Научная статья на тему 'Особенности создания региональных газотранспортных систем'

Особенности создания региональных газотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / OIL AND GAS RESOURCES / TRANSPORTATION SYSTEMS / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы транспортировки минерального сырья на внешние рынки и проблемы использования отечественного оборудования для строительства магистральных трубопроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATION OF REGIONAL GAS-TRANSPORT SYSTEMS

In the article the questions of transportation of mineral raw materials on foreign markets and problems of use of the domestic equipment for building of the main pipelines are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности создания региональных газотранспортных систем»

УДК 665.6/.7

Константинова Светлана Анатольевна

Konstantinova Svetlana Anatolievna

соискатель кафедры экономической теории и национальной экономики Мурманского государственного технического университета тел.: (921) 283-78-85

post-graduate student of the chair of economic theory and national economics, Murmansk State Technical University tel.: (921) 283-78-85

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

FEATURES OF CREATION OF REGIONAL GAS-TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация:

The summary:

В статье рассматриваются вопросы транспортировки минерального сырья на внешние рынки и проблемы использования отечественного оборудования для строительства магистральных трубопроводов.

In the article the questions of transportation of mineral raw materials on foreign markets and problems of use of the domestic equipment for building of the main pipelines are considered.

Ключевые слова:

нефтегазовые ресурсы, транспортные системы, экономический эффект.

Keywords:

oil and gas resources, transportation systems, economic effect.

Осенью 2011 г. состоялось знаковое для России и Европейского союза событие - ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода «Северный поток» (Nord Stream), производительностью 27,5 млрд. куб. м газа. Это сопоставимо с пропускной способностью украинских газопроводов, через которые до недавнего времени осуществлялись основные поставки газа из России в Европейский Союз, составляющей 150 миллиардов кубометров газа в год.

До сих пор «Газпром» был соединен с жизненно важным для себя европейским рынком газа двумя транспортными коридорами: одним - через Беларусь и Польшу, другим, по которому шли около 80 % экспортных поставок, через Украину. Теперь появился третий транспортный коридор. Он даст «Газпрому» возможность, если будет соответствующий спрос, существенно расширить объемы своих продаж. Но одновременно он позволит, при необходимости, сократить прокачку газа через украинскую сеть. Такая необходимость может возникнуть как из-за очередного газового конфликта между Москвой и Киевом, так и из-за все более вероятных технических сбоев на достаточно устаревших украинских трубопроводах. С этого дня начались прямые коммерческие поставки российского газа в Европейский союз.

Подводный газопровод «Северный поток», Nord Stream является принципиально новым маршрутом для экспорта российского газа в Европу. Это абсолютно новый маршрут экспорта российского газа в Европу, соединяющий балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда.

Структурная схема газопровода «Северный поток» состоит из четырех крупных объектов:

- компрессорной станции в бухте «Портовая», которая находится на российском побережье, вблизи Выборга;

- двух веток трубопровода, длиной 1 224 км, с пропускной способность 27,5 млрд. куб. м газа в год каждая, проложенных параллельно по дну Балтийского моря;

- приемного терминала на выходе трубопровода вблизи Любмина (Германия);

- управляющего центра в Цуге (Швейцария) - штаб-квартиры компании Nord Stream AG, которая является владельцем и оператором газопровода «Северный поток».

Общая стоимость трубопровода «Северный поток» оценивается в 10 миллиардов долларов (7,4 млрд. евро), 7,4 млрд. евро, 30 % от указанной суммы внесено членами Nord Stream AG, остальные средства привлечены международными банками и кредитными организациями (всего около 30 участников).

Целью строительства является транзитные поставки газа в Германию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию и другие страны.

Новый газопровод имеет большое экономическое значение, обеспечивая растущие потребности европейского рынка в природном газе, которые, по прогнозам аналитиков, в ближайшее время могут возрасти более чем в половину. Благодаря соединению в единую цепь газовых месторождений, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, газопровод «Северный поток» сможет удовлетворить до 25 % этой дополнительной потребности в импортируемом газе. При этом весь объем газа по проекту уже законтрактован крупными международными энергетиче-

скими компаниями. Строительство второй нитки газопровода позволит увеличить его пропускную способность до 55 млрд. куб. м. Также в ближайшие годы планируется добавить к «Северному потоку» третью ветку «Мурманск - Волхов», и газопровод выйдет на полную мощность. Штокмановское газоконденсатное месторождение, разрабатываемое «дочерним» предприятием Газпрома -

000 «Севморнефтегаз» может стать, по прогнозам, едва ли не одной из основных сырьевых баз для поставок по газопроводу.

