ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ АНИМАЦИИ Н.С. Дмитриева, старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-1-83-90
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей использования мультимедийных технологий и анимации в современной электронной среде обучения. Электронные средства обучения, разработанные с помощью мультимедийных технологий, предоставляют новый инструментарий, преимущества которого в сравнении с традиционными печатными учебниками проявляются, прежде всего, в дистанционном обучении, в возможности динамического обновления учебной информации, а также в интерактивности, позволяя обучающемуся самому становиться субъектом образовательного процесса. Принципы разработки электронных средств обучения включают принцип наглядности, напрямую связанный с методикой мультисенсорного обучения. Благодаря своему формообразующему принципу - движению, анимация становится одним из самых эффективных инструментов формирования изобразительной наглядности в образовательной цифровой среде и представляет практически неограниченные возможности по визуализации не только статичных образов, но и абстрактных понятий и процессов. Использование различных форматов анимации в качестве инструмента обучения отвечает тенденциям в развитии современного образования. Для того чтобы анимация стала действительно эффективным инструментом в создании электронных средств обучения, необходимо учитывать ее принципы и возможности, а также выбирать подходящие методы и техники.
Создание учебных анимационных иллюстраций, роликов и электронных пособий является учебным заданием для студентов института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена, обучающихся на направлении 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики)». В статье приведены примеры учебных и выпускных студенческих работ, наглядно демонстрирующие принципы и возможности использования анимации как важной составляющей электронных средств обучения.
Ключевые слова: мультимедиа, анимация, электронные средства обучения, электронные пособия, учебные анимационные ролики, анимационные иллюстрации.
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирующих новую виртуальную среду. «Результат и процесс создания этой среды соединился в понятии "медиади-зайн"» (Нестерова М.А. 2016, 168), к основным видам которого относится мультимедийный дизайн, включающий в себя различные виды дизайна, такие как гейм-дизайн, веб-дизайн, теледизайн, дизайн электронной среды и т.п.
С понятием медиадизайна тесно связан термин «мультимедиа», трактуемый как «структура, содержательно, функционально и эстетически объединяющая наполнение (контент) разных форматов: текст, графику, зву-
ковой и видеоряд, анимированную графику и прочее» (Дмитриева Н.С. 2021, 36). Таким образом мультимедийный объект может содержать взаимосвязанные блоки вербальной, аудиальной, графической и видеоинформации, а также способ интерактивного взаимодействия с информационными блоками, что достигается использованием определенного набора аппаратных и программных средств ИКТ. Использование мультимедийных форм представления информации в учебном процессе позволяет учащимся воспринимать предмет изучения как единое целое, формируя наглядные связи между отдельными элементами информации. Также использование мультимедийных технологий позволяет активно задействовать методику мультисенсор-
ного обучения (Клещарева Г.А., Ивлиева Т.А., Клещарева А.В., Клещарев И.В., 2021) благодаря возможностям комбинирования инструментов подачи и способов донесения информации.
Электронные средства обучения (ЭСО)
Разработка и использование электронных средств обучения остается актуальным вопросом на протяжении всего периода внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс. Преимущества электронных средств обучения в сравнении с традиционными печатными учебниками проявляются, прежде всего, в дистанционном обучении, а также в возможности динамического обновления учебной информации. Кроме этого, электронные средства обучения обладают интерактивностью, позволяя обучающемуся самому становиться субъектом образовательного процесса.
Электронные средства обучения, разработанные с помощью мультимедийных технологий, предоставляют новый инструментарий для совместного обучения, к которому можно отнести различные электронные образовательные ресурсы, такие как: курсы мультимедийных лекций, семинаров, электронные пособия и презентации, электронные учебники и справочники, компьютерные конструкторы и тренажеры, электронные лаборатории и инструментальная среда. Создание электронного средства обучения включает в себя изучение:
- типов электронных средств обучения, их возможностей и сравнительных характеристик;
- методики мультисенсорного обучения;
- этапов разработки ЭСО;
- структурного и содержательного наполнения электронного обучающего средства;
- теории и методики создания тестовых заданий.
