контента. Значительным плюсом здесь является сам спорт, помимо своей зрелищности, он играет важную роль в жизни каждого человека: польза для здоровья, политическое положение, при котором правительство заинтересовано в его всяческой поддержке и развитии, потому что он выступает мощным двигателем патриотического настроения, который в самые значимые моменты, чаще всего на играх или соревнованиях национальных сборных, делает всех жителей страны ближе: все находятся в одинаковом эмоциональном состоянии, прекрасно понимаю друг друга, словно болельщики становятся единым организмом в самые важные моменты.

Телевизионная журналистика, благодаря её визуализации события, подходит для спорта больше всего. Технологии XXI века улучшают спортивные репортажи настолько, что трансляции становятся сопоставимы по интересу и качеству даже с фильмами. Спортсмены становятся настоящими кумирами миллионов, не только из-за своих действий во время состязаний, но и с помощью интервью, реклам, участий в различных телевизионных шоу, по сути, они становятся медийными личностями, как те же актёры или музыканты. И всё это из-за развития СМИ, её технологий и методик. В обществе активно

растёт интерес к разным видам спорта: люди постепенно сами начинают заниматься футболом, баскетболом и т.д. и приучают к этому другие поколения. Во многом этому помогает визуализация контента, которая происходит в репортажах, зритель видит, как его любимый футболист бьёт по мячу, а затем празднует этот гол, после этого он выходит на ближайшее футбольное поле и стремится повторить, увиденные движения, чтобы быть таким же, как его кумир.

Далее необходимо разъяснить, что работы на крупных спортивных событиях снимают в рамках «прямого» репортажа. «Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда» [4]. Другие специалисты определяют этот вид репортажа, как отдельный жанр «комментарий» [3]. Но мне кажется, что современная степень развития телетрансляций, с помощью новых элементов: инфографики, прямых включений репортеров с бровки, флэш интервью, включения экспертов из студии, позволяет рассматривать данный жанр, как разновидность спортивного репортажа.

Данный формат является основным для спортивных телеканалов: он составляет основное содержание их эфира, чтобы проиллюстрировать данную формулировку, обратимся к конкретной ситуации.

На примере обычного футбольного матча, можно установить, насколько репортаж со спортивного события влияет на количество контента, производимого телеканалом. Ещё перед матчами канал выпускает различные анонсы, это может быть небольшой ролик, в виде рекламы предстоящей трансляции или короткой нарезки интервью футболистов, затем начинается производство аналитической программы перед матчем: в студии приходят эксперты, бывшие футболисты, тренеры, журналисты, они рассуждают о предстоящем матче, приводя различные факты и доводы в доказательство своего прогноза. Самому матчу уделяется особое внимание, по ходу трансляции происходят включения репортёров с бровки поля, мини интервью, эксперты в студии в перерыве. И вот уже после матча вновь в эфир выходит аналитическая программа с экспертами, но уже с подробным разбором состоявшегося матча. Таким образом, всего лишь один футбольный матч позволяет сделать целый ряд различного рода контента, а если учитывать, что чаще всего в футболе таких матчей по несколько в день, а телеканал проводит такую работу с трансляциями множества других видов спорта, то можно смело заключить ключевой характер рассматриваемого жанра для спортивного телевизионного вещания.

Для того чтобы профессионально работать в прямом эфире спортивного репортажа, журналист должен быть готов к особенностям данного жанра. Константин Алексеев и Сергей Ильченко в своём учебном пособии по спортивной журналистике выявили следующую специфику работы телерепортёра на спортивном событии:

1. Готовность к импровизации и спонтанность. В спорте нет чётко выстроенного сценария, из-за этого основная часть работы журналиста строится на импровизации. Конечно, определенные действия спортсменов, правила, структура игры, известно ещё до начала соревнований, но их действие и порядок предугадать невозможно, а в некоторых случаях действия категорически не относятся к спортивному противостоянию. Например, в 2019 году на финале Лиги чемпионов «Тоттенхэм» -«Ливерпуль» на поле мадридского стадиона «Ванда Метрополитано» выбежала блондинка в черном купальнике. Арбитр встречи Дамир Скомина на несколько секунд остановил игру - пока стюарды уводили девушку с газона. Данную ситуацию невозможно предугадать, она хоть и случается на различного рода матчах, но уж точно не является чем-то обыденным и ожидаемым, здесь важную роль играет импровизационное мастерство комментатора: он может грамотно отвести внимание зрителей от происходящего, подметить интересный факт, указать статистику встречи или акцентировать внимание на поступке болельщицы, попытаться его позитивно представить, чтобы зритель считал это приятным дополнение к матчу, а не раздражающим перерывом в важной игры.