Единая Система Газоснабжения России включает в себя как действующие сырьевые базы, например Южно-Русское нефтегазовое месторождение, так и перспективные месторождения полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы, Штокмановское. Разработка последнего обеспечит поставки газа потребителям Северо-Западного региона России и экспортные поставки по газопроводу «Северный поток». Строительство газопроводной ветки «Мурманск - Волхов», протяженностью -

1 365 км и планируемой производительностью - до 50 млрд. куб. м газа в год в зависимости от объемов добычи на Штокмановском месторождении позволит реализовать социально значимую программу газификации Мурманской области и Карелии. Это ускорит промышленное развитие СевероЗападного региона.

В целом же реализация этого крупнейшего инвестиционного проекта в регионе уже становится одним из стимулов экономического роста за счет создания новых рабочих мест, налоговых поступлений, развития смежных отраслей промышленности. Например, трубы для строительства второй нитки газопровода «Северный поток» вместе с иностранными производителями будет поставлять Объединенная металлургическая компания (Выксунский металлургический завод, входящий в ОМК). К сожалению, из всех российских трубопрокатчиков лишь она представила продукцию, которая устроила компанию Nord Stream AG, строившую газопровод, по цене и качеству. Ижорский трубный завод, принадлежащий «Северстали», не смог выдержать ценовую конкуренцию. А еще один трубопрокатный завод России в Челябинске - ЧТПЗ - пока не располагает требуемыми для данного проекта производственными мощностями. Остальные российские трубопрокатные заводы пока не могут похвастаться производством труб большого диаметра подводного класса. Остается только надеется, что тенденция все-таки изменится, и Россия будет поставлять отечественную металлургическую продукцию на экспорт, а не наоборот. Пока основную часть труб для «Северного потока» поставила компания Europipe - 65 %. Доля труб японской компании Sumitomo в этом проекте составит 10 %. Из продукции ОМК будет состоять лишь четверть второй нитки газопровода, а значит 75 % денег, которые могли бы быть вложены в российскую промышленность, уйдут за границу. Заказ на оборудования и материалов компрессорной станции «Портовая» полностью отдан компании Siirtec Nigi S.p.A, базирующаяся в Милане (Италия). Компания Siirtec Nigi остановила свой выбор на силикагелях производства BASF, отечественные комплектующие даже не рассматривались.

В целом проект «Северный поток» включает в себя создание важнейших трансграничных транспортных мощностей, и направлен на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности России и Европы.

В дополнение к физической возможности прямых поставок газ в Европу, проект «Северный поток» позволит укрепить также коммерческие связи с крупнейшими западноевропейскими партнерами: это германские энергетические компании BASF (через свою дочернюю компанию Wintershall) и E.ON, которым принадлежат по 15,5 % акций, голландская газовая инфраструктурная компания Nederlandse Gasunie и французская GDF SUEZ, которым принадлежат по 9 %. При этом контрольный пакет акций в 51 % принадлежит российскому «Газпрому». Тесное сотрудничество в данной сфере взаимовыгодно и для России и для Европы.

Следует также отметить несомненный сдвиг в возможности решения и другой немаловажной проблемы: сильной изношенности уже существующих трубопроводных систем. Известно, что значительная часть нефтепроводов превысила нормативный срок службы. Уже около 40 % нефтепроводов эксплуатируются свыше 30 лет и почти столько же имеют срок эксплуатации от 20 до 30 лет. Система же магистральных газопроводов хоть и была введена в эксплуатацию несколько позже, но и тут уже почти 15 % газопроводов выработали нормативный срок службы. При этом следует иметь в виду, что стоимость нефтегазотранспортной системы составляет многие триллионы рублей. А общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км, магистральных газопроводов - более 160 тыс. км. Впрочем, как показывают исследования, срок службы 70 % трубопроводных систем можно продлить на 12-15 лет за счет введения научно обоснованной системы мониторинга и диагностики состояния нефте- и газопроводов и своевременного проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению транспортных систем. А введение в строй газопровода «Северный поток» позволит снизить нагрузку на уже существующие трубопроводные системы и планировать их поэтапное восстановление. В частности, позволит провести ремонт и реконструкцию действующего газопровода «Грязовец - Ленинград».

В целом для России «Северный поток» является скорее политическим, а не экономическим проектом, позволяющим, однако, увидеть низкую конкурентоспособность отечественных производственных компаний по сравнению с зарубежными, и стать своего рода стимулом к развитию промышленности России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.