Разработчик электронного средства обучения должен уверенно владеть компьютерными технологиями, уметь работать с текстовыми, графическими анимационными и видеоредакторами.
Разработка электронного средства обучения (в формате электронного пособия и/или учебного анимационного ролика) является заданием для студентов института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена, обучающихся на направлении
44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики)», а также одной из предлагаемых тем выпускной квалификационной работы студента.
Принципы разработки электронных средств обучения
Выполнение задания включает в себя ознакомление и анализ учебных материалов, графических, мультимедийных и интернет-источников, дающих представление о том, что такое электронные средства обучения, их актуальность, возможности, преимущества, разновидности и принципы разработки (Отдел информационных технологий реализации основных образовательных программ, 2008).
При разработке структуры и содержания ЭСО студентам рекомендуется ориентироваться на следующие принципы:
- принцип приоритетности педагогического подхода, реализуемый через постановку образовательной цели и системного подхода к формированию содержания проекта;
- принцип модуля и полноты, реализуемый посредством организации структуры проекта на основе автономных информационных модулей, каждый из которых должен включать теоретическое ядро, практические примеры, задачи и упражнение для самостоятельной работы и контрольные вопросы или задания;
- принцип ветвления и регулирования, реализуемый через использование гипертекстовых связей и включение пользовательских интерактивных элементов управления;
- принцип адаптивности, позволяющий варьировать сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от поставленных задач обучения;
- принцип наглядности.
Последний принцип, используемый в этом случае, гласит: создание ЭСО основывается на методике мультисенсорного обучения. Каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. Соответственно изобразительная наглядность ЭСО включает в себя не только графические иллюстрации, но и видео, аудио фрагменты, а также мультимедийные интерактивные вставки. Одним из самых эффективных инструмен-
тов формирования изобразительной наглядности электронных средств обучения становится анимация.
Основное свойство анимационных изображений - движение представляет практически неограниченные возможности по визуализации конкретных образов и абстрактных понятий, имитации ситуаций и демонстрации различных процессов. Благодаря этому учебная информация превращается в совокупность уникальных коммуникативных характеристик, позволяющих выразить определенную мысль или идею максимально наглядно, доступно и содержательно. Возможность выборочного использования фрагментов анимации очень удобна для пояснения теоретических положений учебного материала. Иллюстрации, статичные или анимационные, или видеофрагменты могут сопровождаться небольшим комментарием, который направляет внимание на изображение, или же обходиться без сопроводительного текста. Кроме этого, использование анимации как составной части ЭСО позволяет сделать учебный процесс более интересным и занимательным для учащихся, повысить их мотивацию к обучению, снять психологические барьеры, создать более комфортную атмосферу на уроке.
а
со tU U
Эч *
3
ЗГ
-о <
И V—
rt О
а. ш о о
5
6
Выпускная квалификационная работа студентки У. Смирновой, выполненная в программе Adobe Flash Professional (рис. 1). Данное пособие основано на одном уроке из учебника для учащихся шестого класса «Изобразительное искусство» и включает три раздела: аннотацию, материалы к уроку, прак-
Для того чтобы анимация стала действительно эффективным инструментом в создании электронных средств обучения, необходимо учитывать ее принципы и возможности, а также выбирать подходящие методы и техники.
В задании, выполняемом студентами, обучающимися направлении 44.03.01 «Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики)», анимация используется как составная часть (содержательная и/или функциональная) электронного учебного пособия или реализуется в формате учебного анимационного ролика.
Электронноеучебное пособие (ЭП)
Электронное пособие - это виртуальное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. В отличие от печатного учебника электронное пособие кроме трех обязательных частей, (классического предметного содержания, упражнений для закрепления материала и контроля знаний), предполагает наличие определенной методики, разрабатываемой в рамках педагогического подхода: проблемного, проектного, контекстного, эвристического и др.
