Научная статья на тему 'Особенности создания журналистского текста на социальную тематику (на примере собственных материалов)'

Особенности создания журналистского текста на социальную тематику (на примере собственных материалов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1503
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / ЖАНР / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаревская Мария Александровна

Сегодня на фоне общей коммерциализации СМИ всё чаще на первое место ставят инфотеймент, забывая о своей роли как социального института. Социальная журналистика призвана формировать морально-нравственные модели социума и оказывать реальную помощь всему обществу. Существующие в отечественной журналистской науке немногочисленные исследования в основном направлены на изучение содержательного аспекта данного направления журналистики. Мы обратились к его содержательным, формальным, «производственным» особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности создания журналистского текста на социальную тематику (на примере собственных материалов)»

М. А. Бондаревская

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ (НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Сегодня на фоне общей коммерциализации СМИ всё чаще на первое место ставят инфо-теймент, забывая о своей роли как социального института. Социальная журналистика призвана формировать морально-нравственные модели социума и оказывать реальную помощь всему обществу. Существующие в отечественной журналистской науке немногочисленные исследования в основном направлены на изучение содержательного аспекта данного направления журналистики. Мы обратились к его содержательным, формальным, «производственным» особенностям.

Ключевые слова: социальная журналистика, СМИ, жанр, журналистский текст.

Докоммуникативный этап создания журналистского текста на социальную тематику начинается с выбора темы. Среди требований к таким материалам выделяют актуальность, значимость, общественный интерес. Не менее важна функциональная составляющая и возможность раскрытия в теме новых граней рассматриваемых социальных проблем. Эти факторы являются ведущими для социальной журналистики и отличают её от других направлений.

Творческая деятельность журналиста начинается на стадии замысла материала. С этим этапом связана необходимость в накоплении сведений. Чем материала больше, тем шире журналист способен рассмотреть проблему. В социальной журналистике важно не только выявить сущность рассматриваемой проблемы, но и определить пути её решения.

На этапе планировки и конкретизации рабочей идеи осмысляется направленность материала и определяется его содержание. Здесь в большей степени проявляется журналистское творчество. Социальный корреспондент должен уделять большое внимание собственным оценкам происходящего, поскольку темы, рассматриваемые в этой отрасли журналистики, зачастую имеют особую остроту и неоднозначность.

Метод сбора первичной информации является базовым этапом журналистского творчества, он определяет содержательность будущей публикации. Существует несколько классификаций журналистских методов; они разнообразны, а задача каждого журналиста состоит в том, чтобы небезосновательно выбрать из них наиболее необходимый в конкретной ситуации. Все традиционные журналистские мето-

ды - наблюдение, интервью, эксперимент - используются и в социальной журналистике. При этом особое значение именно для социального журналиста составляют некоторые методы, в частности, сюда можно отнести метод включённого наблюдения.

Нетрадиционные журналистские методы также находят применение в данной области журналистики. Прежде всего к ним можно отнести прогнозирование (поисковое и нормативное) и биографический метод. Особенность биографического метода состоит в том, что он создавался именно для применения в социальной журналистике.

В процессе работы над материалом социальный журналист использует существующие общенаучные методы и процедуры, дополняя или видоизменяя некоторые из них в соответствии с определенными функциями и задачами. Чаще всего используется метод типологи-зации и ситуативного анализа.

Социальная журналистика использует выразительные возможности всех жанровых групп. Перед тем, как рассматривать особенности жанров, обратимся к наиболее полному определению данного понятия. Его дал С. М. Гу-ревич: «Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики» [1. С. 178]. Чаще всего информационные жанры используются для проведения журналистами различных акций, информационных кампаний. Из художественно-публицистических жанров можно выделить очерк и зарисовку. Наиболее популярной разновидностью является проблемный очерк. Тематические особенности делают аналитиче-

ские жанры часто используемыми в социальной журналистике.

На основе проведенного исследования мы смогли выделить наиболее существенные рекомендации, которые будет полезны социальному журналисту или любому корреспонденту, целью которого является создание полноценного материала на социальную тематику.

1. Важная особенность социальной журналистики - глубокое, а не поверхностное рассмотрение темы. Для того, чтобы иметь целостное представление о проблеме и быть способным представить его читателю, важно накапливать материал, письменно фиксировать все интересные подробности, сохранять информацию, не вошедшую в опубликованный материал.

2. Именно в социальной журналистике особое значение имеет нравственная позиция журналиста. При её формулировке необходимо учитывать мнение общества и его реакцию в отношении данного материала.

3. Правильный выбор темы - залог успешного социального журналистского материала. Тема должна быть не только актуальна и интересна читателю, как любой журналистский материал. Нужно, чтобы она была действительно социальной: имела в своей основе «острую» проблему, которую возможно разрешить, привлекая рядовых граждан. Именно социальная журналистика должна использовать сложные для интерпретации темы. К ним И. М. Дзяло-шинский в работе «Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям» относит «шовинизм, ксенофобию, клерикализм, национальную нетерпимость» [2. С. 5].