2. Эрудиция. Профессия журналиста изначально предусматривает высокую информированность, касательного любой области знаний. В телевизионном эфире спортивного состязания, это качество служит одним из наиболее эффективных инструментов комментатора. Каким бы зрелищным не был спорт, говорить часами лишь о происходящем на месте событий представляется невозможными для любого, даже самого высококвалифицированного специалиста, поэтому в такие моменты комментатор обращает внимание на различные факты связанные с игроками на поле, это может быть их биография или статистика, может быть акцентированное внимание в сторону команды, а может даже к городу,

в котором проходят соревнования. Часто во время трансляций олимпийских игр репортёры большое внимание во время эфира уделяют олимпийской деревне, где во время состязаний живут спортсмены: подмечают интересный факт коммуникаций между участниками игр, или особенность их культуры, которая выделяется на общем фоне. Это качественный, а главное интересный приём для того, чтобы как-то разнообразить основные действия, главное не слишком сильно растягивать данное отступление и не ставить его выше действий трансляции, если в игре происходит интересный момент, необходимо прекратить повествование истории приключится на встречу и дополнить её позже.

3. Равенство журналиста и зрителя. Во многом, это дополнение к примеру предыдущего пункта, зритель, в первую очередь, включает телевизор ради спортивного соревнования, а не авторского комментария. Необходимо чётко ощущать равновесии между комментариями и происходящем. Комментарии не должны быть слишком развёрнутыми, нудными, субъективными. Тогда они отвлекают зрителя, и он не может сосредоточиться на основной сути эфира - спорте.

4. Присутствие журналиста на месте события. В очередной раз обратимся к главному предназначению репортажа, которое заключается в виртуальном погружении человека в атмосферу происходящего. Комментатор, даже если он ведёт эфир из офиса, должен работать, как человек, находящийся прямо на одной из трибун. Эффектным приёмом, пользующимся особой популярность у комментаторов, можно назвать своего рода 1^е-трибун, в этот момент комментатор говорит о невероятной атмосфере на стадионе и прекращает говорить, чтобы в эфире было слышно звук с камеры, передающий громкие крики и песни фанатов команд.

5. Правильное взаимодействие с оператором и режиссёром. Журналист должен правильно выстраивать свой текст, чтобы он в сочетании с видеотрансляцией был уместным и показательным. Это достигается, благодаря взаимодействию во время эфира с оператором и режиссёром трансляции, которые подбирают нужный ракурс для комментатора для просмотра момента или запускают его повтор для уточнения или анализа телезрителя.

6. Ответственность. Прямой эфир нельзя подкорректировать с помощью монтажа, поэтому на журналиста ложится вся ответственность за происходящее в кадре. Дополнительной трудностью, отличающей спортивный репортаж от других видов жанра, является его импровизационный характер, то есть комментатор без сценария должен на ходу составлять свой текст, который будет достойным и приемлемым для всех телезрителей. А также, из-за повышенной эмоциональности спорта, журналист должен иметь хорошее самообладание, подробнее об это будет указано в следующем пункте.

7. Эмоциональность. Это очень важная часть репортажа для журналиста, потому что от того, как хорошо она будет выполнена, будет зависеть восприятие аудитории. Эмоциональный комментатор может сделать интересным даже самый унылый матч без ударов и опасных моментов. Эмоции оказывают на зрителя значительный эффект присутствия, поэтому журналист обязан ими пользоваться, и делать надо в меру и в самых подходящих местах: когда команда забивает гол, спортсмен начинает показывать высочайший уровень мастерства или когда происходит что-то волнительное на месте событий. Если переборщить с восклицаниями, то интерес аудитории будет пропадать, основное внимание от темы эфира перейдёт к комментатору, что, исходя из материалов, представленных выше, является губительным для репортажа.