Электронное пособие «Изображение головы в пространстве», 2012 г.
тикум. Основой содержательной части пособия являются интерактивные графические иллюстрации, нажатие на которые позволяет вывести пояснительный текст. Практическая составляющая представлена рисованием головы Аполлона Бельведерского (семь этапов с наглядными примерами и методическими ре-
Рис. 1. Титульный лист электронного пособия
комендациями), а контрольный блок представляет собой познавательную электронную игру «Создай портрет», где учащимся предлагается выбрать детали портрета (глаза, нос, рот) в соответствии с исходной композицией и ракурсом изображенной на нем головы.
Анимация в данном пособии выполняет прикладную функциональную роль, как составляющая мультимедийного дизайна.
Электронное пособие «Основы флеш-анимации», 2020 г.
Рис. 2. Презентационный плакат электронного пособия
Выпускная квалификационная работа студента Е Тунхуэй (КНР), выполненная в программе Adobe Flash Professional (рис. 2). Содержанием данного пособия является описание и динамические иллюстрации пяти основных видов флеш-анимации. Пособие состоит из анимационной титульной страницы, аннотации, теоретической части, в которой дается определение флеш-анимации и краткая история ее развития, практической части, списка источников и глоссария. Так как основной тема пособия связана с демонстрацией
различных видов флеш-анимации, то сама анимация является в нем одновременно и содержанием, и выполняет прикладную функциональную роль, как составляющая мультимедийного дизайна.
Анимационный учебный ролик
Учебная анимация или наглядное анимационное пособие (АП) отличается от электронного пособия отсутствием интерактива и представляет собой законченный видеофрагмент, иллюстрирующий заданную тему. Учебная анимация может включать классиче-
ское предметное содержание и/или примеры упражнений для закрепления материала и контроля знаний.
Учебный анимационный ролик может представлять собой самостоятельный проект или являться частью электронного пособия.
Анимационное пособие «Эмоции, цвет, действия», 2022 г.
Выпускная квалификационная работа студента Ван Сюаньчао (КНР), выполненная в
программе Adobe Flash Professional. Темой анимационного учебного ролика является демонстрация связи между эмоциями, цветом и характером действий анимационного персонажа на примере динамических иллюстраций с простым сюжетом и текстовыми пояснениями «Радость» (рис. 3), «Гнев» (рис. 4), «Печаль» (рис. 5).
Рис. 3. Фрагмент анимационного пособия - радость
Рис. 4. Фрагмент анимационного пособия - гнев
Рис. 5. Фрагмент анимационного пособия - печаль
Анимационное пособие «12 принципов классической анимации», 2024 г.
Разработка и создание данного пособия является учебным заданием для студентов четвертого курса модуля «Веб-дизайн и мультимедиа».
В качестве примера студентам предлагается ознакомиться с серией анимационных иллюстраций на данную тему, подготовленных для курса «Классическая 2D анимация» интернет-портала AnimationSchool. Авторы иллюстраций - преподаватели курса Э. Курчевский, М. Леонова, К. Погорелова и К. Иноземцева. Иллюстрации разработаны на основе персонажа, созданного преподавателем курса «Визуальная разработка» А. Ситари (https://animationschool.ru/blog/12-principov-animacii/).
На этапе подготовки студентам необходимо выбрать одну из предложенных тем, каждая из которых представляет один из 12 принципов классической анимации по Диснею, и подготовить описание концепции, целей и задач анимационного пособия. Далее необходимо подобрать и структурировать информацию для пособия, придумать сюжет, создать раскадровку и подготовить эскизы. На этапе реализации анимационные элементы объединяются в единую линейную структуру, по необходимости дополняются визуальными эффектами, текстовым комментарием и звуковым сопровождением. Итогом работы становится публикация пособия в видеоформате (рис. 6-8).