4. Социальному журналисту следует быть острожным на этапе сбора информации. Очень часто ему приходится сталкиваться с ситуациями, когда нельзя остаться равнодушным наблюдателем и необходимо вмешаться. Необходимо беспристрастно проанализировать происходящее и поступить правильно с точки зрения профессиональной журналистской этики.

5. Стоит обратить особое внимание на нетрадиционные методы сбора информации. Такой вид журналистского эксперимента, как «журналист меняет профессию», незаменим в арсенале социального корреспондента, поскольку позволяет наиболее глубоко погрузиться в изучение рассматриваемой проблемы и выявить скрытые от общества факты и явления.

6. Невозможно создать полноценный журналистский материал на социальную тематику без общения с людьми. Одна из базовых задач

социальной журналистики - коммуникация, «включение» разных слоёв общества в диалог. Поэтому нельзя ограничиваться исключительно такими методами, как наблюдение и работа с документами.

7. Социальная журналистика заключается не в передаче событий, а в их анализе. Поэтому важно уметь не только передать факт, но и оценить его с разных точек зрения, вывести на первый план его воздействие на общество и отдельных людей.

8. Важную роль в социальной журналистике играет отбор фактов. Важно не только заинтересовать читателя. На первый план выходит задача раскрытия и анализа общественной проблемы. Вся собранная информация должна соотноситься именно с этой задачей.

9. Социальные журналисты борются за становление и развитие гражданского общества и гражданское воспитание его представителей. В этом контексте становится важно побудить читателя к активным действиям. Один из способов воплощения этой задачи - использование в материалах анонсов о различных социальных акциях и мероприятиях.

10. Социальный журналистский материал обязательно должен содержать в себе ответ на вопрос «Что делать?» Поэтому необходимо предложить способ решения проблемы, рассмотренной в материале. Предельно наглядно это возможно сделать с использованием прогнозирования.

Список литературы

1. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов [Текст] / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

2. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Текст] / И. М. Дзялошинский. - М. : Престиж, 2006. - 104 с.

3. Катенева, И. Г. Социальная журналистика как особая система в сфере деятельности и функционирования СМИ [Электронный ресурс] / И. Г. Катенева. - URL: www.lib.nspu. ru/umk/36d427ef674f0d04/ (дата обращения: 08.12.2014).

4. Олешко, В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху? [Текст] / В. Ф. Олешко // Вестник Чел-ГУ. - 2012. - № 5. - С. 113-118.

5. Фролова, Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня: учеб. пособие по

социал. журналистике [Текст] / Т. И. Фролова. - М. : АСИ, 2009. - 288 с.

M. A. Bondarevskaya

FEATURES OF THE ESTABLISHMENT OF SOCIAL TOPIC'S JOURNALISTIC TEXTS (EXAMPLE ON OWN MATERIAL)

Today, against the backdrop of the overall commercialization of the media are increasingly the first place put infoteyment, forgetting about its role as a social institution. Social journalism is intended to form the moral model of society and to provide real assistance to the society. Existing domestic science journalism few studies mainly focused on the study of substantive aspects of this area ofjournalism. We approached it meaningful, formal, "production" features.

Keywords: social journalism, the media, the genre, the journalistic text.

References

1. Gurevich, S. M. (2004) Gazeta: vchera, segodnya, zavtra [=Newspaper: yesterday, today and tomorrow], Moscow, Aspekt Press, 288 p. (In Russ.).

2. Dzyaloshinskiy, I. M. (2006) Zhurnalistika souchastiya. Kak sdelat SMI poleznyimi lyudyam [=Journalism complicity. How do the media useful to people], Moscow, Prestizh, 104 p. (In Russ.).

3. Kateneva, I. G. Sotsialnaya zhurnalistika kak osobaya sistema v sfere deyatelnosti i funktsionirovaniya SMI [=Social journalism as a special system in the activities and functioning of the media], available at: www.lib.nspu.ru/umk/36d427ef674f0d04/, accessed: 08.12.2014. (In Russ.).

4. Oleshko, V. F. (2012) Sotsialnaya zhurnalistika: kakoy ona dolzhna byit v informatsionnuyu epohu? [=Social journalism: what it should be in the information age?], in: Vestnik ChelGU [=Herald CSU], no. 5, pp. 113-118. (In Russ.).

5. Frolova, T. I. (2009) Chelovek i ego mir v informatsionnoypovestke dnya [=Man and his world in the information agenda], Moscow, ASI, 288 p. (In Russ.).

Бондаревская Мария Александровна - студентка 2 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

liebe_berlin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.