8. Богатство и красочность языка. Данная тема крайне обширна и значима на телевидении: многие лингвисты пишут свои работы, опираясь на примеры спортивных эфиров. Действительно, чтобы на протяжении долгого времени вести прямой эфир, нужно обширное знание языка. В спортивном репортаже, за время его достаточно продолжительной истории, возникла проблема своеобразных штампов и речевых клише, которые появились из-за того, что такие понятия как победа, поражение, матч слишком часто употреблялись комментаторами и они начали придумывать к ним аналогии, которые со временем также стали массово употреблять другие специалисты. Чтобы вносить различного рода разнообразие, создавать собственную специфику комментирования, журналисты стали заимствовать понятия из других областей, например, из военной тематики: «футболисты установили плотную оборону своей крепости». Телеканалам пришлось придумать систему защиты от таких оборотов комментаторов, был создан список слов и фраз за употребление которых специалисты штрафовались.

В этом основные особенности прямого репортажа. Что же касается обычного спортивного репортажа, то его специфика не сильно отличается от стандартного. Разберем подробнее особенности

спортивного репортажа на примере работ российского федерального общедоступного канала «Матч ТВ». Представленные репортажи были выбраны для анализа, потому что они наиболее характерно могут продемонстрировать основные особенности рассматриваемого жанра.

Для начала разберём примеры обычного информационного спортивного репортажа, которые чаще всего используется на канале в передаче новостей или в программе «Все на МАТЧ». Самый обсуждаемым репортажем последних лет стала работа Евгения Евневича во время прямого включения с ВЭБ Арены перед матчем ЦСКА - «Ахмат» в 2019-ом году [2]. Задачей репортера было представить последние новости о составе играющих команд. Евгений работал в прямом эфире, поэтому он заранее подготовил достаточно грамотный текст, в котором он четко представил необходимую информацию. Ключевой особенностью и одновременно с этим главной ошибкой данного репортажа стал неправильно подготовленный стендап (stand-up): репортёр в качестве локации использовал футбольное поле, которое начали поливать перед матчем. Этот процесс механический и остановить его было нельзя, поэтому репортёр дважды был облит струёй холодной воды, однако стоит отметить его профессионализм, несмотря на возникшие трудности, он продолжил вести репортаж, благодаря чему сделал один из самых просматриваемых репортажей на странице «Матч ТВ» на сайте «YouTube». Данный пример иллюстрирует особую важность процесса подготовки стендапа в репортаже, чтобы избежать различного рода казусов, которые могут испортить материал, нужно рассматривать абсолютно все мелочи не только содержания текста, но и локации с техническим оснащением. В данном примере, репортёру повезло, что вода не испортила аппаратуру и позволила провести включение до конца, но, если бы проблема была серьёзнее, то работу бы ждал неминуемый провал.

Одним из лучших репортеров телеканала «Матч ТВ» является Дмитрий Зани», в 2019 году он получил премию ТЭФИ за репортаж «Чемпионат мира LIVE». Для анализа был выбран его репортаж с матча Португалия - Мексика на кубке конфедераций в 2017 году [1]. Дмитрий находится в окружении мексиканских болельщиков, которые своим видом и поведением помогают с первых минут репортажа окунуться в атмосферу спортивного праздника. Четко прослеживается профессиональный подход к стендапу: репортёр заранее договорился с болельщиками, которые в прямом эфире исполнили песню и одели ведущего в свою национальную атрибутику. Также стоит отметить профессионализм ведущего, который не теряется в столь шумной и хаотичной обстановке, он сохраняет нужную структуру жанра, передаёт эмоции болельщиков и основную тему своего репортажа, всё это смотрится максимально органично, ярко и самое главное интересно. Такую работу можно смело назвать образцовой для спортивного репортажа.