Рис. 6. Фрагмент анимационного пособия «Дополнительное действие (Secondary action)»,
учебная работа студента Дин Баодун (КНР)
Чтобы добавить ему выразительности, можно изменить его внешность через преувеличение разных ее деталей;
Рис. 7. Фрагмент анимационного пособия «Преувеличение, утрирование (Exaggeration)», учебная
работа студента Чжан Шэнхо (КНР)
Рис. 8. Фрагмент анимационного пособия «Преувеличение, утрирование (Exaggeration)», учебная
работа студентки Ван Ицзе (КНР)
Заключение
Анимация, формирующая новый принцип визуальной наглядности в цифровой среде и включаемая в этом качестве в образовательный процесс, становится действенным инструментом обучения и развития профессиональных навыков на разных уровнях образования. Являясь одним из видов мультимедиа,
ных структур, анимация позволяет визуализировать самые разные образы, процессы и понятия, создавать интерактивные среды для обучения и повышать интерес к изучаемому материалу. Использование различных форматов анимации в качестве инструмента обучения отвечает тенденциям в развитии современного образования.
а также важной составляющей мультимедий-
Библиографический список
1. Дворко, Н.И. Интерактивные цифровые медиа: к вопросу о подготовке графических дизайнеров для цифровой среды / Н.И. Дворко // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: материалы Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2016. -С. 90-94.
2. Дмитриева, Н.С. Особенности обучения анимации при подготовке специалистов-дизайнеров // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сборник научных трудов Региональной научно-практической конференции, Хабаровск, выпуск 4. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. - С. 3538.
3. Клещарева Г.А., Ивлиева Т.А., Клещарева А.В., Клещарев И.В. Мультисенсорная методика обучения в школах // Новые научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, часть 2. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 180-183.
4. Нестерова, М.А. Анализ опыта использования образа анимационного персонажа в японском медиадизайне // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сборник научных трудов, посвященный Году российского кино. В 2 ч. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2016. - С. 166-172.
5. Отдел информационных технологий реализации основных образовательных программ // Разработка электронного пособия на основе электронной оболочки СТ-«М-Тест»: краткие методические рекомендации. - Улан-Удэ: Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева, 2008. - 15 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studylib.ru/doc/699737/razrabotka-e-lektronnogo-posobiya.
FEATURES OF CREATING EDUCATIONAL ANIMATION
N.S. Dmitrieva, Senior Lecturer
Herzen State Pedagogical University of Russia
(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. The article is devoted to considering the possibilities of using multimedia technologies and animation in a modern electronic learning environment. Electronic learning tools, developed with the help of multimedia technologies, provide new tools, the advantages of which in comparison with traditional printed textbooks are manifested, first of all, in distance learning, in the possibility of dynamic updating of educational information, as well as in interactivity, allowing the student to become the subject of the educational process. The principles for developing electronic learning tools include the principle of visibility, which is directly related to the methodology of multisensory learning. Thanks to its formative principle - movement, animation becomes one of the most effective tools for creating visual clarity in the educational digital environment and presents almost unlimited possibilities for visualizing not only static images, but also abstract concepts and processes. The use of various animation formats as a teaching tool meets trends in the development of modern education. In order for animation to become a truly effective tool in creating electronic learning tools, it is necessary to take into account its principles and capabilities, as well as choose appropriate methods and techniques.
The creation of educational animated illustrations, videos and electronic manuals is an educational task for students of the Institute of Art Education of the Herzen State Pedagogical University of Russia, studying in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, focus (profile) «Additional education (in the field of design and computer graphics)». The article provides examples of educational and graduation student works that clearly demonstrate the principles and possibilities of using animation as an important component of electronic learning tools.
Keywords: multimedia, animation, electronic learning tools, electronic manuals, educational animation videos, animated illustrations.