Прямой репортаж, осуществляющийся в формате трансляций, в достаточном количестве присутствует на телеканале, как было указано ранее, такие эфиры служат его основным контентом. Рассматривая данный жанр нельзя обойти стороной работы телекомментатора Дмитрия Губерниева. Он обладает разносторонними талантами журналиста и работает сразу в нескольких жанрах, но основной род его деятельности - это работы на прямых трансляциях. Чаще всего его голос можно услышать при просмотре биатлона, многие называют его «голосом» этого вида спорта, однако он также успешно работает и на чемпионатах по водным видам спорта и даже на песенном конкурсе «Евровидение». Выделить какую-то конкретную работу Губерниева для анализа достаточно сложно, по сути, можно взять любую из них, потому что характерный стиль комментатора можно выделить в каждой из них, это признак его высокого мастерства. Поэтому для анализа, более эффективным представляет разбор не конкретной работы, а более общего представления о специфике его работы. В первую очередь, при просмотре сразу выделяется особенности его речи: четкая дикция, грамотно выстроенные предложения, особая постановка акцента в тексте, которая позволяет быстро уловить его главную мысль. Комментатор разъясняется простым и понятным каждому языком, он проявляет уважение и любовь к спортсменам всех сборных. Такой стиль приятен зрителю, нет негатива, чего-то сложного и непонятного. Эмоциональность Губерниева помогает вызывать у аудитории сильное чувство переживания за итоговый результат гонку. Дмитрия использует множество восклицательных предложений, особенно часто в финальных стадиях соревнований. На финальном этапе ему удаётся стать одним из болельщиков, который искренне переживает за свою сборную, при этом оставаясь тем же тем же комментатором в эфире, который не высказывает оскорблений и оставляет свой текст конструктивным и интересным. Не вызывает сомнений его эрудиция: он хорошо знает историю российского спорта, часто упоминает во время эфира имена великих советских спортсменов и тех, кто относительно не давно завершил свою профессиональную карьеру. Большим плюсом, как для комментатора, служат условия, в которых проходят соревнования, например, по биатлону: спортсмены

живут рядом с журналистами, постоянно находятся в процессе общения, за счёт своей обаятельности Дмитрий познакомился с большинством биатлонистов, чьи действия на лыжне и стрельбище он регулярно комментирует. Создаётся впечатление, что в репортажах он не просто даёт сухие факты о спортсменах, он будто бы говорит о своём близком друге, с теплотой рассказывает последние новости из его жизни, благодаря этому зритель сам становится ближе ко всему происходящему в мире биатлона.

Все перечисленные особенности его деятельности помогают зрителю получить максимальное удовольствиеотпросмотратрансляции. Эффектпогружениядостигаетсяблагодаряегоэмоциональности и постановке речи, профессиональная составляющая которой представляет огромный интерес даже для научных исследований. Безусловно, данный специалист является одним из лучших представителей своего жанра, а также на его примере можно в очередной раз убедится в полезном воздействии СМИ на спорт. Биатлон не был бы таким популярным и не имел бы такого большого числа спортсменов, если бы репортажи его соревнований не были бы на столь высокоразвитом уровне. А в России достаточно затруднительно представить трансляцию данного вида спорта без комментариев Дмитрия Губерниева.

Если постараться установить общую специфику спортивного телерепортажа на примере телеканала «Матч ТВ», то можно сделать вывод, что в основном она схожа с представленными выше, однако есть репортёры, которые могут нарушать основные принципы правильного подхода к созданию различных элементов данного жанра, однако такие случаи носят редкий характер. В репортажах телеканала «Матч ТВ» не встречаются попытки какого-либо новаторства, они используют классические приёмы в сочетании с последними трендами, которые вызваны развитием цифровых технологий: графические 3-0 изображения, например, иллюстрация статистики по ходу соревнования или новая система более удобных видеоповторов. В целом можно положительно охарактеризовать процесс создания репортажей на телеканале, потому что он достаточно прогрессивен и разнообразен, во многом благодаря специалистам, работающим в данной сфере.

Таким образом, отличие спортивного репортажа от стандартного лишь в том, что спортивные репортажи создаются в рамках одной тематики, и чтобы представить качественную работу в данном жанре необходимо быть хорошо эрудированным в знаниях о спорте: его правил, структуры чемпионатов, названии и истории команд и т.д. Если репортажем занимается журналист, увлекающийся спортом во всех его проявлениях, то ему без труда удастся погрузить любого зрителя в атмосферу события и правильно представит нужные факты.

ИСТОЧНИКИ:

1. Репортаж перед матчем Португалия - Мексика на Кубке конфедераций 2017. [Электронный ресурс] Автор Дмитрий Занин. «ООО «Национальный спортивный телеканал». Новости за 18.06.2017. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ec7Tfln2ShA&feature=emb_logo

2. Репортаж перед матчем ЦСКА - «Ахмат» на чемпионате России по футболу [Электронный ресурс] Автор Евгений Евневич. «ООО «Национальный спортивный телеканал». - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OTZPtaI5IBc

ЛИТЕРАТУРА:

3. Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.

4. Егоров В. М. Телевидение: теория и практика: Учеб. пособие. Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993.

5. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.